Конспект НОД
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в
подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой."
Задачи:
· Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять
существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с
жизнью зверей и птиц, уточнить представления о диких животных, их внешнем
виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время.
· Обучающие: способствовать развитию логического мышления, воображения;
продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать
на вопросы, дополнять;
· Воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его
познанию, желание заботиться о природе, животных, птицах.
Словарная работа:
след лисий, волчий, лосиный, заячий, беличий, человечий.
Оборудование:
· Мультимедийная система.
· Слайды: Лесовичок, зимняя природа, медведь, волк, еж, егерь, следы животных.
· Картинки перелетных, зимующих птиц, солнышко, снежинка.
· Сюрприз для детей: картинки диких животных (раскраски).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций перелетных и зимующих птиц,
диких животных; беседа о том, как они приспособились жить зимой.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш
девиз занятия:
С голубого ручейка
Начинается река.
А занятие начинается – с улыбки.
Дети присаживаются на стулья.
Воспитатель:
-Сегодня нам пришло письмо от необычного гостя. Давайте прочтем от кого это письмо
(от Лесовичка).
Слайд №1.
«Дорогие ребята! Это вам пишет Лесовичок. Мне и моим лесным друзьям очень
интересно что вы знаете о жизни диких животных и птиц зимой. Я приготовил вам
задания, игры и сюрприз!»
- Ну что, ребята, согласны показать Лесовичку свои знания?
- Ребята, скажите, а где живет Лесовичок.
- Правильно в лесу.Мы с вами отправимся в путешествие в наш замечательный лес.
Мы пришли в зимний лес
Сколько в нём полно чудес.
Справа ель от нас стоит,
Слева берёза на нас глядит.
Вот он зайка поскакал
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт он больше нас.
Слайд №2
Посмотрите, какой он красивый (заставка на экране фотографии зимнего леса).
- Ребята, а вы любите зиму?
- Посмотрите, какая красота? (Показ слайда о зиме и беседа)
- Какие изменения происходят зимой в природе? (Зимой бывают самые короткие дни и
длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озера покрываются льдом, а земля снегом)
- Как зимуют растения? (Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются
зеленые иголки. Под снегом зимуют корни деревьев, растений)
- Почему мы не встречаем насекомых? (Насекомые спят, спрятавшись в трещины коры
деревьев, под листья)
- Представим, что мы с вами в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Что вы
слышите?
Дети: В лесу тишина.
- Чем пахнет воздух в лесу?
Дети: Хвоей, свежестью, морозом.
- Посмотрите на этот лес, расскажите: какой он?
Дети: Таинственный, большой, дремучий, спящий, заколдованный, сказочный, снежный.
Воспитатель:
Кто обитает в лесу?
Беседа о лисе, зайце, волке.
- Ребята, а каких животных мы не можем встретить зимой в лесу?
Медведь
слайд №3 -4- 5
Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой
жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Медведь обычно устраивает себе берлогу под
корнями ели или другого дерева свалившего бурей.
Еж
слайд №6-7
Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы
было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в
сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.
Игра «Сравни на что похоже?»
- Снег пушистый, как… вата, пух
- Снег мягкий, как… перина, одеяло
- Снег белый, как… молоко
- Ветер колючий, как… ежик, иголки
- Ветер холодный, как… лед
- Лед гладкий, как… стекло
- Сосулька плачет, как… ребенок.
У нас есть такая лесная профессия как Егерь.
Слайд №8,9
Егерь запасает сено, зерно - отходы, березовые веники и соль летом. А зимой
развозит его по лесу для диких животных, которые не могут добыть себе корм. Еще
егерь по следу может определить, где какой зверь пробежал.
- Сейчас мы с вами попробуем определить где
«Чей след?»
на экране будет
появляться след, а вы должны узнать, чей это след.
