Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

«Центр развития – детский сад № 86»

Конспект занятия по познавательной деятельности

В подготовительной группе

«Нелюбимое животное»

Выполнила: воспитатель

Ковалева Елена Владимировна

Чита 2012

«Нелюбимое животное»

Цель: 1.Воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым животным.

2.Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных.

3.Формировать правила поведения с этими животными.

4.Обучить детей новому виду ручного труда «Изонить» (рисование нитью).

Ход занятия:

1.Динамическая пауза.

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают.

2.В –ль:Сегодня Эльвира Лаврентьевна (помощник воспитателя) мыла полы и отодвинула шкаф, а там паутина и ее хозяин-маленький черненький паучок.

У Эльвиры Лаврентьевны доброе сердце, и она не стала его обижать. Знаете, что она сказала?

«Он живой, а значит имеет право на жизнь»

Что стало с этим паучком, вы узнаете чуть позже. А сейчас мы с вами поговорим на очень важную темы.

3.В-ль:– Люди всегда любили деревья, травы, цветы, птиц, насекомых, зверей.

Но не всех! Все ли животные любимы человеком?

Всех ли любите и бережете вы? Почему?

Назовите своих любимцев и нелюбимцев. (ответы)

Многие люди не любят мышей, крыс, тараканов, комаров, пауков, мух, червей, жаб, лягушек, змей.

А за что их не любите вы?

4. Рассматривание картинок.

Муху не любят за то, что садится на пищу, разносит болезни, надоедливая, кусается.

5. Послушайте, какой случай произошел в США.

В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожили надоедливую мошкару, которая мешала наслаждаться природой. Это была серьезная работа- вертолеты опрыскивали эту мошкару, потратили много денег. И вот успех- мошкара полностью исчезла… А потом исчезла и рыба в озере, и птицы кругом…

6.В-ль: – Ребята, мы часто расцениваем мух, мошкару как вредных животных, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь питания.

Оказывается мухи, комары приносят огромную пользу, они служат кормом для птиц, рыб, лягушек, пауков.

7.Д/и «Пищевые цепочки»

(орел-змея-лягушка-насекомые)

(кошка-мышь- пчела)

(птица-лягушка-паук-муха(комар))

8. В-ль: А вот и наш паучок, который жил у нас за шкафом.

Хотите его посмотреть?(рассматривание паука)

Многие люди боятся пауков, считают их страшными и вредными. Но давайте подумаем, разве паук нападает на людей?

Он их кусает?

Посмотрите, какой он забавный, живой! У него целых 8 лапок, брюшко, голова.

Если в нашем сердце живет доброта, то неужели нам, сильным и большим, нужно его обижать?

Вы видели когда- нибудь в лесу красивейшую паутину, созданную пауком? Сколько труда, умения, ловкости ему надо, чтобы сплести эти удивительные кружева!

А зачем он плетет паутину?

Он полезный или вредный?

Вывод: Паучка надо выпустить, отпустить в подвал, пусть он там мошек ловит

9.Физкультминутка

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла

Мы тоже можем так.

Пастух в лесу трубит в рожок

Ругается русак

Сейчас он сделает прыжок

Мы тоже можем так.

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг

На двух ногах, на двух руках

Мы тоже можем так.

10. Беседа: В природе не существует ничего вредного и ненужного. Многие люди не любят змей. А некоторые, увидев змею, хватают палку и гоняются за ней, чтобы убить. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат серьезные болезни. Кроме того, змея никогда не нападает на человека первая, она сама его боится. Змея труднозаметная, лежит себе где-нибудь и ее не видно. Если на нее наступить, она, конечно, защитится и укусит. Но если вести себя осторожно: смотреть под ноги, палочкой проверять дорогу под ногами. Змея первая услышит шаги и уползет. Змеи всегда предупреждают человека шипением. Когда они шипят, они говорят: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу!».

11. Давайте попробуем представить, что испытывает змея, когда ее тревожат.

