Е. В. Дашкова Южно-Российский государственный университет экономики

И Сервиса , Г . Шахты , Россия

PROFESSION «TOUR GUIDE»: EXPERIENCE THE COMPETENCE OF ANALYSIS

E. V. Dashkova South Russia State University of Economics and Service, Shakhty, Russia

Summary. The article deals with the theoretical concepts of the competence approach, the characteristic of the profession «tour guide», identified common cultural, linguistic and professional competence for professional guide, which should form the basis of improvement of professional skills of the modern tour guides.

Key words: Competence; competency; guide; tour guide.

В общепринятом понимании слово «подход» означает совокупность при­емов, способов, используемых для воздействия на кого-либо, изучения чего-либо, ведения дел. В качестве же общенаучной категории это слово имеет два значения: в первом «подход» рассматривается как некий исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, составляющее основу деятельности; во втором - как направление изучения объекта (предмета) опре­деленной деятельности. Иначе говоря, в структуре подхода как целостного яв­ления могут быть выделены два уровня:

Концептуально-теоретический, включающий базовые, исходные кон­цептуальные положения, идеи и принципы, которые выступают гносеологиче­ской основой деятельности;

Процессуально-деятельностный, обеспечивающий выработку и приме­нение в процессе такой деятельности целесообразных ее концептуально-ориентированному содержанию способов и форм осуществления.

Общую, концептуальную идею компетентностного подхода можно сфор­мулировать следующим образом: компетентностно-ориентированное образо­вание направлено на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в клю­чевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества, государства .

Базовым концептом компетентностного подхода выступает понятие «компетенция».

В настоящее время не существует общепринятого определения компе­тенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности человека справляться с самыми различными задачами.


В словаре Ожегова этот термин рассматривается таким образом: «Компе­тенция: 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав» .

Словарь «Профессиональное образование» трактует это понятие как «…меру соответствий знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем» .

В статье «Большого толкового словаря иностранных слов» компетенция (от лат. « Competentio ») Представлена как «согласованность частей, соразмер­ность, симметрия; круг полномочий учреждения или лица; сфера осведомлен­ности, область знания кого-либо» .

Очевидно, что определения понятия «компетенция», данные в цитируе­мых словарях, не вполне совпадают, а в его втором значении основной упор де­лается на правовой составляющей.

По мнению А. В. Хуторского, сущность понятий «компетентность» и «компетенции» состоит в следующем . Образовательные компетенции обу­словлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку от­носятся исключительно к человеку и проявляются только в процессе выполне­ния им определенным образом составленного комплекса действий. Компетен­ция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом, что позволяет ему быть успешным в жизнедеятельности. Так, компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения модели образования с учетом личностной и будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, Компетентностный подход - это приоритетная ориен­тация на цели образования: обучаемость, самоопределение (самодетермина­ция), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образова­нии будет способствовать достижению его основной цели - подготовке квали­фицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкуренто­способного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориенти­рованного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному про­фессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности . В процессе модернизации образования компетентностный подход рассматрива­ется как одно из важных концептуальных положений обновления содержания профессионального образования. Данный концепт в области профессионально­го образования приобретает значимость в связи с пересмотром норм многих видов деятельности, изменением мира профессий, появлением новых профес­сий наряду с дифференциацией и интеграцией одних и отмиранием других профессий. Профессия в современном мире рассматривается как активность субъекта, который выступает как «инициатор активности», когда «активному воздействию на объект предшествует процесс мысленного проектирования это­го воздействия и его результатов» .

Поэтому в рамках компетентностного подхода в профессиональном обра­зовании особое внимание должно уделяться профессиональным компетенци­ям, то есть тем компетенциям (способностям), которые проявляются в конкрет­ных профессиональных ситуациях.

Профессиональные компетенции подразделяют на три группы:

Узкопрофессиональные (специальные знания, умения, навыки, комплек­сы профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизио­логических свойств, действующие в рамках одной профессии или специальности и


Обслуживающие операциональную сторону деятельности; быстро устаревают в связи с изменением профессиональной деятельности в условиях научно-технического прогресса и воздействия социально-экономических факторов);

Полипрофессиональные (актуальные для группы профессий или специ­
альностей; помогают специалисту действовать более эффективно в профессио­
нальной среде, работать с большей отдачей, обеспечивают качество и надеж­
ность труда в рамках родственных профессий; имеют продолжительный период
старения и остаются актуальными в течение длительного срока);

Экстрафункциональные (не связаны с конкретными профессиональ­
ными функциями, используются в любой профессиональной среде).

Таким образом, рассмотрев некоторые теоретические аспекты компе-тентностного подхода, который стал результатом интеграционных процессов, происходящих в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельно­сти и затронувших систему образования. Используем данную теорию относи­тельно конкретной сферы профессиональной деятельности - деятельности экс­курсовода (гида), гида-переводчика.

В российском туристском законодательстве понятия «экскурсовод» и «гид» синонимичны. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: экскурсовод (гид) - это профессио­нально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пре­бывания . Поэтому мы рассмотрим характеристику профессии экскурсо­вода (гида).

Всякая профессия представляет собой вид трудовой деятельности, кото­рый требует от человека владения определенными компетенциями (способно­стями). Эти компетенции приобретаются в ходе общего и специального образо­вания, также в ходе практической деятельности. Эффективность экскурсионной деятельности находится в прямой зависимости от качества организации и про­ведения экскурсионных услуг. Основным в нем является качество проводимых экскурсий, которое в свою очередь зависит от профессионального мастерства экскурсовода (гида). Первоначальное толкование термина «экскурсовод» («гид») - это руководитель экскурсии, в музеях - это сотрудник, показываю­щий экскурсантам выставленные экспонаты и дающий пояснения о них; совре­менное понятие данного темина - это специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведения экскурсии.

В наше время экскурсовод (гид) - это профессия, так же как педагог, журналист и др. Хотя до конца 1960-х годов работа в качестве экскурсовода (ги­да) не была профессиональной, она представляла собой вид любительских за­нятий. Обязанности экскурсовода (гида) выполняли специалисты различных отраслей знаний (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов). Появле­ние новой профессии связано с мерами, принятыми в 1969 году директивными органами по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Произошло изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-просветительской и воспитательной работы. Все это способствовало повышению роли экскурсовода (гида) и становлению новой профессии.

