Программное содержание:

1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Предварительная работа

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.

Материал к занятию

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».

Ход занятия

Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!

— Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Беседа «Перелетные птицы»

  • Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
  • А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
  • В какое время года птиц больше? (летом)
  • Почему? (и зимующие, и перелетные)
  • Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
  • В какое время года они возвращаются? (весной)

Пальчиковая гимнастика

Пришла весна,
сосульки тают,
Запели первые ручьи,
Медведь берлогу
покидает,
А на полях кричат грачи.

Поочередное загибание пальцев на каждое слово
Хлопки на каждое слово
Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям
Ритмичные хлопки на каждое слово

В: Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Игра с мячом «Поймай и назови»
Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

  • Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Игра «Кто лишний»
На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

  • Пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами
В.: Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Например:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»

«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»

«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»

Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:

Беседа о птицах

  • Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)
  • Чем он питается? (мелкими грызунами)
  • Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)
  • Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

  • А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

В.: Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?

Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.

П.: Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

В.: Кто Вы такой?

П.: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?

Д.: Птенцами..

П.: Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

Д.: Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

П.: Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам.на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.

Д.: Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.

П.: Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

Работа с раздаточным материалом

Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.

П.: Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

Работа с картинкой «Дерево»

  • какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)
  • какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)
  • какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)
  • что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)
  • что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)
  • что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)
  • что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)
  • где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)
  • где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

П.: А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.

Игра «Птицы, гнезда, птенцы»

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

В.: Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг

В.: Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

Работа в тетради

Во время работы детей повторить гигиенические правила письма.

В.: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

Беседа «Птицы и люди»

  • Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
    Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

В.: Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.

Авторы: воспитатели высшей категории коррекционной группы
Гатауллина М.А
Богдан В.И.,
МДОУ ДС КВ №62
Ленинградская область
Всеволожский район
Поселок Колтуши.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №9 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

(средняя группа)

Воспитатель:

Пантелеева Т.В.


Вид проекта: недельный.

Цель: расширять знания детей о перелетных птицах.

Познавательное развитие:

Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.

Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Речевое развитие :

Активировать в речи названия птиц и птенцов.

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.

Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.

Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.

Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Развивать ролевое взаимодействие.

Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №9 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

(средняя группа)

Воспитатель:

Пантелеева Т.В.

2015

Вид проекта: недельный.

Цель: расширять знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

Познавательное развитие:

Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.

Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Речевое развитие :

Активировать в речи названия птиц и птенцов.

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.

Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.

Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.

Социально-коммуникативное развитие:

Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Развивать ролевое взаимодействие.

Художественно-эстетическое развитие:

Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения

1 этап: подготовительный

Задачи:

С помощью « метода трех вопросов» выявить знания детей о перелетных птицах.

Привлечь родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме.

Подготовить материал для консультаций по темам:

«Расскажите дома детям о птицах»

«Загадки о птицах»

«Учим стихи о птицах»

2 этап - основной:

Знакомить родителей с проведенной работой с детьми по данной теме, поместив весь материал в уголок для родителей.

Выложить весь необходимый материал во все зоны развития для привлечения детей к данной теме, желания узнавать что -то новое о птицах.

Рассматривание иллюстраций перелетных птиц

Беседа: «Кто весной к нам прилетел?»

Дидактические игры:

« Птицы»- учить узнавать и называть перелетных птиц

« Назови одним словом»- учить обобщать по признакам

« Назови ласково»- учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме

«Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа

« Составь рассказ о птице»- развивать связную речь

« Чей хвост?»- учить по хвосту находить знакомую птицу

«Чей хвост длиннее?»- учить сравнивать по длине

«Четвертый лишний»- учить группировать по признакам

Загадки о птицах:

Задачи:

Учить детей отгадывать загадки.

На шесте - дворец,
Во дворце - певец.

скворец

Стихи о перелетных птицах

А. Барто

« Журавли» .
Высоко летят над облаками
И курлычут журавли над нами.
Вдаль скользя по ветру легкой тенью,
Тают птицы в синеве осенней.

В путь не ближний провожать их выйдем, -
Им простор земли далёко виден:
Ленты рек, озер разливы…
«До свиданья, птицы, путь счастливый! »

Клином в небо поднялись высоко, -
Вольным воля на пути широком, -
И летят не только днем, а ночью,
Видел кто-то не во сне – воочию.

