Продовольственное эмбарго создало проблемы для одних россиян и дополнительные возможности для других. Корреспондент "ДП" проехался в Финляндию в багажнике одной из машин и посмотрел, как петербуржцы возят через границу запрещенные продукты - для себя и под заказ.

Ну, садись в багажник! - говорит мне Яна.

Других мест нет!

Я кряхчу и залезаю на заднее сиденье минивэна, а оттуда - на раскладное место в багажнике. Места мало. В бок мне упирается огромный пакет, оклеенный лентой "Не открывать в странах Евросоюза". На нем еще целый штабель пакетов до самого потолка машины. В них все: много головок твердого сыра, пакеты молока, банки кофе, фрикадельки, сосиски, с десяток упаковок термобелья, шоколад и несколько упаковок Fairy. После границы на них можно будет оформить чек Duty Free, а потом - открыть, перепаковать, и тогда пакет перестанет упираться мне в бок.

Но до границы еще целый день покупок в Финляндии. "Эту машину я покупала специально для поездок в Финляндию. Основными требованиями были вместительный багажник для хорошего шопинга в Финляндии и комфорт в дальних поездках. Прежний семейный автомобиль, седан Ford, не отвечал моим требованиям. А здесь багажник просто огромный - в него помещается все, что мы купили", - рассказывает Яна.

Бизнес любит тишину

"Если этого нет в Петербурге, то нужно смотаться в Финляндию", - такая мысль пришла многим сразу после введения августовского эмбарго. Мгновенно в интернет–СМИ появились заголовки из разряда "Туристы на границе лишились деликатесов из перепелов, утки и фазана" или "300 кг финской и эстонской рыбы "развернули" на границе за выходные". Но владельцам маленьких интернет–магазинчиков, предлагающих доставку товаров из Финляндии, ничего налаживать не пришлось. Только в социальной сети "Вконтакте" есть десятки групп, предлагающих привезти все, что тебе надо. Бизнес этот не очень публичный. Многие из предпринимателей, к которым корреспондент "ДП" обращался за комментариями, отвечали категорическим отказом. "А вы не думали, что никто из тех, кто этим занимается, популярности не ищет?" - спросил один из владельцев интернет–магазинов. Больше всего предприниматели опасаются таможни: завозить товары без пошлин по правилам можно только в том случае, если они не являются коммерческой партией.

"Я не нарушаю закон, так как вожу товары под заказ и у меня нет никаких коммерческих партий", - говорит Яна. Она администратор как раз одного из таких магазинов в соцсетях. Но в любом случае опасения, что таможня начнет придираться к тем, кто часто ездит в Финляндию и постоянно ввозит товары, среди бизнесменов очень высоки. Особенно сильны они у тех, кто затем продает эти товары в розничных точках. "Хорошо еще, что в Финляндии большая часть товаров продается в том числе и с этикетками, на которых есть надписи на русском. Иначе придирок было бы гораздо больше", - заметил один из бизнесменов, попросивший не называть его имя.

Друзья и тушканы

В Янином магазине сотни товаров, вернее, их фотографий: сыр, чай, кофе, корма для животных, молочные смеси, алкоголь, детское питание, колбаса и много чего еще. Технология проста: клиент выбирает товары по фотографиям и отправляет заказ Яне, она в течение недели собирает заказы, а в субботу рано утром садится в машину и отправляется в Лаппенранту или Иматру. Мы едем из "Призмы" в магазин "Лапландия".

А много тут заказов? - спрашиваю я Яну из багажника, оглядывая пакеты.

20 – 25 человек заказали.

Все эти товары везут шесть человек - Яна и ее друзья. Согласно правилам российской таможни, норма беспошлинного ввоза - 50 кг. Мы как раз вписываемся. У друзей же свои интересы: одному нужно откатать визу, другому - купить зимних вещей, третьему - забрать заказанную технику. Получается частный мини–шоп–тур. Когда достаточно друзей не набирается, Яна берет мужа и ребенка: 50 кг для личных нужд без пошлин может ввозить хоть грудной младенец.

Владельцы некоторых групп, по рассказам Яны, часто берут в машину и незнакомых людей. Они бесплатно откатывают визу, а за это служат душами, на которых "вешают" еще 50 кг покупок. "Ездить "тушканом" очень неприятно. Ты лишаешься возможности делать то, что хочешь. Им, грубо говоря, заявляют в начале поездки: "Ты везешь максимум для себя 5 кг, и мы заезжаем только в те магазины и оптовые базы, которые нам нужны", - рассказывает она.

В составе организованной тургруппы

Приготовьте паспорта. Мы сейчас будем проходить границу. Нам нужно будет выйти из автобуса и пойти вон в то здание, - инструктирует гид шоп–тура целый автобус.

А покурить можно будет? - нетерпеливо спрашивают с задних рядов.

Здесь нельзя курить! Только у того столба! И нужно быстро - пока наша очередь не прошла, - реагирует гид.

Раннее утро того же дня. Светогорск. Путь шоп–туровского автобуса от станции метро "Черная речка" до границы с Финляндией занимает 2,5 часа. Всю дорогу нас инструктируют: "Напоминаю, сырое мясо ввозить в Россию нельзя", "в Duty Free заезжать не будем: согласно финским правилам, алкоголь нельзя покупать, если вы в стране находитесь меньше 72 часов", "Лаппенранта будет последним городом нашего маршрута". Также гид проверяет у всех загранпаспорта: "С нас штрафы берут, если у человека что–то не так с визой", - поясняет она. По пути гид собирает заявки и на товары по оптовым ценам. Любой желающий может посмотреть на перечень товаров, оставить заказ, дать деньги. Пока все будут гулять в Лаппенранте, автобус съездит на оптовую базу и водитель с гидом купят товары. Первая остановка на финской стороне - площадь трех магазинов. Остановка у каждого - полчаса.

Наталья Степановна, смотрите, берем форель? - среди пассажиров автобуса есть даже школьная учительница с сыном и его тремя одноклассниками.

Ну, эта какая–то дорогая. Еще погуляем, посмотрим, - говорит она.

Вообще, среди пассажиров шоп–туровского автобуса большинство - женщины. Последняя остановка - рыбный супермаркет. После него по автобусу разносится стойкий запах рыбы.

Кто загрузил рыбу в салон? - возмущается водитель.

А что такое? - недоумевают пассажиры.

Так она пропахнет сейчас на весь автобус. Да и в багажном отсеке сохранится лучше - там холоднее, - объясняет водитель. За полтора часа прогулок по площади трех гипермаркетов багажное отделение автобуса оказывается полностью заполненным. Там вперемешку едут пакеты, упаковки с молоком и сливками, швабры, моющие средства, банки с кофе и эвакуированная из салона рыба. Следующая остановка - Иматра. Здесь гида, кажется, буквально подменили. Вместо детальных инструкций она начинает экскурсию: "Посмотрите направо. Это река Вуокса. А это - дамба на ее естественном русле. Здесь каждый год проходит церемония спуска воды. Открываются шлюзы - под музыку, все очень торжественно. И река устремляется по своему историческому руслу". По дороге мы еще узнаем про Гражданскую войну в Финляндии, гостиницу с привидениями, несчастную любовь финки и инженера, завозим парня и девушку в аквапарк, слушаем рассказ про Маннергейма. Так доезжаем до Лаппенранты.

Встречаемся в 5 часов здесь, у торгового центра "Галерея", - напутствует гид. Все разбегаются по магазинам в центре города. Автобус уезжает на оптовую базу. А я сбегаю в гипермаркет.

Вторая жизнь

Яна собирает заказы тележками. В телефоне у нее полный список заказанных товаров. Пять головок сыра, 10 упаковок сливок, 15 банок кофе и еще куча всего. Методично, стеллаж за стеллажом, она проходит весь гипермаркет. При этом значительная часть заказов приходится на детское питание. "У нас в России ассортимент очень узкий. При этом у нас хорошее питание стоит условно 40 рублей за 80–граммовую баночку, а здесь 175 г стоят 15 рублей. А качество одинаковое", - говорит Яна. Однако некоторые предпочитают его не возить: для этого надо разбираться в ассортименте, но Яна, пока растила ребенка, изучила десятки марок и знает, что можно посоветовать. Вдобавок детское питание в стеклянных банках тяжелое, и иногда лучше взять вместо него более деньгоемкие товары - шоколад, например.

А средний чек заказа какой? - мы как раз стоим на кассе последнего магазина. Через пару километров отсюда - граница и таможня.

