3.2. Личность экскурсовода

Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

1. Устойчивость свойств личности.
2. Единство личности как единство определенных свойств и качеств.
3. Активность личности, которая находит отражение в многосторонней деятельности.

Моральные требования к личности - соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

Основные черты личности: разумность - способность совершать разумные, осмысленные действия; ответственность - понимание результатов своих поступков; личное достоинство - поведение, связанное с охраной своих прав; индивидуальность - неповторимость, особенность личности; совокупность черт, отличающих данного человека от других.

Активная жизненная позиция - способ участия человека в деятельности общества. Жизненная позиция человека находит выражение в его отношении к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и к самому себе. При оценке степени активности жизненной позиции человека рассматривают не единичные факты, а совокупность всех возможных видов активности: общественной, трудовой, нравственной, идейно-познавательной.

Исследования социологов и повседневная практика показывают, что существуют различные уровни активности жизненной позиции людей: высокий, средний и низкий. Уровень активной позиции находится в зависимости от формирования взглядов личности, воспитания мировоззрения и убежденности, выработки профессиональных умений. Уровень активности жизненной позиции зависит от качества конкретной личности, ее стремлений и желаний, умения проводить ту или иную работу.

Воспитательный процесс направлен на становление внутреннего мира личности, формирования качеств, которые лежат в основе активности жизненной позиции: верность своему долгу, высокая ответственность за порученное дело, коллективизм, единство слова и дела.

Экскурсовод, в силу особенности своей профессии поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача - наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.

В деятельности экскурсовода имеют место все три уровня жизненной позиции. Высокий уровень жизненной позиции характеризуется социальной активностью, творческой деятельностью, хорошей работой, чувством моральной ответственности. Средний или низкий уровень активности жизненной позиции работника не позволяет ему качественно вести экскурсионную работу. Вот как характеризуются эти уровни: жизненная позиция среднего уровня активности носит односторонний характер, не выходит за пределы нормативных заданий - "от" и "до". Жизненная позиция характерна низким уровнем активности, пассивностью, неопытностью личности, недостатком знаний, навыков, умений.

Кроме трех уровней активности жизненной позиции личности, существуют и другие: пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная жизненная позиция формируется на основе жизненных неудач и срывов в работе, нравственной неустойчивости. Негативная жизненная позиция характеризуется активностью в интересах не коллектива, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, нарушением трудовой и производственной дисциплины, аморальным поведением.

Развитие задатков и способностей личности. Большую роль в формировании личности экскурсовода играют задатки.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга. Задатки составляют природную основу развития способностей человека.

Постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека - память, наблюдательность, воображение, сообразительность при развитии их могут стать основой незаурядных способностей. Характерно, что на основе одних и тех же задатков в зависимости от вида избранной деятельности могут развиваться разные способности - учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений являются хорошими экскурсоводами.

У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности . Способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Способности человека делятся на две группы: общие и специальные. Общие способности, необходимые для овладения всеми видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание). Специальные способности являются основой для овладения навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Это особенности - музыкальные, литературные, художественные, математические, технические и др.

Все, что положительно характеризует экскурсовода (знания, умения, навыки), прежде всего основано на его способностях выполнять порученную ему работу. О чем бы не шла речь - о разработке новой темы, подготовке реферата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии на маршруте, подборе методических приемов - методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно выполнить эту работу, т. е. принимают во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого необходимы. Важный участок работы экскурсовода - подготовка и проведение очередной экскурсии.

Подготовка экскурсии делится на три части:

1. Повторение индивидуального текста.
2. Припоминание требований методической разработки.
3. Восстановление в памяти маршрута.

Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой экскурсовод задает себе несколько контрольных вопросов: с чего начать рассказ у памятника? Как, например, будет звучать логический переход от подтемы "Театральная жизнь города" к подтеме "Спортом занимаются все"? Как наилучшим образом использовать зрительную реконструкцию при раскрытии подтемы "Город в дни фашистской оккупации"?

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовится каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. индивидуальных особенностей личности - быстроты и организованности при выполнении всех необходимых операций. В понятие "подготовка" входит и психологическая подготовка - укрепление уверенности в своих силах, в том, что очередная экскурсия будет проведена на достаточно высоком уровне, что экскурсанты останутся довольными увиденным и услышанным.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.

Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.

Важную роль в развитии способностей экскурсовода играют учеба на курсах, работа в методических секциях, самостоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.

Тенденциозность экскурсовода. Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода - это четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности. Он помогает экскурсантам увидеть то, что видит сам, настойчиво направляет их внимание на те стороны событий и явлений, которые должны быть отражены в их сознании. Важную роль в этом играет убежденность экскурсовода. Она основана на его знаниях, идейности и активности жизненной позиции. Его убежденность - это твердая вера в истинность сообщаемых знаний, уверенность в правильности их толкования и верности избранного им пути следования к цели.

Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.

Важное место в учебно-воспитательной работе методических секций, курсов повышения квалификации, в самостоятельной работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, которые мешают правильно организовать работу с экскурсантами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода-сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений.

Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное представление о типах темперамента, его проявлениях, о сущности и характере эмоций, источнике их рождения, роли их в формировании убежденности у экскурсантов. Понимание этого позволяет ему вызвать у своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионного материала. Подобно тому, как драматург и режиссер заботятся о том, чтобы зритель все время оставался захваченным развивающимся действием, так и организатор экскурсии должен всегда заботиться о том, чтобы у экскурсантов в течение всей экскурсии сохранялись интерес и эмоциональный подъем.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются в процессе раскрытия темы.

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Нередко экскурсовод встречается с тем, что в группе, неоднородной по своему составу, не у всех участников экскурсии будет одинаковая реакция на одно и то же сообщение. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамента, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побудили их принять участие в экскурсии.

