В России слово "менеджмент" как управление в условиях рыночной экономики является новым термином, сущность которого отличается от традиционного управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала в России весь советский период.

Старая парадигма управления в России в течение 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась следующими особенностями:

1. Закрытостью хозяйственного комплекса страны и ориентацией на народнохозяйственную эффективность.

2. Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность и справедливое разделение по результатам труда.

3. Крайней политизацией, вызвавшей монополизацию и концентрацию производства.

4. Централизацией и бюрократизацией управления.

В новой парадигме управления в российском менеджменте развиваются такие процессы, как:

1. Интеграция хозяйства России в мировую экономику.

2. Формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем.

3. Гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного регулирования.

4. Использование рыночных и административных методов управления предприятиями различных направлений деятельности и форм собственности.

Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за

своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.

Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.

Российские так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.

Подход с позиций человеческого фактора для России, имеющей многолетний опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.

Особенности российского менеджмента

Приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;

- инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления;

Комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России:

Культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно

изменить.

Существует два подхода в понимании российского менеджмента:

Первый подход - полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально-культурного характера.

Второй подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах.

Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.

Японский менеджмент.

Характерные черты:

1) Межфирменные отношения строятся на доверии, взаимопонимании, родственных и дружеских отношениях руководителей компании.

2) Достаточно высокий уровень образования всех категорий персонала, постоянное обучение, повышение квалификации, чувство соучастия в отношениях подчиненных с руководителем

3) Доверие партнеров друг к другу

4) Уверенность в успехе долгосрочных планов компании

5) Понимание совместного вклада в развитие компании.

В Японии фирмы не просто обеспечивают занятость и доход людям, но и всегда дают им возможность для саморазвития, самовыражения. Известны случаи на японских фирмах, когда одаренному специалисту создавали специальный департамент для развития его предложений и воплощения их в жизнь, а фирма могла поменять или расширить свой профиль.

В основе лежит создание дружелюбных коллективов с использованием сочетания формальных факторов организации труда с неформальными.

Отличие от американского стиля менеджмента – способ проведения переговоров японскими бизнесменами, которые обсуждают все вопросы медленно, с перерывами, постепенно приближаясь к самой сути вопроса. Цель – сначала достигнуть взаимопонимания и доверия, а только потом переходить к решению деловых проблем. Бывают случаи, когда на переговоры могут не привлекаться юристы.

Японский менеджмент включает в себя такие мероприятия, как:

1) утренняя зарядка для всех сотрудников,

2) всех сотрудников принято одевать в форменную одежду в рабочие часы;

3) на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений, используется метод консенсуса;

4) воспитание преданности компании

5) обязательное вознаграждение за достигнутые успехи

6) функционирование «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компаний

7) наличие одной столовой и для руководителей, и для рабочих; периодические ужины «по-семейному» всех сотрудников компании.

8) В оплате труда и продвижении по службе наибольшее значение имеет стаж работы сотрудника на фирме.

9) Пожизненное принятие на работу

10) Корректное обращение руководителей со своими подчиненными

11) Практика поставок точно в срок

12) Сведение перерывов в работе к минимуму

13) Предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.

Особенности менеджмента в США

Характерными чертами являются:

1) Индивидуальная ответственность

2) Самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии

Участники управления: менеджеры, владельцы, акционеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы.

Не допускает в качестве ключевого инвестора банки или инвестиционные фонда.

Отличительные особенности:

1) Бизнесмены действуют прямолинейно

2) Прибегают к натиску, приказу в процессе согласования решений на переговорах.

3) Не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим.

Главной целью является всесторонняя договоренность. Одно из самых важных условий – соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право на принятие решений, юрист. Американские менеджеры не приветствуют, если их коллеги прерываются во время дискуссий или перед принятием решения удаляются для обсуждения своего решения.

особенности менеджмента в России

Национальной модели или концепции управления в России не сузествует. Менеджмент в России – симбиоз европейского и азиатского стилей управления.

Причины отсутствия модели и концепции в области менеджмента:

1) короткий период существования рыночных отношений в нашей стране по сравнению с зарубежными государствами

2) российские руководители в большинстве своем не обладают знаниями, соответствующими международным требованиям и рыночным условиям

3) функционирование предприятий на откатах

4) криминализация наиболее доходных сфер деятельности

5) высокие налоги на деятельность физических и юридических лиц

6) многонациональность страны, размеры её территории и различия в законодательстве территориальных органов власти усложняют работу организаций

Характерные особенности управления:

1) Неуважение и несоблюдение собственных законов

2) Отношение к государству как к органу, который несет на себе ответственность за неудачи предпринимателей и поэтому обязан постоянной поддержкой

3) Незащищенность отношений собственности со стороны законодательства

4) Ориентация на получение краткосрочных выгод, а не на долгосрочное функционирование ввиду нестабильности экономики.

Основные группы российских руководителей:

1) Выходцы из советских руководящих структур. В основном, люди не имеющие экономического образования и работающие на основе старых диктаторских методов, опирающихся на принуждение. Работники для них – винтики, личность которых не имеет особого значения. Стимулирование деятельности происходит на основе взысканий и постоянного запугивания. Причины своих проблем такие руководители видят в неудачно сложившихся обстоятельствах или некачественной работе подчиненных. Ответственность за ошибки такие рук-ли перекладывают на подчиненных

2) «Новые русские» Главная цель – быстрое получение прибыли, при этом законности методов, используемых для этого, не придается особого значения. К подчиненным относятся с пренебрежением и допускают откровенную грубость к ним. Главный способ мотивации – экономический. Данный способ управления позволяет получать колоссальные прибыли в краткосрочный период, но долгосрочное существование такого предприятия невозможно.