Его нет. Суммы варьируются от 200 до 7,5 тыс. рублей, - отвечает Яна. При этом из более чем 10 тыс. человек в группе постоянных клиентов у нее около 200. И те заказывают по–разному: один просит привезти что–то каждую неделю, другой - раз в месяц.

В итоге бизнес получается стабильный, но не слишком прибыльный и хлопотный. Постоянные расходы - амортизация машины, бензин и "зеленая карта". Кроме того, много времени у предпринимателей уходит на доставку товаров - Яна и ее муж занимаются этим по вечерам. Но чаще всего клиенты приезжают и забирают все самостоятельно.

Яна говорит, что получается заработать так вторую месячную зарплату. С понедельника по пятницу она работает совсем в другом месте.

Детские старты

У меня была виза, и надо было ее откатать. Я по друзьям поспрашивала, кому что нужно привезти. Хотела окупить поездку. А потом решила заняться этим, - рассказывает Татьяна о типичном пути для старта бизнеса по доставке товаров из Финляндии.

Удалось окупить?

Частично. Самые большие расходы - "зеленая карта", 1670 рублей, и бензин - 1,5 тыс. рублей, - говорит она.

У Татьяны небольшая группа на 1,5 тыс. человек. Основной ассортимент - детская одежда и продукты. Для Татьяны поездки в Финляндию - тоже дополнительный заработок. За товарами она ездит примерно раз в 2 недели. "Чаще даже не хочу. У меня двое детей. Ими тоже надо заниматься. Вообще, это только кажется, что возить товары легко", - жалуется Татьяна.

Общаясь с владельцами интернет–магазинов финских товаров, раз за разом убеждаешься, что это типичный бизнес молодых мам. Со стороны все просто: стартовый капитал - 100 тыс. рублей на первые закупки. Но конкуренция на рынке высокая. "Был случай, когда у меня хакеры взломали группу и удалили 3 тыс. фотографий с товарами", - вспоминает Яна.

Курс очереди

Так, а какой у нас сегодня курс? - Яна застывает перед прилавком в "Лапландии" с головкой сыра, достает калькулятор и начинает подсчитывать.

55 по Центробанку, - подсказываю я. Яна стоит с минуту, крутит сыр и все же решается: "Возьму попробовать, вдруг клиентам понравится".

Структура заказов после введения продовольственного эмбарго изменилась, но не кардинально. "Главное отличие - стали гораздо чаще заказывать твердые сыры вроде Oltermanni. За один раз один человек может на всю семью попросить привезти пять– шесть головок сыра. Их стали заказывать на 30 – 40% больше, - говорит Яна. - Кроме того, одно время стали чаще просить привезти рикотту. Но спрос продолжался, пока не появились белорусские аналоги".

По словам предпринимателей, с августа резко возросли заказы на безлактозное молоко и молочные продукты. И, хотя формально запрет на их импорт в Россию уже снят, периодически на информационных лентах возникают новости из разряда: "Управление Россельхознадзора по Санкт–Петербургу и Ленинградской области запретило ввоз в РФ партии безлактозной сметаны". Таким образом, спрос на безлактозное молоко, йогурты и сметану никуда не делся.

Стабильно заказывают также пармезан, бри, камамбер, рокфор, чеддер, пекорино и другие дорогие сыры. Рыбу стараются возить мало: на нее очень много ограничений, в частности нельзя ввозить сырую.

Несмотря на рост курса евро, предприниматели чувствуют себя уверенно: теперь они еще нужнее петербуржцам. "Да, курс растет. Но и Новый год скоро. Вот после него пару месяцев может быть не очень со спросом", - признается Татьяна.

У тебя же местный Интернет есть. Посмотришь, где самая большая очередь перед русской границей? - просит Яна. Мы вышли из магазина "Лапландия" и готовы поехать в Россию.

В Брусничном 100 машин. В Светогорске - 80, - оглашаю я данные сервиса "На границе".

Едем через Бруснику: хоть и больше очередь, но ближе, - командует Яна. Я забираюсь обратно в багажник, к пакетам с наклейками "Не открывать в странах Евросоюза". Нижний по–прежнему колет мне в бок пакетом молока. Так мы пролетаем финскую границу и упираемся в хвост очереди на российской. Машин только прибавляется. Яна всматривается в очередь: "Ну вот сам даже посмотри, сравни - люди стали меньше ездить? Какой кризис?!"

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Я ездил в 2013 году на 2 с небольшим месяца. Сам жил тогда в Казахстане.

Предыстория

Началось всё с того, что мы с другом решили схитрить во время преддипломной практики. Учились мы на биотехнологов и на 3 курсе нам волей-неволей нужно было подтвердить прохождение преддипломной практики на летних каникулах. Мы с другом решили её не проходить, а поехать в Финляндию, в частности на одну из многочисленных клубничных ферм. Преподавателю мы всё объяснили так, что мы поедем туда с целью выяснить, как там модифицируют сорта для выращивания ягоды в особо дождливых районах. На деле же мы туда ехали банально с целью поработать и попутешествовать.

Как всё начиналось

Приглашение в страну от фермера-работодателя (аналог джобофера) и визу получала и оформляла нам фирма, которой мы платили за это деньги.

Изначально нам наобещали "золотых гор" о том, что там все траты в худшем случае окупятся, а в лучшем выйдем в большой плюс.

Также говорилось об отдельных комнатах при поселении. Мы, конечно же, не сильно в это верили, но всё же и не думали, что на самом деле будет совсем иначе.

Собравшись с вещами, мы отправились в нашу отправную точку - Санкт-Петербург, а оттуда уже на автобусе мы поехали в Финляндию.

Прибытие

По прибытию на ферму, сразу выяснилось, что об отдельных комнатах речи нет. Нас заселили по разным домикам по 4-5 человек в комнату. В принципе, комнаты были просторными, со столами, стульями и двухъярусными кроватями, но немного неухоженными.

Также, почти сразу после прибытия, выяснилось, что мы приехали в "несезон", т.к. клубника в этом году, как оказалось, "стартовала" раньше и к нашему приезду уже пошла на спад.

Интересный момент, что приехали мы на ферму во время празднования какого-то дня рождения, из-за чего почти всё русскоговорящее население было либо поддато, либо в дрова. Если бы не красные домики и финская атрибутика, эта ферма по антуражу легко могла сойти за маленькую русскую деревню.

Мы с другом, честно говоря, были малость напуганы, т.к. некоторые личности откровенно были не очень дружелюбными, а пара человек буквально с матами начали нам говорить, что нас обманули и денег заработать тут уж точно не получится. Некоторые казахстанцы, посидев пару часов на чемоданах, тупо уехали обратно в аэропорт, судится с фирмой, которая нас сюда отправляла. Мы же с другом, хоть и были в шоке, но всё же решили остаться, т.к. главной нашей целью было не извлечение прибыли, а авантюрное путешествие.

Разобравшись с вещами, мы "в обмнимку" с чемоданами прямо в одежде легли спать, т.к. все устали и было поздно, а всё остальное население продолжило праздновать.

Следующее утро

Нас подняли в 6 утра, к чему большинство новеньких было не готово, завтракать уже было некогда и мы, переодевшись в спец-форму, которую привезли с собой, затолкали свои вещи под кровати, взяли всё ценное с собой (мало ли) и отправились на поля вместе со всеми.

По дороге нам выдали корзины, в которые мы будем собирать клубнику. Идя в толпе, мы с другом давались диву с зелени и влажности Финляндии, также немного охренивали с мужиков, которые, будучи в бодуне, также идут с корзинами на работу. Как оказалось, ничего страшного это не сулило, потому как контролёры были все русские и прошлой ночью они также участвовали в празднестве, правда в отличии от большинства, пили они не много, либо не пили вообще.

Первый рабочий день

Как дошли до поля, нам провели небольшой инструктаж: технику сбора, какую ягоду собирать, какую выбрасывать, куда нести, как вести себя, если ряд закончился, к кому в случае чего обращаться и т. д.

Работали мы до 14:00, после чего раб. день закончился и мы пошли домой. Лично у меня первый день был не очень продуктивным, потому что я был не очень хорошо подготовлен физически, всё таки стоять несколько часов на коленках или корточках мне было достаточно тяжко, особенно сразу после поездки. Собрать много корзин не удалось, за то вдоволь клубники наелся (это там не запрещалось).