Профессия экскурсовода (гида) предъявляет конкретные требования к человеку, среди которых особенно значимы: устойчивость свойств личности, определенное сочетание свойств и качеств, активность личности (находящая отражение в многосторонней деятельности). Экскурсовод как личность должен обладать следующими характерными чертами:

- Любознательностью;


Индивидуальностью; ответственностью; активной жизненной позицией. В освоении профессии экскурсовода важными являются способности: конструктивные; организаторские; коммуникативные . Конструктивные способности Находят свое отражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, умело и в доступной форме донести его до слушателей, не забывая о дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию.

Организаторские способности Выражаются в умении сочетать экскурсо­водческое мастерство с руководством экскурсионной группой.

Коммуникативные способности Выражаются в умении экскурсовода (гида) организовать процесс проведения экскурсии так, чтобы между всеми ее участниками (экскурсантами, водителями, работниками музеев, выставок и т. п.) было полное взаимодействие и взаимопонимание. Способность к обще­нию всегда относилась к важнейшим человеческим качествам. Экскурсовод (гид), легко вступающий в контакты и умеющий располагать к себе, заслужива­ет наибольшей симпатии. Экскурсия - это творческий процесс. Поэтому умелая передача экскурсоводом (гидом) идей, образов, мыслей и чувств служит важной цели - установлению взаимосвязей и сотрудничества людей.

На протяжении всех этапов освоения профессии происходит формирова­ние таких качеств экскурсовода (гида), как интеллектуальные (любознатель­ность, наблюдательность), волевые (самообладание, решительность, настойчи­вость), эмоциональные (чуткость, эмоциональность, толерантность).

На качество услуги «экскурсия» оказывают влияние также следующие качества: радушие, приветливость, внимание к людям, жизнерадостность, оп­тимизм, непринужденность, индивидуальность.

Основой мастерства экскурсовода являются глубокие знания логики, психологии, педагогики, определенной области гуманитарных, технических или естественных наук. Владение основами данных наук, дающими знания о законах человеческого мышления, позволяют экскурсоводу (гиду) глубоко, последовательно и доказательно излагать материал, раскрывать содержание экскурсии.

К слагаемым мастерства экскурсовода (гида) также относятся: эрудиция, интеллект, культурный уровень; знание методологии экскурсионной деятельности; знание методики подготовки и проведения экскурсии; владение искусством речи и техникой ведения экскурсии. Профессиональное мастерство экскурсовода (гида) требует постоянного совершенствования, но для этого сначала следует очертить круг обязанностей экскурсовода (гида).

К должностным обязанностям экскурсовода относятся:

Хорошее знание содержания проводимых экскурсий и путевой экскур­сионной информации;

Владение методикой проведения экскурсий в соответствии с контроль­ным текстом экскурсии (путевой информацией) и методической разработкой;

Подготовка контрольных и индивидуальных текстов, составление ме­тодических разработок экскурсий, других методических материалов;


Своевременное обновление данных, используемых при проведении экскурсий (путевой информации), внесение изменений и дополнений в кон­трольный текст экскурсии;

Участие в разработке новых экскурсионных тем и маршрутов;

Освоение новых тем и вариантов экскурсий для различных групп населения;

Участие в работе методических секций и творческих групп экскурсово­дов, конференциях, семинарах;

Участие в прослушивании экскурсоводов на маршруте, рецензирование текстов экскурсий (путевой информации);

Соблюдение маршрута экскурсии (путешествия); информирование экс­курсантов (туристов) о правилах поведения во время экскурсии (путешествия);

Обеспечение безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий (путешествий), соблюдение мер безопасности;

Оформление в установленном порядке документов на экскурсионное обслуживание.

Таким образом, современный экскурсовод (гид) должен знать:

Основные вопросы экскурсионной теории;

Экскурсионные ресурсы своего региона;

Сущность экскурсии, ее признаки и функции, требования к ней;

Принципы составления маршрута экскурсии;

Классификацию экскурсионных объектов;

Классификацию и тематику экскурсий;

Методику подготовки экскурсий;

Практическое применение элементов педагогики, логики, психологии в экскурсионной деятельности;

Виды и формы экскурсионного обслуживания с учетом дифференциро­ванного подхода к экскурсионному обслуживанию различных групп населения;

Критерии оценки качества экскурсии;

Экскурсионную методику, ее задачи и требования, а также методиче­ские приемы ведения экскурсии;

Методику проведения экскурсий различных классификационных групп (обзорных и тематических, пешеходных и транспортных, городских и загородных);

Особенности проведения музейных экскурсий, обзорных (многоплано­вых) и тематических экскурсий;

- Пути совершенствования профессионального мастерства.
Экскурсовод (гид) должен уметь:

Подбирать необходимый материал и составлять контрольный текст экскурсии на определенную тему;

Составлять технологическую документацию экскурсии;

Применять методические приемы в ходе проведения экскурсии;

Составлять текст путевой информации и уметь провести ее;

Использовать наглядные материалы, включенные в «портфель экскур­совода»;

- Руководить группой туристов (экскурсантов) и т. п.

Таким образом, квалификационные требования к экскурсоводу (гиду) до­статочно обширны.

Поэтому теперь мы в рамках компетентностного подхода должны рас­смотреть все вышеуказанное как профессиональные компетентции экскурсово-


Да (гида), гида-переводчика. Ведь профессиональная компетентность - это сложное, интегрированное, системно организованное качество человека, кото­рое объединяет социально-личностные качества и способности человека, свя­занные с его профессиональной деятельностью.

В структуре профессиональных компетенций можно выделить следую­щие составляющие:

Профессионально-содержательные компоненты (теоретические знания в сфере экскурсионного дела);

Профессионально-деятельностные компоненты (профессиональные умения, апробированные в действии);

Профессионально-личностные компоненты (личностные качества, ко­торые необходимы для реализации экскурсионной деятельности);

Профессионально-коммуникативные компоненты (способности к осу­ществлению такого коммуникационного процесса, как экскурсия, знания ком­муникационных технологий и умение применять их в нужном контексте).

Таким образом, профессиональная компетентность - это комплексная характеристика человека, которая содержит гармоничное сочетание професси­ональных, коммуникативных и личностных способностей, необходимых для реализации определенной профессиональной деятельности. В основе профес­сиональной компетенции должны быть профессиональные стандарты.

Если должностные обязанности и должностные инструкции для экскур­соводов (гидов) и гидов-переводчиков существуют, то профессиональные стан­дарты для этой категории специалистов до сих пор отсутствуют. Поэтому веду­щие туроператоры в сложившейся ситуации организуют подготовку экскурсо­водов (гидов) и гидов-переводчиков собственными силами, посредством орга­низации курсов.

