Расположился полигон "Ружаны" , на территории сразу трех районов Брестской области - Пружанского , Ивацевичского и Березовского . Общая площадь - более 7,5 тысяч гектаров ! На севере полигон (вернее его зеленая зона) доходил почти до поселков Лососин и Щитно , а на юге –до поселка Михалин , а там уже и до озера Селец рукой подать.

Все жители Ружан и окрестностей теперь знают о существовании полигона в Ружанской пуще . Впрочем, это никогда особой тайной и не составляло, а обходили стороной эти места по вполне понятным причинам – в отличие от нынешних времен прежде полигон постоянно был "в работе". Впрочем, это никогда не было для жителей окрестных деревень препятствием для посещения Ружанской пущи. Мелкими перебежками, от одной грибницы до другой… авось не зацепит… Теперь полигон используется менее активно (но предупреждаю сразу – все же используется!!! ) и его начали посещать даже жители близлежащих областей и даже Минска. Причина одна – Ружанская пуща, в которой он расположен.

Настало время открытости (может иной раз даже чрезмерной), посему с достаточной точностью можно определить местоположение полигона. В открытых документах Минобороны Беларуси, в "Инструкции по использованию воздушного пространства минского района полетной информации" даны координаты этой зоны, которые я наложил на космоснимок Ружанской пущи.

2. Полигон и Ружанская пуща

Полигон одновременно стал и бедой, и спасением пущи. Бедой – из-за нередких пожаров, спасением – он оградил эти места от какой-либо хозяйственной деятельности. Стоит вспомнить, что еще в начале прошлого века Ружанскую пущу начали безжалостно вырубать. Особенно крупный урон был ей нанесен в 20-е - 30-е годы, когда лес массово вывозился в Польшу и далее – в Германию, Австрию… Именно по этой причине, а не из-за наличия полигона, появилась на этой территории огромная «проплешина», которой еще не было в средине XIX века.

Впрочем, и полигон помогал…

Вот что пишет Сергей Золотов , служивший на полигоне в 1986-87 гг.: «В мае 1986 года на полигоне был большой пожар из-за того, что осветительная бомба упала в защитную лесополосу, и для ликвидации пожара привлекались так же и солдаты-ракетчики, т.к. огонь шел в сторону позиций ракет. Сам я прибыл в часть через 5 дней после ликвидации пожара и слышал об этом от сослуживцев» .

3. История полигона

Что же известно сейчас о полигоне?

Полигон был сформирован на основании директивы ГК ВВС СССР в начале января 1946 года как 40-й окружной авиационный полигон второй категории (знать бы что означает эта первая категория?). В 1956 году его переименовали в 75-й окружной авиационный полигон 2-й категории . 1973 год стал последним для 75-го оап . Тогда личный состав, технику, учебно-материальную базу передали для формирования 536-го учебного авиационного центра , который был сформирован уже в 1974 году (тогда это была в/ч 39212 ), вошедший в состав 26 Воздушной армии Белорусского военного округа .

Еще несколько строк из переписки с Сергеем Золотовым .

«Я служил в в/ч 39212 . Это авиционный полигон Учебный авиационный центр №536. Служил я там с мая 86 по февраль 87г . Командиром части был тогда подполковник Кузьмин Иван Иваныч , а зам был м-р Киндзерский или Кинзерский (в фамилии могу ошибаться). Так же много было прапорщиков из близлежащих деревень Лососин и ещё какая-то.

Со мной в в/ч 39212 служили ребята из Горьковской области: Люкшин Игорь из с.Починки и Валера (не помню фам), Асланов Касым из г.Кувасай Ферганской обл (был у нас отличным парикмахером, стриг и нас и офицеров), Решетько Геннадий из Минской области п/о Красное знамя, из Новополоцка Лапин Валерий , Омельчук Виктор из Одессы был у нас киномехаником. Командиром автовзвода был ст.пр-к Наумов (Науменко ?) сам местный из близлежащей деревни. Кормёжка была лучше чем дома, по крайней мере я больше нигде не видел, чтобы давали по выходным котлеты и яблоки, на каждый ужин кружку парного молока (по желанию - хоч пей, хоч нет) и не воровали повара. Они были местные женщины и готовили - пальчики оближешь! Когда к нам приезжали ракетчики они говорили нам, что мы служим в раю. … В рабочей зоне полигона стояло много военной техники в виде мишеней, а в защитной полосе много танков, машин и пушек которые были на ходу (без затворов но внешне нормальные, а на танках мы даже катались) и ждали своей очереди на "расстрел". Офицеры ездили на охоту в леса полигона и в соседний рыбхоз на рыбалку сообща с активом этого рыбхоза. Я просто возил около полугода зам.командира и все это видел сам. А так, от этой части у меня остались очень теплые воспоминания.»

И, наконец, фотографии, присланные Игорем Розовым , отец которого служил на полигоне:

«Здравствуйте, уважаемый создатель сайта о Ружанах.

Недавно прочитал в интернете об авиационном полигоне возле Ружан.

Мой отец, приблизительно в 1963 - 1967 гг. был командиром этого полигона: капитан Розов Михаил Исаакович .

Посылаю несколько фотографий того периода.


1. С группой солдат.
Первый ряд, второй слева - М.И.Розов.


2. Такие мишени тоже были.
Первый слева - М.И.Розов.


3. Возле казармы.


4. На полигоне.

5. Гута-Михалин.
Партизанское кладбище. 9-я мая.

6. Командование 26-й воздушной армии.

7. Вид на воинскую часть с вышки.

Меня возили в школу в г.Ружаны. Учился в одном классе с сыном командира ракетного полка Кочиным Ю.М.

С уважением,

Игорь Розов.

23.05.2009 г.»