-Как называется след, который
оставила лиса – (лисий)
слайд №10
,
след волка – (волчий)
слайд №11
,
лося – (лосиный)
слайд №12
,
зайца –(заячий)
слайд №13
,
белки –(беличий)
слайд №14
,
человека –(человечий)
слайд №15.
-Ребята, а про кого мы с вами еще забыли. Мы с вами забыли про птиц. Все ли птицы
улетели в теплые края, или какие-то остались зимовать? Ребята, какие птицы называются
«перелетными» и какие «зимующими»?
- Молодцы у меня на столе лежат картинки с птицами, а на доске весит солнышко и
снежинка. Под солнышко будем прикреплять перелетных птиц, а под снежинку зимующих
птиц.
-Ребята где мы свами сегодня побывали? С кем в лесу повстречались? Молодцы ребята,
все сделали правильно.
Слайд №16
Нашему Лесовичку все понравилось, и за это он вам принес сюрприз. Картинки
животных, про которых мы с вами говорили. На этом наше занятие окончено спасибо, что
были внимательные.
Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные зимой"
Цель:
систематизировать знания детей о жизни диких животных;
упражнять в образовании прилагательных,согласовывая их с существительными;
обогащать словарный запас детей, развивать связную, грамматически правильную речь;
формировать умение составлять рассказ описательного характера,
воспитывать бережное отношение к природе;
закреплять навыки самоконтроля за речью.
формировать чувство сплоченности в ходе коллективной работы.
Оборудование: картинки диких животных, демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки, поощрительные сувениры за работу на уроке.
Словарь: животные- хищники, животные - травоядные.
Ход занятия
Организационный момент.
СЛАЙД№1
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь!
СЛАЙД№2
Белые шапки
На белых берёзах,
Белый зайчишка
На белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза,
По белому лесу
На лыжах бегу.
Воспитатель:
О каком времени года этот отрывок из стихотворения?
Дети: Это стихотворение о зиме.
Воспитатель: А как называются зимние месяцы?
Дети: ,декабрь, январь, февраль.
Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес! А для того чтобы туда попасть нам необходимо произнести волшебные слова,закрыть глаза и прокрутиться вокруг себя.
Чистоговорка
МА - МА – МА - наступила вновь зима
РА – РА – РА – снежная гора
ВО – ВО – ВО – снежное волшебство
ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму
СЛАЙД№3(«ЗИМНИЙ ЛЕС»)
Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: В какой лес?
Дети: В зимний лес.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу!
Дети : В лесу не нужно ломать веток, нельзя мусорить, нельзя разводить костры, не нужно пугать животных.
Воспитатель : Правильно. Вижу, что вы все знаете, значит, можете смело гулять по лесу!
Только вот на чем можно путешествовать по лесу?
Дети: По лесу можно путешествовать на санках,лыжах, снегоходе.
Воспитатель : А вот на чем мы отправимся в лес, вы узнаете, отгадав загадку.
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега..
Дети : это лыжи .
Воспитатель : Ребята, вставайте друг за другом и произносите вместе со мной.
Дети встают друг за другом и идут по залу, имитируя ходьбу на лыжах.
( фон музыка ходьба на лыжах на слайде№3)
Мы на лыжах в лес идём
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Воспитатель:Как здесь красиво в лесу! В каждом лесу живут лесные животные.
Воспитатель: Как можно назвать животных живущих в лесу?
Дети: Дикие животные или звери.
Воспитатель:почему дикие?
Дети: Это животные, о которых не заботятся люди, им очень трудно жить, их нельзя обижать, им нужно помогать, подкармливать.
Такие животные называются дикими.
А кто именно живет в нашем лесу, вы узнаете, отгадав загадки, а отгадку разделить на слоги.
1.Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенек,
Промелькнул, как огонек?
Дети : Это белка В слове бел-ка 2 слога.
СЛАЙД№4 ( белка)
2.Лежала между елками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Дети :Это еж. В слове еж 1 слог
СЛАЙД№5(еж)
3.Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный?
Дети :Это волк. В слове волк 1 слог.
