На днях вице-спикер Государственной Думы и глава фракции ЛДПР в парламенте Игорь Лебедев выступил со скандальным заявлением о том, что детям с врожденной патологией лучше не рождаться, что следует делать аборты, чтобы они вообще не появлялись на свет. https://lebedev-ldpr.livejournal.com/626193.html . Прокомментировав размещенный в сети видеоролик, на котором изображена годовалая девочка-инвалид без рук, воспитывающаяся в приемной семье в Москве, он написал: «Зачем таким детям разрешают появляться на свет? Ведь это мучение, а не жизнь! Современная медицина определяет патологию заранее » , — добавив затем, что, « с его точки зрения, омерзительно, когда такие мучаются, а не живут».

«Надеюсь, что Игорь Лебедев не злодей в душе,
им просто движет неправильная логика»

, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной:

— О неизвестном мне до сегодняшнего дня данном политическом деятеле, как и о всяком другом человеке, должно христианину иметь благой помысел, как учат наши подвижники благочестия. И я надеюсь, что Игорь Лебедев не злодей в душе и не человек с привнесенным или с детства воспитанным жестокосердием. Могу лишь констатировать поэтому, что им просто овладела некая неправильная логика. Вроде бы его слова и предполагают некую меру сочувствия к тяжко больным детям. Но тон в них задает давно известная логика, не раз уже встречавшаяся в истории у государственных мужей. Это «логика государственной пользы».

Когда-то, руководствуясь именно такой логикой, жители древнегреческой Спарты также избавляли свой полис-государство от слабых или недоброкачественных на их взгляд младенцев. Точно так же в 30-40 годы прошлого столетия ряд идеологов национал-социалистической Германии выдвигал идеи евгеники — генетического улучшения нации. Точно так же в современном секулярном гуманизме широко распространены сегодня идеи эвтаназии. Дескать, зачем напрасно мучиться старику или тяжело больному человеку, если его можно с приятностью отправить на кладбище, одновременно освободив государство от ненужного попечения об инвалидах? Какая польза для социального страхования и медицины и в целом для общества в таком попечении? Дескать, пусть все люди будут здоровы, чтобы работали; мускулисты, чтобы можно было призвать их в вооруженные силы; ну и, следуя этой логике, еще не слишком умны, чтобы не задавали лишних вопросов.

Есть в словах Игоря Лебедева еще одна, пусть и явно не высказанная идея. Это идея атеистическая. Зачем рождаться, если несколько десятков лет мучиться, а потом все равно придется ложиться в гроб? Но христианин не может не исходить из принципиально другого подхода. Каждый рожденный в этот мир причастен вечной жизни. А бытие в вечности — такое благо, что, даже если человек прошел эту земную жизнь инвалидом, без рук или ног, в помраченном сознании, все равно, когда он там , уже в вечности, встретит Бога, то любая былая скорбь и ограничение, которые он претерпел в этом мире, делаются незначимыми, уничтожаются. Равным образом это делает целительным и спасительным и попечение об этом ребенке, а потом взрослом человеке его родителей или любых других людей, к этому попечению причастных. Этим воспитываются величайшие добродетели милосердия и жалости, благодаря которым человек становится богоподобен. Так что мы никакой политической целесообразности не должны давать право лишить нас этой великой возможности.

«Инвалиды могут быть гораздо счастливее нас с вами»

, настоятель храма святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Марьино:

— То, что говорит этот человек, на самом деле популярная нынче в определенных кругах теория так называемого социального дарвинизма. У нас в стране ее активно пропагандирует известный атеист Александр Никонов. Ничего нового в ней нет. Согласно этой теории, в мире людей, а не только животных, должен работать естественный отбор, а выживает сильнейший. Совершенно очевидно, что, пользуясь этой логикой, можно легко дойти до фашизма. Фашисты ведь тоже считали, что жизни достойны лишь определенные люди, принадлежащие к определенной расе, обладающие определенными качествами, и что есть люди, которые жизни недостойны. И это тоже пропагандировалось « во благо человечества». Мы знаем, к чему такие взгляды в итоге приводят: к многомиллионным жертвам и бесчеловечным зверствам. Подобная безбожная и антигуманная логика прикрывается словами и лозунгами, что, дескать, зачем людям страдать напрасно и т.д., но стоит за этим одно: якобы кто-то нам дал право решать, достоин ли жизни тот или иной человек, которого Господь прислал в мир с теми или иными, как нам кажется, недостатками. Христианство стоит на другом, на том, что каждый человек - это великая тайна, как и то, зачем и для чего он пришел в мир.

