Цыбина Елена
Конспект по природе «Как готовятся к зиме растения, животные, люди» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по природе

«Как готовятся к зиме растения , животные , люди » для детей подготовительной группы .

Цель : уточнить и систематизировать знания детей о том , как все живое приспособилось к сезонным изменениям среды жизни.

Предварительная работа : Чтение сказки Г. Скребицкого «Всяк по-своему» . Наблюдения за животными . Воспитатель во время прогулки обращает внимание детей на изменения , которые происходят в жизни животных : исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи, другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели) . Дети наблюдают за птицами на кормушках, подкармливают их. Проводят исследование : есть ли сейчас пища для животных ?

Наблюдения за растениями . Воспитатель вместе с детьми отмечают, какие изменения происходят в жизни растений : растения перестают расти , меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники .

Материалы, инструменты, оборудование : карточки с животными : бурый медведь, ёж, леопард, тигр, бурундук, бобр, мышь, хомяк, белка, лиса, змея, ящерица, лягушка, жаба, рак, рыбы, муха, стрекоза, оса, пчела, шмель, комар, божья коровка; карточки с птицами : воробей, синица, снегирь, свиристель, дятел, ворон, сорока, синица, утка, цапля, лебедь, ласточка, грач, журавль, вьюрок, гусь, стриж; карточки с растениями : рябина, береза, дуб, осина, бузина, кокосовая пальма, баобаб, белый и черный саксаул; картинки теплых вещей : пальто, шуба, шапка, варежки, шерстяные носки, колготки, свитер, валенки; картинка овощей и фруктов; картинка с изображением сена и дров; такие же мелкие карточки детям для самостоятельной работы; клей, тряпочка для удаления лишнего клея, фломастеры; конверт для отправления письма.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы от жителей Африки . Давайте узнаем, что же они нам пишут.

Здравствуйте,

ребята гр. «Ромашка» ,

мы узнали, что на Урале бывает зима, и нам, жителям Африки, было бы интересно узнать как у вас растения , животные , люди приспосабливаются к самому холодному времени года. С нетерпением ждем вашего ответа. Заранее выражаем свою благодарность.

С/У жители Африки

Ну что, вы готовы жителям Африки ответить на письмо? (Готовы .) Но как же мы будим им отвечать, если писать мы еще с вами не умеем? (Выслушать предложения.) Ребята, я вам предлагаю все то, что мы знаем, изобразить и отправить в письме в картинках и схемах. Для этого мы сейчас разделимся на микро группы и распределим между собой задания.

Задание :

1-ая группа будет схематично в картинках и с помощью схем отражать как готовятся к зиме растения ;

2-ая группа - как готовятся к зиме животные , впадающие в спячку;

3-я группа – как готовятся к зиме животные , не впадающие в спячку (делают запасы) ;

4-я группа – как готовятся к зиме птицы ;

5-я группа – как готовятся к зиме люди (сельские и городские жители) .

Сейчас вы разойдетесь к своим столам и начнете работать. Изначально каждая группа должна подумать и обсудить между собой, что вы можете рассказать жителям Африки по своему вопросу. Затем мы выслушиваем каждую микро группу , задаем вопросы, если они появляются, дополняем друг друга. Только после этого приступаем к оформлению письма.

Работа детей в микро группе . Общее обсуждение с использованием картинок. По мере необходимости воспитатель дополняет и уточняет.

*Как готовятся к зиме растения ?

Осенью листья многих деревьев опадают. Происходит листопад. – Почему листья опадают? (Обсуждение предположений детей ) Деревья и кустарники зимой «спят» , и из земли в листики не поступают «пища» и вода. Кроме того, если бы листья не опадали, на них бы задерживался снег, а из-за тяжести ветки могут обломиться.

*Как готовятся к зиме животные ?

Некоторые животные впадают в спячку . Чтобы пережить зиму они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. (Спит в берлоге медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зарываются лягушки, жабы, раки; спит ящерица и змеи, зарываясь в верхние слои почвы; под корой деревьев, в старых пнях прячутся насекомые.)