В зависимости от рассматриваемой темы экскурсоводу необходимо учитывать уровень общеобразовательной подготовки людей и их эстетическую развитость. Появлению эмоций у экскурсантов вредят излишнее пояснение материала и попытки упростить его. Облегчая мыслительную деятельность своих слушателей, экскурсовод теряет контакт с ними и тем самым губит тему. Упрощенный материал, избитые примеры, отсутствие новизны в сообщаемых знаниях, никаких эмоций не вызывают даже в тех случаях, когда экскурсовод старается своими личными эмоциями спасти дело.

Уровень проведения экскурсии, эффективность восприятия материала экскурсантами зависят от психического состояния личности, которое проявляется в повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и находится в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).

Различают несколько видов психического состояния личности - общее психическое состояние, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое состояние, волевое состояние (готовность к активным действиям). Для успеха экскурсии важно обеспечить необходимое психическое состояние личности экскурсовода. При обращении экскурсовода к аудитории равно недопустимы как состояние вялости, неуверенности, так и повышенная возбудимость, раздражительность, напряженность в голосе, мимике, жестах. Тон рассказа должен быть бодрым, убедительным, увлекающим.

Восприятие материалов на экскурсии основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности, психическим состоянием ее, а также внешними воздействиями, которым она подвергается в данный момент.

Свойства личности являются главным регулятором психической деятельности человека. Эти свойства личности и психические процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные (наблюдательность, гибкость ума); эмоциональные (чуткость, нежность, страстность, эффективность); волевые (настойчивость, решительность, самообладание). Все эти свойства определенным образом сочетаются и на их основе формируется характер человека.

Экскурсовод не может быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению. Он не должен прощать себе плохо проведенной экскурсии, любых отступлений от требований методики. Экскурсовод постоянно контролирует себя, свои действия. Например, в ходе проведения экскурсии он задает себе вопросы: "Так ли я это делаю? Хорошо ли показываю объект? Достаточно ли убедительно рассказываю о нем"? Закончив экскурсию и расставшись с группой, он подспудно спрашивает себя: "Получилось ли? Все ли требования к экскурсии были соблюдены"?

На курсах подготовки и повышения квалификации, в методических секциях и повседневной работе с экскурсоводами необходимо прививать им навыки самоконтроля, т. е. умение организовать самостоятельное регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений.

Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельности личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство и результативность его действия зависят от развития таких качеств личности, как мировоззрение, идейная убежденность, сознательность, культура.

Самооценка экскурсоводом достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с определенными нормами, которые установлены инструкциями, положениями, методическими разработками и другими директивными документами. В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых им результатов с результатами других опытных работников. При этом важно избегать завышенной оценки результатов своей деятельности, так как такая оценка приводит к высокому самомнению и чванству, нетерпимому отношению к критике своих недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсий и мероприятий, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства.

Становление личности экскурсовода. Формирование личности экскурсовода происходит на всем протяжении становления профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу в туристскую фирму, музей, на выставку. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека: во время учебы в общеобразовательной школе, техникуме или вузе, в коллективе, где протекает его трудовая и общественная деятельность, в быту, на курсах подготовки экскурсоводов, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.

Оптимизм экскурсовода. Обязательным качеством личности является оптимизм, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть в окружающем хорошие, светлые стороны. Оптимизм экскурсовода находит выражение в доброжелательности, приветливости, доброй улыбке, внимании к людям, умении создать нужный микроклимат в коллективе экскурсантов, внести своим присутствием дух праздничности в аудиторию, исправить плохое настроение слушателей. Этому в немалой степени способствуют звучание рассказа (тон голоса экскурсовода), его убежденность в пользе сообщаемых знаний, владение чувством юмора, вера в успех проводимой экскурсии.

Моральное удовлетворение личности. Одним из качеств экскурсовода является умение получать моральное удовлетворение при выполнении своих служебных обязанностей. Он должен работать так, чтобы выполняемое дело было источником радости, чтобы каждая вновь подготовленная тема, реферат, лекция, проведенная экскурсия доставляли моральное удовлетворение. Подводя итоги проделанной работы, он смотрит на себя как бы со стороны и критически оценивает качество сделанного. Эти короткие мгновения "довольства" собой вселяют в человека уверенность в своих силах, наталкивают на новые мысли, способствуют развитию творческих начал в его деятельности. В тех случаях, когда оценив свою деятельность в данный момент, экскурсовод не испытывает морального удовлетворения, видит упущения, недосказанность при характеристике объекта, вспоминает забытые детали в показе памятника, он делает важные для себя выводы и совершенствует свою последующую деятельность.

Индивидуальность экскурсовода. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, отличающие его от других людей (речь, стиль изложения материала, жесты, мимика). Слушая рассказ экскурсовода на маршруте, можно уловить, что он по-своему излагает те или иные детали, примеры, использует другие поговорки, вносит определенную специфику в использование жестов и улыбки. Могут быть и другие отличия. Один экскурсовод любит ссылаться на мемуары, другой - читает на экскурсии стихи, третий - зачитывает документы, четвертый - умело использует паузы. У экскурсоводов, имеющих большой стаж работы, вырабатывается своя индивидуальная манера ведения экскурсий. Она состоит в том, что каждый из них имеет свои излюбленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удовольствием их использует как отдельно, так и в сочетании с другими приемами.

Индивидуальность экскурсовода характеризуется номенклатурой методических приемов, которыми он владеет. Эта номенклатура не у всех одинакова. Одни используют на практике все или почти все известные приемы, другие ограничиваются двумя-тремя наиболее популярными приемами, третьи - начинающие, а также экскурсоводы, плохо владеющие профессиональным мастерством, в экскурсиях приемов не используют, что снижает качество проводимых экскурсий.