Автор этих скандальных суждений продемонстрировал, увы, полное отсутствие каких-либо вообще знаний о том, что кроме физических свойств и способностей, кроме тела у человека есть еще и душа, что есть духовная жизнь и духовный мир вообще. В том-то и дело, что человек не животное. Он не просто высокоразвитый биологический организм. Также в этих высказываниях заметно отсутствие знаний вообще о людях и их психологии, о человеческой жизни. Практика, которая есть критерий истины, опровергает буквально все, о чем говорит Игорь Лебедев. Ведь совершенно не факт, что дети, которые являются инвалидами, обязательно вырастут несчастными. Я неоднократно крестил таких людей, много общался с ними и знаю, что такие люди могут быть гораздо более счастливыми, чем мы с вами. Ведь счастье может быть очень разным. Это состояние души, своего рода самосознание человека, то, насколько он сознает себя радостным и счастливым. Поверьте мне, можно быть счастливым человеком и с огромными физическими и психологическими патологиями. И наоборот, люди, наделенные отменным физическим здоровьем, бывают глубоко несчастными. Иногда, например, люди с синдромом Дауна или, скажем, отсутствием рук и ног дают нам фору в этом случае и образец правильного отношения к жизни. Мы все также знаем пример паралимпийцев - людей с огромным потенциалом и силой воли. И история, и жизнь вокруг нас показывают огромное количество примеров того, как люди, у которых оказывались в чем-то ограничены телесные возможности, во много раз превосходили нас, здоровых людей, и интеллектуально, и духовно, и даже физически. Они любили и были любимы, они были счастливы и вдохновляли своим примером множество людей.

Вообще, если человек чем-либо оказывается обделен, Господь обязательно ему компенсирует это в чем-то другом. Мы знаем, например, что если у человека плохое зрение, то у него часто обостряется слух или другие чувства, открываются какие-то новые большие способности. Это что касается даже физических возможностей. Ну а если говорить о жизни духовной, то, когда общаешься с такими людьми, видишь, что они действительно не от мира сего, они особенные, словно некие ангелы, посланные нам для нашего вразумления. В семьях, где рождаются дети с какими-то серьезными недостатками, жизнь их родителей, их братьев и сестер подчас очень сильно меняется, и меняется в лучшую сторону. Я это опять-таки знаю по своему опыту, наблюдал уже много-много раз. В таких семьях братья и сестры детей-инвалидов растут людьми, которые умеют чувствовать чужую боль, сострадать и прийти на помощь, умеют не быть эгоистами. Инвалиды очень нужны нам, здоровым людям.

Тут вообще не может быть каких-либо вопросов. Есть вещи, через которые верующий человек, да и просто человек с совестью, перешагнуть не может. Если у тебя появился такой ребенок, если он еще во чреве матери, а ты узнал, что у него какие-то патологии, ты все равно не имеешь никакого права распоряжаться его судьбой. Потому что это не твоя судьба. Это судьба другого человека, у которого есть бессмертная душа и право на свою жизнь. Ведь каждый человек, как мы сказали, - это великая тайна.
С этой точки зрения несчастным скорее является тот человек, который всего этого не понимает. Это его в первую очередь и надо пожалеть, вот он поистине настоящий инвалид. Только не физический, а духовный.

«Примерно так же считали во времена Третьего Рейха»

В заключение приведем ряд избранных комментариев, которые были оставлены под записью политика Игоря Лебедева в его «Живом журнале»:

soldier_moskva : «Игорь, вместо того, чтоб рассуждать о страданиях этих детей, вы, как депутат, должны были внести в Госдуму законопроект о финансировании государством исследований, разработок и поставки этим детям, да и вообще всем инвалидам, не имеющим конечностей, биомеханических протезов с нейромашинным интерфейсом, которые позволят им стать полноценными членами общества, а не калеками, как это происходит сегодня, на содержании государства и своих родителей! Вот что вы должны были сделать!!!»

Для чего рождается человек на земле? Родиться человеком – редкое счастье, возможность практиковать духовно, осознавать, развиваться и вырваться из материального мира не имея больших препятствий к этому крайне драгоценна.

Существует огромное количество различных форм жизни, на фоне этого бесчисленного множества – количество людей очень мало, мы одарены разумом и многими другими преимуществами, не слишком избалованы, и в то же время не слишком погружены в страдание.

Поэтому не стоит растрачивать свою жизнь попусту, нужно использовать по максимуму данные нам возможности, для того чтобы вырваться из цикла рождения, старения и смерти.

Драгоценное человеческое существование

Буддийская практика начинается с размышления о драгоценности рождения в человеческом теле, затем о преходящести всего сущего и пагубности существования в сансаре.

Рождение в человеческом теле — первая из мыслей, обращающих на путь к Просветлению.

Драгоценное человеческое рождение

Среди всех обусловленных миров сансары самым благоприятным для самосовершенствования с целью Освобождения оказывается именно мир людей. Боги наслаждаются безоблачной жизнью, не ощущая никакого стимула, что-либо изменить, в то время как существа других миров, напротив, слишком много страдают, и озабочены проблемами выживания.