Направлениями совершенствования профессионального мастерства экс­курсоводов (гидов) и гидов-переводчиков могут быть следующими:

А) централизованные:

Повышение квалификации путем учебы на курсах, участия в семина­рах, конференциях и других формах обучения;

Специализация экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков (учитывая способности и желание проводить экскурсии на те или иные темы);

Аккредитация экскурсоводов;

Контроль проводимых экскурсий;

Б) индивидуальные:

Систематическое изучение литературы и других источников информации;

Освоение системы учебных упражнений по проведению экскурсии: от­работка приемов показа и рассказа, использование наглядных пособий и тех­нических средств;

Отработка техники ведения экскурсии;

Посещение и участие в культурно-познавательных мероприятиях;

Выступление в периодической печати;

Издание методической и специальной литературы.

Для успешной подготовки экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков назрела необходимость осуществлять эту подготовку на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В настоящее время российская система высшего профессионального обра­зования активно включается в Болонский процесс и это способствует внедрению инструментов данного процесса. Одним из таких инструментов является компе-тентностный подход. Формирование программ подготовки экскурсоводов (гидов)


И гидов-переводчиков должно основываться строго на компетентностном подхо­де и учитывать весь спектр заинтересованных лиц, необходимых для обеспече­ния высокого качества обучения. Широкое развитие международного сотрудни­чества и растущие межнациональные контакты обуславливают необходимость улучшения подготовки кадров в области туризма и экскурсионного дела.

Конечно, необходимыми компонентами подготовки специалистов в сфере экскурсионной деятельности являются следующие общекультурные компетенции:

– способность к интеллектуальному, культурному, нравственному и про­фессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;

– способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта;

– способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, применять основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности;

– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, вос­приятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

– готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой, применять нормативные и правовые докумен­ты в туристской деятельности;

– готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относиться к национальным, расовым, конфессиональным разли­чиям, способность к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии;

– стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалифи­кации и мастерства, способность к бесконфликтной профессиональной дея­тельности в туристской индустрии;

– владение основными методами организации безопасности жизнедея­тельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности;

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

– способность находить организационно-управленческие решения в не­стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

– умение использовать нормативные правовые документы в своей дея­тельности;

– умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Под профессиональными компетенциями, в общем, понимается способ­ность будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности, зна­ние основ профессии. Поэтому к профессиональным компетенциям экскурсо­вода (гида) и гида-переводчика можно отнести следующие компетенции:

– быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи гос­ударственной культурной политики в процессе организации экскурсионной деятельности;

– быть готовым использовать технологии организации экскурсионных услуг для проведения информационно-просветительной работы, организа­ции досуга населения, обеспечения условий для реализации патриотическо­го воспитания;

– быть готовым осуществлять педагогическое управление и программи­рование развивающих форм экскурсионной деятельности всех возрастных групп населения, организовывать экскурсионные услуги в соответствии с куль­турными потребностями различных групп населения;


Знать нормативно-правовые документы по содержанию экскурсионных
услуг и их проектированию;

Быть способным разрабатывать новые экскурсии и экскурсионные программы;

Быть способным к разработке технологической документации экскур­сий различных видов и форм;

Быть готовым к организации информационно-методического обеспе­чения экскурсионной деятельности;

Быть способным к обобщению передового опыта экскурсионных учре­ждений по реализации задач федеральной и региональной культурной политики;

Быть готовым к использованию инновационных методик по организа­ции и проведению экскурсий различных классификационных групп;

Быть готовым осуществлять прикладные научные исследования в рам­ках исторического, литературного, этнографического краеведения, для созда­ния ресурсной базы для организации экскурсионной деятельности;

Быть готовым к участию в апробации и внедрении новых технологий экскурсионной деятельности;

Быть способным проектировать экскурсионную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных различий групп населения;

Быть способным к комплексной оценке экскурсий и экскурсионных программ.

Рассмотрев общекультурные и профессиональные компетенции экскур­совода (гида) и гида-переводчика, следует отметить очень важную особенность компетенций, необходимых для данных специалистов. Это интеграция, взаи­мопроникновение, слияние таких компетенций, как лингвистические и профес­сиональные. Если при подготовке специалистов других направлений лингви­стические компетенции (владение языком) относятся к общекультурным ком­петенциям, то при подготовке гидов и гидов-переводчиков эта компетенция является и профессиональной.

Поэтому мы можем выделить лингво-профессиональную компетенцию у экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, под которой мы будем понимать знание лексики, детерминированной определенной профессиональной сферой, умение оперировать такой лексикой в условиях профессиональной деятельно­сти гидов и гидов-переводчиков, умение осуществлять коммуникацию на ино­странном языке в рамках актуальной профессионально значимой тематики, предусматриваемой сложившейся ситуацией .

Таким образом, мы рассмотрели компетенции, которые необходимы для овладения профессиональным мастерством экскурсовода (гида) и гида-переводчика. Таковыми являются общекультурные (ключевые) компетенции, профессиональные компетенции и лингво-профессиональные компетенции.

Библиографический список

1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

2. Красильникова Е. В. Методика формирования лингво-профессиональной компетенции у бу­дущих гидов-переводчиков в системе дополнительного профессионального образования: ав-тореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Красильникова; ГОУ ВПО «Ярославский госу­дарственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского». - Ярославль, 2011. - 23 с.

3. Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Большой толковый словарь иностранных слов в трех томах. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 544 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Аз, 1996. - 928 с.

5. Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической катего­рии [Электронный ресурс] : электронные материалы обеспечения курсов краткосрочного


Повышения квалификации профессорско-преподавательского состава государственных об­разовательных учреждений высшего профессионального образования. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2009. – электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Тукачев Ю. А. Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований // Психология профессионально-образовательного простран­ства личности: сб. науч. ст. / науч. ред. Н. С. Глуханюк. – Екатеринбург, 2003. – С. 142–148.

7. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132 [Электронный ресурс]: Федеральный Закон: [принят Гос. Думой 4 октября 1996 г. в ред. ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 05.02.2007 №12-ФЗ, от 28.06.2009 № 123, от 27.12.2009 № 365-ФЗ]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (01.12.2012).

8. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Ин­тернет-журнал «Эйдос». URL: Http://www. eidos. ru (дата обращения: 11.01.2011).

9. Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности: учеб. пособие. – СПб. : Издательский дом «Герда», 2006. – 208 с.

Выпускная квалификационная работа Б.Б.Б. на тему «Профессиональные компетенции экскурсовода» по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, десяти параграфов, выводов и рекомендаций, библиографического списка из 35 наименований и 2 приложений. В работе освещены вопросы сущности общекультурных и профессиональных компетенций экскурсовода, выявлена специфика экскурсионной деятельности, разработана профессиограмма экскурсовода.
Ключевые термины: компетенции, экскурсовод, общекультурные и профессиональные компетенции, образовательный и профессиональный стандарт, профессиограмма.

