* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – организация компании, осуществляющей пассажирские перевозки автомобильным транспортом (микроавтобусы), преимущественно по туристическим маршрутам. Предприятие располагается в г. Ростове-на-Дону. Заказы получаются от туристических операторов города, предлагающих туристические поездки средней и большой дальности.

Один из основных факторов успеха проекта - повышение популярности внутреннего туризма в России по причине снижения реальных располагаемых доходов населения, и как следствие, отказ от поездок за рубеж. В основе конкурентоспособности лежат: высокое качество транспорта (в отличие от большинства конкурентов) и качество работы водителей – в первую очередь, наличие многолетнего стажа, ответственность, аккуратность, отсутствие вредных привычек.

В целях реализации проекта приобретаются три бывших в эксплуатации микроавтобуса вместимостью 20 человек каждый; класс машин – премиум, что означает высокий уровень комфорта в поездке и надежность в эксплуатации.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Проект имеет умеренную инвестиционную привлекательность в пятилетней перспективе при исходных данных. Однако, по истечении трех-пяти лет с момента старта проекта возможно приобретение дополнительного транспорта, что позволит повысить эффективность и прибыльность проекта. Решение о приобретении будет приниматься инициатором проекта на основе анализа текущей финансовой ситуации проекта, экономической конъюнктуры и прочих факторов. В Табл. 1 приведены основные показатели эффективности проекта. Таким образом, планируемые результаты проекта имеет смысл рассматривать не только с финансовой точки зрения, но и как возможность заработать деловую репутацию и расширить клиентскую базу, что позволит осуществить дальнейшее развитие проекта с повышением доходности и прочих финансовых показателей.

Таблица 1. Основные показатели эффективности проекта

2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

Поскольку основной канал сбыта проекта – работа с туристическими операторами, организующими поездки по России, необходимо рассмотреть рынок туристических услуг в России. Туризм в России на сегодняшний день подвержен двум сильнейшим разнонаправленным факторам влияния. С одной стороны, это сложная и нестабильная обстановка в экономике страны, снижение платежеспособности населения. С другой стороны, этот же фактор, а также блокирование таких популярных туристических направлений как Турция и Египет, ведут к тому, что объем внутреннего туризма в стране имеет тенденцию к увеличению.

Согласно данным АТОР (Ассоциации туроператоров), рентабельность бизнеса в туроператорском сегменте значительно снизилась в последние годы. Если в 2008 году она составляла порядка 5%, то в 2013-2014 годах она снизилась до 2%. Это логично привело к сокращению количества игроков на рынке – по результатам 2015 года, не менее, чем на 30% в общем; количество туроператоров, предположительно, на 10%. С определенной точки зрения, это можно рассматривать как санацию рынка, которая позволит обеспечить более высокую его стабильность. Тем не менее, не следует ожидать значительного роста рентабельности бизнеса, что осложняет деятельность оставшихся игроков.

Также, согласно АТОР, в 2015 году количество туристов в некоторых регионах страны сократилось почти на 80%, количество компаний, работающих в выездном туризме – почти на треть; число программных вылетов в некоторых региональных городах сократилось на 30-55%. Это означает возвращение схемы путешествий через Москву, что неизбежно приведет к существенному повышению стоимости путевок.

анная ситуация ожидаемо должна привести к росту внутреннего туризма. Однако, несмотря на относительно невысокую стоимость внутренних туров, в стране отсутствует «потоковый» туристический продукт. Среди наиболее популярных и имеющих высокий потенциал роста спроса направлений специалисты называют: Черноморское побережье Крыма и Краснодарского края, Сибирь, Предуралье, Северный Кавказ, Татарстан, Транссиб, «Золотое кольцо».

Одним из направлений развития туризма в России является въездной туризм. Это направление требует активного освоения: на территории страны на сегодняшний день действую представительства 43 иностранных министерств по туризму, в то время как аналогичных представительств России за рубежом не существует. Тем не менее, первые шаги уже осуществляются. Например, в рамках одной из крупнейших на азиатском рынке Международной туристической выставки Beijing International Tourism Expo-2016 прошел первый этап презентационного тура Russian Tourism Road Show Visit Russia, направленный на стимулирование туристического потока из КНР. Вообще, необходимо отметить, что с 2009 по 2015 туристический поток из Китая в Россию ежегодно рос в среднем на 40%. В 2015 году Россию посетили более 1 миллиона жителей Китая.

По прогнозам перевозчиков, в 2016 году Черноморское побережье России посетят около 7,2 миллионов человек.

