Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Физическая культура” с использованием здоровьесберегающей технологий: речь с движением – “Снегири”

Цель и задачи: Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось). Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов. добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить только если приспособятся к тяжёлым зимним условиям. Воспитывать стремление помогать птицам и зверям зимой. Активизировать словарь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

Конверт с письмом от Лесовичка, картинки животных, карточки-символы для игры "Перелётные или Зимующие", картинки птиц, карточки с загадками, картины зимнего леса.

Предварительная работа:

  • Чтение книг: В. Бианки "Лес зимой", Ю.Коваль "Заячьи тропы", Г.Ладонщиков "Что мы видели в лесу?".
  • Рисование: "Животные леса", "Деревья леса".
  • Проведение экологических игр: "Кто где живёт", "Отгадай мой домик", игра-кубик "Чей хвост?"

Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия

В: Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила письмо от нашего друга Лесовичка. Он зовёт нас с вами в лес. Но прежде чем мы с вами отправимся в гости к Лесовичку, давайте вспомним, кто живёт в зимнем лесу. Но сначала отгадайте мою загадку.

Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

В: Молодцы ребята! Это лес.

В: Ребята, как вы думаете, зимой в лесу есть жизнь? Или лес зимой умирает?

В: Правильно, ребята, зимой лес живёт своей жизнью. А деревья зимой спят.

В: А почему деревья зимой спят?

В: Правильно, зимой холодно и деревьям нечем питаться, т.к. по корню не идут питательные вещества, листья на зиму опадают и дерево засыпает. А ствол дерева покрыт корой, она защищает дерево от холода.

В: А какие птицы живут в зимнем лесу? Вы знаете? (Выслушивает ответы детей)

В: Хорошо, тогда мы с вами поиграем в игру "Перелётная или Зимующая" надо отгадать загадки и разделить всех птичек на зимующих и перелётных.

(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и ставят картинки с изображением птиц к соответствующему символу)

В: А звери зимой в лесу есть? Какие?

В: Правильно, зимой в лесу можно увидеть зверей. Это белка, лось, заяц, волк, лиса.

В: Давайте мы с вами вспомним, как зимуют звери.

Не мышь, не птица

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

В: Кто это?

В: Правильно ребята, это белка (выставляет картинку белки).

В: Где белка живёт?

(Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём)

В: Чем питается?

(С осени делает запасы: орешки, грибы)

В: Как спасаются от врагов?

(Умеет быстро перебираться с дерева на дерево)

В: Как готовится к зиме?

(Линяет, Меняет шерсть, цвет)

В: А это кто такой?

Зимой белый

Летом серый.

В: (Выставляет картинку) Правильно это заяц. Как он готовится к зиме?

(Линяет, меняет цвет шерсти).

В: Чем питается?

(Корой деревьев, ветками, молодыми побегами)

В: Есть ли у зайца враги и как он спасается от них?

(Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти)

В: Ребята, а как вы думаете, кто ещё из жителей зимнего леса питается веточками и корой деревьев?

В: (выставляется картинка лося)

Правильно, ребята это лось. И люди зимой помогают перенести лосям тяготы зимней жизни. Они ставят кормушки с сеном и солью.

В: А есть у лося враг и как он от него спасается?

(Волк. Убегает или защищается рогами или копытами)

В: А это, что за зверь?

Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой
Голодный?

В: Правильно волк.(выставляется картинка волка)

В: Как волк добывает себе пищу?

(У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему попадаются слабые или больные животные. Поэтому его ещё называют " санитаром леса".

В: Где живёт волк?

(Волк живёт в стае и ведёт кочующий образ жизни. Для выведения потомства роет нору)

В: А это кто?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
Кур крадёт.

В: (выставляет картинку) Правильно это лиса.

В: Почему лису называют рыжей плутовкой и ей не страшен мороз?

(У лисы тёплая, густая, рыжая шерсть, а на ногах шерсть густая, точно валенки)

В: Ребята, вы молодцы. Всё правильно рассказали. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка "Снегири"

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

(чёткости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности) Снятие мышечного напряжения.

В: Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают по бокам)

В красных майках снегири (Руками показывают грудку)

Распустили пёрышки, греются на солнышке. (Делают мелкие потряхивающие движения рук, опущенных вдоль тела)

Головой вертят (Повороты головой влево, вправо, два раза)

Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать руками)

В: Мы с вами поиграли, отдохнули, а сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

В: (выставляется картинка)

Правильно. Медведь. Как медведь готовится к зиме?

