Вопрос 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?

Мне известны следующие основные концепции, раскрывающие специфику социологии. Основные концепции можно разделить на три группы. Концепцией так называемой первой группы считаю, что специфика социологии заключается не столько в самом предмете изучения, а в том, как она изучает этот предмет (общество). То есть методы изучения более важны, чем в других науках. Концепция второй группы заключается в рассмотрении социологии как науки о социальном взаимодействии, социальных связей, социальных отношениях, а также о социальных системах в целом. Третья группа раскрывает специфику социологии как науки о социальном поведении. При этом социология предстает как наука о массовых социальных процессах и социальном поведении социальных общностей и личности, в них включенной.

В основе социологии лежат такие категории как «общество», «гражданское общество», «социальная система», «социальная структура», «социальная общность» и так далее. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией является понятие «социальное». Раскроем понятия, лежащие в основе этих категорий.

· Общество - выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под обществом нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, японское общество).

· Гражданское общество - понятие, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и деполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Гражданское общество - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов.

· И раскроем такое понятие как «социальное» - отражает взаимообусловленность индивидного ("атомарного", "ядерного") бытия людей, с одной стороны, и надиндивидуальных структур социальной статики и социальной динамики, с другой. Все остальные категории, содержащие слово «социальное», только расширяют и уточняют это понятия.

Вопрос 3. Какие социальные институты Вы знаете?

Мне известны следующие социальные институты. Политические институты - государство, партии и т.д. Экономико-социальные институты - собственность, деньги, банки и т.д. Социакультурные и воспитательные институты. Нормативно-ориентирующие и нормативно-санкционирующие институты. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты.

Вопрос 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?

Современные ученые трактуют глобальный мир следующим образом. Современные трактовки глобального мира различаются предметом исследования. Одни ученые решением глобальной проблемы человечества видят единство мира. Другие считают предметом исследования целостность бытия человечества. Ученые первой группы признают в качестве глобальных проблем такие, как: рост численности населения, обеспеченность населения Земли водой и продовольствием, кризис управления, несбалансированный экономический рост разных стран мира, возможность ядерной войны, всемирное потепление, озоновые дыры, парниковый эффект, мировые болезни: СПИД, рак и т.д. В последние пару лет добавилась проблема «Птичьего гриппа». В свете событий последних лет в мире все острее встает проблема распределения топливных ресурсов стран востока со сверхдержавами и все более реальнее стоит проблема применения оружия массового поражения. К этому понятию можно отнести ядерное, химическое оружие. Ученые второй группы делятся на два направления. Все страны будут идти путем западной цивилизации, что будет способствовать прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства, искоренению варварства и т.д. - это виденье одних ученых. Другие ученые считают, что следование западу приведет к таким проблемам как наркомания, пьянство, к развитию криминала. В целом современные ученые трактуют глобальный мир по-разному. Во многом мнение конкретного ученого зависит о той культуры, в которой он вырос. Но, наверное, с развитием глобальной сети Интернет будет меняться и трактовки глобального мира. Сейчас, на мой взгляд, ситуация в мире напоминает ситуацию, которая складывалась в середине 20-го века, но если тогда накал отношений был между Германией и СССР, то сейчас между США и станами востока.

Вопрос 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?

Социальное неравенство, на мой взгляд, это основная проблема общества, решением которой начали заниматься с появления классов в обществе. А расслоение общества началось с появлением первого государства. На протяжении истории мы наблюдаем разные пути решения. Примером могут послужить революционные восстания, но как только революция затихала, проблема опять начинала накапливаться. В редких случаях высший класс принимал меры (реформа, сокращения налогов, принятие законов и т.п.), что сокращало уровень социального неравенства. Если переход между классами возможен (существует мобильность), то возможно сглаживать эту проблему. Существует мнение, что решение данной проблемы приведет к утопии: никто не будет работать дворниками, шахтёрами и другими мало привлекательными профессиями и мир погрузится в хаос. Но сейчас решения для данной проблемы можно найти в роботах. Роботы будут выполнять всю однородную работу. Но даже тогда социальное неравенство не искоренится, но уровень проблемы заметно снизится. Развитие общества достигнет своего пика. Выходит, что социальное неравенство - это, своего рода, двигатель общества. Задача общества держать социальное неравенство на конкретном уровне.