Лопен Цечу Ринпоче: «Драгоценное человеческое рождение характеризуется как свободное от восьми неблагоприятных ситуаций рождения в других мирах по следующим причинам: когда обнаруживаешь себя в одном из этих восьми видов существования, то испытываешь только страдание и у тебя нет никакой свободы для того, чтобы практиковать Дхарму.

В состояниях паранойи есть только одно ощущение - страдание от жара и холода. В мире духов существа непрерывно страдают от голода и жажды. В мире животных за существами охотятся, их угнетают, они пожирают, используют и мучают друг друга.

Будучи человеком в совершенно нецивилизованном месте не имеешь никаких возможностей научиться чему-то такому, что может привести на позитивный путь. Являясь богом-долгожителем в течение своей жизни переживаешь счастье и радость как следствие предыдущих позитивных действий.

Для чего человек родился

Для чего человек родился? Но больше ничего кроме этого не происходит, и переживание следствий позитивной кармы означает, что она тратится. Таким образом, боги после своей долгой жизни переродятся в низших состояниях полных страдания. То есть, результатом рождения в качестве долго живущего бога является ничто иное, как страдание.

Существа с умственными недостатками не в состоянии понимать смысл Дхармы и потому не могут её применять. Существа с неправильными взглядами автоматически имеют склонность к негативному поведению и потому собирают причины для будущего страдания.

Если человек рождается в такое время, когда нет Будд, тогда нет и ничего такого, как буддизм, и он не получит помощи в виде пути выхода из страданий сансары. Таким образом, иметь драгоценное человеческое тело означает, с одной стороны, быть свободным от этих восьми неблагоприятных видов существования» и, с другой стороны, иметь десять благоприятных обстоятельств.

Восемнадцать характеристик драгоценного человеческого существования

Эти восемнадцать характеристик включают восемь свобод и десять благоприятных обстоятельств.

Рождение человеком считается ценным, поскольку позволяет избежать других видов перерождения.

Человек «свободен» от тех его видов, в которых он встретил бы совершенно другую ситуацию, нежели в жизни человеческой. Здесь имеются в виду восемь других видов существования:

1. рождение в состоянии паранойи (адские сферы);

2. рождение в состоянии голодных духов;

3. рождение животным;

4. рождение в нецивилизованной стране;

5. рождение в виде бога, особенно бога, живущего очень долго;

6. жизнь с умственными недостатками;

7. жизнь с запутанными взглядами;такими как нигилизм или вера в самобытие эго и явлений природы, и тому подобное;

8. рождение в такое время, когда не появляются Будды.

Для чего люди рождаются на этот свет

Десять благоприятных обстоятельств подразделяются на

пять, которые считаются внутренними по отношению к человеку, который рождается на этот свет.

И пять, считающихся внешними по отношению к нему.

Пять внутренних благоприятных обстоятельств следующие:

1) родиться в человеческом теле;

2) жить в «центральной земле», то есть в таком месте, где Дхарма Будды является достоянием людей;

3) обладать всеми нормальными человеческими способностями;

4) не быть отягощенным вредоносной кармической негативностью и

) иметь веру в Дхарму

Пять внешних благоприятных обстоятельств:

1) в данном мире существует Учение Будды,

2) он открыл людям Учение,

3) что Учение продолжает жить,

4) что оно практикуется и

5) что духовный учитель принял нас в качестве своих учеников.

Дилго Кхьенце Ринпоче: «С позиции того, кто ищет Просветления, гораздо лучше быть человеком, чем даже получить рождение среди богов на небесах, где вкушают нектар и Древо исполнения желаний приносит все, что ни пожелаешь; где нет ни усталости, ни трудностей, ни болезней, ни старости.

Именно будучи в облике человека, обладающего восемью свободами и десятью дарованиями, а отнюдь не богом (небожителем), каждый из тысячи Будд нашего времени обретал или еще обретёт Просветление».

Для чего человек рождается и живет

Драгоценное человеческое тело

В контексте ценности человеческого существования говорят о «драгоценном человеческом теле». Для чего человек рождается и живет?

Дилго Кхьенце Ринпоче: «Если правильно практиковать Учение Будды, тогда, как говорится в известном изречении:

Наше тело, хорошо используемое — это корабль, держащий путь к Освобождению, иначе оно становится якорем, держащим нас в сансаре. Тело наше - это источник всего благого и не благого».

Ценным является человеческое тело, которое наделено восемнадцатью характеристиками: свободами и возможностями.

Когда человек находится именно в такой хорошей ситуации, как описано, то есть живёт в стране, где учил Будда и учение сохранилось до сегодняшних дней, всё же он получает мало пользы от этого, если не практикует учение.

И пятый аспект является тоже довольно личным: человек не просто практикует учение, но обладает также добрым сердцем, естественно полным любви настроем по отношению к другим существам. Описанные здесь восемь свобод и десять приобретений вместе являются 18 условиями, которые означают«драгоценное» человеческое тело.