А вот фрагмент письма командира 403 ракетного полка , Сиволоба Н.С. : «Не помню на каком году моего пребывания в должности ком. Ружанского полка - на первом или втором, мне позвонил офицер и представился командиром той самой в/ч, обслуживавшей полигон. В повседневном обиходе мы называли его Начальник полигона . Мы встретились, познакомились. Это был капитан Кузьмин Иван Иванович . В полку даже гадали - каким родственником и кому он доводится, что в таком в/зв. назначен на должность полковника. Но дело не в этом. Иван Иванович оказался замечательным человеком, к сожалению, не знаю его дальнейшую судьбу. Полевой район (как называли его ЗПР) полка, куда выходил 2-й рдн , а в последние годы и 1-й рдн (на итоговой проверке командующего армией в феврале 1983 г. в ЗПР выходил именно 1-й рдн ) и отдельные стартовые батареи, находился за полигоном и поэтому частично маршрут движения батарей в ЗПР и обратно проходил через территорию полигона. Это обстоятельство, а также тот факт, что при бомбометании были нередки случаи сброса бомб на подлете к полигону, обязывало штаб полка согласовывать дату и время прохода колонн через полигон. Территориально ЗПР полка находился рядом с партизанским кладбищем. Где то в 1981 -1982 году, однажды в беседе с офицерами в присутствии мальчишек военного городка, кто-то высказал мысль о том, что неплохо было бы на детской площадке поставить настоящий самолет (очевидно, навеяно это предложение было воскресными «экскурсиями» на полигон.)

Я поддержал идею. В замечательной сауне с прекрасным бассейном, оборудованными на территории в/ч полигона был заключен договор о взаимовыгодном сотрудничестве: полк оказывает полигону помощь инженерной техникой (БАТ, грейдер), полигон предоставляет один из МИГ-15, установленных на полигоне. На двух автомобилях КРАЗ в один из летних дней, около 8 часов вечера самолет был доставлен в городок. Городок превратился в растревоженный улей. Разгрузка была затруднена из-за облепивших место разгрузки детей. До 23.00 мамы не могли загнать детей домой. После сборки самолета и оборудования лесенок для поднятия на него, дети стояли в очереди чтобы посидеть в кабине настоящего самолета. Тех, кто подолгу засиживался или добровольно не желал уступить место, некорректно «извлекали» из кабины. Сегодня тем мальчишкам за 35 и может быть тот самолет помог кому-то породниться с небом. Очень жаль что сегодня от того самолета не осталось и следа: увы, как говорится, другие времена., другие нравы.»

В разное время полигон использовался для тренировок будущих "афганцев". В частности, в 1988 году.

В 1989 году учебный центр снова переформировали, теперь уже в 210-й авиационный полигон ВВС и войск ПВО 1-й категории . С этого момента он был задействован во всех крупных учениях, проводимых на территории Краснознаменного БВО. За высокие показатели в боевой подготовке в ноябре 1989 года 210-й авиационный полигон был награжден Почетной грамотой главнокомандующего ВВС СССР и занесен в Книгу почета наших ВВС. Сегодня 210-й авиационный полигон входит в состав ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь. Здесь совершенствуют боевую выучку подразделения и воинские части вида Вооруженных Сил. Летный состав всех родов авиации оттачивает свое мастерство, осваивает новые виды боевого применения авиационных комплексов. За постоянной исправностью учебно-материальной базы полигона следит его личный состав под руководством подполковника Александра Скользаева [ 2011 год] .

И еще немного о технике, использовавшейся на полигоне. Это письмо я нашел на forumavia . Среди обширной авиационной тематики под темой, посвященной беспилотным авиационным средствам я нашел следующее:

«Привет беспилотчикам! Я после Пермского ВАТУ в 1985г. попал в с.Черниговку ДВО в БСР на должность нач-ка гр. АО. У нас были "Рейсы". Осенью того же года эшелоном поехали в Кап.Яр на пуски. В 1986 г. по замене уехал в ГСВГ в гарн-н Брандис под г.Лейпцигом. В марте 1987г. эшелоном выезжали в Союз в Мары, Джебел на пуски. В 1989г. часть перебросили в г.Дрезден. Оттуда же эшелоном выезжали в Белорусию на полигон "Ружаны" на пуски. В 1990г. часть расформировали, технику сдали в Украине в г.Славута Хмельницкой обл.. Туда же сдали технику ещё 4 части ГСВГ, с Джебела.

03/12/2008, Курянин»

А вот и фото того самого "Рейса" - беспилотного самолета-разведчика (БСР) ВР-3. Еще его называли - изделие 143 "Рейс", или Ту-143 - кстати самый распространенный БСР в ВС СССР да и РФ.

Много тайн хранит еще Ружанский полигон.

4. Чтобы помнили...

В мирное время, 11 апреля 1991 года , при атаке наземной цели, здесь погиб командир 1-авиаэскадрильи 206 отдельного штурмового авиаполка 26-й воздушной армии БВО подполковник Николай Казаков , один из наиболее отличившихся в Афганистане летчиков полка. 206 ошап до 1993 г. базировался в Пружанах и имел в своем составе самолёты СУ-25.

Памятник установлен на месте авиакатастрофы Су-25 подполковника Казакова Н.П.

* * *

А 1 сентября 1981 г. при подготовке к учениям «Запад-81» , здесь же погиб Кармазин Владимир Николаевич .

С сайта Харьковского авиационного училища удалось получить следующую информацию:

«Командир звена, капитан Кармазин Владимир Николаевич, окончил ХВВАУЛ (Харьков), проходил службу в Степи (ЗабВО), Найлахе (Монголия), и Чорткове (ПрикВО). Обстоятельства гибели:

Полк из Чорткова был перебазирован в полном составе на аэродром Мачулищи в Белоруссии. Во время генеральной репетиции, при выполнении тактических атак наземных целей, самолёт МиГ-27 (изд.23БМ), при выполнении разворота на малой высоте в сторону ведомого, правым крылом зацепился за землю. В момент столкновения, скорость самолета по прибору была около 1050 км/час и крен – под 90 градусов. При ударе о землю сработало катапультное кресло. Из-за огромной перегрузки летчик погиб. Самолет взорвался. Обломки разлетелись в радиусе полутора километров.»

Из воспоминаний Александра Кочевникова:

«После прибытия в Чортков, капитан Кармазин В.Н. попал служить в 3 аэ. Командиром эскадрильи был майор Жуков Анатолий Петрович. При подготовке к учениям "Запад-81", ни один командир эскадрильи не возглавлял свои эскадрильи.
Это потом, после катастрофы, всё стало на свои места. А вначале, группы возглавляли: начальник ВОТП, старший штурман полка, замполит полка. Короче говоря: все ордена и медали были заранее распределены и все знали, кто что получит.

Вместо командира эскадрильи группу 3 аэ вёл старший штурман полка подполковник Жуков Александр Васильевич. Опыта вождения больших групп самолётов он не имел. Главным для себя считал - это выход на цель в заданное время. Поэтому, скорость гуляла от 500 км/час до 1100. На боевом курсе, ведомая пара дважды, выходила во фронт с ведущим группы.

