Осень

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Цветы . Воспитатель выясняет, какие названия цветов знакомы детям, после чего начинает рассматривать с ними цветы на клумбе, называя их. Младшие дети учатся показывать и называть 2—3 цветка, их цвет, величину. Старшие дети называют 3—4 цветка, с помощью взрослого различают части растения, определяют: высокий или низкий цветок.

Овощи, фрукты . Дети отыскивают на грядке овощи, которые смотрят на солнышко, и те, которые спрятались в листве и в земле, называют их; узнают, где растут фрукты. Младшие дети могут узнавать и показывать 3—4 плода, называть их величину, цвет. Старшие называют 5—6 плодов, уточняют с помощью взрослого их запах, вкус.

Ягоды . Дети знакомятся с 2—3 сортами ягод, пробуют на вкус, вдыхают их аромат; рассказывают, какие они любят ягоды.

Листья. Дети упражняются в различении осенних листьев по цвету, величине, форме; знакомятся с таким явлением, как листопад.

Куст, дерево . Дети узнают отличительные признаки куста и дерева. Рассматривают их строение, учатся различать тонкий и толстый ствол дерева. Знакомятся с кленом, рассматривают его яркий осенний наряд. Рассматривают желуди, шишки. Собирая этот природный материал, следует поддерживать интерес детей образными действиями и сравнениями: шишка похожа на ежика, у желудя шляпка, как у человека.

Грибы . Дети рассматривают строение гриба, узнают новое понятие: хрупкий. Узнают, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.

Наблюдения за животными

Котенок, щенок . При наблюдении младшие дети называют характерные части тела и демонстрируют движения животного. Старшие учатся правильно отвечать, чем кормят животное, как зовут маму, как котенок играет. Вместе со взрослым дети определяют: лакает, грызет; придумывают ласковые прозвища.

Кошка с котенком, собака со щенком . Дети учатся различать характерные признаки внешнего вида этих животных. Знакомятся с особенностями их поведения. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы, что делает мама-кошка, что делает детеныш, как зовут маму Старшие отвечают, зачем кошка лижет котенка, почему собака виляет хвостом, как называется ее дом. Дети запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы.

Белка. По возможности дети наблюдают за белкой в естественных условиях, обращая внимание на ее шубку, хвостик. Узнают, чем она питается, как передвигается. Угощают белочку орешками.

Еж . При встрече с ним следует обратить внимание детей на колючий клубок иголок и рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети подражают: фыркают, как ежик. Старшие дети запоминают, чем он питается.

Наблюдения за птицами

Воспитатель обогащает представления детей: «Разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом!»

Курица, петух. Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха. Старшие узнают о строении тела птиц, чем их кормят, как созывают. Дети запоминают: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.

Формировать представления детей об основных признаках неживой природы. Рассказать о сезонных и погодных явлениях. Наблюдать с детьми за сезонными изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом каждого ребенка. Уточнять, закреплять первоначальные представления детей о том, например, что осень —желтого цвета. Обращать их внимание на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Впечатления о разных погодных явлениях ярко отражены в литературных произведениях, которые следует читать детям.

Вода. В теплое время года дети знакомятся со свойствами воды, участвуя в разнообразных играх (все игры с водой организуются под строгим контролем педагога).

Песок . Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету; пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.

Глина . Дети знакомятся со свойствами глины, вместе с педагогом по желанию лепят разнообразные предметы.

Камешки, ракушки . Дети вместе с педагогом собирают природный материал, отмечают разнообразную поверхность, величину; старшие дети учатся первоначальному счету.

Дворник, прачка. Дети знакомятся с различными рабочими профессиями (воспитатель подчеркивает значимость труда для всех), орудиями труда, разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью, использующейся для достижения цели. Следует воспитывать в детях уважение к людям труда, поддерживать желание помогать им.

По возможности дети наблюдают за сбором урожая в огороде, фруктовом саду; помогают в сборе урожая.

Дети наблюдают за движущимся транспортом. Младшие дети учатся различать и называть виды общественного транспорта. Старшие следят за соблюдением правил дорожного движения (знакомство с пешеходными переходами, тротуарами); учатся различать основные части легковых машин.

Во время целевой прогулки к водоему, в парк, на опушку леса дети приобщаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.

Зима

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью. Закреплять в памяти детей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить дерево от куста. Познакомить детей с березой (белоствольной), отметить: зимой листьев на ветках нет. Показывая елку, напомнить о новогоднем празднике. Показать, какие у елки иголки, пушистые лапы. Уточнять понятия: ствол толстый, тонкий.

Наблюдения за животными

Кролик, заяц . Наблюдая за кроликом, младшие дети учатся отмечать характерные особенности строения его тела, подражают движениям. Старшие повторяют: четыре лапы, два длинных уха, шерсть. Сравнивают братца-кролика и братца-зайца. Узнают из рассказа педагога, что зимой у зайца меняется цвет шерсти.

Лесные звери . В процессе наблюдения уточняется окрас их шерсти, названия жилищ лисы, медведя. Педагог рассказывает, что лесным жителям голодно зимой, вызывая у детей чувство сострадания. Младшие дети находят и показывают 1—2 лесных животных, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие называют 3—4 зверей, вместе со взрослым отмечают: у них четыре лапы, два уха, хвост, шерсть, зубы. Все вспоминают сказки о лесных зверях.

Наблюдения за птицами

Обращать внимание детей на поведение птиц: воробей, голубь, ворона. Объяснять, как им голодно зимой; учить заботиться о живых существах. Младшие дети называют отдельных птиц, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие перечисляют знакомых птиц, их повадки, отмечают: у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв, зубов нет.

Наблюдения за неживой природой

Сезонные и погодные явления . Во время сборов на прогулку подготавливать детей к восприятию сведений о зиме. С младшими выучить названия зимней одежды и обуви, со старшими —назначение. Представления о зиме дети получают во время наблюдения падающего снега, яркого зимнего дня, в процессе игр и забав.

Снег и лед. Рассказывать детям о природном материале: снеге, льдинках разной формы. С помощью разнообразных игр-забав, активных действий детей способствовать закреплению их первых представлений о свойствах снега, льда. Познакомить детей с таким явлением, как снегопад. Объяснить, что зима белого цвета.

Наблюдения за трудом взрослого

Дворник. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в зимних условиях (новые орудия труда, новые трудовые действия).

Шофер, строитель. Показать и рассказать о работе шоферов на разнообразных машинах (грузовых, легковых), работе строителей; о названии одежды строителя и ее назначении. Подчеркнуть значение труда рабочих для общества.

Наблюдения за жизнью улицы Целевые прогулки

Помогать младшим детям перечислять виды общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро). Учить отличать грузовую машину от фургона. Наблюдать с детьми за разнообразной работой машин по уборке снега. Знакомить их со светофором, его трехцветным сигналом. Старшие дети узнают о назначении грузовика, фургона, машины скорой помощи и пожарной машины.

Совершить целевую прогулку на участок детей старшей группы — это всегда праздник для малышей. Провести экскурсию на площадь, где установлена новогодняя елка. Рассматривать ее украшения, рассказывать детям о предстоящем празднике.

Весна

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Луговые и садовые цветы. Наблюдать за распускающимся бутоном—домиком цветка. Рассматривать первые весенние цветы. (Элементарное умение различать цветы меняет поведение ребенка. Он начинает приглядываться к окружающей природе, радоваться встрече со знакомыми растениями, наклоняться, чтобы их рассмотреть, потрогать, но не сорвать.) Увидев незнакомое растение, просить детей назвать его. Младшие дети находят и называют 1—2 цветка. Уточняют их цвет и величину. Старшие знают строение цветка и 3—4 наименования его частей. Сравнивают стебли цветов: длинный или короткий, длиннее или короче.

Трава, листья . Дети сами показывают и называют траву. Педагог уточняет: травушка-муравушка, трава шелковая; обращает внимание детей на почки—домики у листьев. Все вместе рассматривают первые клейкие листочки, нюхают их.