В данном случае упор делается на «драгоценном», так как человеческое тело лишь тогда называется драгоценным, когда вместе сходятся все восемнадцать условий. Если того или иного недостаёт, то такое человеческое существование не будет называться «драгоценным».

Родиться человеком мало

Правильное поведение — причина обретения драгоценного человеческого тела

Родиться человеком мало. Лопен Цечу Ринпоче:

Мы все получили человеческое рождение, которое можно охарактеризовать как «драгоценное». Обрести его не легко, а напротив, чрезвычайно трудно, так как для этого потребовалось собрать огромное количество позитивного потенциала не только в одной жизни, но в течение многих различных воплощений.

Есть одна особенная причина, позволившая нам переродиться в таких драгоценных обстоятельствах: это правильное поведение.

Сила этого большого позитивного потенциала в сознании приводит к позитивному результату «драгоценного человеческого тела».

Что касается «правильного поведения» речь идёт, с одной стороны, о различных группах обетов для личного освобождения. По-другому можно сказать, что это означает избегать десяти негативных действий. Большой роли не играет, как это формулировать, просто правильное поведение - прямая причина для обретения драгоценного человеческого тела.

Есть образный пример, для того, чтобы описать, насколько редкой является возможность воплотиться в мире людей, в драгоценном человеческом теле:

стоит представить, что ветер и волны носят обруч по поверхности океана, а на дне океана живёт такая особенная черепаха, которая лишь раз в сто лет ненадолго поднимается на поверхность. Вероятность того, что она просунет голову в обруч, ничтожно мала, но ещё сложнее обрести драгоценное человеческое тело.

Можно также проиллюстрировать ценность и редкость драгоценного человеческого тела с помощью подсчёта, сравнив количество различных видов существ. Например, существует довольно точная оценка количества людей, живущих сейчас в этой стране, - число их известно. Но невозможно сосчитать всех насекомых, живущих на небольшом участке земли. Это один из способов показать, насколько редка и ценна возможность быть человеком.

Человеком не рождаются человеком становятся

Человеком не рождаются человеком становятся. Мы все здесь родились в условиях, делающих нашу человеческую жизнь крайне ценной. Нам нужно осознавать, что это произошло по причине того, что мы собрали огромное количество позитивного потенциала и очистили свой ум от многих затемнений. Теперь мы наслаждаемся результатами того, что в прошлых жизнях так вели себя и практиковали.

Теперь нам важно использовать этот результат наилучшим образом и осмысленно, чтобы не растратить его просто так. Иначе это будет выглядеть так, будто мы пошли куда-то, собираясь что-то оттуда принести, а вернулись с пустыми руками.

Нам стоит стремиться не упустить свою благоприятную ситуацию и извлечь из неё наибольшую пользу.

Наполнить собственную жизнь смыслом означает использовать Дхарму и применять различные методы, которым учил Будда.

Будда дал такое огромное количество методов, что одному человеку совершенно невозможно воспользоваться ими всеми. Поэтому нужно использовать те из них, которые вы в состоянии применять.

Лучшая практика Дхармы - это удалиться, как Миларепа, от всех мирских дел. Но в наши дни мало людей, которые способны так широко практиковать Дхарму. Когда видишь, что и сам не в состоянии это делать, нужно решить практиковать в том объеме, в котором возможно. Нужно делать столько, сколько можешь.

Это относится ко всем практикам, которые мы делаем: к медитации, накоплению заслуги, очистительным практикам и, конечно же, к подготовительным упражнениям. Например, одна из возможностей постоянно накапливать позитивный потенциал - это делать подношения Буддам.

Самое лучшее - подносить в большом количестве то, что имеешь; если же это невозможно, всегда можно подносить просто чистую воду. Если и это не получается, можно подносить множество цветов. Если же и это не выходит, можно, наполнившись преданностью, думать о цветах и подносить их Будде.

Можно также подносить в уме Буддам цветы, которые видишь где-либо. Этими методами - совершением подношений Буддам различными способами, в зависимости от индивидуальных возможностей - можно накапливать позитивные тенденции в уме.

Другая возможность - быть очень щедрым по отношению к сангхе. Здесь действует то же, что и раньше: лучше всего - широко проявлять свою щедрость. Если это невозможно, тогда делать это в зависимости от личных обстоятельств. Нужно поддерживать сангху, питая при этом к ней уважение.

Третья возможность - быть щедрым по отношению ко всем чувствующим существам, делать всегда всё возможное, чтобы помогать им. Например, обнаружив зверя, который хочет пить, дать ему воды.

Это были различные примеры, чтобы показать, что можно всегда, в разных ситуациях выполнять полезные практики, приносящие позитивные впечатления. Нужно действительно делать это так хорошо, как можете.

Это относится, как уже упоминалось, к подготовительным упражнениям и к другим видам действий, которые можно совершать, чтобы усилить свой позитивный потенциал и разрушать всё негативное, что отягощает наш ум. В отношении вредных и приносящих заслугу действий не нужно думать, что мы должны избегать явно тяжелых негативных действий, о которых трудно забыть, и не обращать внимания на мелкие.