СЛАЙД№6(волк)
4.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- краса,
А зовут ее …..
Дети : Лиса. В слове ли-са 2 слога.
СЛАЙД№7(лиса)
5.Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору?
Дети : Это Заяц. В слове за-яц 2 слога
СЛАЙД№8(заяц)
6.Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в берлоге снеговой?
Дети : Это Медведь.
В слове мед-ведь 2 слога.
Появляется Баба-Яга.( Щелчок на слайде №9 мелодия»выход бабы – Яги)
Б.Я.:ОХ-ОХ-ОХ! Кто тут в моем лесу хозяйничает? Кто тут моих зверей лесных беспокоит? Ох, я вам сейчас задам! Вот вам медведь
СЛАЙД№9(несуществующее животное)
На экране появляется медведь с ушами зайца, хвостом лисы, лапами волка.
Б.Я : Это что за чудо-юдо? Ребята, посмотрите, что это за животное? Это разве медведь?
Дети: Нет!
Б.Я : А почему?
Дети: Потому что у него уши не медведя, а зайца.
Хвост не медведя, а лисы.
Лапы волка, а не медведя.
СЛАЙД№10(МЕДВЕДЬ)
Воспитатель: Вот,Баба-Яга,настоящий медведь!
ПЕРЕКРЫТЬ ПРОЕКТОР
Б.Я.: Ой, ладно! Все то они знают, все то они умеют! А у меня вот еще какое задание для вас! вот вам геометрические фигуры. А сможете ли вы собрать животных из геометрических фигур, медведя и лису.
Воспитатель:Давайте разделимся на две команды(красных и зеленых) и соберем животных.(медведь и лиса)
Воспитатель: Вот, Баба-Яга,посмотри на своих животных.
Б.Я.: Ой, и, правда справились!
Б.Я.: И каких фигур состоит лиса?
Дети: Лиса состоит из треугольников и овалов.
Б.Я.: Сколько треугольников вам понадобилось?
Дети: Нам понадобилось 7 треугольников.
Б.Я.: Сколько вам потребовалось овалов?
Дети: Нам потребовалось 2 овала.
Б.Я.: :из каких фигур состоит медведь?
Дети: медведь состоит из квадрата и кругов.
Воспитатель: Сколько квадратов вам понадобилось?
Дети: Нам понадобился 1 квадрат.
Воспитатель: Сколько кругов?
Дети: Нам понадобилось 9 кругов.
Б.Я.: Вот это да! Молодцы, ребята! Не буду вам больше мешать и проказничать! пойду в лес своими делами заниматься.
Воспитатель: Про диких животных в старину складывали много сказок. Давайте с вами угадаем из какой сказки иллюстрация?
На экран появляется иллюстрация из сказки,а дети должны отгадать из какой.
слайд №11
Дети:Эта иллюстрация из сказки «Теремок»
слайд №12
Дети: Эта иллюстрация из сказки «Три медведя»
слайд №13
Дети: Эта иллюстрация из сказки «Рукавичка.»
слайд №14
Дети: Эта иллюстрация из сказки «Волк и лиса»
Воспитатель: Вот задание Лесовичка. В этом задании говорится о том,что мы должны изучить новую сказку.
Снежинка№3
Воспитатель: а сегодня я вас познакомлю с новой сказкой Л.Н.ТОЛСТОГО «Волк и белка».
слайд №15
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
Пусти меня.
слайд №16
Волк сказал:
Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
слайд №17
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Беседа по прочитанному:
Воспитатель: О ком эта сказка?
Дети: Это сказка о белке и волке .
Воспитатель: Что произошло с героями сказки?
Дети: Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка , волк вскочил и хотел ее съесть.
Воспитатель: Почему волк решил , что белки всегда веселы ?
Дети: Потому что они всегда прыгают, играют, резвятся.
Воспитатель: Отчего белки веселы , а волку , всегда скучно? Как говорится об этом в сказке?
Дети: Потому что он злой и голодный ему злость сердце жжет.
