Сценарий образовательной деятельности «Пернатые друзья» .


Место работы: МБОУ ДОД ДДТ «Планета».
Описание : Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста, предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Цель: развитие монологической и диалогической речи детей.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о птицах, полученные на занятиях ранее.
2.Расширить представления детей о различных видах птиц: перелетные, зимующие, домашние.
3.Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Форма организации деятельности: групповая.
Оборудование: магнитофон, ТВ-панель.
Словарная работа: оперение, перелетные, зимующие, пичужки.
Материал к занятию: изображение разных птиц, аудиозапись, цветная бумага.

Ход образовательной деятельности

1.Организационный этап:
Приветствие, стихи на организацию внимания:
«Нам здороваться не лень,
«Здравствуй», говорим мы каждый день
Маме,папе,бабушке и другу.
Пожелай здоровья всем,
Улыбнись друг другу».

2. Подготовительный этап:
Упражнение «Веселое настроение»:
«Мы друг другу улыбнёмся,
Скажем добрые слова.
Над печалью посмеёмся,
Громко прокричим «Ура!»
Дети слушают музыку «пение птиц».
Загадки о птицах:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Воробей).
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.
(Дятел).
Носит серенький жилет.
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
И кричат: Кар! Кар! Кар!
(Ворона).
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
(Журавли).

Спит или купается
Всё не разувается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь).

3.Основной этап:
Беседа. Вопросы:
-Как вы думаете, почему люди любят птиц?
-Каких птиц называют «перелетными»?
- Почему?
- А каких величают «зимующими»?
-Вы согласны с пословицей «Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на зелёной ветке».
- Почему? И т.д.
Чтение «Птичка» А. Пчельникова .
- Вопрос: Что можно пообещать птичке, чтобы она осталась?
Дидактическая игра «Летает – не летает». (Воробей – летает, кошка – не летает и т.д.). Вместо ответа дети могут показать движения руками.
Цель игры: закрепить обобщающие понятия: «птицы», «животные».
- Вопрос: Какие птицы не летают? (Курица, страус, пингвин).
Скороговорки:
Три сороки-тараторки
Тараторили на ёлке.

Летят три пичужки
Через три пустых избушки.

4.Итоговый этап:
Изготовление кормушки и птиц способом оригами.
Заключительное слово педагога:
«А урок заканчивать пора,
Утомилась наша детвора.
Всем «спасибо» - скажем дружно,
Отдохнуть ребятам нужно.
Поиграть, покувыркаться,
Чтоб здоровыми остаться».

Всероссийский дистанционный конкурс для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционного занятия

Тема занятия :

Наши пернатые друзья .

Цель: Совершенствование связной речи и формирование грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать чувство любви к птицам.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Коррекционно- развивающие задачи :

1. Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

3. Формироватьнавыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно - образовательные задачи :

1. Уточнить и систематизировать знаний детей о зимующих и перелётных птицах .

2. Расширять словарный запас по лексической теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи . Закрепить:

Образование притяжательных прилагательных (синичий, воробьиный, грачиный);

Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (воробьиный хвост, воробьиная голова, воробьиные лапки) ;

Согласование существительных с числительными (одна синица, две синицы.)

4.Развивать функции словообразования (синичий,синичья,синичьи)

и образования сложных слов (остроклювый, длиннохвостая.)

5. Развивать связную речь.

Участники: дети 6-7 лет с ОНР 3 уровня и учитель-логопед

Ход занятия .

Логопед . Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Сегодня мы ждём гостей.

1. Упражнение " Настроение".

Лог: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами тучки и солнышко выберите ту картинку, которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале встречи)

Логопед . Хорошо каждый новый день начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта .

Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения!

Дети. Доброго утра и радостного настроения!