3) Рук-ли «нового поколения». Высокий уровень знаний и образования, на практике они применяют современные сведения в области управления независимо от того, относятся они к европейскому или азиатскому стилю управления, главное, что во главу у гла у них ставятся человеческие отношения. Методы стимулирования преимущественно социально-экономические.

26. Внутрифирменное планирование , в ходе которого вырабатываются предложения по отдельным альтернативам хозяйственной деятельности, организуется по разным схемам. Наиболее предпочтительной считаются, как известно, сочетание подходов «сверху вниз» (break-down) и «снизу вверх» (building-up). Эта схема реализуется в форме «цели вниз», «планы вверх». Руководство предприятия определяет цели и задачи. В подразделениях предприятия формируются предложения. Процесс планирования координируется руководством. Функционирование этой системы поддерживается вовлечением персонала в экономическое управление. Вовлечение персонала в управление вызвало необходимость его участия в доходах, прибыли и собственности. По сути, в практике бизнеса возникает система приобщения персонала к предпринимательской деятельности фирм.

Стратегическое планирование - это процесс определения миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для выбора и приобретения нужных экономических ресурсов, их распределения и использования с целью обеспечения эффективной деятельности организации в обозримой перспективе.

Смыслом стратегического планирования является процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития.

Этапы стратегического планирования:

· формирование миссии и целей;

· проведение стратегического анализа;

· оценка и выбор стратегических альтернатив;

Оперативное управление осуществляется на основе стратегии(й) организации и предполагает разработку оперативных (тактических) целей и планов действий, которые должны строго исполняться и постоянно контролироваться.

Оперативное управление осуществляется по пяти основным направлениям:
финансы (финансовое планирование);
материально-техническое снабжение и сбыт продукции;
персонал (найм, отбор, обучение, переобучение, оценка деятельности, повышение квалификации, ротация кадров);
информационное обеспечение деятельности организации (анализ внутренней и внешней среды, маркетинговые исследования и т.д.);
временное управление работами (построение сетевых графиков, графиков Ганта, составление расписаний движения ресурсов).

Оперативное планирование, как правило, осуществляется на срок до 1 года.

Цель оперативного управления - реализация плановых заданий и борьба с отклонениями от них. В случае неожиданного отклонения результатов деятельности от плановых заданий руководство организации обращается к адаптивному управлению.

Современный менеджмент имеет ряд общих и специфических особенностей в зависимости от условий его формирования и развития. К общим чертам можно отнести общественно-экономическая формацию, экономическую модель, уровень научно-технического развития.

Специфическими чертами являются: национальная специфика общества, исторически сложившиеся особенности его развития, природные и географические условия, культурные факторы и прочие факторы.

История российского менеджмента тесным образом связана с историей самой страны. Национальный менеджмент не может возникнуть ниоткуда, он сложился естественным путем в процессе развития нашей страны, и происхождение его имеет глубокие корни истории. Исходя из этого, слепое копирование западного или восточного опыта применительно к России несет множество трудноразрешимых проблем. Причиной этому является то, что менталитет русского человека всегда определялся полярностью, противоречивостью, доведением до крайности каждой ситуации.

Особенности современной отечественной системы менеджмента

Одна из особенностей – это отсутствие требований оптимизации, что делает систему управления инфантильной, ей не нет необходимости меняться, поскольку она может работать с любой отдачей. Информационная база о затратах и результатах становится не нужной, а руководитель лишается основного инструмента выявления мест, где имеется рассогласование между всеми составляющими системы. Как результат, изменения являются случайными по своему характеру и часто на конечный результат никак не влияют.

Еще одна особенность системы управления в России связана с тем, что в ней никогда не устанавливался ключевой фактор успеха, главное стратегическое преимущество, не достигнув которого выжить нельзя. Не существовало такой традиции, не было потребности, не сформировались навыки выполнения этой работы.

Закономерно, что менеджеры используют разрозненные «улучшения», которые не дают ощутимого результата. Зачастую ориентация идет на рост объема сбыта, полагая, что уж прирост объема производства можно всегда обеспечить, т. е. исходная точка имеет явный внешний характер, но логика в реальности другая. Зная, что ценится потребителем, обеспечивается производство продукции надлежащего качества, что при правильной организации реализации и позволит нарастить сбыт. Итак, внешние действия подкрепляются внутренними.

Последняя особенность российской системы управления напрямую связана с организационной культурой. В экономике социализма организационная культура использовалась активно, она отлично поддерживала неэффективные решения и действия, осуществляемые во имя благополучия в будущем. Она формировала гордость за наши «успехи» и свое «передовое предприятие». Отказ от данных ценностей стал причиной роста социальной напряженности, снижения мотивации и инициативы к высокой производительности, кризиса доверия.