(накапливает подкожный жир, впадает в спячку).

В: Чем питается зимой?

(Зимой спит, жизнь сохраняется за счёт использования организмом подкожного жира)

В: Вот какая жизнь зимой в лесу.

Каждый заботится о том, чтобы найти корм. В холодные дни и ночи не замёрзнуть и не погибнуть от голода. Для животных зима трудное время. Ветры, метели, снегопады занесут снегом землю, деревья, кусты, где можно отыскать пищу. Тогда для наших друзей наступают тяжёлые дни. В это время им нужна наша помощь. А как мы можем помочь нашим друзьям?

(Внимательно выслушивает ответы детей)

В: Ребята, вы молодцы. Правильно отгадали загадки, много знаете о жизни зимнего леса и его обитателей. Поэтому мы с вами в следующий раз отправимся в гости к нашему другу Лесовичку.

Наталья Шмелёва
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой »

Задачи : Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе . Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

Оборудование : презентация «Растения и животные зимой »

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года, а вы внимательно его послушайте :

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

(И. Суриков)

Воспитатель : – Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети : - О зиме.

Воспитатель : – По каким признакам вы узнали зиму?

Обсуждение с детьми

Воспитатель : - Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.

Дети : - Декабрь, Январь, Февраль

Воспитатель : - Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.

Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.

Воспитатель : - А теперь давайте сравним погоду, которая у нас зимой с осенней погодой .

Дети сравнивают погоду, определяют характер погоды и осадков зимой и осенью .

Физкультминутка «Зима»

Мы зимой в снежки играем , мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимаем поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И Снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Воспитатель : - Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой ?

(Ответы детей.)

Воспитатель : Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодрствующие обитатели леса.

А такие животные , как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.

Ребята, а сможете ли вы отгадать загадки о диких животных ?

Хоть на вид - краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей (Лиса)

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок -

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой .

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Воспитатель : - А почему у нас мало птиц зимой ?

(Ответы детей)

Воспитатель : - Какие птицы у нас улетели? И почему они улетели?

(Ответы детей)

Воспитатель : - Ребята! Какие птицы остались с нами?

(Ответы детей)

Воспитатель : - На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись, камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоей. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц. Они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку . Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

жира и не торопятся выходить из спячки.

Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют : в них холодно.

Воспитатель : - Трудно зверям и птицам зимой в лесу . А кто из вас знает, как можно помочь животным ? (ответ детей)

Правильно, люди подкармливают голодных животных : раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

Физкультминутка «зимняя» (выполнение движений под музыку)

Воспитатель : - Ребята, а как у нас зимуют растения ?

Дети : - Деревья и кусты стоят без листьев, погружаются в сон. Зимой мало влаги , света, питательных веществ; Под снегом зимуют семена трав, а весной они прорастают .

Воспитатель : Правильно, ребята. Деревья, также, как и многие животные , можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором , так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.

Воспитатель : - А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых?

(Ответы детей)

Воспитатель : Верно ребята, большинство насекомых впадают в глубокий сон.

Воспитатель : - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний» . Вам нужно услышать лишнее слово и, объяснить, почему это слово лишнее.

Декабрь, январь, февраль, июнь.

Синица, дятел, скворец, сорока.

Шуба, свитер, сарафан, валенки.

Гирлянда, кубик, шарик, хлопушка.

Воспитатель : Ребята. сегодня мы много говорили о зиме, вспомнили, какая погода бывает зимой , как зимуют звери, птицы, насекомые, растения . А. что нового и интересного вы узнали сегодня?

Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому подарим друг другу улыбку.

Программное содержание:

  1. Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы. Уточнить словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствовать грамматический строй речи. Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, используя ватную палочку.
  2. Развивать речевую деятельность детей, речевой слух, зрительное восприятие, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой; положительную установку на участие в занятии.

Предварительная работа : экскурсия в парк, на водоем, рассмтривание снежинок, иллюстраций о зиме. Чтение: В.Чарушин «Кто чем занят зимой?», А. Фет «Чудная картина», Соколов-Микитов «Зима вьюжная», А. Пушкин «Зимний вечер».

Дидактические игры : «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши».

Продуктивная деятельность : «Деревья зимой», «Птицы на кормушке».

Методические приемы : беседа, рассказ взрослого, самостоятельная деятельность детей.

