Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по художественному - эстетическому развитию

Тема: «Ягода рябина»

(средняя группа)

Подготовил воспитатель:

Максимова О.С.

Задачи:

Обучающие: Уточнить и закрепить представление детей о рябине. Познакомить с приметами, связанные с этим деревом. Выяснить какую роль отводят рябине по отношению к жизни людей и животных. Совершенствовать умение составлять объёмную композицию, создавая образ рябины.

Развивающие: Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Развивать умение разминать и раскатывать пластилин по картону. Активизировать у детей познавательный интерес. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, чувства гармонии и красоты природы, уважительное отношение к объектам природы. Воспитывать эстетический вкус, самостоятельность. Аккуратность в работе.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: ветка рябины, лист картона, пластилин, дощечки для лепки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за рябиной, рассматривание ягод и листьев; разучивание стихотворение с детьми И. Токмаковой «Рябина», загадывание загадок.

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: посмотрите, ребята, какая красивая ветка стоит в вазе.

А от какого дерева она вы узнаете, если отгадаете загадку:

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

Цветки - пчёлам и шмелям,

Плоды – сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке-

Место у беседки.

Конечно же рябина. Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод. Ягоды рябины считаются осенними ягодами, потому что созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус рябины горьковатый. На тех рябинах, что растут в лесу, ягоды остаются до зимы. Любят, рябинкой полакомится птицы, белки.

Ребята, если на одной веточке много ягод, как её можно назвать? (гроздь, кисть) . В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое дерево.

А теперь мы немного отдохнём.

Физкультминутка проводится 2 раза (дети около своих стульчиков)

Рябину ветер раскачал руки вверх, медленно раскачиваем в стороны

С рябины листики сорвал, руки медленно опускаются вдоль туловища.

Листочки ветер покрутил, кружатся вокруг себя

И на землю положил. Приседают

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина веточку рябины с кистью ягод (дети проходят за столы).

Для этого нам понадобится лист картона, на котором изображена веточка рябины, а дополнять мы её будем сделав из пластилина листочки и ягоды.

Листочки какие? (зелёные). А по форме? (овальные). Возьмём пластилин зелёного цвета, раскатаем его между ладонями прямыми движениями, а затем кладём его к веточке и прижимаем .

Далее лепим ягоды. Какая она по форме? (круглая). А по цвету? (красная). Отщипываем небольшой кусочек красного пластилина, катаем его между ладонями круговыми движениями и прикрепляем его к веточке.

Всем понятно задание, приступаем (по ходу воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, советует, показывает).

Воспитатель: посмотрите, какая выразительная и красивая веточка у вас получились! Молодцы, вы сегодня хорошо работали, постарались сделать всё аккуратно и красиво.

Рябинушка – красавица.

Ты очень хороша

Украсила рябинушку

Сегодня детвора.

Все молодцы!


Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе на тему: «Ветка рябины».

Образовательные: развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги, передавать в работе характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листьев) .

Развивающие: учить новому техническому приему – квиллинг, развитие организационных умений: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом; развивать коммуникативные умения: помогать друг другу, выражать свои действия в речи. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, активность, выдержку, умение слушать взрослого и сверстника не перебивая, доводить начатое дело до конца, любовь к природе.

Материал:
Гуашь, альбомные листы бумаги, иллюстрации ветвей рябины; натуральная ветка рябины, кисти; салфетки, стаканчики под воду, полоски из бумаги, клей.

Предварительная работа:
прогулка в парк школы, наблюдение за рябиной, чтение стихов, загадок о рябине.

Ход занятия:

В красном платьице девица,

Вышла с осенью проститься.

Осень проводила,

Платье снять забыла.

И на красные узоры

Первый снег ложится. (Рябина)

Правильно это рябина.

Улетели птицы разные.

Смолк их звонкий перепев.

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

Послушайте, что я вам расскажу о рябинке. В старину рябину не очень-то жаловали, считали, что она ни на что не годиться, и поэтому нещадно вырубали. Однако что-то заставило наших предков внимательно присмотреться к кудрявой красавице. И они поменяли свое отношение к ней. Более того рябина стала символом мира и счастья в семье.

А еще ребята на Руси был праздник русской рябины, в народе называют его Петр и Павел – рябинники. Отмечали этот праздник 23 сентября. Ко дню Петра и Павла созревшая рябина от осенних заморозков становилась сладкой, говорили, что дерево отмечает свои именины.