Вопрос 6. Раскройте понятие «социальная стратификация»

Само понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где это понятие обозначает и описывает вертикальное расположение пластов различных пород земли. Социальная стратификация - это расслоение людей. Расслоение обозначает разделение общества на слои, на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и нищих. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В более сложных обществах неравенство было значительным, иногда очень сильным. Оно разделило людей по стратам, то есть по доходам, уровню образования, власти, социальному престижу. Формирование социальных страт в обществе - это и есть стратификация. Наличие в обществе развитой системы стратификации является одной из определяющих черт демократического государства.

Вопрос 7. Как происходит процесс социализации личности?

Рассмотрим процесс социализации личности. Но для начала дадим определение термину «социализация»: это процесс, в ходе которого индивидуумом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивидуума как личности. При рождении человек не имеет своего собственного Я, то есть не является личностью. В возрасте около полутора лет начинают использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей, и в том числе образ своего собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, процесс социализации личности возможен только в процессе взаимодействии с другими личностями. Без общества процесс социализации личности невозможен. Человек, который вырос среди животных за пределами человеческого общества, не является личностью, он не имеет собственного Я.

Вопрос 8. Какие виды субкультур Вы знаете?

Мне знакомы следующие виды субкультур: Субкультура -- культура группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура -- суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

В СССР молодёжные субкультуры в целом были малоразвиты. Причиной этого была цензура, недоступность западной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов. А вот знакомые мне субкультуры

Старые субкультуры, существовавшие еще в СССР: байкеры, гопники, люберы, неформалы; Музыкальные: альтернативщики, антипоперы, зижуал кидс, готы, джанглисты, кельтская субкультура, кибер-готы, металлисты, моды, панки, растаманы, рокеры, рэйверы, рэпперы, скинхеды, стрейт-эйджеры, фолкеры, хип-хоп, эмо-киды; Футбольные: ультрас, футбольные хулиганы; Технические: геймеры, демосцена, марио бой, отаку, хакеры; Политические: анархисты, антифа, битники, веганы, зелёные, НС-скинхеды, Нью-Эйдж, хиппи, яппи; Сексуальные: гомосексуалы, лесбиянки, трансвиститы; Другие: нудисты, падонки, реконструкторы, религиозные субкультуры фурри, художники граффити.

Вопрос 9. Какие стадии в процессе своего развития проходят социальные движения?

Социальные движения проходят следующие стадии в процессе своего развития: стадия беспокойства, стадия возбуждения, стадия формализации, стадия институционализации и стадия распада движения

Вопрос 10. Каковы причины девиантного поведения?

К причинам девиантного поведения можно отнести, прежде всего, нарушения хода социализации личности. К примеру, когда ребёнок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливой. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим людям, отсутствуют ориентации на будущие, беспокойство и тревога, отклоняющие поведение.

Вопрос 11. Какова природа социального конфликта?

Марксистская концепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главной движущей силы социальных изменений, которые в условиях классово антагонистических формаций в социально-экономической и политической сферах реализуются в формах классовой борьбы. Основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. Но один из создателей современной науки о конфликтах - конфликтология, Р. Даарендорф в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. А причиной является стремление к доминированию. В свою очередь русский социолог Питирим Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, Это, прежде всего, потребность в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Таким образом мы видим, что природу социальных конфликтов разные люди видят по-разному.

социология девиантный неравенство конфликт

Вопрос 12. Что вы понимаете под социологическим опросом?

Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанной на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных факторах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. При этом в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу вопросов. Существует множество видов опросов: основными способами считают письменный способ или анкетирование и устный или интервьюирование. Анкетирование может быть как индивидуальным, так и групповым. Групповой анкетированный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой 15 - 20 человек. Это обеспечивает полную возвращаемость анкет по сравнению с индивидуальным анкетированием. Интервью - это метод получения первичной социальной информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы. Во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе. В-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого. Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают».

Категория социального факта

В любой науке, в социологии в том числе, основой научного знания признается категория факта. Вопрос научного понимания этой исходной единицы социологического анализа рассматривал один из основоположников социологии как науки французский мыслитель Дюркгейм в своей работе «Метод социологии». Он подчеркивал, что любая наука имеет право на существование лишь тогда, когда предметом ее служит категория фактов, не изучаемых другими науками. Эту категорию фактов, не изучаемых другими науками, а изучаемых социологией, Дюркгейм назвал социальными фактами. Для Дюркгейма было совершенно очевидным, что материя социальной жизни не может объясняться ни биологическими, ни психологическими факторами. Она требует иного подхода. Отсюда знаменитый тезис Дюркгейма, выражающий требование «социальное объяснять социальным».

