С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;

2) Работодателям - физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ , спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда. Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru . В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные (для классов «вредный» - от 2 до 7% и «опасный» - 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение

Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " " (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " " (далее – закон о внесении изменений) .

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков .

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н " ". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

Отсутствие спецоценки влечет за собой административный штраф или приостановку деятельности на 3 месяца. Чтобы избежать наказания за просрочку оценочных отчетов, нужно знать время последнего исследования. Процесс оформления может занять 2 месяца от даты подписания приказа до сдачи отчета в Инспекцию труда. Крайний срок — 30 рабочих дней до конечной даты действия предшествующего документа.

Сроки проведения СОУТ в организации

Весь процесс занимает 25-30 дней без учета выходных и праздничных дней.

Проводится все поэтапно:

    Оформляется приказ, назначается комиссия, утверждается перечень рабочих мест.

    Заключается договор с лицензированной организацией, которая ведет деятельность в сфере СО.

    Компания проводит необходимые работы. Оформляется отчет по итогам исследований.

    Документы передают комиссии для изучения и подписания заключительного отчета.

    Работники предприятия получают карты исследований для ознакомления (срок — 30 дней).

    Итоговые данные поступают в единую информационную систему учета результатов СО трудовых условий.

Работодатель обязан подать оценочные сведения в ФСС РФ.

Временной отрезок подачи заполненной декларации в трудовую Госинспекцию составляет 1 месяц от момента утверждения отчета проверки.

Вовремя проведенные мероприятия по оценке УТ уберегут компанию от штрафных санкций со стороны Инспекции в случае проверки.

Сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах

Создание дополнительных позиций или реорганизация существующих мест с изменениями условий труда влечет их дополнительную проверку. Часть 2 ст. 17 ФЗ № 426 устанавливает время СО не позднее 6 месяцев с даты образования рабочего места и 1 года от реорганизации. Если предыдущий документ еще не утратил силу, новая оценка будет считаться внеплановой. Вновь созданные организации обязаны сделать аттестацию в шестимесячный отрезок времени от дня регистрации.

ФЗ РФ № 426 «О специальной оценке труда» установил конечную дату проверки — последний день 2018 г. для предприятий, которые не делали замеров. Если до 31.12.2013 г. рабочие зоны подвергались аттестации, то результаты ее действительны 5 л.

До истечения срока предшествующего исследования нужно провести оценочные работы УТ.

Срок действия СОУТ, когда нужен повторный?

СО условий труда обязательна для каждой организации, имеющей наемных работников.

Исследование проводится каждые 5 лет. Действие СО продлевается, если вредоносные факторы отсутствуют, процессы труда сохранились в прежнем виде.

Организации составляют график оценочных мероприятий. Периодичность — 60 месяцев. Проводить новые замеры нужно заранее. Данные должны быть готовы на последнее число действия старых документов.

Если увеличивалось количество рабочих мест или менялась трудовая обстановка, проводится дополнительный мониторинг. Исследуются только измененные условия. Действие документа сохраняется весь пятилетний срок.

Аттестационные карты имеют срок годности 5 л. Вся оценочная документация хранится 45 лет. Если трудовой процесс относится к тяжелым, вредным — 75 лет. Период установлен законодательно (приказ Министерства культуры № 558 от 25.08.2010 г.).

Внеплановая оценка условий труда

Закон отводит от 6 до 12 месяцев на мониторинг вне графика. Организуется по принципу основного контроля. Регламент предоставило Минздравсоцразвитие (приказ № 324н пп.47, 48).

Для новой аттестации руководитель предприятия издает приказ о начале ВСОУТ. На его основании формируется комиссия.

Алгоритм дальнейших действий:

    Комиссия формирует перечень рабочих мест для проверки.

    Заключается договор с оценочной компанией.

    Специалист на основании данных проверки формирует отчет. Его подтверждают члены комиссии, директор предприятия.

    Работники после ознакомления с документом ставят роспись.