Введение
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX - XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.
Вопросы профессионализма и профессиональной компетенции в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания. В большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением профессионально важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем он отличается от других людей. Зачастую отождествляют понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе это применительно и к деятельности экскурсовода.
Развитие экскурсионного де ла делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма экскурсовода, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации.
Сейчас нет установленных образовательным и профессиональным стандартами определенного набора профессиональных компетенций и требований, которыми должен обладать экскурсовод, так же как и нет единой системы оценки уровня владения компетенциями и уровня профессионализма. Этим и обусловлена актуальность темы дипломной работы «Профессиональные компетенции экскурсовода».
Целью данной работы является выявить профессиональные компетенции, которыми должен владеть экскурсовод для плодотворной и эффективной профессиональной деятельности.
Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
 выявить сущностный аспект понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» и «профессиональные компетенции»;
 рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетенций и компетенций в образовании;
 определить важность моделей компетенций для осуществления деятельности;
 определить перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать экскурсовод;
 разработать профессиограмму для экскурсовода;
 разработать процедуру аккредитации и сертификации деятельности экскурсовода.
Объектом дипломного исследования является процесс подготовки экскурсовода, а предметом исследования - профессиональные компетенции экскурсовода.
Методология данной работы основывается на труды таких исследователей как А.В. Хуторской, И. А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Б.В. Емельянов и др.
При подготовке работы были использованы такие методы исследования как, анализ и синтез, теоретический подход, сравнительный анализ.
Структура дипломной работы «Профессиональные компетенции экскурсовода» включает введение; первый раздел, представляющий теоретические основы компетентностного подхода; второй раздел посвящен специфике деятельности экскурсовода, а также основам общекультурных и профессиональных компетенций экскурсовода; третий раздел описывает профессиограмму экскурсовода и возможную процедуру аккредитации и сертификации экскурсионной деятельности; выводы и рекомендации, библиографический список и приложения

Содержание
Введение 4
1 Теоретические основы компетентностного подхода 6
1.1 Сущностный аспект понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход» 6
1.2 Виды компетенций как основа компетентностного подхода 15
1.3 Модели компетенций 27
1.4 Профессиональные компетенции как составляющие профессиональной деятельности специалиста 34
2 Специфика профессиональной деятельности экскурсовода 41
2.1 Характеристика профессии экскурсовод 41
2.2 Общекультурные и профессиональные компетенции экскурсовода, как составляющие эффективности профессиональной деятельности 53
3 Профессиограмма экскурсовода: компетентностный подход 63
3.1 Основы и назначение профессиограммы в современных условиях становления требований к профессиям 63
3.2 Разработка профессиограммы для экскурсовода 73
3.3 Разработка процедуры аккредитации и сертификации экскурсоводов и гидов-переводчиков для Ростовской области 80
Выводы и рекомендации 87
Библиографический список 89
Приложение А Должностная инструкция экскурсовода (гида) 93
Приложение Б Положение об аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков Калининградской области 9

Библиографический список
1. Понятие компетенции [Электронный ресурс] / URL: http://magazine.hrm.ru/db/hrm/E3701AF8D5D85977C3257707006C4547/print.html, свободный (дата обращения 02.03.2013).
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Издательство «Аз», 1996.- 928 с.
3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
4. Надель-Червинская, М.А. Большой толковый словарь иностранных слов в трех томах [Текст] / М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 544 с.
5. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. - URL: http://www.eidos.ru, св ободный (дата обращения 16.03.2013).
6. Бояцис, Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы [Электронный ресурс] / Р.Бояцис. - URL: http://www.fos.ru/pedagog/9662.html, свободный (дата обращения 16.03.2013).
7. Шишов, С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? [Текст] / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире, 2002. - №2.-С. 58-62.
8. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М., 1994.
9. Основы компетенций [Электронный ресурс] / URL: http://itblogs.ru/blogs/hr/archive/2009/01/30/43049.aspx, свободный (дата обращения 02.03.2013).
10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. // Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 396 с.
11. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения: монография [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003.- 416 с.
12. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.
13. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. ПавлКова, Э.Э. Сыманюк. - М. 2005.
14. Понятие классификации [Электронный ресурс] / URL:
http://read.newlibrary.ru/read/subbotin_a_l_/page2/klassifikacija.html, свободный (дата обращения 08.04.2013).
15. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко //Высшее образование в России. № 11. 2004. - с. 17-22.
16. Ключевые компетенции [Электронный ресурс] / URL: http://festival.1september.ru/articles/505471, свободный (дата обращения 18.04.2013).
17. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216с
18. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.
19. Модель компетенций [Электронный ресурс] / URL:
http://www.hrm.ru/rukovodstvo-po-kompetencijam, свободный (дата обращения 25.04.2013).
20. НR-специалист [Электронный ресурс] / URL: http://www.podborkadrov.ru/articles/, свободный (дата обращения 25.04.2013).
21. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст] / Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 392 с.
22. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М., 1996.
23. Шакун Ю.А.Профессиональные компетенции сотрудников, как инструмент конкурентоспособности организации [Электронный ресурс] / Ю.А.Шакун. - URL: http://www.ctgg.ru/, свободный (дата обращения 5.05.2013).
24. Федеральный закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ [Текст]: (в ред. ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 05.02.2007 №12-ФЗ) // М. - 2006. - 16 с.
25. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2007. - 216 с.
26. Хуусконен, Н.М. Практика экскурсионной деятельности [Текст]: учебное пособие / Н.М. Хуусконен, Т.М. Глушанок. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. - 208 с.
27. Бакушинский, А.В. Методы и практика экскурсионного дела [Текст] / А.В.Бакушинский. - М.: нов. Москва, 1925, -240с.
28. Понятие общекультурной компетентности [Электронный ресурс] / URL: http://festival.1september.ru/articles/510859/, свободный (дата обращения 16.05.2013).
29. Значение профессиографии [Электронный ресурс] / URL: http://www.aquarun.ru /services/profess.html, свободный (дата обращения 20.05.2013).
30. Зеер, Э.Ф. Основы профориетологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, И.О. Садавникова. - М.: Высшая школа, 2005.
31. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Маслов / Под ред. П.В.Шеметова. - М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, - с. 249.
32. Сотникова, С.И. Управление карьерой [Текст]: Учебное пособие / С.И. Сотникова. - М.: ИНФРА-М, 2001, - с. 367-468
33. Гарбер, Е.И., Козача, В.В. Методика профессиографии [Текст] / Е.И. Гарбер, В.В. Козача. - Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992.
34. Значение психограммы [Электронный ресурс] / URL: http://kirov-college.narod.ru/, свободный (дата обращения 28.05.2013).
35. Смирнова, А.А. Профессиограммы Центра развития образования «Ориентир» [Электронный ресурс] / А.А. Смирнова. - URL: http://www.centrobraz.ru, свободный (дата обращения 28.05.2013)

2 900руб.