Логопед. Ребята, что это? (Птицы!) К нам спешат пернатые друзья, Наверное, для того чтобы поиграть! (на экране появляются все птицы на фоне записи голосов, через 10 сек. исчезают). Они уже здесь и играют с нами в прятки. Чтобы птицы вновь появились нужно нам загадки отгадать!

2.Беседа о птицах и о заботе людей о них.

Логопед задаёт вопросы и загадывает загадки, дети отвечают.

А какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие)

А почему они так называются?

Дети: Перелётные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются к нам. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.

Ребята, а почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: Потому, что им голодно!

Лог. Вы правы. Зимой птицам голодно. Они нуждаются в нашей помощи. Вы видели уток, оставшихся зимовать в Судогде на реке. Без помощи людей они бы не выжили. Чем угощают горожане уток?

Дети: Хлебом.

Лог: Птицы нуждаются в нашей помощи. А мы в детском саду помогаем птицам зимой?

Дети: У нас на участках развешены кормушки. Мы насыпаем в них семечки, пшено, зёрнышки. Птички прилетают к нам на кормушки. А ещё с родителями мы делали для птиц домики - скворечники. Птицы - наши друзья!

Лог: Вы - ребята, замечательные друзья!

Логопед.: А каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Сорока, дятел, воробей, синица.

Логопед: А перелётных?

Дети: Ласточка, грач, утка, лебедь.

Логопед: Будем в прятки мы играть? Начинаем птиц искать!

3.Отгадывание загадок

Загадки (если правильный ответ, птица появляется на экране)

1. Всех перелётных птиц черней ,

Чистит пашню от червей. (грач)

А к нам прилетел не один грач.А сколько,дети?

Два грача.

2.Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

А к нам прилетел не одна синица. А сколько?

Две синицы.

3. Птица белая как снег .

Птица , что красивей всех.

Выгибает гордо шею,

назовем ее скорее? (лебедь)

4.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

А к нам прилетел не один снегирь. А сколько?

Два снегиря.

5.Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

6.Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?( Воробей)

7.Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ... (Сорока)

А к нам прилетел не одна сорока. А сколько?

Две сороки.

8. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Все загадки отгаданы. Наши друзья с нами.(У логопеда в руках - картинки)

Птицам, наверняка, будет удобно на нашем дереве.

Птицы на дерево присядут, а мы прохлопаем названия птиц ладошками.

4. Прохлопывание названий ладонями по слогам и помещение картинки на дерево с помощью скрепок ( Сороки, воробей, синицы, ласточка, лебедь, грачи, снегири, дятел)

Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный, Изобразим весенний ветер? Наберём полную грудь воздуха через нос, не поднимая плечи, и выдохнем ртом.

5.Дыхательное упражнение «Весенний ветер»

Дети. Дуют.

Логопед . Ребята, мы так хорошо с вами дули, что картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать? (разлетелись картинки: снегири,грачи,синицы,воробей)

Дети. Да.

Логопед . Необходимо собрать картинки снегирей, грачей,синиц, воробья.

Дети. Мы будем собирать по двое

Дети. Я буду собирать грачей (Я -- сорок,я-синиц, а я - воробья) И я …

6.Упражнение «Чей? Чья? Чьи?» (Части тела птиц)

Логопед . Это чья голова? Это чей хвост? Это чьи крылья?

Дети. Это снегиринаяголова. И т.п.

7.Сбор картинок типа «Пазлы»

8.Упражнение «Какая птица лишняя?»

Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. Но среди ваших птиц, есть те, что отличаются от других. Кто они?

Дети: это грачи. Они - перелётные, а остальные - зимующие.

Лог-д: Верно.

А сейчас мы поиграем с нашими птицами.

Птицы с дерева слетайте,

С нами поиграйте!

9.Игра «Улетают - не улетают».

Лог-д раскладывает картинки изображением вниз в центре круга. Под музыку дети двигаются по кругу. С остановкой музыки дети переворачивают картинки. Если на картинке зимующая птица дети приседают, если изображение перелётной птицы - дети машут руками.