В этот день собирали ягоды рябины, но часть ее оставляли на кусте. Как выдумаете ребята для кого? Да, правильно, на пропитание зимой дроздам-рябинникам, снегирям, и всякой другой птице. Посмотрите ребята, сколько я набрала рябины. Кто хочет попробовать рябину? (кто смел, тот и съел). Какая рябина на вкус? Ответы детей: горькая, терпкая, невкусная.

Ребята, а как вы думаете, для чего я ягоду набрала? Зачем она мне нужна?

Рябина очень полезная. Ягоды рябины содержат витамины С, Е, микроэлементы и эфирные масла.

Из рябины готовят отвары, которые употребляют при простуде, для полоскания рта, для укрепления десен.

Ребята, а что можно еще приготовить из рябины?

Из ягод рябины можно приготовить варенье, мармелад, джем, компот.

Ребята образ рябины использовался нашими предками и в народно- прикладном искусство.

Ребята, а кто мне скажет в каком? Народно - прикладное творчество – хохлома».

Ребята, а знаете ли вы, приметы о рябине?

Приметы:

Зацвела рябина – наступит тепло.

Если в пору цветения рябины тепло – все лето будет сухим и погожим.

Поздний рассвет рябины к долгой осени.

Если алой рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима- морозная.

Рябина удивительное дерево. Ее во многих областях нашей страны любовно называют по- разному: рябика, городина, ярембина, гержембина.

В России раньше существовал запрет рубить, ломать кусты рябины, использовать рябину на дрова, обрывать цветы. Сейчас, конечно, такого запрета нет. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая ветка рябины стоит в вазе. Ветка у нее тонкая, слегка изогнутая под тяжестью ягод. Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Любят рябинкой полакомиться птицы, белочки. Зимой, когда на улице холодно и голодно, на рябину прилетают разные зимующие птицы, давайте посмотрим какие?

Сегодня я предлагаю вам создать веточки рябины, чтобы наши птицы зимой не голодали и всегда были сыты. А создадим мы их с помощью альбомного листа, гуаши, ленточек для квилинга и скрученных в шарик салфеток, которые мы с вами подготовили заранее.

Воспитатель : А чтобы работа получилась красивой, мы немного отдохнем и приступим к выполнению задания

Физминутка :

Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте)

Дождь и ветер принесла,(вращения руками)

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает, (хлопки над головой)

Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя)

И под ноги нам ложатся.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю сесть за стол и мы с вами приступим к работе. Для начало нам нужно с помощью красок изобразить саму веточку рябины. Пока краски будут сохнуть, мы займемся листиками, которые мы создадим с помощью полосок для квиллинга. Скрутим полоску зеленого цвета в шарик и сплющим его с одной стороны. Конец ленты зафиксируем с помощью клея. Вот и получился первый листик. Таким же образом нужно сделать все остальные детали. А ягоды создадим, как вы уже догадались с помощью скрученных салфеток. Можете приступать.

Итог.

Какие вы молодцы. Какие красивые и аппетитные у вас получились веточки рябины. Ребята что, нового и интересного вы сегодня узнали? Когда поспевают ягоды рябины? Какой вкус они имеют? Что можно приготовить из них? Кто кроме нас питается ягодами рябины? Вам понравилось наше занятие?


Этапы работы "Рябина"

источник http://stranamasterov.ru/blog/35917

1. Подбираем необходимого размера рамку, выпиливаем ДВП - это основа работы.
2. Эскиз.

3. ДВП прогрунтовать (вода+Клей ПВА), покрасить вододисперсионной краской+гуашь.
4. Пока сохнет заготовить тесто нужного цвета. Можно красить анилиновыми красителями во время замеса (воду подкрасить), а мы вот так... Раскатали тесто, покрыли слоем зеленой гуаши, размяли, перемешали, слишком стало мягким - добавили муки

5. Подобрали ветки, это в основном береза или карагач. Легкими линиями наметили направление ветки.

6. Листочек - скатать шарик, приплюснуть, чтобы получилось с двух сторон с острыми кончиками. Приплюснуть в лепешечку и работаем резаком - прожилки и острые края.

7. Начинаем с нижнего слоя и сверху ветки. Листочек за листочком, где-то они сами по себе, где-то накладываются друг на друга, гдето изгибаются. Место соединения смачиваем водой+ клей.