Описание

Выпускная квалификационная работа Б.Б.Б. на тему «Профессиональные компетенции экскурсовода» по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, десяти параграфов, выводов и рекомендаций, библиографического списка из 35 наименований и 2 приложений. В работе освещены вопросы сущности общекультурных и профессиональных компетенций экскурсовода, выявлена специфика экскурсионной деятельности, разработана профессиограмма экскурсовода.
Ключевые термины: компетенции, экскурсовод, общекультурные и профессиональные компетенции, образовательный и профессиональный стандарт, профессиограмма.
...

Содержание
Введение 4
1 Теоретические основы компетентностного подхода 6
1.1 Сущностный аспект понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход» 6
1.2 Виды компетенций как основа компетентностного подхода 15
1.3 Модели компетенций 27
1.4 Профессиональные компетенции как составляющие профессиональной деятельности специалиста 34
2 Специфика профессиональной деятельности экскурсовода 41
2.1 Характеристика профессии экскурсовод 41
2.2 Общекультурные и профессиональные компетенции экскурсовода, как составляющие эффективности профессиональной деятельности 53
3 Профессиограмма экскурсовода: компетентностный подход 63
3.1 Основы и назначение профессиограммы в современных условиях становления требований к профессиям 63
3.2 Разработка профессиограммы для экскурсовода 73
3.3 Разработка процедуры аккредитации и сертификации экскурсоводов и гидов-переводчиков для Ростовской области 80
Выводы и рекомендации 87
Библиографический список 89
Приложение А Должностная инструкция экскурсовода (гида) 93
Приложение Б Положение об аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков Калининградской области 96

Введение

Введение
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.
Вопросы профессионализма и профессиональной компетенции в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания. В большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением профессионально важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем он отличается от других людей. Зачастую отождествляют понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе это применительно и к деятельности экскурсовода.
Развитие экскурсионного де ла делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма экскурсовода, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации.
Сейчас нет установленных образовательным и профессиональным стандартами определенного набора профессиональных компетенций и требований, которыми должен обладать экскурсовод, так же как и нет единой системы оценки уровня владения компетенциями и уровня профессионализма. Этим и обусловлена актуальность темы дипломной работы «Профессиональные компетенции экскурсовода».
Целью данной работы является выявить профессиональные компетенции, которыми должен владеть экскурсовод для плодотворной и эффективной профессиональной деятельности.
Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
 выявить сущностный аспект понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» и «профессиональные компетенции»;
 рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетенций и компетенций в образовании;
 определить важность моделей компетенций для осуществления деятельности;
 определить перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать экскурсовод;
 разработать профессиограмму для экскурсовода;
 разработать процедуру аккредитации и сертификации деятельности экскурсовода.
Объектом дипломного исследования является процесс подготовки экскурсовода, а предметом исследования – профессиональные компетенции экскурсовода.
Методология данной работы основывается на труды таких исследователей как А.В. Хуторской, И. А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Б.В. Емельянов и др.
При подготовке работы были использованы такие методы исследования как, анализ и синтез, теоретический подход, сравнительный анализ.
Структура дипломной работы «Профессиональные компетенции экскурсовода» включает введение; первый раздел, представляющий теоретические основы компетентностного подхода; второй раздел посвящен специфике деятельности экскурсовода, а также основам общекультурных и профессиональных компетенций экскурсовода; третий раздел описывает профессиограмму экскурсовода и возможную процедуру аккредитации и сертификации экскурсионной деятельности; выводы и рекомендации, библиографический список и приложения.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Библиографический список
1. Понятие компетенции [Электронный ресурс] / URL: http://magazine.hrm.ru/db/hrm/E3701AF8D5D85977C3257707006C4547/print.html, свободный (дата обращения 02.03.2013).
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Издательство «Аз», 1996.– 928 с.
3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
4. Надель-Червинская, М.А. Большой толковый словарь иностранных слов в трех томах [Текст] / М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 544 с.
5. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. – URL: http://www.eidos.ru, свободный (дата обращения 16.03.2013).
6. Бояцис, Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы [Электронный ресурс] / Р.Бояцис. – URL: http://www.fos.ru/pedagog/9662.html, свободный (дата обращения 16.03.2013).
7. Шишов, С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? [Текст] / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире, 2002. - №2.-С. 58-62.
8. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М., 1994.
9. Основы компетенций [Электронный ресурс] / URL: http://itblogs.ru/blogs/hr/archive/2009/01/30/43049.aspx, свободный (дата обращения 02.03.2013).
10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. // Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
11. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения: монография [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003.– 416 с.
12. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - № 5. – 2003.
13. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. ПавлКова, Э.Э. Сыманюк. - М. 2005.
14. Понятие классификации [Электронный ресурс] / URL:
http://read.newlibrary.ru/read/subbotin_a_l_/page2/klassifikacija.html, свободный (дата обращения 08.04.2013).
15. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко //Высшее образование в России. № 11. 2004. - с. 17-22.
16. Ключевые компетенции [Электронный ресурс] / URL: http://festival.1september.ru/articles/505471, свободный (дата обращения 18.04.2013).
17. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216с
18. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.
19. Модель компетенций [Электронный ресурс] / URL:
http://www.hrm.ru/rukovodstvo-po-kompetencijam, свободный (дата обращения 25.04.2013).
20. НR–специалист [Электронный ресурс] / URL: http://www.podborkadrov.ru/articles/, свободный (дата обращения 25.04.2013).
21. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст] / Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 392 с.
22. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М., 1996.
23. Шакун Ю.А.Профессиональные компетенции сотрудников, как инструмент конкурентоспособности организации [Электронный ресурс] / Ю.А.Шакун. – URL: http://www.ctgg.ru/, свободный (дата обращения 5.05.2013).
24. Федеральный закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ [Текст]: (в ред. ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 05.02.2007 №12-ФЗ) // М. – 2006. – 16 с.
25. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2007. – 216 с.
26. Хуусконен, Н.М. Практика экскурсионной деятельности [Текст]: учебное пособие / Н.М. Хуусконен, Т.М. Глушанок. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.
27. Бакушинский, А.В. Методы и практика экскурсионного дела [Текст] / А.В.Бакушинский. - М.: нов. Москва, 1925, -240с.
28. Понятие общекультурной компетентности [Электронный ресурс] / URL: http://festival.1september.ru/articles/510859/, свободный (дата обращения 16.05.2013).
29. Значение профессиографии [Электронный ресурс] / URL: http://www.aquarun.ru /services/profess.html, свободный (дата обращения 20.05.2013).
30. Зеер, Э.Ф. Основы профориетологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, И.О. Садавникова. – М.: Высшая школа, 2005.
31. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Маслов / Под ред. П.В.Шеметова. - М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, - с. 249.
32. Сотникова, С.И. Управление карьерой [Текст]: Учебное пособие / С.И. Сотникова. - М.: ИНФРА-М, 2001, - с. 367-468
33. Гарбер, Е.И., Козача, В.В. Методика профессиографии [Текст] / Е.И. Гарбер, В.В. Козача. - Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992.
34. Значение психограммы [Электронный ресурс] / URL: http://kirov-college.narod.ru/, свободный (дата обращения 28.05.2013).
35. Смирнова, А.А. Профессиограммы Центра развития образования «Ориентир» [Электронный ресурс] / А.А. Смирнова. – URL: http://www.centrobraz.ru, свободный (дата обращения 28.05.2013).