Ведомым, в том злополучном вылете, у капитана Кармазина В.Н. был выпускник Харьковского ВВАУЛ 1975 года ПАВЛОВ Игорь Геннадьевич. Он, как настоящий ИБэАшник, при развороте на ведомого, со снижением на малой высоте, ушёл вверх и поэтому остался жив.

Я был невольным свидетелем разговора Главкома ВВС Главного Маршала авиации Кутахова Павла Степановича со своими генералами. До них никак не могло дойти: почему ведомый лётчик остался жив? Вот если бы ведомый погиб - это понятно. Вдвоём - тоже понятно. А так. Ведущий погиб, ведомый нет! Непонятно.

То, что капитан Кармазин В.Н. потерял впереди летящую пару и потерял контроль за высотой, было одной из основных версий. Но, я думаю, что это не главное. По всей видимости, на самолёте возникло сильное скольжение в сторону земли из-за подвесного подфюзеляжного бака.

На самолёте МиГ-27 есть ограничение: полёт с подвесным фюзеляжным баком разрешается выполнять на приборных скоростях не более 1000 км/час по прибору. И ещё. Тот кто летал на самолётах МиГ-27 /изд.23БМ/, помнит, что в режиме "Стабилизация" в боковом отношении самолёт сильно скользил. А ведь, в момент столкновения с землёй, скорость самолёта была более 1050 км/час.

Но главной причиной катастрофы, было не это. Причина кроется в семейных неурядицах. За несколько дней до гибели, капитан Кармазин В.Н., отмечал свой день рождения. Не было у него радости в глазах. В душе стояла тоска и безысходность. Он как бы предчувствовал свою гибель и прощался с нами»

5. Юбилей полигона


Южный въезд

13 января 2006 года личный состав, ветераны 210-го авиационного полигона ВВС и войск ПВО отметили 60-летний юбилей части.

По этому поводу газеты писали:

«Личный состав полигона всегда отличало высокое чувство ответственности при решении сложных и ответственных задач по обеспечению боевой учебы авиационных частей. Об интенсивности и напряженности повседневной жизнедеятельности части говорят итоги сотен учений, которые обеспечивали своей материальной базой военнослужащие и гражданский персонал полигона. В истории полигона участие во всех крупных учениях проводимых на территории Белорусского военного округа. За высокие показатели в боевой подготовке в ноябре 1989 года 210-й авиационный полигон награжден Почетной грамотой ГК ВВС СССР и занесен в Книгу почета ВВС СССР.

Славные традиции части продолжает личный состав полигона и сегодня. С высоким качеством обеспечено выполнение задач комплексных оперативно-тактических учений Вооруженных Сил Республики Беларусь "Неман-2001", "Березина-2002", "Чистое небо-2003". На базе полигона испытывали боевые возможности модернизированных самолетов МиГ-29 БМ и вертолетов Ми-8.»

6. Полигон сегодня...

Сейчас 210-й полигон чаще называют «Ружанский» , впрочем, встречал я и название «Полесский» .

А теперь - о нынешнем состоянии полигона:

О том, что полигон продолжают использовать и в независимой Беларуси, говорят многочисленные сообщения прессы. Вот фрагменты только некоторых из них. Привожу их с целью предостережения беспечных туристов...

"Авиация и ядерные испытания"

При проведении ядерных испытаний задачи авиационного обеспечения были возложены на 71-й полигон ВВС в Крыму... Успехи ученых и конструкторов в разработке и испытаниях ядерных зарядов с различными массогабаритными характеристиками и показателями эффективности действия создали предпосылки внедрения ядерного оружия в различные системы и комплексы вооружения, в том числе и для авиации ВВС и ВМФ. Научно-техническое сопровождение этих разработок для авиации стало новой задачей для 71-го полигона ВВС. Оно включало проведение исследований по обоснованию требований к ядерному оружию и самолетам-носителям, разработку методов испытаний ядерных авиабомб и боевых частей ракет для стратегической, фронтовой и истребительной авиации, их самолетов-носителей и средств эксплуатации этого нового вида вооружения. На начальном этапе внедрения ядерного оружия с 1948 года взаимодействие осуществлялось только с ВНИИЭФ (Арзамас-16) , с местными учеными и конструкторами - Ю. Б. Харитоном , К. И. Щелкиным , Н. Л. Духовым , С.Г. Кочарянцем , В. С. Комельковым , В. А. Зуевским .

С середины 1950-х годов и в последующие годы - со вновь образовавшимися в Минсредмаше институтами: ВНИИТФ (Челябинск-70) - К. И. Щелкиным, Е. И. Забабахиным, А. Д. Захаренковым, Г. А. Цырковым, Л. Ф. Клоповым; ВНИИА (Москва) - Н. Л. Духовым, В. А. Зуевским, А, А. Бришем; НИИС (Н. Новгород) - Ю. Е. Седаковым, Н. 3. Тремасовым; КБ АТО - С. П. Поповым, В. И. Казаковым, а также с серийными предприятиями отрасли.

Полигон действовал 25 лет, в 1947-1972 годах. За четверть века им выполнен большой объем работ по авиационному обеспечению ядерных испытаний, отработке и испытаниям образцов ядерного оружия для авиации ВВС и ВМФ, средств их эксплуатации и боевого применения. До введения в 1962 году моратория на ядерные испытания 71-м полигоном ВВС обеспечено 180 воздушных ядерных испытаний при сбрасывании ядерных бомб с семи типов самолетов-носителей. 71-й полигон участвовал в 178 ядерных испытаниях, из них на Семипалатинском полигоне - в 94, на Новоземельском - в 83 и в одном в ходе войсковых учений в Оренбургской области ( Тоцкие лагеря).

За проявленный героизм и мужество при проведении воздушных ядерных испытаний летчикам-испытателям присвоены звания Героя Советского Союза: подполковнику Головашко Федору Павловичу (11 сентября 1956 года); подполковнику Мартыненко Владимиру Федоровичу (7 марта 1962 года); подполковнику Дурновцеву Андрею Егоровичу (7 марта 1962 года). "Изделие- 501", "-601" и другие...Следует напомнить, что создание отечественного ядерного оружия началось с разработки двух вариантов ядерной бомбы: имплозивного типа, названной изделием РДС-1, и пушечного. К этим работам наш полигон был привлечен с момента его образования - с 1947 года. При взаимодействии с КБ-11 работы велись под условными индексами: по первому - "изделие-501" , а по второму - "изделие-601" .