Дерево, куст. Закрепить названия: береза, елка. Обратить внимание на красоту цветущих фруктовых деревьев: много цветов, на их месте вырастут яблоки, вишни и т.д. Со старшими детьми закреплять представления о строении дерева (ствол, ветки, листья).

Наблюдения за животными

Козленок, теленок . Дети издали наблюдают за тем, как взрослый гладит животное, кормит его. Рассказать детям о строении тела, характерных движениях. Младшие дети могут перечислять и имитировать действия, голосовые реакции животного. Старшие знают части тела животного, чем оно питается. Педагог уточняет: жует траву, на ногах копытца, подрастет —появятся рожки; коза и корова дают молоко.

Наблюдения за птицами

Цыплята. Младшие дети называют цвет оперения, перечисляют действия цыплят, показывают их. Старшие узнают, как пьют, чем клюют цыплята, как зовут их папу и маму. Воспитатель объясняет: курица прячет цыплят под крыло, если им холодно; созывает (квохчет), оберегает цыплят; несет яйца.

Гусь, утка. При возможности дети рассматривают домашнюю птицу, отмечают характерные части тела гуся, окрас птиц. Узнают, как созывают птиц; что птицы любят плавать, щиплют траву.

Воробей, голубь, ворона, скворец. Обращать внимание детей на изменения в поведении птиц, учить заботиться о них, кормить. Младшие дети называют 2—3, а старшие 3—4 птиц. Обогащать словарный запас детей словами: чирикают, воркуют, каркают. Дети слушают рассказ о скворце-певце, узнают, как называется его дом и дома других птиц. Расширять представления детей: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.

Наблюдения за насекомыми

Жук. Предоставить детям возможность с помощью лупы рассмотреть строение тела жука. Вызывать доброе отношение к живому существу.

Муравей. Рассказать детям о муравьях —тружениках, которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить с детьми путь муравья. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Наблюдения за неживой природой

Вызывать живой интерес детей к изменениям, происходящим в природе, воспитывать эстетические чувства.

Сезонные и погодные явления. Обращать внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, ярко светит солнце, люди сменили одежду. Познакомить с таким весенним явлением, как град. Объяснять, почему весна зеленого цвета.

Сосульки, ручьи, лужи. В беседе с детьми обсудить, какие бывают сосульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Слушать с детьми песню капели.

Камешки, ракушки. Учить детей разнообразно действовать с природным материалом (см. раздел «Осень»),

Наблюдения за трудом взрослого

Продолжать наблюдения за трудом дворника. Отмечать его специфические действия и орудия труда. Закреплять знания детей о работе прачки, шофера.

Во время высаживания рассады и посева семян на огороде и в цветнике наблюдать за трудом взрослых и детей старших групп, учить уважать труд взрослых, побуждать включаться в совместные трудовые действия.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

Наблюдать с детьми за работой разнообразных машин. Пояснить: человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд. Рассказать и показать детям, что продукты привозят в продовольственный магазин машины-фургоны.

Проводить целевые прогулки в парк, на луг, в поле с целью формирования эстетических чувств, любви к родному краю.

Лето

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Цветы. Проводить наблюдения с целью обогащения представлений детей о луговых и садовых цветах. Дети узнают названия новых цветов, младшие различают и называют 2—3, а старшие 3—4 цветка. Формировать умение обращать внимание на красоту природы, видеть красивое, восхищаться им. Учить детей беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.

Овощи, фрукты, ягоды. Закреплять представления детей о плодах и ягодах, их названиях; показывать характерные признаки (цвет, форма, величина, запах, вкус). Учить определять знакомые ягоды. Младшие дети называют 2—3 плода, знают названия двух видов ягод. Старшие дети могут определить плоды и ягоды по вкусу и запаху, знают 3—4 наименования овощей и фруктов, 2—3 вида ягод. Сравнивают плоды и ягоды по величине (крупные, мелкие).

Листья . Рассматривать с детьми листья различных деревьев, показать, что они разные по форме, размеру. Младшие дети уточняют форму и величину листьев, старшие определяют: узкий, широкий лист.

Куст, дерево . Учить детей различать куст и дерево, березу и дуб, рассматривать их листья. Старшие дети упражняются в определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.

Наблюдения за животными

Козленок, теленок. Продолжать знакомить детей с животными. Закреплять их представления, которые ребята получили весной. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие дети имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют: четыре ноги с копытами, два уха, два глаза, шерсть, зубы.

Наблюдения за птицами

Курица, петух, гусь, утка . Закреплять представления детей о домашней птице (см. разделы «Осень», «Весна»), С младшими детьми уточнять, как называется птица, цвет ее оперения, как она «разговаривает», как зовут птенцов. Старшие дети отвечают, кто из птиц плавает, кого как созывают люди. Рассказать о том, как люди заботятся о домашней птице.

Наблюдения за рыбой

Организовать наблюдение за рыбой, пойманной рыбаком у водоема. Младшие дети рассматривают плавники, хвост рыбы. Старшие узнают: рыба живет в воде, плавает; запоминают место обитания, отличительные особенности строения тела, корм.

Наблюдения за лягушкой

Рассказать о лягушках, формируя у детей правильное отношение: не бояться и не обижать. Младшие дети имитируют движения лягушек. Старшие узнают о среде обитания, корме.

Наблюдения за насекомыми

Бабочка, мотылек. Любоваться ими вместе с детьми, рассматривать строение тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая бабочка», мотылек —«живой красивый цветок». Формировать у детей бережное отношение к насекомым.

Кузнечик . Слушать с детьми стрекотание кузнечика, наблюдать, как он скачет и прячется в траве. Вызывать доброе отношение к этому безобидному существу.

Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться, оберегать живые существа, не причинять им вред.

Подводя итоги систематической работы с детьми по ознакомлению с живыми объектами, следует отметить, что младшие дети с помощью взрослого могут называть характерные действия живых существ: бегает, прыгает, скачет, летает, плавает; лакает, грызет, жует, клюет, пьет; как «разговаривает», как зовут взрослых и юных особей. Старшие дети учатся активно использовать слова, обозначающие характерные признаки и особенности поведения живых существ, определять различия между животными и птицами.

Наблюдения за неживой природой

Сезонные и погодные явления. Показывать детям и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Проводить разнообразные наблюдения за животным и растительным миром, за яркими сезонными явлениями; сформировать представления о лете, его характерных особенностях. Показать яркое сезонное явление — радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды.

Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Расширять и уточнять представления детей о свойствах этих природных материалов (см. раздел «Осень») в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей.

Наблюдения за трудом взрослого

Включать детей в выполнение трудовых действий воспитателя; побуждать принимать участие в сборе урожая вместе с детьми старших групп.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

Рассказать детям, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много легковых и грузовых машин. Отметить, что надо быть осторожными. Еще раз поговорить о светофоре.

В летнее время целесообразно проводить целевые прогулки в парк, к водоему, на опушку леса. Здесь дети много двигаются, прислушиваются к пению птиц, учатся различать луговые цветы. Младшие дети узнают названия 1—2, а старшие —3-4 цветков. Дети могут встретить ежа, лягушку, увидеть гриб, понаблюдать за насекомыми. Все это воспитывает чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Помимо разнообразных наблюдений, в течение года детям на прогулке предлагаются и разнообразные дидактические задания. Младшие дети с удовольствием тренируются в определении цвета, формы, величины встречающихся на прогулке объектов. Они с интересом выполняют дидактические задания типа «Найди и покажи». Старшие дети учатся сопоставлять величины: больше —меньше, длинный —короткий, толстый — тонкий, узкий — широкий.

Все дети осуществляют действия на установление температурных (теплый, холодный), весовых (легкий, тяжелый), тактильных (гладкий, шероховатый, колкий), вкусовых (сладкий, кислый), обонятельных различий. Ребятам предлагаются дидактические задания в виде загадок: «Угадай, что» и игровых упражнений: «Раз, два, три —к березе беги!».

В течение года детям предлагают выполнять трудовые действия различной мотивации:

— помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник);

— забота о живых существах (покормим цыплят, сделаем кормушку птицам);

— сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т.д.);

— украшение участка (снежная клумба, ледяная полянка);

— самостоятельная игра (лабиринт и т.д.).