Авторитет экскурсовода - этот вопрос имеет прямое отношение к проблеме личности. Авторитет экскурсовода основан на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Этот авторитет представляет собой совокупность нескольких сторон:

а) авторитет положения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью;
б) авторитет его знаний. В подавляющем большинстве случаев он знает тему экскурсии более глубоко, чем любой из ее участников. И это укрепляет его авторитет;
в) авторитет умения. Его создает опыт экскурсовода в проведении экскурсий (навыки в использовании методики и техники их ведения);
г) одна из важных основ авторитета экскурсовода - культура речи и внеречевые средства воздействия;
д) взаимоотношения с экскурсантами, умение создать нужный микроклимат в группе. Основа авторитета экскурсовода в этом плане - высокая культура поведения и речи.

Выводы

Рассмотрение вопросов, связанных с экскурсоводом как с личностью, занимает большое место в экскурсоведении. Это особенно важно потому, что в деятельности некоторых экскурсионных учреждений экскурсовод не рассматривается как личность творческая, инициативная, оригинальная по характеру своей деятельности и совокупности особенностей, характеризующих эту личность. Поэтому, практицизм, господствующий во взаимоотношениях между руководителями экскурсионных учреждений и экскурсоводами, методическими службами и экскурсоводами наносит существенный вред экскурсионному делу. Недооценка подхода к экскурсоводу как центральной фигуре экскурсионного дела оказывает воздействие на подбор кадров этой категории. Именно поэтому на экскурсионных маршрутах появляются экскурсоводы, не имеющие свойств и качеств, необходимых для этой профессии. У них отсутствуют те личностные особенности, которые отличают опытных экскурсоводов.

Контрольные вопросы

1. Гармоническое развитие и особенности личности.
2. Становление личности экскурсовода.
3. Основные черты личности.
4. Жизненная позиция личности.
5. Развитие задатков и способностей личности.
6. Темперамент экскурсовода.
7. Эмоции и чувства экскурсовода и экскурсантов.
8. Индивидуальность экскурсовода, ее проявление.
9. Авторитет экскурсовода как совокупность нескольких сторон.

Простому обывателю профессия экскурсовод кажется весьма привлекательной: постоянное общение с людьми, неизбежное интеллектуальное и культурное развитие, достойная оплата труда, возможность самореализации.

Однако нельзя закрывать глаза и на подводные камни: постоянная усталость, необходимость всегда быть в приподнятом настроении, работать в любых погодных условиях.

Как же понять, подходит Вам эта профессия или нет? Прежде всего, необходимо подойти самокритично к своим навыкам и личностным качествам. Ваш рассказ может заворожить окружающих? Друзья часами слушают истории, Вы сами получаете от этого колоссальное удовольствие? Хорошо ориентируетесь в истории и архитектуре, обладаете сильными коммуникативными навыками? Если на большинство вопросов Вы ответили утвердительно – тогда Вы обречены добиться успеха, работая экскурсоводом.

Экскурсовод или гид?

Раньше считалось, что гид – это своего рода рассказчик, который повествует туристам о достопримечательностях, их истории и других интересных событиях. Работа современного гида больше связана с международным туризмом. Зачастую специалист рассказывает путешественникам об особенностях культуры и быта региона или местности, куда они попали впервые.

Специфика работы экскурсовода гораздо уже. Он освещает тематические события, истории из жизни важных личностей, особенности памятников архитектуры. Профессию чаще всего осваивают представительницы прекрасной половины человечества. Ничего удивительного, скажете Вы, женщин хлебом не корми – дай поговорить. Однако здесь важна грамотная разборчивая речь, причем рассказывать необходимо часами. Работа проходит не только в прохладных помещениях музеев, но и на палящем солнце горных троп.

В профессии экскурсовод очень важна харизма и коммуникабельность. Специалисту необходимо в короткий срок установить контакт с группой людей разных возрастов и интересов. Не помешает хорошее чувство юмора, а так же умение безболезненно решать конфликтные ситуации.

Нужно понимать, что экскурсовод – это актер, сценарист и режиссер одновременно. Его импровизация должна захватить слушателя с головой, оставив у него лишь самые яркие впечатления. Достичь этого можно только в совершенствовании профессиональных навыков и поиске интересного материли для рассказа.

Спрос на специалистов в сфере туризма неуклонно растет, однако вместе с ним растут и требования к соискателям. Стоит помнить о социальной значимости работы экскурсовода. Он открывает мир людям, прививает интерес к истории, искусству, окружающему миру.

Самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели курортных регионов.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии экскурсовод

Преимущества:

  • возможность посетить множество уголков по всему миру;
  • работа в сфере туризма весьма перспективна;
  • общение с людьми, самовыражение.

Недостатки:

  • сезонность бизнеса;
  • работа не всегда в комфортных условиях;
  • очень высокая конкуренция на рынке труда.

Как стать экскурсоводом

Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:

  • Российский государственный университет туризма и сервиса;
  • Восточно-Сибирский институт туризма;
  • Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича;
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма;
  • Калужский институт туристского бизнеса.

Экскурсовод - центральная фигура экскурсионного дела. В довоенный период работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий экскурсантов, в первую очередь педагогов. Иногда обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных областей без отрыва от своей основной деятельности. Лишь в некоторых крупных музеях были штатные экскурсоводы, однако число их было невелико. В ходе превращения экскурсии из формы отдыха в форму социально-культурной деятельности работа экскурсовода начала приобретать профессиональные черты.

Профессия экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, который требует от человека определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых как путем общего или специального образования, так и в ходе повседневной практической деятельности людей. Кроме того, в представлении людей существует имидж экскурсовода, то есть совокупность внешних и внутренних характеристик, которые традиционно ассоциируется с представителями данной профессии. Таким образом, в сознании окружающих существует модель имиджа экскурсовода, составными элементами которой являются визуальный образ (одежда, макияж), аудиальный образ (голос, дикция), представление о внутренних качествах человека этой профессии (интеллигентность, эрудированность, доброжелательность).

Практически во всех работах по экскурсионному делу большое внимание уделяется личности экскурсовода. Теоретики экскурсоведения сходятся во мнении, что экскурсовод как личность должен обладать следующими качествами и иметь следующие характеристики.

Каждый экскурсовод должен обладать хорошо развитым воображением и уметь мыслить образами. К примеру, экскурсовод должен так описать ненаблюдаемый объект, чтобы экскурсанты начали его «видеть». Основой воображения экскурсовода являются знания, впечатления, ранее накопленный опыт. Они служат исходным материалом для создания достаточно четких мыслительных образов.

Характер проводимой экскурсии зависит от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении, в уровне жизненной активности. В зависимости от типа темперамента экскурсовода его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители. Так, для экскурсовода-сангвиника характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик тороплив в рассказе, при отсутствии должного контроля вспыльчив, неуравновешен, обидчив. Флегматик, наоборот, медлителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Наконец, меланхолик характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. Поэтому поведение экскурсовода, являясь проявлением общей культуры человека, должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Эмоции, возникающие у экскурсовода под воздействием внешних и внутренних факторов, его настроение, приподнятое или подавленное, не должны влиять на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью профессионального мастерства экскурсовода.

Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является его тенденциозность, или убежденность. Тенденциозность проявляется в четкой направленности его взглядов и действий, в стремлении довести свою точку зрения до экскурсантов и убедить их в ее правильности. Во время экскурсии экскурсовод направляет внимание группы на те стороны объектов, явлений и событий, которые должны быть отражены в их сознании, одним словом, помогает им увидеть то, что видит сам.

Экскурсия как процесс представляет собой восприятие экскурсантами изобразительного и звукового ряда. Таким образом, она не может существовать без устной речи, без рассказа экскурсовода. Как человек говорящий по отношению к аудитории может выступать в следующих ипостасях:

Информатор сообщает знания экскурсантам, рассказывает об объекте, событии, явлении, не показывая к этому своего отношения, не разъясняя причинно-следственных связей с другими событиями или явлениями;
комментатор сообщает об объектах, событиях, явлениях, дает им отдельные оценки и некоторые пояснения, указывает на причины, их вызвавшие;
собеседник в ходе общения учитывает реакцию экскурсантов на излагаемый материал, используя вопросно-ответную форму общения, прислушиваясь к их репликам, вводя дополнительный материал;
советчик разъясняет увиденное, дает рекомендации по наблюдению объектов, подводит экскурсантов к необходимым выводам, советует, как проводить послеэкскурсионную работу;
эмоциональный лидер вызывает определенные эмоции у экскурсантов, анализируя объекты и события, с ними связанные.

Речь экскурсовода рассчитана на понимание другими людьми, поэтому должна представлять собой изложение готовых, логично и грамотно сформулированных мыслей. Приоритетной формой изложения материала экскурсоводом является монолог. Монологическая речь по сравнению с диалогической более развернута по содержанию, сложна по структуре и имеет четкое грамматическое оформление.

Владение экскурсоводом искусством слова - важное условие успешного проведения экскурсии. Поэтому к содержательной речи экскурсовода предъявляются следующие требования: речь должна быть правильной, понятной, точной, выразительной, чистой, лаконичной.

Под правильностью речи понимается соблюдение говорящим правил произношения, постановки ударения, словоупотребления, формообразования, построения синтаксических конструкций, стилистики. Другими словами, правильная речь предполагает владение говорящим языковыми нормами русского языка. Стоит экскурсоводу хотя бы раз допустить ошибку, как слушатели переключают свое внимание с содержания экскурсии на погрешности в его речи.

Понятность речи предполагает доступное, доходчивое изложение. Непонятной делают речь многочисленные термины и иноязычные слова, поэтому их следует тщательно отбирать. При невозможности исключить подобные слова из речи, их необходимо пояснить. Экскурсовод не должен механически заучивать формулировки и трудные слова. Нужно привыкнуть к ним, понять их смысл и только после этого запомнить. Главное добиться, чтобы их употребление в речи стало естественным и необходимым. В тех случаях, когда не удается этого достичь, отдельные слова нужно заменить другими, более привычными для данного экскурсовода и более естественными для стиля его речи.

Точность изложения особенно важна при характеристике объекта и во многом определяет воздействие экскурсовода на аудиторию. В экскурсии недопустима отвлеченность, употребление стереотипов, общих слов, смысл которых давно стерся, которые семантически обесценились.

Под выразительностью понимают особенности речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей. Средством выразительности являются иносказания, перифразы, метафоры, эпитеты и т. п. Повышает выразительность речи своевременное употребление афоризмов, пословиц, поговорок.

Экскурсоводу необходимо учесть такую особенность речи на экскурсии, как ее лаконичность. Лаконичной и экономной делает речь устранение лишних слов, общих фраз, которые ведут к потере внимания аудитории. Сжатость придает речи силу. Кроме этого, следует помнить, что каждый экскурсионный объект имеет свой «язык». Он может сам о себе рассказать своим внешним видом, той информацией, которую экскурсанты имеют об этом объекте до начала экскурсии. Поэтому здесь экскурсовод не должен переусердствовать.

Работу над внешней стороной речи экскурсоводу следует начинать с овладения техникой речи. К техническим характеристикам речи относятся звучность, темп и ритм, высота голоса, дикция, наконец, интонация.