После того, как прибыли до домика, было приятно осознавать, что впереди ещё весь день. Первое к чему приступили - помыли одежду, сапоги и заняли очередь в душ. К слову, в нашем двухэтажном доме жило где-то 15 человек и на всех был один душ. Горячая вода грелась в огромном электро-титане, поэтому даже если ты будешь последним в очереди (коим почти всегда был я), воды хватало с лихвой. Очередь занималась вербально, то есть никто в шеренге не стоял, просто каждый знал, после кого он заходит. Женатые пары заходили вместе, благо душевая была просторная. Помывшись, мы застелили постели, привели вещи в порядок и начали думать о еде.

Как оказалось, мы с другом были самые подготовленные, т.к. привезли с собой очень много круп, макарон и прочих полуфабрикатов. Объединившись с двумя парнями по комнате (которые также были с Казахстана), мы обосновали "пищевой фонд", в который каждый должен был либо скинуть всю еду, либо денег на эту еду. Готовить договорились по очереди, но со временем этим продолжили заниматься лишь те, у кого это хорошо получалось, а остальные покрывали это выполнением других обязанностей.

На наши с другом продукты мы жили почти месяц, при этом практически не тратясь на еду, в то время как наши соседи регулярно брали авансы и скидывались на магазин.

Ближе к вечеру перезнакомились со всеми домочадцами, которые все оказались гражданами Украины (только наша комната с Казахстана), причём друг друга они все уже знали давно, т. к., как выяснилось, не первый год приезжают на эту ферму. Возрасты варьировались от 22 до 45, также было 2 женатых пары.

Ремарка о нашем доме:

Небольшой 2-этажный 5-комнатный особняк с боковым навесом, под которым располагались: столик, уличный диван и 2 кресла. В доме был хороший душ и туалет. Столов, кроватей и стульев хватало. На кухне был холодильник с морозилкой, газовая плита с духовкой, микроволновка, шкафы и некоторые столовые принадлежности.

Помимо нашего дома, рядом было ещё пару домов покрупнее, в которых ютились остальные.

Житье и быт

На ферме, помимо нас (казахстанцев) и украинцев, были россияне (в основном с Петрозаводска), немного болгаров и 1 парень из Афганистана, который имел 2 высших и говорил на 5-х языках, в том числе русском, финском и английском. Позже выяснилось, что он приехал со своей девушкой, которая украинка.

Рабочий день

Как я уже писал выше, он был с 6 утра до 14 часов дня. Суббота и воскресение - выходные. После раб. дня было очень много вариантов чем заняться, первое время мы просто разведывали местность, купались (рядом было тёплое озеро с пирсом), знакомились, играли с мячом, выполняли повседневные задачи (готовка, уборка, стирка и пр.)
К слову, если утром шёл обильный дождь (такое бывало редко), то на работу не выходили и это было плохо, ведь если не работаешь, то и денег не зарабатываешь.

Ближайший магазин от фермы располагался в деревне под названием Vesanto (около 5-7 км от нашей фермы). Добираться туда можно было либо на велосипедах, которые давали за спасибо, либо на финской машине-малолитражке, которую сдавали в аренду. Водить её можно было по любым водительским правам, будь то украинские, российские или казахстанские. Когда кто-то собирался в магазин, он открыто об этом объявлял, так что ему можно было дать небольшой список нужных продуктов и деньги. Разумеется, всё в рамках разумного, если тебе нужно очень много всего, то будь добр скинуться в аренду транспорта и поехать с ним.

Интернет на ферме был, правда доступен он был не всем. Он раздавался с дома хозяина фермы и был достаточно мощным, пароль был доступен контролёрам, которые работали там на зарплате. Позже, мы с другом сдружились чуть ли не со всеми и интернет стал для нас абсолютно безлимитным.

Связь с домом мы держали в основном через скайп, но иногда также созванивались через роуминг.

Техника. Мы привезли с собой только смартфоны, т.к. что-то более тяжёлое везти боялись, думали, что украдут, сломают втихаря и прочее. Как оказалось, всё зря. За 2 месяца на ферме не было ни 1 случая кражи, т.к. все понимали, чем это чревато: минимум - депортация с запретом на въезд в Евросоюз в течении 4 лет.

Те, кто на таком заработке не впервые (это почти все украинцы и россияне), привезли ноутбуки, большие мониторы, приставки Xbox и т.д. и т.п.

Продукты. Сейчас я уже не вспомню всего, но постараюсь описать то, что отложилось. В Весанто (деревня, где мы закупались), были все интересующие нас продукты. Там мы брали овощи, мясо, пиво, рис, сахар, масло, муку и прочее. Однако, по неизвестным нам причинам, отсутствовала греча, что немного расстраивало. Помимо обычных продуктов, мы также иногда брали сладкое и фруктовые концентраты (1 литр такого можно разбавить на 8). Молочные продукты мы покупали на местной молочной ферме за более дешёвую цену.

Алкоголь и сигареты. Когда мы там жили, в стране действовало подобие сухого закона. То есть, всё, кроме пива, продавалось только в крупных нас. пунктах и только до определённого времени суток (вроде до 18:00). Мы даже слышали, что на выходных близкие к границе фины ездят в Питер исключительно погудеть и вдоволь напиться. Сигареты были весьма дорогим товаром (около 6-7 евро за пачку). Некурящие экономили уйму денег. Те, кто приезжали не первый год, провозили через границу как можно больше блоков средних сигарет и торговали ими по 3-4 евро за пачку. Надо сказать, весьма прибыльное дело.

Однажды был случай, когда к нам на ферму приехала группа пьяных финок (разной степени ужратости) на какой-то раздолбанной малолитражке и на полном серьёзе хотели обменять машину на 3 блока сигарет. Разумеется, никто на эту сделку с ними не пошёл и они уехали. Сами фины реагировали на это событие как на что-то обыденное, тогда как даже бывалые ребята немного охреневали.

К слову, со временем все курящие новички с подач бывалых пересели на самокрутки: покупали по отдельности специальную бумагу, табак, фильтры. Качество самокруток зависело от скилла крутящего и далеко не каждый мог правильно распределять табак и крутить ровный цилиндр. Впрочем, со временем все приловчились.

Хлеб. Очень забавно, но хлеб в Финляндии не поесть, т.к. он там продаётся в виде тостов и очень дорого. Позже украинские мужики научили нас его печь, после чего мы покупали муку и по очереди каждый день пекли 2 больших батона на всю комнату. Надо отметить, что это очень важный в моей жизни опыт.

Досуг:

Чем больше времени проходило, тем больше появлялось вариантов провести свободное время.

Рыбалка в озере: палка+леска+крючок+хлеб=1 ведро плотвы за 1.5 часа. Голодная рыба чуть ли не сама в ведро прыгала.

Купание + плавание на пирсе (он был самопальным и легко отцеплялся от берега) вместо весла использовали лопату.

Прогулки по лесу и сбор ягод с грибами. Леса были кругом, во все направления.

Празднества. Иногда по поводу (день рождения, отбытие и пр.), иногда без. Все скидывались, накрывали на улице столы и жарили мясо на мангале с решёткой (которые тоже припёрли бывалые, к слову). В качестве спиртного почти всегда шло местное пиво. Пару раз мы брали дорогие вискари, но нам не понравилось. Ещё пару раз мы делали бражку из ягод. Получалось всегда очень вкусно и не слишком тяжело (около 12 градусов). Одно 25 литровое ведро такой бражки на 15 человек расходилось за 1 вечер.

Игры с мячом. Конечно были и те, кто за ЗОЖ (жили они в других домиках), с ними мы часто играли в волейбол и футбол (сетка с небольшим полем были).

Импровизированный клуб покера. В качестве фишек шли самые настоящие монеты евро. Дабы не увлечься, было правило: больше 10 евро за вечер никто использовать не мог. Если кто-то их проигрывал, то остаётся смотреть, а не идёт за новыми. Было очень интересно, т.к. в моменты, когда между двумя игроками лежал банк 70-80 евро, они даже на комаров не обращали внимания. К слову, этот "клуб" был инициативой нашей комнаты и со временем к нам под навес начали приходить люди со всех домиков. Кто ради зрелища, кто ради игры. Никаких казусов и неприятных инцидентов не возникало. Все играли честно и со здоровым азартом.

Просмотры кино. Ребята, что привезли большие мониторы, частенько вечером вытаскивали их под навес и приглашали всех к просмотру какого-нибудь фильма.