Воспитатель: В сказке белки веселые , добрые, а какой волк ?
Дети: Волк всегда скучный и голодный.
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?
Ответы детей.
Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»
Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать, какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.
Лиса (какая?)- рыжая, хитрая.
Заяц (какой?)- трусливый, робкий.
Медведь (какой?)- неуклюжий, косолапый.
Белка (какая?)- проворная, быстрая.
Волк (какой?)- серый, страшный.
Ёж(Какой)- колючий, хитрый.
Лось (какой?)-большой, рогатый.
Воспитатель:А сейчас мы придумаем рассказ о животном, которое выпадет на кубике.
Дети кидают кубик и составляют рассказ о животном, которое на нем выпадет.
Волк,заяц, медведь, еж, лиса, белка.
Дети:
Волк дикое, хищное, животное. Обитает в лесу. Тело волка покрыто шерстью. У волка большая голова, толстая шея, длинная морда, острые зубы. Дети у волка- волчата. Живет волк в логове. Питается мясом, но добычей его становятся только слабые больные животные, за это его прозвали «санитаром» леса.
Заяц дикое животное, травоядное. Обитает в лесу. Тело зайца покрыто шерстью. У зайца маленькая голова, длинные уши задние лапки длиннее, а передние – короткие маленький пушистый хвостик. Дети зайца- зайчата. Живет под кустом. Питается травой, корой, молодыми ветками.
Лиса дикое, хищное, животное. У лисы круглая голова, толстая шея, длинная морда, острые уши. Лапы тонкие,хвост длинный и пушистый, она им заметает следы. Тело лисы покрыто шерстью. Дети лисы- лисята. Живет лиса в норе. Питается зайцами и мышами.
Еж дикое,хищное животное. Обитает в лесу. У ежа маленькая голова, вытянутая мордочка, короткие лапы и хвост. Тело ежа покрыто жесткими колючками. Детки ежа- ежата. Живет еж в норе. Питается ягодами, фруктами, мышами.
Белка дикое,травоядное животное. Обитает в лесу. Тело белки покрыто шерстью.У нее маленькая голова, уши с кисточками на концах, большой пушистый хвост. Детки у белки- бельчата. Осенью белка делает запасы на зиму. Живет в дупле. Она питается грибами, орехами, шишками.
Воспитатель: Молодцы, ребята!вы справились со всеми заданиями Старичка-Лесовичка! А вот в этом сундучке она просила вам передать подарки от него!
слайде№18
Пришло время возвращаться обратно.
Закрываем глаза и повторяем слова:
ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу
ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы
ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой
(после того как дети произнесли слова и прокрутились вокруг себя под музыку оказались в детском саду).
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что мы делали в зимнем лесу?
Что больше всего понравилось?
Вот в этом сундучке баба Яга просила вам передать подарки от нее!
Интегрированное занятие: «Звери зимой»
подготовительная группа
Цель: Систематизировать знание детей о жизни диких животных и птиц зимой.
Задачи:
Пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму) ;
Активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;
Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать глазомер, слаженность обеих рук.
Развивать память; самостоятельность, уверенность;
Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся.
2. Беседа «Какие они – звери зимой? »
3. Рассматривание иллюстраций: Какая она зима?; Назовите кто мы?; Кто здесь спрятался?;
4. Загадки о диких зимних зверях.
5. Дидактическая игра «Куда спрятались звери»; «Чем питаются»; «Помоги белочке собрать грибы»; «Найди всех зайчиков»; «Узнай сказки».
Материал к занятию: диск с музыкальным оформлением, цветные карандаши, альбомные листы, картинки с изображением зимних зверей
Ход занятия:
Воспитатель: (Дети стоят у доски). Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.
Заслушиваются короткие рассказы детей .
Как животные к зиме готовятся?
Давайте вспомним с вами, каких птиц мы здесь видим?. (ответы детей )
На первой картинке нарисован дятел - кто это за птица?