Зачем рождается человек

Зачем рождается человек? Негативное действие, большое оно или маленькое, все равно негативно и всегда созревает как проблемы и страдание. Последствия всегда будут негативными, так как они соответствуют вызвавшим их действиям. Поэтому нужно концентрироваться не только на том, чтобы избегать больших негативных действий, но также держаться на расстоянии от маленьких, которые так легко совершить.

Это относится и к полезным действиям. С одной стороны, следует, конечно, концентрироваться на том, чтобы действовать полезным и позитивным образом, делая всё, что возможно. Но не нужно думать, что маленькие позитивные поступки ничего не стоят, поэтому их вообще не стоит делать.

Очень легко можно встретить подобную концепцию: человек думает, что он всё равно не в состоянии совершить много позитивного, и поэтому вообще ничего не предпринимает. Но любое позитивное действие всегда приносит соответствующий результат, и потому нужно всегда делать то, что возможно в собственном случае, и никогда не пренебрегать даже маленьким позитивным делом.

Также и в отношении практики не нужно думать, что вообще не стоит и начинать, потому что все равно не получится практиковать по полной программе, но - делать столько, сколько уместно для вас лично.

Вот пример, иллюстрирующий, почему так важно держаться на расстоянии от самых маленьких негативных действий: представьте себе стог сухого сена, огромный, как гора.

Если однамаленькая искорка попадёт в этот стог, то сгорит вся трава. Подобным же образом лишь одно самое маленькое негативное действие может иметь большие разрушительные последствия.

Драгоценным человеческое существование считается еще и потому, что получить его чрезвычайно трудно, и при этом легко потерять.

Дилго Кхьенце Ринпоче: «человеческое существование приобретается не силой или по случайности, а в результате положительных действий. Но люди редко совершают положительные действия, и оттого поистине так трудно получить драгоценное человеческое воплощение.

Тем не менее, если нам удалось родиться в человеческом облике; мы открыли для себя буддийскую Дхарму, вступили на путь Прозрения, и нам преподносится учение Будды — то жизнь становится драгоценной возможностью.

Однако, если мы не в состоянии практиковать это учение, а только слушаем, что о нем говорят, то одного лишь этого недостаточно, чтобы избавить нас от сансары или помочь нам пройти через тяготы рождения, болезней, старости и смерти. Если во время болезни мы не следуем предписаниям врача, то мы не избавимся от боли, хотя бы врач неотлучно сидел у нашей постели.»

Литература:

Дилго Кхенце Ринпоче (традиция Ньингма). Отвага прозрения. Основания практики Бодхичитты.

Лопен Цечу Ринпоче (традиция Кагью). Четыре мысли.


Только представьте себе, что Вы, перед своим рождением встречаетесь с Богом. Бог вызывает Вас в свой кабинет, и Вы с некоторым волнением входите к нему. Увидев Вас, Господь радостно вскакивает из-за стола, подходит к Вам, пожимает Вашу руку, улыбается Вам, приглашает Вас садиться не на стул, что около его рабочего стола, а на диван, что стоит рядом вдоль стенки и садится рядышком вместе с Вами. Вы - в смущении, Вы молчите, Вы ждёте, что скажет Он. А Он только улыбается и ласково смотрит на Вас.


- Вызывали, Ваше святейшество? - робко спрашиваете Вы, ещё не оправившись от смущения.


- Вызывал? - восклицает Бог. - Да что Вы, родная моя, побойтесь меня. Вызывал! Придёт же Вам такое на ум. Приглашал! Именно приглашал, а никак не вызывал. И с нетерпением ждал. Хотел в последний раз, перед Вашей дальней дорогой, увидеться с Вами, пожелать Вам всего хорошего, ну и… в таком роде.


- А-а, - радостно говорите Вы. - Спасибо, и я тоже… попрощаться… Ну и… в таком роде…
Вы - в смущении. Вы - в растерянности. И это понятно. Такое событие, а тут ещё прощальное слово Господа. Разве может быть иначе?


Но вдруг Бог хмурится. Он встаёт с дивана и, оставляя Вас сидеть на диване одну, переходит за свой рабочий стол. Садится, одевает очки, открывает толстую книгу, что лежит перед ним, и начинает что-то в ней вычитывать, изредка поглядывая на Вас поверх своих очков.


От всего этого Вам становится как-то не по себе. Вы начинаете волноваться. А Бог ничего говорит, только читает и поглядывает на Вас поверх своих очков, изредка. И Вы таким образом сидите ни минуту, не час или несколько часов, и даже не день, и не месяц, и не год. А сидите Вы так лет триста, примерно, и молчите. Он читает и поглядывает, а Вы тихо и робко мнётесь на кожаном диване.


- А зачем Вы, дорогая моя, собираетесь на Землю? А? - вдруг спрашивает Бог.