Начавшиеся по "изделию-601" работы вскоре были прекращены, как впоследствии было опубликовано, из-за того, что пушечный вариант заряда по ряду показателей уступал заряду имплозивного типа. Мы отчетливо понимали, что аэробаллистика "изделия" должна обеспечить не только необходимую точность бомбометания, но и стабильность поведения на траектории падения - колебания и вращения могут отрицательно влиять на работу приборов автоматики "изделия". В баллистическом корпусе "изделия" кроме заряда размещалась автоматика с ее низковольтной частью, приборами предохранения, взведения и датчиками высотного срабатывания и высоковольтной системой подрыва и синхронного инициирования капсюлей детонаторов заряда. Для рассмотрения и согласования планов совместных работ и методических вопросов испытаний "изделия-501" в 1948 году, была организована поездка специалистов полигона в Арзамас-16 . При этих встречах установилось тесное взаимодействие с руководством объекта, научным руководством и конструкторами-разработчиками изделия: П. М. Зерновым, Ю. Б. Харитоном, Н. Л. Духовым, К. Н. Щелкиным, Н. Г. Масловым, И. В. Алексеевым, С. Т. Кочарянцем, В. А. Зуевским и др.

К 1949 году на 71 -м полигоне практически были завершены все основные испытания "изделия 501". Летные испытания "изделий" проводились при непосредственном участии в них разработчиков. Длительное время на полигоне трудились, радуясь успехам и переживая неудачи, Н. Л. Духов , С.Г. Кочарянц , Н. Г. Маслов , В. П. Буянов , В. С. Комельков , Д. А. Голованов и неразлучные разработчики контактного взрывательного устройства (КВУ) А. П. Павлов и В. К. Лилье . По ходу испытаний в конструкцию и схему изделия вносились уточнения и изменения. Ответственным руководителем был Николай Леонидович Духов, прекрасный организатор, в совершенстве знавший технику, отличавшийся сочетанием доброты к людям с высочайшей требовательностью соблюдения указаний чертежной, технической и нормативной документации. Не дай бог кому-либо по небрежности проштрафиться - гневу со стороны Николая Леонидовича не было предела. Иногда используемая в таких разборах не совсем литературная лексика была достаточно доходчивой и играла воспитательную роль не только для провинившегося, но и для других членов экспедиции.

В 1952 году и первой половине 1953-го испытатели 71-го полигона проводили: летные испытания РДС-3 с новой системой внешнего нейтронного инициирования заряда; летные контрольные испытания образцов изделия РДС- 3 серийного производства; испытания и отработку нового самолета-носителя в комплексе с тактической атомной бомбой; отработку более эффективных средств отбора радиоактивных продуктов из облака взрыва.

Изделие РДС-3 , в котором были реализованы новые конструктивные решения по заряду, дало основание для принятия этого изделия на вооружение ВВС. Ученые и конструкторы последовательно изыскивали возможности дальнейшего совершенствования и улучшения характеристик этого вида ядерного оружия.

60 лет назад, согласно правительственному решению от 21 августа 1947 г., был создан 71-й полигон ВВС. Главная его задача - авиационное обеспечение натурных испытаний в атмосфере на Семипалатинском полигоне ядерного оружия

60 лет назад, согласно правительственному решению от 21 августа 1947 г., был создан 71-й полигон ВВС. Главная его задача - авиационное обеспечение натурных испытаний в атмосфере на Семипалатинском полигоне ядерного оружия, разрабатываемого конструкторским бюро КБ-1 (ныне РФЯЦ - ВНИИЭФ). На базе 71-го полигона проводилась сложная экспериментальная отработка комплекса "самолет-бомба", от результатов которой в определенной степени зависели безопасность и надежность проведения ядерных испытаний. В последующие годы 71-й полигон осуществлял авиационное обеспечение ядерных испытаний и на Новоземельском, Тоцком и других полигонах страны, а также научно-техническое сопровождение разработок образцов ядерного оружия для авиации ВВС и ВМФ, средств их эксплуатации и боевого применения.

В течение 20 лет, с января 1953 г. по январь 1973 г., я проходил службу в составе научно-испытательной части 71-го полигона. По долгу службы у меня были тесные контакты с летным составом, без самоотверженной работы которого, полной риска и грамотных действий в многочисленных неординарных ситуациях, реализация любых формируемых научно-испытательной частью программ была бы в принципе невозможной. Приходилось также бок о бок работать с представителями талантливых коллективов разработчиков ядерного оружия от ВНИИЭФ (г. Арзамас-16) и ВНИИТФ (г. Челябинск-70), видеть и слышать академика Курчатова Игоря Васильевича и других корифеев атомного проекта СССР.

Сам 71-й полигон как самостоятельная испытательная организация функционировал в период с 1947 по 1972 год. Полигон размещался на Керченском полуострове в Крыму между Азовским морем и железной дорогой Керчь-Джанкой, в районе станций Багерово и Чистополье, на площади примерно 150 квадратных километров. На этой территории были сооружены первоклассный аэродром с железобетонной взлетно-посадочной полосой 80 х 2500 м, стоянками самолетов и командно-диспетчерским пунктом; служебные и лабораторные корпуса научно-испытательной части, а также стационарные пункты регистрации объектов испытаний на траектории полета с помощью кинотеодолитных и радиолокационных средств; отчужденная зона для осуществления бомбометания объектами испытаний в широком диапазоне высот, скоростей и маневров самолетов-носителей различных классов; административные здания и жилой городок с инфраструктурой для расквартирования офицерского состава и военнослужащих срочной службы.