В течение всего года дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.

Кутепова Светлана
Картотека наблюдений на прогулке во второй младшей группе

Картотека

наблюдений на прогулке во 2 младшей группе

Вид деятельности : познавательно - исследовательская.

Неживая природа.

1. «Золотая осень»

Цель : Формировать умение определять время года по характерным признакам, расширять представления детей об осени. Познакомить с природным явлением - листопад. Формировать представления о красоте родной природы и умение любоваться ею.

Структура наблюдения :

Воспитатель высыпает из корзинки листья разного цвета, дети любуются. Воспитатель читает стихотворение А. Рябинка :

Листопад, листопад,

Листья кружатся, летят!

Разноцветные, резные,

Словно кистью расписные…

Осень краску подарила,

Листья в пляску закружила.

Обратить внимание детей на деревья, которые растут на участке, закрепить названия деревьев : берёза, тополь, рябина. Спросить у всех ли деревьев одинаковые листья. Дети рассматривают листья, сравнивают их по величине, форме и по цвету. Убеждаются, что у листьев разных деревьев различная окраска.

Листопад! Листопад!

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная

Самая нарядная!

(Л. Алейникова)

Воспитатель предлагает полюбоваться, как летят листочки, ещё раз обратить внимание какой они формы, цвета, куда падают.

Листья желтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад» .

2. «Солнышко лучистое улыбнулось весело»

Цель : Формировать знания детей о солнце как о небесном светиле, которое освещает всё вокруг и согревает растения, животных, землю, воду. Развивать познавательные интересы, наблюдательность , устойчивое внимание. Учить радоваться ясному деньку, тёплому солнечному лучику.

Структура наблюдения :

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно :

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Пригласить детей на прогулку . Выйдя на участок обратить внимание детей на хорошую погоду. Попросить ответить, почему на улице тепло? (Светит солнышко.) Какое солнышко? (Большое, круглое, горячее, оно обогревает всю землю.) Куда может солнышко спрятаться? (За тучку.) Что есть у солнышка? (Лучики, оно их посылает на землю, чтобы они согревали всех.)

Вышло солнце из-за туч,

Протянуло Кате луч.

Катя тронула рукою :

Вот ты, солнышко, какое!

Тёплый, маленький кружок…

Ну, куда же ты, дружок?

(М. Фабиянский)

Воспитатель предлагает детям протянуть свои ладошки солнышку, его лучикам, почувствовать, как солнечные лучики ласкают и греют их ручки. При помощи маленького зеркальца показать, что солнышко послало лучик, чтобы детки с ним поиграли.

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком –

Пусть бегут к тебе!

3. «Дождик, дождик, веселей лейся с небосвода.»

Цель : Формировать представления детей о природном явлении – дождь. Показать, что осенний дождь холодный. Учить делать простейшие связи между явлениями природы (небо затянуло облаками, стало пасмурно, пошёл мелкий осенний дождь) . Формировать положительное отношение к дождю.

Структура наблюдения :

Воспитатель читает стихотворение «Приметы осени»

Осень бродит близко где-то,

Ранним утром на поля

Лягут белые туманы,

А потом уж жди, не жди -

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь,

Значит, наступила осень.

(Т. Шорыгина)

После прочтения стихотворения воспитатель задаёт вопросы детям : Какой идёт дождик? Дождик идёт не тёплый, а холодный, почему? (На улице стало холодно.) Как люди одеты во время дождя? (Люди его не боятся, они идут под зонтиками.) После дождя уточнить, какие предметы стали мокрыми? (Крыши, скамейки, дорожки, листья на деревьях, трава.) Если идёт сильный дождь, наблюдаем из окна . Что за окошком идёт? (Дождь.) Слушаем, как он стучит по крыше и окошку. Как стучит дождик, грустно или весело? Громко или тихо?

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает? (дождик)

4. «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

Цель : Продолжать знакомить с явлениями природы, в частности с ветром. Учить определять какой ветер : теплый или холодный, сильный или слабый, определять направление ветра. Способствовать развитию наблюдательности , любознательности.

Структура прогулки :

Воспитатель на прогулке включает аудиозапись со звуками ветра. Спрашивает, что они услышали. Предлагает определить, есть ли сейчас ветер на улице :

Посмотрите, дети, на деревья, на их верхушки. Почему они качаются? Откуда дует ветер? Давайте послушаем, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, посмотрим, как кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Предложить детям подбросить листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.

Он рычит, пугает птицу,

Он в трубу гудит тоскливо.

То затихнет, затаится,

То умчится торопливо.

Расплескает воду в речке,

По морю волну гоняет,

Лист поднимет на крылечке.

Что это?. (ветер) Кто не знает?

При помощи султанчиков и вертушек определить с детьми силу ветра, его направление. Спросить откуда он дует, где можно спрятаться от ветра.

5. «Облака плывут без остановки»

Цель : Формировать понятия у детей об облаках и тучах. Рассмотреть особенности облаков в осеннем небе. Выяснить на что они похожи, какого цвета, как передвигаются по небу. Способствовать развитию наблюдательности , воображения.

Структура наблюдения :

Воспитатель читает стихотворение С. Крыжатюк :

Я в конец себя измучил,

Всё никак не мог понять.

И откуда эти тучи появляются опять?

Но помог однажды случай :

Мы ходили по грибы,

У лесов сторожки туча

Выползала из трубы.

Обратить внимание детей на небо. Какое небо? Что движется по небу? (Серые, тёмные облака движутся по нему, их называют тучами.) Что закрыло солнце? (Тучи закрыли солнце, и его не видно.) Они низко плывут над землёй. Что из тучек может идти? (Из них идёт дождь и снег.)

Кто посадил на небе облака –

Такие кучерявые слегка?

Они растут, как кустики капусты…

А ведь вчера на небе было пусто.

(М. Лукашкина)

Социальный мир.

1. «Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нём.»

Цель : Научить различать транспорт по внешнему виду-автобус. Формировать понятия : «остановка» , «движение» , «пассажир» , «водитель» , «проезжая часть» , «тротуар» . Напомнить значение светофора в дорожном движении. Познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановку городского транспорта, переход дороги, движение детей по дороге. Формировать навыки и основы культуры поведения в автобусе.

Структура наблюдения :

Воспитатель читает стихотворение Я. Тайц :

На улице нашей Спешат грузовые,

Машины, машины. Фырчат легковые,

Машины-малютки, Торопятся, мчатся,

Машины большие. Как будто живые.

У каждой машины

Дела и заботы,

Машины выходят

С утра на работу.

Воспитатель : - На чём ваши родители добираются на работу? Какие виды автомобилей вы знаете? (Грузовая, легковая, троллейбус, автобус.) Обратить внимание на автобус.

На колёсиках коробка,

Чуть проедет – остановка.

(автобус)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(автобус)

Кого перевозит автобус? Вам доводилось быть пассажиром автобуса? Кто ведёт автобус? Где можно сесть в автобус? Как надо вести себя в автобусе? Автобус – пассажирский транспорт, на нём перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, одни люди выходят из автобуса, а другие заходят в салон и занимают места. Во время движения нельзя вставать и бегать по салону, трогать руками дверь, выглядывать в окошко. Нужно ждать пока водитель остановит автобус и откроет двери.

2. «А дорога бежит, не кончается, в пути машины разные встречаются…»

Цель : Формировать знания детей о проезжей части дороги – шоссе. Закрепить знания о транспорте, познакомить с Правилами дорожного движения. Формировать позитивные установки к различным видам труда.

Структура наблюдения :

Сегодня мы пойдём поближе к проезжей части дороги и понаблюдаем за движением транспорта.

Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это – шоссе.

Как река, проспект широк,

Здесь плывёт машин поток.

Что движется по дороге? Какие машины двигаются по шоссе? (Дети называют знакомые автомобили, их цвет величину.)

Если кто-то заболел,

Надо чтобы врач успел.

Машина быстрая домчит,

В ней Айболит – он исцелит.