Представьте, что вы – змеи. Вы лежите в лесу на траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц. Сон разморил вас… И вдруг на вас идет огромный великан, он кричит, топает ногами. Вот-вот наступит на вас и раздавит. Страшно вам? И змее страшно. Поэтому она и шипит, предупреждает, чтобы ее не раздавили.

12. А вот и жаба. Жаба - из тех, кого люди не любят и часто подвергают истреблению, уничтожению.

«Жаба, жаба, бейте ее!»- часто кричат мальчишки.

Люди думают, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это глупости. Да, действительно, жабы выделяют на своей коже беловатую жидкость, но никакого вреда от нее нет. Это ее защита от хищников. У жабы нет клыков, ногтей, а если хищник лизнет эту жидкость. То от неприятного вкуса он навсегда потеряет желание нападать на жаб.

Лягушки и жабы – замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот такие помощники людям.

13. Словесная игра:

Какое слово подходит змее:

(зеленый, порхает, шипит , летит, трудолюбивая)

Пауку:

(мед, муравейник, желтый, плетет , собирает)

лягушке:

(прыгает, зеленая, шипит, летает)

Не забываете ребята, что все животные полезные и нужные человеку.

14. Стихотворение «Про всех на свете»

Все-все-все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше, нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд-

Кто делает мед. И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки - не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны.

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все-все-все на свете

На свете нужны!

И это все дети запомнить должны!

15. После занятия отправляемся на улицу и отпустим паучка.


Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашутисты.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

Ход занятия.

В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна.

Орг. игра с воздухом «Парашют»
- Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
- Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.

Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Опыт с пакетом.
- А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
- Что в них находится? (воздух)
- Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) - Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха.
- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
- Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
- Что это? (надувает пузырь)
- Что внутри них? (воздух)
- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
не замерзнуть ли пузырьки на улице.
А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

Алина Комиссарова
Конспект занятия по познавательной деятельности с детьми старшей группы «Мы настоящие исследователи»

Тема : Мы - настоящие учёные- исследователи .

Цель : развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать и закреплять умение детей быстро находить геометрические фигуры определённого цвета и формы, ориентироваться на листе бумаги.

Задачи :

Воспитательные :

Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь,

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развивающие :

Развивать у детей мыслительные операции : умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

Образовательные :

Дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса ; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

Обогатить словарь детей новыми словами.

Словарная работа : лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование :

Ноутбук;

Экран и проектор для презентации;

Машина мыльных пузырей;

Магнитная доска;

Музыкальное сопровождение;

«профессорские» шапочки;

Полиэтиленовые мешочки (по количеству детей) ;

Стаканчики с водой (по количеству детей) ;

Коктельные трубочки (по количеству детей) ;

Кораблики с бумажными парусами;

Сосуд – «море» для корабликов;

Вееры (по количеству детей) ;

Воздушный шарик.

Логика построения организованной деятельности детей

1. Организационный момент

(Воспитатель настраивает детей на начало НОД , используя психогимнастику )

Воспитатель : Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Воспитатель : Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

Постановка цели, игровая ситуация.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей старшей группы «Цветик- семицветик» . Это, наверное, нам. Диск. Хотите посмотреть, что там?

Дети : да.

(Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемушкина)

Почемучкин : Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Почемушкин.

(Звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики» .)

Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть , ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?

Воспитатель : Ребята поможем профессору Почемушкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов : существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в лабораторию к профессору Почемушкину и, как настоящим ученым , провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны?

Дети : Да

Воспитатель : Чтобы стать настоящими , учёными - исследователями , предлагаю провести небольшую тренировку умников и умниц :

Правую руку вверх

Правую руку вниз

Правой рукой потрясём

И повернёмся кругом.

Левую руку вверх,

Левую руку вниз,

Левой рукой потрясём

И повернёмся кругом.

Правую ногу вперёд,

Правую ногу назад,

Правой ногой потрясём

И повернёмся кругом.

Левую ногу вперёд,

Левую ногу назад,

Левой ногой потрясём

И повернёмся кругом.

