Как было сказано ранее, Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация и социальная мобильность выступают перманентными характеристиками любой организованной социальной группы. По степени мобильности бывают мобильные периоды истории (революции, которые приводят к слому социальной структуры) и немобильные (эпохи реакции, характеризующиеся устойчивой социальной структурой), а также различные типы общества.

Под “социальной мобильностью” Сорокин понимает любой переход определенного индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, с одной социальной позиции на другую, это своеобразный “лифт” для перемещения как внутри одной социальной группы, так и между группами.

В соответствии с его концепцией мобильность различается по направленности (горизонтальная и вертикальная, последняя рассматривается им в двух плоскостях - как восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и направленности.

Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, но на том же уровне социальной стратификации. Это значит что уровень социальной группы, в которой индивид (группа) находился до перемещения и уровень социальной группы, в которую индивид совершил перемещение - остаются на одинаковых социально - значимых позициях. Индивид или группа при горизонтальной мобильности могут сохранить неизменными свои социальную роль, социальный статус. Примеры: переезд с одного города в другой; переход с одного места работы на другое с сохранением прежних должностных обязанностей; переход ученика 8 класса с одной СОШ в другую; и др.

Вертикальная мобильность означает перемещения индивида (группы) из одного пласта в другой (если вверх, то это будет восходящая мобильность, если вниз - то нисходящая). Вертикальная мобильность рассматривается социологом в трёх аспектах, соответствующих трём формам социальной стратификации, - политическом, экономическом, профессиональном. Он определяет основные механизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются «сита», как бы просеивающие индивидов. Это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации. При рассмотрении названных структур в русле вертикальной мобильности Сорокин анализирует их в качестве «каналов социальной циркуляции».

Так, характеризуя в этом плане школу, он пишет «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществе, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоёв всё-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься»

Примеры вертикальной мобильности: переход с одной рабочей должности на другую с изменённой ставкой з/п; получение высшего образования; заключение (расторжение) бракосочетания; получение наследства по дарственной (или по иному документу); и др.

С количественной точки зрения Питирим Сорокин разграничивает, как уже упоминалось раньше, интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени. Под всеобщностью социолог, с одной стороны, понимал количество участников, задействованных в том или ином социальном перемещении: от одного человека до большой группы людей. С другой стороны, под всеобщностью следует понимать проникновение социальной мобильности и возможность её существования во всех сферах общества.

На базе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом контролируется разнообразными институтами. При этом он доказывает, что «церковь, семья, школа, а также другие профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этих функций они выполняют функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания. Причём эти функции имеют не меньшее социальное значение, чем функции образования и воспитания».

Несомненно, наряду с видами социальной мобильности Сорокин рассмотрел и определил основные её причины, о чём также подробно описал в свой работе «Социальная мобильность». Из этих причин можно выделить самые главные, не связанные с политической и экономической деятельностью государства (что тоже является причинами): это уровни и темпы социальной стратификации в том или ином обществе (это и определяет связь социальной мобильности с социальной стратификацией), а также личные качества, индивидуальные особенности и предпочтения каждого члена этого общества вместе с его возможностями и желаниями. А на желания и возможности каждого индивида, писал Сорокин, способен влиять и государственный строй в стране, и присущий ему политический режим, и экономический уклад.

Своё внимание Сорокин обратил также на географические и территориальные перемещения. "Вопреки обычному мнению, чем далее, тем люди становятся менее и менее оседлыми .

За один только день мировой транспорт перевозит такую массу людей, что в сравнении с ним так называемое великое переселение народов древности кажется безделицей. Позднее автор назовет это перемещение "географической мобильностью". Но главное его внимание всё-таки привлекает межгрупповое и внутригрупповое перемещение индивидов, индивидуальное и коллективное, т.е. мобильность социальная. Он ставил вопрос - существуют ли какие-нибудь постоянные тенденции в композициях социальных группировок, их изменениях, т.к. вся предшествующая социология, особенно до трагических событий 1914 и 1917 гг. исходила из прямолинейных эволюционных законов. «Нынешние времена», писал Сорокин, «убеждают в том, что эти "законы прогресса, эволюции, развития" были "псевдозаконами", социология последних десятилетий шла по ошибочному пути. Оптимизм эволюционистов, предлагающий элиминацию, засыпание всех или почти всех щелей социального неравенства, уничтожение социальной пирамиды - оказался наивным. Различия между богатыми и бедными, то значительны, то относительно снижаются (но не исчезают), правовые политические различия в условиях демократии несколько снижаются, в условиях деспотизма и тоталитаризма увеличиваются, власть то концентрируется в руках немногих, то в руках большего количества лиц, некие профессии то имеют высокий престиж, то уравниваются с другими. Нет единой линии прогресса в этих отношениях, а есть только повторяющиеся флуктуации, колебания, то расширение, то сужение размеров явлений» .