(Машина скорой помощи)

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу, на опасную,

спешит тушить пожар!

(Пожарная машина)

Обратить внимание на то, что по шоссе двигается много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. На дороге не отвлекаются. С кем вы переходите дорогу? (С родителями, идти надо только со взрослыми, держась за руку.) На дороге надо быть внимательными. На дороге есть светофор. На какой свет светофора можно переходить дорогу? На какой свет нельзя идти? (На красный свет – идти не разрешается, а на зелёный – разрешается.) Дорогу можно переходить только в положенном месте – пешеходный переход.

3. «Кукла Маша на прогулку к нам пришла »

Цель : Закрепить знания о времени года. Формировать представление о том, что с наступлением холодов люди надевают тёплые вещи. Способствовать развитию наблюдательности , любознательности.

В начале прогулки воспитатель читает стихотворение :

Детский сад гулять идёт –

В детский сквер гулять идёт,

В детский парк гулять идёт,

В детский лес гулять идёт!

Столько неба про запас,

Столько ветра про запас,

Столько солнца про запас, -

Время детское у нас!

(М. Ясенов)

Обращает внимание детей, что вместе со всеми на прогулку вышла кукла Маша . Но Маша одета не по погоде : в лёгком платье и сандаликах. Почему Маша дрожит? (Потому что она замёрзла.) А почему она замёрзла? (Наступила осень, на улице стало холоднее.) Как же помочь Маше? Отправить её обратно в детский сад? А может одеть Машу, чтобы она не мерзла и поиграла с нами? Воспитатель просит детей закрыть глаза, чтобы произошло чудо, и произносит заклинание :

Сантики-фантики,

Карамба-марамба!

Осень, осень помоги,

Нашу Машу наряди!

Появляется «Чудесный мешочек» . Воспитатель : - Ребята посмотрите, что осень нам прислала в мешочке! (Одежда для куклы.) Предлагается одеть Машу так, чтобы она не мёрзла. Дети одевают куклу, соблюдая последовательность : что – сначала, что – потом. Когда дети одели куклу, она их благодарит и зовёт играть. Дети соглашаются, но сначала рассказывают Маше, что уже наступила осень. В какую погоду лучше гулять. Почему? Напоминают, какую одежду надо надевать осенью. Почему?

4. «Мы шагаем всей гурьбой, тротуар ведёт домой»

Формировать знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с частью дороги - тротуар. Воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Воспитатель приглашает детей на прогулку вокруг детского сада. Объясняет им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения, которые существуют не только для водителей и пешеходов, переходящих проезжую часть, но и для людей идущих по тротуару : двигаться только по пешеходной дорожке, которая называется – тротуар. Не спешить, и не отставать. Быть внимательными, крепко держать друг друга за руки, не толкаться, не бегать, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

На улице будьте внимательны, дети!

Твёрдо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Почему необходимо соблюдать правила? Как нужно вести себя на тротуаре? К чему может привести не соблюдение правил дорожного движения?

Мир растений.

1. «Берёзонька»

Цель : Формировать у детей представление о берёзе, рассмотреть её, предложить потрогать ствол. Развивать наблюдательность , поисково-исследовательскую деятельность. Формировать любовь к природе родного края, заботу о ней.

Структура наблюдения :

Воспитатель приглашает детей подойти к берёзе. Рассмотреть берёзу, назвать и показать : ствол, ветки, листья (форма, цвет) . Читает стихотворение :

Вот берёзы у откоса

Стайкой встали у реки,

Засверкали в длинных косах

Желтых листьев огоньки.

(Н. Нехаева)

Затем воспитатель рассказывает о том, почему берёзу называют лиственным деревом. Ещё раз внимательно посмотреть неё и определить, где больше желтых и где зелёных листочков – вверху или внизу дерева.

2. «Кустики растут у нас, очень радуют наш глаз»

Цель : Формировать представление детей об основных частях кустарника, о том, что растения – живые существа, очень хрупкие и ранимые. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Сформировать познавательный интерес к миру растений.

Структура наблюдения :

Воспитатель спрашивает детей о том, какие растения есть на участке. (Деревья, трава, цветы.) Подводит детей к кустарнику. Что это? (Кустарник.) Читает стихотворение :

Ласкают дыханье и радуют глаз,

Кустов невысоких верхушки.

И держат букеты свои напоказ,

Как держат ребята игрушки.

Рассмотрите внимательно кустарник. Что у него есть? (Веточки, листочки.) Попросить детей показать ствол у кустарника. Кустарник похож на дерево? (Он низкий, у кустарника нет ствола, и все веточки растут от корня из земли.) Показать ребятам красавицу рябину. Что это за дерево? Предложить попробовать ягодку рябины.

Красну ягоду дала мне рябина.

Думал я, что сладкая,

А она как хина.

Толи это ягодка просто не дозрела,

Толь рябинка хитрая подшутить хотела.

3. «Лютики – цветочки»

Цель : Формировать знания детей о названиях отдельных растений (бархатцы) . Уточнить их строение : стебель, цветок. Обратить внимание, что цветы растут на клумбах, за ними ухаживают люди. Учить любоваться красотой осенних цветов. Воспитывать любовь к природе.

Структура наблюдения :

На прогулке подвести детей к клумбе, обратить внимание на осенние цветы. Познакомить детей с растением – бархатцы. Рассмотреть цветы. Что есть у цветка? (Цветок, листья, стебель) Какого цвета стебель? Листья? Цветки? (Стебель и листья – зелёные, цветки – мелкие и крупные оранжевые.) Воспитатель рассказывает о растении :

Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, пёстрые, с сильным запахом. Растут быстро, цветут до морозов, очень любят солнышко.

В притихшем саду, где опала листва,

Последние брызги ярчайшего цвета.

Ночной холодок их затронул едва.

Бархотки – осколки ушедшего лета.

Их жёлтый, оранжевый, красный наряд

Уйдёт, потускневший в морозную зиму… Но как же цветы эти ярко горят,

Хотя вечера леденеют и стынут!

Как много в них силы! Не страшно уйти

На взлёте, в расцвете, сгорая - не тлея

Красивый конец их земного пути!

Но я почему-то их очень жалею. (М. Шушкова)

4. «Все деревья блистают в разноцветном уборе»

Цель : Формировать знания детей о строении дерева. Познакомить с признаками и характерными особенностями осенних деревьев. Воспитывать любовь к природе родного края.

Структура наблюдения :

Воспитатель подводит детей к деревьям. Дети, что перед нами? (Деревья.) Что есть у дерева? Деревья, какие : высокие или низкие? Что случилось с листьями? (у деревьев есть ствол, он твёрдый, на стволе много веток, листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. Деревья высокие. Чтобы увидеть верхушку дерева, нужно поднять голову вверх. Деревья - высокие, а трава - низкая.) Обратить внимание на то, что осенью листья меняют окраску и опадают. Предложить побегать по опавшим листьям с деревьев.

Падают с ветки жёлтые монетки…

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

(И. Пивоварова)

Чтобы собрать внимание детей, воспитатель предлагает «поиграть пальчиками» :

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал :

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый – резной,

Вот с берёзки – золотой,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Дети приседают на корточки, спокойно опускают ладошки на опавшую листву.)

Воспитатель предлагает найти дерево, послушав стихотворение :

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая как ёж,

Зимою в платье летнем.

Подвести детей к ели. Обратить внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зелёная, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по территории детского сада и сравнить ель с другими осенними деревьями.

Труд взрослых.

1. «На участке спозаранок дворник трудится, чтобы были чистыми дворы и улицы»

Цель : Воспитывать уважение к труду людей. Учит приходить на помощь окружающим. Формировать позитивные установки к различным видам труда.

Структура наблюдения :

Воспитатель обращает внимание детей на работу дворника :

Чтоб вокруг красиво было,

Дворник подметает двор.

Без шампуня и без мыла,

Убирает грязь и сор.

Когда детям спать охота,

Когда сладко спиться нам.

Дворник трудную работу

Выполняет по утрам.

Он ворчливо повторяя ,

Учит маленьких ребят :

«Грязно там – где убирают,

Чисто там – где не сорят».