В состав 71-го полигона ВВС входили (в период с 1953 по 1972 г.):

Научно-испытательная часть в составе двух специализированных управлений, возглавляемая генерал-майором В.И. Киселевым (с 1969 по 1972 г. - инженер-полковником В.И. Кармановским);

Летная служба в составе отдельного смешанного испытательного авиаполка, оснащенного современными для того времени летательными аппаратами, а также штурманской службы полигона, которой руководили генерал-майор авиации Н.Г. Сутягин (1949-1958 гг.), генерал-майор авиации А.И. Шапошников (1958-1961 гг.), полковник М.Г. Воскресенский (1961-1972 гг.); инженерно-авиационная служба полигона, возглавляемая инженер-полковником В.А. Дмитриевым (1953-1960 гг.), впоследствии - инженер-полковником С.И. Рудым (1961-1972 гг.);

Служба тыла полигона, возглавляемая полковником А.В. Серебрянским (1953-1958 гг.), затем - полковником А.П. Летниковым (1958-1970 гг.), а в последние годы перед расформированием полигона - полковником В.П. Простоквашиным;

Штаб полигона с подчиненными ему службами, возглавляемый генерал-майором В.И. Урюпиным (1953-1961 гг.), генерал-майором авиации А.И. Шапошниковым (1961-1967 гг.), затем - полковником Л.В. Потулаленко (1967-1972 гг.);

Политотдел полигона, возглавляемый генерал-майором А.Д. Петленко (1955-1963 гг.), затем полковником М.В. Лисицыным (1964-1972 гг.);

Отдельный стрелковый батальон охраны, командиром которого до конца 60-х гг. был майор В.Д. Паньков, а затем - майор С.М. Володин.

Прямым начальником личного состава указанных выше частей и подразделений был начальник 71-го полигона генерал-майор инженерно-технической службы (с 1960 г. - генерал-лейтенант) В.А. Чернорез (1953-1970 гг.), а после увольнения его в отставку - генерал-майор авиации А.С. Кротов (1970-1972 гг.).

В период с 1949 по 1962 г., т.е. до заключения Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, 71-й полигон участвовал в 178 ядерных испытаниях, из них на Семипалатинском полигоне - в 94, на Новоземельском полигоне - в 83 и одном - в ходе проведения Тоцкого войскового учения в Оренбургской области. При непосредственном участии специалистов 71-го полигона были отработаны, испытаны и приняты на вооружение более 10 образцов ядерных боеприпасов в бомбовом исполнении, 8 образцов специальных боевых частей для авиационных ракетных комплексов,12 типов самолетов и вертолетов-носителей, 6 типов подвижных технических средств для временного хранения, транспортирования и подготовки к применению образцов ядерного оружия и многое другое. Кроме того, специалисты 71-го полигона провели испытания 10 типов самолетов-заборников и оборудования радиационной разведки, а летные экипажи выполнили на них более 1000 полетов на отбор радиоактивных проб при проведении ядерных испытаний на отечественных полигонах и по контролю за иностранными ядерными взрывами.

Заслуги личного состава 71-го полигона перед страной были отмечены высокими государственными наградами:

За умелое руководство работой по освоению боевой техники начальнику полигона генерал-лейтенанту инженерно-технической службы В.А. Чернорезу присвоено звание Герой Социалистического Труда (указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1962 г.);

За мужество и героизм, проявленные при проведении воздушных ядерных испытаний, звание Герой Советского Союза присвоено летчикам-испытателям подполковнику Ф.П. Головашко (указ от 11 сентября 1956 г.) и подполковнику В.Ф. Мартыненко (указ от 7 марта 1962 г.);

За выполнение специальных заданий правительства присуждена Государственная премия Б.А. Белову, P.O. Бурдину, И.К. Бутко, П.И. Горелову, Н.Н. Давиденко, В.И. Киселеву, Г.О. Комарову, С.М. Куликову, А.Н. Стебелькову, Ф.С. Федотову, В.А. Чернорезу;

Постановлением Совмина СССР от 22 февраля 1962 г. инженер-полковнику С.М. Куликову присуждена Ленинская премия;

Более 300 специалистов полигона награждены орденами и медалями СССР, из них высшей государственной награды - ордена Ленина - удостоены 15 военнослужащих.

В сентябре 1972 г. к нам поступил приказ о расформировании полигона, и с марта 1973 г. он прекратил свое существование. Ограниченная часть летного и инженерно-технического состава была направлена в распоряжение НИИ им. В.П. Чкалова, остальные - в распоряжение отдела кадров ВВС. Получил предписание убыть к новому месту службы и автор этой заметки. За плечами остался опыт 20-летней испытательной работы с образцами ядерного оружия, добрую память о которой я и мои товарищи сохраняем по сей день.

Витольд ВАСИЛЕЦ

ветеран подразделений особого риска,

полковник в отставке

Подполковник П. Скуратовский

Основными ракетно-испытательными объектами Тихоокеанской зоны являются: Западный полигон ВВС (ЗП ВВС), Западный испытательный полигон ВМС (ЗаИП ВМС), Тихоокеанский ракетный полигон ВМС (ТРП ВМС), испытательный комплекс ПРО им. Р. Рейгана сухопутных войск США и стартовый комплекс Кадьяк (штат Аляска). Кроме того, в части касающейся испытательного процесса принимают участие расположенные в штате Калифорния исследовательский центр им. Эймса и лаборатория реактивного движения (JPL), принадлежащие НАСА, а также научно-исследовательские учреждения ВВС и НАСА на АвБ Эдварде. При определенных условиях к этому ряду можно причислить и исследовательский комплекс ХААРП (штат Аляска).
Западный полигон (ЗП) ВВС используется для проведения натурных испытаний в ходе совершенствования или контроля состояния существующих межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного и морского базирования, испытаний в процессе разработки и совершенствования головных частей к ним, при выполнении НИОКР по созданию крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ), для реализации космических программ с помощью ракет-носителей (РН) "Атлас", "Титан", "Дельта", "Скаут", а также для проведения соответствующих работ по планам других видов вооруженных сил США, НАСА или союзных (дружественных) государств.

Кроме того, на этом же полигоне - в районе АвБ Ванденберг - испытывались боевые железнодорожные ракетные комплексы "Миджитмен".

После выхода США из Договора по ПРО ЗП стал основной площадкой отработки элементов противоспутникового и противоракетного оружия нового поколения и системы ПРО в целом. В 2005 году на территории АвБ Ванденберг были размещены опытно-боевые противоракеты шахтного базирования ГБИ (GBI, Ground Based Interceptor). В настоящее время их насчитывается 10 единиц. Кроме того, этот полигон привлекался для испытаний противоракетного лазерного оружия воздушного базирования, смонтированного на самолете Боинг 747-400.