Вы вздрагиваете от неожиданности. Вы даже вопроса толком не поняли.


- Простите, что? - пугливо спрашиваете Вы.


- Вы плохо слышите? - равнодушно спрашивает Бог.


- Нет, что Вы… Только, Вы так неожиданно вдруг спросили, - робко отвечаете Вы, - я, простите, не расслышала. Если не трудно, ради Вас, повторите, пожалуйста, если, конечно, Вам не трудно.


- Да мне-то не трудно, - говорит Бог, громко захлопывая свою толстую книгу. - Повторить, оно конечно, можно. Другое дело - будет ли от этого толк? А? Как думаете? Толк будет?


- Не знаю. Может и будет, - ответили Вы, пожали плечами и глупо улыбнулись.


- Я спрашиваю тебя, друг мой, зачем ты, собственно собралась туда? - повторил Бог. - Там таких как ты, знаешь ли … предостаточно. Ты-то там зачем?


- Ну как зачем, как зачем? - спешите с ответом Вы. - Ну это же так просто, и так понятно. Чего же здесь ещё спрашивать?


- И всё-таки, - настаивает Всевышний. - Утешь старика, скажи. Неужели, трудно?


- Нет, не трудно. Почему, трудно, - отвечаете Вы. - Только всё это… как-то… странно.


- Странно? - удивляется Бог.


- Ну да, - говорите Вы. - Странно. Можно подумать, что для Вас это так важно… Или Вы без этого не разрешите мне родиться?


Господь несколько озадачен тем, что Вы сказали. Он встаёт из-за стола и начинает ходить взад и вперед по своему кабинету, а Вы, продолжая сидеть, молча наблюдаете за ним. Вам не очень удобно наблюдать за Богом. Он ходит то перед Вами, то заходит сзади Вас. Вы выворачиваете голову, чтобы видеть его, но всё это так неудобно, всё это как-то неестественно. И Вы нервничаете.


В кабинете Бога, в углу, на маленьком столике, стоит радиола.


- Знаешь, что это такое? - спрашивает Бог.


- Я отсюда не вижу, - говорите Вы.


- Ты можешь встать, подойти и посмотреть, - говорит Бог.


Вы подходите к Богу.


- Ну что же ты на меня смотришь, дорогая моя, ты вон на это смотри, - ласково говорит Бог и показывает на радиолу.


Вы виновато улыбаетесь и медленно переводите взгляд с Бога на радиолу.


- Нет, - говорите Вы, - я не знаю что это?


- Это радиола, - говорит Бог. - Смотри.


Бог достал с полки пластинку и поставил её на радиолу. Зазвучала музыка: саксофон - Бразильская бахиана.


- Господи! - кричите Вы. - Божественно. А как это?


- Понятия не имею, - отвечает Бог. - Это мне серафимы (серафимы - это самые близкие ко мне ангелы) на день рождения подарили. Сказали, что это уже давно на Земле. Я очень люблю музыку. Ангельское пение стало меня утомлять. Люди поют куда лучше ангелов.


- Люди поют лучше? - спрашиваете Вы.


- Лучше, - уверенно отвечает Бог.


- А кто же это… изобрел? - спрашиваете Вы и показываете на радиолу.


- Не знаю. Да и какая разница, - ответил Бог. - Ты мне лучше ответь на вопрос, зачем ты на Землю собралась? Если радиолу изобретать… так думаю, что ради этого, наверное, не стоит. Или как? Может ты думаешь по-другому?


- Думаю, что и ради этого тоже стоит, - отвечаете Вы. - И вот ещё, я могу и петь научиться.


- Петь? - переспрашивает Бог.


- Ну да, - говорите Вы. - Петь. А что Вы переспрашиваете, плохо слышите?


Бог откидывается в своём кресле и с изумлением смотрит на Вас.


- Выйду замуж, - продолжаете Вы. - Нарожаю детей. Буду любить своего мужа и буду счастлива. Петь научусь. Буду пластинки записывать, а Вы их слушать будете.


- Скажи честно, а чего бы ты хотела больше всего? - спрашивает Бог. - А кстати, как тебя будут звать?


Вы называете своё имя.


- Очень приятно, - говорит Бог. - Я запомню тебя и твоё имя. Ну так, а чего бы ты хотела больше всего?


- Я очень хочу быть богатой, - говорите Вы. - Но не только. Ещё я хочу быть очень красивой, такой красивой, чтобы меня любили все мужчины, чтобы я всем нравилась и все, кто глядел на меня, говорили бы, что вот она - очень, очень красивая. А ещё я хочу, чтобы меня полюбил очень красивый и умный, и смелый, и богатый, но не жадный, и верный мужчина. Чтобы он был чуть старше меня. Лучше всего, если он влюбится в меня, когда мне будет восемнадцать, а ему двадцать три года. Хочу, чтобы он был очень богатым, а я ему нарожаю детей и мы станем счастливы. Я закончу консерваторию, научусь петь и Вы будете слушать меня тихими, осенними вечерами, сидя у камина, и вспоминать эту нашу встречу.