Подходы в понимании российского менеджмента

В понимании отечественного менеджмента существует три подхода:

  1. Концепция создания российской теории менеджмента, которая исходит из учета специфики русской ментальности с применением аспектов зарубежного опыта управления. В то же время невозможно слепое копирование западного или восточного опыта, а также полное отвержение достижений западной и восточной школ менеджмента. Одинаково неприменимо как первое, так и второе. Исходя из этого, менеджмент в России должен быть наполнен своим специфическим содержанием, формой и методами управления, соответствующими специфике менталитета.
  2. Подход, определяющий, что не стоит преувеличивать отечественную специфику, необходимо брать в готовом виде модель менеджмента и ее использовать в управлении, поскольку процессы научно-технического прогресса во всех странах одинаковы. Данный подход не учитывает особенности русского менталитета. Чтобы овладеть теорией нужно лишь перевести на русский язык западные учебники. А после, не меняя ничего, использовать на практике их положения. Вероятность воплощения на практике этой концепции достаточно высока в силу ее простоты и привычек бездумного копирования опыта Запада. Отметим, что она несет и серьезную опасность. Достаточно вспомнить использование концепции "шоковой терапии", теорий "монетаризма", ваучеризации, неадаптированных к российским условиям.
  3. Концепция адаптации западных теорий менеджмента, предполагающая частичный учет особенностей российской ментальности, не слепое копирование, а именно приспособление западных теорий к условиям нашей страны. Однако возникает основная проблема, какая из западных теорий менеджмента будет адаптирована. Системы управления США, Японии и Западной Европы между собой существенно отличаются. Отметим, что мы рискуем при любом выборе применять теорию, которая учитывает специфические особенности, условия экономического и социального развития данных стран, ментальность их населения. Результатом может стать то, что адаптированная теория, слабо учитывающая специфику действительности в России, не сможет дать отечественной экономике то, что от нее ожидается.

Существует множество исследований российского менеджмента, проведенных отечественными и зарубежными исследователями.

Самое известное из них провела в середине 90-х гг. Уортонская школа бизнеса (США) в рамках проекта GLOBE (Global Leadership and Organization Behavior Effectiveness). Данное исследование было основано на эмпирических данных теории, которая объясняет влияние на эффективность поведения в организации людей национальной культуры. При этом в качестве ключевых характеристик делового лидера и менеджмента использовались такие же параметры для сопоставления, что и в модели Г. Хофстеде. Итогом исследования стал «профиль российского менеджера» (таблица 1).

Таблица 1 - Профиль российского менеджера

Кризис в конце 90-х сыграл в развитии российского управленческого класса положительную роль. Основным конкурентным преимуществом стал уровень профессиональной подготовленности управленческой команды фирмы. Следовательно представление об отечественно менеджменте немного изменилось, и его преимуществами стали:

  • наличие склонности к инновациям,
  • вкус к рискованной деятельности и игре,
  • самокритичность,
  • амбициозность,
  • склонности к бескорыстности в помощи,
  • желание обучаться.

Недостатками менеджмента в России является его политизированность, уничижительное отношение к своей стране и себе, расточительность и транжирство в отношении времени, алчность и эгоцентризм; широкомасштабность. Отечественным проектам присуще наличие регионального подхода к изучению особенностей, по причине того, что Россия – огромная, и многонациональная страна, и в зависимости от региона управление фирмой существенно отличается.

Отечественные исследователи выделяют главные черты российского менеджмента:

  • участие региональных администраций при формировании управленческих команд фирм;
  • полуправовое регулирование деятельности;
  • сила неформальных отношений;
  • широкое использование силовых методов;
  • диверсификация деятельности и высокая склонность к риску;
  • отсутствие навыков к регулярной и кропотливой работе;
  • тяга к уникальным и масштабным проектам с привлечением большого числа человеческих и материальных ресурсов;
  • стремление исключить практику делегирования полномочий из высшего уровня на низший;
  • равнодушие к ценностям карьеры;
  • высокий уровень централизации управленческих функций (клановость в ведении бизнеса).

На данный момент это далеко не полный перечь факторов, характеризующих современный российский менеджмент. Отметим, что отечественные исследователи смотрят на проблемы российского менеджмента иначе, нежели зарубежные.

Современный менеджмент в России пока от заданных глобализацией параметров далек на всех уровнях: от отдельного предприятия до общества в целом. Но годы рыночных реформ заложили положительные предпосылки для формирования рыночных принципов менеджмента и другого поколения управленцев с новыми установками и взглядами. Они могут учреждать и организовать бизнес, подписывать сделки, разумно хозяйствовать, знают, способы удешевления производства и объема товаров, искать поставщиков и потребителей. Они пекутся о собственном имидже и репутации. Обычно, это высокообразованный класс, где два высших образования или кандидатская степень - не редкость. Большинство из них прошло обучение в престижных университетах за рубежом и стажировку в преуспевающей компании. Данный класс имеет свои объединения, ассоциации, союзы и инициирует через них решение местных, региональных и национальных задач, государство считаться с новым классом обязано, а общество - осмыслить это новое явление жизни.

Вывод

Итак, в заключение можно отметить, что менеджмент в России на современном этапе характеризуется творческим осмыслением зарубежного опыта с учетом специфики нашей страны, то есть представляет собой синтез международного опыта эффективного управления и отечественного опыта, существующего на базе национально-исторической специфики нашей культуры.

Современный российский менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических и общих особенностей.

К специфическим чертам относятся :
национальные особенности общества;
исторические особенности развития;
географические условия;
культура и другие подобные факторы.

Кроме того, состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить четыре основных особенности российского менеджмента:

1. Приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий .
Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит не в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

2. Инфраструктура менеджмента , социально-экономические и политические условия его существования.
Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент, а именно :
факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура);
факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров);
факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. Комплекс факторов, затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России.
Это факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развития социально-экономических знаний.