Что делает дворник? Посмотрите, как старается дворник, подметает дорожки, чтобы вам было, где играть. Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко работает метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который расскажет, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, и не только словами, но и делами. Предложить детям помочь ему собрать мусор на участке, подмести веничками на веранде.

2. «Труд шофёра очень сложный»

Цель : Формировать знания детей о труде шофёра. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. Формировать позитивные установки к различным видам труда.

Шуршат по дорогам

Весёлые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины…

А в кузове – важные,

Срочные грузы :

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофёров

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна.

Воспитатель обращает внимание детей на продуктовую машину, которая привезла продукты в детский сад. Что за транспорт приехал в детский сад? (Машина.) Предложить подойти к ней поближе, рассмотреть её. Что у машины есть? (Кабина, колёса, руль, кузов.) Что водитель возит в машине? (Продукты.) Как водитель управляет машиной? (Водитель заводит мотор, поворачивает руль, нажимает на педали и машина едет.) Каким должен быть водитель на дороге? (Внимательным.) Что мы посоветуем водителю?

Смотри, шофёр, за рулём

Не зевай, не усни,

Слева, справа, и прямо

За движеньем дорожным следи!

Что пожелаем ему (Счастливого и безопасного пути, хороших и отзывчивых попутчиков, пассажиров, ответственных, дисциплинированных товарищей-водителей на дороге.

Мир животных.

1. «Маленькая птичка прилетела к нам…»

Цель : Познакомить с птицами, которые прилетают на участок : воробьями, синичками. Учить различать основные части тела. Способствовать развитию наблюдательности . Воспитывать любовь к птицам и заботу о пернатых.

Структура наблюдения :

Воспитатель обращает внимание детей на то, что осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или на кустах сидят и чирикают воробьи. Рассказывает о том, что птицы готовятся к холоду. Предлагает детям покормить птиц, насыпав им хлебные крошки. Уточнить, что птицы пугливые, поэтому не надо рядом с ними делать резких движений. В процессе наблюдения , как птицы клюют корм, воспитатель читает стихотворение :

Воробей, что ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь.

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Затем, вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями; есть крылья-они летают; прыгают на лапках; клюют-клювом; есть своя песенка-«чик-чирик» ).

2. «Муравьишки»

Цель : Познакомить с муравьями. Формировать знания детей об их образе жизни, местах обитания, об их пользе в природе. Способствовать развитию наблюдательности . Воспитывать любовь к природе.

Структура наблюдения :

Воспитатель загадывает загадку :

Маленький, удаленький,

Любит трудиться,

Целый день возиться.

(Муравей)

Обратить внимание на муравьёв, которые ползают по земле. Рассказать о том, что они делают, как передвигаются. Понаблюдать за их поведением и общением друг с другом. Проследить : Куда ползут муравьи? Что несут? Положить им на дороге хлеб, сахар, варенье. Что они будут есть? Быстро ли съедят?

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята.

Вся жизнь их связана с трудом.

3. «Здравствуй, киса.»

Цель : Формировать представления детей о характерных особенностях домашнего животного – кошка. Воспитывать любовь к животным, желание заботится о них.

Структура наблюдения :

Воспитатель показывает детям кошку и загадывает загадку :

Мягонькие лапки,

А в лапках – цап-царапки.

Кто это? (Кошка.) Что есть у кошки? (Ушки, усы, хвост.) Для чего нужны кошке уши? (Кошка очень хорошо слышит.) Обратить внимание детей на уши у кошки : как они насторожились, когда мы подошли – она улавливает любой шорох. У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте (они горят у неё) . У кошки мягкие подушки на лапках. В этих подушках прячутся коготки. С их помощью кошка может лазать по забору, деревьям.

Острые ушки, на лапках – подушки.

Усы, как щетинки, дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.

Молоко пьёт, песенки поёт.

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.

Кошка домашнее животное, живёт с человеком, залезает на колени и мурлычет. Человек её любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.

4. «Наш друг – собака»

Цель : Расширять представления о домашних животных. Познакомить с собакой, её внешним видом, поведением. Воспитывать любовь к животным.

Структура наблюдения :

Воспитатель предлагает послушать рассказ :

Рядом с домом стоит маленький домик – будка. В котором живёт зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, грызёт кости. Кто этот зверь?

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

(Собака.)

Вместе с воспитателем рассматривают собаку. Что есть у собаки? (Хвост, уши, зубы.) Как она кричит? Чем питается? Кто ухаживает за ней? Собака – домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище. Лаем предупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для неё дом, кормит утром и вечером.

Скажите, почему мой друг

Спит без подушки,

Ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад – хвостом виляет?

Цели: прививать желание заботиться о птицах; обратить внимание на форму, размер и части птиц; учить различать птиц по размеру – большие и маленькие, называть некоторых птиц, описывать, что и как они клюют, кто кормит птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход прогулки

1. Наблюдение. Перед прогулкой оставить корм для птиц в кормушке. Рассмотреть и рассказать, какие птицы прилетели к кормушке. (Быстрые, яркие, смелые.) Какие части тела заметили у птиц? (Хвост, клюв, голова, глаза, крылья.) Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый, птицы клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают?

2. Загадки о птицах.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По двору гуляет, крошки подбирает. (Воробей )

Чик-чирик к зернышкам прыг,
Клюй – не робей.
Кто же это? (Воробей )

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону), игровая деятельность.

1. Подвижная игра “Воробушки и кот”.

Вариант 1.

Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место.

Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – это кот; остальные дети – воробушки. Кот – спит, воробушки – разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки. Просыпается кот, он потягивается, произносит мяу-мяу и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Вариант 2.

Цели: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место; развивать ловкость, навыки игры в коллективе сверстников, умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – “кот” встает в середину круга. “Воробушки” то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают “зерна” (внутри круга рассыпаны фишки). “Кот” бегает по кругу и старается поймать их. “Воробушек”, до которого дотронулся “кот”, все собранные “зерна” высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных “воробушков”.

Разновидность игры “Ловишки”, но в роли “ловишки” выступает “кот”.

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5-10 м (в зависимости от возраста играющих детей). За первой линией находится “дом воробушков”. Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из числа играющих детей одного, выполняющего роль “кота”. Он сидит рядом с воспитателем и “спит”. Воспитатель говорит: “Кот спит. Воробушки, полетели!”. После этих слов воспитателя “воробушки” покидают свой “домик”, бегают по игровой площадке между двумя линиями, руками- “крылышками”, изображая полет птички, останавливаются и снова бегают.

Воспитатель говорит: “Кот идет!”. Эти слова служат для “кота” сигналом ловить “воробушков”, а для “воробушков” они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем “домике”.

Пойманного “воробушка” “кот” отводит в свой “домик”, а игра начинается сначала, но уже без участия пойманного.

Вариант игры: вместо проведенной линии “домиками” для “воробушков” могут служить начерченные на игровой площадке круги, а также скамеечки, кубы или большие обручи.

Смену “кота” воспитатель проводит после 3-5 пойманных им “воробушков”.

1. Подвижная игра “Попади в круг”.

Цель: развивать умение бросать предметы в определенное место двумя и одной рукой, развивать глазомер, координацию движений и ловкость.

Ход игры: дети стоят на одной линии, на расстоянии 2-3 шагов от лежащего обруча или корзины. В руках у детей мешочек с песком или мяч, по сигналу воспитателя они бросаю мешочки или мячи в цель, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.

Указания к применению: мешочки надо бросать правой и левой рукой.

IV. Трудовая деятельность.

Цель: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка игрушек перед уходом с прогулки).

Солнышко лучистое улыбнулось весело

Цели: дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду; развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание; учить радоваться ясному деньку, теплому солнечному лучику; обратить внимание на вечернее солнце, заход (закат) солнца, светлое небо; слияние с земной поверхностью, рассеивание солнечного света.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Какая погода сегодня? (Пасмурная или ясная.) Какие участки освещены во время вечерней прогулки? назвать предметы, которые освещает солнце во время вечерней прогулки: “Сейчас солнце освещает наши цветы, песок и т.д.”. как греет солнышко? (Тепло.) Как солнышко выглядит? (Круглое, яркое, желтое, теплое.)