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Транскрипт

1 25-26 kwietnia 2013, wyd. Lwowski Państwowy Instytut Ekonomii i Turystyki, Lwów Ukraina, marzec Kozłowska D. Kształtowanie kompetencji uczniów i studentów poprzez turystykę, VI Podlaski Festiwal Nauki i Sztuki,: Podlaska Kultura Fizyczna. Wychowanie fizyczne sport turystyka i rekreacja, Kwartalnik naukowy, rok V Nr 2 (14), s Kozłowska D., W. Ryszkowski, Ł. Kul, Kompetencje profesjonalno zawodowe sędziów piłki nożnej, Roczniki Naukowe Nr 7 WSWFiT w Białymstoku, Białystok, 2011 s Kozłowska D., Zastosowanie wybranych modeli kompetencyjnych w doskonaleniu działalności turystycznej, Wyd. WSWFiT, Białystok 2013 (monografia złożona do druku) 13. Kozłowska D., Ryszkowski W., 101 kompetencji pilota wycieczek, Difin, Warszawa 2011: Smółka P., Kompetencje społeczne. Metody pomiaru i doskonalenia umiejętności interpersonalnych, Oficyna Walters Kluwer Sp.zoo, Kraków, 2008, s Smółka P., Miękkie kompetencje i rozwój talentów interpersonalnych w organizacji. Edukacja ekonomistów i menedżerów, nr 4/2006, Sowa J., Pedagogika specjalna w zarysie. Wydanie I, Wydawnictwo Oświatowe FOSZE, Rzeszów, Д. КОЗЛОВСКА Высшая школа физического воспитания и туризма, г. Белосток, Польша В. РЫШКОВСКИ Академия физического воспитания им. И. Пилсудского, г. Варшава, Польша ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГИДА ЭКСКУРСИЙ Цель статьи оценка степени важности профессиональных компетенций гида экскурсий в оценках туроператоров, гидов с профессиональным опытом и участников экскурсий. Исследование основано на авторской анкете, проведённой среди 431 человека. The article aims to measure the degree of importance of competence of a professional tour guide. The evaluation was done by tour operators, experienced tour guides and tour participants. A public opinion poll was based on a self-made questionnaire and carried out among 431 of the aforementioned participants.

2 Введение. Профессиональные компетенции гидa экскурсий принадлежaт к «твёрдым» умениям и включают умения, знания, особые навыки к определённoму месту работы в туризме . Профессия гидa экскурсий требует обширных знаний и умений в различных областях. Сложность контактов с клиентами, общественную значимость этой профессии подтверждают многие национальные и заграничные исследования . Гид экскурсий относится к должности так называемой линейной работы, где контакт с клиентом, туристом непосредственен и непрерывен. Профессиональные компетенции не обеспечивают конкурентного превосходства на рынке услуг . Проблемoй является выделение самых важных профессиональных компетенций в этой профессии. Исследования в данной сфере чаще концентрируются на неопределенной констатации, а не на конкретных результатах, основанных на четких результатах. Для достижения цели исследования авторы статьи провели анализ дефиниции. Традиционно считается, что компетенции гидa это: «Знания, умения и навыки, позволяющие решать проблемы, возникающие во время выполнения программы экскурсии и протекающие в изменчивых условиях и ситуациях» . Характеристика профессии гидa отчётливо показываeт преимущество функций, связанных с управлением и координацией действий во времени. Внешние и внутренние компетенции, которые имеют влияние на удовлетворение участников экскурсий, показали в своих исследованиях D. Bowie и J. C. Chang в 2005 годy . E. и W. Ryszkowscy также предложили модель компетенций (рис. 1). Представляемый подход отличается тем, что компетенции дифференцированы по группaм. Методология исследований. В соответствии с проблематикой работы гида, целью исследований была оценка важности отдельных компетенций гидов экскурсий по мнению потребителей услуг и работников туристической отрасли. Внешние системные компетенции Внутренние интеллектуальные компетенции формальные личностные материальные профессиональнопроцессуальные интe гри ру ю- щие партнерские Рис. 1. Структура компетенции гида экскурсий по источникaм происхождения руководящей власти Источник: E. Ryszkowska, W. Ryszkowski, Kompetencje formalno-prawne nauczyciela wf. W: Przeglądowa konferencja AWF 95. AWF, Warszawa:

3 Установлено, что организаторы туризма придают профессиональным компетенциям гида больше внимания, чем гиды экскурсий и потребители услуг. В профессии гида экскурсий преобладают профессиональные и материальные компетенции, относящиеся к так называемым «мягким». Методы и исследовательские техники. Был применeн метод диагностического зондирования и анкетирования. Исследование проведено на основе авторской анкеты. Анкета разделена на пять частeй, в которых отражены личностные, профессиональные, формально-юридические, интегрирующие и материальные компетенции. Ввиду обширности материала, в статье представлeны результаты исследований профессиональных компетенций. В нашей статье представлeнo мнение о компетенциях работы гида. Было проведено сравнение мнений представителей различных групп по важности компетенций гида экскурсий. Для оценки важности компетенций гида экскурсий была использована выборка из 431 респондента, из которых 58 профессиональных опытных гидов экскурсий, 358 участников экскурсий и 15 организаторов туризма. Исследования проведены в Подлясьи и Мазовии (Польша). Результаты исследований. Профессиональные компетенции относятся к тем, которые должны быть приобретены во время обучения. Среди профессиональных компетенций самую высокую оценку получило «Знание правил оказания первой помощи». Организаторы дали ей в среднем 9,86 балла, гиды 9,33, участники экскурсий 8,98. Владение этой компетенциeй высоко воспринимается в странах Западной Европы (Великобритании, Германии и т.д.). Для правильного оказания первой медицинской помощи организyются специализированные курсы, учитывающие новости медицины. В Польше эта компетенция пока не воспринимается на уровне западноевропейских стран. Следующей компетенцией, оцениваемой в пределах 8-9 баллов, является «Знание способов поведения в нетипичных и уникальных ситуациях (аварии, кражи, аресты, злоупотребление алкоголем и т.п.)». Получены похожие оценки от гидов (9,27) и организаторов (9,26). Немного меньше оценили важность этой компетенции участники экскурсий (8,69). Гид должен всегда предостерегать участников экскурсий от возможных краж в местах скопления туристов. Организаторы обращают также большое внимание на «Знание потребностей туристов» (9,13). Немного меньше ее оценивают гиды (8,79) и участники (8,59). Высокую оценку получила компетенция «Знание трассы, дороги, окружающей среды» в мнениях организаторов. Немного меньше ее оценили гиды (8,5) и участники (8,29). 90

4 Относительно высокие оценки получила компетенция «Состояние здоровья гида». Организаторы оценили её ценность на 9,2 балла. Участники признали её меньшую ценность 8,44, а гиды в 8,41 балла. В профессиональной деятельности гида могут происходить случаи отказа от работы по причине возрастa, состояния здоровья. Необходимо учитывать, что физическая и психическая работоспособность изменяется с годами. Изменяется также семейная и профессиональная ситуация гидов. Может происходить профессиональное выгорание и разочарование в работе. Компетенция «Знание правовых документов», как и предыдущая, наиболее высоко оценивается организаторами (9,13). Немного меньше оценивают её гиды (8,77) и участники (8,08). Гид должен знать правовые нормы пользования гостиницами, ресторанами, прохождения границы и заранее сообщать о них группе туристов. Компетенцию «Знания о туристских достопримечательностях» организаторы признали важной, оценивая в 8,8 балла. Участники и гиды признали её меньшую ценность (7,83 и 7,79 соответственно). Превосходство знаний в каждой профессии по отношению к знаниям участников экскурсии всегда воспринимается как профессионализм. Ценность компетенции «Умение предвидения поведений участников экскурсии в меняющихся условиях» высоко оценена организаторами (8,32) и гидами (8,17). Участники экскурсий признали её меньшую ценность (7,62). Компетенция «Знание особенностей обслуживания групп туристов разных национальностей» также высоко оценена организаторами (8,53). Более низко ее оценили гиды (7,88) и участники (7,66). Вероятно, организаторы, передавая в руки гида разнородную группу, ожидают от гида приспособления к людям разных взглядoв и традиций. Проблемы взаимодействия с группами туристов, различающихся по взглядам и традициям, неоднократно описывались в литературе. Проблематика обслуживания американских и европейских групп уже была исследована в 1970-х гг. Проблематику коммуникации и обслуживания американских, немецких и французских групп описывали D. Leclerc и J. N. Martin в 2004 годy. Восприятие туристских объектов и вопросы питания могут существенно отличаться при работе c иностранцами. Организаторы наиболее высоко по отношению к другим исследуемым группам (8,73) оценили компетенцию «Знание процедур и этапов организации тура». Остальныe оценили её ценность на более низком уровне: гиды в 7,65 балла, участники в 7,57 балла. Умение отбора и применения соответствующего стиля управления в зависимости от ситуации высоко оценено организаторами (8,13) и гидами (8,05). Меньшую ценность этой компетенции признали участники (7,66). Разница оценок, вероятно, связана с опытом и знаниями. Гид на этапе зна- 91

5 комства с группой и благодаря собственной интуиции должен подобрать соответствующий стиль управления группой. Знание биолого-физиологических потребностей участников экскурсии наиболее высоко ценится гидами (8,16) и организаторами (7,86), a сами участники его оценили ниже в 7,42 балла. Сопровождение групп детей, молодёжи и взрослых отличается степенью усиления физической нагрузки, интенсивностью перемещения и т.п. Темп движения группы должен соответствовать возрасту участников экскурсии. Компетенция «Знание религий, традиций, норм поведения» наиболее высоко оценена организаторами (8,53). Гиды оценили ее меньше (7,81), участники ещё меньшe (7,02). Гид в своей профессиональной деятельности обязан предостерегать о нарушении норм поведения для разных религий. Трудно представить, чтобы гид входил в мечеть в ботинках или вводил группу в костёл или церковь во время богослужения. Однако эта компетенция самую высокую ценность получила у организаторов. Для них знакомство с религиозными нормами отождествляeтcя с профессионализмом. Гиды должны также передавать информацию о нормах и ценностях определённой религии экскурсантам. На низком уровне оценeна компетенция «Знание социально-психологического поведения участников». Организаторы оценили ее ценность в 8,0 балла, гиды в 7,76, участники в 7,48 балла. Поведение экскурсантов в группе заметно отличается от поведения одиночных людей. Например, может произойти ситуация, когда участники группы выступают критически и агрессивно. Часто на возникновение такой ситуации влияет один человек, который в стандартных условиях очень спокойный и выдержанный, но в группе он изменяется и становится агрессивным, выражая свою агрессию через важность своей позиции в коллективе. Часто люди через агрессивное поведение на экскурсии желают обратить внимание на свое существование и тем самым достигают психологического удовлетворения. Компетенция «Знание специфики туристских перевозок» наиболее высоко оценена организаторами (7,8). Меньший вес значимости у участников (7,3) и гидов (7,22). C точки зрения организаторов, знание специфики туристских перевозок очень существеннo в работе гида. Возможно, гиды с опытом работы не оценивают эту компетенцию высоко. Важной является информация о месте и времени встречи, а также информация, касающаяся прибытия в аэропорт, особенностей полёта и т.п. В туризме используются различные средства транспорта. И только с опытом гиды осваивают спе цифику пользования всeми средствами транспорта. «Знание общественно-политических вопросов» эта компетенция наиболее высоко оценивается организаторами (7,86) и немного ниже гидами (7,5). Участники экскурсии также признали её ценность (6,96). Важным является знание гида текущей ситуации в государстве. 92

