группа отраслей, обеспечивающих социальное развитие как отдельных трудовых коллективов, так и общества в целом.

Социальная сфера

Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

это область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, в первую очередь различающимися ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источниками и размерами получаемой доли общественного богатства.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

отрасли народного хозяйства, не участвующие в материальном производстве, но обеспечивающие организацию обслуживания, обмена, распределения и потребления товара, а также формирование уровня жизни населения, его благосостояния. К социальной сфере относятся: торговля, образование, культура, социальное обеспечение и т.п.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Социальная сфера

ряд отраслей экономики и видов деятельности государства, оказывающих непосредственное воздействие на человека и семью. Прежде всего, к ней относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, культура, здравоохранение, а также наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, торговля, потребительский рынок. Важное место принадлежит таким видам деятельности как решение проблем трудовых отношений, занятости и миграции населения, осуществление социальной защиты и социального обеспечения населения.

Социальная сфера

1) Социальная (непроизводственная) сфера общественного производства - это сфера, где не создаются непосредственно материальные блага. К социальной сфере относятся: искусство, культура, спорт, наука, образование, здравоохранение. 2) Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Она в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. В узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной сферы, в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, коллектив (трудовой, учебный и т. д.) и группы людей. Она оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, в то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека изменяется преобразуется самая.

Кафедра «Автоматизированных систем управления»

Курсовая работа

По дисциплине: «Управление в социально-экономических системах»

На тему: «Применение методов и моделей системного анализа и теории управления к задачам управления в социальной и экономической сферах»

Выполнил:

Студент 5 курса

группы МИВТ-16-1-2

Зенин Кирилл Андреевич

Введение. 3

Основная часть. 6

1. Социальная и экономическая сфера.

2. Методы и модели системного анализа. 9

3. Методы и модели теории принятия решений. 13

Глава II 16

1. Краткие сведения о компании «SimpLAN». 16

2. Анализ экономической подсистемы организации. 17

3. Построение математической модели и применение симплекс-метода ТПР для анализа модели. 18

4. Применения метода экспертных оценок на основе ранговой системы оценки с последующей нормализацией, ранжировкой и применением метода медиан рангов для анализа модели экономической подсистемы. 29

5. Анализ социальной подсистемы организации, построение ее модели, улучшение и анализ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

Введение

Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами - это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы. Связь экономических факторов с социологическими часто упускается из вида в процессе принятия решений. Именно связь этих двух составляющих в целом отражает состояние предприятия в целом.

Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб. В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.

Переходной этап к рыночным отношениям в экономике России характеризуется кризисом мотивации и негативным представлением большей части работников предприятий о трудовой деятельности. Суть трудовой мотивации свелась практически к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату при равнодушном отношении к результатам труда (качеству, отдаче труда). Бедность мотивации и узкий диапазон потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, снизили управляемость работников, сделали их слабо подвластными стимулированию.

Сказанное относится не только к работникам, но и к специалистам и управленцам, в частности управленцам среднего звена.

Часть работников, сохранивших нравственные основы трудового сознания, богатую трудовую мотивацию, составляют меньшинство и зачастую находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Что касается работодателей и руководителей высшего звена, то, согласно социологическим опросам, 90 % из них, в противоположность другим формам воздействия, отдают предпочтение административному нажиму, объясняя такой выбор методов управления падением дисциплины. Поэтому в качестве самого распространенного метода воздействия на людей с целью получения желаемого результата утвердился на сегодня метод «кнута и пряника», реализующийся через систему простейших экономических и административных стимулов и санкций. Такая система достаточно эффективна при низкой содержательности работы, авторитарном стиле руководства и значительной безработице. К методу «кнута и пряника» следует отнести пропорциональные доплаты и удержания, работу на условиях администрации: штрафы, коллективный подряд и другие известные приемы.

В данной работе предлагается рассмотреть применимость методики системного анализа и теории принятия решений в социальной и экономической сфере предприятия и проследить в его рамках влияние изменений в одной сфере на другую.

Целью данной курсовой работы заключается повышение эффективности работы организации за счет управленческого воздействия на ее социальную и экономическую сферу.

Объектом исследования является социально-экономическая система «SimpLAN».

Предметом исследования является модель организации, включающая социальную и экономическую составляющие.

1. Рассмотреть роль и связь социальной и экономической сфер.

3. Произвести обзор моделей и методов СА и ТПР.

4. Произвести анализ предприятия со стороны социальной и экономической сфер и построить его модель.

5. Применить методы ТПР для улучшения производительности предприятия.

Научная новизна работы заключается в исследовании возможности и значимости применения моделей и методов системного анализа и теории принятия решений для повышения показателей экономической и социальной сферы небольшой организации.

Практическая значимость работы заключается в повышении эффективности работы небольшой организации и ее работников.

Основная часть

Глава I

Социальная и экономическая сфера

По мнению Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Она образуется множеством частных по отношению к ней систем большей сложности.

Социальная сфера не образует отдельной подсистемы и не может рассматриваться на равных с экономической, политической и тому подобными сферами, чтобы понять ее природу, определим понятие «социальное отношение» (как главную характеристику социальной сферы). Социальные отношения понимаются в научной литературе в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле они означают отношения между любыми общностями (например, коллективами предприятий, населением разных регионов и прочее), в узком — отношения между классами, социальными слоями и группами, занимающими в обществе разное положение. По мнению М.Н. Руткевича, социальные отношения — это «отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства по положению людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда « присутствуют» в экономических, равно как и в политических и других общественных отношениях (хотя и не исчерпывают их).

Какова же связь понимаемой таким образом социальной области с экономической сферой?