В современной социологии факт — это не просто констатация какого-либо единичного явления или веши. Социальный факт — это объективный результат и форма взаимодействия людей, социальных групп, классов, иных социальных общностей. Еще Гегель подчеркивал, что в отношении социального факта речь должна идти не просто о любом взаимодействии, а о том, которое указывает на связь с его определенным целым, образующим (организующим) и объясняющим это целое, то есть раскрывающим его социальную значимость.

Эмпирическое выражение социального факта может быть сведено к его широкой и всесторонней научной интерпретации: описанию, измерению, накоплению, апробации и т.д. Теоретическое выражение заключается в том, чтобы, с одной стороны, выработать руководящую идею отбора фактов, с другой — вычленить в них существенное содержание и новые обобщения.

Признание понятия социального факта в качестве исходной единицы научного анализа является необходимым, но недостаточным условием полноты начального социологического знания. Любое социальное целое есть результат взаимодействия в нем совокупности природно-исторических, социально-экономических, культурологических и иных социальных факторов, то есть своеобразных движущих сил совершающихся общественных процессов и необходимых условий бытия социальных фактов. Поэтому социология наряду с фактами призвана исследовать и факторы, выявля ть их разнообразие, характер взаимодействия и качество. Социология тем и отличается от других общественных наук, что она изучает не те или иные стороны или аспекты общественных отношений (экономических, политических, моральных и т.п.), а всю их совокупность в каждом отдельном явлении, в каждой отдельной точке социального пространства. Более того, совокупность факторов, составляющих целое, для социолога интересна не сама по себе, не как их статистическая совокупность. Социология прежде всего анализирует те факты, которые определяют направление и содержание развития целого: факторы созидания (конструктивные), факторы разрушения (деструктивные), факторы препятствия. Выявление этих качеств дает социологии основание для разработки конкретных программ преобразования исследуемого объекта в заданном, социально значимом направлении.

Многообразие факторов, изучаемых социологией, Конт подразделил на два больших класса: статичные, то есть сохраняющиеся неизменными на протяжении длительною периода истории, но оказывающие влияние на целое (климат, географическая среда, расовые и национальные различия, антропологические характеристики людей, структурные элементы социума и др.), и динамичные, то есть связанные непосредственно с деятельностью людей и ее результатами и находящиеся в постоянном изменении и развитии (экономика, политика, торговля, культура, производство, воспитание, нравственность, образ жизни и т.п.).

Классификация Конта явилась в определенной мере методологическим указанием для многих последующих социологов в рамках так называемых школ «одного фактора» в Западной Европе (механической, биологической, психологической, географической, ра- сово-антропологической и др.), которые, следуя известной в философии традиции искать исходный «кирпичик» мироздания, такой поиск в социологии сводили к той же цели.

Каждая из таких школ, решая вопрос о движущих силах социального развития, прежде всего факторов, которые, по их мнению, в конечном итоге определяют качества общественных систем и способности человека, подчеркивала, таким образом, одностороннее преимущество или решающую роль одного из них и на этой основе создавала обособленные социологические концепции. Впоследствии «однофакторный» подход был вытеснен более развитым «системным», однако научный вклад, который эти школы внесли в развитие общественной мысли, оказался достаточно значительным. Во-первых, они продвигали социологию к более глубокому пониманию ее собственной специфики и метода, развивая и обогащая его; во- вторых, факторный анализ явился одним из наиболее эффективных методов современного социологического исследования, поскольку позволял не только достигать необходимой целостности знания о предмете, но и определять в нем действительно необходимые, решающие факторы в каждом конкретном случае с учетом особенностей изучаемого социального пространства и времени.