Лог-д: А теперь с мячом играем?

Сложные слова составляем.

10. Игра с мячом в кругу.Составление сложных слов

У синицы желтая грудка, она - желтогрудая.

У лебедя белые крылья. Он белокрылый.

У снегиря красная грудка, он красногрудый.

У грача черные крылья, он чернокрылый.

У сороки белые бока, она белобокая.

У дятла острый клюв. Он остроклювый.

У ласточки длинный хвост, она длиннохвостая.

11.Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

12.Рассказ по плану о ласточке.

Лог.: Ребята, а что вы о ней знаете?

И рассказать сумеете?

План рассказа

1. Зимующая или перелётная птица ? Почему её так называют?

2. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

3. Чем питается?

4. Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…

Дети. Ласточка - перелётная птица. Она прилетает весной из тёплых краёв, а осенью улетает. У ласточки длинный раздвоенный хвост. Голова и крылья у нее черные, грудка белая. У ласточки маленький клюв. Питается ласточка различными насекомыми. Живёт ласточка в гнезде, которое делает из травы и глины.

Логопед . Ребята, нашим пернатым друзьям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны. И наша встреча подошла к концу . Вспомним, какое задание понравилось больше всего.(Дети отвечают)

Я дарю Вам кормушку для пернатых друзей. Пусть эта кормушка помогает птицам зимой, когда им голодно. В ней сюрпризы - для вас. Вы - молодцы,ребята!

Выберите, пожалуйста, картинку вашего настроения. (тучка-солнышко)

Положите мне их в ладошки.

Логопед: Как много солнышек у меня в ладошке! Пасмурный день превратился в солнечный! Это замечательно! Нам пора прощаться. До свидания!

ДМИТРИЕВА

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА,

Учитель-логопед МДОУ

«Детский сад №2 «Полянка»

г. Судогда, комбинированного вида»

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Наши друзья - пернатые».

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Задачи: 1. Обучающие: - учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду; - обучать детей составлению описательного рассказа по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы ; - обогащать и активизировать словарь детей: оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная .

2. Развивающие: - развивать звуковую культуру речи ([c], , [ч]); - мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов-картинок с изображением птиц.

3. Формирующие: - формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать.

4. Воспитывающие: - воспитывать заботливое отношение к птицам; речевую культуру, эмоциональную отзывчивость на сопроводительное стихотворение пальчиковой гимнастики, побуждающее к эмоциональным действиям.

Образовательные области: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье.

Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц.

Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".

Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры.

Примечание: при необходимости по ходу занятия объяснять значение некоторых слов и словосочетаний (оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная), если будет в этом необходимость.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)

Девочка: - Извините, я вам не помешала? Мне старший брат загадал загадку, а я её никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Вот здесь он её записал. (Подаёт записку воспитателю)

Воспитатель: - Дети, поможем девочке?

Как тебя зовут? (Маша).

Иди к ребятам, а я загадаю загадку:

"Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…" (птица ).

Воспитатель: - Верно.

Маша, совсем простая загадка. А ты знаешь, кто такие птицы и какие они?

Маша: - Знаю, но очень мало

Воспитатель: Ребята, что это за музыка?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Маша, ты хочешь с нами пойти?

Маша: А можно? Я очень хочу, я ведь так мало знаю о птицах!

Воспитатель : Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес.

II. Основная часть.

Воспитатель : Вот мы и пришли.

Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока)

Дети: Сорока.

Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока?

Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту.

Воспитатель : Что вы ещё знаете об этой птице?

Дети дополняют ответ.

Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки - это оседлые птицы, они живут на одном месте.

Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".

А это что за звуки? Кто это стучит?

Дети: Дятел.

Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел?

Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв.

Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию : опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".)

- Ребята, а почему дятла называют санитаром леса ?

Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел».