4. Культурная среда, особенности общественного сознания.
Это факторы, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

Кроме того, к особенностям российского стиля управления относятся :
в большинстве фирм процесс принятия решений носит индивидуальный характер;
решения принимаются менеджерами на каждом уровне управления, причем вышестоящие руководители, как правило, не дублируют решения своих подчиненных, хотя и это имеет место, но создает много проблем;
стратегическое планирование осуществляется исключительно высшим руководством;
российский топ-менеджер сочетает в своем стиле управления качеством как японского менеджмента, так и американского, т.е. приветствуется профессионализм, инициатива, умение осуществлять координацию действий и контроль;
структура управления на российских предприятиях, а также процедура контроля строго формализованы. Проверки плановые, о них персонал предупреждается заранее, следовательно, такой метод контроля косвенно стимулирует работу сотрудников и способствует их карьерному росту;
в целом на российских предприятиях карьерный рост возможен и обусловлен в большинстве случаев личными результатами, вкладом конкретного человека в общее дело по его индивидуальным достижениям, реже по результатам работы группы. Особое место занимают государственные организации, где важнейшее значение отводится служебному стажу, премии - общие для всех;
отношения с подчиненными носят формальный характер, однако неформальные отношения полностью не исключаются.

Сопоставляя российский менеджмент с японским и американским, можно сказать, что он сочетает в себе черты как одного, так и другого, что отвечает особенностям российского рынка и позволяет российскому бизнесу эффективно функционировать в сложных, постоянно меняющихся условиях.

История менеджмента в России состоит из четырех этапов, продолжительность каждого из которых относительно невелика, поскольку развитие менеджмента как такового началось с середины 1980-х гг. в результате общественно-политических преобразований, получивших название перестройки .

Первый этап , или ранний период, развития (конец 80-х гг.) характеризуется появлением менеджеров-антрепренеров, цель которых заключалась в личном обогащении независимо от выбранной отрасли или сферы деятельности. Хозяйствующие субъекты назывались кооперативами и позволили их менеджерам-владельцам приобрести необходимые навыки и опыт управления коллективами, освоения новых производств и рынков, взаимодействия с контактными аудиториями, включая органы государственной власти.

Второй этап развития (примерно с 1992 по 1998 г.) связан с появившейся необходимостью создания нового типа управленцев для сложившейся отраслевой и территориальной производственной структуры российской экономики, когда производство товаров должно было осуществляться в новых условиях. Производственно-хозяйственные связи с предприятиями, расположенными в республиках бывшего СССР, были разрушены, требовались поиски других источников сырья, комплектующих, а также рынков сбыта. На втром этапе произошло более четкое разделение менеджеров на три типа - хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.

Третий этап развития, который начался приблизительно в 1998 г., характеризуется более быстрыми темпами возникновения группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях и сферах (консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на новых рынках, как, например, фондовый, потребителей фармацевтической продукции, бытовой электроники и электротехники.

Четвертый этап , развитие которого относится к настоящему периоду, характеризуется увеличением доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически во всех отраслях и сферах производства и обслуживания.

Возникновение четвертого этапа объективно обусловлено следующими причинами :
большое количество менеджеров получило подготовку по программе «Магистр делового администрирования» (МВА) и Президентской программе по подготовке высококвалифицированных управленцев;
частично менеджеры-антрепренеры переходят в группу наемных профессиональных менеджеров после обучения за рубежом или в России;
наблюдается укрупнение производственно-хозяйственных структур, создание корпораций, возрождение отраслей промышленности, в которых не могут самостоятельно функционировать мелкие хозяйствующие субъекты.

На сегодняшний день с уверенностью можно говорить, что интеллектуальный капитал, навыки и компетенция менеджеров являются ключевыми элементами любого успешного бизнеса и напрямую влияют на показатели его эффективности и рыночной привлекательности. Этим объясняется высокий приоритет профессионального развития и продвижения управленческих кадров внутри корпоративной среды как функции создания и потребления высокоценного актива для достижения целей деятельности компании. Следовательно, встает вопрос о дальнейшем профессиональном развитии управленческих кадров как о стратегической задаче российского бизнес-сообщества.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что на современном этапе вместо полной закрытости или открытости в стране делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики. Эти задачи и стоят перед современным российским менеджментом.

Введение

менеджмент рыночный экономика управление

Понятие менеджмент впервые стало применяться в 30х годах. Использовалось для того чтобы охарактеризовать управленческих работников добиваться поставленных целей используя труд, интеллект других людей.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей.

Менеджмент - это использование и координация таких ресурсов как капитал (производственный, финансовый, человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью .

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что особенности российского менеджмента определяются: чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и других процессов, определяющих среду существования российского менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культовая среда, особенности общественного сознания и т.д.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур. Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности организации.

Объект исследования - современный российский менеджмент.

Предмет исследования - особенности управления в современной России.

Цель исследования - исследовать особенности современного российского менеджмента.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие и основные функции менеджмента.

Выявить специфику российского менеджмента.

Раскрыть современные проблемы менеджмента в России.

Провести сравнительный анализ моделей менеджмента Швеции, Финляндии, Франции и современной России.

Методологическими ориентирами послужили труды авторов А.С. Большаков, А.В. Горбунов, О.П. Коробейников, А.М. Логинов, М.П. Переверзов и др.

В данной работе автор попытается решить поставленные задачи на основе общенаучного поискового метода: сбора, изучения и анализа, учебно-методической литературы, периодических изданий и электронных информационных средств, так же использовался описательный метод и метод обобщения.

Цель и задачи исследования определили структуру работы, состоящей из введения, двух глав, заключении, библиографического списка.


Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента в России и их особенности


1 Понятие и основные функции менеджмента


Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости.

Гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:

ориентации на человеческий фактор;

высокого профессионализма;

творчества менеджера.

Менеджмент, являясь общественным институтом, особенно заботится о производительности ресурсов. Именно он отвечает за организацию экономического развития, поэтому он отражает основной дух современной эпохи. Менеджмент на самом деле необходим, вот поэтому он, возникнув, развивался так быстро и практически без какого-либо противодействия.

