В процессе любого разговора каждый из собеседников выражает свои мысли не только при помощи речи. Иногда даже во время молчания можно невольно, но более чем ясно, выразить свое мнение и отношение к окружающим. Этому способствует язык тела. Невербальное общение позы, жесты, мимика и их значение для осведомленного в этих тонкостях человека, расскажут в разы больше, чем было произнесено вслух.

Для чего необходимо невербальное общение и его понимание

Знания основных принципов и значения тех либо иных действий невербального общения, несомненно, являются полезными для любой возрастной категории. Нередко жестикуляция способствует более понятному изъяснению информации как для слушающего, так и того, кто на данном этапе ее преподносит. К тому же жесты и мимика, это проявления глубоких внутренних эмоций. Контролировать эти процессы довольно трудно, поэтому разбирающийся в языке тела наблюдатель легко определит истинные эмоции и отношение, возникающие при общении.

Можно выделить сразу несколько причин, по которым полезно хотя бы на поверхностном уровне разбираться в «языке тела»:

  • благодаря движениям рук, позам и мимике лица выражается наиболее точная гамма чувств, для полного описания которой подобрать слова практически невозможно;
  • правильная расшифровка «сигналов тела» способствуют более глубокому взаимопониманию;
  • неконтролируемые движения частей тела, а также позы и мимика выдают оппонента, когда он пытается солгать.

Невербальное общение включает в себя несколько важных проявлений. Стоит отметить, что некоторые из них достаточно просто поддаются тренировке, а со временем и полному контролю. Другие же являются своеобразными личными постоянными детекторами лжи.

К методам невербального общения относятся:

  • мимика;
  • визуальный контакт с собеседником;
  • тембр голоса и его интонация;
  • жестикуляция и позы;
  • прохождение в межличностное пространство.

Невербальное общение позы, жесты, мимика. Проявления каждого из этих типов общения имеют свои особенные значения. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Мимика

Полный контроль человеком всех своих мимических реакций невозможен ввиду того, что проявления эмоций на лице, в большинстве случаев, полностью зависят от мозговой активности. Правое полушарие мозга отвечает за эмоции, а левое – за анализ и интеллект. Однако действие нейронов от правого полушария активнее, поскольку проявление эмоций является инстинктивным и не требует дополнительной обработки информации. А вот попытка сдержаться, которая наступает на несколько миллисекунд позже, уже является проявлениями анализа.

Очень хорошо натренированный контролировать эмоциональные проявления человек, способен практически моментально подавить мимические изменения на лице. Но при внимательном наблюдении, они все же заметны.

  • Злость всегда проявляется приспущенностью уголков рта, сжатием зубов, а также широко открытым при этом взгляде.
  • Удивление провоцирует самовольное приоткрытие рта, легкое опущение уголков губ, широкое раскрытие глаз и поднятие бровей.
  • При страхе брови несколько сводятся вместе, а губы растягиваются со все также опущенными уголками.
  • Печаль проявляется практически так же, как и страх, лишь только поникший взгляд при грусти позволяет их различить.

Визуальный контакт с собеседником

Наличие и длительность визуального контакта позволяют понять об истинной степени заинтересованности собеседника.

  • Так при восхищении происходит длительное удержание спокойного взгляда.
  • Возмущенный собеседник будет пристально наблюдать за обидевшим его, не отводя глаз.
  • Если собеседник откровенно располагает к себе, зрительный контакт весьма длителен, но с периодическими перерывами через каждых секунд 10.
  • В том случае, когда основной эмоцией является неприязнь, взгляд человека обязательно будет избегать прямого визуального контакта.

Тембр и интонация голоса

Темп разговора, а также его тональность легко могут выдать скрываемые эмоции.

  • При волнении голос становится низким, а слова нередко обрываются.
  • Энтузиазм отмечается четкой речью и высоким тоном голоса.
  • При усталости тональность понижается к концу предложения.
  • Высокомерный человек говорит обычно медленно и с одинаковой монотонной интонацией.
  • Нервозность хорошо проявляется во время разговора, благодаря наличию словесных ошибок, частых остановок в разговоре и кашле.

Вспомните свое поведение в разных ситуациях, что и как вы говорили, и какие испытывали эмоции.

Жестикуляция и смена положения тела

Общая польза от положения тела проявляется в яркой возможности жестикуляции.

  • Собеседник сосредоточен, если он закрыл глаза, потирает подбородок, а также пощипывает переносицу.
  • Явным признаком позитивного настроя является наклоненность всего тела несколько вперед, а также легкое касание рукой щеки.
  • Выражение несогласия, а также страха рассказать лишнего, проявляется в прикрытии ладонью либо пальцем рта.
  • Неуверенность проявляется в поддерживании одного из локтей руки иным, а также потирание ушей.
  • А вот открытость к беседе и оппоненту можно констатировать при расправленных плечах, а также расправленных ладонями вверх руках.
  • Человек закрыт от информации, при скрещивании рук и ног во время разговора.

При общении с ребенком учитывайте его состояние и положение тела.

Межличностное пространство

Расстояние, на которое допускается человек и при этом данный процесс не причиняет морального дискомфорта.

Интимной зоной является расстояние, не превышающее 50 см. Друзья общаются на расстоянии 50 – 120 см. При этом допустимы некоторые касания друг друга, в рамках дружественного взаимодействия.

Свыше 120 см, но не больше 370см, является нормой при общении в строго формальной обстановке. А вот более 370 см присуще для публичных выступлений перед совсем малознакомой аудитории.

Обучение младших школьников невербальному общению

Основной необходимостью ознакомления детей с принципами «языка жестов», является их социальное и личностное развитие. Большинство современных психологов считают, что обучение младших школьников невербальному общению способствует более уютной каждого малыша . Помимо этого, именно так развивается и культурной сдержанности.

Для практики невербального способа общения имеется несколько довольно простых, но действенных упражнений. Основной идеей их использования является эмоциональное раскрытие ребенка, его стимуляция к доверию и развитие способности совершать взгляд на любую ситуацию «со стороны».

Наиболее действенные методы, это упражнения:

  • эмоция;
  • видеокамера;
  • восковая палочка.

Эмоция

Для этой игры необходима предварительная подготовка, которая заключается в заготовке карточек с наименованиями частей тела и эмоций. Вытягивая карточки, необходимо будет выразить загаданную эмоцию выбранной для этого частью тела. Такая оригинальная игра, на первый взгляд не имеющая смысла, позволяет активно развивать в ребенке актерские способности.

Благодаря необходимости проявления заданной эмоции через движения тела, происходит также стимулирование фантазии малыша и устранение стеснительности.

Видеокамера

Упражнение «Видеокамера» является эффективным методом переосмысления конфликтной ситуации. Для его выполнения отводиться любое количество времени, не превышающее 40 минут.

Реализация метода происходит в виде мысленного восстановления начала возникновения конфликтной ситуации, а также событий, связанных с человеком и предшествующих этому. Так в виде просматриваемого киносценария необходимо вспомнить первую встречу и впечатление о собеседнике. Все, что произошло нужно вспомнить максимально подробно и последовательно, включая окружающие детали. Благодаря такой системе происходит довольно быстрое ослабление конфликта.

Восковая палочка

Для выполнения этого игрового упражнения необходимо детям встать в круг, как можно ближе друг к другу. Один из детей становится в центр и полностью расслабляется. Задачей коллектива является его полное удерживание и, одновременно с этим, легкое раскачивание в стороны, выставив руки вперед. Эта игра, для каждого из участников продолжается около 1-2 минут.

Главной целью упражнения является развитие чувства доверия. По окончанию игры для каждого из детей задается несколько вопросов, среди которых: «Кто сумел полностью расслабиться» и «Кому не страшна была возможность упасть».

Общение с животными

Миром необходимо. Общение с домашними питомцами научит детей воспринимать эмоции, настроение и намерение их действий в определенные моменты.

Невербальное общение позы, жесты, мимика и их значение необходимо знать и детям и взрослым. Умение распознавать настроение и как минимум степень дружелюбности общего настроя, поможет детям в будущем избегать неловких и опасных ситуаций, в общении как с животными, так и с людьми. А также минимизирует неконтролируемые манипуляции над ними других людей.

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей. Люди быстро приспосабливают свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но невербальное общение оказывается менее пластичным. Учеными разработана классификация невербальных средств общения. Рассмотрим содержание основных невербальных средств общения (кинесические, просодические, экстралингвистические и такесические) Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1986..

Наиболее значимы кинесические средства -- зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде. Поза -- это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Общее количество различных положений, которые может принять человеческое тело, составляет около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие -- закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих людей. Люди с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Поза может свидетельствовать либо о закрытости, либо об открытости к общению. При закрытой позе человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве. Открытые позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Есть позы раздумья (позы роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень -- то, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Жесты -- это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Жесты можно разделить на:

* коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);

* жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);

* описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания). Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Особая роль в передаче информации отводится мимике -- движениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской. Психологи установили, что вес люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Каждая мина является конфигурацией всего лица, но основную информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее -- эмоции страдания и страха Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. - М., 1996 С.187. Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность и т. д. Походка человека -- это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая -- при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка -- при страдании.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова -- на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается -- больше. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Если на нас смотрят мало, то мы полагаем, что к нам или к нашим словам и действиям относятся плохо, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение. Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Кроме соответствия между словами и телодвижениями, необходимо принимать во внимание ситуацию (например, позы замерзшего, уставшего, критически настроенного к собеседнику человека примерно одинаковы), особенности одежды, которая может сковывать свободу движений и позы. Лишь часть сведений передается от одного человека другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру. С этой точки зрения невербальные знаки подразделяются следующим образом:

* интенциональные -- специально производимые для передачи информации;

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека и отражают его состояние. Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика -- это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения. Экстралингвистика -- это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, дополняются, замещаются и предвосхищаются речевые высказывания, выражаются эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом, гнев и страх -- тоже довольно высоким, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи является важной характеристикой чувств. Быстрая речь означает взволнованность или обеспокоенность чем-либо. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, усталости или высокомерии.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того,что вы говорите, сколько от того,как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Все это позволяет сделать вывод о том, что если вы желаете достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, то вам необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного общения. и Мы будем описывать их в определенной последовательности и будем давать их толкование применительно к деловому общению.

Кинетические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из этих кинесических составляющих.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает "да" или утверждение. Жест "пожимание плечами" является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт, является для человека самым первым и самым важным в его жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. Культурные нормы значительно регламентируют тактильные контакты. Прикосновение остается знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.

Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).

Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке.

Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.

В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака".

Жест "раскрытые руки" состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.

Жест "расстегивание пиджака" также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности - несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.

Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.

Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.

Невербальные средства – мимика, выражение глаз или губ, поза и жесты руками – позволяют выразить то, что скрывает человеческая речь. Для того, чтобы лучше читать людей, понимать их поступки и даже просчитывать некоторые действия наперед, достаточно внимательно следить за жестикуляцией при разговоре.

Тот, кто желает скрыть некоторую информацию, не высказывая ее, непременно выдаст себя с головой в жестах или выражении лица.

Например:

Прищуренные глаза выкажут недоверие, а открытый взгляд – любопытство и заинтересованность;

Скрещенные на груди руки – зажатость;

Постоянные прикосновения к собеседнику – внутреннюю неуверенность.

1. Жесты - способ знакового использования рук. Можно, например, призывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. Можно показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойманной рыбы. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отмахивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим приветствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание. Во многих языческих религиях хлопками привлекали внимание богов перед молитвой или жертвоприношением. Собственно, оттуда и пошли современные аплодисменты. С древних времен нашего, русского язычества до нас дошла детская игра «ладушки». Вообще, арсенал значений, которые передавались и сейчас передаются с помощью хлопков ладонями, – огромен. Это и понятно: хлопок ладонями – один из немногих жестов, способных производить звук, причем громкий.
Некоторые жесты, которым специально присвоены определенные значения, следует отнести ко вторичному языку. Это не только жестовый язык глухонемых, но и профессиональный жестовый язык. Например, у такелажников (специалистов погрузочно-разгрузочных работ) покачивание кулаком с большим пальцем вверх означает вира (поднимай), а с большим пальцем вниз – майна (опускай). Телеоператор (или режиссер), когда видит, что хронометраж репортажа истекает, подает своему тележурналисту особый знак – вращает перед собой кистью с вытянутым указательным пальцем, как будто рисует круг. Это означает: закругляйся. Летчики или танкисты, когда надо дать команду заглушить мотор или остановиться, скрещивают руки на груди; это означает: стой или выключай двигатель. Когда надо заводить двигатель, командир переднего танка вращает рукой над головой и делает завершающую отмашку вперед. Это означает: заводи, вперед. Командир разведчиков, когда надо дать команду остановится и затихнуть, выбрасывает над собой кулак прижатыми пальцами вперед.
Заметно, что все эти жесты используются в ситуациях, когда люди по какой-то причине не могут передать сообщение обычным языком. То есть жесты вторичного языка замещают знаки обычного языка. Тогда как жесты первичного языка, ничего не замещают, а прямо выражают эмоцию или какое-то значение.
Сходны с жестикуляцией знаки, подаваемые движением головы. Самые распространенные – кивание, кивок, покачивание, которые выражают согласие, понимание, отрицание. Сходны по своей семантике с жестами движения плечами. Например, человек может пожать плечами – выразить недоумение или сообщить: не знаю.
2. Мимика - способ использования выражения лица. Человек способен различать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть приподняты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель.
Мимика как способ общения присутствует и у высших животных – человекообразных обезьян. Однако хотя их гримасы порой и похожи на человеческие, но выражают зачастую другие смыслы. К примеру, оскал, который мы могли бы посчитать улыбкой, у обезьян выражает угрозу. Обезьяна попросту поднимает десны и демонстрирует клыки. Точно так поступают многие млекопитающие – собаки, тигры, волки и так далее. Кстати, такой же знак угрозы видимо, был свойственен когда-то и человеку – у некоторых первобытных народов оскал также является не только улыбкой, но и знаком угрозы или ожесточения. Клыки для них подсознательно еще являются боевым оружием. Да и в нашей культуре хранится память именно о таком значении этой гримасы: фразеологизм показать зубы означает «продемонстрировать некую угрозу или сопротивление».
К мимике следует отнести и сигнализацию глазами. Известно, как кокетничают, стреляя глазками, женщины. Моргнув ресницами, можно сказать да. Прямой, открытый взгляд глаза в глаза считается знаком сильного и свободного человека. Такой взгляд в глаза тоже имеет биологические корни. В животном мире и у первобытных народов прямой взгляд в глаза часто является вызовом. Известно, к примеру, что гориллы терпят людей возле себя, но при этом человек не должен глядеть вожаку в глаза, поскольку вожак воспримет это как претензию на его статус, на лидерство в стаде. Были случаи, когда самец гориллы нападал на телеоператора, воспринимая блеснувший объектив телекамеры как прямой взгляд в глаза, как вызов. И по сей день прямой взгляд в глаза считается смелым, открытым; известно также, что люди отводят глаза, когда робеют или не уверены в себе.

3. Положение тела - способ держать себя. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела также восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного, которое почуяло к хищника.
Знаки, передаваемые телом, весьма важны при первой встрече, когда какие-либо аспекты личности, характера еще не успели проявиться. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуется сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво.
Мы можем также различить агрессивное положение тела, когда человек напряжен и готов к движению, а его тело подано чуть вперед, словно готовится к броску. Такое положение тело словно сигнализирует нам о возможной агрессии.
Расположение тела в пространстве также может быть информативным. Например, известен феномен личного пространства, который в европейской культуре составляет от 80 см до 1 метра. Близкие люди могут в буквальном смысле «подпускать» друг друга ближе, вплотную. Люди, мало знакомые или связанные лишь официальными отношениями, предпочитают находиться друг от друга на несколько большем расстоянии. Иными словами социальная дистанция прямым образом и буквально воплощается в пространственной дистанции между личностями. Так что расстояние до собеседника само по себе также может быть маркером, обозначающим восприятие социального статуса и взаимоотношения собеседников.
Известно также, что в разных культурах укоренились разные представления о личном пространстве. На Востоке предпочитают, чтобы дистанция между собеседниками была больше. Если общение американца и японца записать на видео, а потом прокрутить в ускоренном режиме, то создастся впечатление, что американец напрыгивает на японца, а тот, наоборот, отпрыгивает. Потому что для американца допустимая дистанция между собеседниками гораздо меньше, чем у японца, американец старается ее сократить. Японец же, наоборот, отодвигается, старается сохранить дистанцию.
Есть и другие различия в культурах, связанные с положением тела. Например, американцы считают нормальным стоять боком друг к другу во время разговора, у нас же это может быть воспринято, как знак неуважения.

Дистанция

Невербальные средства общения

Психологи считают, что в процессе взаимодействия людей 60–80 % коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств и только 20–40 % – за счёт вербальных. По этой причине языком невербального общения крайне важно научиться владеть профессионально.

Дистанция, которую соблюдают люди при общении, уже о многом может свидетельствовать. Отечественные и зарубежные психологи выделяют четыре зоны общения. В качестве примера можно привести пространственные зоны, выделяемые А. Пизом в книге ʼʼЯзык телодвиженийʼʼ.

1. Интимная зона (от 15 до 46 см). В эту зону человек разрешает проникать только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте. Это дети, родители, супруги, родственники и близкие друзья.

2. Личная зона (от 46 см до 1,2 м). На таком расстоянии происходит общение на официальных приемах и дружеских вечеринках.

3. Социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м). Такую дистанцию выдерживают с посторонними людьми: с водопроводчиком, пришедшим заняться ремонтом, с новым служащим на работе, с людьми, с которыми знакомы не очень хорошо.

4. Общественная зона (более 3,6 м). Такая дистанция выдерживается обычно при общении с большой группой людей, с аудиторией.

Естественно, что в конкретных ситуациях общения соблюдение дистанций зависит также от национальности, климатической зоны (южанин – северянин), места проживания (городской житель – сельский), темперамента и других факторов.

В процессе речевой коммуникации порой важнее не то, что говорят, а то, как проявляются при этом эмоции, каковы манеры, жесты партнеров. Иногда сообщение воспринимается неверно только из‑за того, что оно сопровождается ʼʼпротиворечивыми жестамиʼʼ.

Приведем основные невербальные средства, которые сопровождают речевое общение и оказывают влияние на его эффективность.

Мимика. Выражение лица нередко является главным показателœем чувств говорящего. Как правило, положительные эмоции распознаются гораздо легче, чем отрицательные. Но даже легко распознаваемая мимика нередко бывает весьма кратковременной и для

понимания требует специальной подготовки.

Приведем некоторые примеры тестирования мимических реакций.

В случае если человек улыбается, то это еще не означает, что он настроен открыто и дружелюбно. Важно понимать, как и почему он улыбается:

‣‣‣ кривая улыбка – человек пытается взять себя в руки и не показать свою нервозность или обеспокоенность;

‣‣‣ брови опущены – хочет продемонстрировать свое превосходство над собеседником;

‣‣‣ улыбка без подъема нижних век – знак того, что человек крайне неискренен;

‣‣‣ улыбающийся человек широко раскрывает глаза – свидетельство скрытой угрозы;

‣‣‣ лицо вытянуто, голова приподнята вверх – верный признак высокомерного поведения или презрения;

‣‣‣ нос наморщен, брови опущены, нижняя губа немного выпячена вперед, рот закрыт, глаза словно косят в сторону – человек испытывает отвращение.

Во время общения люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но если собеседник заглядывал вам в глаза меньше 1/3всœего периода общения, значит, он говорил неправду или пытался что‑либо скрыть. Непроизвольное движение глаз (так называемые бегающие глаза) свидетельствует о том, что человек испытывает чувство тревоги, стыда, страха или чувствует подвох в ваших словах.

В случае если собеседник пристально смотрит вам в глаза, при этом его глаза сужены – он явно испытывает враждебность к вам либо желание доминировать в общении. В случае если же собеседник, напротив - переводит взгляд с одного предмета на другой, значит, его интерес к теме снизился.

Поза. Умение принимать правильную позу в какой-либо ситуации общения, особенно при публичном выступлении, свидетельствует о профессионализме. Конечно, не имеет особого значения, в случае если в беседе с друзьями вы сидите, развалившись на стуле, наваливаетесь всœем телом на стол или подпираете дверной косяк. Но при публичном выступлении умение держаться придает уверенность

Жесты. Чтобы быть понятым, человек должен соединить свои слова в предложения. То же и с жестами. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию собеседника. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия. Можно понять, как встречено то, что мы говорим, – с одобрением или враждебно, открыты слушатели или замкнуты, заняты самоконтролем или скучают.

Специалисты‑коммуникаторы обращают пристальное внимание на инстинктивные проявления невербалики. Οʜᴎ отмечают, под каким углом вы поворачиваете к ним свое тело и куда (вперед или назад) наклоняетесь, отвечая на их вопросы. Расслаблены ли ваши руки, обращены ли они ладонями вверх, демонстрируя согласие с теми мыслями, которые вы при этом озвучиваете, либо слегка сжаты в кулаки, выдавая противоречивость ваших мыслей.

Судьи и адвокаты пристально изучают поведение истца и ответчика, отмечая, когда они на доли секунды отводят глаза в сторону при обсуждении важных спорных вопросов. Иногда адвокаты даже приглашают на заседание суда помощника, чья единственная задача – следить за поведением истца и ответчика и отмечать малейшие признаки беспокойства. Интересно, что на роль такого помощника чаще всœего выбирают женщин, поскольку большинство женщин более внимательны к сигналам тела, чем мужчины.