Некоторые животные делают запасы (белка, бурундук, бобр, мышь, хомяк) . Какими запасами они запасаются? Сушат на сучьях грибы, собирают в дуплах орехи и желуди, семена. В голодное время питаются своими запасами. Кроме того, эти животные утепляют свое дупло , нору сеном и веточками. Мех зверей к зиме становится гуще , пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые меняют цвет своих шубок (заяц - на белую, белка становится серой) .

*Как готовятся к зиме птицы ?

Некоторые птицы улетают в теплые края (это грач, ласточки, стриж) . Как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас осенью и прилетают весной? Главная причина – исчезновение их пищи – насекомых, которые вновь появятся только весной.

Некоторые птицы (вороны, синицы, воробьи) остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из лесов. Они едят ягоды рябины и других растений . Вороны держатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пищи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом) .

Вывод : Животные по-разному готовятся к зиме : впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утепляют свои шубки и меняют их цвет, прячутся под кору деревьев насекомые, зарываются в землю.

*Как готовятся к зиме люди ?

Сельские жители убирают урожай с полей и садов (овощи, фрукты, зерно) . Заготавливают сено для домашнего скота, дрова для отопления дома.

Городские и сельские жители приобретают теплые вещи (шапки, свитера, теплые носки, колготки, верхнюю одежду) . Кроме того, люди покупают лыжи , коньки, санки, снегокаты для активного отдыха в зимнее время года.

Продолжается работа в микро группе . Дети подбирают нужные картинки, наклеивают их на лист бумаги, схематично дорисовывают необходимое. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в работе. Совместное обсуждение проделанной работы. Складывание в конверт ответов и запечатывание конверта. После дети с воспитателем уносят письмо на почту.

Конспект занятия составила воспитатель МАДОУ «Бершетский детский сад «Умка» Цыбина Е. А.

Публикации по теме:

«Как животные готовятся к зиме?» Конспект занятия по ФКЦМ (вторая младшая группа) «Как животные готовятся к зиме?» Цель: знакомить детей с подготовкой животных к зиме; развивать умение внимательно слушать загадки, участвовать.

Конспект познавательной деятельности «Как дикие животные готовятся к зиме. Жизнь животных зимой» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99 " Детский сад "Топ - топ" Технология индивидуализацииобучения и развития.

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Папикян А. Г. Конспект фронтальной НОД в подготовительной.

Конспект НОД с использованием метода моделирования «Как дикие животные готовятся к зиме» Конспект НОД "Как дикие животные готовятся к зиме" Цель: Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных. Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Как звери к зиме готовятся» в подготовительной группе Тема: "Как звери к зиме готовятся". Вид деятельности:коммуникативная, игровая,познавательно-исследовательская. Формы работы:ситуативный.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Дикие животные зимой».

Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Уметь различать хищных и травоядных животных.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать словарь по данной теме.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хотя погода уже почти зимняя.
Игра: «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?
(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
А где у них дом?
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).

Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Заяц , как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.

Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.

Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.

Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.

Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.

Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы

Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
- Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.

Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.

4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).

5. Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
- Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).

6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.

Конспект НОД


Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в

подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой."