Звучность позволяет донести речь до всех экскурсантов. Она опирается на правильное дыхание, глубокое, частое и контролируемое. На одном глубоком вдохе можно произнести лишь часть фразы. Для выразительной речи требуется частое дыхание. Нельзя вдыхать только в конце фраз, делать это следует в соответствии со смыслом произносимого. Для этого необходим контроль дыхания во время всей речи. Существует целый комплекс упражнений для постановки дыхания и улучшения звучания голоса.

Темп и ритм речи. В понятие темпа входит быстрота речи в целом, а также длительность звучания отдельных слов. Как скорость протекания речи во времени различают быстрый (75 слов в минуту), средний (60 слов в минуту) и медленный (45 слов в минуту) темп. Скороговорка (80 и более слов в минуту) недопустима в любой аудитории, так как мешает усвоению материала, быстро утомляет слушателей, создает впечатление безразличия экскурсовода к теме экскурсии.

Основные положения экскурсионного рассказа излагаются значительно медленнее остального материала, который может сообщаться в более быстром темпе.

Ритм речи - это равномерное чередование, ускорение и замедление долготы и краткости, напряжения и ослабления.

Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием экскурсионного рассказа и условиями движения группы. Они могут несколько раз меняться на протяжении экскурсии - ускоряться или замедляться. Наконец, темп и ритм речи должны быть такими, чтобы ее содержание воспринималось и усваивалось наиболее эффективно.

Высота голоса и его мелодический рисунок позволяют отличить вопрос от утверждения, окончательное и непреложное от обсуждаемого и сомнительного, убежденность от неуверенности, подчеркивают контраст. Грусть, нежные человеческие чувства, представления о величественном требуют повышения голоса. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса. Не рекомендуется начинать фразу громко, с высокого тона и понижать голос в конце, так как концовка определяет отношение к фразе в целом. Экскурсоводу следует избегать как монотонности, вялости, слишком низкого тона, так и излишней приподнятости, неоправданных эмоций, крикливости.

Дикция, как и голос, играет важную роль в создании имиджа экскурсовода. Под дикцией понимается степень отчетливости, ясности и членораздельности в произношении слов и в потоке речи. Профессия экскурсовода требует, чтобы его речь была отчетливой, ясной и членораздельной в высшей степени. Для этого нужно отработать произношение отдельных слов: слова иноязычного происхождения, имена и отчества должны звучать четко и быть разборчивыми и хорошо слышимыми для всей группы. Существует комплекс упражнений для совершенствования дикции.

Важную роль при оформлении внешней стороны речи играет интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, так как она, являясь выразительным средством, оказывается и одной из сильных форм речевого воздействия на аудиторию. Нужно исходить из того, что основой рассказа является не только мысль, но и чувство, которое придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к тому, о чем он рассказывает. Поэтому речевая интонация должна быть логически оправдана. Изменение интонации вызывается смысловым содержанием рассказа.

Не менее важно тщательно отработать на протяжении всего рассказа по теме экскурсии фразовые и логические ударения. В каждой фразе, представляющей собой смысловой отрезок рассказа, обычно выделяют одно или несколько слов, наиболее важных по своему смыслу.

Отметим, что экскурсовод относится к профессиям типа «человек-человек». Именно у представителей этих сфер их внешний облик является непосредственным компонентом, участвующим в их трудовой деятельности. Экскурсовод раскрывает перед людьми информацию, которая наглядно представлена в объектах и экспонатах, поэтому его собственный внешний вид не должен мешать этому процессу и отвлекать экскурсантов от него.

Для работников сферы услуг, к которой относится профессия-экскурсовод, дизайнеры костюма рекомендуют классический и деловой стили, стиль Шанель, некоторые вариации спортивного стиля. Поскольку экскурсовод должен быть интеллигентным, располагающим к себе, открывающим что-либо экскурсантам, но не поучающим в отличие от учителя, то это редкий образ специалиста, которому на рабочем месте позволительно носить платье, даже приталенное, так называемого Х-образного силуэта (естественно речь идет об экскурсоводе-женщине). При этом уместна современная стрижка.

Таким образом, внешний вид экскурсовода по сравнению с представителями других профессий допускает умеренную свободу и раскованность, однако в то же время он предполагает скромность в одежде и прическе, чувство меры в косметике.

Положительный визуальный образ экскурсовода способствует установлению контакта с группой. Кроме этого, большое влияние на установление контактов с аудиторией оказывают приветливость, доброжелательность, непринужденность экскурсовода. Такой контакт начинает устанавливаться в те короткие минуты, когда экскурсовод произносит вступление к экскурсии и ее теме. Затем необходимые связи с аудиторией поддерживаются и укрепляются в течение всей экскурсии. Хорошо, если благоприятный психологический климат, создавшийся в первые минуты экскурсии, сохранится до ее завершения.

Экскурсовод во время экскурсии должен уделять постоянное внимание всей группе. Некорректно, когда в своем рассказе экскурсовод обращается к одному-двум экскурсантам, почему-то выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции на увиденное и услышанное в ходе экскурсии. Проводя экскурсию, экскурсовод должен умело руководить всей группой.

Иногда перед экскурсоводом встает задача - снять напряжение и раздражение экскурсантов. В такой момент уместна шутка, которая помогает настроить аудиторию на соответствующий лад. Однако следует помнить, что юмор должен быть тактичным и ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к проведению экскурсии, а это приводит к утрате контроля над группой.

Не менее важная задача экскурсовода - добиться заинтересованного отношения группы к теме экскурсии, постоянно активизируя их внимание. Для активизации внимания группы экскурсовод должен умело и своевременно применить такие методические приемы, как прием заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием взаимодействия интересов.

Чтобы привлечь и удержать внимание экскурсантов, экскурсоводу следует знать социально-психологические особенности людей.

