Над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репин работал 13 лет. И не случайно плотно стало шедевром мировой живописи. Если обратиться к детальному разбору картины «Запорожцы», можно узнать, сколько смысла заложил художник в одно полотно. Прежде всего, стоит отметить, что Репин был по-настоящему народным художником, и этой его близостью к народу пропитаны все его картины.

Существует три варианта картины «Запорожцы». Первый вариант, а точнее масляный эскиз картины, живописец закончил в 1887 году и подарил своему другу историку Дмитрию Яворницкому. Затем его купил Павел Третьяков. Сейчас этот экземпляр хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Второй - основной вариант картины - был завершён в 1891 году, его купил у художника император Александр III. Впоследствии картина была передана в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.

Третий вариант картины «Запорожцы» живописец начал в 1889 году, еще работая над основным полотном. Репин попытался сделать новую версию более «исторически достоверной». Согласно некоторым источникам, работа над ней так и не была закончена. Сегодня этот вариант картины, уступающий двум предыдущим по размерам, хранится в Харьковском художественном музее.

Самый интересный, конечно, второй вариант картины, который до последнего времени находился Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а сейчас уже 4 месяца гостит в одном из малых городов Челябинской области - в г. Сатка, где я картину и обнаружила.


Разглядывая картину «Запорожцы», можно заметить музыкальный инструмент - домру. Должно быть, в свободное время запорожские казаки наигрывали на ней какую-то проникновенную мелодию или пели о храбрости казачьей и прославляли Сечь. А знаете ли вы, что на самом деле домра считается русским народным инструментом? Правда, в отличие от балалайки, не всякий русский её назовет. Парадокс, но с историей.

Инструменты танбуровидной формы пришли на Русь с Востока. Они были особенно популярны в народе, потому как стали главным инструментов бродячих артистов-скоморохов, которые полюбились и стару, и младу за острое словцо и вольный юмор на самые злободневные темы. Вольность эта допекла власть и появился указ царя Алексея Михайловича 1648 года, знаменитая фраза из которого гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные сосуды, велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь».

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. О ней забыли на Руси на два с лишним столетия. «Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту В.В.Андрееву.



Бытует версия, что Московскую Русь впервые познакомили с картами запорожские казаки. На основном варианте картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» действительно изображена полурассыпанная карточная колода.

Но картина не является доказательством, ведь Репин закончил писать ее в 1891 году, когда уже больше чем три столетия карты пользовались необычайной популярностью в Российской империи.

Что же касается запорожцев и карт, то Дмитрий Яворницкий в «Истории запорожских казаков» описал вот какой интересный факт: пятеро-шестеро запорожцев, игравших ночью в карты, однажды спасли Сечь от ночного нападения татар и турок. В общем, как говориться, нападающие пришли не званы - ушли не ласканы.


3. Чернила
Присмотритесь к картине Репина «Запорожцы»: многие её детали уже не раз давали повод для научных исследований. Вот, например, возьмем чернильницу, больше похожую на колбу из химической лаборатории. Что же за чернила в ней?

Для казаков, требовались чернила, подходящие к их суровым условиям жизни, то есть, долгохранящиеся и еще - недорогие. Потому готовили их из подручных средств, а именно - растений: бузины, хвоща, спорыша, крушины.

Сохранился даже рецепт таких чернил, причем довольно простой: по одной из версий, чаще всего запорожцы брали спелые ягоды бузины, измельчали их, заливали водой, кипятили на краешке тлевшего костра. Раствор сливали в чистую посуду, к гуще снова доливали воды и продолжали ее вываривать. И так — от трех до пяти раз. Слитую жидкость отстаивали ночь, утром снова переливали в чистую посуду и на слабом огне, тщательно перемешивая, испаряли. Густую краску сливали в керамическую бутыль (сулею), добавляли немного железного купороса — чтобы чернила дольше сохранялись и имели стойкий цвет.

Едва ли найдётся тот, кому было бы неизвестно знаменитое полотно Ильи Ефимовича Репина, повествующее о том, как казаки пишут письмо турецкому султану. Картина всем знакома с детства. Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. И одна из вершин в творчестве великого русского художника. Мысль о создании картины посетила Репина внезапно, когда в кругу друзей он ознакомился с текстом этого знаменитого письма. Присутствовавшие рассказывают, что Репин схватил карандаш и тут же в общих чертах набросал сценку, в которой собравшиеся на походной стоянке казаки пишут письмо турецкому султану Мохаммеду Четвёртому. Но, чтобы преодолеть расстояние между мгновенным карандашным наброском и гениальным полотном, Илье Ефимовичу пришлось много потрудиться.

Эпизод истории семнадцатого века

Событие, изображенное Репиным на картине о том, как казаки пишут письмо турецкому султану, имело место в реальной истории. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский живописец. Различные варианты исторического документа, над составлением которого увлечённо работают персонажи репинской картины, можно найти и прочитать. Написаны они очень выразительно и дерзко. Это открытый вызов заведомо более сильному врагу, который имел неосмотрительную глупость предложить свободолюбивым людям своё феодальное покровительство. Казаки ответили могущественному монарху так, что это оскорбление можно смыть только кровью. Люди вполне понимают цену своей шутки. Об этом картина. Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. Он им неинтересен. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются.

О том, как создавалась картина Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Для того чтобы мы могли видеть это ставшее хрестоматийным произведение, автору пришлось проделать титанический труд. Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. В сложнейшей картины нет ни одного случайного элемента. Когда мы видим, как казаки пишут письмо турецкому султану, то как-то даже не сразу осознаётся тот простой факт, что перед нами, помимо прочего, ещё и портреты конкретных людей, современников Репина. Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил.

Все этнографические элементы одежды и быта списаны с реальных исторических костюмов и музейных экспонатов. Многие современники Репина, наблюдавшие процесс создания этого полотна, были недовольны его окончанием. Они считают, что автор многое испортил, когда ввёл в действие героя, стоящего спиной в правой части композиции. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. Но таково было решение художника, этим серым пятном он решил уравновесить общую композицию. На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром. Впоследствии его приобрёл император

А вот персонаж, изображающий татарина, рисовался, действительно, со студента-татарина. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Прекрасные белые зубы были "позаимствованы" художником с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи....

Ну, в эта обширная лысина и трехэтажный затылок - они, как не удивительно, тоже имеют "владельца". Это Георгий Петрович Алексеев. Личность, надо сказать, уникальная. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Однако Алексеев с негодованием отверг предложение художника позировать ему в столь неприглядной позиции. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади, и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Георгий Петрович, узнав себя уже в Третьяковке, был очень обижен на обоих, но делать было нечего...

Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни. Кстати, именно потому, что сей персонаж должен являть собой образ не только воина, но и любителя азартных игр, он изображен с голым торсом — при серьезной игре казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава.

Ну и, наконец, еще один центральный персонаж картины: писарь, он же Дмитрий Иванович Яворницкий , собственной персоной. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга! Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал большую часть амуниции, оружия и прочей казацкой атрибутики. И, как уже было сказано, первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Между прочим, усмешку, которая запечатлена на картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Но у Репина кстати нашелся журнал с карикатурами, который он подсунул Яворницкому. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался, и в таком виде попал в окончательный вариант картины.

Так же Репину позировали для картины такие личности, как Гиляровский, и Мясоедов, и Мамин-Сибиряк, а может, и еще кто-либо из известных людей. Попали они в окончательный вариант картины, или нет — это вопрос, который еще ждет своего ответа. Кто его даст, и даст ли его кто-нибудь — время покажет...