Задачи:
· Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц, уточнить представления о диких животных, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время. · Обучающие: способствовать развитию логического мышления, воображения; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять; · Воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе, животных, птицах.
Словарная работа:
след лисий, волчий, лосиный, заячий, беличий, человечий.
Оборудование:
· Мультимедийная система. · Слайды: Лесовичок, зимняя природа, медведь, волк, еж, егерь, следы животных. · Картинки перелетных, зимующих птиц, солнышко, снежинка. · Сюрприз для детей: картинки диких животных (раскраски).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций перелетных и зимующих птиц, диких животных; беседа о том, как они приспособились жить зимой.
Ход занятия.
Организационный момент. - Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия: С голубого ручейка Начинается река. А занятие начинается – с улыбки. Дети присаживаются на стулья.
Воспитатель:
-Сегодня нам пришло письмо от необычного гостя. Давайте прочтем от кого это письмо (от Лесовичка).
Слайд №1.
«Дорогие ребята! Это вам пишет Лесовичок. Мне и моим лесным друзьям очень интересно что вы знаете о жизни диких животных и птиц зимой. Я приготовил вам задания, игры и сюрприз!» - Ну что, ребята, согласны показать Лесовичку свои знания? - Ребята, скажите, а где живет Лесовичок.
- Правильно в лесу.Мы с вами отправимся в путешествие в наш замечательный лес. Мы пришли в зимний лес Сколько в нём полно чудес. Справа ель от нас стоит, Слева берёза на нас глядит. Вот он зайка поскакал От лисы он убежал. А это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, Не найдёт он больше нас.
Слайд №2
Посмотрите, какой он красивый (заставка на экране фотографии зимнего леса). - Ребята, а вы любите зиму? - Посмотрите, какая красота? (Показ слайда о зиме и беседа) - Какие изменения происходят зимой в природе? (Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озера покрываются льдом, а земля снегом) - Как зимуют растения? (Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют корни деревьев, растений) - Почему мы не встречаем насекомых? (Насекомые спят, спрятавшись в трещины коры деревьев, под листья) - Представим, что мы с вами в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Что вы слышите? Дети: В лесу тишина. - Чем пахнет воздух в лесу? Дети: Хвоей, свежестью, морозом. - Посмотрите на этот лес, расскажите: какой он? Дети: Таинственный, большой, дремучий, спящий, заколдованный, сказочный, снежный.
Воспитатель:
Кто обитает в лесу? Беседа о лисе, зайце, волке. - Ребята, а каких животных мы не можем встретить зимой в лесу? Медведь
слайд №3 -4- 5
Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Медведь обычно устраивает себе берлогу под корнями ели или другого дерева свалившего бурей. Еж
слайд №6-7
Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.
Игра «Сравни на что похоже?»
- Снег пушистый, как… вата, пух - Снег мягкий, как… перина, одеяло - Снег белый, как… молоко - Ветер колючий, как… ежик, иголки - Ветер холодный, как… лед - Лед гладкий, как… стекло
- Сосулька плачет, как… ребенок. У нас есть такая лесная профессия как Егерь.
Слайд №8,9
Егерь запасает сено, зерно - отходы, березовые веники и соль летом. А зимой развозит его по лесу для диких животных, которые не могут добыть себе корм. Еще егерь по следу может определить, где какой зверь пробежал. - Сейчас мы с вами попробуем определить где
«Чей след?»
на экране будет появляться след, а вы должны узнать, чей это след. -Как называется след, который оставила лиса – (лисий)
слайд №10
, след волка – (волчий)
слайд №11
, лося – (лосиный)
слайд №12
, зайца –(заячий)
слайд №13
, белки –(беличий)
слайд №14
, человека –(человечий)
слайд №15.
-Ребята, а про кого мы с вами еще забыли. Мы с вами забыли про птиц. Все ли птицы улетели в теплые края, или какие-то остались зимовать? Ребята, какие птицы называются «перелетными» и какие «зимующими»? - Молодцы у меня на столе лежат картинки с птицами, а на доске весит солнышко и снежинка. Под солнышко будем прикреплять перелетных птиц, а под снежинку зимующих птиц. -Ребята где мы свами сегодня побывали? С кем в лесу повстречались? Молодцы ребята, все сделали правильно.
Слайд №16
Нашему Лесовичку все понравилось, и за это он вам принес сюрприз. Картинки животных, про которых мы с вами говорили. На этом наше занятие окончено спасибо, что были внимательные.

Цель: Воспитывать любовь к животным,стремление помочь им в трудных условиях.

Развивать: знание о следах диких животных

Развивать любознательность

Словарная работа : мышкует, зимкуют, воспитывают, защищаются, добыча.

Предварительная работа : чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.

Материал: иллюстрации с изображением диких животных.следы животных Дидактическая игра «2 белочки». Маски для 2-белочек, фишки.мультимедийный проектор.

Обучающие: формировать представления о жизни животных в лесу.

«Как животных цвет защищает?», «Лесные жители». Разучивание стихов, загадок о диких животных. Рассматривание картин.

Образовательные области : познание, коммуникация.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес.

А в какой лес мы с вами пойдем, вы поймете, послушав стихотворение А.С. Пушкина

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Берега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Воспитатель. Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?(ответы детей)

— Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? (ответы детей.)

— Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.

А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца

Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? (ответы детей.)

— Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.

Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.

Дети прыгают с продвижением вперед

Пальчиковая гимнастика

Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного,среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису-

Их зимой найдешь в лису.

— А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это?

Воспитатель показывает картинку с изображением белки.

— а кто из вас знает, как белочка зимует? (ответы детей.)

— белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу,помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

— А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).

Ход игры:

Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?(ответ детей)

— А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

— Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса,так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.

— Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.

— А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).

— Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).

— Где же волки ночуют? (ответы детей).

— Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).

— А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.

Физкультурная минутка

«Прогулка в зимнем лесу».

«Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева -елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

В лесу красота и покой

Нам пора уже домой!»

Воспитатель. А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их.

— Кто это? (ответ детей.)

— Правильно,это лось. А как зимуют лоси? (ответ детей.)

— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы.

— Кто это? (ответы детей.)

Воспитатель. Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

— А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (ответ детей)

— Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.

Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (ответ детей)

— Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.

Я приготовила для вас загадки, которые вам загадают ваши товарищи.

Загадки

1. Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.

(Алмаз)

2. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее …

(Ильяс)

3. Хозяин лесной просыпается весной

А зимой, под вьюжной вой,

Спит в избушке снеговой.

(Дина).

4. За деревьями, кустами

Промелькнула, будто пламя,

Промелькнула, пробежала

Нет ни дыма, ни пожара.

(Айрат к.)

5. Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны?

(айзиля).

Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)

— Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

— Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?

— Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним,следы каких животных и птиц видели.

— Сегодня мне было очень приятно с вами работать и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами.

воспитатель МБДОУ «Большеатнинский детский сад»

Атнинский район, Россия

Ознакомление с окружающим миром

Тема : «Жизнь диких животных зимой»
Цель : формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая : развивать внимание, мышление, память,
Воспитывающая : воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; магнитофон, проектор, презентация, трафареты-заготовки животных, ножницы, цветные карандаши, листы бумаги, снежинки – бумажные (большие и маленькие) и пластмассовые.

Ход занятия:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок у к нам пришёл старичок Лесовичок,давайте поздороваемся! (Сәлеметсіз бе?!)

Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года – мы зовём …
(Зима).Как будет на казахском языке? (қыс )(слайд 1)

Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. А какие зимние месяца вы знаете? Какой сейчас у нас месяц? (декабрь), (слайд 2).

Декабрь- это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
А какой праздник в декабре, когда все наряжают ёлку и приходит Дед Мороз? (Новый Год)
А следующий месяц какой? (январь). (слайд 3).

Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
Какой третий, последний месяц зимы? (февраль). (слайд 4).

В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко.
Какие признаки зимы вы знаете? (идёт снег, мороз, холод, озёра и реки покрываются льдом, день короткий, а ночь длинная).
Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой.
Старичок Лесовичок пришёл к нам не один, а со своими друзьями. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь) Как будет на казахском языке?(Аю)
А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)

2. Зимний сон медведей.
- Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. (Слайд 5)

Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
- На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
- Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (иллюстрация )

3. Старичок Лесовичок старенький и устал с дороги, давайте посидим на диване и отдохнём вместе с ним.

Физкультминутка. «На диване»
4. - Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Кто это? (белка) Как будет на казахском языке? (тиін)
(показ иллюстраций)



А что вы знаете о белочке? (ответы детей)
А посмотрите на картинку - какая она? (маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик)
Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой (слайд 5).
- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.

5.- За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
- Что за зверь? (лиса ) А как будет на казахском языке? ( түлкі)
А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.

За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
6.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц) А как будет на казахском языке?(Қоян )
Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого ). (слайд 6).


Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей ) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.

Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.

7. Практическая часть. Я раздам вам раскраски с изображением животных, а вы их должны раскрасить в нужный цвет. Если белочка, то каким цветом? (коричневым ). Если зайчик – то голубым, если лисичка – оранжевым или жёлтым, если медведь – коричневым (сопровождение музыки «Звуки природы зимой» во время самостоятельной работы).

В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.
Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.) Лесни́к - работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.

В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.

8. Старичок Лесовичок торопится в лес. Давайте поможем ему собрать всех животных.

Игра «Кто где живёт» (медведь, белка, заяц, лиса)
На доске – макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.

На память о нашей встрече, старичок Лесовичок дарит нам частичку своего доброго сердца!
9. Подведение итогов занятия.
Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
А что вы знаете о работе лесника?

Что такое мышкование?

Что такое линька?

К какой группе животных относятся наши гости?

Лесная тень, лесная тишь,
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
На этом наше занятие подошло к концу.