Если вы задались вопросом нужна ли лицензия для открытия ветеринарной клиники , то в данной статье мы постараемся полностью ответить на ваш вопрос.

Лицензирование ветеринарной помощи

Получение лицензии на данный вид деятельности Законом РФ не предусмотрено. С 01.01.07 необходимость лицензирования была отменена.

Но, если регистрируется ИП, то:

  1. оказывать ветпомощь имеют право специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование;
  2. лицо, планирующее заниматься специализированной помощью животным должно зарегистрироваться в областном ветеринарном органе, принадлежащим ветки исполнительной власти РФ. Такая необходимость регламентируется законом Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (с изменениями и дополнениями) ст.№4 ;
  3. индивидуальному предпринимателю или клинике разрешается приобретать и хранить медикаменты для оказания помощи на территории клиники/кабинета.

Когда лицензирование все-таки нужно

Если владелец клиники планирует заниматься:

  • торговлей препаратами ветеринарного назначения;
  • реализацией в оптовых количествах, перевозкой и хранением медикаментов;
  • торговлей аксессуарами для животных (антиблошиными ошейниками и т.п.);

Особенности процесса получения лицензии

Деятельность в сфере реализации фармацевтических товаров лицензирует Россельхознадзор. Соответственно, в местное представительство этого органа нужно обращаться с заявлением и пакетом требуемых законодательством документов. Регулирует лицензирование в этой сфере "Положение о лицензировании фармацевтической деятельности" в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2012 N 882, от 15.04.2013 N 342 .

Что нужно сделать перед обращением в Россельхознадзор

Как и в случае медицинской практики лицензирование проводится после:

  • регистрации организации или ИП;
  • аренды/приобретения помещения, ремонтных работ;
  • получения разрешительных документов от служб сан-эпид надзора;
  • набора персонала (в случае ООО);
  • заключения всех необходимых договоров.

Получение лицензии - это результирующий шаг по подготовке к открытию ветеринарной практики. Для того чтобы получить лицензию на подобную деятельность, нужно иметь соответствующие квалификационные документы и опыт работы от 3 лет. Лицензия в этой сфере выдается сроком на 5 лет. Если у владельца бизнеса нет диплома ветеринара, он может заключить контракт со специалистом, у которого имеются необходимые документы и опыт.

В лицензирующую организацию отправляются (почтой, заказным письмом или лично) копии документов. Организации заверяют свои документы печатью компании и подписью ее директора. Рассматриваются документы порядка 45 дней.

Что нужно, чтобы пройти лицензионную комиссию?

В период рассмотрения документов для осмотра помещения направляется комиссия от соответствующего органа. Проверяться будут лишь помещения, предназначенные для хранения и реализации препаратов ветеринарного назначения. Требования к такому помещению, которые нужно соблюсти, следующие:

  • полностью окончены ремонтные работы;
  • помещения, предназначенные для хранения медпрепаратов, должны быть оборудованы соответствующим образом и иметь приборы для определения параметров микроклимата (температурно-влажностного режима). Количество приборов учета должно соответствовать числу помещений.

Для ветаптек и торговых точек в клинике требования более широкие. Кроме завершенного ремонта, в помещении должно иметься соответствующее оборудование:

  1. В торговом зале должны наличествовать готовые к работе витрины, установленные стеллажные комплексы и шкафы с выдвижными ящиками. Обязателен холодильник для вакцин и других лекарств, требующих специальных условий хранения.
  2. Полки торгового оборудования, в том числе холодильника, должны быть маркированы.
  3. Как в складских помещениях, так и в торговых залах должны быть приборы, определяющие температурно-влажностные показатели микроклимата (гигрометр, термометр). Прибор для определения уровня относительной влажности (гигрометр) поверяется раз в 2 года. Это должно быть зафиксировано в его паспорте. Размешается этот прибор по отношению к двери не ближе, чем 3 м, и на 1,5-1,7 м от уровня пола.
  4. Вспомогательное помещение ("подсобка") должно иметь шкаф или тумбу для хранения дезсредств и уборочного инвентаря. Полки в этом шкафу/тумбе и инвентарь маркируется (указывается помещения для уборки, которого он предназначен).
  5. Помещение ветаптеки должно быть оборудовано столом для приема товара.
  6. В складском помещении должно быть предусмотрено место для хранения препаратов с истекшим сроком годности. Оно находится отдельно от стеллажей с товаром, соответствующего срока годности. Его четко маркируют.

На момент проведения проверки должны быть оформлены соответствующие журналы:

  • Учета проверок.
  • Уборки и дезинфекции.
  • Температурно-влажностного режима.

Если помещений несколько, журналы заводят для каждого. После проверки комиссия составляет акт, его копию получает владелец клиники. Если комиссия не обнаружила причин для отказа, лицензиат получает вожделенный документ.