Катание на велосипедах. Их можно было брать просто вежливо попросив. Я часто это делал и ездил на достаточно далёкие расстояния, около 20 км. от фермы.

Игры на приставках. Те, что привозили мониторы, объединялись с теми, кто привёз XBox-ы, ставили всё под навес и давали поиграть. Такое было не часто, т.к. в основном владельцы иксбоксов играли у себя в комнатах.

Турниры по Mortal Kombat. Я всегда сливался в первом круге, т.к. украинцы и россияне были натуральными задротами, причём даже девушки.

Это из того, что вспомнилось. Всего, чем мы там занимались, сейчас уже не вспомнить.

Заработок

Помимо основного заработка - сбора клубники. Деньги можно было заработать собирая малину (ближе к августу), и собирая чернику (где-то к середине июля).

Малина росла на ферме, но её было гораздо меньше, чем клубники.

Чернику собирать можно было только в лесу. В силу того, что мы были новичками, мы "проспали" старт сбора и спохватились уже тогда, когда вокруг все леса были "чистыми". В итоге собирать чернику мы ездили уже за 10-15 километров от фермы. Добирались туда посредством машины и водителя, который, за умеренную плату, отвозил нас туда и забирал по звонку.

К слову, сбор черники, был самым прибыльным делом, однако в силу того, что "бывалые" быстро опустошали все нужные места, нам, новичкам, оставалось добирать лишь то, что они не унесли/не заметили) Если бы мы поехали туда на следующий год, мы бы явно вынесли гораздо больше денег.

По итогам ни я, ни мой друг затраты на поездку не отбили, т.к. действительно приехали в несезон + были там впервые и многого не знали, но уехали, разумеется, не без денег.

Главная причина неокупаемости была в том, что мы слишком много денег отдали фирме, которая готовила визы и получала приглашения. Поговорив с теми, кто ездил не 1 раз, мы поняли, что по-хорошему, приглашение можно попросить самому, а оформить визу, имея на руках приглашение работодателя, не составляет труда. Если бы мы всё делали сами, мы бы сократили расходы в 2 раза, а то и больше. Конечно ещё решило и то, что мы ехали с Казахстана и сама дорога тоже обошлась в хорошую сумму.

По городам

Разумеется, были поездки по крупным городам, которые организовывались фермером. Я лично несколько раз побывал в Куопио и Ювяскюля. Мы приезжали в город утром и оставались там до самого вечера. Понятное дело, что каждый занимался тем, чем хотел. Кто-то шопился, кто-то по достопримечательностям, кто-то по клубам, по пабам и т.д. Мы в основном просто гуляли и фоткались, всё-таки это был наш первый визит в Европу.

Некоторые курьёзы, интересности и "смак" всей поездки

Долгие прогулки по лесу. Однажды мы (нашей комнатой) пошли в лес и заблудились. Проходили там 5-6 часов и на полном серьёзе планировали там ночевать, ибо ночью в лесу ходить бессмысленно. Благо знали, что волков там не водится, но опасались медведей и лосей, у которых в аккурат был брачный период и повышенная агрессивность. Пройдя "последние" 50 метров в сумерках, услышали звук машин, то есть упёрлись в трассу. Выйдя на неё, почти сразу поймали попутку, которая отвезла нас в нужную нам сторону. С тех пор все установили себе в смартфоны GPS навигаторы.

Немного "жгучего" опыта. Гуляя по береговой линии озера, мы с другом нашли небольшой рыбацкий домик и некое подобие пляжа. Недолго думая решили искупаться. Во время плавания на берег пришёл какой-то старый фин с топором и, замахиваясь, начал кричать нам финским матом (его-то мы выучили сразу по приезду) в сочетании с каким-то непереводимым фольклором. Мы, выйдя на берег, начали по-английски извиняться и говорить, что мы ничего плохого не хотели и вообще уже уходим, на что получили ещё более грозные крики и ложные выпады топором. Решение было принято незамедлительно - мы, будучи в плавках, взяли вещи в руки и побежали в лес, подальше от мужика, как выяснилось позже, через крапиву...
После того, как дошли домой, расчёсывая свои ноги, долго не могли понять, что мы такого страшного сделали. Потом пришёл один из контролёров и сказал, что на нас пожаловались, т.к. мы пробрались на соседскую частную территорию. И тут всё встало на свои места: какие-то гастрабайтеры залезли к вам во двор и начали купаться в вашем пляже, отсюда и реакция хозяина. Так мы и выяснили, что в Финляндии не принято ставить заборы, а обозначений частной территории иногда может попросту не быть.

Поездка на фестиваль Burn-out. Фестиваль проходил в той самой деревне - Весанто. Мы поехали туда небольшой компанией в таком составе: наша комната (4 человека) и 2 девушки украинки.
Суть в том, что там вначале будет шоу с "сжиганием покрышек", это когда тачки на тормозе "разгоняются", тем самым под ноль сжигая шины, а после в баре будет концерт какой-то малоизвестной рок-группы. Когда мы туда пришли, мы почти сразу познакомились со шведами, которые приехали на раритетных американских тачках. Все они были уже навеселе, а один из них очень хорошо говорил по-английски, с ним мы общались больше всего.
Мы проторчали там почти весь день и за это время мы умудрились: много узнать о финской и шведской культуре, попить элитного шведского пойла на халяву, поучаствовать в соревновании по экстремальному катанию на инвалидной коляске, посмотреть "бёрн аут" и повздорить с местными пьяными деревенщинами. Вечером мы уехали оттуда на машине, которая приехала за нами с фермы. Впечатлений было вагон.

Работа в Финляндии является желанной для многих русских и украинцев. Одна из основных проблем Финляндии на сегодняшний день – это старение населения. Вследствие этого страна нуждается в профессиональных кадрах, в особенности на рабочих профессиях. По состоянию на 2019 год самыми актуальными являются вакансии:

  • строителей;
  • работников медицинских учреждений;
  • работников социальной сферы;
  • работников фермерского хозяйства;
  • сезонных рабочих.

Большинство из них не требует знания языка. В свою очередь, для получения более привлекательного предложения, граждане СНГ должны обладать не только высокими профессиональными навыками, но и знанием английского, а лучше финского и шведского языков.

Рабочая виза в Финляндию для россиян и украинцев

С 1995 года Финляндия входит в состав ЕС. На практике это означает, что граждане из стран не входящих в состав Европейского союза для официального трудоустройства на территории Финляндии должны получить рабочую визу и (или) вид на жительство.

Список документов необходимых для оформления рабочей визы:

  • Две фотографии 4.7 на 3.6 сантиметра. Максимальный срок давности фото – 6 месяцев.
  • Заполненное заявление на визу. Заполняется исключительно на английском языке.
  • Приглашение на работу от работодателя из Финляндии.
  • Копию и оригинал действующего заграничного паспорта. Если ранее консульством Финляндии была выдана виза, но отметка о ней находится в старом загранпаспорте – необходимо предоставить также и его.
  • Копию и оригинал гражданского паспорта.

Все документы необходимо перевести на финский, или английский языки. Подать их нужно не менее чем за 2 недели до даты предполагаемого въезда на территорию страны, но и не ранее чем за 3 месяца до этого дня.

Рабочая виза Финляндии позволяет работать в рамках только одной профессии. То есть, менять работу в период действия визы можно, но только по той же специальности.

За выдачу разрешения потребуется заплатить консульский сбор, равный 35 евро.

Вместо рабочей визы можно использовать обычную, если:

  • Вы собираетесь работать преподавателем, тренером, инструктором;
  • Вы собираетесь работать на сезонных работах;
  • Вы являетесь членом экипажа корабля, который заходит в один из портов Финляндии.

При этом общее количество времени пребывания в стране не должно превышать трех месяцев.

Как найти работу в Финляндии без посредников

Для поиска работы без посредников используйте интернет сайты. Приведем некоторые из них в таблице ниже.

Не стоит доверять русским сайтам по поиску работы в Финляндии из-за высокой вероятности, что объявления там могут быть размещены посредниками.

Учтите, что некоторые вакансии могут быть не размещены в интернете, а потому по возможности используйте следующие способы поиска работы:

  • финские радио и ТВ;
  • финские газеты;
  • объявления на улицах в самой Финляндии;
  • специальные форумы в интернете и социальные сети.

Работа без знания языка

Если Вы не знаете ни финского, ни английского (очень много финнов свободно разговаривают на нем), ни шведского (второй государственный язык Финляндии) языков – то реально претендовать можно на следующие вакансии:

  • Сезонные работы. Наиболее популярны в Финляндии сбор клубники, сбор лесных ягод, очистка снега.
  • Уборщики помещений.
  • Дворники.
  • Няни.
  • Подсобник в строительной фирме и иные «чернорабочие» вакансии.

При условии постоянного трудоустройства некоторые фирмы могут идти на уступки и брать работника без знания финского языка, но с оговоркой, что в кратчайшие сроки он будет выучен.

Сезонная работа вахтой

В Финляндии популярны следующие виды работ вахтовым методом.

Вакансия разнорабочего в теплицы

Разнорабочий в теплицы. Условия труда: предоставляется проживание на месте работы, график – 6 дней рабочих и один выходной. В некоторых случаях рабочие все 7 дней в неделю. Есть дневные и ночные смены. Работа 12 часов в день с 9:00 до 21:00 и с 21:00 до 9:00. Предоставляется питание.

  • Чаще, работа организуется вахтовым методом. Возможные варианты: 15/15, 30/30, 39/15, 45/45, 60/30, 60/60.
  • Обязанности: полив, прополка, пикировка, опрыскивание, окучивание и другое.
  • Оплата: до 90 евро за одну смену.
  • Требования к соискателям: возрастные рамки не ограничены; пол – любой; знание языка не обязательно, но желательно; строго без вредных привычек.

Вакансия уборщика снега

Уборщик снега. Условия труда: предоставляется проживание и питание в счет заработной платы. Работа в большинстве производится рано утром, поэтому вставать необходимо не позднее 5 часов утра. Продолжительность рабочего дня определяется скоростью уборки и количеством выпавшего снега. Уборка производится в любую погоду. График – 6 дней рабочих и один выходной. В некоторых случаях рабочие все 7 дней в неделю. Вахта организуется до конца зимнего периода (в Финляндии от 4 до 6 месяцев). Возможны вахты по договоренности с работодателем.

  • Обязанности: очистка от снега и гололеда тротуаров, велосипедных дорожек, дорог и другое.
  • Требования к соискателям: возраст – 20-55 лет; пол – мужской; опыт работы по уборке снега не менее 2-х лет; приветствуется опыт работы на снегоуборочных машинах; знание языка желательно, но не обязательно; строго без вредных привычек.

Вакансия охранника

Охранник. Условия работы: Предоставляется проживание, питание и спецодежда в счет заработной платы. Работа посменная 12 часов в сутки, или сутки через сутки. Возможны вахты по договоренности с работодателем.

  • Обязанности: охрана доверенных объектов.
  • Оплата: до 80 евро за одну смену.
  • Требования к соискателям: возрастные рамки не ограничены; пол – предпочтительно мужской; знание языка не обязательно, но желательно; строго без вредных привычек.

Сезонные работы перед праздниками

Например, уборщик в коттедж, для подготовки его к новогодним праздникам и уборке после них. Работа всего на 1-2 недели с проживанием и питанием. Должность могут занять молодые девушки. График работы в зависимости от загрязненности объекта. Оплата сдельная.

Работа на сборе клубники и других ягод

Наиболее популярен в Финляндии сбор:

  • лесных ягод и грибов;
  • малины;
  • клубники;
  • гороха.

На работу приглашаются все заинтересованные лица, так как фермерских хозяйств в Финляндии действительно много. Заработок напрямую зависит от опыта работника и количества собранных им ягод (грибов). Приведем цены за сбор ягод и грибов:

  • черника и клюква – 2-5 евро за килограмм.
  • брусника – 1-2 евро за килограмм;
  • морошка – 4-15 евро за килограмм;
  • лисички – 4-9 евро за килограмм;
  • белые – 2-7 евро за килограмм;
  • горькушка – 2-4 евро за килограмм;
  • млечник – 2-5 евро за килограмм.

За сбор малины, клубники и других ягод фермеры платят от 10 до 30 евро за одну смену, в зависимости от количества собранных ягод работником.

Работа водителем и дальнобойщиком

Вакансия водителя предъявляет более жесткие требования к соискателям. А именно:

  • Экзамен на права категорий С и D придется пересдавать внутри самой Финляндии. Причем некоторые организации могут принять на работу с российскими правами, другие – нет. Процесс пересдачи обязывает проходить обучение в финской автошколе. Сдавать на права в Финляндии сложнее, чем в России, при завале одного экзамена нужно пересдавать все по новой. Теоритический экзамен для С и D категорий отдельный. При необходимости сдать на обе, придется проходить сразу 2 экзамена. Езда по городу занимает более одного часа. После этого проверяется также езда на автодроме (сдача элементов: задний ход, змейка и т.д.).
  • Знание финского языка на разговорном уровне обязательно. Желательно знание шведского и английского.
  • Минимальное рабочее время водителя – 40 часов за две недели. Через каждые 4 часа непрерывной работы обязателен отдых. При десятичасовой смене (стандарт в Финляндии) предоставляется два перерыва. Один оплачиваемый, второй – нет.
  • При работе в субботу идет доплата +25%, в воскресенье +50%. При работе в день, считавшимся выходным, также предусмотрены надбавки. Если это будний день – +100%, если суббота – +170%, если воскресенье или праздничный день – +300%.

Средняя заработная плата водителя в Финляндии 2500-3000 евро.

Работа врачом в Финляндии

Для получения работы врачом в Финляндии необходимо:

  1. Сдать экзамен на знание финского языка с оценкой не ниже среднего. Экзамен можно пересдавать любое количество раз.
  2. Сделать апостиль диплома об образовании. Если Вы проходили обучение в одном из университетов ЕС – в этом нет необходимости.
  3. Взять характеристику с предыдущего места работы (или из учебного заведения, армии) и справку из МВД об отсутствии судимостей.
  4. Перевести вышеуказанные документы и свой диплом на финский язык. Обязательно, чтобы это сделал официальный переводчик.
  5. Зарегистрировать переведенные документы в одном из финских магистратов в любом городе Финляндии.
  6. Если работы еще нет, и Вы только собираетесь ее искать – необходимо получить туристическую визу с объяснительной запиской для чего она Вам.
  7. Зайти на сайт www.valvira.fi и заполнить заявление на поиск работы врача, приложив к нему копии всех вышеперечисленных документов. Возможно, будут запрошены дополнительные документы, которые также необходимо перевести на финский и заверить.
  8. Через определенное время Вам придет письмо с документом из valvira, который подтверждает, что Вы можете занять должность врача практиканта в Финляндии. С этой бумагой необходимо найти работу. Последние тенденции таковы, что в стране ощущается нехватка профессиональных кадров в этой сфере.
  9. Средняя зарплата врача-практиканта – 1000 евро. После полугода работы в должности можно будет сдать экзамен на знание клинической медицины в университете Тамперы. На сдачу дается 3 попытки, в случае их провала работать врачом в Финляндии Вы не сможете.
  10. Далее Вас переведут на должность помощника врача с большим окладом. По прошествии еще 6 месяцев можно сдавать экзамен на знание медицинских законов в том же университете Тамперы.
  11. После его успешной сдачи Вы останетесь помощником врача, но через некоторое время получите возможность сдать последний экзамен – прием пациента. Если комиссия поставит удовлетворительную оценку, Вас переведут на должность врача. Средний оклад в Финляндии – 6000 евро.
  12. После нескольких лет работы в должности врача можно сдать еще один экзамен на получение специализации. При получении удовлетворительной оценки такой врач будет получать до 10000 евро в месяц.

Работа сварщиком

Сварщикам в Финляндии предлагаются следующие условия:

  • работа вахтовым методом по договоренности с работодателем;
  • предоставление жилья в счет заработной платы;
  • предоставление питания в счет заработной платы;
  • рабочий график: 6 дней в неделю по 10-12 часов в день;
  • зарплата в районе 2000 евро, за вычетом стоимости жилья и питания;

Требования к соискателям:

  • мужчины возрастом 25-55 лет;
  • знание финского языка на разговорном уровне;
  • опыт сварочных работ не менее 2-х лет;
  • по приезду на место работы перед официальным трудоустройством проводятся испытания, от которых зависит не только возможность трудоустроиться, но и уровень заработной платы.

13/03/2013

В социальной сети «Вконтакте» более 30 групп, где предлагают бесплатно или за 150 рублей съездить в Финляндию. Взамен пассажиры должны оказать перевозчику небольшую услугу – избавить его от уплаты пошлин за вывезенные из Финляндии товары.