В звездном свете от земли не близко,
Появились вдруг на лунном диске.
И мерцали, шевеля крылами,
Журавли над спящими полями.

Еще о журавлях
Журавушки - журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки - журавли!

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты, где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
(Русская народная потешка)

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков

Перелетные - скворцы

Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки.

(Е. Тараховская)

Ласточка
Ласточка - тивит - тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит.

(армянская песенка)

Рассказы для детей о птицах.

Скворцы

(Отрывок)

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые - скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите - скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет - высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки - и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, - думает, - на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит - другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». - «Как? Мне? Да я его сейчас!» - «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Песня скворца

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец, как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья - самый веселый и радостный звук - песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Зона художественного творчества:

Выложить схемы рисования и лепки птиц, раскраски птиц для самостоятельной деятельности детей.

Зона физического развития:

Картотека подвижных игр:

«Птички в гнёздышке»

Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений,

ориентировку в пространстве.

Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.

По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны,

приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" -

«Лягушки и цапля» Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут

«Совушк а» Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Физкультминутки:

Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.

Птица

Вот летит большая птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Лебеди

Лебеди летят,

Крыльями машут.

(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой.

(наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

(приседания)

Пальчиковые игры:

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с

3 этап – заключительный

Задачи:

Систематизировать знания детей о перелетных птицах.

Прививать у детей интерес к словотворчеству.

Совместно с детьми изготовить коллаж по теме «Перелетные птицы»

Изготовление родителями вместе с детьми книжек-малышек по теме «Перелетные птицы»


Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

«Перелетные и зимующие птицы»

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 20 минут.

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков.

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «Назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Включаю аудиозапись «Голоса птиц».

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Дети: - чирикает.

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, птички невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. Я знала, что вы справитесь

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски, которые я хочу вам подарить.

Как называется твоя птица? Она перелетная или зимующая?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали?

Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением)

Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.).

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы по лексической теме «Перелётные птицы»

Автор: Турбина Ольга Ивановна воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида №5 «Родничок», г. Луховицы, Московская область
Описание: предлагаю вам конспект для детей средней группы (4-5 лет).
Успех и эффективность коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе во многом зависит от продуманной системы, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всех видов детской деятельности.
В исправлении у детей речевых нарушений участвует совместно с логопедом и воспитатель, который, находясь с детьми целый день, имеет возможность повторять и закреплять наработанный логопедом по той или иной лексической теме речевой материал на всех этапах педагогического процесса, в том числе и при проведении непосредственно образовательной деятельности.

Программное содержание:

1) уточнить представление детей о величине предметов, упражнять в сравнении их по длине, ширине, высоте, толщине;
2) учить сравнивать две группы предметов, определять большее или меньшее количество предметов, уравнивать их одним из способов;
3) продолжать учиться понимать, что количество предметов не зависит от направления при счёте и их расположения;
4) закреплять представление о геометрических фигурах;
5) развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;
6) активизировать словарь по лексической теме;
7) расширять знания детей об особенностях жизни птиц в весенний период, побуждать к заботе о пернатых.

Материалы:

1) 5 плоских фигурок птиц и 5 скворечников, вырезанных из плотной бумаги;
2) набор раздаточного материала - круг и треугольник.
3) набор геометрических фигур из бумаги белого цвета разного размера.
Ход:
1.Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель :Какое время года наступило
Всем известно, что весной птицы возвращаются домой.
Назовите птиц, которые прилетают к нам весной!
Этих птиц сейчас сравните,
Все отличья назовите!
Дидактическая игра: «Скажи наоборот» (в кругу с мячом)
Грач большой, а соловей? –
Клюв у грача длинный, а у соловья? –
У утки клюв широкий, а у скворца? –
Туловище у грача толстое, а у жаворонка? –
Хвост у грача длинный, а у грачонка? –
Журавль высокий, а стриж? –
У грача крылья широкие, а у ласточки? –
2. Воспитатель: Недавно прилетели к нам скворцы –
Весны долгожданной гонцы.
Вот такие!
На магнитной доске выставляются фигурки
5 птиц.

Дети выстраиваются полукругом.
Для скворцов и их птенцов люди строят домики.
Как они называются?