    Результаты отчета отправляют в ФСС РФ, выкладывают на сайте компании.

Декларацию подают в ГИТ.

Внеплановая СОУТ проводится в следующих случаях

    организуются новые места для работы;

    на производстве был несчастный случай или обнаружились профзаболевания среди работников;

    поменялись технологии при смене оборудования;

    в производстве изменилось сырье, материалы;

    инспектор по труду вынес предписание руководителю;

    сотрудники компании требуют проведения внеплановой оценки с целью улучшения трудовой обстановки.

Необходимость дополнительных исследований между СО, проводимыми по графику, вызвана изменениями условий труда на предприятии.

Инициировать ВСОУТ может глава компании, профсоюз, госнадзор в лице инспектора (при выявлении нарушений ТК). Промежуток времени для мониторинга УТ вне плана утвержден законодательно. 12 месяцев при переоборудовании организации, введении новых рабочих зон. В остальных случаях отводится шестимесячный период.

Срок начинает отсчет от наступления основания ВСО. Процедуру внеплановой СО нужно начинать после окончания организационных моментов. По закону специальная оценка осуществляется на местах, полностью готовых к работе.

Цель СО — улучшить условия труда и охрану здоровья работников организаций. Положения, касающиеся специальной оценки условий труда, расписаны в Законе № 426. Кодекс регламентирует требования к обстановке на рабочих местах сотрудников компаний. Организации, которые не имеют СОУТ или не предоставили информацию о ней в единый реестр оценок, будут оштрафованы.

Период, отведенный для проведения специальной оценки УТ, начался 1 января 2014 г. и заканчивается 31 декабря 2018 года.

СОУТ – это процедура, которая является необходимой для любого предприятия. Оценка покажет, какие существуют негативные факторы на здоровье работников, а так же доступные методы сокращения их количества. Процедура должна помочь улучшить условия труда и составить правильные компенсации и отчисления.

Зачем проводить оценку

Необходимость оценки зафиксирована в ФЗ №197 , согласно закону любая организация, которая не провела подобную процедуру, будет оштрафована или наказана другими методами .

СОУТ показывает состояние условий труда. Это поможет установить алгоритм по выплатам компенсаций за существующую опасность или вред здоровью, а также определить план мероприятий для устранения негативных факторов.

Последствия проведения оценки дает возможность производить конкурентоспособную продукцию , которая будет внедряться на внутренний и внешний рынок. С недавнего времени Россия является частью ВТО, что позволяет на равных конкурировать с иностранными продуктами. Сертификация – это один из методов утверждения качества товара и безопасности трудящихся на производстве граждан. СОУТ – это не отъемлемая часть сертификации работ по охране труда.

Правильно проведенная оценка поможет рационально распределить компенсацию и утвердить список льгот, которыми сможет пользоваться трудящийся . Один из факторов – снижение налогов на фонд заработной платы .

Для предприятий проведение оценки даст достаточное основание для начала процедур по улучшению рабочих мест, на что необходимо тратить определенные суммы. Все потраченные средства будут считаться одной из частей себестоимости продукта . Также предприятие получит скидки на страховые тарифы, которые необходимы для страхования фирмы и каждого работника в частности от несчастных случаев.

Обоснование для расходов на улучшение условий сможет защитить владельца предприятия от приходов налоговых служб. Зачастую при отсутствии оснований начисляются крупные штрафы , так как потраченные деньги на средства защиты, спецодежду и т.д. будут считаться определенного рода растратой.

Порядок проведения СОУТ

Периодичность проведения и сроки действия

Периодичность проведения будет зависеть от оценки условий труда.

Если вредные факторы не были выявлены, и по истечении пяти лет не возникло никаких оснований для проведения оценочных работ, то проводить их впредь не требуется. Если же в течение пяти лет возникла причина проведения повторной оценки, то после этого «срок» вновь обнуляется.