Прошло лет восемьдесят.


- Здравствуй, - сказал Бог. - Как отдохнула?


- Слишком долгое оказалось путешествие, - грустно ответили Вы. - Я устала.


- Я исполнил всё, о чём ты просила, - сказал Бог. - Ты была самой красивой и в тебя влюблялись все мужчины. Ты вышла замуж в девятнадцать лет по любви за умного, верного, богатого, не жадного и очень красивого мужчины. Правда, он был на год старше, чем ты хотела, но во всём остальном - он был идеален. Ты родила ему двоих детей. Я очень любил слушать твоё пение тихими осенними вечерами, сидя у камина. У тебя был изумительный голос. Ты была счастлива?


- Была, - грустно отвечаете Вы. - Но это было очень давно.


- Давно? - переспросил Бог.


- Оказывается, красота не вечна, - тихо ответили Вы. - Каждый год на Земле рождаются новые красавицы. В сорок лет я сдалась. А двадцать пять лет назад умер мой муж, - тихо ответили Вы. - И…, с тех пор, я не пою. Моё путешествие запросто можно было завершить тогда же или нет, даже можно было и раньше.


- Раньше? - ужаснулся Бог.


- Да! Раньше! - уверенно ответили Вы. - Сорок лет - вполне достаточный срок. Всё остальное… Не более чем жалкая попытка спастись от старения.


- А дети?


- Дети? - испуганно спросили Вы. - А что дети?


- Я не знаю, - сказал Бог, - но ты так хотела детей, поэтому я и спросил.


- С детьми всё оказалось намного прозаичней, - сказали Вы. - Дети перестали быть детьми уже лет так в одиннадцать. И вообще… В следующий раз я ещё подумаю, прежде чем… заводить детей.


- В следующий раз? - спросил Бог. - Ты снова собираешься туда? Когда?


- Не знаю ещё, - ответили Вы, - нужно о многом подумать. Слишком много осталось неясным. Но прежде чем я снова решусь на это путешествие, я всё-таки хорошенько подумаю над тем, зачем мне снова идти на Землю. Одной красотой сыта не будешь. Замужество? Я тебе честно скажу, что мой умный и красивый, а также богатый и верный муж опостылел мне на десятый год нашей совместной жизни.


Оставшееся время мы мучились друг другом, сохраняя друг другу верность. В конце концов, настолько привыкли друг к другу, что уже не мыслили друг без друга своего существования… Мы называли это любовью. И вообще… Мужчинам легче, они умирают намного раньше нас… Скорее всего, наш более долгий срок жизни - это наказание нам за нашу беспечность, за нашу глупость и недальновидность.


- Если хочешь, можешь вообще больше не появляться на Земле, - сказал Бог.


- Нет-нет, - уверенно ответили Вы. - Не следует впадать в крайность. Там есть чем заняться и… Надо только прежде всё хорошенько обдумать.


- Обдумать? - спросил Бог. - Что именно?


- Во-первых, дети и замужество, - ответили Вы. - Во-вторых, не всё ясно в отношениях с собственными родителями. А в третьих, я полагаю, что не стоит быть очень уж красивой и чтобы в тебя прямо-таки все влюблялись.


- Не стоит? - удивился Бог. - Почему?


- Слишком уж это отвлекает от жизни, - ответили Вы. - Всё хорошо - в меру, а тем более, это касается красоты и таланта.


- Красота и талант доставляют неудобства? - спросил Бог.


- Ещё какие, - ответили Вы. - Каждый хочет тебя оплодотворить, каждый хочет тобой насладиться.


- Это плохо? - спросил Бог.


- Когда не думаешь, то нет, не плохо. Даже нравится. К тому же, это приносит много денег; и талант, и красивая внешность - приносят хороший доход. Но когда задумаешься, то это раздражает, - ответили Вы. - Впрочем, думать приходится редко. Красивая внешность и шикарный голос слишком мешают думать. По началу это нравится, но когда понимаешь, что с каждым годом ты делаешься всё глупее и глупее… становится страшно. Моя внешность увела меня далеко в сторону, от того, что мне действительно было нужно. А мой шикарный голос прославил меня и дал мне много денег, и тем самым, окончательно убил во мне всё доброе, всё хорошее, что было во мне. Сейчас я даже скорее склоняюсь к мысли, чтобы в следующий раз вообще не привлекать к себе никакого внимания, чем привлекать всеобщее; оказывается, что ничто так пагубно не действует на душу, как всеобщее восхищение. Но в целом - путешествие было нескучным, хотя и… глупым.

Первый вздох, и одновременно с ним первый крик… Именно с этого момента с первым глотком воздуха мы начинаем БЫТЬ.