Всем туловищем вперёд,

Всем туловищем назад,

Покрутись, повертись,

В умников и умниц превратись.

Молодцы, вы прошли подготовку и готовы отправиться в лабораторию профессора Почемушкина. Подойдите к столу и оденьте профессорские шапочки. Но только лаборатория закрыта на два замка и чтобы их открыть мы должны выполнить два задания.

Посмотрите вот цветочная поляна, а на доске схема- ключ, чтобы сложить дорожки- тропинки через эту поляну. Посмотрите внимательно и начинайте работать. Цветные картонки у вас лежат на этой же поляне.

Воспитатель : Молодцы, первый замок открылся. Чтобы открыть второй замок мы должны прочитать письмо от Профессора Почемушкина.: «Напишите математический диктант : Поставьте, пожалуйста красный прямоугольник в левый верхний угол, синий треугольник в правый верхний угол. Красный треугольник в нижний правый угол, жёлтый круг в левый нижний угол. Синий квадрат поставьте, пожалуйста, в центр листа. В середине под синим квадратом поставьте зелёный треугольник. В середине над синим квадратом поставьте жёлтый квадрат.» Диктант закончен, можно проверять. (дети последовательно называют места расположения фигур, выложенных на листе) Проверьте самостоятельно ваши диктанты с помощью схемы.

Воспитатель :У всех правильно, значит дверь в лабораторию открыта. Ребята проходите и занимайте столики.

Воспитатель : послушайте загадку

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

Дети : Воздух!

Воспитатель : Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

Дети : Бумага в стакане остается сухой.

Воспитатель : Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Вывод 1 : Воздух существует!

Воспитатель : Ребята, а вы видели, этот воздух?

Дети : Нет.

Воспитатель : Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.

Дети : Невидимый.

Воспитатель : а какого он цвета?

Дети : бесцветный, прозрачный.

Воспитатель : а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).

Дети : ничем, он без запаха.

Вывод 2

Воспитатель : Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха.

Воздух невидимый, чтобы его увидеть , его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Дети : Соломинки.

Воспитатель : Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют) .

Воспитатель : Ой, что это?

Дети : пузырьки.

Воспитатель : а что они делают?

Дети : Пузырьки поднимаются наверх.

Воспитатель : почему?

Дети : мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.

Вывод 3 : вот мы и доказали : оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети : мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Поиграем с носиком» )

Воспитатель : Мы настолько привыкли дышать , что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать . Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.

Вывод 5

Воспитатель : Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками : «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!» .

И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

Вначале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод : Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

Физкультминутка :

Ветер веет над полями

И качается трава

Облако плывёт над нами

Словно белая гора

Ветер пыль над полем носит

Наклоняются колосья

Вправо- влево, взад- вперйд

А потом наоборот (поворот на месте)

Воспитатель : В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Дети : Пускать их по воде.

Воспитатель : А как же они будут плыть?

Дети : Можно на них подуть.

Воспитатель : Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : В лицо дует ветерок.

Воспитатель : Смотрите : воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

Вывод 6 : ветер – это движение воздуха.

Воспитатель : А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями из машины мыльных пузырей) .

Вывод 7 : Воздух очень лёгкий.

Воспитатель : Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и профессору Почемушкину все рассказать.

(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)

Вывод 1 : Воздух существует!

Вывод 2 : Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.

Вывод 3 : Воздух живет вокруг нас и внутри нас.

Вывод 4 : Человек не может жить без воздуха.

Вывод 5 : Воздух- легче воды

Вывод 6 : Ветер – это движение воздуха.

Вывод 7 : Воздух очень лёгкий.

АУТОТРЕНИНГ

Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)

Воспитатель : Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?

Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.

(Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)

Воспитатель : Хотите, мы этот шарик подарим профессору на память о нас., отправим по почте. ?

Дети : да, конечно.

Воспитатель : Давайте скажем нашей аудитории спасибо за то, что внимательно слушали нас и до свидания. А вы ребята мне поможете найти ближайшую почту.