Чем полезен и вреден дятел?
Предполагаемые ответы детей:
(Дятлы принадлежат к числу полезных птиц. Причиняемый ими вред – порча древесины, поедание муравьёв, уничтожение семян – ничтожен, особенно в сравнении с пользой, которую они приносят, истребляя опаснейших вредителей леса.)
На второй картинке нарисован снегирь - Что мы можем рассказать о снегире?
Предполагаемые ответы детей:
(Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири . Снегирь-самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самочек наряд более скромный. Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.)
На третьей картинке нарисован воробышек . Что мы можем рассказать об этой птичке?
Предполагаемые ответы детей:
(- Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись.)
Воспитатель: Дети, у нас с вами есть еще одна иллюстрация и нам с вами надо посмотреть внимательно и сказать, кто на этой картинке спрятался из зверей?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно! Это волк. А скажите кто такой волк? Он хищник или нет? Чем питается? Где живет? Чем опасен для животных этот зверь?
Предполагаемые ответы детей:
(Волк - типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв.)
Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. (заяц)
Хвост пушистый, мех золотистый в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
орешки я грызу. (белка)
Хозяин лесной просыпается
весной, а зимой под вьюжный вой
спит в избушке снеговой. (медведь)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А теперь давайте с вами поиграем? Д/и: «Куда спрятались звери»; «Чем питаются»; «Найди всех зайчиков»; «Узнай сказки».
Воспитатель : Ребята, давайте немного отдохнем.
Физминутка
Только в лес мы зашли
Появились комары.
Руки вверх над головой
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И в вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Кто-то зайку напугал,
Зайка быстро ускакал.
Скачем быстро мы за ним
И домой скорей спешим.
Прыг-скок, прыг-скок,
Очень радостный денек. (М. Мышковская)
Воспитатель: Посмотрите ребята у вас на столах лежат белые как снег листы бумаги и нам надо с вами на них нарисовать зимних зверей.
Выставка рисунков.
Цыбина Елена
Конспект по природе «Как готовятся к зиме растения, животные, люди» для детей подготовительной группы.
Конспект НОД по природе
«Как готовятся к зиме растения , животные , люди » для детей подготовительной группы .
Цель : уточнить и систематизировать знания детей о том , как все живое приспособилось к сезонным изменениям среды жизни.
Предварительная работа : Чтение сказки Г. Скребицкого «Всяк по-своему» . Наблюдения за животными . Воспитатель во время прогулки обращает внимание детей на изменения , которые происходят в жизни животных : исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи, другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели) . Дети наблюдают за птицами на кормушках, подкармливают их. Проводят исследование : есть ли сейчас пища для животных ?
Наблюдения за растениями . Воспитатель вместе с детьми отмечают, какие изменения происходят в жизни растений : растения перестают расти , меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники .
Материалы, инструменты, оборудование : карточки с животными : бурый медведь, ёж, леопард, тигр, бурундук, бобр, мышь, хомяк, белка, лиса, змея, ящерица, лягушка, жаба, рак, рыбы, муха, стрекоза, оса, пчела, шмель, комар, божья коровка; карточки с птицами : воробей, синица, снегирь, свиристель, дятел, ворон, сорока, синица, утка, цапля, лебедь, ласточка, грач, журавль, вьюрок, гусь, стриж; карточки с растениями : рябина, береза, дуб, осина, бузина, кокосовая пальма, баобаб, белый и черный саксаул; картинки теплых вещей : пальто, шуба, шапка, варежки, шерстяные носки, колготки, свитер, валенки; картинка овощей и фруктов; картинка с изображением сена и дров; такие же мелкие карточки детям для самостоятельной работы; клей, тряпочка для удаления лишнего клея, фломастеры; конверт для отправления письма.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы от жителей Африки . Давайте узнаем, что же они нам пишут.