К основным трендам последних лет следует также отнести отказ россиян от пакетных туров. Самостоятельное планирование и организация туристических поездок существенно снижает стоимость путешествия. Основным инструментом для развития самостоятельного туризма становится интернет. Рост продаж в сегменте онлайн-трэвел составил за последний год 17%.

По данным Росавиации, количество пассажиров за январь-октябрь 2015 года по внутренним направлениям выросло на 15,5%, а по международным снизилось на 13,9%.

Нельзя также не учитывать государственное регулирование отрасли, направленное на ужесточение ответственности операторов и агентств за неисполнение обязательств перед клиентами. В частности, внесенные в Федеральный закон ФЗ №49 «Об усилении ответственности туроператоров» поправки предполагают создание фонда персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, который предназначен для выплаты компенсаций туристам в случае неисполнения обязательств туроператором. Фонд будет формироваться за счет ежегодного взноса туроператора в размере 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год и станет необходимым условием вхождения компании в Единый реестр игроков рынка. Изменения вступят в силу с 1 января 2017 года.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Предприятие располагается в г. Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону – столица Южного федерального округа, административный центр Ростовской области, крупнейший экономический, промышленный, культурный и исторический центр Юга России. Население города составляет 1,1 млн человек. Население городской агломерации – 2,2 млн человек.

Из-за особенностей расположения города, Ростов-на-Дону называют «Воротами Кавказа». Южный федеральный округ (с присоединенным Крымским федеральным округом) и соседний Северо-Кавказский федеральный округ (отделившаяся в 2010 году часть ЮФО) богаты туристическими достопримечательностями, заповедниками, рекреационными зонами, что делает регион привлекательным для туристических поездок, как краткосрочных, так и долгосрочных. Регион отличается большим разнообразием климатических зон, рельефа, а также богатством и разнообразием народных традиций. В первую очередь это касается республик Северного Кавказа. Из Ростова-на-Дону можно комфортно организовать поездки в Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Карачаево-Черкессию.

Наиболее популярные направления так называемых автобусных туров:

    Краснодарский край – летом пляжный отдых, зимой – горнолыжные курорты (Красная Поляна)

    Крым – летний пляжный и экскурсионный отдых

    Адыгея – посещение рекреационных природных зон (круглый год)

    Ставрополье – пансионаты Кавказских минеральных вод с дополнительными экскурсиями

    Республики Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия) – преимущественно так называемые «туры выходного дня» с богатой экскурсионной программой, горнолыжные курорты

    «Золотое кольцо» - популярные туры по городам Центрального федерального округа

Готовые идеи для вашего бизнеса

При отсутствии загрузки от постоянных партнеров возможно выполнение чартерных рейсов в любые города России. Наиболее популярные направления из Ростова-на-Дону: Москва, Ереван, Грозный.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Проект предоставляет услуги в области междугородных перевозок пассажиров микроавтобусами премиум-класса вместимостью 20 человек каждый. На сегодняшний день на рынке туристических перевозок представлены преимущественно микроавтобусы среднего ценового сегмента, предоставляющие минимальный уровень комфорта. При этом, они находятся в состоянии не ниже удовлетворительного. Несмотря на то, что проектом приобретаются микроавтобусы, бывшие в эксплуатации, состояние каждого из них можно оценить как хорошее и выше.

Микроавтобусы, используемые проектом, имеют сдвижные двери пассажирского салона, что облегчает посадку и высадку пассажиров, в том числе и в условиях ограниченного пространства. Большая площадь остекления идеальна для туристических маршрутов – благодаря ей каждый пассажир имеет возможность получить максимальный обзор во время экскурсии. Машины оборудованы отопителями высокой мощности и кондиционерами, что позволяет обеспечить необходимый микроклимат в салоне в любую погоду. Мягкие сиденья с возможностью откидывания позволяют комфортно провести даже длительную поездку. Каждая машина оборудована телевизором и рядом динамиков в пассажирском салоне – таким образом, туристы могут смотреть развлекательные программы и фильмы в течение поездки, либо же видеоэкскурсии; современная головная мультимедийная система совместима почти со всеми форматами аудио и видео. Также машины оборудованы микрофонами, что позволяет руководителю поездки или экскурсоводу передавать информацию в пассажирский салон с максимальным комфортом.

В целях безопасности все автомобили оборудованы системами ГЛОНАСС, которые позволяют контролировать скорость и местоположение микроавтобуса. В случае экстренной ситуации система передает сигнал операторам МЧС. Также на машинах устанавливается электронный ограничитель скорости, не позволяющий водителю развить скорость выше максимально разрешенной, что повышает безопасность поездки.