В состав ЗП ВВС входят: штаб, центр управления; стартовые позиции ракет различного типа и класса; монтажно-испытательный комплекс; комплекс сборки и проверки полезной нагрузки; станции связи и службы единого времени; стационарные пункты слежения и траекторных измерений; комплексы приема телеметрической информации, расположенные на АвБ Ванденберг и прилегающей территории; стационарные и мобильные пункты слежения на среднем и конечном участках полета испытываемой ракеты; поля падения БЧ, а также радиогидроакустическая система определения координат их падения СМИЛС (SMILS - Sonobuoy Missile Impact Location System), развертываемая на некоторых участках акватории Тихого океана.

Авиабаза Ванденберг (штат Калифорния), расположенная на Тихоокеанском побережье США, охватывает участок территории площадью около 462 км 2 , простирающийся в меридиональном направлении на 39 км, в широтном - от 4 до 17 км. Географические координаты центра участка 34°45" с. ш.; 120°35" з. д. Здесь построены взлетно-посадочная полоса размером 4 570х60 м, а также стартовые комплексы МБР и РН со средствами для сборки и предстартовой подготовки как ракет, так их полезных нагрузок. На прилегающей территории развернуты: центр управления, станции связи, средства слежения и траекторных измерений, включающие радиолокационные станции, оптические средства, оборудование для приема телеметрической информации, а также центр обработки данных и станция службы единого времени. На авиабазе расположен штаб и основные подразделения 30-го космического крыла - формирования, специально созданного в 1991 году для обеспечения деятельности Западного полигона ВВС.

На графике показана интенсивность использования авиабазы для запуска ракет в 1959-2008 годах. Всего за указанный период выполнено 1880 пусков, то есть в среднем производилось 37 запусков ракет в год или более трех в месяц. Испытательные пуски МБР типа "Минитмен" и MX составили 42,5 % суммарного количества запусков ракет всех типов. При этом интенсивность использования авиабазы для этих целей с течением времени уменьшилась со 123 пусков ракет всех типов в 1966 году до 10 в 2008-м, а МБР с 52 в 1964-м до четырех пусков в 2008-м. 3 декабря 2010 года здесь совершил посадку после своего первого полета экспериментальный космический аппарат Х-37В.

Средний участок траектории контролируется средствами, развернутыми на Гавайских о-вах. Отсюда осуществляется сопровождение испытываемых объектов, определение параметров их движения, вырабатываются команды радиотехническим и оптическим средствам, развернутым на конечном участке и в районе полей падения боевых частей.

Конечный участок и основные поля падения БЧ, как правило, выбираются в районе Марианских или Маршалловых о-вов либо атолла Мидуэй.

Кроме стационарных пунктов контроля во время испытаний здесь могут развертываться специальные суда и выполнять дежурство в воздухе специальные самолеты, оснащенные радиотехническими и оптическими средствами наблюдения.

Западный испытательный полигон (ЗаИП) ВМС (Naval Western Test Range) используется для испытаний корабельных тактических и оперативно-тактических ракет, стратегических ракет ВМС, кроме того при решении других задач, включая выполнение соответствующих работ в интересах ВВС, сухопутных войск, НАСА, а также вооруженных сил дружественных иностранных государств.

Полигон включает: центр управления; стартовые позиции ракет; пункты слежения, траекторных измерений и приема телеметрической информации; станцию службы единого времени (все они расположены на территории измерительного пункта Пойнт-Мугу, штат Калифорния); стационарные пункты слежения, расположенные на прилегающих территориях, а также поля падения боевых частей и развертываемые на конечном участке полета испытываемой ракеты специальные суда и самолеты со средствами слежения и траекторных измерений на борту. Поля падения БЧ выбираются в зависимости от типа ракеты и дальности стрельбы, которая, как правило, не превышает 1 500 км.

На ЗаИП ВМС в период с 1955 по 2005 год осуществлено более 2 500 испытательных пусков тактических и оперативно-тактических ракет различного класса, то есть в среднем четыре-пять в месяц. В частности, здесь проводились испытания КРМБ "Томахок", противокорабельных ракет "Гарпун", AMRAAM и SSM-1 (Япония), а также ряда метеорологических ракет.

В феврале 2010 года здесь было проведено очередное испытание ЛОСБ, установленного на самолете Боинг 747-400. При этом баллистические ракеты-мишени (предположительно оперативно-тактические) запускались: жидкостная - с плавучей платформы, твердотопливная - с о. Сан-Николас (100 км от Пойнт-Мугу) через час после первой. По сообщению печати, обе ракеты были уничтожены лазерным лучом на разгонном участке траектории.

Измерительный пункт Пойнт-Мугу , расположенный на Тихоокеанском побережье США в 100 км северо-западнее г. Лос-Анджелес, представляет собой обособленную территорию треугольной формы площадью около 15 км 2 , простирающуюся в меридиональном направлении на 5 км и в широтном - на 9 км. Географические координаты центра участка 34°06" с.ш.; 119°07" з.д.
Здесь же размещается одноименная авиабаза ВМС (размеры основной ВПП 3380х60 м), которая с 1998 года является базой приписки авиаэскадрилий палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2С "Хокай" (всего 16 единиц) четырех авианосцев Тихоокеанского флота. На прилегающих к ВПП участках имеется 10 бетонированных площадок для монтажа пусковых установок ракет. На безопасном удалении развернуты радиолокационные и оптические средства слежения и траекторных измерений, а также приемный комплекс телеметрической информации и станция службы единого времени.

Тихоокеанский ракетный полигон (ТРП) ВМС (Navy Pacific Missile Range) предназначен для обеспечения учебно-боевой подготовки экипажей подводных лодок, надводных кораблей и самолетов с использованием созданной здесь комплексной системы объективного контроля, а также для морских испытаний вооружения и военно-морской техники в приближенных к боевым условиях, с последующей их оценкой. В последние годы здесь также проводились заключительные этапы испытаний противоракетных систем "Иджис" и THAAD.

Весь полигон или отдельные его элементы регулярно привлекаются для выполнения соответствующих работ по планам МО, других министерств и НАСА, а также вооруженных сил союзных и дружественных иностранных государств. Кроме того, один из объектов ТРП Баркинг-Сэндз -был включен в приложение к Договору по ПРО в качестве согласованного места запуска экспериментальных ракет-мишеней "Стар" при испытании ПР "Спартан", запуск которых осуществлялся с атолла Кваджелейн, также упомянутого в договоре.