2. Эксперимент. Могут ли наши руки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло.) Что произойдет с природой, растениями, животными и людьми, если все время будет ночь? (Рассуждения детей.) После этого дети играют с солнечным зайчиком.

3. Потешки и народные песенки.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Детки-малолетки.
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.

4. Примета.

Солнце вечером покраснело – день будет ветреный.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками), игровая деятельность.

Подвижная игра “Солнышко и дождик”.

Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения (можно ходить врассыпную и перешагивать через ленточки или же, по слову воспитателя, покружиться и присесть, во время бега врассыпную, по сигналу найти свободный листочек и встать на него).

Ход игры: перед началом игры познакомить малышей с ситуацией: “Если светит солнышко, то всем весело, птички поют песни, летают бабочки и жуки, на цветочках пчелки сидят. Но вот подул ветер, солнышко закрыла туча, и пошел дождик, а птички и бабочки куда-то спрятались”.

Спросить детей, а куда спрячутся они, если пойдет дождик? Конечно, под зонтик! Сообщить малышам название игры, и по словесному сигналу “Солнышко светит” дети начинают бегать по площадке.

Если игра проводится осенью, можно приготовить листочки, разбрасывать их на земле, малыши бегают между листьями, им весело.

Воспитатель читает маленькое стихотворение:

Быстрые ножки выбрали дорожку,
По дорожке я бегу,
Остановиться не могу.
Ах, какие! Ох, какие!
Наши детки озорные!

Воспитатель. Солнышко спряталось за тучку, и закапал дождик.

Малыши останавливаются, поднимают ладошку, стучат по ней пальчиком и медленно произносят: “Ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап”.

“Но вот дождик пошел сильный-сильный”, - сообщает воспитатель и открывает зонтик, дети бегут и прячутся под ним.

Воспитатель. Какой сильный дождик! Как он капает! “Кап, кап, кап, кап!”

Малыши повторяют слова быстро-быстро. Дети стоят под зонтиком, воспитатель, подражая дождю, стучит по зонтику и произносит:

Дождик, дождик, веселей –
(Дети поют песенку дождя.)
Капай, капай, не жалей!
Ты по зонтику стучи
(Кап, кап, кап! кап, кап, кап),
Только нас не намочи!
(Кап, кап, кап! кап, кап, кап.)
Дождик, дождик
(Дождик проходит, капельки падают
редко: ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап),

Что ты льешь,
Погулять нам не даешь?
(Дети выходят из-под зонтика, поднимают руки, а на ладошки дождик не капает.)

Воспитатель. Дождик прошел, выглянуло солнышко, и детки пошли гулять.

Указания к проведению: дети могут кружиться вокруг листочков, бегать и ходить врассыпную. Всякий раз при повторении игры предлагать другие интересные и доступные для детей движения.

После быстрого бега следует перейти на ходьбу, идти тихо-тихо на носочках.

V. Трудовая деятельность.

Цели: учить осуществлять совместные элементарные трудовые действия (вымыть игрушки, положить на солнышко, чтобы просохли, подвести детей к выводу о том, что предметы на солнце высыхают); перед уходом в группу собрать игрушки.

VI. Рефлексия.

…Я скажу вам не тая –
Жить без солнышка нельзя! О. Чусовитина

…Ты идешь и слышишь вслед,
Как солнце говорит: “Малыш, привет!” О. Чусовитина


Конспект прогулки во второй младшей группе
«Наблюдение за изменениями в природе осенью»
Задачи: учить детей определять приметы осени, закрепить знания о сезонных изменениях, развивать умения распознавать деревья (береза, рябина), развивать наблюдательность, умение выражать свои чувства и эмоции, показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад», воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Осваиваемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Организационная структура прогулки
Наблюдение за изменениями в природе осенью
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева «Осень»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло,
Желтые кусты…
Воспитатель: Дети, какое идет время года? Какие изменения произошли в природе? Посмотрите на небо, какое оно? Посмотрите на солнышко. Изменилось ли оно по сравнению с летним? А мы с вами, как отреагировали на похолодание? (Ответы детей.)
Воспитатель: Первые приметы осени – похолодание. И, чтобы её не забыть, возьмем осенний листочек.
Воспитатель: Отгадайте загадку: падают с ветки желтые монетки. Что это?
Воспитатель: Посмотрите на деревья. Изменился ли цвет листьев на деревьях? Какого цвета листья на березе, а на рябине? Что происходит с листьями, когда дует ветер? Как называется это явление?
Листопад, листопад,
Листья желтые летят…
Воспитатель: Итак, листопад – это вторая примета осени. Возьмем второй листочек.
Воспитатель: Дети, а вы видели насекомых на улице? Почему их не видно? (Ответы детей.)
Воспитатель: Насекомые пропали – это третья примета осени. Для неё мы возьмем лист рябины.
Воспитатель: Птиц стало мало, куда они пропали? Все ли птицы улетают? Какие птицы остаются зимовать? Как нужно помогать этим птицам? (Ответы детей.)
Воспитатель: Птицы улетают на юг – это четвертая примета. Для неё возьмем листочек с липы.
Мы назвали четыре приметы у осени. Давайте вспомним их и назовем. (Ответы детей.)
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры
Воспитатель говорит: «Солнышко светит, нам очень весело и мы радуемся». Дети ходят и бегают врассыпную. После слов воспитателя: «Дождик», дети бегут к нему под зонтик. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель меняет свое местоположение.
Творческое задание «Осенний букет»
Дети составляют букет из осенних листьев. Рассказывают, кому они хотят его подарить.
Воспитатель: Воденикова М.С., 2016г.

Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

Наблюдение в ДОУ - это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.

В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

  • привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
  • выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
  • подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
  • установление признаков отличия одного объекта от другого;
  • формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

  • По месту проведения:
    • на участке;
    • в групповой комнате;
    • в лесу, поле и т. д.
  • По количеству детей:
    • индивидуальные (1–4 человека);
    • групповые (5–10 детей);
    • коллективные (вся группа).
  • По причине проведения:
    • случайные;
    • запланированные;
    • как ответ на вопрос ребёнка.
  • По характеру включения в педагогический процесс:
    • эпизодические;
    • систематические.
  • По продолжительности:
    • кратковременные (от 5 до 15 минут);
    • длительные (свыше 15 минут).
  • По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
    • однократные;
    • многократные, или циклические.
  • По месту в цикле:
    • первичные;
    • вторичные;
    • заключительные, или итоговые.
  • По характеру объектов:
    • наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
    • наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

Возрастные особенности младших дошкольников

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет. Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями.

Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия. Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев.

В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» - идет, «кач-кач» - качается на качелях, «ам-ам» - ест, «куп-куп» - купается, «бух» - упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:

Птичка… (птичка),
Вот тебе… (водичка)!
Вот тебе… (крошки)
На моей… (ладошке)!

http://www.7ya.ru

Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.