Категория социального действия

Одна из базовых категорий социологии, которая в концентрированной форме включает основное содержание и более глубокое понимание ее предмета, — категория социального действия. Это понятие впервые ввел в научный оборот Вебер. Исследуя типологию социального действия, Вебер выделил четкие критерии его социальности. Он не считал поведение человека в толпе предметом социологии, оно становится таковым лишь в том случае, когда индивид осознает смысл и цели своих поступков, делает свободный и осознанный выбор цели Операциональное действие), ориентируясь при этом на поведение других людей, на их ожидания и ответные действия. Однако это не единственный тип социального действия. Другим, не менее важным для социологии является, по Веберу, так называемое ценностно-рациональное действие. Оно базируется на сознательной ориентации и вере в общественные (политические, нравственные, религиозные и т.д.) идеалы и убеждения.

Американский социолог Парсонс, развивая взгляды на исходный пункт социологического познания, обосновал, что действие (акт) — это базовая единица социологического анализа. Углубляя понимание этого исходного пункта, Сорокин придал ему более всеобъемлющий и глубокий характер, определив в качестве исходной единицы анализа категорию и вытекающие из него следствия.

Цель социологии — научное познание истины. Как и другие науки, она в достижении своей цели использует весь арсенал познавательных средств, выработанных мировым опытом развития научной мысли. Общепризнано, что одним из последних достижений в этой области является диалектика, то есть наиболее полный, свободный от односторонности универсальный метод познания, развитый в недрах немецкой классической философии, и прежде всего в философии Гегеля. «Только метод в состоянии обуздывать мысль, вести ее к предмету...» ". Диалектический метод включает в себя в качестве необходимых требований принципы развития, целостности, объективности, историзма, противоречия, конкретности и др. В каждом отдельном случае в зависимости от характера познавательных задач, уровня исследований универсальный диалектический метод обогащается целой системой общенаучных методов, а также частных методик, процедур, технических приемов, которые создавались и совершенствовались вместе с развитием социологического знания. Неизменным же при всех обстоятельствах оставалось требование объективности социального знания.

В научной социологии естественная природа предмета, его спонтанность должна выступать первичной субстанцией по отношению к концептуальности (идеальной модели, по Веберу), ибо общество — это организация, которая, как и природа, возникает вследствие естественной эволюции, а потому не может не содержать в себе принудительной силы естественного начала развития. Вместе с тем известный афоризм физиков — «Нет ничего практичнее хорошей теории» — для социологии как науки актуален в не меньшей степени. Именно поэтому в социологии, как и в других науках, выделяют, как правило, два уровня познания — теоретический и эмпирический.

С одной стороны, исследуя конкретные социальные явления, социология должна располагать теоретически выверенным пониманием природы общественных процессов и явлений, закономерностей их становления и развития, вскрывать противоречия и особенности общественного бытия, должна уметь накапливать фактологический материал, руководствуясь поставленными целями познания, различными социально значимыми идеями. С другой стороны, сам процесс сбора социологических данных (эмпирический уровень) обладает относительно самостоятельными свойствами и содержит в себе целый ряд необходимых приемов и закономерностей, без соблюдения которых невозможно выполнить требование объективности познания, а следовательно, выйти на более глубокие теоретические обобщения.

Диалектика как учение о развитии в социологии органически соединяет в себе и теоретическое, и эмпирическое начала. В сочетании с общенаучными методами (наблюдение, эксперимент, моделирование, методы математического и статистического анализа), а также частными (специальными) методами (интервью, документальный метод, анкетирование, методы экспертных оценок, контент-анализ, социометрический метод и др.) социологическое познание представляет собой эффективный инструмент изучения социальной реальности.

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

  • социологически интерпретируемые общенаучные категории ("социальная система", "социальная структура", "социальное развитие" и др.);
  • собственно социологические категории ("социальный статус", "социальный институт", "социальная стратификация" и т.д.);
  • категории близких к социологии дисциплин ("культура", "личность", "государство", "власть" и др.).

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие "социальное" (1.1), через которое определяются такие важные социологические категории, как "социальные действия и взаимодействия", "социальные отношения", "социальные общности", "социальные институты", "социальные организации", "социальная система", "социальная структура" и др. Среди них особое место занимает категория "социальная общность", характеризующая вес виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

К числу важнейших категорий социологии относятся понятия "социальная система" и "социальная структура", которые имеют большое методологическое значение для макросоциологических исследований. Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями "социальные действия и взаимодействия", "социальные статусы и роли", "малая социальная группа", "социальные ценности и нормы" и др. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования ("анкетирование", "социологический опрос", "интервьюирование", "выборка", "репрезентативность", "включенное наблюдение", "контент-анализ" и т.д.).

Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. Законы социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон - это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы индустриализации и урбанизации общества, социальной мобильности и миграции, социальной дезорганизации, интернационализации общественной жизни и др.

В целом выделяют пять групп социальных законов:

  • законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;
  • законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений;
  • законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура;
  • законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;
  • законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.

Социальные законы подразделяются на общие и специфические. Первые определяют развитие общества как целостной социальной системы, вторые - отдельных элементов этой системы. По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические, т.е. выражающие жесткую, однозначную связь между социальными явлениями, и статические (стохастические), т.е. детерминирующие социальные процессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.

Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социальною управления, повышения ею эффективности на всех уровнях.

Среди основных понятий социологии следует выделить два главных - это статус и роль. Необходимость выделения этих так называемых «первокирпичиков» науки диктуется не исследовательскими, а скорее педагогическими задачами. Методологи признают, что контекст научного открытия знания и контекст его научного обоснования (он же - контекст изложения научного знания) могут существенно различаться. Когда от первого мы переходим ко второму, то стихийная лабораторная работа систематизируется, пробные варианты и всевозможные ошибки отбрасываются, теоретическое знание принимает строго логический и последовательный вид. В такой форме его легче передать студентам, не искушенным в тонкостях профессиональной социологии. Когда К. Маркс в середине XIX в. закончил многотрудную работу по сбору эмпирического материала, проработке теоретических источников и статистического материала, записав его в черновые тетради (кстати, изданные самостоятельными томами в его и Ф. Энгельса собрании сочинений), он приступил к систематизации накопленных знаний, а готовый результат изложил во всемирно известном «Капитале». Именно здесь, возможно, больше в педагогических целях, он выделил исходную клеточку - товар, - из которой впоследствии логически развернул сложнейшую систему категорий политэкономии. Прием оказался весьма удачным, благодаря чему уже долгое время его учение покоряет не только читателей, но и профессиональных ученых.

Если попытаться использовать прием Маркса в социологии и здесь выделить исходную клеточку для развертывания категориального аппарата этой науки, то лучшего кандидата, чем понятие «статус», мы, пожалуй, не найдем. Иные претенденты, к примеру «личность» или «индивид», не подходят по ряду причин. Во-первых, «индивид» не является термином социальной науки - им пользуются и в естествознании. Точно так же и «личность» не является специфически социологическим понятием - его с успехом используют педагоги, философы, психологи и др. Во-вторых, «личность» - слишком сложное и многомерное понятие, чтобы служить началом, а не концом теоретического изложения. Иное дело - понятие статуса. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статичное изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом - значит иметь формальный, или социальный, статус, т. е. занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов. Одни статусы принадлежат ему от рождения, например национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения социальным нормам и ролям), скажем, статус президента страны или члена республиканской партии.

Статус предписывает индивиду определенные роли, а те предполагают совокупность прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Или, скажем, статус «отца» включает в себя несколько ролей: воспитатель детей, человек, обеспечивающий материальное благополучие семьи, и др. У каждой роли - свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль воспитателя из статуса «отец» предполагает, что мужчина несет обязанность перед обществом воспитать детей в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери. Точно так же можно разложить на составляющие элементы другой статус - статус мужа. У него иной набор ролей: сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. Все сказанное касается каждого социального статуса. Нормы определяют каждую отдельную роль либо их совокупность в целом, т. е. статус. Итак, статус - это ниша или место в социальной структуре общества (группы). Статус включает несколько ролей, причем каждой роли соответствует свой круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. Иначе говоря, статус указывает на место, а роль - на способ поведения индивида (группы).

Роль - это модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами. Иногда роль называют динамической характеристикой статуса. Вообразим себе такую фантастическую ситуацию: все существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) опустели наподобие ячеек улья, из которых выкачали мед. Вот эта воображаемая совокупность пустых, т. е. незаполненных людьми, статусов образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Однако в отличие от сот это разновеликие ячейки, причем отличающиеся друг от друга многими характеристиками. Если заполнить каждую ячейку людьми, наше воображение нарисует большие социальные группы людей. Их совокупность дает социальный состав населения, который изучает статистика. В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик - их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе только одних профессиональных статусов около 40 тыс.; статусов семейно-брачно-родственных отношений более 200 (деверь, невестка, кузина и т.д.); многие сотни статусов в политических, религиозных, экономических объединениях. На нашей планете 3 тыс. языков, за каждым из них стоит этническая общность - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему, как и половозрастные статусы.