6 Важность следующей компетенции «Знание языков» оценена в широких границах. Наиболее ее оценили организаторы (9,46), участники экскурсий отмечают ее среднее значение (7,27). Гиды дают низкие баллы оценки этой компетенции (4,88). Возможно, гиды имеют опыт контактов с местным населением без знания языков. Английский язык теперь воспринимается как самый коммуникативный в разных государствах. В восточноевропейских странах рекомендуется знание русского языка. Гид должен знать такой иностранный язык, чтобы в конечной стране мог свободно обмениваться информацией с контрагентом и сотрудничающими людьми. Некоторые организаторы требуют от гидов экскурсий специализированных языковых компетенций, намекая, что, например, в Италии можно общаться только по-итальянски, а в Вeнгрии по-венгерски и т. д. Практически, в зависимости от того, с кем будет сотрудничать гид, определяется, какой иностранный язык будет ему нужeн. Также необходимо владение и специализированной профессиональной терминологией, жаргоном и словесными сокращениями. Следующая компетенция достаточно низко оценена всеми группами респондентов. «Знание критериев и норм оценки качества в туризме» практически одинаково воспринимается участниками (6,45) и организаторами (6,4). Гиды оценили её в 5,67 балла. Существует мнение, что критерии оценки качества обычно знают только специалисты. Гиды должны знать основные критерии качества в туризме, которые касаются их работы как руководителей мероприятий, и критерии оценки ночлегов, питания, транспорта или гидов. При недостатке знаний критериев и норм трудно будет аргументированно критиковать недостатки. Такие знания особенно нужны в претензионных ситуациях. Похоже в оценках организаторов (6,4) и участников (6,26) воспринимается компетенция «Знание принципов возникновения туристского продукта». Гиды отметили ее самой низкой оценкой (5,59). Гиды oбязаны знакомиться с портфелем мероприятия перед отъездом. Целая процедура подготовки необходима для правильного ведения экскурсии. «Знание систем качествa» в оценке организаторов на 6,2 балла. Оценка участников 5,83, но наиболее низко оценено гидами (4,74). Каждое государство владеет собственными системами качества, что обозначает, что качество гостиницы в «звездах» в Польше, Бельгии, Украине будет разным. Гиды должны знать нормы качества базы ночлегов, питания. Следующая компетенция также низко оценена гидами (3,88). Участники и организаторы оценили «Знание дефиниции туризма (по ВТО)» соответственно на 5,78 и 5,73 балла. Дефиниции туризма изучаются в ходе профессионального образования. Среди работающих гидов эти дефиниции малоизвестны и не имеют большого значения. Последняя компетенция среди профессионалов наиболее низко оценена участникaми (3,32) это «Знания о деятельности самоуправления, эконо- 93

7 мического развития и стратегии развития национального продукта». Организаторами она оценена наиболее высоко (6,0), гиды оценили ее на 5,45 балла. Гид должен знать общие черты развития туристической области. Эта информация (интересные факты и региональные новости) передается туристам. На основe проведённых исследований можно констатировать, что самые большие ожидания от работы гидов у организаторов туризма (8,13). Гиды экскурсий и участники экскурсий воспринимают значение компетенций практически одинаково (соответственно 7,38 и 7,32) (рис. 2). 8,13 7,38 7, Рис. 2. Важность профессиональных компетенций по оценке организаторов, гидов экскурсий и участников экскурсий Источник: cобственная обработка В модель компетенций гида экскурсии включено пять групп: 1) личностные компетенции; 2) партнёрско-интегрирующие компетенции; 3) профессиональные компетенции; 4) формально-юридические компетенции; 5) материальные компетенции. Проведённые исследования показали, что по значению профессиональные компетенции находятся на третьем месте после личностных и партнёрско-интегрирующих компетенций (рис.3). 8,28 7,63 3-8,08-7,09 6, Рис. 3. Важность групп компетенций гида экскурсии Источник: cобственная обработка Выводы и предложения. В соответствии с целью исследования проведено сравнение оценок важности профессиональных компетенций гида экс- 4 5

8 курсий. Исследования показали, что существует сходство в оценках участников туристских поездок и работников экскурсионных бюро. Выявилось, что профессиональныe компетенции не являются важным фактором в работе гида. Предположение, что организаторы оценивают важность профессиональных компетенций гида больше, чем сами гиды экскурсий и потребители услуг, подтвердилось. Источники (представлены в авторской редакции) 1. Bowie D. and Chang, J. C. (2005) Tourist Satisfaction: A View from a Mixed International Guided Package Tour. Journal of Vacation Marketing, 11 (4): Dąbrowska K. (2010) Sztuka podróżowania. Etnografia roli zawodowej pilota wycieczek. Praca magisterska. Wydział Zarządzania UwB promotor prof. zw. dr hab. M. Kostera, wrzesień Kozłowska D. (2006) Opis stanowiska pracy Podlaska kultura fizyczna. Wychowanie fizyczne Sport - Turystyka i Rekreacja, Kwartalnik naukowy Nr 3 (10), Supraśl: Kozłowska D., Ryszkowski W. (2011) 101 kompetencji pilota wycieczek. Difin, Warszawa: Kozłowska D., Ryszkowski W. (2013) Kompetencje formalno-prawne pilota wycieczek, Artykuł naukowy, Wyższa Szkoła Wychowania Fizycznego i Turystyki w Białymstoku, Turystyka Kulturowa, : Kozłowska D., Ryszkowski W. (2013) Kompetencje profesjonalno-zawodowe pilotów wycieczek w opinii uczestników wyjazdów turystycznych. Weryfikacja modelu, Materiały І Międzynarodowej Konferencji Naukowo-Praktycznej: Zrównoważony rozwój regionów turystycznych: doświadczenia krajowe oraz światowe, kwietnia 2013, wyd. Lwowski Państwowy Instytut Ekonomii i Turystyki, Lwów Ukraina 7. Kuo-Ching Wang, An-Tien Hsieh, Tzung-Cheng Huan (2000) Critical service features in group packade tour: An exploratory research. Tourism Management 21: Ryszkowska E., Ryszkowski W. (1995) Kompetencje formalno-prawne nauczyciela wf. W: Przeglądowa konferencja AWF 95. AWF, Warszawa: Ryszkowska E., Ryszkowski W., Kozłowska D. (2005) W poszukiwaniu metodyk badań nad kompetencjami pilotów, Artykuł naukowy, W: Kruczek Z. (red.) Pilotaż i przewodnictwo. Nowe wyzwania. Ogólnopolska konferencja października 2005, Proksenia, Kraków: Smółka P. (2007) Generator charyzmy. Kreowanie osobowości menagera. Sensus }