При вместимости в 20 мест количество мест для пассажиров в ходе стандартной туристической поездки – 17. Три места в водительском салоне резервируются под водителя, руководителя тура и экскурсовода.

Стоимость услуги рассчитана исходя, с одной стороны, из ее себестоимости, с другой – из результатов оценки конкурентной среды. Уровень предлагаемых проектом цен можно оценить как среднерыночный при том, что качество услуг – значительно выше среднерыночного. Себестоимость рассчитана на 1 км пути и складывается из таких параметров как:

    Стоимость ГСМ

    Заработная плата водителя

    Амортизация

Готовые идеи для вашего бизнеса

Размер амортизационных отчислений определен линейным методом исходя из предельного пробега машины в 1 000 000 км, что примерно равняется сроку эксплуатации в пять лет. При актуальном уровне цен, стоимость оказания услуги составляет 30 руб./км.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Описание услуг проекта приведено в Разделе 3 настоящего бизнес-плана. Для всех поездок используется единый тариф, услуга не диверсифицируется по длительности маршрута, загрузке автобуса и прочим параметрам. При этом, по результатам анализа рынка, предлагаемый уровень цены находится на среднерыночном уровне: разброс цен по рынку исследуемого региона – от 28 до 33 рублей за километр пути. Для обслуживания предприятий туристической отрасли на аналогичных маршрутах используются как правило микроавтобусы (вместимость до 20 человек), а также автобусы малой и средней вместимости (вместимостью до 60 человек). Преимущество микроавтобусов перед более крупными машинами особенно заметно на горных маршрутах – некоторые дороги имеют очень малые радиусы поворота или нависающие скалы, большая машина не сможет проехать. Кроме того, учитывая сложную экономическую обстановку в стране, не каждый оператор готов бронировать заранее автобус большой вместимости, не зная, наберется ли достаточное количество туристов. По этой причине, небольшие операторы предпочитают бронировать один микроавтобус, а, при необходимости, дозаказывать еще один.

Также исследование конкурентной среды показывает, что на сегодняшний день услуги туристических перевозок оказывают не менее 30 предприятий в регионе с различными составами автопарков. При этом, только 25% из них имеют машины в хорошем и отличном состоянии. Остальной транспорт находится в неудовлетворительном состоянии. Происходят периодические поломки на маршрутах, туристы жалуются на потертый салон и отсутствие комфорта. По отзывам туристов и самих туристических операторов, не менее 30% водителей не соблюдают правила безопасности, скоростной режим и прочие требования ПДД. Таким образом, в основе конкурентоспособности проекта заложены: высокое качество, надежность и комфорт транспорта, а также профессионализм водителей. Некоторые мелочи являются для операторов определяющими: работающий микрофон, отопление и кондиционер, исправно функционирующая мультимедийная система и так далее.

Первичная целевая аудитория проекта – туристические операторы Ростова-на-Дону и области, самостоятельно организующие поездки по маршрутам протяженностью до 1 500 км. Привлечением клиентов и расширением клиентской базы занимается непосредственно инициатор проекта и специалист по продажам. Учитывая специфику данного рода деятельности, активная реклама не имеет большого смысла, акцент сделан на прямом контакте с потенциальным клиентом. Особенность рынка заключается в том, что количество региональных операторов ограничено, а их контактные данные известны. Таким образом, необходимы периодические личные встречи с ответственными представителями операторов и поддержание контакта с ними.

Тем не менее, предусмотрено продвижение услуг проекта в fb.com и Instagram с минимальным бюджетом (до 500 рублей в месяц) с описанием транспорта, фотографиями салона, фотографиями из поездок. Целевая аудитория – руководители предприятий, организующих корпоративные выезды, а также физические лица, планирующие свадьбы и прочие мероприятия с большим количеством приглашенных. Цель рекламной кампании – обеспечить резервную загрузку проекта на низкий сезон или на случай колебаний рыночной конъюнктуры.

Спрос на услуги проекта имеет выраженную сезонность. Высокий сезон приходится на летние месяцы – период отпусков и поездок на море. В это время планируется максимальная загрузка. Минимальный уровень загруженности приходится на март и октябрь. Всплески спроса происходят также локально – в период государственных праздников длительностью от трех дней: 23 февраля, 8 Марта, 4 ноября, майские праздники, Новогодние каникулы. Фактор сезонности учтен при формировании финансового плана.

Плановые объемы продаж рассчитаны исходя из средней дневной протяженности поездки в 800 км и 20 рабочих дней в месяце на каждую из трех машин. Сезонность спроса приведена на Рис.1.