Рождение

Удивительно это первое и самое важное мгновение в жизни - мгновение перехода из состояния покоя, бесконечного умиротворения и абсолютной защищённости в мир прекрасный, но странный и непредсказуемый, полный оглушающих звуков и слепящего света. С одной стороны этот миг дарует нам самое бесценное - жизнь, а с другой - закладывает в нас не то чтобы страх и ужас, а скорее непонимание происходящего. Зачем человек рождается? Почему Бог, природа, мать - те, кто призваны любить, защищать и оберегать, отвергают, выталкивают, заставляют отказаться от тепла и уюта и окунуться в пусть и дивную, но полную опасностей жизнь? Разве есть в этом смысл? Возможно ли, чтобы истинно любящий подвергал опасностям любимого?

Зачем человек рождается?

Каждое утро мы просыпаемся, умываемся, одеваемся, завтракаем и в спешке выбегаем навстречу жизни… Она дама непостоянная и требовательная - то готова с радостью предложить нам всё, чего бы мы ни пожелали, вдохновляя и увлекая за собой, то резко, не предупредив, поворачивается к нам спиной. Нас, в свою очередь, то охватывает непомерное блаженство, то, напротив, бесконечная печаль и скорбь. Мы то летаем на крыльях счастья, то пускаемся в неимоверные авантюры или вступаем на тропу войны и борьбы с невзгодами, то повесив голову, грустим и сожалеем о несбывшемся… Но однажды к нам приходит совсем иное, не сравнимое ни с радостью, ни с печалью - мысль о том, зачем человек рождается. Она бьет по голове, ошарашивает и молча уходит, оставляя тупую, ноющую боль - для чего всё это нужно, в чём смысл всех этих беспрерывно сменяющих друг друга побед и поражений?

Ответы разные приходят

Существует ли на самом деле ответ на вопрос: «Зачем человек рождается?» И да, и нет. Каждый из нас сам себе задает этот вопрос, кто в юности, кто в зрелости, а кто и в глубокой старости, и каждый должен сам, самостоятельно, в абсолютном одиночестве, как при рождении и смерти, найти на него ответ. В результате ответ каждого конкретного человека - это и есть та самая истина - бесценное слово, которое эхом разносится по всему миру и становится, пусть малой, но столь дорогой и незаменимой частью огромного целого - Мироздания. У человека религиозного дилемма «быть или не быть» и «зачем человек родился» решается естественно, поскольку вера в Бога - в Творца Неба и Земли, и есть ответ - жить нужно для Бога. Но людей истинно верующих не так много. Поэтому остальные ищут смысл в семье, в любви, в творчестве, в работе, в неком долге, в борьбе, некоторые - в наслаждении, бросаясь из стороны в сторону, или в стремлении окружить себя удобствами и удовольствиями. Сколько людей, столько и вариантов. Всякий «отпечаток пальца» - это уникальный и удивительной красоты узор, который имеет право быть.

Заключение

И всё же поиск истины не прекращается, да и не должен. К примеру, Лев Николаевич Толстой задавался вопросом «Зачем человек рождается на свете» до самой старости, полагая, что всякий раз даёт лишь промежуточный ответ. А может, всё живое, всё сущее в этом мире, видимое и невидимое - есть нескончаемая цепь с бесконечным числом звеньев, каждое из которых - промежуточно. И если вдруг оно вознамерится стать истиной, непререкаемой и бесспорной, то оно станет конечным и цепь замкнётся, а вместе с ней и бесконечность жизни. Звено признанной истины не превознесёт и не прославит жизнь, а обрушит её, и вместе с ней и самое себя.

А что если ответом на вопросы «Зачем человек рождается на земле», «В чём заключается великий смысл жизни» станет не красивое со множеством глубоких размышлений, а одна простая фраза, одна простая мысль - «жизнь ради жизни». Помните сказание о Фениксе - священной птице древних египтян, которая в определённый час сама себя сжигает в клетке, чтобы вновь возродиться из пепла. Удивительно, не правда ли? Так в далёких галактиках взрываются «умирающие» звёзды, окутывая себя медленно расширяющейся туманностью, необыкновенно красивой и загадочной, чтобы потом вновь «восстать» из газа и пыли. Так ослепительные краски лета делают последний вздох, даруя нам не менее насыщенные красно-пурпурные оттенки осени, чтобы потом исчезнуть, раствориться под гнётом синих холодов, и позже, когда уже никто не ждёт, воскреснуть и появиться вновь. Так человек с момента появления на свет и до самой смерти претерпевает еще множество рождений и смертей, и каждый раз духовное перерождение сопровождается всё теми же мучениями, слезами, болью. Этот замкнутый круг - непримиримая, а подчас и жесточайщая борьба жизни со смертью, и одновременно их единство - и есть основа Мироздания, её всеобъемлющая и всепоглощающая красота и любовь. Зачем человек родился? Чтобы стать частью этой красоты, чтобы впоследствии раствориться в ней и тем самым продолжить её. И нет тому конца…