Технологическая карта организованной учебной деятельности для детей средней группы

Образовательная область: «Социум»

Раздел: ООМ

Тема: Труд людей осенью.

Цель: иметь представления о труде людей осенью.

Задачи: Формировать обобщенные представления о труде взрослых осенью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации сбора урожая в саду, на огороде, в поле.

Словарная работа: урожай, комбайн, удобрения.

Билингвальный компонент: урожай - егін, труд – еңбек.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Загадывает загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я… (осень)

Что происходит с деревьями и кустарниками?

Какую одежду люди одевают осенью?

Куда улетают перелетные птицы?

Сообщает тему занятия.

Отгадывают загадку,

отвечают на вопросы.

Слушают.

Организационно –поисковый

Рассказ сопровождает показом картинок об уборке урожая.

Словарная работа.

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Физминутка:

Иван, Иван, вырывай бурьян

Чтоб росла редиска,

Чтоб росла морковка,

Зеленел лучок.

Не ленись дружок!

Билингвальный компонент

Знакомит с пословицами о труде:

« Поле труд любит».

«Труд кормит, а лень портит»

Предлагает объяснить их значение.

Д/и «Угадай профессию »

Цель: уточнить знания детей о профессиях.

Поле - полевод

Хлеб - хлебороб

Сад - садовод

Цветы - цветовод

Комбайн – комбайнер

Овощи - овощевод

Слушают, рассматривают картинки, запоминают.

Наклоняются и обеими руками « вырывают сорняки», отбрасывают их в сторону от себя.

Имитируют посев семян, работу граблями.

Слушают, повторяют, запоминают.

Слушают, запоминают, рассуждают.

Называют профессии.

Рефлексивно – корригирующий

Подводит итог занятия: Чем занимаются люди в саду осенью?

Что делают на огороде осенью?

В поле?

Оценивает деятельность детей.

Отвечают,

слушают.

Ожидаемый результат:

знать: осенние явления.

иметь: представление о труде людей осенью в поле, на огороде, в саду.

уметь : отвечать на вопросы, различать профессии.

Составитель:

Айгумова Светлана Магомедовна,

воспитатель

МБДОУ детский сад "Белоснежка"

п.Солнечный Сургутский рн

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Р азвивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Р ечевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

В оспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

Информационно – рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона , грач, галка, голубь, ласточка, воробей , утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень» .

Задачи:

образовательные:

  • Формировать представления о чередовании времен года.
  • Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
  • Обобщать представления об овощах и фруктах.
  • Знакомить с традиционным народным календарем.
  • Приобщать к русскому народному творчество.

развивающие:

  • развивать познавательную активность, творчество.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Оборудование:

  • картинки временами года;
  • 3 осенние картины (ранняя, золотая и поздняя осень) ;
  • Листочки из цветной бумаги;
  • Карточки с изображением фруктов и овощей;
  • Презентация «Осень» ;
  • Корзина с фруктами;
  • Муляжи фруктов и овощей.

Части НОД

Вводная часть Беседа

Воспитатель -Ребята, посмотрите на эти картинки. Какое время года нарисовано в них? Но чем отличаются эти картинки? Молодцы, ребята. Правильно определили.

В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. Начинался праздник 14 сентября (начало бабьего лета) – это первые Осенины. К этому времени завершаются все огородные и полевые работы.

Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи.

27 сентября праздновали третьи Осенины. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. В старину были ребята вот такие праздники.

Мотивация

Ребята, я предлагаю вам устроить праздник. А вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Знатоки осени» . За каждый правильный ответ будете получать осенние листочки. Кто соберет самое большее количество листочков, будем победителем – знатоком осени.

Физкульт-минутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

1 задание

«Отгадай загадку» ***

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась...

А как осень пришла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Загадки с рифмами:

Заставит плакать всех вокруг,

Хот он и не драчун, а... (Лук)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (Горох)

Сочная, желтая,

На лампочку похожая. (Груша)

Круглое, румяное,

Я расту на ветку;

Любят меня взрослые и детки. (Яблоко)

2 задание

«Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ «да» , то надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет» , то положить руки на пояс.

Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

3 задание «Собери урожай» . Давайте вспомним, где растут овощи. А где фрукты?

Ребята, вам надо сложить фрукты в корзину, а овощи – в ящик.

4 задание

«Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер -

Холодно -

Пасмурно -

Когда идет дождь-

Молодцы, справились со всеми заданиями. Присаживайтесь ребята на свои места.

5 задание Перед вами картинки. Вам нужно выбрать картинку, где нарисована осень и красиво раскрасить цветными карандашами.

занятия - Молодцы! Со всеми заданиями справились. И показали себя настоящими знатоками природы! Подведем итоги, посчитайте свои листочки. Все молодцы. Получите подарок от Осени корзину с фруктами.

Тема : «Осень золотая».

Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Ход занятия

В гости к детям приходит Чепухарь.

Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)

Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).

Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)

Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)

Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.

Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.

Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.

Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!

Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.

Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.

Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.

Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...

Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.

В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет...

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.

Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.

Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

(И. Мазнин)

Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.

Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)

В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(3. Федоровская)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Гатауллина Гульнара Алимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.г.т. Уренгой
Наименование материала: конспект
Тема: Прогулка в старшей группе "Осенние хлопоты"
Дата публикации: 19.10.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДС КВ « СОЛНЫШКО» Пуровского района п.г.т. Уренгой Открытый показ организации осенней прогулки «Осенние заботы» с детьми старшей группы « Непоседы» для педагогов МБДОУ «ДС КВ «Солнышко» Воспитатель: Гатауллина Г.А. Дата проведения 13.10.2016г.

Уренгой 2016г.

Цель:
Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи
: выявить и расширить представления детей о сельскохозяйственном транспорте; развивать у детей двигательную активность, умение координировать движения с текстом, действовать в подвижных играх по правилам, выбирать водящего с помощью считалок; умение отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарный запас (зерноуборочные, сельскохозяйственный, молотилка, жатка); закреплять знания о признаках осени. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Приоритетные области: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Интеграция образовательных областей:  Речевое развитие (РР) - владение речью как средством общения, обогащение активного словаря; развитие связной диалогической речи.  Физическое развитие (ФР) - приобретение опыта двигательной деятельности, развитие координации движений; овладение подвижными играми с правилами.  Социально – коммуникативное развитие (СКР) - развитие общения и взаимодействие детей между собой; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда.  Познавательное (ПР) - развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений, о свойствах объектов окружающего мира.

Ход прогулки:
Организационный момент. Активизация внимания. - Какое сейчас время года? - А как вы догадались, что осень? - Перечислите признаки осени. - А давайте поиграем в
игру «Осеннее настроение
». Какая осень заставляет нас быть грустными? (идет дождь, на улице холодно) - Какая осень нас радует? (когда светит солнышко, тепло) - Я буду называть признаки погоды, а вы будете изображать настроение. J Пасмурная J Золотая J Дождливая J Солнечная J Хмурая J Светлая J Тоскливая J Холодная J Яркая, теплая, разноцветная. - Вот и ваше настроение изменилось. Вы стали веселыми, улыбки засветились на ваших лицах. Ребята, а что происходит осенью с живой природой? Нам подскажет об этом лесное эхо.
Подвижно-речевая игра
Воспитатель. Эхо лесное спросить я хочу: «Куда это листья лесные пропали? Дети. Опали, опали, опали… Воспитатель. Травы лесные, вас я не вижу?» Дети. Ниже, ниже, ниже…. Воспитатель. Цветы луговые, а вы что пропали? Дети. Завяли, завяли, завяли… Воспитатель. Птички-певички давно вы не пели? Дети. На юг улетели, на юг улетели …. Воспитатель. Рыбки речные, вы где? Дети. На дне, в глубине. На дне, в глубине! Воспитатель. Лягушки и жабы, куда подевались? Дети. В ил закопались, в ил закопались, Воспитатель. Волки и зайцы, про вас мы не знаем!
Дети. Линяем, линяем, линяем! Воспитатель. Так что же случилось в лесу, мы спросим? Дети. Осень, осень, осень! - Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. Какой месяц сейчас идет? - Ой, посмотрите, что это у нас - посылка. Наверно это вам, здесь ваша фотография. Давайте откроем, посмотрим. Здесь письмо и еще конфеты, зачем то. Давайте узнаем, что в письме. «Здравствуйте ребята группы «Непоседы»! пишет вам председатель колхоза «Заря». У нас случилась беда. Уже осень, холодает, нам надо вовремя убрать с поля урожай, но сломалась наша единственная зерноуборочная машина. Помогите нам, найдите недостающуюся деталь и доставьте ее нам. За это мы вам высылаем угощения. Заранее благодарим. Председатель». - Ну что ж, надо помочь ребята? Вы согласны? А теперь, давайте посмотрим, что же это за машина зерноуборочная. Дети достают с посылки картинки с изображениями машин: камаз, пожарная машина, комбайн. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Какая же из них нам нужна? - Правильно, комбайн. А остальные машины, какого вида транспорта. - Да, камаз – грузовой вид транспорта, пожарная – спецтранспорт, а комбайн, кто скажет? - Комбайн, ребята, это сельскохозяйственный вид транспорта. К этому виду еще относят такие машины: молоковоз, трактор, стоговоз, косилки и много других. Здесь в посылке лежат еще картинки с деталями от машин. Какая же деталь нужна комбайну. Рассмотрим. - Правильно, кабина нужна камазу, лестница – пожарной машине, а эта деталь нужна комбайну. Она называется жатка, молотилка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Сейчас мы отправим письмо с нужной частью для комбайна, чтоб председатель успел до снега убрать урожай. - Давайте представим и мы себя колосьями. И нас должен собрать комбайн. Я вам раздаю карточки с изображением колосьев: пшеница, рожь, ячмень.
Игра