Ч то везут и на чем

Чтобы отправиться в поездку, нужно позвонить по указанному в группе телефону.
Я позвонила, спрашиваю: «Что значит бесплатные поездки? Что-то нужно провести через границу взамен?» - «Да, - отвечает мужчина, представившийся Игорем, - мы перевозим колеса».

Есть, правда, одно условие, которое выставляют почти все перевозчики - своего багажа после посещения Финляндии у вас должно быть не больше 5 кг. «Хотя бывает, что можно и больше. Зависит от того, сколько колеса весят», - поясняет Игорь. Согласно правилам, через границу один пассажир может провозить товар весом до 50 кг на сумму до 1,5 тыс. евро (самолетом - до 10 тыс. евро).

«А как на границе я объясню, зачем мне колеса?» - спрашиваю я. «Когда поедем, я вам объясню, что говорить».

Узнать о том, когда планируется поездка, можно за 2 - 3 дня до нее - не раньше. Хотя кто-то предлагает постоянный график - каждый понедельник, вторник, среда, например. Способы развозки разные. Кто-то забирает от конкретных станций метро. Например, Игорь предлагает выезжать от «Ломоносовской» в 7.00 или от «Озерков» в 8.00. Обратно привозит туда же около 21.00. Кто-то согласен забирать от метро, а на обратном пути развозить всех по домам.

Правда, как рассказывают путешественники, редко кто-то из таких перевозчиков возвращается обратно в обещанное время - к 21.00. Обычно, задержавшись при загрузке товара, а потом при пересечении границы, вы прибываете в город ближе к полуночи.

В другой группе мне сообщили, что перевозят чай и кофе. Если вы ничего не покупаете себе, то едете бесплатно - с чаем и кофе вместо багажа. Если покупаете до 15 кг, вам придется заплатить за место 500 рублей в обе стороны. Нелегальный товар вам все равно придется брать - но меньше. За 1100 рублей с теми же 15 кг вас довезут прямо до дома.

(Кстати, из Петербурга в Лаппеенранту и обратно на обычном туристическом автобусе, без всякой помощи в провозе багажа можно съездить за 700 рублей, а в Хельсинки и обратно за 1200).

В третьей группе собираются покупать хозтовары, одежду, чемоданы, вешалки и прочую мелочь на сумму около 1000 евро - все на ваше имя. «На границе вы скажете, что купили этот товар для личного пользования, и нам не надо будет с него платить таможенные платежи», - говорят организаторы.

В некоторых группах о том, что на ваше имя будут оформлять товар, не сказано ни слова: лишь перечислены даты поездок. Каждый желающий записывается, иногда даже возникают очереди. На повторяющиеся вопросы, почему поездка бесплатная, организаторы отмалчиваются.

Поездки осуществляются в основном на микроавтобусах, преимущественно по будням - во избежание пробок.

Законно ли это

В Северо-Западном таможенном управлении нам пояснили, что если человек, пересекая границу, говорит, что провозит товар для личного пользования, формально он не нарушает закон, к нему нельзя придраться. Правда, от этого больше страдает российско-китайская граница, нежели российско-финская. На границе с Китаем огромные потоки туристов с нелегальными товарами, для них это стало бизнесом - их у нас даже называют «помогайками», рассказывает начальник отдела по связям с общественностью СЗТУ Николай Врагов.

Одно из главных правил, которое в теории должно препятствовать незаконной торговле, - через границу нельзя провозить товары, которые являются товарной партией. Однако что такое товарная партия, определить сложно. Если вы везете 10 пар колготок - это уже партия. Пять футболок одного размера могут признать партией или не признать - на усмотрение таможни.

В 2003 году для борьбы с нелегальной торговлей было принято положение о применении единых ставок таможенных пошлин (№ 718), в котором содержатся рекомендации для таможенников, позволяющие задерживать «помогаек». В частности, там написано, что «предназначение товаров определяется таможенным органом РФ исходя из заявления физического лица о товарах <...>, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу РФ».

То есть сотрудники таможни должны сами определять, какой товар пассажир везет для продажи, а какой для себя. Единственный конкретный совет, указанный в постановлении, - облагать таможенным платежом физическое лицо, которое более одного раза в неделю пересекает таможенную границу России.

Выявить людей, которые везут товар не для личного пользования, очень сложно. Однако участники бесплатных путешествий все равно серьезно рискуют, считает Николай Врагов: «Они обманывают государство - это мошенничество, по факту которого могут возбудить уголовное дело. Человек рискует тем, что его больше не пустят за границу и выезд закроют».

В целом же, по мнению Врагова, проблема «помогаек» для российско-финской границы не так актуальна: даже если еженедельно из Финляндии будет приезжать 20 машин по 10 - 20 человек с нелегальным товаром, это не нанесет серьезного урона экономике. Больших потоков нелегалов, как на границе с Китаем, на финской границе не возникнет, считает он, - товары, не оформленные официально, трудно реализовать в Петербурге по выгодной цене.

По мнению Николая Врагова, тем не менее, с этим надо бороться - помощь в приостановлении нелегальной торговли могли бы оказать правоохранительные органы, в частности, прокуратура, отслеживая организаторов перевозок через интернет. Такие меры уже применяются в Приморском крае: летом 2012 года администрация края решила прекращать деятельность туристических фирм, организующих поездки «помогаек» через границу.

Справка

Единая ставка таможенных пошлин - 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

Товарная партия - совокупность единичных экземпляров товаров, или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку. В качестве признака может быть общие масса, длина, температура, объем и т. д.

Кстати

Понятия «таможенный конфискат» не существует. Под видом такого «конфиската» мошенники продают товары, перевезенные через границу незаконно, рассказывают в СЗТУ. Это значит, что товары не оформлены должным образом, и в каких условиях они перевозились, неизвестно.

Таможенные органы наделены полномочиями изымать товар в рамках уголовного или административного процесса. Эти товары, являющиеся вещественными доказательствами по делу, обращаются в федеральную собственность на основании решения суда и передаются для дальнейшего распоряжения ими уполномоченным органам (МВД, Росохранкультуры, Минфин России, Гохран России, Росимущество и т. д.). Продажу товаров осуществляет специально уполномоченная организация - Росимущество.

Анастасия ДМИТРИЕВА

Граждан бесплатно вывозят в Финляндию за сыром, а за услугу «просто пассажир» еще и доплачивают

Давно ли вы ели настоящий камамбер или дор-блю? Купить их в России проблематично, а ведь так хочется! Набирает обороты необычная услуга - бесплатные шоп-туры в финские супермаркеты. За услугу попросят сказать при выезде на таможне, что 45 кило еды в багажнике тоже принадлежат вам. А потом организаторы продадут их в России с наценкой.

«Туристам» выделят место в маршрутке, отвезут в Страну тысячи озер, высадят у магазина, а потом доставят обратно в Россию вместе с покупками.

Как все это происходит на практике и почему финны в шоке от поведения русских в их магазинах - в нашем материале.

Санкт-Петербург, площадь Восстания, 5 утра. Именно отсюда каждый день отъезжают сотни маршрутных такси в Финляндию. Большинство из них - туристические, они везут людей в Хельсинки. Но есть и другая, более любопытная категория перевозчиков. Конечная точка их маршрута - приграничные финские города Лаппеенранта и Иматра. Гости из России ездят туда совсем не за тем, чтобы полюбоваться красотами, а с вполне прозаичной целью - закупиться продуктами и бытовой химией.

Впрочем, рассказами о том, что жители Питера и окрестностей регулярно мотаются в Финляндию за вкусной и дешевой едой, никого не удивишь. Облегченные условия получения шенгенской визы и близость границы делают такой шопинг очень доступным. Дорога в одну сторону стоит не дороже 1000 рублей, можно найти дешевле - зависит от комфортабельности трансфера. Многие предпочитают пользоваться личным автомобилем.

Санкции, введенные против России, заметно увеличили поток наших граждан в супермаркеты ближайших европейских соседей. Заграничный сыр, молочка, мясные изделия, рыба, шоколад - все эти продукты не редкость на столах жителей Питера.

Но время идет, достойного импортозамещения так и не случилось, а каждую неделю затариваться едой в Финляндии стало затратно и физически, и экономически. Предприимчивые соотечественники и тут нашли выход. Некоторое время назад на рынке услуг в огромном масштабе расплодились предложения под названием «Бесплатные шоп-туры в Финляндию». В социальных сетях функционирует больше сотни групп, предлагающих бесплатно отвезти всех желающих в страну Суоми и обратно.

Что скрывается за этим явлением? Для начала достаточно совершить экспресс-путешествие по Интернету. Искать по ключевым словам «бесплатные туры в Финляндию», «бесплатно в Финляндию на один день», «бесплатный шопинг в Финляндии» и пр.

Организаторы привлекают клиентов как могут: «Мальчишки и девчонки, а также их родители, смелее вступайте в группу, веселые поездки в Финляндию абсолютно бесплатно!». В комментариях - огромное количество заявок с номерами телефонов и датами.

На редкие вопросы «а почему бесплатно, в чем подвох?» представители компаний отмалчиваются. Зато в личной переписке становятся более откровенными.

Действительно, поездка обойдется попутчику бесплатно. Но за это ему придется на границе «записать на себя» те товары, которые организаторы закупят для своих нужд. Именно таким образом на прилавки интернет-магазинов и городские рынки просачиваются запрещенные, но столь желанные продукты из-за бугра. В народе подобные шоп-туры прозвали «поездками за килограммы». По сути же это контрабанда - но под вполне законным прикрытием.


«На границе могут потрясти»

Зачем вообще нужны такие манипуляции с поиском попутчиков? Все просто. По существующим правилам в Россию разрешается однократно ввезти из Финляндии товары весом не более 50 кг и стоимостью не дороже 1500 евро на человека. Слишком мало для коммерсантов, реализующих санкционку на территории России. Превышение нормы оплачивается таможенными сборами, что сводит выгоду на нет.

Зато если набить микроавтобус парой десятков попутчиков, то можно бесплатно записать товар на них и вывезти в десятки раз больше. Главное, чтобы никто из пассажиров не раскололся, что покупки на самом деле не имеют к нему отношения.

Взамен за эту невинную ложь попутчику разрешается приобрести 5–8 кг товара действительно для личного пользования. Получается взаимовыгодное сотрудничество.

А многим шопинг и вовсе не нужен - они ездят, чтобы «откатать» визу. (Жители Петербурга имеют «льготные» условия получения шенгена через посольство Финляндии, но за это должны въехать в Суоми не меньшее количество раз, чем в другие страны. - Прим. авт.)

Сегодня этот способ экспресс-путешествий очень востребован у россиян. «Поездки за килограммы» пользуются большой популярностью у женщин, чьи мужья не имеют возможности в будни отвезти семейство в финский супермаркет. А ехать действительно лучше в будние дни, потому что в выходные на границе выстраивается огромная очередь из машин. Застрять в ней можно на 3–5 часов. Редко какой глава семейства захочет провести свой заслуженный уик-энд таким образом ради пары-тройки магазинов.

Организаторы, в свою очередь, обещают, что затея абсолютно безопасна для клиентов: «Кто ничего не нарушает, тому пугаться нечего». Отзывы клиентов это подтверждают.

Это безопасно, а если что-то непонятно, вам все объяснят, - рассказывает Светлана, одна из попутчиц «поездки за килограммы». - Единственное, мне было страшновато, так как за рулем была девушка. Она так гонит, что страшно из-за скорости. Но водители у них разные, можно выбрать мужчину. В Финляндию мы ездили с подругой, я купила все, что хотела. Нас высадили у магазина, потом забрали.

Компании с большим опытом даже могут позволить себе забрать каждого пассажира из дома, а в конце развезти по адресам. Перед началом поездки водитель проводит подробный инструктаж.

Во-первых, обозначает вес, который попутчик может закупить для себя, - как правило, это 5 кг. Во-вторых, подробно рассказывает, как вести себя с пограничниками. Если цель перевозчиков перевезти через границу набитый товарами микроавтобус, то главная задача таможенников - выбить из пассажиров признание в том, что покупки чужие. В ход они могут пустить разные психологические приемы, пугать задержанием и штрафами. Впрочем, если упорно твердить, что накупили 50 кг еды для себя, тещи, семьи двоюродной сестры и пр., то предъявить им будет просто нечего. Причем чужие сумки нести не придется - покупки остаются лежать в автобусе, но чеки на них записаны на имена путешественников.

Если закупщики приобретают исключительно продукты питания и бытовую химию, то их пассажиров вряд ли будут трясти на таможне - не тот объем, - объясняет один из опытных водителей, осуществляющий перевозки в Финляндию. - Совсем другое дело, если мы везем автомобильные шины - это тоже очень популярный бизнес. Вот тут могут возникнуть длительные задержки.

Дело в том, что люди, которые перегоняют шины для продажи в России, банально примелькались на границе. Когда ездишь по три-четыре раза в неделю, тебя уже узнают в лицо. И если с продуктами вопросов нет, то тут всем ясно, что везешь продавать. Доказать это практически невозможно, и таможенники это понимают. Но это не мешает им лишний раз потрясти наших попутчиков, заставить их писать объяснительные записки - авось кто-то расколется.

Именно поэтому опытные перекупщики, завлекая людей на бесплатные поездки, делают акцент на том, что везти будут не шины. И это существенное преимущество среди конкурентов.

«Шопинг русских выглядит так, будто люди приехали из голодного края»

В магазины в приграничных городках любители шоп-туров протоптали дорожки много лет назад. Существует четыре основных супермаркета, куда россиян свозят на закупки.

При въезде в Финляндию первым делом вам встретятся недорогие магазины Laplandia, Raja market и Disas Fish. В принципе их достаточно, чтобы забить холодильник популярными у туристов продуктами. Здесь все сделано для того, чтобы русские чувствовали себя как дома: оплата принимается в евро, рублях и долларах, можно увидеть объявления и описание состава на русском языке. Особенно смешит распечатанный на принтере русский плакат в туалете: «Ногами на унитаз не вставать! Опасно для жизни!!!» Практически все продавцы говорят по-русски - руководство специально нанимает переселенцев из России.


В Интернете даже можно найти путеводители по отделам с ценами и подробным описанием вкусовых качеств того или иного продукта. Семь дней в неделю магазинные парковки заставлены автобусами и машинами с русскими номерами.

Люди выходят из торговых залов с тележками, до отказа набитыми провизией. Некоторые магазины похожи на огромные склады: сотрудники даже не тратят время, чтобы разложить товар поштучно. Знают, что туристы из России отовариваются целыми упаковками. Со стороны это оставляет неоднозначное впечатление: шопинг россиян выглядит так, будто люди приехали из голодного края. С прилавков сметается буквально все подряд.

Магазины - это отдельное шоу, а наши люди в данном случае - печальное зрелище, - вспоминает экскурсовод Екатерина Зиновьева свой опыт «поездки за килограммы». - Все начинается еще с дьюти-фри на въезде в Финляндию. Машина заполняется ужасным запахом спиртного. Мои попутчики, незнакомые между собой люди, накупили алкоголя и теперь переливают его в банки из-под йогуртов и термосы. У меня просто шок!

Мне объясняют про ограничение на ввоз алкоголя. Поэтому требуется его замаскировать, а бутылки они сейчас же выкинут. Часть разлитого прячется в одежду, в лифчики, за пояса...

Впечатления о бесплатном шоп-туре в финский город Иматру Екатерина описала в своей книге «18+ странствий»:

«Почему в Питере покупка продуктов не выглядит так, словно люди приехали с голодного края, где в магазинах только морская капуста, я не знаю. Но в Финке все выглядит именно так: люди приехали из страны, где на прилавках ржавые гвозди да морская капуста, и за этим всем и то очереди. Омерзительно. Стыдно за своих. Стыдно наблюдать за ними.

Конечно, к нам такое отношение. Что еще могут думать о нас финны, когда ежедневно наблюдают странные сцены с продуктами на парковках своих супермаркетов?»

На лавочке в парке автор обнаружила надпись: «Русские, уезжайте домой». Что, конечно, довольно странно. Можно допустить, что сотни машин с российскими номерами на магазинных парковках действительно создают местным неудобства. Но при этом граждане РФ оставляют в магазинах такие огромные суммы, идущие в госбюджет, что финнам грех жаловаться.

Мы спросили у жителей приграничных городов: что они думают о нашествии ближайших соседей?

Мне лично все равно, приезжают русские или нет, - говорит Мария из Лаппеенранты. - Главное, что никаких дебошей на улицах нет. Все тихо и спокойно. Думаю, инфраструктуре Финляндии только лучше, если люди приезжают тратить деньги.