Введение рыночных отношений , различных форм собственности и принципов хозяйствования определенным образом меняет мотивацию отношения ветспециалистов к профессиональным делам. Ранее они не были полностью материально заинтересованы в конечных результатах труда. С рыночной экономикой появилась возможность введения новых форм ветеринарного обслуживания за счет значительного расширения спектра платных услуг, развития предпринимательства в различных формах.
В таких условиях производственные отношения необходимо формировать соответственно, постигать премудрости новой экономической формации, переориентировать суть отношений с владельцами животных. Ветеринарные службы постепенно адаптируются к специфике и конъюнктуре рынка, тем самым определенно поправляя финансовое обеспечение. Большое значение имеет развитие индивидуальной (частной) трудовой деятельности ветспециалистов, т. е. предпринимательства (бизнеса) на различных уровнях, в том числе и договорного сотрудничества с хозяйствами, фирмами и т. п. Различные формы ветеринарных услуг теперь могут оказывать хозрасчетные ветеринарные структуры, кооперативы, индивидуальные предприниматели-ветеринары, посреднические торговые фирмы и т. д. Речь идет о маркетинге в сфере ветеринарного бизнеса, осуществляемого на основе лицензирования.

В Ветеринарном уставе закреплена возможность такого рода деятельности , регламентируется, что ветеринарные услуги могут оказывать «...ветеринарные кооперативы и ветспециалисты, которые имеют специальное разрешение (лицензии) на предпринимательскую ветеринарную деятельность».
Для осуществления предпринимательской ветеринарной деятельности недостаточно только зарегистрироваться в органах исполнительной власти и налоговой инспекции. Необходима еще лицензия — документ, содержащий специальную санкцию уполномоченного органа на занятие определенным видом ветеринарного предпринимательства в течение оговоренного срока (например, 5 лет) и при строго оговоренных (заданных) условиях, чем конкретно разрешается заниматься.

Лицензирование ветеринарной деятельности регламентировано постановлением «Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности Министерством сельского хозяйства и продовольствия», а также последующими нормативно-правовыми актами правительственных органов. Кроме того, вопросы лицензирования затронуты в Конституции. Гражданским кодексом также оговаривается порядок получения разрешений и перечень лицензируемых видов деятельности. Согласно указанным документам лицензированию подлежит хозяйственная (производственная) деятельность юридических и физических лиц, способная нанести вред интересам страны, природной среде или представляющая угрозу жизни и здоровью людей. Следовательно, к этой сфере отнесена и ветеринарная медицина. С учетом меняющихся социально-экономических условий в принятые документы вносились изменения десятки раз, а порядок выдачи лицензий уточнялся почти 30 раз. Кроме того, министерства и ведомства, а иногда и местные органы власти, на которые возложена обязанность выдачи лицензий, на практике зачастую утверждают собственные правила лицензирования. Такого рода вопросы затронуты также в законах о банках и банковской деятельности, о страховании, об аудиторской деятельности, в указах о государственном регулировании производства и т. д.

В области ветеринарной медицины выдачей лицензий на индивидуальную и иную трудовую деятельность занимается Главное управление ветеринарии с Государственной ветеринарной и Государственной продовольственной инспекциями, где Министерством сельского хозяйства и продовольствия создана комиссия по выдаче лицензий на деятельность различных ветеринарных учреждений (в том числе и государственных), на индивидуальную практику и оптово-розничную торговлю ветеринарными средствами. Как правило, лицензии выдаются на: лечебно-профилактическую, лабораторно-диагностическую деятельность; производство и реализацию препаратов ветеринарного назначения, изготавливаемых предприятиями, лабораториями, цехами; торговую реализацию лекарственных средств для ветеринарных целей, биопрепаратов, зоогигиенических средств и других атрибутов зооветеринарного назначения.

К лечебно-профилактической деятельности относятся: амбулаторный прием больных животных; ветобслуживание животных на дому; консультации по вопросам лечения, кормления, содержания животных; стационарное лечение больного скота; рентгенодиагностика; иммунизация животных; дезинфекция помещений; эвтаназия и утилизация трупов животных.

Решение о выдаче или отказе лицензии принимается в течение 30 дней на основе заключения государственной ветслужбы. Лицензию подписывает заместитель министра сельского хозяй-ства и продовольствия по представлению Главветупра.

Основание для отказа в выдаче лицензии — наличие в представленных документах искаженной информации и заключения экспертной комиссии госветслужбы об отсутствии надлежащих условий для развертывания предпринимательской деятельности.

Настоящее положение определяет порядок лицензирования ветеринарной 1еятельности, осуществляемой юридическими лицами независимо от организа­ционно-правовой формы, а также физическими лицами, занимающимися пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1, ст. 69) выдачу лицензий на осуществление ветеринарной деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту государствен­ной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (да­лее именуются - органы лицензирования).

Лицензия выдается на осуществление ветеринарной лечебно-профилакти­ческой, лабораторно-диагностической деятельности, а также на:

производство и реализацию препаратов ветеринарного назначения, изготав­ливаемых предприятиями, лабораториями, цехами;

производство и реализацию кормов, кормовых добавок, в том числе нетради­ционных, минерально-витаминных подкормок для животных, изготовляемых предприятиями, лабораториями, цехами;

реализацию лекарственных средств для ветеринарных целей, биологических препаратов, зоогигиенических средств и атрибутов зооветеринарного назначе­ния.