Прежде всего, положение, занимаемое разными группами в обществе, в решающей мере определяется системой экономических отношений. Более того, сами группы, о которых идет речь в экономической социологии, — это совокупности индивидов, характеризующихся сходным положением в экономической сфере, то есть находятся внутри структурных подразделений общественной экономики. Они как бы несут на себе ее черты в соответствии с известным афоризмом К. Маркса о сущности общественного человека как совокупности социальных отношений. В этом «отпечатывании» экономических отношений на функционирующих внутри них группах проявляется прямое воздействие экономического на социальное.

Вместе с тем социальная область — это мощный фактор «обратного влияния» на функционирование и развитие экономики, которые реализуется через активность социально-экономических групп, являющихся движущей силой социально-экономических процессов. Под социальными процессами понимают изменения социальных объектов во времени, закономерности, возникающие при смене их состояний.

Итак, взаимоотношения между экономической и социальной областью — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально — экономические процессы.

Тесную связь социальной и экономической сферы можно наблюдать на примере небольшой системы, составляющей совокупность этих сфер — предприятия. Любое предприятие можно рассматривать как социально-экономическую систему, имеющую внутреннюю структуру, функционирующую в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Социальной системой предприятие является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется людьми, обладающими определенными личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования экономических ресурсов и реализации продукции обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта.

Рассматривая предприятие как систему, необходимо выделить в ней объект и субъект воздействия. Объектом воздействия в системе предприятия выступает совокупность материальных условий, производственных, организационных процессов, отношений между работниками при выполнении предприятием своих функций.

Субъектом является аппарат управления, который посредством различных форм и методов воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Во всех экономических системах главной производительной силой является человек, персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности, как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов.

Таким образом, можно выделить задачи управления в социальной подсистеме предприятия:

· улучшение социальных условий сотрудников фирмы путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

· повышение квалификации работников путем обеспечения их соотствующими курсами и мотивацией к данному процессу.

· предотвращение возникновения спорных ситуаций и конфликтов в рамках рабочего коллектива.

Рассмотрим также задачи управления и в экономической подсистеме предприятия:

· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;

· обеспечение автоматизации производства

· постоянный поиск и освоение новых рынков.

· определение конкретных целей развития фирмы;

· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения;

· выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· установление контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи одной области прекрасно дополняют задачи другой области, в общем счете приводя к повышению эффективности работы предприятия.

Однако не так просто сразу решить и те и другие задачи. Проблема состоит в том, что решение задач экономической сферы может усугубить решение задач социальной сферы и наоборот.

Особенности управления социальной сферой на региональном уровне.

При разработке направлений любых, в том числе и социальных, преобразований в рамках определенной территории, безусловно, учитывается специфика конкретного региона.

1. Экономическая самостоятельность региона не может быть абсолютной, поскольку региональная экономика, являясь подсистемой народного хозяйства, не может рассматриваться как ее изолированная часть. Об этом свидетельствует факт, что государственное бюджетное финансирование по-прежнему остается основным источником поступления финансовых ресурсов в экономику любого региона.

2. На уровень развития региона существенное влияние оказывают природно-климатические факторы (наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, благоприятные условия географической среды и т.п.) и экологическая обстановка.

3. Большинство регионов являются «узкоспециализированными», т.е.

ориентированными на те или иные сферы народного хозяйства (в связи с этим, традиционно выделяются промышленные регионы, аграрные, рекреационные и т.д.).

Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства: через регионы осуществляется управление всей страной и в них находит воплощение государственная стратегия. С учетом определенной специфики региональное управление выступает проводником общероссийских интересов. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Жесткая система управления менее эффективна, т.к. ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и, в конечном счете, ведет к нарушению саморегуляции. А региональное управление призвано устранить недостатки жесткой централизации.

На современном этапе управление социальной сферой (и по действующему законодательству, и по складывающейся практике) все больше становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. В связи с этим возрастают объемы работ и повышается сложность задач управления социальной сферой региона, что порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона. Суть кризиса существующего механизма управления в социальной сфере состоит в несогласованности основных групп интересов субъектов такой деятельности, т.е. интересы субъектов Федерации вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления. Особенно остро это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.

На региональном уровне социальная сфера выступает объектом управления для всех государственных органов власти, функционирующих и имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.), на местном - управления и отделы органов местного самоуправления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями.

Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества функций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Поскольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.

Социальная сфера региона представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие регионального сообщества.

Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местных органов самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции государственной социальной политики.

В практике управления регионом нет последовательной разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития, а социальная политика, с одной стороны, сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума, а с другой, к «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального единства, а социальная политика в регионе - на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных делений, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активная социальная политика. Региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют, кроме того, в процессе формирования социальной политики федерального Центра (хотя ещё и очень ограниченно).

Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и складываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, механизмы, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

Помимо внерегиональных и внутрирегиональных факторов региональную социальную сферу образует и совокупность организаций (как носителей социальной политики) данной территории. Конечный продукт деятельности организации в виде социальных благ и услуг направлен на активное использование во всех элементах внешней среды. Поэтому социальная сфера региона рассматривается, с одной стороны как совокупность организаций, а с другой, как открытая общественно-ориентированная система.

Особенности социальной сферы региона как объекта социальной политики вызваны специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатических, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации личности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и, в конечном счёте, достижение социальной стабильности является сутью социальной политики в регионе.

Каждый регион по своей сути уникален, вместе с тем существуют различия в природно-климатических условиях, степени освоенности территорий, ключевых показателях социально-экономического развития и т.д. Другими словами, экономическое пространство России весьма неоднородно как в природно-климатическом, так и в социально-экономическом аспектах. При усилившейся дифференциации российского пространства разделить регионы по типам становится все сложнее. Справедливости ради нужно сказать, что эта задача не была легкой и раньше в условиях плановой экономики.