Социальную структуру мы уподобили пчелиным сотам в улье, где множество ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты тоже скреплены, но совершенно особым образом - социальными функциями. Что такое социальная функция? Рассмотрим это на примере всем знакомых функций учителя: передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной. Но эти функции учителя относительны, поскольку статус учителя относителен статуса ученика, но не статуса работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Поэтому социальная структура- это не просто совокупность статусов, а их функциональная взаимосвязь. Слово «относительность» связано не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д. Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связаны социальными отношениями, тогда как личные статусы - межличностными отношениями. Общество опутано сетями социальных и межличностных отношений.

Для социологии важны не личные отношения людей, а нечто более фундаментальное- социальные отношения. Начальник цеха может лично относиться к рабочему с большой симпатией, однако если рабочий плохо справляется со своей профессиональной ролью, т. е. не соответствует статусу, а начальник из личных соображений попустительствует ему, то он рискует своей служебной карьерой, рискует потерять свой статус начальника цеха. Дело в том, что начальник и подчиненный - социальные роли. Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс. Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И снова - динамика и статика. Если человек лишь однажды научил чему- либо подростков, то какой же он учитель? Учитель - это постоянная функция (т. е. социальная позиция в обществе), как обучение - регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще говорить. Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат - социально зрелая личность. А какая же личность без культуры? Культура- совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, государство, администрация и еще множество других агентов социального контроля. Разновидность социального контроля - политический контроль: сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве - законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они разделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля - залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает аномия - беззаконие, отсутствие норм. Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным. У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т. е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Институт- это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм, а социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. Самым древним институтом считается производство - ему около 2 млн лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. В зачаточной форме институт семьи появился у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовался на протяжении 500 тыс. лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тыс. лет, армия и государство - 10 тыс. лет назад. Государство - универсальный политический институт, осуществляющий на определенной территории поддержание политического порядка и управление общественными процессами на основе использования легитимных форм принуждения. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Политическими институтами считаются, в частности, партии, парламент, президентство, адвокатура, суды, референдум и др.

Социальный институт - очень сложное, и, самое главное, реально существующее учреждение. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьей, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален. Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций - например, совокупность школ, техникумов, вызов, различных курсов и т.п. плюс Министерство образования и весь его аппарат, научно- исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но и с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует. Итак: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения являются социальные институты, разделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками.

Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. Эта целостность имеет две стороны - статическую, описываемую структурой, и динамическую, описываемую системой. А исходные кирпичики здания - статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий - понятий социальной стратификации и социальной мобильности. Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать, производить, защищать и т. д. Функция и роль тесно связаны. Судья, оценивающий наши поступки с точки зрения соблюдения закона,- это не только конкретный человек, но и социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама роль остается. Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина, человек зрелого возраста, спортсмен, депутат, муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов - в роли избирателя, сотни тысяч - в роли офицера. Меняются люди, но роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Например, исчезли с исторической карты России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли - космонавт, тракторист, президент.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Социальные группы могут быть большими, состоящими из сотен, тысяч и даже миллионов человек, или малыми (2-7 человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы разделяются на половозрастные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвенки), профессиональные (трактористы, инженеры, преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, рантье), религиозные (протестанты, мормоны, православные), политические (либералы, консерваторы, демократы). Политические группы - всего лишь разновидность социальных, поскольку слово «социальное» часто используется в широком значении «общественное». Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имущественному положению, то политические - по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, по политическим ориентациям, электоральной (избирательной) активности и др. Те и другие признаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому политологи, выясняющие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т. е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают то, как активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Совокупность всех социальных (демографических, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) групп образует социальный состав населения.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, а стало быть, правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учеником, офицер - перед солдатом, и наоборот), они образуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка - преподаватель, одна ячейка - мужчина и т. д. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а социальные группы, слои, некоторые из них можно расположить вертикально: правители займут высшую позицию, дворянство расположится ниже, под ними - рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых - меньше. Различаются они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе. Расположенные друг над другом группы (в данном случае их именуют стратами) составляют социальную стратификацию общества.

