Это значит, что маркетологи в Samsung не зря едят свой хлеб. Чем производители смартфонов занимались последние годы? Они методично расширяли диафрагму, чтобы на микроскопический сенсор телефона попадало больше света. Они пришли к пониманию, что высокое разрешение (16-21 Мп) с маленькими пикселями (0,9-1,1 мкм) работает хуже среднего разрешения (12-13 Мп) с пикселями побольше (1,25-1,4 мкм) – при 12-13 Мп детализация сохраняется, но света увеличенные пиксели собирают больше. Также почти все компании успешно освоили систему оптической стабилизации, что, в частности, позволило выставлять больше выдержку, дабы матрица успевала захватить больше света. То есть компании делали все для того, чтобы малюсенький сенсор получал как можно больше света.

Передовые фотофлагманы 2017 года имеют светосилу f/1.6 (LG V30, Huawei Mate 10), f/1.7 (Samsung Galaxy S8, HTC U11), f/1.8 (iPhone X, Pixel 2). По последним слухам, в Galaxy S9 будет механически регулируемая диафрагма со значениями f/1.5 и f/2.4. Несмотря на предположения, промежуточные значения выставлять будет нельзя, то есть в распоряжении пользователя будет два режима – для дня и для ночи. Аналогичное решение применяется в раскладушке Samsung W2018, которая продается эксклюзивно в Китае. Посмотрите гифку:

То, что камеры смартфонов эволюционируют, безусловно, радует. И я рад, что Samsung, чьи флагманы Galaxy легко входят в Топ-3 лучших смартфонов для фото-, видеосъемки, взяла на себя роль лидера направления (или пытается взять). Однако радость по ожидаемому скачку в качестве фото, как мне кажется, преждевременная. Во-первых, между f/1.5 и текущим f/1.7 у того же Galaxy Note 8 не такая уж и большая разница, если учесть размеры модуля камеры. Да и где восторженные возгласы по камере LG V30 с f/1.6? Их нет, потому что светосила радикально не изменила качество фото в сравнении с тем же G6 (f/1.8). Во-вторых, я вижу очень мало сценариев, где f/2.4 будет показывать себя лучше f/1.5. Ночные клубы, дом, макро, ночные пейзажи, портреты, съемка подвижных объектов и динамичных сцен? Для всех этих сюжетов предпочтительнее f/1.5, то есть действует правило «чем больше света (меньше выдержка, меньше ISO) – тем лучше».

Если у вас есть на руках iPhone X, то можете провести небольшой тест – снять что-то в помещении (или даже на улице) на разные камеры (ширик и телевик), попытавшись выстроить одинаковое фокусное расстояние. Вы удивитесь, насколько фото с камеры с f/2.4 более шумные в сравнении с f/1.8 даже при хорошем свете.

Статьи мы рассмотрели основную часть любой камеры - матрицу. Во второй же поговорим о не мене важных параметрах фотомодуля смартфона. Поехали!

Диафрагма объектива или еще одно обозначение - светосила. Грубо говоря - это отверстие, через которое свет попадает на сенсор камеры. И от его размера напрямую зависит качество фотографии. Чем диафрагменное число меньше, тем больше это отверстие и выше светосила объектива. В условия недостаточной освещенности очень большую роль играет то, сколько света попадает на матрицу. Диафрагменное число обозначается латинской буквой f и, как правило, прописывается в следующем виде - f/2.0, f/3.5. Число после «слеша» и есть значением диафрагмы. В основном в камерах смартфонов этот параметр фиксированный. Если же объектив имеет оптический зум, то значений светосилы может быть два - одно при нормальном состоянии и другое при максимальном зуме. Подводя итог нужно сказать, что фотомодуль надо выбирать с наименьшим диафрагменным числом. Этот параметр производитель, как правило, не прячет и его можно найти в описании смартфона. Например, у Samsung Galaxy S6 диафрагма f/1.9, Apple iPhone 6s - f/2.2, Xiaomi Mi Note - f/2.0.

Фокусное расстояние - расстояние между оптическим центром объектива и матрицей. От этого параметра зависит угол зрения камеры. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол съемки и, соответственно, больше объектов попадает в кадр. Если же оно большое, то все предметы будут визуально ближе и больше.

Измеряется фокусное расстояние в миллиметрах и бывает фиксированное (в большинстве камер смартфонов) и изменяемое - о таких фотокамерах мы говорим, что они могут зумировать, то есть приближать объекты при фотографировании. Это параметр зачастую можно увидеть на самом объективе. Приведу некоторые примеры: Sony Z5 - 23 мм, Huawei P8 - 28 мм, а вот у Galaxy S4 Zoom - 24-240 мм.

В идеале разные фокусные расстояния применяются для разных задач: широкоугольные (20-35 мм) - для съемок пейзажей, 70-135 мм - хорошо подходят для портретов, телеобъективы (135 мм и выше) - для спорта, дикой природы. Размеры смартфона в этом плане накладывают ограничения, но их призваны побороть всевозможные объективы-насадки.

Еще фотообъективы могут отличаться уровнем и характером оптического искажения , например, существует такой тип, как «рыбий глаз», который позволяет снимать довольно интересные панорамы.

Конечно, качество изготовления самого объектива и материалов также имеет непосредственное влияние на получаемые фотографии.

Стабилизация изображения . На смартфон в 99 случаев из 100 мы снимаем с рук. При ярком свете камера устанавливает очень короткую выдержку и легкое смещение камеры не вредит снимку, но если снимать вечером или в помещении, велик риск получить смазанный кадр. Чтобы этого не происходило, современные камеры оснащают стабилизацией изображения. Она бывает нескольких видов:

  • оптическая - стабилизируется сенсор или объектив
  • цифровая - изображение стабилизируется программными методами
  • гибридная - когда используется связка двух вышеописанных метода

Цифровая присутствует фактически всегда, это норма. Оптическая стабилизация более дорогая, но ее качество несравненно выше. Гибридная же в смартфонах на сегодняшней день не используется (могу ошибаться).

Вспышка . В условиях недостаточной освещенности она может здорово помочь получить хороший снимок. В смартфонах представлены два основные типы вспышек:

  • ксеноновая - высокая светимость, свет близкий к натуральному, но большая себестоимость, габариты, энергозатраты. А также ее нельзя применять для постоянной подсветки
  • светодиодная - энергоэффективная, можно использовать для подсветки видео и в качестве фонарика, но в то же время не такая хороша светимость, как у ксеноновой

В топовых смартфонах часто используют двойную светодиодную вспышку, а в некоторых моделях вспышек может быть две - светодиодная и ксеноновая.

Программная часть . Отвечает за формирование и обработку цифрового изображения. Очень важная часть общей системы фотомодуля. Ведь какой бы большой ни была матрица и насколько светосильным объектив, программная обработка может как испортить любую фотографию, так и ощутимо улучшить. Результат зависит от многих факторов: взаимодействия программного обеспечения камеры с прошивкой, способа обработки фотографии, приложения, с помощью которого происходит съемка.

При передаче изображения с матрицы в приложение камеры смартфона оно может подвергаться цветокоррекции, ретуши, шумоподавлению (иногда слишком усердном, что приводит к “замыливанию” фотографии). И само приложение имеет множество функций и параметров съемки и обработки фотографии. Их обзор заслуживает отдельной статьи.

Мы рассмотрели основные характеристики камер смартфонов, давайте же подведем краткие итоги:

  1. Матрица - это как раз тот случай, когда размер имеет значение. Чем больше сенсор, тем лучше. Но размер матрицы может нивелироваться слишком большим количеством мегапикселей. Должен быть разумный компромисс.
  2. Диафрагменное число - чем меньше значение, тем выше светосила объекта. Этот параметр особенно важен при съемке в условиях недостаточной освещенности.
  3. Фокусное расстояние - для каждой сцены есть свой предпочитаемый фокус. Нельзя сказать, что широкоформатным объективом не получится снять портрет. Но все же он выйдет хуже нежели с подходящим фокусным расстоянием. Самые универсальные - это объективы с изменяемым фокусом.
  4. Оптическая стабилизация - призвана сгладить дрожание камеры. Но при плохом освещении она не сможет нам помочь, так как камера будет снимать на длинной выдержке. В таких случаях лучше всего использовать подставку для смартфона, например - монопод.
  5. Вспышка - хорошо если она есть, а еще лучше, когда их две - ксеноновая и светодиодная.
  6. Программная часть. Во-первых, это алгоритмы обработки информации, полученной матрицей камеры. Даже при не очень хорошем железе качественный софт способен обеспечить хорошего качества снимки и видео. Во-вторых, собственно утилита съемки. Она не так сильно сказывается на результате, но влияет на удобство и список доступных возможностей. Например, позволяет снимать в ручном режиме.

Прошли те времена, когда камера в телефоне считалась диковинкой. Современные смартфоны умеют делать снимки как минимум не хуже дешевых фотоаппаратов, снимать отличное видео в высоком разрешении. Да, до хороших камер им далеко, но зато у них есть одно неоспоримое преимущество - они всегда под рукой!

Одной из главных полезных возможностей современного смартфона является функция фотографирования. Для получения хорошего фото, необходимо чтобы камера обладала определенными качествами и характеристиками. Сегодня, в рамках данной статьи, мы поговорим о том, что такое апертура камеры, за что она отвечает, и как она влияет на качество снимков.

Практически каждый из нас делает как минимум 2-3 снимка в день с помощью камеры мобильного телефона. Кто-то после их выкладывает в Instagram или Facebook, делится в мессенджерах, размещает на досках объявлений. Всех нас объединяет одно желание — чтобы камера смартфона снимала лучше, фотографии были четче, насыщенней, детализированней, чтобы было меньше шумов и т.д. Как этого добиться? На это влияет очень много различных факторов, характеристик и настроек:

  • Количество мегапикселей и их размер
  • Баланс белого
  • Качество сжатия и формат снимка
  • Аппретура камеры

О последней характеристике мы сегодня как раз и поговорим — апертура камеры что это? Как она влияет на качество фотографии?

Диафрагма или апертура - это отверстие, которое контролирует количество света, попадающее на матрицу фотокамеры (или пленку в пленочных фотокамерах). Диафрагма является одним из трех ключевых элементов при настройке экспозиции (ISO, выдержка, диафрагма).


Изменение значения или деления диафрагмы не только позволяет контролировать количество «собранного» света, но также оказывает влияния на итоговое изображение, в которых требуется разобраться. Глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП, резкий участок изображения) является самым важным, но при этом также возможны оптические искажения или изменения. Вам следует знать принцип действия диафрагмы в объективе, чтобы принимать осознанные решения при выборе значений других элементов экспозиции, создавать творческие эффекты, не допускать ошибок и понимать влияние настроек на изображение.

Шаги

    Ознакомьтесь с базовыми понятиями и терминами. Эта информация поможет лучше разобраться в статье.

    • Диафрагма - это регулируемое отверстие в объективе, через которое проходит свет и попадает на пленку (или цифровую матрицу). Подобно точечному отверстию в камера-обскура , оно блокирует лучи света за исключением тех, которые даже без объектива могли бы образовать перевернутое изображение при прохождении через центральную точку к соответствующей точке в обратном направлении на пленке. Тогда как с объективом отверстие также блокирует лучи света, которые проходят вдали от центра, где линзы объектива менее точно воспроизводят (обычно с разными простыми в исполнении сферическими поверхностями) геометрические формы без четкой фокусировки (обычно гораздо более сложные асферические поверхности), в результате чего возникают аберрации.
      • Так как каждая камера имеет диафрагму, обычно регулируемую (а если нет, то хотя бы имеет края объектива, которые выступают в роли диафрагмы), то именно значение размера отверстия диафрагмы обычно и называют «диафрагмой».
    • Деление диафрагмы или же просто диафрагма - это соотношение фокусного расстояния объектива и величины диафрагмы. Это измерение используется в связи с тем, что определенное диафрагменное число обеспечивает одинаковую яркость изображения, поэтому требуется такая же определенная выдержка для определенного значения ISO (светочувствительность плёнки или эквивалентное матричное усиление света) вне зависимости от фокусного расстояния.
    • Ирисовая диафрагма - это приспособление, которое используется в большинстве камер для формирования и регулировки диафрагмы. Она состоит из ряда перекрывающихся внахлест тонких металлических лепестков, которые могут поворачиваться в направлении центра отверстия внутри плоского металлического кольца. Она образует центральное отверстие, идеально ровное в случае полностью открытой диафрагмы, когда лепестки раздвигаются в стороны, и сжимается благодаря смещению лепестков в направлении центра отверстия, в результате чего образуется многогранное отверстие меньшего диаметра (которое также может иметь изогнутые края).
      • Если ваша камера поддерживает сменные объективы или является «псевдозеркальной», то объективы оснащены регулируемой ирисовой диафрагмой. Если у вас компактная модель или «мыльница» (особенно бюджетного сегмента), вместо ирисовой диафрагмы, вероятно, устройство оснащено «нейтрально-серым светофильтром». Если на переключателе режимов вашей камеры имеются режимы «M», «Tv» и «Av», то почти наверняка устройство оснащено настоящей ирисовой диафрагмой (даже в случае с небольшими компактными моделями). Если колесо выбора режима не имеет таких настроек, возможно, камера оснащена как ирисовой диафрагмой, так и нейтрально-серым фильтром. Единственный способ найти точный ответ - ознакомиться со спецификациями в руководстве пользователя или подробным профессиональным обзором (ищите обзоры на свою модель камеры в поисковых системах и прочитайте доступные материалы). Если используется нейтрально-серый фильтр, то возможности «тонкой настройки» параметров, глубины резкости или эффекта боке будут ограничены фиксированной диафрагмой устройства. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на переключатель режимов: «M» значит ручной режим ("Manual"), которой позволяет устанавливать значения выдержки и диафрагмы. «Tv» - режим приоритета выдержки: выдержка устанавливается вручную, после чего камера сама подбирает подходящее значение диафрагмы. «Av» - это режим приоритета диафрагмы: она устанавливается вручную (обычно для контроля желаемой глубины резкости), после чего камера выбирает подходящее значение выдержки.
      • Большинство однообъективных зеркальных фотоаппаратов закрывают ирисовую диафрагму, после чего ее можно увидеть с лицевой стороны объектива, только при включении функции предварительного просмотра экспозиции или глубины резкости.
    • Прикрывать или затемнять диафрагму - значит использовать меньшее или (в зависимости от контекста) относительно небольшое значение диафрагмы (большое диафрагменное число).
    • Открывать диафрагму - значит использовать большее или (в зависимости от контекста) относительно большое значение диафрагмы (малое диафрагменное число).
    • Открытая диафрагма - это самая большая диафрагма (наименьшее диафрагменное число).
    • Глубина резкости изображаемого пространства - это конкретный передний или задний участок кадра или (в зависимости от контекста) величина переднего или заднего участка, который выглядит достаточно резким. При уменьшении диафрагмы увеличивается глубина резкости и уменьшается степень размытия объектов вне резкого участка. Точное значение глубины резкости имеет несколько субъективный характер, так как резкость постепенно снижается от самого точного фокусного расстояния, а ощутимость размытости изображения зависит от таких факторов, как тип объекта, другие источники недостатка резкости и условия видимости.
      • Относительно большая глубина резкости так и называется большой , а относительно малая - малой глубиной резкости.
    • Аберрации - это изъяны в способности объектива резко фокусировать свет. В общих чертах, недорогие и экзотические объективы (вроде сверхширокоугольных) будут иметь более заметные аберрации.
      • Диафрагма не влияет на линейные искажения (прямые линии кажутся изогнутыми), но часто они исчезают ближе к центральной зоне диапазона фокусных расстояний объектива с переменным фокусным расстоянием. Композицию кадра можно построить таким образом, чтобы не привлекать внимание к искажениям (например, не помещать явные прямые линии вроде зданий или горизонта близко к краям кадра) либо автоматически исправить недостаток в камере или при последующей компьютерной обработке.
    • Дифракция - это базовый аспект поведения волн, которые проходят через малые отверстия, что ограничивает максимальную резкость всех объективов при малых диафрагмах. Она становится более заметной после значения f/11, в результате чего отличная фотокамера и объектив могут давать вполне посредственные результаты (хотя иногда они отлично подходят для конкретных задач вроде очень большой глубины резкости или длинной выдержки, когда невозможно использовать малую чувствительность или нейтрально-серый фильтр).
  1. Глубина резкости изображаемого пространства. Формально глубина резкости - это диапазон расстояний до объекта, в пределах которого объекты на изображении имеют приемлемую резкость . Существует только одно расстояние, при котором объекты будут в идеальном фокусе, но резкость снижается постепенно до и после такого расстояния. На более коротких расстояниях в каждом направлении размытие объектов будет столь незначительным, что размер пленки или матрицы не позволит обнаружить размытие. Даже более значительные расстояния не слишком сильно повлияют на «достаточную» четкость итогового изображения. Отметки глубины резкости для определенных значений диафрагмы рядом с кольцом фокусировки на объективе позволяют оценить данное значение. .

    • Примерно треть глубины резкости располагается до фокусного расстояния, а еще две трети - позади (если не простираются до бесконечности, поскольку такое явление относится к значению, при котором отраженные от объекта лучи света должны изгибаться, чтобы сходиться в точке фокусировки, а лучи, которые проходят большие расстояния, стремиться к параллельности).
    • Глубина резкости снижается постепенно. При малой апертуре задний и передний план будут казаться немного нечеткими или даже резкими, тогда как при широкой апертуре они будут очень размытыми или вообще неузнаваемыми. Если передний и задний план важны, то они должны оставаться в фокусе. При слабой нечеткости сохраняется общий контекст, а отвлекающий фон лучше максимально размыть.
      • Если вы хотите размыть задний фон, но глубина резкости недостаточна для объекта съемки, то сфокусируйтесь на элементе, который будет привлекать основное внимание (часто это глаза).
    • Как правило, помимо диафрагмы глубина резкости также зависит от фокусного расстояния (чем больше фокусное расстояние, тем меньше ГРИП), размера кадра (чем меньше формат пленки или матрицы, тем больше ГРИП, если угол обзора или эквивалентное фокусное расстояние остается одинаковым) и расстояния до объекта (намного меньше при короткофокусных расстояниях).

      Если нужно получить малую глубину резкости, можно купить сверхсветосильный объектив (дорогой) или приблизить объект (бесплатно) и максимально раскрыть диафрагму даже на недорогом объективе с малой светосилой.

    • С точки зрения художественной ценности глубина резкости используется с целью сделать весь снимок резким или «понизить резкость» и размыть передний или задний план, который отвлекает от центрального объекта съемки.
    • С практической точки зрения глубина резкости позволяет установить малую диафрагму и задать «сверхфокусное расстояние» (самое ближайшее расстояние, при котором ГРИП простирается до бесконечности от конкретного расстояния; для выбора диафрагмы изучите соответствующую таблицу или отметки глубины резкости на объективе) или расчетное расстояние, чтобы быстро делать снимки с ручной фокусировкой или фотографировать объект, который движется слишком быстро или непредсказуемо для корректной работы автофокуса (в этом случае также требуется короткая выдержка).
    • Следует помнить, что обычно все изменения ГРИП малозаметны в видоискателе или внешнем экране при построении композиции . Современные камеры измеряют параметры при максимально раскрытой диафрагме объектива и прикрывают отверстие до выбранного значения уже в момент экспонирования кадра. Функция предварительного просмотра глубины резкости обычно позволяет оценить лишь примерный и неточный результат (не обращайте внимания на странные узоры на экране в момент фокусировки, так как они не появятся на окончательном снимке). Более того, видоискатели на современных зеркальных камерах и других фотокамерах с автофокусом даже не показывают истинную глубину резкости с открытой диафрагмой при использовании объективов со светосилой выше f/2.8 (она будет еще меньше, чем выглядит; по возможности следует полагаться на автофокус, а не на объект съемки). Оптимальный вариант для цифровой фотокамеры - просто сделать снимок, просмотреть и приблизить изображение на ЖК-экране и определить, устраивает ли вас резкость (или степень размытия) заднего фона.
  2. Взаимодействие диафрагмы с импульсным светом (вспышки). Вспышка обычно срабатывает так быстро, что на составляющую вспышки в экспозиции влияет только диафрагма (пленочные и цифровые камеры почти всегда имеют максимальную совместимую со вспышкой выдержку для «синхронизации»; при более короткой выдержке проэкспонируется только часть кадра, что вызвано особенностью срабатывания «шторного» затвора; в рамках особых режимов высокоскоростной синхронизации вспышки используется кратковременное срабатывание слабых вспышек, каждая из которых экспонирует свою часть кадра; это значительно снижает дальность действия вспышки, так что подобный вариант редко используется). Широкая апертура увеличивает дальность действия вспышки. Также она расширяет эффективный диапазон заполняющей вспышки путем повышения пропорционального экспонирования от вспышки и сокращением времени проникновения общего света. Малая апертура позволяет предотвратить передержку на крупных планах благодаря самой низкой мощности, ниже которой невозможно ослабить вспышку (отраженная вспышка, которая не столь эффективна, будет полезна в данной ситуации). Многие камеры поддерживают настройку баланса вспышки и окружающего освещения благодаря функции «экспокоррекции вспышки». Для сложных съемок со вспышкой лучше всего подходят цифровые камеры, так как результаты кратких вспышек света сами по себе не слишком очевидны, даже несмотря на то, что некоторые модели студийных вспышек имеют «моделирующую подсветку», а функциональные портативные вспышки предлагают режимы предварительного просмотра, сходные с моделирующей подсветкой.

    Узнайте оптимальную резкость своих объективов. Различные объективы отличаются друг от друга, а для оптимальных результатов требуется снимать с разным значением диафрагмы. Сделайте фотографии объектов с множеством мелких деталей при разной величине диафрагмы и сравните снимки, чтобы узнать, как объективы ведут себя при разной апертуре. Рекомендуется помещать весь объект в «бесконечность» (10 метров и более для широкоугольных объективов и несколько десятков метров для телеобъективов; обычно подходят удаленные лесонасаждения), чтобы не спутать недостаток резкости с аберрациями. Вот несколько советов:

    • Почти все объективы имеют слабую контрастность и сниженную резкость на самой широкой диафрагме, особенно по углам изображения . Особенно это касается цифровых «мыльниц» или недорогих объективов. Следовательно, если нужно обеспечить высокую детализацию по углам изображения, то лучше использовать меньшее значение диафрагмы. Обычно лучшую резкость для плоских предметов обеспечивает диафрагма f/8. Если объекты располагаются на разном расстоянии, то еще меньшая диафрагма обеспечит бо́льшую глубину резкости.
    • Почти все объективы приводят к заметному виньетированию на открытой диафрагме . В этом случае края изображения выглядят темнее центральной части кадра. Такой эффект может быть полезным для многих фотографий, особенно портретов ; он акцентирует внимание на центральной части снимка, поэтому многие добавляют такой эффект при последующей обработке. Но всегда лучше знать, как будет выглядеть исходный снимок. Обычно при значениях диафрагмы выше f/8 виньетирование кадра пропадает.
    • Зум-объективы отличаются значением фокусных расстояний. Выполните указанные проверки с разным уровнем оптического приближения.
    • Явление дифракции приводит к тому, что снимки практически любым объективом становятся менее резкими при диафрагме f/16 и меньше, а особенно при значениях f/22 и меньше.
    • Все эти аспекты позволяют получить оптимальный по четкости снимок , если для него уже выстроена наилучшая композиция, включая глубину резкости, и если его не испортит дрожание камеры при недостаточно короткой выдержке, либо размытость объекта или шум при чрезмерной «светочувствительности» (усиление).
    • Не нужно тратить пленку на такие эксперименты. Проверяйте объективы на цифровых камерах, читайте обзоры , а в крайнем случае исходите из фактов, что более дорогие объективы с фиксированным фокусным расстоянием (без приближения) выдают лучшую картинку при f/8, менее дорогие и комплектные объективы показывают лучший результат при f/11, а дешевые или экзотические объективы вроде сверхширокоугольных образцов и моделей с широкоугольной или телескопической насадочной линзой следует использовать с апертурой f/16 (для насадочных линз на цифровых «мыльницах» следует устанавливать минимальное отверстие диафрагмы или использовать в меню режим приоритета диафрагмы).
  3. Особые эффекты, которые связаны с диафрагмой.

    • Японское слово боке часто используют для описания внешнего вида участков изображения, которые находятся не в фокусе, особенно светлых участков, поскольку они выглядят как световые капли. Существует немало материалов, посвященных этим световым каплям, которые могут быть ярче по центру, иногда ярче по краям как пончики или сочетают в себе обе эти характеристики, но обычно на это обращают внимание только в статьях об эффекте боке. Важно запомнить, что такие размытие пятна:
      • Будут более крупными и рассеянными при более широкой диафрагме.
      • Будут иметь нерезкие границы на самой широкой диафрагме из-за идеально круглой формы отверстия в объективе (края объектива, а не ирисовые лепестки).
      • Зависят от формы отверстия диафрагмы, когда она не полностью открыта. Заметнее всего этот эффект проявляется при широко открытой диафрагме благодаря размеру отверстия. Боке может считаться непривлекательным в объективах, отверстие которых имеет неидеально круглую форму (например, недорогие объективы с диафрагмой из пяти или шести лепестков).
      • Могут иметь форму полумесяца вместо круга по краям изображения при особенно широком отверстии диафрагмы (может быть вызвано тем, что один из элементов объектива недостаточно большой, чтобы полностью осветить все части изображения при такой апертуре, или такие круги света расширяются странным образом из-за «несимметрических аберраций» на очень широкой диафрагме, что обычно становится проблемой только при съемке фонарей в ночное время).
      • Имеют преимущественно форму колечек и бубликов в зеркальных телеобъективах вследствие наличия центральных помех.
    • Дифракционные лучи образуют звездочки . Очень яркие световые участки изображения вроде лампочек в ночное время или небольших зеркальных отражений солнечного света будут окружены «дифракционными лучами», которые образуют «звездочки» при малой апертуре (эффект возникает благодаря увеличенной дифракции в вершинах многогранного отверстия, которое образовано лепестками диафрагмы). Количество вершин или лучей соответствует количеству лепестков диафрагмы (при четном количестве) из-за перекрытия противоположных лучей или в два раза превышает их количество (при нечетном количестве лепестков). Лучи слабее и менее выражены на объективах с очень большим количеством лепестков (обычно это старые объективы вроде старых моделей Leica).
  4. Делайте снимки . Самое главное (по крайней мере, в контексте диафрагмы) - контролировать глубину резкости. Все просто: чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости; чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше глубина резкости. Также более открытая диафрагма сильнее размывает задний фон. Вот несколько примеров:

    • Прикрывайте диафрагму, чтобы получить повышенную глубину резкости .
    • Глубина резкости снижается по мере приближения к объекту съемки . Так, для макросъемки можно прикрывать диафрагму сильнее, чем для пейзажной фотографии. Насекомых достаточно часто фотографируют при диафрагме f/16 или меньше и подсвечивают объект съемки большим количеством искусственного света.
    • Открывайте диафрагму, чтобы получить малую глубину резкости . Такой метод подходит для портретов (гораздо лучше, чем несуразные автоматические режимы). Полностью откройте диафрагму, зафиксируйте фокус на глазах, поправьте композицию: размытый фон будет меньше отвлекать внимание от главного объекта.

      Не забывайте, что для открытой диафрагмы нужно установить более короткую выдержку. При ярком дневном свете убедитесь, что камера не пытается выйти за пределы самой короткой выдержки (обычно 1/4000 для цифровых зеркальных камер). Для этого необходимо понизить значение ISO.

  5. Делайте снимки с необычными эффектами. Если вы фотографируете источники света в темное время суток подходящей камерой и хотите получить звездочки, то закройте диафрагму. В случае с крупными и круглыми каплями боке (хоть и не всегда полными) следует использовать открытую диафрагму.

  6. Нечеткое изображение по причине дифракции и (в меньшей степени) промаха по фокусу (который помимо нечеткости создает странные узоры) иногда можно поправить с помощью функций вроде «нерезкого маскирования» при обработке на ПК. В качестве примера можно привести программы GIMP и Photoshop. Функция позволит сделать границы более четкими, хотя и не сможет создать мелкие детали, которые не попали на снимок (при чрезмерном применении переходы окажутся слишком резкими и неточными).
  7. Если размер диафрагмы имеет важное значение для снимка и вы используете автоматическую камеру, то вам подойдет режим приоритета диафрагмы или программный сдвиг (готовые пары диафрагмы и выдержки для правильной экспозиции в разных условиях).
  8. Все объективы имеют определенные искажения: «идеальных» объективов не найти даже в ряду профессиональных моделей стоимостью десятки тысяч рублей. Хорошая новость заключается в том, что известные производители оптики вроде Nikon, Canon, Pentax, Zeiss, Leica, Sony/Minolta и Olympus часто создают профили для «коррекции искажений», которые можно скачать в интернете и применить на этапе обработки снимка (например, в Adobe Photoshop и Adobe Camera RAW). При использовании хорошего программного обеспечения и профилей для объективов можно получить снимки без бочкообразных или подушкообразных искажений, которые более приятны глазу. В этом примере с широкоугольным панорамным пейзажным снимком проблема заключается в том, что «искажение перспективы» и «бочкообразное искажение» выгибает деревья в углах изображения к центру снимка. Вполне очевидно, что это искажение объектива и маловероятно, чтобы деревья скруглялись таким образом.
  9. Предупреждения

  • Делайте «звездочки» с помощью ярких светящихся точек вроде уличных фонарей, которые менее яркие по сравнению с солнцем.
    • Не направляйте телеобъектив, особенно сверхсветосильный или сверхдлиннофокусный прямо на солнце, чтобы получить «звездочки» или по любым другим соображениям, поскольку имеется опасность повредить зрение, затвор или матрицу камеры.
    • Не направляйте камеры без зеркала с тканевым затвором вроде Leica в сторону солнца (только кратковременно при съемке с рук и с малой диафрагмой), чтобы не прожечь дыру в затворе, иначе ремонт обойдется вам в круглую сумму.

Правильное использование объектива, которым оснащена ваша фотокамера, имеет намного большее влияние на резкость получаемого изображения, чем выбор собственно объектива. Не имеет смысла искать самый лучший объектив . Его просто нет. Один из самых важных параметров при съемке - это диафрагма. Именно она больше всего влияет на качество изображения. Разница между снимками, сделанными с разной диафрагмой одним и тем же объективом, будет намного заметнее, чем разница между снятыми с одним и тем же ее значением, но разными объективами.

Диафрагма F10, скорость затвора 1/400, ISO 64

Диафрагма F5, скорость затвора 1/400, ISO 64

Что такое аберрация

Как уже было сказано, идеального объектива просто нет. Законы физики никто не отменял и никогда не отменит. А они не позволяют световому лучу следовать именно по тому пути, который ему рассчитали оптики в пределах некой идеальной оптической системы. Именно это ведет к (сферическим, хроматическим и пр.). И инженеры, разрабатывающие объективы, не могут это исправить. В центре линза идеальна. Но ближе к краям она в той или иной мере искажает свет. Чем ближе к краю линзы - тем в большей степени свет рассеивается и преломляется.

При полностью открытой диафрагме на плёнку или матрицу цифрового аппарата попадает свет, который собран со всей поверхности линзы. В этом случае все аберрации объектива проявляются очень наглядно. Когда мы прикрываем отверстие диафрагмы, часть светового потока, проходящая через края всех линз объектива, отсекается. Таким образом, в формировании изображения принимает участие только центр линз, который свободен от искажений.

Всё кажется довольно простым. Чем меньше отверстие диафрагмы, тем, таким образом, выше резкость изображения. Но это не так. При съемке на самых маленьких диафрагмах нас ждет неожиданная большая неприятность.

По мере уменьшения отверстия диафрагмы всё большая часть световых лучей, которые проходят через это отверстие, касается его краёв и немного отклоняются от своего основного пути. Они как бы огибают края. Это явление называется дифракция. При дифракции каждая точка снимаемого объекта, даже если она находится четко в фокусе, на матрицу проецируется не как точка, а как небольшое размытое пятно, которое принято называть диском Эйри. И размеры этого диска тем больше, чем меньше отверстие диафрагмы. И когда диаметр диска Эйри превышает размеры отдельного фотодиода на матрице, то нерезкость изображения становится очень заметной. И чем меньше мы делаем отверстие диафрагмы, тем больше усиливается дифракция.

Разрешение современных объективов настолько высоко, что даже лёгкое размытие изображения, вызванное дифракцией, заметно уже на диафрагме 11 и меньше. А компактные камеры, у которых сенсоры совсем крошечные, не позволяют в принципе использовать диафрагму меньше чем 8. При этом малый размер диодов матрицы делают дифракцию очень заметной.

Имеет значение и фокусное расстояние объектива. Нужно помнить, что такое диафрагменное число. Это отношение диаметра отверстия диафрагмы к фокусному расстоянию объектива. Проще говоря, при одном и том же значении диафрагмы физический размер отверстия в разных объективах весьма различен. Физический размер диафрагменного отверстия тем больше, чем больше фокусное расстояние объектива. Отсюда вывод: в объективах с разным фокусным расстоянием при одном и том же значении диафрагмы дифракция проявляется в разной степени. Например, при диафрагме 22 на широкоугольном объективе она очень заметна, а у диннофокусника - вполне терпима.

Зона наилучшего восприятия

Самое хорошее значение диафрагмы для каждого объектива индивидуально. Обычно это 5,6 - 11, или около этого. Всё зависит от модели объектива. Попробуйте открыть диафрагму пошире - оптические искажения будут заметны в большей степени. А если прикрыть диафрагму поуже - дифракция начнёт размывать изображение. На маленьких отверстиях диафрагмы, например, на 11 - 16, почти все объективы «рисуют» одинаково. Но вот на широких отверстиях у разных объективов качество изображения весьма разнится. Чем объектив лучше, тем лучше и картинка, «нарисованная» им при открытой диафрагме.

Правильный подбор диафрагмы - это некий баланс между общей резкостью и глубиной резко изображаемого пространства. Тут теоретические рассуждения и рекомендации вряд ли помогут. В этом случае нужно довериться своему опыту, четкому пониманию поставленной задачи, и, в конце концов, своему художественному чутью, вкусу. Но, тем не менее, некоторые рекомендации лишними не будут.

Как правильно выбрать диафрагму

  • Определите диафрагму, при которой объектив вашей камеры будет давать изображение с наилучшей резкостью, и, по возможности, всегда используйте именно её.
  • Если съемка проходит при недостаточном освещении, или вы хотите что-то в кадре выделить при помощи малой глубины резкости, то диафрагму можно увеличить. Но без особой необходимости не открывайте её полностью.
  • Если такая необходимость возникла, диафрагму нужно смело открыть. Особенно переживать по этому поводку не стоит. Диафрагма - не самое главное, что влияет на резкость фотографий. Не забывайте про «шевелёнку». Она портит «картинку» намного сильнее всяких аберраций.
  • Если по вашему замыслу на снимке требуется большая глубина резкости, диафрагму нужно прикрыть. Но не более чем до 11 у широкоугольников и 16 у длиннофокусных объективов.
  • Если вам всё-таки не хватает , то можно снимать широкоугольниками на 16 и длиннофокусниками на 22. Но не более. В противном случае заметно упадет общая резкость изображения.

Вот, собственно и вся нехитрая наука. Теперь вы, зная о слабых сторонах вашей аппаратуры, сможете избегать тех ситуаций, когда они проявляются. И, стало быть, пора выжать из вашего детища все соки.