Наблюдение можно проводить с небольшими подгруппами детей, чтобы у каждого воспитанника была возможность детально познакомиться с объектом

Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе

Тема Цели Ход наблюдения
Наблюдение за собакой
  • Узнать больше о таком домашнем животном, как собака;
  • привить желание заботиться о собаках;
  • формировать знания о привычках собак.
Собака - друг человека. У неё есть туловище, голова, лапки, хвост. Она верна своему хозяину и всегда остерегает его от врагов. Она может исполнять команды, кушает косточки, бегает за мячом.
Спросить, у кого из детей есть такое домашнее животное, как они за ним ухаживают.
Наблюдение за птицами
  • Узнать повадки птиц, понаблюдать за их поведением;
  • развить желание подкармливать птиц в холодные времена.
Перед началом прогулки взять немного хлебных крошек. Попробовать покормить птиц, проследить реакцию пернатых на движения ребёнка. Если малыш резко дёргает рукой, птица пугается и улетает.
Наблюдение за кошкой
  • Узнать больше о таком животном, как кошка;
  • узнать больше о её повадках, привычках.
Обратить внимание на внешний вид кошки, на то, какая она мягкая и пушистая. Также стоит заметить, что при резких движениях она убегает, так как боится человека, а при плавных - приближается к нему.
Наблюдение за птицами
  • Сравнить таких птиц, как голубь и воробей;
  • чётко выявить их сходства и различия.
Обратить внимание на то, что:
  • воробей маленький, а голубь большой,
  • воробей прыгает, а голубь бегает,
  • воробей коричневый, а голубь серый,
  • воробей пугается людей, а голубь к ним привык.
Наблюдение за синицей
  • Закрепить знания о внешнем виде и повадках синиц;
  • развить желание подкармливать их в холодное время года.
Перед прогулкой взять семечки, сало. Объяснить детям, что эти птицы очень нуждаются в корме, они любят семечки, сало, для них вешают кормушки зимой.
Наблюдение за трудом дворника Понять задачи работы дворника. Заметить, что именно убирает дворник: мусор, листву, засохшие ветки. Чем он это делает: граблями, метлой с совком или корзиной для мусора.
Наблюдение за ветром Понять, какое воздействие оказывает ветер на окружающую среду. Заметить, что при порыве ветра шевелятся листочки, качаются ветки деревьев, крутится вертушка. С земли все лёгкие предметы поднимаются и улетают.
Наблюдение за водой Пронаблюдать за свойствами воды. Переливать воду из одного сосуда в другой. Заметить, что при попадании капель на одежду остаётся пятно, которое позже высыхает. Вода может быть тёплой, холодной.
Наблюдение за листьями осенью Запомнить все цвета, в которые могут окрашиваться листья. Выйти на прогулку осенью и собрать зелёные, жёлтые и красные листья. Объяснить, как меняется цвет листьев в течение этого времени года.
Наблюдение за снегом Понять свойства снега, понаблюдать за его реакцией на различные внешние раздражители. Выйти на прогулку в зимнее время года, попробовать словить снежинку, заметить, что она сразу тает на тёплой ладони, попытаться рассмотреть её с близкого расстояния, подуть на неё, попробовать словить в перчатке.

Пример конспекта «Наблюдение за снегом»

Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.

  • Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.
  • Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.
  • Активизировать детей за счёт словесной реакции.
  • Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.
  • Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.

Материалы:

  • снег,
  • грабли,
  • варежки,
  • санки,
  • лыжи,
  • лопатки.

Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:

  • Что падает с неба такое белое? (Снежинки).
  • Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).
  • Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).
  • Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).
  • Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный!)

В.: Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.

Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:

  • лепят,
  • мнут,
  • топчат,
  • дуют,
  • копают лопаткой,
  • ловят голыми руками и варежкой.

Физминутка «Метель». Дети кружатся, изображая движение снежинок. Если воспитатель говорит «метель» - дети бегают, «тишина» - замирают.

Временной план наблюдений

Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.

Тема «Снег»

  1. Викторина о снеге в помещении - 5 минут. Обсуждение свойств снега (пушистый, мягкий, холодный), его реакции на внешние раздражители.
    • Игра «Метель» (задача: научить детей бегать и замирать по сигналу).
    • Игра «Снежки» (задача: слепить снежок и попасть им в мишень).
  2. Индивидуальная работа - 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, предложив каждому ребёнку слепить своего снеговика.
  3. Деятельность в группе - 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: снежинки, снеговика, метель, сугробы, снежки.

Тема «Осень»

Осень для малышей является увлекательным временем года

Осень - незабываемое время года для детей, поэтому нужно сфокусировать их внимание на изменениях в природе.

  1. Викторина про осень в помещении - 5 минут. Обсуждение отличительных черт осени (улетают птицы, холодает, часто идёт дождик).
  2. Игровая деятельность - 4 минуты.
    • Игра «Каштаны» (задача: собрать как можно больше каштанов на земле).
    • Игра «Листочки» (задача: научить детей быстро двигаться, имитируя движение опадающих листов, и реагировать на сигнал воспитателей). Дети бегают по площадке, имитируя движение опадающих листов. Если воспитатель говорит «тишина!», дети замирают, «листопад» - кружатся.
  3. Индивидуальная работа - 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, каждый ребёнок собирает свой букет из опавших листьев.
  4. Деятельность в группе - 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: разноцветные листья, деревья с почти опавшей листвой, улетающих птиц, хмурое небо.

В процессе совместной деятельности малыши приобретают новых друзей

Видео: игры с водой в первой младшей группе

https://youtube.com/watch?v=TfCfeD2Otzk Video can’t be loaded: Игры с водичкой в первой младшей группе ДОУ №44 г.Барановичи (https://youtube.com/watch?v=TfCfeD2Otzk)

Организация наблюдений во второй младшей группе ДОУ

Дети в возрасте от 3 до 4 лет отличаются от предыдущей группы в первую очередь тем, что они проявляют гораздо больше желания общаться и познавать окружающий мир. Они стремятся больше общаться со сверстниками, а не с воспитателем. С детьми им проще играть, рисовать, лепить, у них быстрее развивается речь. В этот период начинают сильно проявляться отличия между детьми в физическом и интеллектуальном развитии, поэтому особенно важно найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Наблюдение за птицами воспитывает у детей заботливое отношение к пернатым

Воспитателю следует учитывать, что дети, которые не ходили в первую младшую группу, часто болеют и тяжелее адаптируются к условиям ДОУ.

Таблица: картотека наблюдений во второй младшей группе

Тема Цели Ход наблюдения
Наблюдение за деревьями
  • Разобраться в отличительных особенностях определённых видов деревьев,
  • запомнить основные составляющие дерева.
Прогуляться с детьми по парку и показать различия между берёзой, дубом, рябиной, ясенем, клёном и т. д. Рассказать, где находится ствол, корни, крона, ветви, листья, на каких из этих деревьев могут жить белки.
Наблюдение за муравьями
  • Узнать, зачем существуют муравьи, какую пользу приносят,
  • развить экологическое мировоззрение детей.
Рассказать, что такое муравейник, как трудятся муравьи, переносят вместе веточки, как им сложно строить свой муравейник и поэтому его нельзя разрушать. Сравнить поток муравьёв с людьми на улице.
Наблюдение за облаками
  • Развить у детей воображение, любознательность,
  • расширить кругозор.
Наблюдать за облаками, как они быстро двигаются при резком ветре и стоят на месте в безветренный день. К каждому облаку придумать ассоциации животных, сказочных персонажей.
Наблюдение за разгрузкой машины с продуктами
  • Познакомить детей с работой грузчика,
  • расширить их словарный запас.
Понаблюдать за отгрузкой продуктов, рассказать в каких коробках яйца, в каких молоко, хлеб. Рассказать, что коробки тяжёлые, грузчикам нелегко их носить. Но эти продукты свежие и из них готовят еду для детей.
Наблюдение за проезжей частью Закрепить знания о проезжей части, о мерах безопасности при нахождении рядом с ней. Находясь вблизи дороги, отметить большое разнообразие машин, назначение легковых и грузовых машин, рассказать как важен светофор, а также что при гололёде машиной водителю сложно управлять.
Наблюдение за ранней весной Отметить наиболее важные особенности ранней весны. Заметить, что появилось солнце, возвращаются птицы, тает снег, капают сосульки, виднеется первая трава, дует сильный ветер.
Экскурсия в лес
  • Объяснить, что в лесу есть насекомые, животные, птицы, растения и деревья, которые нужны друг другу;
  • объяснить важность сохранения разнообразия флоры и фауны леса.
Прогуляться по лесу, отметить разнообразие живой природы, рассказать, что там растут грибы, ягоды, которые можно собирать. Попытаться донести о красоте и уникальности леса. Послушать пение птиц.
Наблюдение за набуханием почек на деревьях Закрепить знания о живой природе. Ранней весной подойти к дереву, потрогать аккуратно почки, объяснить, что из них потом появятся листья. Рассказать, что если почек нет и ветка сухая, то её нужно осторожно отломать.
Экскурсия в магазин
  • Рассказать про труд продавца;
  • узнать, на какие отделы делится магазин.
Вывести детей в ближайший магазин, понаблюдать за работой продавца, поводить по магазину, показать, чем отличается молочный отдел от овощного и т. д.
Наблюдение за солнцем Расширить кругозор детей, развить их представления о явлениях, связанных с солнцем. Пронаблюдать радугу, объяснить почему она появляется, показать солнечных зайчиков, объяснить откуда они берутся, дать попробовать детям поймать их.