Информация, которую несет экскурсия, привлечет внимание экскурсантов, если она совпадает с их интересами и потребностями или обладает способностью пробудить в них новую потребность. Экскурсоводу нужно учитывать механизм взаимодействия людей в массе, который в психологии называется «психологической заразительностью». Если экскурсовода волнует то, о чем он говорит, если он сам воодушевлен этим, то экскурсанты воспринимают целеустремленность экскурсовода как свою собственную.

Эффективное восприятие содержания экскурсии возможно лишь при соблюдении строгой дисциплины всеми членами группы. В случае необходимости экскурсовод тактично должен сделать замечание по поводу разговоров, шума, смеха. При этом нужно одинаково избегать как высокомерия, так и заискивания перед людьми.

В речи экскурсовода недопустим и фамильярный, и нерешительный тон. Нельзя также подчеркивать зависимость во время экскурсии.

Итак, для квалифицированного экскурсовода необходимо не только владеть суммой знаний, умений и навыков по подготовке и проведению экскурсии, но и правильно и красиво говорить, быть тонким психологом и наблюдателем, умелым организатором и руководителем, наконец, следить за своим внешним видом.

Отправляясь на отдых в незнакомую страну, каждый из нас хочет получить от путешествия как можно больше положительных эмоций. Поэтому многие предпочитают доверить свое знакомство с достопримечательностями профессиональному гиду, который не только расскажет об истории и культуре аборигенов, но и покажет наиболее значимые места, поможет в трудных ситуациях и даст несколько ценных советов о том, как себя вести и чего следует избегать.

Отправляясь на отдых в незнакомую страну, каждому из нас хочется получить от путешествия как можно больше положительных эмоций и впечатлений. Поэтому кто-то перед поездкой внимательно изучает всю доступную информацию о выбранной стране и самостоятельно планирует экскурсионные маршруты, а кто-то предпочитает доверить свое знакомство с достопримечательностями профессиональному гиду, который не только расскажет об истории и культуре аборигенов, но и покажет наиболее значимые места, поможет в трудных ситуациях и даст несколько ценных советов о том, как себя вести и чего следует избегать.

Как Вы уже, наверное, поняли, в данной статье речь пойдет о профессии гида , представителей которой можно смело назвать "ангелами-хранителями" незадачливых туристов, которые умудряются "заблудиться в трех соснах" и попасть в самые нелепые ситуации "на ровном месте".

Кто такой гид?


Гид - специалист, который сопровождает туриста (или группу туристов) на экскурсиях, в походах, автомобильных турах и т.д, и знакомит его с местными достопримечательностями, особенностями культуры и традиций. Достаточно часто на гида также возлагается обязанность по организации досуга.

Название профессии произошло от французского guide (вожак, проводник), что практически полностью отображает сущность работы гида. Когда появились первые гиды достоверно неизвестно, однако существует предположение, что потребность в них возникла одновременно с возможностью совершать путешествия на длительные расстояния. Известно, что к услугам коронованных особых, совершавших заграничные поездки, всегда предоставлялись поданные встречающей стороны, которые не только знакомили высокопоставленных гостей с местными достопримечательностями, но и оказывали им любую посильную помощь.

Со временем и в результате развития туризма, появилась необходимость в профессиональных гидах, вследствие чего и появилась эта профессия. Сегодня профессия гида включает в себя несколько узких специализаций, среди которых особой востребованностью пользуются гид-переводчик, гид-экскурсовод и гид-натуралист.

В обязанности современного гида входит: встреча туристов по прибытии, организация экскурсионных туров, сопровождение во время экскурсий или прогулок, знакомство с особенностями местной культуры и обычаев, обеспечение безопасности туристов и т.д. То есть, для туристической группы гид становится настоящим вожаком, от которого во многом зависит общее впечатление от поездки и места отдыха.

Каким личностными качествами должен обладать гид?


Не сложно догадаться, что поскольку работа гида предполагает общение с большим количеством людей, представитель этой профессии обязательно должен быть не просто коммуникабельным, а очень интересным собеседником, способным увлечь слушателей своими рассказами и донести до них ценную информацию. Кроме того, гид должен обладать такими личностными качествами, как:

  • артистизм;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • уравновешенность;
  • хорошая память;
  • эрудированность;
  • доброжелательность;
  • тактичность;
  • терпеливость;
  • находчивость;
  • внятная и грамотная речь.

Поскольку во время работы гиду приходится сталкиваться с самыми разными людьми, не лишним будет знание основ психологии и умение нейтрализовать любой конфликт. Если же говорить о требованиях к физической подготовке гида, то представитель этой профессии должен быть выносливым и не уставать во время длительных пеших прогулок. Пригодится гиду и отменное чувство юмора, которое поможет ему всегда находиться в хорошем расположении духа, независимо от возникших трудностей и сложностей. Ну и самое главное, гид должен любить не только свою работу, но и ту местность, с которой он знакомит туристов.

Преимущества профессии гида

Говоря о преимуществах профессии гида , прежде всего необходимо отметить отсутствие рутинности в работе. В отличие от смежной специализации экскурсовода, где специалисту иногда приходится из года в год проводить одну и ту же экскурсию, гид сам составляет маршрут, в который туристы нередко вносят свои изменения. Также к преимуществам этой профессии можно отнести:

  • общение и знакомство с большим количеством людей;
  • возможность практики иностранных языков с носителями языка;
  • достойный уровень оплаты труда;
  • возможность много путешествовать и открывать новые туристические направления;
  • работа на свежем воздухе;
  • большие перспективы для развития собственного туристического бизнеса.

Недостатки профессии гида


Недостатков у профессии гида не меньше, чем преимуществ. Чего только стоит необходимость работать в любое время суток и при любой погоде. К этой профессии как нельзя лучше подходит хорошо известная поговорка "волка ноги кормят", так как зарплата напрямую зависит от количества и качества проведенных туров: вышел на работу - получил оплату, не вышел - не получил. Не стоит забывать и о том, что гид:

  • очень часто остается без завтрака или обеда (пока туристы обедают, гиду зачастую приходится или решать организационные вопросы, или искать отставших от группы туристов);
  • должен с улыбкой отвечать на любые вопросы туристов, даже если они, по его мнению, глупые и нетактичные (то есть, нельзя демонстрировать плохое настроение и раздражительность);
  • отвечает за безопасность туристов, которые, кстати, не всегда отличаются благоразумием и дисциплинированностью;
  • практически целый день что-то говорит и рассказывает, а это очень большая нагрузка на голосовые связки.

Где можно получить профессию гида?

Для того чтобы стать гидом совсем не обязательно получать специальное образование. Достаточно закончить специальные курсы, сдать экзамен на профпригодность, и можно приступать к работе. Практика показала, что знаний и навыков, полученных на курсах, вполне хватает на первое время. Дальнейшая карьера и, что немаловажно, уровень зарплаты гида целиком и полностью зависят от его способности к самосовершенствованию и стремления постоянно повышать свою квалификацию.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 9 минут

А А

Профессии, известной сегодня как «гид-экскурсовод», до конца шестидесятых, можно сказать, практически не было. Обычно за эту работу брались добровольцы — причем, чаще всего, абсолютно бесплатно. Заботы по проведению экскурсий возлагались на сотрудников музеев и ВУЗов. Что касается штатных экскурсоводов — их были единицы.

Развитие экскурсионного направления в туризме в СССР стартовало лишь после 1969-го года. И сегодня данная профессия считается модной, прибыльной и престижной.

Особенности работы гида-экскурсовода – где и как работает экскурсовод?

Так все-таки гид или экскурсовод? Как правильно? И есть ли разница?

Разница однозначно есть.

Первый, помимо прямых обязанностей, сопровождает гостей в турах, а также в походах или даже круизах, обеспечивает их безопасность и решает их бытовые проблемы. А второй только лишь водит экскурсии (как правило, одни и те же) по конкретному маршруту или же выбранному туристами (программой) объекту, рассказывая гостям об истории объекта или местности.

Где работают гиды-экскурсоводы?

Чаще всего, местом работы экскурсовода становится туристическая компания (а также музеи и проч.). Но, при достижении определенного уровня опыта и мастерства, нередко экскурсоводы уходят «в свободное плавание», предпочитая работать на себя.

Чем занимается экскурсовод?

Среди обязанностей экскурсовода можно отметить следующие:

  • Сопровождение туристов и их информирование об истории тех или иных достопримечательностей.
  • Поиск и тщательное изучение истории.
  • Разработка уникальных (и не очень – у кого как получится) экскурсионных программ.
  • Координация действий туристов при ЧС.
  • Проведение инструктажа по технике безопасности.
  • Оказание первой помощи при необходимости.
  • Выполнение функций переводчика.
  • Заполнение экскурсионных документов.
  • Проверка документов у участников, организация их отъезда и контроль над ними до конца экскурсии.


Необходимые навыки, личные и деловые качества для работы гидом-экскурсоводом

Среди основных требований, которые выдвигаются к соискателю данной профессии:

  1. Высшее гуманитарное образование.
  2. Знание одного (минимум английского), а лучше 2-3 иностранных языков.
  3. Грамотная речь.
  4. Внутреннее обаяние и артистизм.
  5. Коммуникабельность, умение ладить с людьми и быстро находить контакт.
  6. Способность грамотно, четко и интересно рассказывать людям о тех или иных фактах истории.
  7. В большинстве случаев (в солидных компаниях) – наличие аккредитации.
  8. Знание музейного/экскурсионного дела и краеведения, русского языка и литературы, истории и этнографии, культурологии.
  9. Знание конкретного экскурсионного направления, в соответствии с выбранным (история, оружие, краеведение и проч.).

Личные качества и таланты, без которых невозможно успешно овладеть профессией:

  • Актерские способности.
  • Хорошая память.
  • Любовь к истории, краеведению.
  • Талант быстро находить нужные слова и мгновенно находить решение в самых щекотливых ситуациях.
  • Способность концентрировать внимание людей, увлекать их интересной информацией и полностью захватывать внимание.
  • Желание самосовершенствоваться.
  • Любовь к своей работе.
  • Речевая выносливость.
  • Толерантность, способность общаться с самыми разными туристами и группами туристов, включая тех, которых в обычной жизни вы обходите за километр.
  • Высокая языковая грамотность и культурологическая эрудиция.
  • Талант психолога и педагога.
  • Способность обходиться без переводчика (высокий уровень иностранного разговорного языка).
  • Высокая работоспособность и физическая выносливость.
  • Чувство юмора (без него в работе не обойтись).

Кому подходит эта работа?

Наиболее данная профессия подойдет молодым, выносливым и привлекательным юношам и девушкам с высоким уровнем интеллекта и идеальным знанием английского языка, с лидерскими качествами, собранным и ответственным, чрезвычайно энергичным и активным по жизни, влюбленным в край, где они водят экскурсии.

Профессия гид-экскурсовод – плюсы и минусы работы

Из преимуществ профессии, которых немало, можно особо выделить…

  1. Отсутствие рутинности в своей работе. Если у экскурсовода экскурсии из года в год остаются одними и теми же, то гид волен самостоятельно планировать маршруты и сами экскурсии, а также вносить изменения.
  2. Постоянное общение и знакомство с новыми людьми.
  3. Постоянная языковая практика при общении с иностранными гостями.
  4. Достойная зарплата.
  5. Нескучная работа, на которую действительно можно ходить с удовольствием.
  6. Возможность путешествовать и работать на свежем воздухе.
  7. Перспективы для развития своего дела в туризме.
  8. Свободный график (если, конечно, вы не штатный работник при музее, например).
  9. Стабильность заработка при работе в городах, привлекательных для туристов.