Нашлись и такие, кто относится к этому сугубо положительно.

Мне нравится, что русские едут к нам, в Иматру, на шопинг, - рассказывает инженер-механик Раймо. - Кстати, многие из них не только ради магазинов едут, но и снимают для отдыха наши коттеджи или останавливаются на выходные в спа-центрах. Я и сам почти каждую неделю езжу в Россию и покупаю топливо для машины, у вас оно существенно дешевле.

Да-да, сами финны тоже устраивают шоп-туры в Россию, например в Выборг. Правда, до «поездок за килограммы» они пока не додумались.

Большая часть вылазок связана с обслуживанием автомобилей. Покупка запчастей, шиномонтаж, замена масла, помывка и покраска машины в нашей стране обходятся гостям гораздо дешевле, чем на родине.

Также финны скупают русский алкоголь и сигареты. Несмотря на то что в последние годы цены на табачную продукцию у нас возросли в несколько раз, они все равно стоят существенно меньше, чем в Финляндии.

Финские женщины устраивают себе бьюти-туры: в русских салонах красоты цены на стрижки, укладки и маникюр-педикюр совсем крошечные. Да и качество, судя по отзывам, выше, даже в эконом-салонах.

«Финский сыр, унюхав, просили даже кошки»

А что везут наши соотечественники из Финляндии в Россию?

На первом месте, конечно, сыры, которые радуют и ценой, и вкусом. К примеру, килограмм маасдама в супермаркетах стоит около 7 евро - 420 рублей. Читаем отзывы:

«Идти после него в магазин за нашим не хочется вообще. Разница огромная. Не знаю, как описать вкус, но он изумительный! Сыр, унюхав, просили у нас даже кошки, хотя обычно они к сырам совершенно безразличны».

«Вкус немножко со сладкой ноткой, едва соленый, оставляет приятное сливочное послевкусие во рту... хочется смаковать и смаковать... очень люблю маасдам».

«Сыр с голубой плесенью у нас навечно пропал... а там есть, и отличный!»

На втором месте - мясные и рыбные продукты: ветчина, колбасы, сосиски и пр. За пачку вкуснейших сарделек весом 400 г придется выложить всего 1,5 евро.

Супермаркет «Disas fish» называют не иначе как рыбным раем и любимым магазином русских туристов. Оттуда везут самых разных жителей морей и океанов: соленых, сырых, копченных разными способами, с пряностями и без. От разнообразия икры разбегаются глаза.

«Такой вкусной рыбы я нигде не ела! И почему русские не научились так солить и коптить рыбу?» - риторически вопрошают туристы. Отсюда везут даже рыбные палочки, которые в России из-за состава лучше обходить стороной: «Рыбные палочки стоят 1,75 евро за 700 г в пачке - и при этом там действительно кусок рыбы, а не перемолотая каша».

Тележками скупают сладости - ассортимент шоколада поражает воображение количеством разнообразных начинок. Не обходят стороной стеллажи с чаем и кофе. Иногда продукты сметаются с такой скоростью, что мерчендайзеры не успевают восполнить запасы - и следующую партию посетителей встречают пустые полки.

Всегда большой интерес вызывают прилавки с витаминами: их здесь много и по мизерным ценам.

У северных соседей россияне закупаются не только санкционными, но и вполне доступными в нашей стране товарами. Дело в том, что продукция одной и той же фирмы в России и Финляндии может существенно отличаться по качеству. К примеру, из супермаркетов упаковками вывозят моющее средство.

Если верить отзывам, финский вариант средства для мытья посуды кардинально отличается от нашего по густоте и экономичности использования: «Он пенится в два раза больше! А одной бутылки хватает на 4 месяца, и не надо его «лить», как наш отечественный».

Большим спросом пользуются жидкие стиральные порошки - за 150 рублей получаешь отменное качество и приятный запах белья после стирки.

Также сограждане ездят в супермаркеты в надежде поймать удачу за хвост. В России игорный бизнес вне закона, а в Финляндии игровые автоматы в магазинах - обычное дело. Вот и пытаются российские бабушки и дедушки выиграть в них прибавку к пенсии.

К слову, в самой Финляндии игромания, особенно среди пенсионеров, стала серьезной проблемой. Пожилые финны очень подвержены этой напасти и могут сутками пропадать у автоматов в надежде сорвать джекпот. А еще они скупают лотерейные билеты в киосках, причем отдают за них большие суммы. При этом отличие финской системы игровых автоматов от российской в том, что она была создана для сбора средств социальным организациям. И по сей день доход от них идет на благотворительность.

А вот безалкогольные напитки в финских супермаркетах дорогие. Однако цену можно снизить за счет аппаратов по приему банок и бутылок, которые стоят у входных дверей. Собранное отправляется на переработку. Функционирует агрегат очень просто: кладешь в него тару, взамен получаешь чек эквивалентом около 20 центов. Его можно либо обналичить на кассе, либо использовать в качестве оплаты покупки.

Нюанс - аппарат принимает только финскую упаковку, а принадлежность к стране определяет по штрихкоду. Периодически гости пытаются затолкать внутрь бутылки российского происхождения и каждый раз терпят поражение. Неудача обескураживает: жалко, что ли, как будто природа ближайших соседей не нуждается в сохранении?

Постоянные покупатели считают, что финны просто не справятся с объемами, если позволят русским сдавать свою посуду. «Зная наших туристов, и особенно тех, кто ездит в Финляндию за закупками в оптовых масштабах, народ поедет с багажниками, битком набитыми этими бутылками... Видимо, финны не готовы бороться еще и за нашу экологию».

«Тушканчики и помогайки»

Многие попутчики «за килограммы» признаются, что «сырно-мыльные» поездки очень выматывают. Судите сами: у вас ограничение на вес покупок и на время нахождения в магазине, водители часто лихачат, чтобы успеть обернуться туда-обратно как можно скорее, вы можете надолго застрять на границе, если ваша компания вызовет подозрение... Но ничего такого может и не случиться - и поездка получится комфортной и полезной.

Туристы из России, мотающиеся в шоп-туры, часто считают, что организаторы чуть ли не одолжение им делают, выделяя место в салоне авто. «Возьмите нас двоих бесплатно. Буду благодарен за проявленную доброту!» - такие комментарии можно увидеть на тематических сайтах.

Между тем уже много лет существует определенная категория людей, которые зарабатывают на услуге попутчика неплохие деньги. Их называют «тушканчиками» или «помогайками», а обитают они в окрестностях нашего российского Выборга, от которого рукой подать до границы.

Эта история уже никак не связана с продуктами. Услугами «тушканчиков» пользуются предприниматели, вывозящие из Финляндии на запчасти и продажу б/у бытовую технику, которую финны продают за копейки, а то и вовсе выбрасывают на помойки. На границе они сталкиваются все с той же проблемой: ограничение по весу. Зато если в машине сидят еще и условный брат с женой, утверждающие, что везут холодильник и плиту себе на дачу, то доплачивать за перевес не придется.

От властей «помогайки» не скрываются: в местных газетах в разделе бесплатных объявлений можно найти десятки предложений, которые так и называются: «Пассажир в Финляндию».

Можно сказать, что это новая профессия, доход от которой является для человека основным заработком. В большом количестве «тушканчики» встречаются на трассе, ведущей в Финляндию: они стоят с табличкой, на которой маркером написано «есть виза».

Понятно, что занимаются этим чаще всего малообеспеченные люди. Очень многие работают по традиционному для нашей страны графику с двумя выходными в неделю. За каждую ходку пассажиру платят от 700 до 1000 рублей. В среднем за месяц можно заработать 15–20 тыс. рублей - просто за то, что составляешь компанию водителю в дороге. А если услуги оказывают супруги (что действительно практикуется), то семейный заработок увеличивается вдвое.

Исследователи рынка считают, что бесплатные шоп-туры со временем сойдут на нет. Сегодня объемы этого бизнеса таковы, что в крупных городах через Интернет можно без проблем купить запрещенные продукты с минимальной наценкой. Возможно, в будущем людям станет лень тратить сутки на поездку и они предпочтут заплатить чуть больше, зато получить товар с доставкой на дом.

Однако на сегодняшний день спрос на «поездки за килограммы» огромный. И пусть экономия от цены на билет выходит максимум 1,5 тыс. рублей, россияне с радостью тратят эти сбереженные деньги на сыры, сладости и прочие запретные для нас «плоды».