(Физкультминутка)

Воспитатель:

"Встаньте, дети, встаньте в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Выбирается «дятел». Становится в центр круга.

Дети парами ходят по кругу и произносят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышки пшеницы.

Дятел:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза)

Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве?

Дети: Снегири.

Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири?

Дети: У снегирей красные грудки.

Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири - очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали - «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".

Дети: Это синицы!

Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы?

Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком.

Воспитатель: Молодцы! Синица - яркая, нарядная птица. Поет звонко: «С инь - с инь, пинь - пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало.

- Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку?

Дети: Воробьи.

Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи?

Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв.

Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей - самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".

Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни!».

Выбирается водящий . Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» произносит: «Ч ик - ч ирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры.

- Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это?

Дети: Сова.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше?

Дети : У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти.

Воспитатель: Сова - это хищная , ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах.

Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька?

(Дети проходят на свои места).

А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".

(У детей на столах лежат каточки с изображением зимующих птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты).

Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем.

(Проводится пальчиковая гимнастика).

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и

Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки).

Две синицы, воробей, (На каждое название

Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по

Дятел в пестрых перышках. одному пальчику).

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и

разжимают кулачки).

А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц?

(Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена).

И с этим заданием справились вы.

III. Итог.

А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия?

Что больше всего понравилось?

А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

МДОБУ «Сурокский детский сад «Солнышко»
Конспект ООД в старшей группе
Тема: «Наши пернатые друзья»

Подготовила и провела
воспитатель 1 квалификационной категории
Павлова Г.В.
2016г.
Конспект ООД
Тема: «Наши перелётные друзья».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о жизни зимующих и перелётных птиц; закрепить счётные умения, знание геометрических фигур.
Задачи: расширить знания о повадках, внешнем виде, питании птиц; сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы; учить детей с помощью верёвки создавать геометрические фигуры; уточнить знание цифр; упражнять в решении примеров; совершенствовать связную речь; развивать мышление, память, любознательность; активизировать словарный запас; воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе. Материал к занятию: шапочки для птиц, иллюстрации с изображением птиц, карточки к играм «Четвертый лишний», «Собери картинку», звукозапись голосов птиц, таблицы с примерами, верёвка, схема из геометрических фигур «Сова», загадки о цифрах.
Ход занятия
Вводная беседа. (Дети стоят в кругу.)
Загадка. Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Весной).
Весна пришла. А что она с собою принесла?
Весна – красна!
Что с собою принесла?
Солнца яркого лучи
И весенние дожди,
Пенье звонкого ручья
И прилёт грача. (Дети выполняют движения по тексту)
(Дети садятся на стульчики).
- Все мы ждём прилёта птиц – первых вестников весны. Но ведь и зимой с нами были птицы. Они не боятся ни холода, ни голода. Как же назовём этих смелых птиц одним словом? (Зимующие).
- А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих птиц.
Игра «Узнай по описанию»
1. «Бока у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела.
(сорока)
- Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока, сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета»)
- Почему её так называют?
2. «Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона)
- Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?
3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, анна белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик»
- Как называют дятла и почему? (Лесной доктор)
4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой» (Синица).
- По внешнему виду вы правильно определили птиц. А теперь попробуйте узнать птичку по голосу.
Игра «Угадай, какая птица поёт? »
(Звучат по очереди голоса птиц: воробья, сороки, дятла, голубя, синицы, вороны, а дети угадывают, кто поёт.) Игра «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и
Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.
Воробей, ворона, сорока, голубь.
Синица, воробей, сова, снегирь.
Сорока, синица, ласточка, голубь.
Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете, а сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Птички»
Птички в гнёздышках сидят
И по сторонам глядят,
Погулять они хотят,
И тихонечко летят.
Налетались, утомились
И обратно возвратились. (Движения дети выполняют по тексту)
Ребёнок. Стих. «О весне»
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Чёрные проталины на полях видны,
Видно, очень тёплые ноги у весны!