Недостатки профессии:

  • Постоянная работа на ногах.
  • Необходимость работать при любой погоде.
  • Приемы пищи «на лету» (часто вместо обеда приходится решать различные вопросы организационного характера или даже искать своих заплутавших гостей).
  • . Экскурсовод отвечает за своих туристов.
  • Необходимость улыбаться даже тем, кому бы вы ни за что в обычной жизни не улыбнулись.
  • Снижение прибыли в осенний и зимний сезоны (не везде).
  • Крайне серьезная конкуренция.

Обучение профессии экскурсовод – курсы, учебные заведения, самостоятельное обучение

Конечно, можно попытаться стать гидом-экскурсоводом самостоятельно при обычном среднем образовании, окончив какие-нибудь курсы — или просто прослушав несколько лекций в местном музее. Но это возможно лишь в небольших городках или селах, где поток туристов низкий, и над качеством работы экскурсовода никто особо не задумывается.

Если же вы настроены на данную профессию серьезно, и собираетесь на ней хорошо и стабильно зарабатывать, то к делу следует подойти со всей ответственностью.

  1. ВУЗ. Без высшего гуманитарного образования не обойтись (прим. – история, филология, культуроведение и проч.). Специализированных факультетов в современных ВУЗах сегодня достаточно. Естественно, параллельно следует изучать иностранные языки. Английским вы обязаны владеть в совершенстве на самом высоком культурном уровне. Не будет лишним также немецкий, французский и китайский.
  2. Курсы. Лекции и тренинги проходят при ВУЗах и музеях. После окончания курсов участники получают соответствующие документы. Курсы подойдут тем, у кого уже есть соответствующий диплом.
  3. Повышение квалификации (без этого не обойтись, если вы хотите двигаться вперед, а не стоять на месте до самой старости).
  4. Экзамен на профпригодность и получение лицензии.

Куда пойти учиться?

  • Университет управления и экономики в СПБ.
  • Международная академия туризма в Москве.
  • РГГУ.
  • Институт международного туризма в Иркутске.
  • Университет туризма и курортного дела в Сочи.
  • Центр обучения гидов и экскурсоводов.
  • Ассоциация гидов-переводчиков и экскурсоводов.

Особенности карьеры и зарплаты экскурсовода – много ли получает гид-экскурсовод

Только лишь Петербург за 2016-й год посетило более 7 млн гостей. Поэтому вопрос о востребованности профессии в крупных городах даже не стоит: гиды-экскурсоводы нужны везде, где есть туристы.

Средний заработок будет зависеть от региона и места работы. Средняя зарплата по стране – около 35000 р. В Москве и Петербурге в сезон можно заработать до 80000 р и больше.

Самыми прибыльными регионами для экскурсоводов являются:

  • Московская область и Москва.
  • Петербург и Ленинградская область.
  • Краснодарский край.

Что касается уровня зарплаты, наиболее высокой на сегодняшний день она остается в Москве, после которой идет Кемеровская область, потом республика Татарстан и Петербург.

Стоит отметить, что при работе на турфирму зарплата экскурсовода составляет, в среднем, около 2000 рублей в день в сезон, плюс чаевые. При работе на себя такой сотрудник, естественно, получает всю прибыль себе.

Возможен ли карьерный рост?

Безусловно, да — как и в любой профессии.

И высшей точкой карьеры является не просто работа на себя, а открытие собственного экскурсионного бюро или иного бизнеса в данной сфере рынка.


гидом-экскурсоводом с нуля?

Путь к успеху для будущего гида-экскурсовода выглядит следующим образом:

  1. Получение соответствующего образования и изучение иностранного языка (языков).
  2. Прохождение курсов (средняя стоимость качественных программ обучения – около 50000 р.) – 2-4 месяца.
  3. Стажировка и сдача экзамена в музее.
  4. Получение аккредитации, без которой вы не сможете устроиться на действительно хорошую работу и проводить экскурсии (штраф – до 25000 для частных лиц).
  5. Устройство в туристическую компанию, в музей, отель и проч.

Аккредитация – как получить, и что это такое?

Аккредитацией называют специальное разрешение государственного образца, которое дает право на проведение экскурсий для иностранных гостей.

Данные разрешения введены для повышения качества обслуживания прибывающих к нам туристов.

Всего известно 3 уровня аккредитации:

  • 3-категория – стажер (срок разрешения – 1 год). Требования: диплом из ВУЗа, свидетельство об оконченных курсах (или факультета) на гида или экскурсовода, документ о прослушивании лекций о проведении экскурсий в музее и (необязательно, но будет плюсом) опыт ведения экскурсий в трудовой книжке.
  • 2-я категория – для специалистов с опытом от 2-х лет. Срок разрешения – на 3 года.
  • 1-я категория – для специалистов с опытом от 7-ми лет. Аккредитация бессрочная и не требующая продления.

Получить лицензию можно только после обучения, и какое место для этого выбрать — каждый будущий гид решает сам.

Аккредитации для работы в Москве и Петербурге (например) – различные, и единой аттестации гидов в стране нет.

Например, в СПб такую аккредитацию вы сможете получить в городском туристско-информационном бюро, а в столице – в Ассоциации гидов-переводчиков и экскурсоводов.

Важно:

Найти работу при наличии аккредитации несложно, если у вас есть собственные интересные маршруты. Достаточно приехать лично или отправить туда, куда вам хотелось бы устроиться.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!