Итак, социальная стратификация - совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы - страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые - общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, разделим вертикальное пространство на четыре шкалы: шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). На этих шкалах легко найти место любого статуса и тем самым определить общее место в системе стратификации. Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы), описывается понятием «социальная мобильность», которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

При помощи законов социологическая теория раскрывает динамику общества. В свою очередь динамика описывается через социальные процессы, которые мы определили как устойчивую связь сменяющих друг друга явлений. Одним из самых длительных социальных процессов, с которым сталкивается человек, является социализация- продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальные процессы могут характеризовать: 1) развитие личности (формирование ценностных ориентаций, установок или мотивации поведения); 2) взаимодействие нескольких индивидов (например, общение); 3) внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты). К примеру, выборы, голосование, референдумы - все это разновидности политических процессов и одновременно политического поведения людей. Люди приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. Благодаря избирательной системе в демократическом государстве происходит обновление кадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободы граждан. Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайное проявление взаимодействия людей, а под социальным процессом - серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (или иначе- функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависимости переводят социальную систему (относительно жестко связанную совокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессивный сдвиг или изменение, т. е. происходит накопление положительных качеств, то мы вправе говорить о социальном развитии.

Важной категорией, связанной с динамикой общества, является социальное действие - это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель определенной социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели. В социологии, в отличие от психологии, субъектами социального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивид признается субъектом действия, то лишь как представитель большой социальной группы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), а, к примеру, субъектами политического действия - граждан, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне - в мировом сообществе - национальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, межнациональные корпорации и т.д. Субъектов социального действия именуют еще акторами.

К предмету социологии относятся также социальные общности- объединения людей, которые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности). Кроме них социология изучает другой тип общности - ситуативно возникшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей). Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устойчивые связи. Возникают совсем иные общности - организованные. Они сплочены единством целенаправленной деятельности. Причем, цели могут быть не только трудовыми, но и спортивно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговые (неформальные молодежные объединения типа «рокеров», «металлистов», «брейкеров»), социальные (альтернативные движения), политические (партии, народные фронты). В иерархии социальных общностей- центральное положение занимают большие социальные группы (в точном смысле слова), а среди них - классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), способу и размерам получения доходов. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т.п.; к профессионально-территориальным группам следует причислить: а) временных, или иногородних рабочих и постоянные кадры предприятий (имеющие прописку в данном городе); б) иностранных рабочих (например, вьетнамские рабочие, привлекавшиеся на московские предприятия в 1980-х-начале 1990-х гг.); в) работников, занятых в нетрадиционных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспедиционно-вахтовым методами работы). Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функции, выделяют девиантные (отклоняющееся) и делинквентные (преступные) группы, выполняющие негативные функции: проститутки, наркоманы, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд, тунеядцы, расхитители собственности и др. Все это достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни.

Основные категории социологии можно задать списочно, т. е. указать их состав, дать определение и описать, как они логически связаны между собой. Именно этим приемом мы воспользовались. Однако существует еще один способ раскрытия предмета социологии - графический: социальную реальность - предмет изучения социологии (подобно тому как физическая реальность представляет предмет изучения физики) - наглядно изображают в виде социального пространства, имеющего двух-, трех- или п-мерное измерение. Осями координат выступают фундаментальные категории социологии, которые связывают между собой более частные понятия. О втором методе, графическом, представления предмета социологии мы поговорим в следующем параграфе.

Предмет и метод социологии. Место социологии в системе общественных наук.

Социология в переводе на русский язык означает «наука об обществе». Ключевым понятием социологии является «сообщество», т. е. группа, коллектив, нация и т. п. Сообщества бывают разного уровня и типа, например, семья, человечество в целом. Социология изучает различные проблемы, связанные с сообществом, т. е. социальные проблемы. Социология - это наука о социальной структуре, социальном взаимодействии, социальных отношениях, социальных взаимосвязях, социальных преобразованиях. Социология также изучает отношения людей к различным проблемам общества, исследует общественное мнение. Социология, как наука, обладает определенной структурой. В зависимости от содержания социология состоит из трех частей 1. Общая социология. 2. История социологии и современные социологические теории. Работы по социологии прошлых лет - это не архив, а важный источник научных знаний, информации о важных общественных проблемах. Различные социологические теории современности позволяют по-разному толковать проблемы, находить новые грани, аспекты изучаемых явлений. 3. Методика социологических исследований. В этой части рассматриваются задачи как, какими способами провести исследования.