На сегодняшний момент сорокинское определение социальной мобильности - уникально и неповторимо .

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?
Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).
Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.
Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.
Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.
В Средние века отдельные простолюдины таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.
Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.
Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.
Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

Понятие социальной мобильности ввел П. Сорокин , определивший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Сорокин рассматривал мобильность как одну из необходимых социальных функций. Классифицировав мобильность на горизонтальную и вертикальную, восходящую и нисходящую, он раскрыл механизм их реализации и показал, что основу восходящей мобильности составляют потребность индивидов в социальном признании и успехе, а также непрерывный процесс образования и вертикального перемещения новых социальных групп. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности — снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, утратой популярности политическими партиями и т.д.

Среди современных социологических подходов к проблеме социальной мобильности следует выделить концепцию М. Липсета и Р. Бендикса, связывавших развитие индустриального общества с расширением вертикальной мобильности. Согласно концепции Липсета и Бендикса, индустриальные общества характеризуются высоким уровнем восходящей мобильности. С одной стороны, широкие возможности неограниченного социального роста выступают как бы «предохранительным клапаном», переключающим энергию наиболее энергичных и талантливых представителей социальных низов и снижающим риск революционных преобразований; иначе говоря, мобильность выполняет функцию стабилизации общества. С другой стороны, индустриальное общество предъявляет высокие интеллектуальные требования к индивиду, поэтому развитие и продуктивное использование индивидуальных дарований независимо от социального положения их носителя является принципиальной особенностью такого общества, отличающей его от других.

П. Блау и ряд других социологов связывали феномен мобильности с идеей социальной справедливости и эффективности социальной системы.

Значительное место социальной мобильности отводилось в теориях индустриального общества, популярных в середине XX в. В частности, теория конвергенции подчеркивала, что тенденция к росту вертикальной мобильности в равной мере присуща всем индустриальным обществам независимо от социального строя и политической системы. Согласно этой теории, процесс индустриализации способствует росту вертикальной мобильности и выравниванию социальных возможностей выходцев из разных классов и слоев.

Критически направленные теории индустриального общества, напротив, доказывали, что индустриализация неизбежно ведет к расширению нисходящей мобильности, поскольку рост требований к квалификации и деловым качествам работников, а также широкая механизация и автоматизация производства способствуют росту безработицы, выталкиванию вниз и маргинализации все большего числа работающих.

В последнем десятилетии XX в. выделяются исследования Б. Дюрье, обратившегося к методологии изучения мобильности и обосновавшего особую значимость компаративного анализа для понимания ее перспектив, а также исследования Дж. Голдторпа и Р. Эриксона, которые провели сравнение уровней мобильности в разных индустриальных обществах и пришли к выводу о близости показателей социальной мобильности во всех индустриальных странах независимо от социального строя.

Механизмы социальной мобильности

Общие принципы социальной мобильности сформулировал Питирим Сорокин. Он считал, что едва ли возможно такое общество, страты которого не допускали бы никакого движения через свои границы. Даже кастовая система знает исключения. Далее, Сорокин полагал, что история не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, т. е. переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без сопротивления. Он также утверждал, что более современное общество отличается большей интенсивностью передвижения индивидов по вертикали.

Поднимаются и опускаются но ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многие преодолевают сравнительно легко. В случае успеха индивиды меняют социально-профессиональную группу. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и дослужившийся до министерского портфеля или избранный в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей прежней профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место, но и возможность заниматься привычным делом.

Сорокин выделил и основные механизмы социальной мобильности. Он пишет, что «...все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот». Роль такого «сита» выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и консервируют стратификацию. Это (1) социальные институты , регулирующие движение по вертикали, и (2) своеобразие культуры (ценностей и норм), образа жизни каждого социального слоя, проверяющего каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие ценностям и нормам страты, в которую он перемещается.

Сорокин показал, как различные институты выполняют роль механизмов социальной циркуляции, своеобразных социальных лифтов, перемещающих людей вверх и вниз. Так, система экономики обеспечивает и социализацию личности, и се вертикальную мобильность с точки зрения профессионального мастерства и обеспеченности. Политическая система (государство, партии, организации) формирует политическую элиту, институт права собственности и наследования укрепляет класс собственников. Система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но в роли своеобразного социального лифта позволяет способным и упорным подняться на высшие этажи социальной иерархии.

Использования движущей силы какого-то социального института для подъема наверх не всегда достаточно. Для закрепления в новой страте необходимо принять ее образ жизни, строить свое поведение в соответствии с ее нормами и ценностями. Процесс адаптации может протекать достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, нормами, ценностями, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует психологического напряжения.

Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы. Если социальные институты можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразную селекцию. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он обречен стать изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он остается за дверью, ведущей в самую страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, находиться в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень. Часто он не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир и испытывает психологические затруднения. Я уже упоминал этот феномен пребывания человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве и называемый маргинальностью.

Россия в настоящее время переживает период смены политической и экономической элит. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, к 1998 г. укрепил свои позиции, претендуя на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Поднялась и новая политическая элита во главе с Б. Ельциным: ее подъем произошел как путем вытеснения старой номенклатурной элиты советского периода, так и путем перехода части последней в состояние новоявленных предпринимателей и «демократов».

Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением материального благосостояния, ростом безработицы, увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной роста наиболее обездоленной части населения, составляющей основание пирамиды социальной иерархии. Перемещение по нисходящей линии охватывает целые группы — работников нерентабельных предприятий и отраслей. Так произошло со стратами военных, работников ВПК, ученых в постсоветской России. Понижение социальной группы может быть временным, а может приобрести устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается в привычный социальный статус. Во втором — нисхождение оказывается окончательным, и начинает адаптироваться к новому месту в социальной иерархии. Так, в частности, произошло с бывшей «советской интеллигенцией» в нынешней России.

Ни для кого из нас не секрет, что в любом обществе существует так называемая социальная лестница. Это определенная иерархия с расположением на ней отдельных слоев населения. Какая-то социальная группа находится на этой лестнице выше, какая-то - ниже. Одни люди в течение всей жизни не покидают границ своего социального слоя. Они стоят на одной и той же ступеньке лестницы. Другие же поднимаются или спускаются по ней. Однако движение это очень медленное.

Понятие социального лифта

В любом обществе наличествуют определенные предпосылки, позволяющие осуществлять быстрое перемещение из одного слоя населения в другой. В идеале это движение направлено вверх. Хотя бывают случаи внезапного перемещения на более низкую ступень. Это и есть социальный лифт. Определение данному понятию было дано Питиримом Сорокиным. Этот русско-американский социолог еще в начале двадцатого века провел анализ движения различных по своему статусу социальных групп. При этом Сорокиным было просчитано, в каких случаях данные перемещения позволят человеку расти в этой жизни. Теория получилась весьма убедительной, так как была списана с натуры - индивида, являющегося выходцем из семьи пьяницы-ремесленника, проживавшей в маленькой деревеньке на российском севере.

Сорокин утверждал, что человеку, для того чтобы расти, необходимо искать свой канал лифт). Это позволит довольно быстро изменить имеющийся статус.

Каналы мобильности

По теории Сорокина, абсолютно разными для каждого человека могут быть социальные лифты. Виды каналов мобильности населения включают в свой перечень следующие элементы:

Церковь;

Образование (школу);

Бизнес (собственность).

В современном мире к каналам мобильности добавилась госслужба, спорт, политика, а также искусство. Каждый человек, желающий изменить свой статус, должен найти свой социальный лифт. Это позволит запустить весь механизм восхождения и начать движение. Разумеется, воспользоваться можно не лифтом, а лестницей. Однако это займет слишком много времени и станет процессом весьма утомительным.

Виды мобильности

Изменение группой или индивидом своего класса или места в обществе может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Первый вид мобильности представляет собой переход из одного в другой. Это социальные лифты, примеры которых - смена гражданства, переход в иную религиозную общину.

Под вертикальной мобильностью понимается движение человека (вверх или вниз) по служебной лестнице. Это также входит в понятие "социальные лифты". Примеры такого движения:

Повышение в должности (восходящая мобильность);

Разжалование (нисходящая мобильность).

На вертикальные и горизонтальные каналы изменения статуса оказывают влияние различные факторы. Среди них плотность населения и уровень смертности, рождаемость, возраст и пол. Лифты чаще всего используют молодые люди. Стремятся изменить свой статус и многие мужчины. В маломобильные группы населения входят в основном пожилые люди и женщины.

Переход из одного слоя общества в другой может быть осуществлен либо группой, либо в одиночку. Это также различные социальные лифты. Виды мобильности в данном случае подразделяются на индивидуальные и групповые.

Коллективные социальные лифты существуют в случае имеющихся кастовых, расовых, сословных или иных привилегий. В данном случае население низших групп способно устроить бунт с целью отмены существующих для нее ограничений. Это позволит коллективно подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы. Примеры социальной мобильности данного вида можно встретить на протяжении всей истории человечества. Это и полученное превосходство варны священников над варной воинов в древней Индии, а также подъем большевиков после Октябрьской революции до статуса бывшей царской аристократии.

Современные социальные лифты включают в себя понятие вертикальной мобильности. Однако их определение дается отнюдь не в служебном контексте. Изменение статуса индивида или группы понимается как смена позиции в социальной иерархии.

Основные каналы мобильности

Перемещение людей из одного слоя общества в другой присутствует в любой стране. Иногда для этого используется социальный лифт. Это позволяет сократить промежуток перемещения от одной ступеньки лестницы к другой.

Какие же существуют каналы для такой мобильности? Так называемая социальная циркуляция становится возможной при участии различных институтов. В их перечне находятся каналы, представляющие особый интерес. Это армия и церковь, школа, а также экономические, профессиональные и Данные социальные лифты характерны для любого общества.

Армия

Особое значение данный институт имеет в военное время. Это периоды, когда происходят гражданские и межгосударственные вооруженные столкновения. От успеха в войне напрямую зависит судьба всего общества. И не суть важно, каким социальным статусом обладают солдаты. Их мужество и стратегический талант особенно ценятся именно в такие периоды. Продвижение в командный состав низших чинов во время войны происходит, как правило, при наличии полководческого таланта. Власть, данная таким людям, и далее используется в целях дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, она позволяет мародерствовать и грабить, мстить, унижать своих врагов, а также получать громкие титулы, купаться в роскоши и быть в центре помпезных церемоний. Армия в таком случае представляет собой социальный лифт. Это позволяет простолюдинам становиться генералами, получать статус принцев, монархов, диктаторов и властелинов мира. И в это же время многие, являющиеся по статусу рождения аристократами, королями и правителями, свои титулы и общественное положение теряют.

Подобные примеры социальной мобильности многочисленны. Ими буквально изобилует история. Так, правителями и лидерами становились вожди воинствующих племен. К тому же из девяноста двух тридцать шесть достигли такого высокого статуса только благодаря своей службе в армии.

Примеры социальной мобильности наблюдались и при современных войнах. Многие лидеры гражданских и международных вооруженных столкновений стремительно поднимались по карьерной лестнице. Но в то же время огромное количество военных командиров, которые потерпели поражение, понижались в должности, исключались, становились рабами, другими словами, резко падали, совершали нисходящее движение по армейскому социальному лифту.

Что касается мирных лет, то роль этого канала вертикальной мобильности в разы меньше. Однако наличествует, естественно, и в данный период.

Церковь

Во все времена этот канал общественной мобильности был вторым по своей значимости. Однако свою максимальную роль церковь играет только в те периоды, когда ее достигает расцвета. И это подтверждается историей христианства. В те периоды, когда наблюдался наиболее интенсивный рост значимости церкви, она представляла собой наиболее легкий путь для изменения социального статуса. По этому каналу мобильности поднимались и рабы, и крепостные. Причем восхождение осуществлялось порой до самых влиятельных позиций.

Данный социальный лифт нередко становился средством для нисходящего движения. Примером тому могут служить еретики, язычники, преступники и враги церкви. Все они были уничтожены, разорены или отданы под суд. Известно, что в перечне таких разжалованных людей были короли и герцоги, князи и лорды, то есть представители аристократии.

Социальные лифты в современном обществе также включают церковь. Однако ее значимость и роль средства мобильности неизменно сокращается. То движение, которое происходит внутри церковной лестницы, былого значения уже не имеет.

Религиозные организации

Роль социального лифта в обществе играет не только церковь. Ее можно отнести и к функциям прочих В их перечень входят конфессии иудаизма и даосизма, секты и т. д. В периоды увеличения своего влияния они позволяли своим членам расти не только внутри института, но и в обществе в целом. Это давало возможность тем людям, которые имели простое происхождение, подниматься до самых высоких социальных ступенек. Наглядным подтверждением этому является жизнь Мухаммеда, а также первых его последователей.

Школа

Система социальных лифтов во все времена включала в себя институты воспитания и образования. В тех странах, где школа доступна для всех слоев населения, она является отличным каналом мобильности для движения вверх. Если такое образование получает не каждый, то его можно сопоставить с лифтом, перемещающимся лишь по верхним этажам общественного здания.

Примеры социальной мобильности, когда движение происходит по всей вертикали, особенно наглядны в современных европейских странах. В этих государствах никто не сможет занять какое-либо заметное положение, не окончив университет или колледж. Выпускник, обладающий отличным дипломом, способен легко перемещаться по социальной лестнице и занимать ответственные посты независимо от своего происхождения.

Маломобильные группы населения - это те, которые не имеют диплома о получении соответствующих знаний. Для таких людей закрыт ряд профессий. Кроме того, их труд, по сравнению с работой квалифицированных специалистов, оплачивается ниже.

Образовательные социальные лифты в современном обществе обеспечивают достаточную легкость в продвижении. Этот факт понимается многими. Недаром количество желающих поступить в университеты и колледжи неуклонно растет.

Примеры социальной мобильности, которая становится возможной при получении определенных знаний, многочисленны. Однако самым ярким из них является кастовое общество древней Индии. Именно в период его существования знания и ученость оценивались особенно высоко. Их даже возводили в ранг второго рождения, более значимого, чем рождение физическое.

Политические организации

Все организации - от политических партий до правительства - являются одним из каналов мобильности индивида. Для продвижения по социальной лестнице во многих странах достаточно поступить на государственную службу. С течением времени здесь обязательно наблюдается автоматическое перемещение по карьерной лестнице. Кроме того, клерки или чиновники, чья работа ценится особенно высоко, имеют шанс более быстрого подъема при помощи данного социального лифта.

Этот факт подтверждается историей. Многие люди, рожденные в семьях ремесленников, крестьянства или прислуги, сумели подняться и занять самые заметные общественные посты. Такую картину можно наблюдать и сегодня. Карьерный путь многих государственных деятелей начинался с чиновника низшего звена.

Профессиональные организации

Это также один из каналов вертикальной мобильности. К профессиональным организациям могут быть отнесены литературные и научные, а также творческие институты. Вход в них свободен для всех, имеющих определенные способности. При этом социальный статус никакой роли не играет. Данный канал мобильности стал средством для подъема многих врачей и ученых, юристов и художников, актеров, певцов и т. д.

Специфическим видом профессиональных институтов и важным видом социального лифта является печать. В сегодняшнем мире мы видим все увеличивающуюся роль прессы. Печатное слово способствует обеспечению великолепной карьеры незаурядной личности.

Организации, создающие материальные ценности

Вне зависимости от конкретных форм обогащения, эти институты в любом обществе являются социальными лифтами для подъема индивида по вертикали. Лидерами еще в первобытных племенах становились более богатые люди. И такую картину можно наблюдать на протяжении всей истории человечества. Аналогия между знатностью и богатством нарушается лишь в исключительные периоды, например, во время революций. Однако такое положение вещей в скором времени заканчивается. Обедневшая знать непременно присвоит ценности. Пути для этого могут быть разные, вплоть до мошенничества и насилия. А люди, ставшие богатыми, купят или добьются привилегий.

Ярким примером тому явилось восхождение буржуазного класса. В период его появления высокого положения стали добиваться те, кто имел деньги. Знатные сословия поднимались из низших слоев общества подобно тому, как храбрецы некогда становились рыцарями.

Семья

Одним из распространенных каналов мобильности индивида является брак с представителем более высокого социального статуса. Последствия этого могут быть двоякими. Иногда брак приводит к подъему человека, а иногда - к его деградации. В былые времена брак, заключенный с представителем низшего слоя общества, приводил к социальному падению того, кто занимал более высокое положение. Так, в Риме было узаконено то, что вышедшая замуж за раба свободная женщина сама становилась рабыней.

Заключение

Кроме всех вышеперечисленных каналов существует множество других. Во все времена социальные лифты перевозили потоки людей вверх и вниз по вертикали общества. Но тот, кто даже и не пытался войти в один из этих подъемников, навсегда оставался в низших слоях.

Социальные лифты существуют в любом обществе. Они имеют разную форму и масштабы, но нужны человечеству в такой же степени, как кровеносные сосуды живому организму.


План

План …………………………………………………………………… ……….. 2

Введение ………………………………………………………… ……...……... 3

Теория социальной мобильности П.Сорокина …………………… …... 4

1.Концепция социальной мобильности и ее форма………………………….. 5
2.Характеристики социальной мобильности…………………… ……………. 7
3.Каналы вертикальной социальной мобильности…………………………… 8

Заключение…………………………………………………… ………11

…………………………...……….. 12

Вве дение

К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений. С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.
Предметом моего реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. На сегодняшний день проблемы социальной мобильности очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой. Сталкиваясь с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение, почти каждый день. Определить, как осуществляются эти процессы перемещения в социальном пространстве – вот основная цель данной работы.

Теория социальной мобильности П.Сорокина

Теория социальной мобильности получила высокую оценку еще у современников П. Сорокина. Р. Мертон писал: «Это был изумительный синтез теоретического и практического материала». Здоровое, стабильное, развивающееся общество – это открытое демократическое общество, общество интенсивной социальной мобильности. Под социальной мобильностью П.Сорокин разумел, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую. Во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Наконец, в-третьих, исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена ее полностью другой.
Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако, хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается большое количество вялых и неспособных людей. И, напротив, в более низких стратах – талантливых. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе назреет протест в более низких стратах, и они представят собой горючий в социальном плане материал. Произойдет революция, которая на какой-то короткий период выровняет положение. Чтобы этой катастрофы не произошло, общество не должно иметь жесткой социальной структуры. Практические выводы, к которым приводит П.Сорокина теория социальной мобильности, состоят в следующем: никогда не существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления; необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и установить постоянный контроль за нею, с тем чтобы осуществлять ее постоянно и своевременно.

1. Концепция социальной мобильности и ее формы

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, например, перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, которая подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Пример – международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в высший слой; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий слой на уровень с уже существующими группами этого слоя или вместо них. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом. По выражению Питирима Сорокина, «первый случай упадка напоминает нам падение человека с корабля, второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Вторую форму социального подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее. Приведем следующие исторические примеры. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

2. Характеристики социальной мобильности

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и скорость вертикальной мобильности. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 40 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Ели мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 40 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или количество страт - экономических, профессиональных или политических, - которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение пяти лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как он преодолел больше статусных уровней за указанный промежуток времени.
Соединив интенсивность и скорость мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой показатель может быть рассчитан отдельно по экономической, политической или профессиональной сфере деятельности.

3. Каналы вертикальной социальной мобильности.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются по социальной лестнице, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «мембраны», «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, собственность, семья.
Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Во время войны солдаты, проявляя отвагу и храбрость, награждаются очередным званием и используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств путем захвата трофеев, рабов и т.д. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого звания, начав с низших чинов; из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере; Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы относились к сословию простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря карьере, сделанной в армии.
Церковь как канал социальной мобильности возвысила большое число людей: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом, Папа Георгий VII–сыном плотника. Питирим Сорокин, изучив биографии 144 римских католических пап, установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены – среди них было немало королей, герцогов, князей, аристократов и дворян высоких рангов.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. «Длинный лифт» существовал в древнем Китае. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от статуса их семей переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных денег и богатств. Именно они представляют собой один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. То же отмечалось и в последние периоды истории Древней Греции и Рима. По мнению П.Сорокина, лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств: в 29% случаев это фабрикант, в 21% - банкир и биржевик, в 12% - торговец. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не предоставляют таких возможностей.
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если брачный союз заключают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, чего им недоставало. Пример нисходящей мобильности можно найти в античном мире: согласно римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.
Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Нормой для аристократии была забота о наилучшем воспитании детей, а в бедных семьях родители не могли дать подобающего воспитания и образования. Из членов знатных семей создавалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Зак лючение

Итак, проанализировав данный материал, можно сказать, что социальная мобильность–естественное и неизбежное явление. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которой люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям . По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ. Также едва ли существует такое общество, в котором бы вертикальная мобильность была бы свободной, то есть, отсутствовали бы барьеры.
Таким образом, работа Питирима Сорокина о социальной мобильности считается наиболее важной за всю историю русской социологии, так как он затронул самые главные проблемы общества. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии. Он относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

Список использованной литературы

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 624.
    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. – с. 688.
    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.-3-е изд., перераб. и дополн.-М.:Центр, 2000.-244 с.: ил.
    Социология /Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.
    и т.д.................