Видите работа не за один раз лепится, но ветка растет. Места соединения веток маскируем под листочками.

8. Упростили роспись - решили сначала росписать листочки, а потом лепить ягоды. Практично!

Роспись гуашью в основном, но и акварель рядышком. Работа тонкая, т.к. нельзя пачкать основу.

9. Опять грязная работа! Тесто покрашенное гуашью более яркое после просушки, чем пищевыми красителями.

10. Помощники!!! Ягодки формировали в гроздьи, для этого лучше на свою работу смотреть с расстояния.

Нет фото как росписывали гроздьи рябины. Скучно если они все одного тона, поэтому немножко их подкрашивали.
11. Этот этап тоже сложный - покрытие лаком, требуется сосредоточенность. Фон не трогается совсем (матовый и шероховатый), лаком покрывается только ветка с ягодами.

12. Ещё изюменка - божьи коровки. Отдельно слепили, росписали, покрыли лаком и прилеили.

Вот такой триптих в итоге. "Дары осени"

Эта графическая схема этапов работы, если что-то непонятно. Пробуйте - творите - дарите себе и друзьям хорошее настроение!!!

300 грамм соли "экстра" (один стакан)

300 грамм муки (два стакана)

200 милиграмм воды (почти полный стакан)

1 ст. ложка подс. масла

Анна Сидоренко
Конспект занятия по лепке для детей второй младшей группы «Ветка рябины»

Тема : «Ветка рябины »

Возраст : 2 младшая группа

Цель : лепка ветки рябины

Задачи :

Закреплять умения отделять кусочек пластилина от целого куска путем отщипывания, раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями;

Учить детей накладывать кусочек пластилина на основу (альбомный лист, придавливать (кружочки, придавая форму ягодки;

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, испытывать радость от результатов коллективного труда.

Формы и методы : художественное слово, показ, рассказ, объяснение, похвала, приободрение

Предполагаемый результат : дети научились лепить ветку рябины , закрепили умение отщипывать кусочек пластилина, раскатывать его между ладонями круговыми движениями.

Оборудование : ветка рябины в вазе ; пластилин коричневого, оранжевого, красного цветов; доски для лепки ; салфетки для рук; изображение рябины .

Ход ООД:

I. Организационный момент

Дети сидят на стульчиках на коврике.

Воспитатель показывает детям ветку рябины в вазе . Дети рассматривают ее.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, какая красивая ветка стоит в вазе на моем столе. От какого дерева эта ветка ?

Дети : Рябины

Воспитатель : Правильно, эта ветка от рябины . Подойдите поближе и посмотрите на ягодки. Как вы думаете, на что они похожи?

Дети : Маленькие шарики

Воспитатель : Какого они цвета?

Дети : Красные

Воспитатель : Сколько их?

Дети : Много

Воспитатель : На тех рябинках , что растут в лесу, ягоды остаются до зимы, а иногда и зимой сохраняются на ветках . Любят рябинкой полакомиться птицы (например, снегири, белочки.

Сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина веточку рябины с кистью ягод .

II. Основная часть

Физкультминутка «Рябина »

1. Потереть ладонь о ладонь (разогреть) .

2. Посмотреть на ладони : на левую, а потом на правую.

3. Показать листочки - максимально развернуть ладони.

4. Встать на носочки, потянуться, как рябинка к солнышку .

5. Ручки вверх потянуть – веточки растут.

6. Круговые движения ладонями – листики колышутся на ветру.

7. Ветер подул – покачаться всем туловищем из стороны в сторону.

8. Покружится – руки в сторону (листопад) .

9. Листья упали – присесть.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель : У меня есть вот такая веточка, с красивыми листочками, а ягодок на ней нет. Как вы думаете, какого цвета пластилин нам нужен для ягодок? (Красный) . Правильно, красный. А какого размера ягодки у рябинки . (Маленькие) . Правильно, маленькие. А сколько ягодок у рябинки ? (Много) . Правильно, много. Поэтому каждому из вас надо слепить несколько ягодок. Посмотрите, как буду делать ягодки я.

Мне надо много ягодок. Поэтому, я беру кусочек пластилина красного цвета и отщипну от него много маленьких кусочков и положу их на досочку. Потом скатаю из них много шариков и положу их на тарелочку. Затем беру шарики и прикладываю к веточке и прижимаю пальчиком. Получилась вот такая красивая ягодка.