В зависимости от типа сообщества, которое изучает социология, наука делится на макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология изучает общество в целом, крупные общественные группы, такие как класс, нация, народ и т. п. Микросоциология изучает небольшие сообщества, такие как семья, трудовой коллектив, студенческая группа, спортивная команда. В зависимости от уровня рассмотрения социальных проблем социология делится на: 1. социальную философию, рассматривающую наиболее общие социальные закономерности. 2. Теорию среднего уровня. Здесь теоретически рассматриваются отдельные социальные процессы, например, социальное развитие коллектива; отдельные социальные и демографические труппы, например, молодежь, рабочие; отдельные социальные явления, проблемы, например, преступность, забастовки. Теорию среднего уровня, изучающую отдельно взятую проблему, явление, процесс называют отраслевой социологией. Существуют десятки отраслевых социологий, например, социология молодежи, социология преступности, социология города и т. д. 3. Эмпирическую и прикладную социологию. Здесь рассматриваются конкретные проблемы отдельных сообществ. Эти проблемы изучаются эмпирическим, т. е. опытным путем, с помощью опросов, наблюдений и других методов. Прикладная означает необходимая, полезная для конкретных нужд экономики, политики, культуры. Прикладная социология служит базой для создания социальных технологий, т. е. специальных разработок, в которых содержатся рекомендации о том, как поступать, что делать, что говорить в конкретных проблемных ситуациях.



Таким образом, социология - это наука, которая стремится изучать всесторонне социальные взаимосвязи. Знание социологии позволяет более рационально учитывать поведение людей в различных проблемных ситуациях жизнедеятельности общества.

Социология тесно связана с другими науками. Социология и математика. Социология - это конкретная наука об обществе Она стремится свои положения подкреплять количественными данными. Кроме того, практически все выводы социология основывает на вероятностных суждениях. Например, если социолог утверждает, что инженер культурнее рабочих, то это значит, что данное суждение справедливо с вероятностью выше 50%. Может быть множество конкретных примеров, когда какой-нибудь рабочий культурней некоего инженера. Но, вероятность таких случаев меньше 50%. Таким образом, социология тесно связана с теорией вероятности и математической статистикой. Для целей социального моделирования используется весь математический аппарат. Для обработки социологической информации используется математическое программирование, вычислительная техника. Психология. Изучая поведение людей, социология тесно контактирует с психологией. Общие проблемы концентрируются в рамках социальной психологии.


Структура и функции социологии. Проблема эмпирического и теоретического в социологии.

Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:

I. Теоретико-методологические основы социологии.

II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика.

III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки.

IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.

I. Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления.

II. Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению).

2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

III. Специфика познавательной деятельности - теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о состоянии социального явления,- важная самостоятельная часть социологии.

IV. Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога - самостоятельная специфическая часть социологии.

Функции социолгии:

1. Познавательная:

а) Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности

б) Познание процесса преобразовательной деятельности

в) Разработка теории и методов социологического исследования, методики

2. Прогностическая

а) Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной группы, общества

3. Социального проектирования и конструирования

а) Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования

б) Определение путей проектирования социального процесса

4. Организационно-технологическая

а) Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов

б) Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии

5. Управленческая

а) Принятие управленческого решения

б) Социальное планирование и разработка социальных показателей

в) Определение основных направлений повышения эффективности деятельности

6. Инструментальная

а) Определение методов изучения социальной реальности

б) Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”. Социальное по своему содержанию - это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях: - как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; - способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве; - выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития; - детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей; - оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни; - выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека.

Следующая, не менее важная категория в социологии является категория “социальное в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо социального субъекта или какого-то социального процесса оно связано с выявлением социального в его конкретном осуществлении.

Самостоятельное и значительное место в системе категорий и понятий социологии занимают категории, отражающие специфику сбора и обработки социальной информации, организации и поведения социологического исследования. Здесь категории: “социологическое исследование”, “программирование и организация соц. исследования”, “техника и методика соц. исследования”, “методы сбора первичной информации”, “инструментарий соц. исследования” и т. д. Эта группа категорий раскрывает специфический характер применения знания социологии для преобразования жизнедеятельности социального субъекта. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий.