Области: Социализация, коммуникация, познание, художественное чтение, художественное творчество, мир музыки.

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.

Задачи:

1. Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

2. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

3. Развивать зрительное внимание, закреплять знания о зимующих птицах.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки.

Оборудование: текст рассказа, схема рассказывания стихотворения, «снежный ком», снежинки на ниточках, карточки с зимующими птицами, картина о зиме, мелкие игрушки домашних и диких животных, фломастеры на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент «Круг добра» , дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите.

— На улице очень холодно (согласна)

— Много снега, скользко (хорошо)

— Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

— На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

— Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

— Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй не робей, кто это? (воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

3. Черный жилет, красный берет,

Хвост как упор, нос как топор (дятел)

4. Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (синичка)

5. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Везунья белобока, а зовут ее (сорока)

(Дети отгадывают загадки и показывают птиц на плакате)

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Зимующие.

Воспитатель: Верно. А тогда скажите, как называется наш город, где мы с вами живем?

— Охотск.

— А как вы думаете, а у нас в Охотске эти птицы есть? (да)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна. А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы и птицам сложно находить корм.

Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю . Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.

— Вам понравился рассказ? (да)

— Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)

Кого они нашли? (воробья)

— как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)

— Что сделал Витя?(кормушку)

А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)

— А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)

Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.

— А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)

Воспитатель: Хотите, я еще раз вам прочту рассказ? (да)

(Берет листок) Но вот беда, я положила листочек на стол, а здесь была вода и некоторые слова оказались размытыми, а я так хотела еще раз прочесть вам рассказ, может вы мне поможете,и мы вместе прочтем? (да)

(Воспитатель читает, а дети дополняют)

Воспитатель: Молодцы, спасибо ребята, может кто-то хочет пересказать наш рассказ? (дети пересказывают)

Воспитатель: Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)

— Тогда на них нужно подуть (медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» и дуйте на снежинки.

(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю опять поиграть. Игра называется: «Снежный ком передай – слова действия называй»

Зимой на улице бывает разная погода, то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

— Мороз (что делает?)- морозит, щиплет, кусает

Метель (что делает?) – воет, бушует, метет

— Снег (что делает?) — идет, кружит, летит, падает

Дети (что делают?) — играют, катаются, радуются,веселятся

— Солнце (что делает?) – светит, но не греет

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь подойдите ко мне и посмотрите на нашу схему. Давайте почитаем знакомые уже нам стихотворения различными способами.

(Дети рассматривают схему и объясняют как надо читать – громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно)

Дети играют и читают стихотворения в парах:

Мишка сильно заболел, мишка много меда ел

Мишка плачет и рычит. У меня живот болит.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы правильно по схеме прочли стихотворения. И ещё я приготовила для вас картину про зиму (ведь у нас сейчас – зима). Ваша задача, ребята, расселить животных правильно там, где они должны обитать.

Дети: — Это волк, он живет в лесу.

— Это медведь, он живет в лесу.

— Это кошка, она живет с человеком.

— Это собака, она живет с человеком и. т. д.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами занимались, наши снежинки, которые прилетели к нам растаяли, ведь у нас в группе тепло (а снег, вспомните наши опыты, в тепле тает), я предлагаю вам нарисовать снежинки самим, берите фломастеры и рисуйте.

Дети под музыку рисуют самостоятельно.

Приятного всем дня!!!

До скорых встреч!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «Золотой ключик»

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

“Зимующие птицы”

(в средней группе)

Составила: Кумова О.Н.,

Программное содержание:

уточнить представления о видах зимующих птиц;

закрепить понятие «зимующие» птицы.

учить выслушивать ответы товарищей;

активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная. воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам;

развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Предварительная работа с детьми:

наблюдение за птицами на прогулке;

рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;

отгадывание загадок;

беседы о зимующих птицах;

дидактическая игра «Улетает – не улетает»;

дидактическая игра «Узнай по описанию»;

Методические приёмы:

игровой (использование сюрпризных моментов);

наглядный (использование иллюстрации, презентации);

словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт c письмом.

Раздаточный материал: половина листа картона с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).

Оборудование: ноутбук, магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие в кругу :

Собирайтесь дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: “Детский сад № 13. Ребяткам средней группы ”. Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же нам прислал это письмо:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее … Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Воспитатель: Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.

Зачитывается письмо: “Дорогие ребята, я была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?”

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит аудиозапись с голосами птиц.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

(На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?

1. Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка)

4. Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Отгаданные птицы прикрепляются на ковролин.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

(Дети размышляют.)

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.

Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляется карточка с моделью на планшет)

Синицы питаются зёрнышками, хлебными крошками, но самое любимое их лакомство – сало, его обозначим: …

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим: …

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:…

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, какая птица чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

Физкультминутка: ПТИЧКИ

Птички в гнездышке сидят и на улицу глядят.Погулять они хотят и тихонько все летят.

(Под тихую музыку дети “разлетаются”, машут руками, как крыльями.)

Воспитатель : Ой, ребятки, вы знаете, а ведь в конверте было не только письмо, здесь есть ещё рисунки.

(Дети рассматривают рисунки.)

(Рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

Воспитатель : Кто же это не пойму? Но мы, ребята, сейчас разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?

(Аналогично рассматривается второй рисунок.)

Воспитатель : Вот теперь мы узнали птиц. А что это за конверт под деревом лежит?

(Дети приносят конверт.)

Воспитатель : Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?

(Воспитатель достаёт части птичек.)

Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.

(Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка, какую птицу он выкладывает и почему.)

Воспитатель : Молодцы, ребята! За то, что вы так хорошо справились с заданием, Лесовичок хочет познакомить вас с разными птицами и их голосами. (Просмотр презентации о птицах)

Воспитатель : Ну, что же, ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог

Ребята, вам понравилось путешествие по лесу? Каких птиц вы повстречали в лесу? Скажите, как можно назвать этих птиц одним словом? Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Кусочком яблока?

Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
Программное содержание:
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
Закрепить понятие «зимующие» птицы.
Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.
Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин, игрушка Сорока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?
– Сорока, давай играть вместе с нами.
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!
Дети поднимают рисунки.
Сорока: Кто же это не пойму?
Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?
Аналогично рассматривается второй рисунок.
Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Воспитатель достаёт части птичек. (картинки)
Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.
Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Кусочком яблока?

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Сарапулова Анна Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 92», г. Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы». Материал знакомит детей с птицами родного края, нуждающимися в подкормке в зимнее время.
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц.
Оборудование: аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д.Тухманов) на флеш-носителе.
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о птицах родного края.
4. Учить правильно подкармливать птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.

Мотивационно-ориентировочная часть:

Воспитатель:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима…(Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.

Основная часть:

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
А вот ещё одна загадка:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы...
Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.


Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)
О чем мы сегодня говорили?
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель: Никита, каких птиц мы называет перелётные?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Полина, каких птиц мы называет зимующие?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Семён, пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнил.
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?
(Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)
Воспитатель: Юля, что ты узнала интересного на занятии? (Что тебя удивило?)
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц.

Конспект занятия по экологии в средней группе "Зимующие птицы нашего края"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 32 «Сказка»

Республика Татарстан» Воспитатель: Сайфутдинова Л.Д. Зеленодольск 2016г.

Интегрируемые образовательные области: «Познание» , «Социализация» , «Труд» .

Виды деятельности: познавательная, продуктивная, игровая, трудовая.

Программные задачи:

Образовательная: Закрепить понятия «зимующие птицы» ,

  • Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека
  • Знакомить детей с народными приметами про птиц, повадками птиц.

Развивающая: Развивать мышление, наблюдательность;

  • Развитие зрительной и словесно-логической памяти
  • Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитательная: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Словарная работа: кормушка, холодно, голодно, нахохлились;

Материал и оборудование: Слайды с изображением птиц- синица, воробей, снегирь, ворона, сорока, дятел, сова, голубь; разрезные картинки птиц; семена растений, рябина и т.д.

Ход занятия

В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте по приветствуем гостей. (на двух языках)

В: Дети, а какое сейчас время года?

Д: Поздняя осень

В: Какие изменения произошли в природе?

Д: Опали все листья, становится холоднее, дни стали короче, птицы улетели в тёплые края.

В: Как можно сказать о птицах, которые улетают на юг?

Д: Перелётные

В: Перечислите перелётных птиц.

Д: Ласточки, скворцы, грачи, аист, гуси, утки..

В: Птицы, которые питаются насекомыми, они улетают после первых заморозков, как исчезают насекомые, а когда замерзают озера и реки, улетают водоплавающие птицы (гуси, утки, лебеди) .

В: Не все птицы улетели, а только перелетные птицы. Многие птицы не улетают, а остаются зимовать в наших краях. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

Д: Зимующие.