Могут быть выделены два основных типа социальных показателей. К первому типу относятся показатели, количественная характеристика которых позволяет однозначно обосновать обязательные направления социальной политики. При этом социально-экономические особенности отдельных регионов не являются факторами дифференциации данных направлений. Социальные показатели второго типа характеризуются тем, что заключение о положительном или отрицательном значении для региона их фактического значения не может быть сделано без комплексной оценки ситуации в регионе. В отличие от ситуации с показателями первого типа целеполагание в части выбора направлений социальной политики приобретает в данном случае активный характер.

К числу показателей второго типа относятся, прежде всего, демографические показатели. Не зная реального состояния экономики региона, нельзя утверждать, положительное или отрицательное влияние на регион оказывают, например, имеющийся естественный прирост населения или сальдо миграции. Так, в трудоизбыточных регионах с напряженной ситуацией на рынках труда высокий естественный прирост труда и положительное сальдо миграции приведут к росту нагрузки на их рынки труда и снижению доходов населения и т.п.

Конкретный тип социальной политики может быть определен в том случае, если учесть особенности социально-экономической ситуации, сложившиеся в стране и ее регионах к определенному периоду времени. Особенности этой ситуации в свою очередь, определяет принципиальные требования к общегосударственной социальной политике и направления ее межрегиональной дифференциации.

Сфера социальной жизни общества.

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.? Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни - его социальной сферы.

В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях и их дифференциации, микросоциальной структуре общества - первичных коллективах, семье и т.д.

Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но тем не менее довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д.

Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни.

Под социальной структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» — stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей . Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождение.м человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство. ко второй - ремесленни-ков, купцов и крестьян.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы :

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т.

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

Человек, занимающий некоторое место в структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне(перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое) Такой переход называется социальной мобильностью. (Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.)

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, - это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента - возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория - это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома - многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других - обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные четвёртых охраняют все - от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии - это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом - но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы... Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей - производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности - это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей - это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на "точечную" и "линейную", где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём - взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), - словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, - говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению - республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка - высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны - их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

Социальная система

Особенностью социальных систем является их сложность, которая обусловлена тем, что основной элемент системы — человек — имеет собственную субъективность и большой диапазон выбора поведения.

Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.

Определяющим признаком социальной организации является цель.

Выбор понятия «организация» зависит от конкретной цели социального управления. Наиболее часто понятие подразумевает как объединение людей для достижения общей цели на основе разделения труда.

Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям:

  • образование;
  • культура и искусство;
  • здравоохранение;
  • туризм;
  • отдых;
  • физическая культура и спорт;
  • наука и инновации;
  • жилищный фонд;
  • коммунальное хозяйство.

Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Задачи организаций социальной сферы

Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего на основе сметы доходов и расходов.

Организации социальной сферы создаются для достижения целей : социальных, благотворительных, культурных, образовательных и др.

Организации социальной сферы могут осуществлять , но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью доходов от предпринимательской деятельности.

Несмотря на все различия, структуры социальной сферы являются сложными системами, имеющими вход и выход и связанными с внешней средой.

Жизнедеятельность организаций социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов:

  • получение ресурсов из внешней среды;
  • использование ресурсов для достижения цели организации;
  • передача результата во внешнюю среду.

Организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать на финансирование из бюджета.

Задача менеджеров — поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.

В ряде отраслей социальной сферы все большее развитие получают . Это касается образования, спорта, туризма.

Социальная сфера вбирает в себя систему и населения , установленных законами государства и опирающихся на традиции жителей страны. Социальная сфера характеризуется своим ресурсным потенциалом, под которым понимают размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов социальной инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки.

В настоящее время разработаны Национальные проекты , призванные улучшить положение в социальной сфере. Так, на Национальный проект «Здравоохранение» в 2006 — 2007 годах будет потрачено более 145 млрд рублей.

В соответствии с рекомендациями приемлемая доля расходов на социальные нужды должна быть не меньше 20% национального бюджета. США и Япония тратят на социальные цели 19 — 21% , Германия, Англия и некоторые другие страны — несколько больше.

Необходимо также отметить, что здоровье населения существенным образом зависит от объема ВВП. В мире прослеживается закономерность: продолжительность жизни в стране тем выше, чем выше ВВП . Россия по объему ВВП и продолжительности жизни сейчас находится в средней группе стран (в 2006 г. — 65 место).

Вышеприведенная зависимость имеет место и в регионах России. Такое исследование было проведено по регионам Приволжского федерального округа.

Как и любая другая организация, организация социальной сферы занимается проблемами — это весь комплекс вопросов по подбору, отбору, расстановке кадров, их эффективному использованию. При этом организации социальной сферы сталкиваются с проблемами закрепления кадров, что обусловлено относительно низким уровнем оплаты труда. Здесь гораздо большую роль играют другие стимулы работы, например, моральное удовлетворение результатами работы.

К социально значимым объектам относятся больницы, школы, дошкольные и другие учреждения. Какие особенности связаны с этим статусом, в частности, в процедуре банкротства.

Читайте в нашей статье:

Социально значимые объекты: что к ним относится

В отношении некоторых типов объектов используют термин «социально значимые объекты». К ним принято относить:

  • медучреждения, в том числе больницы;
  • образовательные и воспитательные учреждения – школы, высшие учебные заведения, детские сады, интернаты и т. п.;
  • дома престарелых и другие организации подобного рода;
  • спортивные комплексы и другие объекты, связанные с физкультурой и спортом;
  • музеи, мемориалы, иные объекты культуры и т. д.

Подобные объекты чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности. Однако это могут быть и объекты в частной собственности – например, частный детский сад, школа, медицинский центр и т. д. Администрация того или иного образования утверждает перечень социально значимых объектов на своей территории, это связано с исполнением приказов вышестоящих органов исполнительной власти. В список вносят объекты, которые уже существуют. Отдельно учитывают объекты, которые планируется построить и ввести в эксплуатацию. К строительству таких объектов предъявляют особые требования в отношении окружающей инфраструктуры.

Сложность в отношении объектов с данным статусом в том, что:

  • отсутствует специальное правовое регулирование;
  • термин упоминают в ряде законов, но общеотраслевого определения социально значимых объектов нет.

Тем не менее, в законе о банкротстве присутствуют особые указания в отношении подобного имущества, а застройщики по ДДУ вправе использовать средства дольщиков на возведение социально значимых объектов. Кроме того, МЧС России ведет особый контроль объектов, которые связаны с круглосуточным пребыванием граждан – людей с ограниченными возможностями, временно недееспособных и т. д. Это относится к больницам, интернатам, другим учреждениям в сфере здравоохранения или образования. Необходимость такого контроля связана с обеспечением безопасности.

Социально значимые объекты должны продолжать работу и при банкротстве

Социально значимые объекты – это имущество, в отношении которого в законе о банкротстве присутствуют особые указания. Согласно закону решение о том, что должник прекращает деятельность, не должно повлечь прекращение функционирования таких объектов (). При этом в статье фигурирует перечень социально значимых объектов, его применяют не только в ситуациях, которые связаны с банкротством, но и в широкой практике. Помимо различных образовательных, медицинских и культурных учреждений, к подобным относят объекты:

  • коммунальной инфраструктуры, которые связаны с системами жизнеобеспечения. В частности, это объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, а также с хранением, переработкой и утилизацией различных отходов ;
  • необходимые для освещения территорий городских и сельских поселений;
  • созданные для благоустройства территорий.

Социально значимый объект – это имущество, которое можно продать на торгах с учетом ограничений

Банкротство той или иной компании не должно прекращать работу объектов данного типа. Закон это запрещает. Кроме того, в п. 4 ст. 132 закона о банкротстве присутствуют указания по поводу продажи таких объектов. Торги в отношении подобного имущества проводят в соответствии со ст. 110 закона. При этом покупатель обязан:

  • поддерживать надлежащее состояние объекта,
  • обеспечить продолжение его эксплуатации по целевому назначению,
  • выполнять иные требования закона в отношении таких объектов.

Если покупатель нарушит эти условия, суд расторгнет договор о передаче социально значимого объекта ему в собственность. Заявление об этом подает местная администрация. После того, как договор аннулируют, объект передают в собственность муниципального образования. Покупателю возместят стоимость объекта из местного бюджета (п. 4.2. ст. 132 закона № 127-ФЗ).

Если объект не продали в порядке, который определил закон, то его передают местным властям в муниципальную собственность (п. 5 ст. 132 закона № 127-ФЗ). Арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 6 ст. 132 закона № 127-ФЗ).

На деньги дольщиков можно строить социально значимые объекты

В 2017 году внесли изменения в (закон об участии в долевом строительстве). В том числе расширили список объектов, которые застройщик вправе возвести на средства дольщиков (ст. 18 закона № 214-ФЗ). Раньше застройщику было прямо запрещено возмещать затраты на строительство таких объектов за счет средств дольщиков . Поправки разрешили использовать эти деньги для строительства школ, детских садов, дорог и т. п. (п. 9 ст. 18 закона № 214-ФЗ).

При этом застройщик обязан выполнить ряд условий (ст. 18.1 закона № 214-ФЗ). В частности:

  1. В договоре ДДУ необходимо указать сведения, которые перечислили в законе (п. 6 ч. 4 ст. 4, ч. 5 ст. 18.1 закона № 214).
  2. Строительство допускают, если по его завершении застройщик передаст объект безвозмездно в государственную или муниципальную собственность или общую долевую собственность дольщиков. Во втором случае вместе с договором с каждым дольщиком подписывают соглашение о возникновении доли в праве общей долевой собственности (ч. 7 ст. 18.1 закона № 214-ФЗ). Это неотъемлемая часть основного договора. Правительство РФ утвердило типовое соглашение ().

Граждане России могут претендовать на социальные пособия, если возникают жизненные обстоятельства, требующие государственной помощи. Видов региональных и федеральных пособий много. Не все россияне знают, что имеют право на поддержку со стороны государства. Нужно разбираться в существующих видах дотаций, чтобы получать денежные компенсации, иные льготы, натуральную помощь. Ознакомьтесь с типами выплат, их размером и правилами начисления.

Что такое выплаты социального характера

Государством предусмотрены программы помощи гражданам, лишившимся трудоспособности, не могущим обеспечивать себя и семью вследствие разных причин. Социальные выплаты в России разнообразны – к ним могут относиться денежные разовые или регулярные дотации из федерального, регионального, местного бюджетов. Поддержка малоимущих слоев населения считается одной из приоритетных задач государства. Можно получать денежные пособия или набор социальных услуг (далее – НСУ), пользоваться льготами при оплате товаров и услуг.

Источники финансирования

Для каждой категории льготников установлены свои источники получения дотаций – федеральные, региональные или местные. Получить пособия из госбюджета могут граждане, имеющие установленный статус или заслуги перед Россией – доноры, герои Российской Федерации, ветераны, инвалиды войны, жители блокадного Ленинграда, репрессированные лица. К региональным дотациям относятся доплаты к пенсии до установленного прожиточного минимума (далее – ПМ) по данному субъекту страны.

К компетенции местных властей относится признание семей малоимущими с выдачей денежных сертификатов на получение жилья, льготы при оплате коммунальных услуг. Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ) занимается начислением пособий, выдачей денег по материнскому капиталу. К функциям Фонда социального страхования (далее – ФСС) относится оплата листков нетрудоспособности, выдача льготных путевок, выплаты по профессиональным заболеваниям и несчастным случаям на производстве.

Принципы назначения

Законодатели предусматривают особые факторы, влияющие на социальные выплаты пенсионерам и другим категориям населения, нуждающимся в государственной помощи. Есть два основных критерия, которыми руководствуются сотрудники органов соцобеспечения при назначении социальных доплат:

  1. Снижение размера дохода вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств, не зависящих от гражданина, претендующего на госпомощь. К таким случаям относятся временная или постоянная утрата дееспособности вследствие болезни, повлекшей инвалидизацию, наступление пенсионного возраста, увольнение по сокращению или ликвидации компании, вынашивание младенца, послеродовой период.
  2. Увеличение расходов, которое появляется при появлении в семье новорожденного, потребности семьи в улучшении жилищных условий, смерти одного из домочадцев и необходимости оплатить услуги погребения.

Нормативно-правовое регулирование

Есть много законов, регулирующих оказание государственной помощи нуждающимся гражданам. В ст. 41 Конституции РФ сказано, что любой гражданин страны имеет право получать медицинскую помощь, каждому россиянину гарантируется охрана здоровья. Меры госпомощи и защиты незащищенных слоев населения оговорены в следующих законодательных актах:

  • Федеральном законе от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • Федеральном законе от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • Федеральном законе от 05.04.2003г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расходов при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Меры страховки граждан оговариваются такими социальными нормативами:

  • Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Дотации, выдаваемые семьям при появлении ребенка, регулируются следующими законодательными положениями:

  • Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Выплата пенсионных пособий относится к таким нормативным документам:

  • Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Закону РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических веществ и психотропных средств, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей».

Кому положены социальные пособия в России

Все дотации, выделяемые нуждающимся россиянам, делятся на федеральные и региональные выплаты. Размер федеральных пособий одинаков для граждан, проживающих в любом субъекте страны. Региональные доначисления зависят от принятого в области, крае, республике ПМ и минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) и варьируются в зависимости от обеспеченности местного бюджета, специфики финансирования данной статьи расходов.

Федеральные

Выплаты, относящиеся к категории федеральных, дотируются госбюджетом, распределяясь по целевым признакам среди министерств и ведомств, несущих ответственность за материальную помощь нуждающимся россиянам. На данные пособия могут претендовать такие категории льготников:

  • физлица, имеющие государственные награды, ордена, медали, свидетельствующие о заслугах перед страной: герои России, СССР, ветераны труда и войны, почетные доноры;
  • россияне, которым был присвоен статус безработных, инвалидов, лиц, пострадавших от репрессий, занимавшихся ликвидаций аварий, связанных с радиационным поражением, являвшихся работниками тыла во время Великой Отечественной войны.

Региональные

Субъектами Российской Федерации (далее – РФ) предусматриваются меры поддержки местного населения, которые относятся к категории региональных и зависят от степени наполненности местного бюджета. Некоторыми регионами предусмотрен обширный список дотаций для малообеспеченных физлиц, в других отсутствуют данные бюджетные статьи расхода. Рассчитывать на денежные пособия могут следующие категории граждан:

  • одиноко проживающие недееспособные люди пожилого возраста;
  • семьи, имеющие статус многодетных;
  • несовершеннолетние инвалиды;
  • родитель-инвалид, воспитывающий несовершеннолетних;
  • дети, лишившиеся одного из родителей;
  • несовершеннолетние сироты, оставшиеся без попечения взрослых;
  • граждане, подпавшие под сокращение или ликвидацию организации;
  • очно обучающиеся молодые люди, имеющие детей;
  • женщины, вынашивающие малыша или находящиеся в отпуске по уходу за младенцем;
  • люди, обслуживающие недееспособного инвалида 1 группы.

Чтобы знать, что относится к социальным выплатам, надо ориентироваться во всех вариантах государственной поддержки. Субсидии делятся по следующим принципам:

  • по форме получения (денежные, материальные компенсации, получение льгот);
  • по частоте выдачи (разовые, ежегодные, ежемесячные);
  • по целевой направленности (компенсация расходов или восполнение утраченных доходов вследствие объективных причин);
  • по категории льготника (федеральный, региональный).

По целевому назначению

Дотации, призванные компенсировать утраченный временно или навсегда уровень заработка физического лица, считаются выплатами целевого характера. К ним можно отнести следующие доначисления:

  • по временной нетрудоспособности;
  • доплачиваемые непосредственно к страховой пенсии до величины ПМ, установленного по региону;
  • выдаваемые по достижении установленного возраста или инвалидизации;
  • компенсирующие утраченный заработок при увольнении по сокращению или при ликвидации организации.

По частоте выделения средств

Выплаты делятся на три вида, в зависимости от регулярности перечисления денег из государственного или регионального бюджета. К ним относятся:

  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (далее – ДЕМО) или ежемесячные денежные выплаты (далее - ЕДВ), выдаваемые льготникам. Сюда входят социальные выплаты узникам концентрационных лагерей, участникам ВОВ, военнослужащим, получившим травму в боевых действиях, жителям блокадного Ленинграда, помощь матерям-одиночкам, иные доначисления.
  • Единоразовые дотации, к которым можно отнести денежные компенсации ветеранам труда при выходе на заслуженный отдых, пособие, получаемое женщиной после рождения ребенка, средства материнского капитала, сертификаты на материальную помощь малоимущим гражданам, субсидии на похороны.
  • Регулярные (периодические) выплаты, производимые каждые 12 месяцев. К ним относятся дотации, выплачиваемые россиянам со званием «Почетного донора», выплаты матерям-одиночкам при подготовке ребенка в школу на 1 сентября.

По форме выдачи

Госпомощь может предоставляться деньгами, вещами или набором социальных услуг (далее – НСУ). Имущество выдается гражданину по целевой заявке при действительной необходимости (моторизированная коляска для перемещения инвалида, жилье или земельный участок неимущей семье по договору найма). НСУ заключается в предоставлении льгот при покупке медикаментов, проезде на общественном транспорте. Данный вид дотаций можно изменить на ежемесячные денежные компенсации, если уведомить органы соцобеспечения об отказе от причитающегося пакета услуг.

По категориям получателей

Дотации делятся в зависимости от принадлежности человека к определенной категории лиц, нуждающихся в госпомощи. Выплаты производятся следующим группам россиян:

  • работающим, относящимся к категории малоимущих;
  • имеющим маленьких детей до 3 лет;
  • несовершеннолетним, оставшимся без опеки, или являющимся инвалидами;
  • стоящим на учете по безработице в местном отделении службы занятости населения (СЗН);
  • неработающим, получающим государственное обеспечение по возрасту или инвалидизации.

Размер пособий в 2019 году

Величина социальных дотаций зависит от множества факторов – трудоустроенности человека, размера его заработка, величины МРОТ, ПМ, установленного по региону, коэффициента инфляции. Государством нормируется верхний и нижний потолок пособий, варьирующийся в пределах 850-4900 р. МРОТ с 1.01.2018 г. повысился на 21,7% и составил 9 489 р. Величина ПМ изменяется по регионам. В Москве прожиточный минимум с 2019 г. зафиксирован на уровне 11 816 р., в Санкт-Петербурге для пенсионеров – 8 592 р. Выплаты, производимые нуждающимся гражданам, производятся на основе индексов МРОТ и ПМ.

Индексация социальных выплат

С 1 февраля 2019 г. ЕДВ, выдаваемые россиянам, возросли на 3,2%. Кроме доплат, планируется увеличение социальных пенсий с 1 апреля текущего года на 4,1%. Претендовать на повышенные дотации могут следующие категории физлиц:

  • имеющие несовершеннолетних иждивенцев;
  • ликвидировавшие последствия аварий, связанных с радиационным загрязнением;
  • награжденные государственными наградами и знаками отличия;
  • ветераны труда и войны;
  • инвалиды всех групп;
  • вдовы, дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей.

В Москве многократно увеличились размеры денежной помощи отдельным категориям горожан. Уровень городского стандарта, от которого исчисляются пособия, возрос в 2019 г. до 17 500 рублей. Пожилым москвичам, разменявшим 101 год, предназначена разовая выплата 15 000 р. Неработающие пенсионеры-москвичи могут воспользоваться бесплатным зубным протезированием. Ветеранам, оборонявшим Москву, будут выплачивать 8 000 р. ежемесячно. Городское пособие семьям с детьми до 3 лет увеличится до 10 тыс. рублей.

Перед правительством страны стоит задача повысить МРОТ до средней величины ПМ по регионам до 1 мая 2019 г. В январе текущего года размер МРОТ возрос до 9 489 р., достигнув величины 0,85 ПМ за 2 квартал 2017 г. В мае данный показатель должен увеличиться до 100% от ПМ и составить 11 163 рубля. Многие пособия рассчитываются, исходя из минимального размера оплаты труда, например, дотации безработным, стоящим на учете в СЗН.

Выплаты социального характера пенсионерам и инвалидам

Государством предусмотрены меры помощи незащищенных нетрудоспособных россиян. Выплаты пенсионерам и инвалидам включают несколько вариантов доначислений. К ним относятся:

  • ДЕМО;
  • НСУ в льготном или денежном выражении;
  • федеральная социальная доплата (ФСД).

Размер компенсаций инвалидам отличается в зависимости от присвоенной группы. Величину доначислений в 2019 г. можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Пенсионное обеспечение

Граждане, получающие государственное пенсионное обеспечение, составляют примерно 1/3 населения России. Доплаты, полагающиеся пенсионерам, делятся на три большие группы, куда относятся такие дотации:

  • Страховые пенсии. Назначаются в зависимости от начисленных пенсионных баллов, которые рассчитываются, исходя из размера среднего заработка человека и отработанных на производстве лет. Деньги выплачиваются самому гражданину, или наследникам по факту смерти кормильца.
  • Государственные пенсии. Назначаются строго оговоренным категориям граждан. Деньги могут получить летчики-испытатели и космонавты за выслугу лет, лица, пострадавшие от радиационного загрязнения при ликвидации техногенных катастроф, военнослужащие, получившие боевое ранение, иные граждане согласно нормативным документам ПФ РФ.
  • Социальные пенсии. Выдаются людям, не могущим вследствие объективных причин, претендовать на страховые пенсионные отчисления. Размер доплат фиксирован и индексируется ежегодно на уровень инфляции.

Доплаты к пенсиям до величины прожиточного минимума

Лица, получающие пенсионное обеспечение, могут претендовать на федеральные или региональные доплаты к назначенному пособию. Господдержку можно получить, если размер установленных дотаций меньше регионального ПМ на момент выделения денежных средств. Региональные доплаты выдаются пенсионеру, если установлено, что размер пособия меньше ПМ по субъекту РФ, но превышает величину прожиточного минимума, установленного государством в среднем по стране.

Дополнительное ежемесячное обеспечение

Физические лица, имеющие гражданство РФ, получающие пенсионные дотации, имеют право на ДЕМО в размере 1 000 или 500 рублей ежемесячных доначислений. Претендовать на получение 1 тыс. р. могут следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние узники концентрационных нацистских лагерей;
  • ветераны, инвалиды 2 Мировой войны;
  • военнослужащие, получившие боевое ранение.

К гражданам, которые получают 500 рублей ежемесячных дотаций, относятся такие категории пенсионеров:

  • совершеннолетние узники концлагерей;
  • лица, имеющие статус жителя блокадного Ленинграда;
  • вдовы инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны;
  • военнослужащие, не участвовавшие в боевых действиях в период ВОВ, но несшие службу не менее 6 месяцев в частях армии, флота, военно-воздушных сил;
  • военнослужащие, имеющие награды за период с 22.06.1941 по 03.09.1945 г.

Набор социальных услуг (НСУ)

Пенсионеры, получающие компенсации, относящиеся к ежемесячным денежным пособиям, могут автоматически пользоваться НСУ. Данный пакет представляет комплекс льгот, к которым относятся:

  • приобретение бесплатных медикаментов на сумму 828 р.;
  • путевка на лечение в санаторно-оздоровительных учреждениях стоимостью 128 р.;
  • компенсация проезда на железнодорожном, автомобильном транспорте к месту лечения на сумму 119 р.

Инвалиды 1 группы могут получать дополнительную путевку и пользоваться правом бесплатного проезда в больницы для сопровождающего лица. Предусмотрена возможность заменить пакет услуг денежной компенсацией. Если требуется изменить вариант дотаций на следующий год, то до 1 октября текущего года нужно подать заявку об отказе от НСУ и просьбу выдавать денежные средства в отделение ПФ РФ по месту проживания.

Социальные выплаты трудоспособным гражданам

Если человек лишается источника дохода вследствие объективных, не зависящих от него причин, государство помогает поддерживать приемлемый уровень жизни, предоставляя пособия. К подобным субсидиям трудоспособным россиянам относятся:

  • пособие, выдаваемое по временной нетрудоспособности;
  • дотации, назначаемые работнику при увольнении по сокращению штатов;
  • компенсации, начисляемые при закрытии компании и ликвидации ее деятельности.

По временной нетрудоспособности

Если человек заболел, то работодатель обязан выплачивать компенсацию заработка после предъявления бухгалтерии листка нетрудоспособности, подписанного врачом. Данные средства затем возвращаются предприятию ФСС на основании сдаваемой ежеквартально отчетности. Если гражданин является безработным, состоит на учете на бирже труда, то причитающиеся суммы выдаются ему безвозмездно от государства.

По безработице

Получить дотацию по безработице может человек, обратившийся в СЗН по месту жительства и ставший на официальный учет. Размер пособия зависит от величины оклада на предыдущем месте работы и варьируется в пределах 850-4900 рублей. Минимальную сумму начислят людям, впервые становящимся на учет, труженикам с перерывом в стаже работы не менее 12 месяцев, лицам, уволенным с дисциплинарными взысканиями. Пособие назначается на год, и выплачивается так:

  • Первый квартал безработный получает 75% от среднемесячного заработка за 3 последних месяца работы (при условии, что исчисленная сумма ниже верхнего лимита 4900 р.).
  • Следующие 4 месяца выдается 60% от исчисленного дохода.
  • Оставшийся период безработный получает 45% от заработной платы на последнем месте работы.

Пособия на детей

Демографический кризис побуждает государство принимать меры для стимуляции роста рождаемости среди населения. Женщинам, решившим родить малыша, усыновителям детей причитается обширный список дотаций. К ним относятся следующие доплаты:

  • при ранней постановке на учет в больницах, осуществляющих надзор за состоянием дам, вынашивающих плод;
  • по беременности и родам;
  • при рождении, усыновлении младенца;
  • по уходу за младенцем до полутора лет;
  • на первого ребенка;
  • материнский капитал на второго или третьего малыша;
  • по уходу за чадом до 3 лет;
  • детям из малообеспеченных семей до совершеннолетия.

По беременности и родам

Данный вариант доплат зависит от статуса беременной женщины. Больше всего денежных средств получают дамы, трудившиеся до наступления декрета. Отпуск по беременности и родам (БиР) варьируется по длительности, зависит от того, какими были роды. Стандартным периодом считается 140 дней декрета – 70 дней до родов и 70 дней после. Если роды были осложнены, то предоставляется 156 дней – 70 дней до родовспоможения и 86 дней после него. При многоплодной беременности женщине дается 194 дня оплачиваемого отпуска – 84 дня до начала родовой деятельности и 110 по прошествии родов.

Расчет больничного для беременных женщин, работавших до наступления декрета, производится на основании ставки среднего заработка, высчитанного за два последних года. Выплачивается 100% от полученной суммы. Верхний и нижний потолок отпускных за 2019 г., в зависимости от длительности декрета, можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Нетрудоустроенным женщинам государством выплачивается 613 рублей за 30 дней декретного отпуска. Если на денежные средства претендует студентка, проходящая очное обучение, то дотации начисляются по размеру стипендии, установленной в учебном заведении. Женщинам, служащим по контракту, пособие выплачивается, исходя из суммы денежного довольствия, установленного по месту службы.

Единовременные выплаты при рождении ребенка

Мать или отец ребенка могут получить фиксированную сумму после рождения малыша. Она зависит от величины МРОТ и индексируется каждый год. С 1.02.2018 г. размер дотации установлен на уровне 16 759 р. Деньги выдаются вне зависимости от статуса матери на рожденного или усыновленного ребенка. Работающие россияне получают средства, предъявляя заявление на ЕДВ работодателю, нетрудоустроенные отправляют заявку в органы соцзащиты. Обратиться за финансами нужно не позднее полугода после рождения малыша.

ЕДВ по уходу за ребенком

Работающие женщины получают ЕДВ в размере 40% от среднего заработка, исчисленного за последние два года трудовой занятости, до достижения малышом полутора лет. Далее выдается 50 р. ежемесячно от работодателя до трехлетнего возраста крохи. Нетрудоустроенным женщинам органами соцзащиты выделяется ежемесячно 3788 р. на первого родившегося младенца, 6285 р. на второго и последующих малышей. Кроме этого, есть другие доплаты ЕДВ. К ним относятся региональные доначисления на первого и второго ребенка до достижения ими 1,5 и 3 лет, исчисляющиеся от регионального ПМ.

Поддержка россиян, имеющих детей и живущих в малопригодных условиях для проживания, входит в приоритеты государства. Помощь предоставляется следующим категориям физлиц:

  • молодым семьям, с целью стимуляции рождаемости и улучшения условий жизни;
  • малообеспеченным россиянам с детьми, относящимся к нуждающимся;
  • многодетным семьям, признанным таковыми на основании региональных законодательных актов.

Молодым семьям на улучшение жилищных условий

Люди, состоящие в законном браке, возрастом до 35 лет, имеющие 1 ребенка, могут улучшить свои жилищные условия. Местным муниципалитетом выдается сертификат на возмещение начального взноса по ипотечной ссуде размером до 30% стоимости приобретаемой квартиры, если молодые люди докажут, что имеют право на субвенцию. К условиям предоставления финансов относятся такие требования:

  • Претенденты должны быть гражданами РФ.
  • На каждого домочадца должно приходиться до 15 кв.м занимаемой жилплощади.
  • В собственности лиц, прописанных на одной территории, претендующих на субсидию, не должно находиться недвижимости.
  • Совокупный доход на семью из двоих человек должен быть менее 21 621 р., на троих – 32 510 р.
  • Деньги можно тратить только на приобретение заново отстроенной квартиры у застройщика, аккредитованного банком, выдающим жилищный кредит.

Малообеспеченным семьям

Малоимущей считается семья со среднедушевым доходом ниже установленного размера ПМ по региону. При расчете берется заработок, иные официальные доходы всех работающих домочадцев за последний квартал, делятся на 3 месяца и на число человек, прописанных на одной территории, занимающихся совместным ведением хозяйства. Если полученная цифра будет ниже ПМ, то семья признается малоимущей. Можно претендовать на региональные субсидии, к которым относятся следующие компенсационные денежные ассигнования:

  • на детей до 3 лет;
  • на несовершеннолетних до 18 лет;
  • на рождение третьего и следующих детишек.

Законодательство предусматривает дополнительные меры соцподдержки малоимущим семьям, куда входят такие льготы:

  • скидка до 22% при оплате коммунальных услуг;
  • стипендия обучающимся очно студентам;
  • внеочередное зачисление в дошкольные учреждения;
  • бесплатный горячий обед в школьных столовых;
  • обеспечение детей до 6 лет лекарствами по рецепту врача бесплатно;
  • компенсация 50% от стоимости проезда на городском общественном транспорте;
  • бесплатная путевка детям по показаниям врача для поправки здоровья в санаторно-оздоровительные учреждения;
  • выдача льготного жилищного кредита;
  • получение земельного участка или жилья по соглашению найма;
  • иные индивидуальные привилегии, устанавливаемые региональными властями.

Многодетным

Семьи относятся к категории многодетных в большинстве регионов страны, если родители воспитывают не менее трех несовершеннолетних – родных или усыновленных. Чтобы получать деньги из федерального или регионального бюджетов, нужно подтвердить статус в администрации муниципалитета и получить специальное удостоверение. Кроме установленных доплат женщинам с детьми, малообеспеченным семьям, к мерам помощи многодетным семьям относятся следующие доначисления:

  • 9 700 рублей ежемесячно;
  • ЕДВ размера прожиточного минимума данного региона на каждое вновь рожденное дитя;
  • ЕДВ до 25 тыс. р. при условии награждении одного из родителей орденом «Родительской славы»;
  • региональные денежные дотации.

Государственная помощь матерям-одиночкам

Женщины, в одиночестве воспитывающие ребенка, получают доплаты, как все матери – по беременности и родам, ЕДВ при рождении малютки, до достижения им полутора и трех лет, материнский капитал. Кроме этого, одинокая мама может получать следующие виды помощи:

  • комплект пеленок, распашонок для новорожденного;
  • бесплатное детское питание до исполнения крохе 2 лет;
  • компенсацию лекарств для малютки до 3 лет.

Работающая мать-одиночка пользуется следующими привилегиями:

  • правом на дополнительный отпуск до 2 недель за свой счет в любое время года;
  • защитой от проводящихся сокращений на предприятии до исполнения 14 лет ребенку;
  • правом работать неполную смену;
  • ограничением на сверхурочную работу, труд по выходным, праздничным дням, командировки;
  • льготами при трудоустройстве.

Порядок и правила оформления выплат социального характера

Форм господдержки, причитающихся гражданам, много. Чтобы оформить пособие или привилегию, нужно собрать пакет документов, требующийся для назначения субсидии, и обратиться в соответствующие учреждения. После написания заявки на получение денежных средств или льготу, сдачи официальных бумаг под роспись сотрудника государственных инстанций, придется подождать некоторое время рассмотрения вопроса, и, после уведомления о положительном ответе, пользоваться финансами или скидками.

Куда обращаться

В зависимости от вида госпомощи, придется обращаться в разные инстанции. Вопрос о начислении денежных ассигнований при появлении в семье малютки решается с работодателем, если женщина трудоустроена, или с органами соцзащиты, если мать не работает. Выдача сертификата на материнский капитал относится к компетенции ПФ РФ. Там же происходит оформление компенсаций пенсионерам, относящимся к привилегированным категориям граждан.

Если требуется оформить выплаты инвалидам, то нужно обратиться в местное отделение соцзащиты. Вопросы о назначении льгот по оплате коммунальных услуг можно решить в отделении многофункционального центра (МФЦ). Выдача путевок на лечение, оформление страховок при наступлении несчастного случая на производстве, возникновения профессионального заболевания, происходит в ФСС.

Какие документы необходимо предоставить

Список документов для получения субсидий обширен. Для оформления отдельных доначислений может потребоваться свой перечень официальных бумаг. В общем виде пакет документации выглядит так:

  • паспорта заявителя, жены, иных членов семьи, с российской постоянной или временной пропиской;
  • свидетельства об усыновлении или рождении несовершеннолетних малышей;
  • СНИЛС;
  • сведения о браке (разводе);
  • свидетельство о смерти (для получения пособия по утрате кормильца, на погребение);
  • сведения о составе семьи;
  • справки о заработке заявителя и домочадцев;
  • удостоверения, подтверждающие статус просителя;
  • справки о присвоении группы инвалидности в связи с утратой трудоспособности;
  • сведения об опекунстве.

Видео