Воспитатель : Давайте подготовим наши пальчики к работе :

Пальчиковая гимнастика «Рябинка »

Вот рябинка у тропинки , кисти алые горят (дети показывают кисти)

А девчонки и мальчишки Их сорвать скорей спешат (имитируют сбор ягод)

Много брать мы их не будем (грозят пальчиком,

Мы про птичек не забудем (имитируют руками взмах крыльев) .

А теперь вы попробуйте. (Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют работу. Воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь).

III. Заключительная часть

Дети выходят из-за столов на коврик и показывают друг другу свои веточки рябины .

Воспитатель : Посмотрите, какие красивые ягодки рябины у нас получились . Молодцы ребята! Давайте поставим наши веточки на выставку для наших мам и пап.

Публикации по теме:

Конспект ООД по аппликации из бумажных салфеток с детьми старшей группы «Ветка рябины» Конспект ООД по аппликации из бумажных салфеток с детьми старшей группы «Ветка рябины» Задачи: ОО «Художественно – эстетическое развитие».

КГБОУ «Ачинская школа-интернат №1» Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию. Лепка. Воспитатель Задорожная Галина.

Конспект по изобразительной деятельности «Веточка рябины» в первой младшей группе (лепка) Цель:познакомить детей с одним из приёмов лепки.

Конспект занятия для второй младшей группы по лепке из соленого теста «Грибная полянка» Конспект занятия для второй младшей группы по лепке из соленого теста «Грибная полянка» Задачи: -Расширить знания о грибах – съедобные.

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Кисть рябины» Цель-закреплять умение раскатывать мелкие шарики круговыми движениями пальцев рук для создания ягодок. Задачи - вызвать желание создать.

Возраст детей: 5-6 лет. Интеграция всех образовательных областей. Цель: создать благоприятную атмосферу для общения, настроить детей на.

Кисть рябины

Конспект занятия по лепке

Цели:

1. Учить детей разминать и размазывать пластилин по картону для создания необходимого фона композиции

2. Учить раскатывать пластилин для создания ягод, веток или листьев рябины

3. Развивать мелкую моторику руки

Материалы для занятия:

Ветка рябины, дощечки для лепки, пластилин разных цветов, лист картона.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая ветка стоит в вазе. От какого дерева эта ветка? Конечно же рябина. Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Ягоды рябины считаются осенними ягодами, потому что созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус у рябины горьковатый. Но из нее получается очень вкусное повидло. На тех рябинах, что растут в лесу, ягоды остаются до зимы. Любят рябинкой полакомиться птицы, белочки.

Сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина веточкуц рябины с кистью ягод. Но лепить мы будем не скульптуру, а барельеф – «картину» из пластилина.

Для этого нам понадобятся листы твердого картона. Сначала сделаем на них фон из пластилина. Для этого его нужно хорошо разогреть в ладошках, размять, а потом аккуратно размазать по пластине. Давайте подумаем, какой цвет фона лучше выбрать. Нужно, чтобы на нем была хорошо видна ветка рябины. Значит, цвет фона должен контрастировать с красным цветом ягод, коричневым цветом веточки, зелеными листочками. Каким же он может быть? Желтым, синим, голубым, черным. Постарайтесь,чтоб пластилин лег на картон равномерным слоем.

У всех получилось? А теперь приступаем к изображению веточки. Веточку делаем в форме тонкого жгутика, аккуратно примазываем его к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, а осталась тонкой и выпуклой.

Так же поступаем с зеленым листом рябины. Посмотрите еще раз на форму листа.

Теперь самая глпвная часть- кисть ягод рябины. Ягоды в виде маленьких шариков крепим к фону, легко на них нажимаем.

Посмотрите какие выразительные картины у нас получились! Давайте попробуем представить, о чем думает рябина, когда ягодки созревают. Радуется она или нет. Что испытывает дерево, когда по его стволу и веткам карабкается озорной мальчишкаа, желая нарвать много ягод? Делпет он это не для чей-то пользы, а для своей забавы, а когда наиграется бросает сломанные ветки. Наверное, грустно и больно рябине, когда люди так поступают.

Чтобы вы помнили, что любое дерево, любое растение- тоже живое существо, которому бывает больно, плохо, мы оставим наши веточки на выставке в группе.