В: А где живут зимующие птицы?

Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в городах.

В: Да, все правильно дети. И говорить мы будем о зимующих птицах.

Посмотрите, ребята, у нас в группе появилась ёлка. А на неё шишки. Шишки не простые.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей

Кто это? (воробей)

2. И зимой ей не сидится
Над моим окном кружится.
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку (Синица)

2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)

4. Все деревья я лечу
по деревьям я стучу
Их спасают от врагов
Вредных, маленьких жуков (дятел)

6. Эта птица рядом с нами
Мы зовём их сизарями.
И зимой в мороз и голод
Не покинет город… (голубь)

В: Молодцы, правильно.

В: Как же птицы переносят морозы? Оказывается, они готовятся к зиме. птицы меняют оперение на более густое и более длинное. Они собираются в стайки, нахохлятся, таким образом, греются.

В: А теперь давайте поиграем

(музыкальная игра) .

В: Ребята, а давайте с вами вспомним строение птиц (СЛАЙД) голова, туловище, крылья, хвост, лапки. Птицы покрыты опереньем.

В:. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери и расскажи про птичку» . Каждому раздаётся пазл с частями картинки, вы должны сложить из частей цельную картинку и рассказать, кто или что на ней изображен.

Д: Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, на голове черная шапочка, на щёчках белые пятна, на шее чёрный галстук. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.

Под моим окном две птички -

Желтогрудые синички
Долго громко щебетали
И в окно стучаться стали.
Видно кушать захотели.

В:. Синичка с утра начинает пищать - жди мороза.

Д: Это птица воробей. У него серая грудка, а крылья и хвост коричневого цвета. короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький.

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,

Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

В. если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо - будет снег без ветра. А дружно чирикают - к потеплению.

Д: Это птица снегирь.

В: Расскажите, чем эта птица отличается от других?

Д: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.

Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.

Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.

В: Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели..

Д: Это птица Дятел. Дятел птица лесная. Эти птички очень красивые. Дятел носит красную шапочку, пёстрые крылья белая грудка.

У деревьев доктор свой,
Не обычный, а лесной,
Разговаривает просто
Он с берёзой и сосной.

Без лекарств и инструмента
Он излечит пациента,
Прилетел и сел на сук -
-Как здоровье? тук-тук-тук..

В:дятел долбит зимой крышу- дома завелись мыши

Д: Это птица сорока. У сороки есть прозвище - белобока. Грудка белая, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост - длинный.

Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!

В: Поверье гласит -сорока под крышу лезет - к вьюге.

Д: Это ворона У вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а грудка серая.

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.

Серая ворона!

В: если, зимою вороны летают и кружатся стаями - к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

Д: Это птица Сова. Сова- лесная птица. Сова – это хищная ночная птица. Голова совы круглая с большими глазами, когти длинные и острые, а клюв хищный и короткий. Перья у совы коричневые.

*. Сова на дереве сидела,
И во все глаза глядела:
Может быть, упала шишка,
Или пробежала мышка.

Не мешало бы опять
Мышку на обед поймать.

В: Сова близ дома охает-к рождению дитя.

Д: Это птица Голубь У голубя голова, грудка, крылья и хвост голубого цвета. Клюв и лапки розового цвета. Живёт голубь в городе.

Кто воркует во дворе?

Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,

Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок.

В: К недоброму человеку голубь и зимой не летит.

В: Ребята, как много и интересного мы узнали о зимующих птицах. Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)

Д: Нет, нелегко им холодно и голодно.

В: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?

Д: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.

В: А вы знаете, чем питаются птицы зимой? Давайте выполним задание. Нужно собрать корм для питчей столовой.

Дети определяют корм птиц. (на столе в блюдцах различная еда: семечки, семя тыквы, пшено, хлеб, семена растений, конфеты, яблоко и т.д) .

В: Для чего нужна кормушка? (Ответы детей) Правильно, сейчас мы корм разложим в кормушку для наших птичек

В:Ребята, я вам предлагаю поиграть в одну игру. Выберите себе шапочку с изображением птицы представьте, что вы птица, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» .

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
Воробьи к нам прилетели,

А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв
Стая жёлтеньких синиц.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

В: Ребятки, я вам предлагаю сделать аппликацию их цветных ниточек.

В: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

Д: О зимующих птицах.

В: Сегодня, когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц и покормим птичек, которые прилетят к кормушкам.

В: Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой
Стайка на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.

Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось
нам встречать весну.