называется «Лети, колосок, ко мне в кузовок» (игра средней

интенсивности).

Цель игры: закрепить умение детей различать и называть колосья по

форме, развивать память, внимание, умение соотносить движения со

словами.
(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Ржаной колосок, лети в мой кузовок». Ребята, в руках которых
ржаные колосья подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте загадки, слушайте внимательно, отгадки рядом с вами. J Стоят в один ряд острые пальчики – Цап-царапки: - Подбирай охапки. (грабли) J Когда наводят дружно Порядок и уют, Все, что совсем не нужно, Мне люди отдают (Мусорное ведро). - Давайте же соберем ненужную опавшую листву, покажем какие мы помощники. - Ребята, какие вы молодцы! Как теперь чисто у нас на участке. - Постойте, посмотрите, здесь на столике у меня лежали листочки сухие, а сейчас они влажные. Почему так произошло? (во время прогулки положить свои бумаги на стол)
Познавательно-исследовательская деятельность «Какой осенью воздух?»

Цель: учить детей способам исследования окружающего мира на

примере проведения опыта с воздухом. Развивать логическое мышление,

любознательность, речь.
- Правильно, воздух осенью влажный. А как высушить листы? (батарея, в теплом месте, утюгом) Где быстрее высохнет? Мы придем в группу и разложим листы в разные места и узнаем, где быстрее высохнет. - Ребята, какие вы у меня умные и смышленые. Теперь можно и поиграть в подвижные игры «Мышеловка», «Мой веселый звонкий мяч». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4- описание игр) - А сейчас ко мне подойдут те ребята, которых я назову.
Проводится индивидуальная игра с Алиной, Димой, Машей. Игра

«Достань листочек» - допрыгнуть до листка с места, с разбега.
- А сейчас, ребята мы переходим на спортивную площадку. Происходит смена площадки, вся группа переходит на другую площадку и продолжает самостоятельную двигательную игровую деятельность.
Итоговая работа:
Отправка письма председателю колхоза «Заря» и раздача сладких угощений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Пшеница рис 1 Рожь рис 2 Ячмень рис 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подвижная игра «Мышеловка»
Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше. Оба хором говорят: - Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем! Задача играющих, пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Выбирается один ребенок, он имитирует мяч, подпрыгивает на двух ногах, пока произносится текст: Мой Веселый Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь? Красный, Желтый, Голубой, Не угнаться За тобой! С. Маршак Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Все остальные ребята убегают от мячика, который ловит их. Первый пойманный становится мячом.