4. Лицензиат может иметь одновременно несколько лицензий на выполнение различных видов ветеринарной деятельности.

Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запре-^Втся. Действие ее не распространяется на других лиц, осуществляющих дея­тельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве, а также на юридических лиц, одним из учредителей которых является лицензиат.

Для получения лицензии заявитель представляет в орган лицензирования:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка;

для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (се­рии, номер, когда и кем выдан, место жительства);

вида деятельности с указанием конкретных услуг и работ;

срока действия лицензии;

перечня территориально обособленных объектов, на которых будет осуществ­ляться указанная в заявлении деятельность;

б) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов);

в) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия;

г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

д) правку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

ж) заключение государственной ветеринарной службы о производственной базе, на которой заявитель намеревается осуществлять указанный в заявлен вид деятельности, а также перечень имеющейся нормативно-технической документации, необходимого технологического оборудования и инструментов оказания услуг и выполнения работ в области ветеринарии;

з) копии документов, подтверждающих профессиональную подготовленность исполнителей работ;

и) заключение органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о техническом состоянии помещений для хранения сильнодействующих средств и оснащении их средствами охранной сигнализации.

Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных ниже стоящим положением, запрещается.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируют органом лицензирования.

7. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В случае проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами.

В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, руководитель органа лицензирования может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на 30 дней.

Решение о выдаче лицензии принимается на основании заключения экспертного совета (комиссии) государственной ветеринарной службы соответствующего субъекта Российской Федерации.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения указанием причин отказа.

Основанием для отказа являются:

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

В лицензии указываются:

наименование органа, выдавшего лицензию; для юридических лиц - наименование и юридический адрес предприятии, организации, учреждения, получающего лицензию;

для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серию, номер, кем и когда выдан, место жительства);

вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;

срок действия лицензии;

условия осуществления данного вида деятельности;

регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

11. Лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия заместителем руководителя) органа лицензирования и заверяется печатью этого органа.

12. Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтвержда­ющего оплату лицензионного сбора.

В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на несколь­ких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с ли­цензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

Копии лицензии регистрируются органом лицензирования.

Деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории иных субъектов Рос­сийской Федерации может осуществляться после регистрации этой лицензии орга­нами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федера­ции.

Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала ли­цензии, с проверкой при необходимости указанных в лицензии условий осуще­ствления соответствующего вида деятельности и условий безопасности. В лицен­зии делается отметка о проведенной регистрации и занесении лицензии в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий;

В регистрации может быть отказано в порядке и по основаниям, предусмот­ренным пунктом 9 настоящего положения.

13. При ликвидации юридического лица, прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринима­теля лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, из­менения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.

Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее I получения.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае утраты лицензии - на основании I временного разрешения, выдаваемого органом лицензирования.

14. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. За рассмотрение заявления взимается плата в размере одной десятой установленной законом минимальной оплаты труда.

За выдачу лицензии взимается плата в 3-кратном размере установленной за­коном минимальной оплаты труда.

В случае проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы расходы, связанные с оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расходы, непосредственно связанные с ее проведением, не включаются в фиксированную лицензионную плату и оплачиваются отдельно.

Плата за рассмотрение заявления и плата за выдачу лицензии поступают в доход бюджета, за счет средств которого содержится соответствующий орган лицензирования:

Лицензии оформляются на типовом бланке, утвержденном Министерством экономики Российской Федерации, имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документом строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицен­зий возлагаются на органы лицензирования.

16. Орган лицензирования приостанавливает действие лицензии или аннули­рует ее в случаях:

представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в документах, предъявленных для по­лучения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии; невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государствен­ных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а так же физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации;

ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Орган лицензирования в 3-дневный срок со дня принятия решения о приос­тановлении действия лицензии или о ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации.

17. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации приостанавливают действие на своей территории лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации, также в случаях, если: - лицензия не зарегистрирована на данной территории; лицензиат не выполняет требований, установленных в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации для осуществления соответствующего вида деятельности на данной территории.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-днев­ный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии в письменной форме информируют об этом решении лицензиата, орган исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации, выдавший лицензию, и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации. В этом случае орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.

Действие лицензии может быть возобновлено в случае изменения обстоя­тельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензия считается возобновленной после принятия органом лицензирова­ния соответствующего решения, о котором он не позднее чем в 3-дневный срок с момента принятия оповещает лицензиата и органы Государственной налого­вой службы Российской Федерации.

Приостановление действия лицензии может осуществляться также и другими органами, которым это право предоставлено законодательством Российской Фе­дерации.

Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, осуще­ствляет орган лицензирования и органы государственного ветеринарного надзо­ра.

Орган лицензирования ведет реестр выданных, зарегистрированных, при­остановленных и аннулированных лицензий.

Руководители и должностные лица органов лицензирования несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего положения.

Решения и действия органов лицензирования могут быть обжалованы в установленном порядке в судебные органы.