Основные береговые сооружения полигона сосредоточены на западном побережье о. Кауаи (Гавайские о-ва) - на участке, вытянувшемся в меридиональном направлении на 11 км и в широтном - от 0,6 до 2 км, обычно именуемом Баркинг-Сэндз. Общая его площадь составляет 14,7 км 2 . Здесь построены: аэродром с ВПП размером 1830х45 м; центр управления; выносные пункты контроля воздушной, надводной и подводной обстановки; четыре стартовые площадки с оборудованием для запуска ракет.

В состав полигона входит также ряд радиотехнических сооружений ("Макаха Ридж" и "Коки Парк" на о. Кауаи, радиолокационная станция AN/APS-134 на о. Ниихау), расположенных за пределами Баркинг-Сэндз. Кроме того, частью его является прилегающая к острову акватория площадью более 3,1 тыс. км 2 , которая является подводным тактическим полигоном Баркинг-Сэндз (Barking Sands Tactical Underwater Range), где в качестве датчиков установлены 60 гидрофонов (глубины от 700 до 4 600 м). В состав полигона формально входит также контролируемое воздушное пространство вокруг Гавайских о-вов (площадью около 109 тыс. км 2), официально именуемое "Зона ПВО Гавайских о-вов" (Hawaii Air Defense area).

При проведении испытаний, в том числе при пуске ракет-мишеней, технические средства Тихоокеанского ракетного полигона по договоренности усиливаются находящимися на Гавайях средствами контроля других ведомств. В частности, телеметрическая информация принимается средствами ВВС, находящимися на м. Кайена-Пойнт (о. Оаху), и по сетям связи передается в центр управления полигона. Прием оптической информации обеспечивается оптическими станциями ВВС и гражданских ведомств, развернутыми на о. Мауи.

К наиболее значимым работам, выполненным на ТРП, относятся испытания в ходе разработки и совершенствования корабельной многофункциональной системы управления оружием (МСУО) "Иджис" (Aegis Ballistic Missile Defense System). В частности, сообщалось, что ПР "Стандарте", запущенная 24 февраля 2005 года с борта крейсера УРО "Лейк Эри", поразила ракету-мишень, запущенную с Баркинг-Сэ-ндз, в 100 км от Гавайских о-вов.

27 апреля 2007 года здесь успешно завершилась проверка возможности уничтожения с использованием МСУО "Иджис" одновременно двух баллистических ракет.

27 октября 2009 года ракета-мишень, запущенная с Баркинг-Сэндз, была уничтожена через 7 мин. после старта ПР "Стан-дарт-3", запущенной с борта японского эсминца "Миоко". До этого в декабре 2007 и ноябре 2008 года два других японских эсминца, оснащенных американской МСУО "Иджис", успешно прошли подобную проверку.

В августе 2010 года здесь успешно закончились испытания системы "Иджис" эскадренного миноносца "Кинг Седжонг" (типа американского эсминца "Орли Бёрк") ВМС Республики Корея с пуском зенитных ракет SM-2. 21 февраля 2008 года ПР "Стандарт-3", запущенной с борта крейсера УРО "Лейк Эри", был поражен потерявший управление американский ИСЗ, находившийся на околокруговой орбите высотой 247 км. 26 октября 2007 года на ТРП начался завершающий этап испытаний противоракетной системы сухопутных войск THAAD (Army"s Terminal High Altitude Area Defense System). После успешных испытаний одна батарея этих ракет была развернута и приступила к боевому дежурству на востоке о. Кауаи (22°03,5" с. ш.; 159°46,6" з. д.).

Всего с 1958 года на ТРП Баркинг-Сэндз проведено более 6 тыс. учебно-тренировочных и испытательных мероприятий в интересах вооруженных сил и министерства энергетики США, НАСА, а также ВС Австралии, Канады, Южной Кореи, Японии, или в среднем 10 мероприятий в месяц. В 1962 году с борта крейсера УРО "Этен Аллен", находившегося в акватории Тихоокеанского ракетного полигона, была запущена ракета с ядерной боеголовкой, которая в на конечном участке траектории полета на дальности 2 200 км от старта была подорвана на высоте 3 400 м в районе о. Рождества в Тихом океане (2° с. ш.; 157,5° з. д.).

Испытательный комплекс противоракетной обороны сухопутных войск им. Рональда Рейгана (Ronald Reagan Army Ballistic Missile Defense Test Site) предназначен для участия в натурных испытаниях в ходе разработки и совершенствования элементов системы противоракетной обороны, головных частей и системы индивидуального наведения боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет, проверки средств контроля космического пространства "Спейстрек", а также для выполнения других работ по планам США и союзных (дружественных) государств, включая контроль запусков с АвБ Ванденберг космических аппаратов. Комплекс обслуживается личным составом сухопутных войск, но его деятельность осуществляется только совместно с соответствующими средствами ВВС, ВМС и НАСА.

Контрольно-измерительное оборудование испытательного комплекса расположено на 11 коралловых островах атолла Кваджалейн, арендуемых США по соглашению, действующему, до 2067 года с возможностью автоматического продления срока аренды до 2089-го. Суммарная площадь арендуемой территории составляет 14,3 км 2 , или почти 8 % общей площади территории Маршалловых о-вов.

Основные контрольно-измерительные сооружения испытательного комплекса сосредоточены на о-вах атолла Кваджалейн (Меньшикова), представляющего собой лагуну (размером 120х25 км, азимут 120°, глубины от 5 до 56 м), опоясанную коралловыми рифами, которые в ряде мест превратились в небольшие острова, выступающие над поверхностью воды во время приливов не более чем на 6 м. Крупнейшим из островов является самый южный из них, давший имя всему атоллу. Его размеры 5х0,5 км, площадь около 2 км 2 . На о. Кваджалейн построены аэродром с ВПП размером 2035х60 м (8°43" с.ш.; 167°44" з.д.), морской причал, развернуты наземные станции спутниковой связи, РЛС обнаружения, сопровождения и распознавания боеголовок, другие радиотехнические средства, центр обработки информации, центральная станция системы единого времени, средства поиска и подъема со дна лагуны элементов ГЧ испытываемых ракет.