Здравствуйте,
ребята гр. «Ромашка» ,
мы узнали, что на Урале бывает зима, и нам, жителям Африки, было бы интересно узнать как у вас растения , животные , люди приспосабливаются к самому холодному времени года. С нетерпением ждем вашего ответа. Заранее выражаем свою благодарность.
С/У жители Африки
Ну что, вы готовы жителям Африки ответить на письмо? (Готовы .) Но как же мы будим им отвечать, если писать мы еще с вами не умеем? (Выслушать предложения.) Ребята, я вам предлагаю все то, что мы знаем, изобразить и отправить в письме в картинках и схемах. Для этого мы сейчас разделимся на микро группы и распределим между собой задания.
Задание :
1-ая группа будет схематично в картинках и с помощью схем отражать как готовятся к зиме растения ;
2-ая группа - как готовятся к зиме животные , впадающие в спячку;
3-я группа – как готовятся к зиме животные , не впадающие в спячку (делают запасы) ;
4-я группа – как готовятся к зиме птицы ;
5-я группа – как готовятся к зиме люди (сельские и городские жители) .
Сейчас вы разойдетесь к своим столам и начнете работать. Изначально каждая группа должна подумать и обсудить между собой, что вы можете рассказать жителям Африки по своему вопросу. Затем мы выслушиваем каждую микро группу , задаем вопросы, если они появляются, дополняем друг друга. Только после этого приступаем к оформлению письма.
Работа детей в микро группе . Общее обсуждение с использованием картинок. По мере необходимости воспитатель дополняет и уточняет.
*Как готовятся к зиме растения ?
Осенью листья многих деревьев опадают. Происходит листопад. – Почему листья опадают? (Обсуждение предположений детей ) Деревья и кустарники зимой «спят» , и из земли в листики не поступают «пища» и вода. Кроме того, если бы листья не опадали, на них бы задерживался снег, а из-за тяжести ветки могут обломиться.
*Как готовятся к зиме животные ?
Некоторые животные впадают в спячку . Чтобы пережить зиму они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. (Спит в берлоге медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зарываются лягушки, жабы, раки; спит ящерица и змеи, зарываясь в верхние слои почвы; под корой деревьев, в старых пнях прячутся насекомые.)
Некоторые животные делают запасы (белка, бурундук, бобр, мышь, хомяк) . Какими запасами они запасаются? Сушат на сучьях грибы, собирают в дуплах орехи и желуди, семена. В голодное время питаются своими запасами. Кроме того, эти животные утепляют свое дупло , нору сеном и веточками. Мех зверей к зиме становится гуще , пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые меняют цвет своих шубок (заяц - на белую, белка становится серой) .
*Как готовятся к зиме птицы ?
Некоторые птицы улетают в теплые края (это грач, ласточки, стриж) . Как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас осенью и прилетают весной? Главная причина – исчезновение их пищи – насекомых, которые вновь появятся только весной.
Некоторые птицы (вороны, синицы, воробьи) остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из лесов. Они едят ягоды рябины и других растений . Вороны держатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пищи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом) .
Вывод : Животные по-разному готовятся к зиме : впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утепляют свои шубки и меняют их цвет, прячутся под кору деревьев насекомые, зарываются в землю.
*Как готовятся к зиме люди ?
Сельские жители убирают урожай с полей и садов (овощи, фрукты, зерно) . Заготавливают сено для домашнего скота, дрова для отопления дома.
Городские и сельские жители приобретают теплые вещи (шапки, свитера, теплые носки, колготки, верхнюю одежду) . Кроме того, люди покупают лыжи , коньки, санки, снегокаты для активного отдыха в зимнее время года.
Продолжается работа в микро группе . Дети подбирают нужные картинки, наклеивают их на лист бумаги, схематично дорисовывают необходимое. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в работе. Совместное обсуждение проделанной работы. Складывание в конверт ответов и запечатывание конверта. После дети с воспитателем уносят письмо на почту.
Конспект занятия составила воспитатель МАДОУ «Бершетский детский сад «Умка» Цыбина Е. А.