Отражение картины в искусстве

Этой весной довелось мне побывать в Краснодаре. В числе прочего сфотографировался я с казаками, да не простыми, а теми самыми, которые пишут письмо турецкому султану. Вместе мы посидели за столом, ну и сочинили пару строк для Мухаммеда. Кто не верит, смотрите:


Сей памятник "Запорожцам, пишущим письмо турецкому султану был установлен не так давно, чуть более года назад.


Его автор - талантливый кубанский скульптор Валерий Пчелин , уже создавший для родного Краснодара памятник " ". У себя в ЖЖ автор написал, как он "лепил казаков" ().

Так же в великолепном фильме Владимира Бортко " " картина Репина буквально оживает. К сожелению я не обнаружил в интернете ни видео отрывка с этим эпизодом ни кадра из фильма.. Так что рекомендую посмотреть картину...

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Поскольку 5 августа весь мир отмечает день рождения великого художника Ильи Репина , сегодня речь пойдет об одном из самых известных его полотен – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или просто – «Запорожцы».

1891 год. Холст, масло. 2,03×3,58 метра. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1. Над этой картиной Репин трудился долгие тринадцать лет. Первый карандашный набросок был сделан художником в 1878 году, а окончена картина только в 1891-м. Кроме огромного количества эскизов существует три варианта «Запорожцев», написанных масляными красками. Основной лично приобрел император Александр III. В 1892 году он заплатил за сенсационную картину 35 тысяч рублей. После 1917 года картину передали на хранение в Государственный Русский музей.

2. Два других варианта немного отличаются от того, что могут видеть посетители Михайловского дворца. Первый – это, скорее, эскиз будущего полотна. Его живописец закончил в 1887 году и подарил своему другу историку Дмитрию Яворницкому (запомните эту фамилию). Позже ее заприметил Павел Третьяков и купил себе в коллекцию. Этот экземпляр хранится в Третьяковской галерее в Москве . Второй вариант художник писал одновременно с основным полотном. Он уступает по масштабам тому, что хранится в Русском музее и, с точки зрения Репина, более достоверен исторически. Сегодня он хранится в Харьковском художественном музее.

3. Любопытна история создания самого письма. Оно было написано атаманом Иваном Серко с товарищами в ответ на ультиматум султана Османской империи. Бравый казак Сирко восемь лет возглавлял запорожское войско и наводил ужас на турок. В 1676 году казаки под его предводительством напали на Крым , который был завоеван турецким султаном, и серьезно его опустошили, уведя в плен несколько тысяч человек. Это очень разозлило султана, и он послал казакам письмо, в котором предлагал сдаться без боя иначе грозил уничтожить всех их до единого. Казаков доводы султана не убедили. В ответ турки получили насмешливое послание, к тому же сдобренное крепкими ругательствами. Говоря сегодняшним языком, казаки просто «потроллили» султана.

4. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах этнографом Яковом Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал ее известному историку Дмитрию Яворницкому – другу Репина. В 1878 году на одной из совместных посиделок он зачитал ее в качестве шутки своим гостям. Репину письмо очень понравилось. Он буквально «загорелся» новой идеей и решил приступить к работе над масштабным полотном.

5. Во время многолетней работы над полотном Репин совершил несколько поездок по Украине , где искал нужные ему типажи. А еще художник делал зарисовки предметов быта и утвари. Этюды к картине художник писал в кубанской станице Пашковской, Екатеринодаре, в поместье Качановка Черниговской губернии и в Кубанской области. Приехав в Екатеринодар, живописец встретился с потомками запорожцев и сделал этюды с казаков – георгиевских кавалеров, участников Крымской войны 1853–1856 годов.

6. Кроме собственно казаков, на картине изображены многие исторические личности. Во-первых, для фигуры писаря Репин выбрал историка Дмитрия Яворницкого – из его уст Репин узнал о письме. Натурщиком для атамана Сирко стал журналист Владимир Гиляровский . Для пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Исследователи находят не менее шести известных лиц среди изображенных на полотне. Натурщиками выступали и другие знакомые живописца. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, однажды зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден несколько часов позировать для «Запорожцев». Причем художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза - для другого.