Ребята, я слышу, что к нам кто – то идёт.
(Под музыку входит Весна).
Здравствуйте, ребята!
Узнали вы меня?
Я, Весна – красна,
Всем тепло принесла.
Воспитатель. Что это ты, Весна, такая грустная? Что – то случилось?
Весна. Да, друзья, у меня – беда. Злая колдунья не пускает в наши края перелётных птиц. Чтобы снять злые чары, нужно выполнить задания. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. Конечно, ребята тебе помогут.
Задание №1. Д/И «Камешки» (На фланелеграфе – цифры).
- Посмотрите, первая преграда для птиц, камешки. Чтобы их убрать, нужно отгадать загадки про цифры.
Задание №2. Д/И «Диаконд».
- Вот и второе задание. Из этой волшебной верёвки нужно сделать геометрические фигуры.
Сделайте фигуру, у которой нет углов, но это не овал. (Круг).
Сделайте фигуру, у которой 3 угла. (Треугольник).
Сделайте фигуру, у которой 4 угла и все стороны одинаковой длины. (Квадрат или ромб).
Задание №3. «Составь портрет»
- Отгадайте загадку. Загадка.
Отгадайте, что за птица?
Света яркого боится,
Клюв – крючком,
Глаза – пятачком
Ушастая голова.
Кто же это? (Сова).
- Молодцы! (Выставляется схема совы из геометрических фигур).
-Какая фигура голова?
-Из какой фигуры туловище?
-Из каких фигур крылья, клюв, уши, глаза?
-Сколько всего фигур?
-Какие фигуры одинаковые?
Задание №4. «Ягодки – примеры».
- Птицы очень любят ягоды. Но эти ягоды не простые. Нужно правильно решить примеры и поставить нужные знаки.
2 * 1 = 3 5 * 1 = 4
Воспитатель. Чтобы птицы смогли поселиться в наших лесах, давайте соберём картинку из частей.
Задание №5. Д/И «Собери картинку»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки закреплять знания детей о птицах, воспитывать любовь и заботу о братьях наших меньших.
- Ребята, вы выполнили все задания и помогли снять заклинание злой колдуньи. И птицы обязательно к нам вернутся из тёплых стран. Кажется, я их уже слышу.
(Звучит музыка и по очереди залетают перелётные птицы, читают стихи).
Дети. 1. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
И зовут меня – скворец.

2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Ну, конечно, - соловей.
3. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по полю вскачь,
И зовётся птица – грач.
4. Угадайте, что за птичка,
Чёрненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна.
(Ласточка).

5. Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка).
6. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок).
Весна. Здравствуйте, милые пташки. Я очень рада нашей встрече. Ребята, вам большое спасибо за помощь.
Весна придёт.
Ещё зима. Ещё искрится
Снег на деревьях в вышине.
Но с каждым днём всё громче птицы…
Звенят, щебечут о весне.
Ещё порой мороз ярится,
Ещё стоит на реках лёд,
Но птицы знают, знают птицы
- Весна придёт, Весна идёт!
(Виктор Лунин).
Воспитатель приглашает детей на хоровод «Веснянка».
Хоровод «Веснянка». (Украинская народная песня).

Тема «Пернатые друзья»

Старшая группа

Цель: способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

Задачи учить отгадывать загадки,

Развивать интерес к миру пернатых,

Дать представления о значении птиц для окружающей природы,

Формировать желание заботиться о птицах.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Я в скворечнике живу

Песни звонкие пою. (Скворец)

Клином печальным в небесной дали

С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Воспитатель:

Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

Какие это птицы? (Зимующие).

А почему же они не улетают?

Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Кар-кар! (Ворона)

Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

Ча-ча-ча! (Сорока)

Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель:

Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

Молодцы, справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь? А.Григорьев.

Воспитатель:

Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.

Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

Молодцы, вы были внимательны.

Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.