То есть, при обнаружении негативных факторов , полученная оценка будет действительна в течение пяти лет. По ее истечению предприятие будет наказано согласно букве закона. Значит, что переосвидетельствование должно пройти в течение следующих пяти лет, чтобы по истечении действия срок предыдущих результатов было готово новое заключение.

Если были обнаружены основания для внепланового проведения СОУТ, то проводиться это должно в течение 6 или 12 месяцев.

В течение 6 месяцев, если:

  • передано предписание о необходимости проверки;
  • в производственном процессе используются новые потенциально опасные материалы, сырье, техника;
  • были введены новые средства защиты для каждого работника в индивидуальном порядке, либо для всего производственного процесса;
  • произошел несчастный случай не по вине третьих лиц;
  • обнаружено заболевание у одного из сотрудников;
  • решение о проведении проверки вынес профсоюз.

В течение 12 месяцев, если:

  • вводятся новые рабочие места;
  • меняется технологический процесс, который потенциально создает опасный или вредный фактор.

Что делать с результатами

Результаты СОУТ должны показать, какие действия необходимо предпринять для устранения влияния негативных факторов , либо возместить вред, наносимый работнику, иным способов. Улучшение условий труда проводится во всех возможных направлениях.

Кроме этого с полученными результатами должны быть ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были затронуты при проверке. В качестве подтверждения ознакомления должна быть проставлена подпись, которая должна появиться в течение 30 дней после утверждения отчета .

Если же сотрудник решил не принимать результаты СОУТ, то должен быть составлен подтверждающий акт . Для его заверения потребуется трое свидетелей, которые должны поставить подпись в документе. Сотрудник имеет полное право обратиться в Трудовую инспекцию для обжалования результатов проверки.

Для вашего внимания видео, о том, как проводится СУОТ на предприятии.

Как-то в одном из номеров журнала «Охрана труда» в 2000-х годах был подсчитан ориентировочный норматив по срокам проведения исследований условий труда на рабочих местах. Процедура ранее называлась аттестацией рабочих мест ( (СОУТ – Спецоценка, – ред.)). Он составлял 13 рабочих часов на одно место и включал проведение замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.), хронологических измерений и оформление полного отчетного пакета документации. Данные часы не регламентировались нормативными документами, это был некий статистический анализ.

Мы не стали делать подробный детальный анализ, так как – относительно молодая процедура и есть вероятность, что в порядок еще будут вноситься отдельные изменения. Но смогли определить рамки «от» и «до», при которых проведение работ не будет признано формальным с точки зрения проверяющих государственных органов. В качестве примера мы рассмотрели этапы СОУТ в организации, состоящей из 25 офисных рабочих мест. Кстати, сроки проведения каждого вида работ должны указываться в графике и утверждаться работодателем.

Итак, первый этап – назначение членов и утверждение . Если работать сплоченно, то на это может уйти порядка 3-х рабочих часов. Будем считать, что 1 день.

Далее заключается договор с . С учетом согласования условий оплаты, это может занять порядка 5 рабочих дней. С этого момента организация приступает к выполнению работ. Заполняется исходная информация по заказчику, после чего осуществляется идентификация потенциальных ВОПФ, исходя из списка рабочих мест и сопоставления факторов с классификатором и утверждение результатов этапа членами комиссии. Примерное время работ может составить 15-дневный срок. Вслед за тем эксперт обязан выехать на фактическое местонахождение организации работодателя для проведения инструментальных замеров.

В нашем примере замеры составят не более 1-го рабочего дня. Если объемы мест будут значительно выше и они будут иметь производственный характер, то это может быть и два и три дня. По результатам замеров эксперт приступает к оформлению протоколов проведенных исследований и составлению отчета о проведении спецоценки. На это ему требуется порядка 15 рабочих дней. Далее передаются на ознакомление комиссии, итогом которого будет утвержденный отчет, который организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять до 1 января 2016 года в государственную инспекцию труда в течение 10 рабочих дней. Начиная с 2016 года результаты будут передаваться в специальный реестр – информационную систему учета .