Пример конспекта «Наблюдение за проезжей частью»

  • Сформировать чёткое представление у детей о том, насколько оживлённая трасса в час пик.
  • Познакомить воспитанников с разнообразием машин.
  • Закрепить знания о том, как переходить дорогу по пешеходному переходу.
  • Познакомить с фликерами, как они работают и зачем нужны.
  • Дать представление о том, как сложно вести машину водителю и почему его не нужно отвлекать.

Воспитатель проводит викторину с воспитанниками:

  • Дети, на какой свет мы можем переходить дорогу? (На зелёный).
  • А на какой мы ни в коем случае не должны этого делать? (На красный).
  • Что везёт большая грузовая машина? (Продукты, мебель и т. д.).
  • Что поможет увидеть вас водителю в темное время суток? (Фликеры).
  • Как называются машины, в которых едет очень много людей? (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутка и т. д.).
  • Почему нельзя отвлекать водителя от дороги? (Потому что машина едет на большой скорости).

Важно, чтобы после наблюдения у детей была возможность нарисовать увиденное

Воспитатель рисует машины и рассказывает, где находится руль, педали, сиденья, ремни безопасности, двигатель, дети наблюдают.

Физминутка. Если воспитатель говорит «красный», дети сидят, «жёлтый» - встают, «зелёный» - ходят туда-обратно, изображая пешеходов.

Временной план наблюдений во второй младшей группе

Во второй младшей группе время, посвящённое непосредственно наблюдению, незначительно увеличивается.

Тема «Экскурсия в лес»

  1. Викторина про лес в помещении - 10 минут. Обсуждение леса как среды обитания флоры и фауны (какие звери, птицы, насекомые там живут, какие растения и деревья растут).
    • Игра «Лесные обитатели» (задача: научить детей быстро реагировать на сигналы). Когда воспитатель говорит «белочки», дети начинают быстро бегать, «зайчики» - прыгают, «птички» - имитируют полет птиц, «деревья» - замирают на месте.
    • Игра «Листочки» (задача: научить детей различать листья различных деревьев). Воспитатель собирает хвою, каштаны, дубовые листы, тополиный пух и т. д., а дети должны сказать, какому дереву это принадлежит.
  2. Индивидуальная работа - 7 минут. Дети самостоятельно собирают букеты из разнообразных листьев деревьев.
  3. Деятельность в группе - 6 минут. В помещении предложить детям нарисовать то, что они видели на улице: разноцветные листья разных видов, деревья, тропинки, лавочки и т. д.

Тема «Наблюдение за ранней весной»

  1. Викторина про весну в помещении - 10 минут. Обсуждение весны (какие птицы первыми прилетают, какие животные просыпаются из спячки, какие растения первыми показываются из-под снега).
  2. Игровая деятельность - 10 минут.
    • Игра «Весенние чудеса» (задача: научить детей быстро реагировать на сигналы). Когда воспитатель говорит «подснежники», дети начинают быстро приседать и вставать, как подснежники, «медведи» - имитируют походку медведя, «почки» - сворачиваются в клубок и сидят на месте.
    • Игра «Сосульки» (задача: найти самую длинную сосульку на территории детского сада, пока те ещё не растаяли).
  3. Индивидуальная работа - 7 минут. Дети самостоятельно убирают лопатками грязный снег.
  4. Деятельность в группе - 6 минут. В помещении предложить детям нарисовать то, что они видели на улице: проталины, первые почки на кустах, подснежники, капающие сосульки, оставшиеся шапки снега.

Видео: наблюдение за снегом во второй младшей группе

Перспективное планирование наблюдений в младших группах детского сада

Составление перспективного плана на год поможет педагогам ДОУ организовать наблюдения за объектами живой и неживой природы, погодными явлениями с маленькими воспитанниками. План должен учитывать особенности климата и местности проживания детей.

При составлении перспективного плана следует учитывать климатические особенности региона

Таблица: перспективный план наблюдений для первой младшей группы

Месяц Объект наблюдения
Сентябрь Наблюдение за песком, изучение его свойств:
  • сыпучий,
  • сухой,
  • при добавлении воды становится твёрдым,
  • легко разносится ветром.
Октябрь Наблюдение за рыбками в аквариуме группы, кормление их.
Ноябрь Наблюдение за водой, изучение её свойств:
  • тёплая,
  • холодная,
  • горячая,
  • если замерзает - превращается в лёд.
Декабрь Наблюдение за снегом, изучение его свойств:
  • холодный,
  • пушистый,
  • мягкий,
  • если мороз - снег рыхлый,
  • теплеет - снег лепится.
Январь Наблюдение за льдом:
  • скользкий,
  • можно аккуратно кататься,
  • может трескаться,
  • если тает - становится водой.
Февраль Наблюдение за мыльными пузырями, научить детей выдувать мыльные пузыри самостоятельно.
Март Наблюдение за весной:
  • тает снег,
  • прилетают птицы,
  • часто светит солнце,
  • дует ветер.
Апрель Наблюдение за насекомыми:
  • мухи,
  • майские жуки,
  • изучение их строения.
Май Наблюдение за одуванчиками, превращение из жёлтого цветка в белый.

Таблица: перспективный план наблюдений для второй младшей группы

Месяц Объект наблюдения
Сентябрь Наблюдение за солнцем и небом:
  • найти стороны горизонта,
  • понаблюдать, что когда светит солнце, люди надевают головные уборы,
  • отметить изменение погоды при наличии или исчезновении облаков,
  • сравнить голубизну неба летом и осенью.
Октябрь Наблюдение за ветром и дождём:
  • сильный, порывистый, лёгкий, холодный ветер;
  • отметить виды дождя: короткий, непрерывный, ливень, мелкий дождь, косой и прямой.
Ноябрь Наблюдение за птицами:
  • нахождение отличий и сходств между голубем,
  • воробьём,
  • вороной,
  • как реагируют на людей, как передвигаются,
  • издаваемые звуки, габариты, окраска.
Декабрь Наблюдение за уборкой снега:
  • снегоуборочная машина, как едет, ею управляет шофер, щётки сметают снег,
  • снег убирает дворник, он лопаткой чистит снег по краю тротуара, отсыпает к бордюру,
  • предложить помочь детям.
Январь
  • Наблюдение за снегопадом:
    • снежинки падают на мех, на шапки, варежки,
    • дети рассматривают снежинки, придумывают ассоциации);
  • за снежками: плохо лепятся при морозе, хорошо при плюсовой температуре;
  • за одеждой прохожих в холодное время года: тёплые ботинки, пуховики, шарфы.
Февраль Наблюдение за детьми старшей группы на другом участке:
  • дети аккуратно катаются с горки,
  • не толкаются,
  • придерживаются очереди.
Март Наблюдение за изменениями в природе:
  • талый снег,
  • текут ручейки,
  • проталины,
  • появляется первая трава,
  • небо периодически становится светлее,
  • увеличивается световой день,
  • люди одеваются не так тепло.
Апрель Наблюдение за деревьями:
  • найти знакомые деревья на участке,
  • заметить их различия, сходства,
  • сильно ли гнутся от ветра,
  • пышная ли крона.
Май Наблюдение за транспортом, который приежает в детский сад: вспомнить скорую, пожарную, милицейскую машину, грузовую, которая привозит продукты, кто их и как разгружает, какие продукты привозит.

Наблюдение за окружающей средой - важный момент развития детей. Прогулки на свежем воздухе закаляют организм, а созерцание различных природных явлений расширяет кругозор. Изучение свойств растений и животных воспитывает у дошкольников бережное и заботливое отношение к окружающему миру, наблюдение за созданными человеком объектами - формирует представления о жизни в обществе. Главное - грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.