7. В 1891 году Репин представил «Запорожцев» публике на своей персональной выставке, как заглавное полотно. И, как почти все картины художника, «Запорожцы» вызвали противоречивую реакцию. Например, картина не понравилась Льву Толстому . Художник Николай Ге тоже не был в восторге от картины. К тому же он вообще считал, что заслуги запорожцев как защитников родины от посягательств турок и польского панства не стоит преувеличивать. Не понял художника и Николай Лесков .

В картине нет идеи, - писал классик классику.

8. Несмотря на критику, судьба полотна сложилась удачно. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (в таких городах, как Чикаго , Будапешт , Мюнхен и Стокгольм ) она попала в царское собрание, а потом – в Русский музей.

9. «Запорожцы» оставили большой след в искусстве. Например, в романе «Двенадцать стульев» Остапа Бендер , изображающий из себя художника, рассказывает о «распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины «Большевики пишут письмо Чемберлену ». Похожая карикатура существовала на самом деле и была опубликована в сатирическом журнале «Красный перец» в 1923 году. А уже в наше время в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» казаки тоже пишут турецкому султану письмо. В этом эпизоде герои располагаются в кадре, точно копируя картину Репина. И это далеко не единственные примеры пародирования «Запорожцев».

10. Кстати, на картине изображено много интересных предметов быта. Например, домра, которая пользовалась большой популярностью у казаков – в отличие от балалайки. Домра, между прочим, тоже русский народный инструмент. Еще один интересный предмет: игральные карты. Бытует версия, что Русь впервые познакомили с картами запорожские казаки. На основном варианте картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» действительно изображена полурассыпанная карточная колода. Кстати, уже знакомый нам историк Дмитрий Яворницкий в своей книги «Истории запорожских казаков» описал полулегендарный случай, как несколько запорожцев, игравших ночью в карты, однажды спасли Сечь от ночного нападения татар и турок. Вот как людям помогает азарт!

СПРАВКА "КП"

Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года. Учиться живописи начал в тринадцать лет. А в 1863 году переехал в Петербург , чтобы продолжить обучение в Академии Художеств. Прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. В 1893 году вошел в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена. Поселок Куоккала, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии . Там же Репин скончался в 1930 году. После Великой Отечественной войны Куоккала была переименована в честь художника и стала называться – Репино . Там работает музей-усадьба живописца.

На уроке истории, все мы изучали факт того, как Казаки писали письмо турецкому Султану. А вот, что именно писалось в письме, знают не все…
Знаменитая картина о том как запорожские казаки писали ответ турецкому султану. (находится в государственном историческом музее города Днепропетровск)

Текст с переводом на русский:

Письмо на которое писали ответ:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ МАГОМЕТА IV-го.

Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан — повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашим нападками не заставлять беспокоиться».
Султан турецкий Мухаммед IV


ну соственно и ответ:
ОТВIT ЗАПОРОЖЦIВ МАГОМЕТУ IV.

«Запорожские казаки турецкому султану! Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в чорта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будемо битися з тобою, распро#б твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х$я крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою въ#б. От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у кнызи, а день такий у нас, який i у Вас, за це поцелуй в сраку нас!

Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм»

Русско-украинский словарик

Люцеперь — Люцифер (дьявол).
Лыцарь — рыцарь.
Срака — задняя часть тела.
Ежак — ежик.
Вбъешь — убьешь.
Высирае — опорожняет желудок.
Маты — иметь.
Боiмось — боимся.
Кухарь — бездарный повар.
Колесник — болтун.
Бравирник — хвастун.
Козолуп — кастрированный козел.
Свинарь — пастух свиней.
Злодиюка — злодеище.
Сагайдак — степное животное.
Кат — палач.
Блазень — придурок.
Гаспид — вредная змея.
Рiзницька собака — кусачая собака.
Плюгавче — плюгавый, никчемный.
Кош — подразделение войска.