Публикации по теме:
«Как животные готовятся к зиме?» Конспект занятия по ФКЦМ (вторая младшая группа) «Как животные готовятся к зиме?» Цель: знакомить детей с подготовкой животных к зиме; развивать умение внимательно слушать загадки, участвовать.
Конспект познавательной деятельности «Как дикие животные готовятся к зиме. Жизнь животных зимой» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99 " Детский сад "Топ - топ" Технология индивидуализацииобучения и развития.
Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Папикян А. Г. Конспект фронтальной НОД в подготовительной.
Конспект НОД с использованием метода моделирования «Как дикие животные готовятся к зиме» Конспект НОД "Как дикие животные готовятся к зиме" Цель: Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных. Задачи:.
Конспект НОД по речевому развитию «Как звери к зиме готовятся» в подготовительной группе Тема: "Как звери к зиме готовятся". Вид деятельности:коммуникативная, игровая,познавательно-исследовательская. Формы работы:ситуативный.
Ознакомление с окружающим миром
Тема
: «Жизнь диких животных зимой»
Цель
: формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная:
познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая
: развивать внимание, мышление, память,
Воспитывающая
: воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; магнитофон, проектор, презентация, трафареты-заготовки животных, ножницы, цветные карандаши, листы бумаги, снежинки – бумажные (большие и маленькие) и пластмассовые.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок у к нам пришёл старичок Лесовичок,давайте поздороваемся! (Сәлеметсіз бе?!)
Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года – мы зовём …
(Зима).Как будет на казахском языке? (қыс
)(слайд 1)
Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. А какие зимние месяца вы знаете? Какой сейчас у нас месяц? (декабрь), (слайд 2).
Декабрь- это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
А какой праздник в декабре, когда все наряжают ёлку и приходит Дед Мороз? (Новый Год)
А следующий месяц какой? (январь). (слайд 3).
Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
Какой третий, последний месяц зимы? (февраль). (слайд 4).
В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко.
Какие признаки зимы вы знаете? (идёт снег, мороз, холод, озёра и реки покрываются льдом, день короткий, а ночь длинная).
Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой.
Старичок Лесовичок пришёл к нам не один, а со своими друзьями. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь) Как будет на казахском языке?(Аю)
А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)
2. Зимний сон медведей.
- Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. (Слайд 5)
Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
- На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
- Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (иллюстрация
)
3. Старичок Лесовичок старенький и устал с дороги, давайте посидим на диване и отдохнём вместе с ним.
Физкультминутка.
«На диване»
4.
- Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Кто это? (белка) Как будет на казахском языке? (тиін)
(показ иллюстраций)
А что вы знаете о белочке? (ответы детей)
А посмотрите на картинку - какая она? (маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик)
Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой (слайд 5).
- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.
5.- За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
- Что за зверь? (лиса
) А как будет на казахском языке? ( түлкі)
А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.
За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
6.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
А как будет на казахском языке?(Қоян
)
Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого).
А летом? (серого
). (слайд 6).
Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей
) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.
Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.
7. Практическая часть. Я раздам вам раскраски с изображением животных, а вы их должны раскрасить в нужный цвет. Если белочка, то каким цветом? (коричневым ). Если зайчик – то голубым, если лисичка – оранжевым или жёлтым, если медведь – коричневым (сопровождение музыки «Звуки природы зимой» во время самостоятельной работы).
В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.
Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.) Лесни́к
- работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.
В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.
8. Старичок Лесовичок торопится в лес. Давайте поможем ему собрать всех животных.
Игра «Кто где живёт»
(медведь, белка, заяц, лиса)
На доске – макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.
На память о нашей встрече, старичок Лесовичок дарит нам частичку своего доброго сердца!
9. Подведение итогов занятия.
Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
А что вы знаете о работе лесника?
Что такое мышкование?
Что такое линька?
К какой группе животных относятся наши гости?
Лесная тень, лесная тишь,
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
На этом наше занятие подошло к концу.