Экспериментальные стартовые позиции ПР "Спартан" шахтного типа, а также площадки для развертывания стартового оборудования других ракет построены на о-вах Иллегинни и Мек. На о-вах Намур и Рой находятся радиолокационные станции распознавания боевых блоков и ложных целей на нисходящем участке траектории их полета. Автоматические цифровые кинотеодолиты установлены на шести островах атолла. Для фиксации времени падения элементов сложной баллистической цели в лагуне установлена гидроакустическая система HITS. Кроме того, координаты точек падения испытываемых объектов фиксируются специальной радиолокационной станцией типа SDR.

Для приема и регистрации телеметрической информации на островах развернуты пять радиоприемных комплексов. На о. Леган расположен спектрометр, на о. Иллегинни - сейсмостанция. На островах атолла вблизи стартовых позиций развернуты станции наведения ракет. Пуски ракет-мишеней и противоракет с атолла Кваджалейн отмечены, в частности, в ходе испытаний 3 декабря 2001 года (противоракета), 15 декабря 2004-го и 15 февраля 2005-го, а также в ходе учений 31 января 2010 года (ракета-мишень). ПР в последних трех случаях запускалась из шахты (АвБ Ванденберг).

Стартовый комплекс Кадьяк (Kodiak Launch Complex) принадлежит акционерному обществу "Аляска аэроспейс девело-пмент корп." с контрольным пакетом акций у правительства штата Аляска. Штаб-квартира корпорации расположена в г. Анкоридж. Оборудование комплекса позволяет осуществлять запуск баллистических ракет типа "Поларис" в направлении 110-220°. или РН легкого класса для вывода на полярные околокруговые либо высокоэллиптические орбиты небольших космических аппаратов. Комплекс Кадьяк расположен на юго-восточном побережье одноименного острова (Алеутские о-ва), на м. Нэрроу, и занимает территорию площадью около 14,8 км 2 , координаты центра 57°26" с.ш.; 152°20" з.д. Здесь построены две стартовые площадки с башнями обслуживания, а также корпуса для комплексной проверки ракеты, подготовки и пристыковки полезной нагрузки, а на обособленной площадке развернуты средства наблюдения и контроля. Кроме того, на этой же территории возведены специальные здания центра управления и гостиницы.

В период с конца 1998 года (со времени ввода в строй) до 2008-го включительно на стартовом комплексе выполнено 11 пусков ракет, осуществленных по контрактам с министерством обороны США, два из которых были связаны с испытанием ракет, а остальные девять проводились в рамках программы отработки элементов системы ПРО. При этом во всех этих случаях с комплекса Кадьяк запускались ракеты-мишени (в качестве них использовались снятые с вооружения ракеты "Поларис").

За указанный период на комплексе проведен всего один запуск на околоземную орбиту кластера из четырех космических аппаратов одновременно, из которых три были разработаны по программе ВВС США.

Заслуживает внимания сам факт интенсивного привлечения на контрактной основе стартового комплекса Кадьяк к отработке элементов системы ПРО. Скорее всего, этот объект был специально построен на о. Кадьяк, чтобы запущенные отсюда ракеты-мишени как можно ближе к реальности имитировали траекторию полета межконтинентальных баллистических ракет, запущенных в сторону США с Евразийского континента.

Тихоокеанский ракетный полигон «Баркинг Сэндз» ВМС США

Первые сведения о Ногинском полигоне относятся к 1930 году, когда по решению Реввоенсовета на московском заводе "Мастяжарт" был организован научно-исследовательский отдел по разработке авиабомб. В составе этого отдела в шести километрах от Ногинска создаётся испытательная станция со снаряжательными мастерскими для изготовления и испытания опытных образцов.

А в самом конце 1934-го местом нахождения центрального испытательного полигона НИИ ВВС был определён Ногинск.

На полигоне начинают испытывать не только авиабомбы, но и новейшие на то время образцы стрелково-пушечного авиационного и другого вооружения. В состав полигона входят солидный парк самолётов, испытательные и вспомогательные службы и аэродром. Незадолго до войны вдвое увеличивается площадь взлётно-посадочной полосы.

До 1953 г. на территории полигона продолжались интенсивные испытания самого современного на то время авиационного вооружения. Как для бомбардировочной, так и для истребительной авиации: пушек, пулемётов разных калибров, бомб, всех видов оптических прицелов - стрелковых, бомбардировочных и многого другого.

В конце 1953 г. полигон был передислоцирован сначала в город Энгельс Саратовской области, а в середине 70-х - в Ахтубинск (Астраханская область).

С начала 1954 по март 1956 Года полигон в Ногинске пустовал, а потом начался новый этап в его истории. Полигон был выбран местом дислокации одного из трёх вновь созданных вычислительных центров МО СССР-ВЦ-3. В 1961 году ВЦ-3 получает статус одного из подразделений ЦНИИ-30 МО СССР.

В 1953 году руководство страны поручило ученым из Академии наук приступить к созданию новых мощных взрывчатых веществ. Естественно, для проведения испытаний им тоже понадобился полигон и небольшой комплекс хорошо оснащенных лабораторий при нем. Обследование нескольких полигонов, которое предприняли директор Института химической физики академик Н.Н.Семенов и его помощник член-корреспондент Ф.И.Дубовицкий, показало, что наиболее удобен этот, вблизи деревни Черноголовка: "...поехал к главному штурману ВВС сообщить, что для нас было бы желательно получить участок на территории Ногинского полигона.…. Тов. Антонов, после совещания по возможным вариантам выделения нам участка,…на карте обвел карандашом уголок территории своего полигона. На обведенном уголке значились номера лесных кварталов, которые были предложены мне для организации институтского полигона. Общая территория этих кварталов составляла 2090 гектаров.

….. Предложенное место я счел удобным для нас, во-первых, потому, что оно находится от Москвы на расстоянии 60-ти километров, во-вторых, недалеко, в пяти километрах от начала территории полигона, проходит Московская окружная бетонная дорога, в трех километрах имеется железнодорожная ветка, принадлежащая другому учреждению Министерства обороны. Эта ветка, безусловно, нам будет нужна для доставки всех строительных материалов и тяжелого оборудования". И в феврале 1956 года Совет Министров СССР принял решение о строительстве в Черноголовке научно-исследовательского полигона - филиала ИХФ АН СССР.

В апреле 1965 г. принято решение правительства о строительстве комплекса технологических зданий для ЦККП в Ногинском районе Московской области получившем название Ногинск-9.

Сейчас полигон используется МЧС, ОДОН ВВ МВД и различными подразделениями Министерства обороны в качестве тактического и стрелково-артиллерийского.