Методическое обеспечение : иллюстрации зимних пейзажей, альбомные листы, белая гуашь, ватные палочки.

Используемое оборудование:

картинки по составлению рассказа, оборудование для дыхательной гимнастики, подушки для релаксации

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть на подушечки, в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.

Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось ли ваше настроение? Какое у вас настроение?

Тогда у меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте загадку:

С неба все скользят пушинки, серебристые: (снежинки) .

Упражнение «Какая снежинка?» (подбор прилагательного к заданному слову).

Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая» и схема ответа на доске).

«Игра со снежинкой»

Я предлагаю поиграть со снежинкой. Слушайте мою команду и выполняйте положите снежинку на(правую ладошку, левое колено, на голову, на правое плечо, на нос.) Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.

А теперь подуйте на свою снежинку. А если падает много снежинок- что происходит снегопад.

«Беседа по картинкам»

В какое время года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас следующее задание. На столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По каким признакам вы решили, что здесь изображена зима. Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная .)

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что? Свои высказывания начнём со слов:

— Я люблю зиму, потому что…..

Какая у нас получилась Зима — просто чудесное время года!

— Что происходит с растениями, птицами, животными во время зимы.

(у животных линяет шубка, ложатся в спячку). А чем мы можем помочь растениям? Как живут животные и птицы зимой? (холодно и голодно зверям в лесу зимой). Поэтому в нашей стране есть такая профессия — лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей — кормушки с сеном. Птицы прилетают из леса ближе к жилью людей. А как мы можем помочь птицам? Что придаёт зимней природе красоту?

«Дополни предложение»

Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)

На полянку, на лужок все снижается: (снежок)

Вот веселье для ребят — все сильнее: (снегопад)

Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)

Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей )

Эксперимент

— А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

1. Снег — это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит. Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег — это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый, липкий, сырой, тяжёлый ) Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (в тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом) . Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.

Так что же нового вы узнали о свойствах снега?

Подвижная игра «Мы с тобой…»

– Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим,
Два – поймали,
Три – уроним,
Ой – сломали.

Как весело мы поиграли в снежки. Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу? Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на снегу мы будем лежать необычном, на том который лежит у меня в шкатулочке. А вас я попрошу превратиться в снежинок. А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Вот и отдохнули, замёрзли, наверное? Давайте встанем и погреемся.

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

– Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)

Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик разотрём, рисовать сейчас начнём.

Рисование (зубной пастой).

Предлагаю вам рисовать, используя необычный материал. Ребята посмотрите внимательно, можете понюхать. Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать. Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать!

Анна Балуева
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные зимой»

Конспект занятие

ОО «Познавательное развитие»

НДОУ «Детский сад №25 ОАО «РЖД»

Воспитатель Балуева Анна Николаевна

Тема : «Дикие животные зимой »

Возрастная группа : подготовительная группа

Задачи :

Продолжать уточнять знания детей о жизни животных зимой , активизировать словарь детей по данной теме, учить составлять рассказ о диких животных , используя метод моделирования. учить отвечать на вопросы.

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе и желание превращаться в образ, учить передавать характерные особенности предметов, явлений, изображенных на картинке (дерево, веточка, снег, дупло и др.) . Упражнять в счете в пределах 10, порядковом счете.

Обучать координации совместных действий и поиску способов коллективного (подгруппой сверстников ) достижения результата.

Формировать представление детей об образе жизни диких животных (белка, медведь, волк, заяц, лось, ёж) зимой , о повадках зверей зимой , защиты от врагов, добывании пищи. Расширить словарь словами : «нора» , «дупло» , «хищник» и др.

Формы работы : групповая , подгрупповая , индивидуальная.

Материалы к занятию : разрезная картинка (медведь, белка, заяц, картинки (дупло, берлога, заячья нора, модели – схемы подготовки диких животных к зиме .

Ход занятия:

Вводная часть.

Игра «Угадай, что звучит? Послушайте и сосчитайте сколько звуков вы услышали. (Дети : стоят в кругу и считают на пальчиках звуки) . Покажите, сколько звуков вы услышали. У кого больше. (Дети : тот, кто показал больше звуков, называет их. Дети дополняют). Догадайтесь, звуки какого времени года звучат? Почему вы так решили?

Игра «Шаг – хлопок» . Воспитатель произвольно называет месяцы, дети, услышав название зимних месяцев, делают шаг вперед, хлопок. (или : Услышите название животного нашего края , сделайте шаг – хлопок. Каких животных я еще назвала (животные жарких стран , Африки, Австралии, крайнего севера).