Основные функции менеджмента.

Важнейшая цель менеджмента: экономическая эффективность. Важнейшая функция: управление бизнесом. Несмотря на колоссальную важность, очевидность и повсеместность присутствия менеджмента, он по-прежнему остается наименее изученным и недостаточно понятным институтом современного общества. Работникам предприятий зачастую не совсем понятно, чем занимаются (и чем должны заниматься) их менеджеры, как осуществляется управление их предприятием и почему оно осуществляется именно так, а не иначе, и насколько успешно справляются менеджеры со своими задачами. Действительно, типичная картина того, что происходит в кабинетах руководства компании, в головах совершенно нормальных, образованных и информированных людей (многие из которых, кстати, сами выполняют определенные управленческие функции). Что же на самом деле представляет собой менеджмент и каковы его функции? .

Менеджмент - это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике. .

Менеджмент всегда должен уделять главное внимание обеспечению экономически эффективной деятельности предприятия. Иными словами, само существование менеджмента и власть, которой он пользуется, оправданы лишь в том случае, если его деятельность обеспечивает требуемые экономические результаты.

Главная функция менеджмента: управление бизнесом. Это утверждение, на первый взгляд совершенно очевидное, приводит к далеко не столь очевидным и привычным выводам. Оно не только налагает довольно жесткие ограничения на действия руководства, но и подразумевает творческий подход. Прежде всего, оно означает, что квалификацию, компетенцию и практический опыт менеджмента нельзя "в чистом виде" перенести и применить как к организации, так и к обеспечению деятельности других институтов. В частности, успешная деятельность того или иного индивидуума в сфере менеджмента отнюдь не обещает такого же успеха при работе в правительстве. Сама по себе карьера менеджера ни в коей мере не может рассматриваться как подготовка к политической карьере, к работе на командных постах в Вооруженных силах, к деятельности в церковной иерархии или, например, в университете. Квалификация, компетенция и практический опыт в аналитической и административной работе, которые имеют универсальный характер и потому могут пригодиться в любой сфере деятельности, безусловно, чрезвычайно важны, но с точки зрения основных целей различных некоммерческих учреждений их значение все, же подчиненное, вторичное.

Классификация функций менеджмента.

Функции менеджмента в зависимости от задач исследования разделяют по следующим признакам: содержание процесса управления; принадлежности к сферам производственно-хозяйственной деятельности; содержанием выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированная деятельность, техническое обслуживание); принадлежности к различным видам управленческого труда (производственной, экономической, технологичной, организационной и т.д.).

В общественном производстве выделяют функции управления промышленностью, сельским хозяйством, транспортом; в сфере обращения - управление финансами, торговлей, материально-техническим обслуживанием функции менеджмента делятся на общие (универсальные), которые пригодны для различных процессов управления, потому что выражают сущность управления, а также конкретные (специальные) функции, которые передают содержание управления. Носителями общих функций: есть вся управляющая система в целом, а конкретных - части системы, которые имеют локальный, специфический характер .

Общие функции менеджмента - планирование, организация, мотивация, контроль, координация, учет и анализ являются обязательными для всех предприятий. Каждая из этих функций для организации жизненно важная. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главным, а функции организации, регулирования, мотивации, контроля и учета ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов.

Планирование - главная функция менеджмента, которая предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач того или иного формирования; означает сознательный выбор решения что работы, как, кому и когда

Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними, обеспечивая упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности каждого субъекта хозяйствования.

Мотивация - это процесс побуждения работников к высокопроизводительному деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации.

Организовывание - в общем виде это процесс распределения ресурсов; совершение действий для реализации планов.

Организовывание предполагает создание структур, связей, поиск исполнителей, обеспечение исполнителей необходимым для выполнения работы.

Контроль - это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятия установленным стандартам и другим нормативам, выявление допущенных отклонений от принятых решений и определение причин их невыполнении.

Взаимосвязь и цикличность процесса менеджмента проявляются в том, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь через организовывание и мотивацию. В свою очередь результаты контроля дают основу для коррекции и планирования деятельности, связанной с организовыванием и мотивацией.


1.2 Специфика российского менеджмента


В современной литературе принято описывать несколько концепций российского менеджмента.

Концепция копирования западной теории менеджмента не учитывает специфику российского менталитета - нужно взять модель западного менеджмента в готовом виде и внедрять ее в управление. Необходимо лишь перевести западные монографии и учебники на русский язык. Затем, не изменяя ничего, применять это все на практике. Очень высока вероятность реализации этой концепции в силу своей привычки бездумного копирования западного опыта и простоты. Но в этом существует большая опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории "монетаризма", концепций "шоковой терапии", ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции .

Концепция адаптации западной теории менеджмента - приспособление западной теории к современным российским условиям. Возникает вопрос - какую из теорий нужно адаптировать? Системы управления Западной Европы, США, Японии разительно отличаются между собой. При любом выборе существует риск использования теории, которая учитывает специфические условия и особенности функционирования экономики, ментальность жителей этих стран.

В России конца 80-х годов опоздание на работу, уход с работы раньше положенного срока, низкое качество продукции, мелкое воровство стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого, в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, "несунами", вводить новые методы повышения качества .

И как следствие, теории адаптированные к российской действительности, слабо учитывающие ее специфику, не смогут дать экономике России то, что ожидается от них.

Менталитет нации оказывает огромное влияние на специфику менеджмента.