Для наших скворцов мы приготовили вот такие скворечники (под каждым скворцом помещаются скворечники, всего 4).
Как вы думаете, хватит ли скворечников всем скворцам?
Что нужно сделать, чтобы точно узнать это?
Посчитайте сколько скворцов? Посчитайте сколько скворечников?
Кого больше? На сколько? Чего меньше? На сколько?
Что надо сделать, чтобы всем скворцам хватило скворечников? (добавляется 1 скворечник)
Сколько было скворечников? Сколько добавили? Сколько стало? Что теперь можно о них сказать? (поровну, одинаковое количество, по 5, скворечников столько, сколько и скворцов).
Замечательно, теперь у каждого скворца свой домик!
3. Работа с раздаточным материалом за столами.
Воспитатель: Положите в ряд столько кругов, сколько скворцов к нам прилетело.
Ниже - столько треугольников;, сколько скворечников мы приготовили.
Сколько скворечников мы приготовили?
5 кругов, Сколько положили кругов? треугольников? Что вы можете сказать о круге; и треугольнике?
5 треугольников, Уберите один треугольник;. Больше или меньше их стало? На сколько меньше?
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять, - шагают
Будем как скворцы летать.по кругу
Мы по кругу всё летали,
Дружно крыльями махали. имитируют полёт птиц
Очень долго мы летали
И конечно же, устали.
Сели, посидели и опять полетели. приседают на корточки и бегут по кругу.
4. Воспитатель: Наши птички наблюдали,
Как по кругу мы «летали»,
Они тоже полетели и … вдруг
Получился такой круг.(воспитатель выкладывает птиц по кругу на магнитной доске)
(рисунок, птицы)


Посчитайте птиц, расположенных по кругу!
Саша, сколько птиц «летает» по кругу? Лена, сколько птиц получилось у тебя? Как вы считали? Покажи, от какой птицы ты считал? Ты? Изменилось ли количество птиц? (Вывод). Чтобы не ошибиться при счёте предметов, расположенных по кругу, надо запомнить предмет, с которого начинаем счет. Давайте вместе посчитаем птиц. Начнём счёт вот с этой. Отметим её красным магнитом, чтобы не забыть. (Дети считают хором: одна, две, три …). А теперь посчитайте птиц в обратном направлении! Изменилось ли их количество?
Вывод: количество предметов не зависит от направления при счёте.
5. Воспитатель: Скажите, дети, когда много птиц летает, как же их мы называем? …(стаей).
Чтобы в нашей стайке стало действительно много птиц, предлагаю выложить их из геометрических фигур.
(работа детей за столами)


Какую фигуру ты использовал для туловища? (квадрат). А ты? (круг). Какой формы голова у ваших птиц? (круглой). Какую фигуру ты использовал для клюва? (треугольник). Сколько треугольников ты использовал для своей птицы? Чем они отличаются друг от друга? Сколько больших треугольников? Маленьких? Каких треугольников больше, больших или маленьких?
Воспитатель: Ну что ж, молодцы!
Перелётных птиц назвали,
Правильно их посчитали,
Птиц между собой сравнили,
Из геометрических фигур сложили.
А вас, ребята, призываю я
Заботиться о наших маленьких друзьях.
Так, формируя у детей элементарные математические представления, мы уточняем, закрепляем и расширяем познания детей по лексической теме недели.

Тема: «Перелётные птицы»

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Программное содержание:

1. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой»,

«стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте,

кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение

стихов. рассказов о птицах.

Ход занятия:

1Возвращаются певцы
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

/Об весне/.

Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? /Зеленеет листва, идут

моросящие дожди, прилетают птицы/.

А как называются птицы, которые прилетают из теплых края и которые остаются?

/Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец,

жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1.Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/

3. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. /Аист/ /

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост

и лапки. Кукушка - небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю

окраску, длинный хвост. небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц,

никогда не вьет гнезда. а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы

вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист - большая птица белого

цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они

их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают

холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом

они совершают пробные полеты. больше обычного едят, нагуливают жирок - в

полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо

затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные

колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все

вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде

треугольника: другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Наверное, это

зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают

ФИЗМИНУТКА

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)

3. Упражнение «Скажи одним словом».

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете

его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой?. /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он. /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она. /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она. /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она. /острокрылая/.

Продолжи предложение, найди причину”(4 задание).

Воспитатель:

- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)

У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)

У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)

Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)

Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)

Итог занятия;

Ребята, скажите. пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!