Основная часть. Деление на подгруппы .

Игра «Собери картинку» . Задание : Найди картинку – дом для вашего животного . (дикие животные : заяц, медведь, белка) . Дети собирают картинку на полу и ищут среду обитания для своего животного (на столах картинки – дупло, берлога, заячья нора) . Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? диких животных и как звери готовятся к зиме) .

Задание : «Расскажите, как животное к зиме готовилось » . (обсудите, как ваше животное готовится к зиме , найдите знакомую модель, подготовьте рассказ о вашем животном . Кто-то из детей (по общему решению группы ) выходит и рассказывает о своем животном .)

Задание для команды : не называя животного рассказать , где и как живет, как подготовилось к зиме . В конце рассказа предложить спросить у детей : о каком животном я рассказывал ?

Вопросы воспитателя : Почему медведь сосет лапу? Есть у зайца лыжи? Как белка предсказывает плохую погоду? Если еж спит, нужны ли ему запасы?

Задание «Превращение» . Воспитатель предлагает оживить картину, изобразив предметы, явления, персонажи, которые изображены на картинке. Дети по подгруппам по очереди отгадывают персонажей картинки, называют их и находят заданную картинку на доске. По команде «Приготовились! Внимание! Замри!» дети изображают картинку.

Игра «Разведчики» . Дети стоят в кругу, воспитатель на ушко говорит, в кого они сейчас превратятся (заяц, лиса, волк, белка, медведь, лось) .

Задание : Поменяйтесь местами те, чье животное , меняет цвет шубки (заяц, белка)

Поменяйтесь местами те, чье животное , делает запасы на зиму (белка)

Поменяйтесь местами те, чье животное , хищное (лиса, волк)

Поменяйтесь местами те, чье животное , впадает в спячку (медведь, еж)

Поменяйтесь местами те, чье животное , зимой прячется в норке (заяц, лиса)

Поменяйтесь местами те, чье животное , живет в лесу (все меняются местами) .

Цыбина Елена
Конспект по природе «Как готовятся к зиме растения, животные, люди» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по природе

«Как готовятся к зиме растения , животные , люди » для детей подготовительной группы .

Цель : уточнить и систематизировать знания детей о том , как все живое приспособилось к сезонным изменениям среды жизни.

Предварительная работа : Чтение сказки Г. Скребицкого «Всяк по-своему» . Наблюдения за животными . Воспитатель во время прогулки обращает внимание детей на изменения , которые происходят в жизни животных : исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи, другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели) . Дети наблюдают за птицами на кормушках, подкармливают их. Проводят исследование : есть ли сейчас пища для животных ?

Наблюдения за растениями . Воспитатель вместе с детьми отмечают, какие изменения происходят в жизни растений : растения перестают расти , меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники .

Материалы, инструменты, оборудование : карточки с животными : бурый медведь, ёж, леопард, тигр, бурундук, бобр, мышь, хомяк, белка, лиса, змея, ящерица, лягушка, жаба, рак, рыбы, муха, стрекоза, оса, пчела, шмель, комар, божья коровка; карточки с птицами : воробей, синица, снегирь, свиристель, дятел, ворон, сорока, синица, утка, цапля, лебедь, ласточка, грач, журавль, вьюрок, гусь, стриж; карточки с растениями : рябина, береза, дуб, осина, бузина, кокосовая пальма, баобаб, белый и черный саксаул; картинки теплых вещей : пальто, шуба, шапка, варежки, шерстяные носки, колготки, свитер, валенки; картинка овощей и фруктов; картинка с изображением сена и дров; такие же мелкие карточки детям для самостоятельной работы; клей, тряпочка для удаления лишнего клея, фломастеры; конверт для отправления письма.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы от жителей Африки . Давайте узнаем, что же они нам пишут.

Здравствуйте,

ребята гр. «Ромашка» ,

мы узнали, что на Урале бывает зима, и нам, жителям Африки, было бы интересно узнать как у вас растения , животные , люди приспосабливаются к самому холодному времени года. С нетерпением ждем вашего ответа. Заранее выражаем свою благодарность.

С/У жители Африки

Ну что, вы готовы жителям Африки ответить на письмо? (Готовы .) Но как же мы будим им отвечать, если писать мы еще с вами не умеем? (Выслушать предложения.) Ребята, я вам предлагаю все то, что мы знаем, изобразить и отправить в письме в картинках и схемах. Для этого мы сейчас разделимся на микро группы и распределим между собой задания.

Задание :

1-ая группа будет схематично в картинках и с помощью схем отражать как готовятся к зиме растения ;

2-ая группа - как готовятся к зиме животные , впадающие в спячку;

3-я группа – как готовятся к зиме животные , не впадающие в спячку (делают запасы) ;

4-я группа – как готовятся к зиме птицы ;

5-я группа – как готовятся к зиме люди (сельские и городские жители) .

Сейчас вы разойдетесь к своим столам и начнете работать. Изначально каждая группа должна подумать и обсудить между собой, что вы можете рассказать жителям Африки по своему вопросу. Затем мы выслушиваем каждую микро группу , задаем вопросы, если они появляются, дополняем друг друга. Только после этого приступаем к оформлению письма.

Работа детей в микро группе . Общее обсуждение с использованием картинок. По мере необходимости воспитатель дополняет и уточняет.

*Как готовятся к зиме растения ?

Осенью листья многих деревьев опадают. Происходит листопад. – Почему листья опадают? (Обсуждение предположений детей ) Деревья и кустарники зимой «спят» , и из земли в листики не поступают «пища» и вода. Кроме того, если бы листья не опадали, на них бы задерживался снег, а из-за тяжести ветки могут обломиться.

*Как готовятся к зиме животные ?

Некоторые животные впадают в спячку . Чтобы пережить зиму они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. (Спит в берлоге медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зарываются лягушки, жабы, раки; спит ящерица и змеи, зарываясь в верхние слои почвы; под корой деревьев, в старых пнях прячутся насекомые.)

Некоторые животные делают запасы (белка, бурундук, бобр, мышь, хомяк) . Какими запасами они запасаются? Сушат на сучьях грибы, собирают в дуплах орехи и желуди, семена. В голодное время питаются своими запасами. Кроме того, эти животные утепляют свое дупло , нору сеном и веточками. Мех зверей к зиме становится гуще , пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые меняют цвет своих шубок (заяц - на белую, белка становится серой) .

*Как готовятся к зиме птицы ?

Некоторые птицы улетают в теплые края (это грач, ласточки, стриж) . Как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас осенью и прилетают весной? Главная причина – исчезновение их пищи – насекомых, которые вновь появятся только весной.

Некоторые птицы (вороны, синицы, воробьи) остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из лесов. Они едят ягоды рябины и других растений . Вороны держатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пищи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом) .

Вывод : Животные по-разному готовятся к зиме : впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утепляют свои шубки и меняют их цвет, прячутся под кору деревьев насекомые, зарываются в землю.

*Как готовятся к зиме люди ?

Сельские жители убирают урожай с полей и садов (овощи, фрукты, зерно) . Заготавливают сено для домашнего скота, дрова для отопления дома.

Городские и сельские жители приобретают теплые вещи (шапки, свитера, теплые носки, колготки, верхнюю одежду) . Кроме того, люди покупают лыжи , коньки, санки, снегокаты для активного отдыха в зимнее время года.

Продолжается работа в микро группе . Дети подбирают нужные картинки, наклеивают их на лист бумаги, схематично дорисовывают необходимое. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в работе. Совместное обсуждение проделанной работы. Складывание в конверт ответов и запечатывание конверта. После дети с воспитателем уносят письмо на почту.

Конспект занятия составила воспитатель МАДОУ «Бершетский детский сад «Умка» Цыбина Е. А.

Публикации по теме:

«Как животные готовятся к зиме?» Конспект занятия по ФКЦМ (вторая младшая группа) «Как животные готовятся к зиме?» Цель: знакомить детей с подготовкой животных к зиме; развивать умение внимательно слушать загадки, участвовать.

Конспект познавательной деятельности «Как дикие животные готовятся к зиме. Жизнь животных зимой» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99 " Детский сад "Топ - топ" Технология индивидуализацииобучения и развития.

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Папикян А. Г. Конспект фронтальной НОД в подготовительной.

Конспект НОД с использованием метода моделирования «Как дикие животные готовятся к зиме» Конспект НОД "Как дикие животные готовятся к зиме" Цель: Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных. Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Как звери к зиме готовятся» в подготовительной группе Тема: "Как звери к зиме готовятся". Вид деятельности:коммуникативная, игровая,познавательно-исследовательская. Формы работы:ситуативный.