Концепция создания российской теории менеджмента - учитывает особенности российского менталитета с использованием аспектов мирового опыта управления. Здесь невозможно ни полное отрицание достижений восточной и западной школы менеджмента, ни слепое копирование зарубежного опыта. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: "Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины". Это высказывание полностью переносится и на менеджмент как науку. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, методы и формы управления, с учетом специфики российской ментальности .

Преобладание бережливости, трудолюбия, пунктуальности и т.д. также будут определять управленческие формы и методы, формировать действия и поведение управленцев.

Отсюда следует, управление - форма проявления глубинной, внутренней социально-психологической программы, заложенной в человеке. Менталитет в этом качестве - основа поведенческого менеджмента, его существенная сторона. Здесь проявляется соответствие менеджмента менталитету.

В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты - важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь. Существует ряд определений менталитета. В этих определениях речь идет не только о психологической, но и о социально-психологической природе менталитета. А.П. Буртенко и Ю.В. Колесниченко, основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, отмечают генетические, исторические, природно-климатические источники этого явления, выделяя главным образом менталитет как "код", детерминирующий социальное поведение отдельного человека и нации. Проявление биопсихологической программы поведения людей сказывается на различных сферах человеческой деятельности: быту, общении, производстве. Значительное влияние она оказывает на управление. Так, анализируя формы и методы управления в разных странах, мы не можем не учитывать немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм, российскую расхлябанность. Таким образом, управление - форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет - всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету. Итак, "менталитет-менеджмент", их соотношение, соответствие и противоречие выступает как содержание и форма, как сущность и явление. Они находятся в неразрывной объективно обусловленной, постоянно повторяющейся взаимосвязи, которую можно квалифицировать как "закон соответствия менталитета и менеджмента". Соответствие между менеджментом и менталитетом обуславливает относительно устойчивую систему производства, сглаживает противоречия между управляемыми и управляющими, способствует преодолению кризисных ситуаций. Соответствие между менеджментом и менталитетом - одна из основополагающих черт равновесия социальных систем, характеризуемых отсутствием социальных конфликтов. Пример этого, экономическое развитие США, Франции, Англии и Германии в 90-х годах 20 века. Противоречие в системе "менталитет-менеджмент" является одной из причин, обуславливающих зарождение и продолжительность социально-экономических кризисов. Яркий пример Россия, где переход к рынку и связанная с этим необходимость реформирования системы управления предполагает приведение ее в соответствие со спецификой российского менталитета .

Существует два подхода в понимании российского менеджмента:

Первый подход - полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально-культурного характера.

Второй подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах .

Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.

Особенности российского менеджмента:

приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;

инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления

культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить.

Таким образом, менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру.


Глава 2. Выявление проблем управления на основе сравнительного анализа


1 Современные проблемы менеджмента в России


Первая главная проблема российского менеджмента - проблема качества.

Думается, что данная проблема является наиболее актуальной в системе управления, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Хотя это специальность появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики.

Одна из основных проблем российского менеджмента качества заключается в том, что экономические условия в стране отличаются от тех условий, в которых рождались принципы западного менеджмента качества. Говоря другими словами, это инструмент для решений проблем, которые пока не встали перед нашими производителями. А применение инструмента не по назначению приводит к получению иных, нежели ожидаемые, результатов.

В определенной степени можно говорить, что рост цивилизованности бизнеса напрямую связан с увеличением внешних и внутренних (законодательных, внутрикорпоративных, социальных) ограничений для него .

Следовательно, задача научной составляющей менеджмента - выработать новые подходы, позволяющие оставаться предприятию прибыльным.

Законодатель, потребитель и менеджмент еще не установили российскому бизнесу всего того множества ограничений, в условиях которых действует западный бизнес. Так, например, весьма характерными показателями "белых пятен" в законодательстве могут служить и ситуация с финансовыми пирамидами, и проблемы частных инвесторов в строительстве. Да и потребитель еще не столь "тренирован" и настойчив в отстаивании своих интересов, и влияние общественной морали на принимаемые менеджментом решения еще не так заметно. Но тенденция достаточно очевидна, и она будет вынуждать предприятия искать способы выживания в рамках растущих ограничений, одним из которых является менеджмент качества .

А пока потребность в этом инструменте формируется зачастую искусственно, например требованиями наличия различного рода сертификатов при проведении тендеров. Очевидно, что необходимость сертификата ничего общего с менеджментом качества как способом конкурентной борьбы не имеет, тем, более принимая во внимание специфику работы российской индустрии сертификации. Но даже при существовании потребности в данном инструменте, он не может быть применен с пользой для предприятия, если высшее руководство не умеет им пользоваться.

Еще одна серьезная проблема на пути распространения принципов современного менеджмента качества - это компетентность руководителей предприятий в вопросах собственно управления .

Однако дело в том, что управление - это точно такая же отдельная отрасль деятельности со своей спецификой, как связь, химия или финансы.


2.2 Совершенствование менеджмента России на основе сравнительного анализа моделей менеджмента Швеции, Финляндии, Франции и современной России


Глобализация экономики, развитие коммуникационных и информационных технологий, интернационализация бизнеса, а также повышение роли культурного фактора в обеспечении конкурентоспособности компаний делают актуальным сравнительный менеджмент. Актуальность сравнительного менеджмента для России обусловлена расширением выхода страны на мировые рынки, сильной активизацией деятельности зарубежных фирм на российском рынке, что создает сильную конкуренцию. Для того чтобы отечественные компании "не проигрывали" в конкурентной борьбе с иностранными фирмами, необходимо повысить международный рейтинг, что, как правило, требует качественно иного, "высокого" менеджмента.

Сейчас нельзя не заметить, что многие российские компании превращаются в международные корпорации, а если глубоко "порыться" в таких компаниях, то можно узнать, что они в своей деятельности преимущественно используют элементы американской модели управления. Но следует отметить также, что механическое перенесение западной модели управления, которая в свою очередь не учитывает особенностей нашего менталитета, в российское дело не приносит высоких результатов. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения зарубежных моделей менеджмента. Российские менеджеры, зная свою и зарубежную историю, культуру, опыт в управленческой деятельности, должны выработать модель эффективного и качественного менеджмента .

Менеджмент Швеции, Финляндии, Франции и современной России очень разнообразен. Но значение менеджера в них является основополагающим. И так занимаемое место менеджера в компании зависит, прежде всего, от понимания самого понятия "менеджер". Во Франции принято считать менеджера "элитным" человеком, потому что происхождение, возраст, образование являются определяющими факторами получения статуса французского менеджера. В Швеции менеджеры стараются рассматривать себя не как руководитель, ввиду существующего у них равенства между сотрудниками компании. У финнов менеджер - "Суоми-кува", свободолюбивый, честный и надежный человек, отличающийся от остальных своим оригинальным мышлением .

Менеджером в России принято считать человека, который руководит людьми, а с помощью них? имеющимися ресурсами. Можно сказать, что в каждой модели менеджмента свое понимание о менеджере, потому что в каждой стране свои исторические и культурные особенности .

Отношения между начальником и подчиненным в каждой модели менеджмента различны. Во Франции существуют формальные и дистанцированные отношения ввиду элитарного поведения французов. В шведском менеджменте отношения между руководителем и подчиненным неформальные, демократичные, в Швеции на первое место ставится человек, а не его должность. В Финляндии, как и в Швеции, неформальный стиль отношений. В отличие от всех рассмотренных моделей менеджмента в России менеджеры боятся своего высшего руководства. Авторитарный стиль руководства в России схож с французским стилем .

Умение работать в команде является ключевым фактором эффективности менеджмента страны. В шведском менеджменте превыше всего ценится умение мыслить и действовать в одном духе с коллективом. Финские менеджеры предпочитают одиночество, поэтому они не умеют работать в команде. Французские менеджеры большие индивидуалисты и не испытывают недостатка в самоуверенности, следовательно, они предпочитают действовать в одиночку, но эта черта уравновешивается сильной центральной властью. В России коллективное мышление и командный дух только начинают внедряться, но безуспешно.

Процесс принятия решений является особым процессом, влияющим на результаты деятельности и успех компании, поэтому в шведском менеджменте существует специальный закон, по которому все важные решения компании до их принятия должны обсуждаться всеми сотрудниками компании. В Финляндии решения принимаются не просто так, а с оригинальностью. В французском менеджменте при принятии решений особое значение придается рациональным аспектам действий и мышления. В российской модели менеджмента обычно решения принимают быстро, основываясь часто на интуицию.

Как известно, часто решения принимаются в условиях неопределенности и высокого риска. Отношение к риску и неопределенности у менеджеров разных стран различно. Шведские менеджеры предпочитают рисковать, а французские и финские менеджеры пытаются избегать таких ситуаций, и поэтому у них стратегическое планирование очень развито. В России к риск-менеджменту уделяется недостаточное внимание, поэтому российским менеджерам сложно быстро реагировать и принимать правильные решения в условиях неопределенности .

Сравнительный анализ моделей менеджмента стран Европы и России показывает, что между ними существуют и сходства, и различия. Можно прийти к выводу, что культурные и исторические особенности являются важными при формировании каждой модели менеджмента.

Сегодня мировой экономический кризис, глобализация экономики, развитие информационных и коммуникационных технологий, растущая конкуренция заставляют переосмыслить сущность и роль менеджмента. Непосредственно российским менеджерам предстоит понять, что основной задачей любой компании является привлечение к себе талантливых специалистов, удержание и мотивирование их на работу с высокой производительностью труда.

Реальность сегодня такова, что только 20% российских менеджеров считают персонал ключевым фактором. По-прежнему материальные, финансовые ресурсы являются объектом пристального внимания менеджеров. И это приводит к следующим результатам: 23% наемных сотрудников в России задумываются о смене работы потому, что испытывают на себе грубое обращение руководителя, а 24% работников увольняются, так как не видят перспектив карьерного роста в компании. Как говорится, сотрудник приходит на работу в компанию, а уходит от руководителя .

Эффективность российского менеджмента зависит от качества менеджмента. Хочется выделить именно слово "качество", потому что у нас в России много людей, которые называют себя менеджерами, а настоящих менеджеров-профессионалов очень мало. Предполагается, что улучшение качества менеджмента на всех уровнях управления изменит и качество нашей жизни. Для этого российским менеджерам необходимо, прежде всего, научиться принимать качественные управленческие решения на основе современных методов сбора и анализа информации, отказаться от существующего авторитарного стиля управления, научиться делегировать полномочия, следовательно, научиться создавать команды, командный дух, постоянно мотивировать своих сотрудников и научиться брать на себя ответственность за результат деятельности и ошибки подчиненных .

Неудовлетворительное качество подготовки российских менеджеров является одной из причин неэффективности российского менеджмента. К тому же нужно отметить, что в России, как в стране "изобилия" управленческих кадров, существует дефицит высококвалифицированных эффективных менеджеров. Высокий уровень подготовки, профессионализм и мастерство менеджеров, главным образом, влияет на успех компании.

По поводу использования западного опыта управления А.М. Логвинов в своей монографии "Менеджмент и организационная культура промышленных предприятий 1960-2005 г.г." пишет, что "сегодняшняя социально-экономическая модель, реализуемая развитыми странами для достижения своего благополучия, не может дальше использоваться и быть рекомендована другим странам, поскольку это усугубит нарастающую катастрофу" . Поэтому он предлагает российским менеджерам более, активно и разносторонне вести собственные исследования "отечественного наследства" и современных управленческих практик. Однако существуют достаточно приемлемые модели менеджмента, которые могут использоваться российскими компаниями, но с большой осторожностью. Так, автор монографии предлагает использовать модель "Организации высоких достижений" Дж. Шермерорна. Модель направлена, главным образом, на достижение высоких результатов, а именно через интеллектуальный капитал. Авторы модели указывают, что высокие результаты достигаются путем повышения гибкости, навыков, знаний и мотивации сотрудников компании. Коллективное взаимодействие сотрудников, информационный обмен, вовлечение сотрудников в дела организации и развитие самоуправленческих начал в группах являются ключевыми факторами достижения успеха компании по данной модели .

Таким образом, сегодня сравнительный менеджмент особенно важен для российских менеджеров, ведь в условиях глобальных изменений, мирового кризиса, жесткой конкуренции сложно выйти победителем. Необходимо сказать, что человек, выросший в России и получивший российское образование, имеет свой подход к решению той или иной проблемы, по-своему реагирует на различные ситуации. Это не означает, что следует отказаться от опыта развитых стран в области управления и искать новые пути с нуля. Учитывая все основные особенности российского менеджмента, досконально изучая опыт страны, вырвавшейся в сфере управления далеко вперед, можно весьма преуспеть во многих сферах деятельности.


Заключение


Современный российский менеджмент больше ориентируется на то, что наша страна взяла курс на проведение рыночных реформ, обеспечивающих свободу и благосостояние граждан, экономическое возрождение государства, прирост важнейших технико-экономических показателей.

Российский менеджмент должен учитывать объективные потребности реформируемой экономики, общества в целом; а также главные, ключевые моменты, применение которых при построении новой системы управления дает желаемый результат окончательного перехода к рыночной экономике и осуществление его с наименьшими потерями для общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

С позиции менеджмента сегодня в России выделено три подхода к его применению и пониманию. В основание первого подхода заложена интуиция предпринимателей, так как большинство руководителей достаточно крупных компаний ранее работали программистами, учителями, врачами или инженерами. Такими руководителями не изучалась теория менеджмента с последующим применением ее на практике. Именно поэтому все управленческие решения принимаются, исходя из собственной смекалки и интуиции. Поэтому такие особенности российского менеджмента характерны для малого и среднего бизнеса, которым свойственны простые финансовые и хозяйственные операции. Абсолютно все инновации в этом случае сводятся лишь к оптимизации или даже к минимизации налогообложения. Также в таких предприятиях существует быстрое принятие управленческих решений, высокая гибкость хозяйственной политики, при которой маркетинг сводится к поиску единственного правильного хода.

Одна из наиболее острых проблем современности - менеджмент невысокого качества, а также отсутствие высококвалифицированных управленцев. Поэтому в современных условиях целесообразно для России использовать фундаментальную подготовку и переподготовку кадров. Также немаловажное значение необходимо уделять разработке и реализации на практике специализированных программ, направленных на антикризисное хозяйствование, что позволит не доводить деятельность предприятия до банкротства.

Использование опыта западных фирм, которые функционируют на российском рынке, представляет собой второй подход к пониманию и применению отечественного менеджмента. Особенности российского менеджмента могут быть представлены в рамках данного подхода в виде наличия дизайнерских и технологических изысков.


Библиографический список


1. Большаков А.С. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / А.С. Большаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 160 с. - ISBN 5-272-00051-Х.

Горбунов А.В. Проблемы менеджмента качества в России [Текст] А.В. Горбунов // Менеджмент сегодня. - 2009. - №7. - С. 7-8.

Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, М.С. Зайналабидов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 240 с. - ISBN 5-222-05128-5.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2003. - 320 с. - ISBN 985-6516-78-1.

Казначевская Г.Б. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Г.Б. Казнаевская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 352 с. - ISBN 5-222-05625-2.

Кнышева Е.Н. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Кнышева. - Москва: ИНФРА - М, 2006. - 304 с. - ISBN 978-5-8199-0106-9.

Коробейников О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации [Текст] / О.П. Коробейников, В.Ю. Колесов, А.А. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002 - №3. - С. 76.

Кравченко А.И. История менеджмента [Текст]: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - Москва: Академический Проект, 2000. - 352 с. - ISBN 5-8291-0064-9.

Логинов А.М. Менеджмент и организационная культура промышленных предприятий 1960-2005 гг. [Монография] [Текст] / А.М. Логинов. - Красноярск: Поликом, 2006. - 495 с. - 61 03-24/88-3.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе [Текст]: учеб. пособие / Р.Д. Льюис; [общ. ред. и вступ. ст. П.Н. Шихирева; пер. с англ. Т.А. Нестика]. - - Москва: Дело, 2001. - 440 с. - ISBN 5-7749-0103-3.

Менеджмент: Теория и практика в России [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - Москва: ПРЕСС, 2003. - 654 с. - ISBN 5-88103-091-5.

Официальный сайт "Институт проблем предпринимательства" [Электронный ресурс] / Российские менеджеры боятся своего начальства [Текст] - Дата публикации: 29.04.2011. ? Режим доступа: #"justify">. Переверзев М.П. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. - Москва: Инфра-М, 2006. - 488 с. - ISBN 5-16-001009-2.

Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / С.Э. Пивоваров, И.А. Максимцев. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 474 с. - ISBN 5-94807-014-Х.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.