Таблица 2. Плановые объемы продаж

ТОВАР/УСЛУГА

СРЕДНИЙ ПЛАНОВЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ед./мес.

ЦЕНА ЗА ЕД., руб.

ВЫРУЧКА, руб.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, руб.

Поездка, 1 км

Рисунок 1. Сезонность спроса на услуги проекта (сквозная нумерация месяцев, первый месяц – январь)

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Учитывая специфические особенность проекта, аренда площадей не требуется. В промежутках времени между рейсами микроавтобусы располагаются на стояночной площадке, принадлежащей инициатору проекта. Все обслуживающие бизнес-процессы (бухгалтерия, техническое обслуживание машин, предрейсовые медицинские осмотры и так далее) переданы на аутсорсинг. Исключение составляет только специалист службы продаж, работающий в режиме хоум-офис.

Микроавтобусы, приобретаемые для проекта, принадлежат к премиум-классу и имеют высокий уровень комфорта как для водителей, так и для пассажиров. Машины приобретаются с относительно небольшим пробегом и в хорошем состоянии. Перед заключением договора с продавцом они в обязательном порядке проходят диагностику всех узлов и агрегатов. В ходе эксплуатации машины проходят ежемесячную диагностику и обслуживание.

План производства полностью соответствует плану продаж.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Весь процесс реализации проекта можно условно разделить на следующие этапы:

    Прединвестиционный (на момент создания бизнес-плана уже пройден) – этап оценки перспектив проекта, поиска источников инвестиций и основных средств, составления технико-экономического обоснования (бизнес-плана), достижение предварительных договоренностей с инвесторами, клиентами и поставщиками

    Инвестиционный – приобретение основных средств, заключение договоров, наем персонала (длительность – 3 недели)

    Этап роста – активное продвижение, расширение клиентской базы, выход на плановые показатели продаж

    Этап зрелости – текущая работа в рамках плановых финансовых показателей

По решению инициатора проекта, на этапе зрелости возможно дополнительное инвестирование денежных средств в расширение проекта за счет приобретения дополнительных микроавтобусов. Решение принимается на основании анализа рынка и конкурентной среды.

В качестве организационно-правовой формы проекта выбрано ИП, форма налогообложения – УСН с объектом налогообложения «доходы» (ставка 6%).

Организационная структура проекта проста. Штатное расписание включает только водителей на сдельной оплате труда и специалиста по продажам на повременной оплате. Социальные отчисления за водительский состав учтены в себестоимости услуг. Все работники предприятия находятся в непосредственном подчинении инициатора проекта, который выполняет функции директора, маркетолога, специалиста по продажам и подменного водителя.

При подборе персонала уделяется значительное внимание профессионализму водителей. Он оценивается по таким критериям как:

    Водительский стаж

    Средний годовой километраж за последние три года

    Наличие грубых нарушений ПДД (сведения с последнего места работы)

    Ответственность

    Отсутствие вредных привычек

Таблица 3. Штатное расписание

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

Бухгалтер

Производственный

Водитель микроавтобуса

Сдельная форма оплаты

Торговый

Специалист по продажам

Итого:

25 000,00

Социальные отчисления:

7 500,00

Итого с отчислениями:

32 500,00

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план проекта составлен на пятилетний срок и включает все доходы и расходы проекта, а учитывает влияние фактора сезонности на уровень спроса. Под доходами понимается выручка проекта от операционной деятельности, при этом другие виды доходов (от инвестиционной деятельности или от реализации основных средств) проектом не предусмотрены. Выручка первого года реализации проекта – 11,52 млн руб.; чистая прибыль (после уплаты налогов) – 5,8 млн руб. Выручка второго года и последующих лет – 13,1 млн руб., чистая прибыль – 6,5 млн рублей.

Инвестиционные затраты по проекту составляют 5,55 млн рублей, из которых основная часть направлена на приобретение основных средств (микроавтобусов). Характерной особенностью проекта является почти полное отсутствие накладных расходов, которое позволяет выходить на окупаемость уже с первого месяца реализации проекта. Таким образом, нет необходимости в формировании фонда оборотных средств.

Собственные средства инициатора проекта – 3,0 млн рублей. Недостаток средств планируется покрыть с помощью привлечения банковского кредита на срок 36 месяцев под 18% годовых. Погашение кредита осуществляется ежемесячно аннуитетными платежами, кредитные каникулы – три месяца.

Таблица 4. Инвестиционные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Оборудование

Микроавтобус (3 шт.)

Дополнительное оборудование

Нематериальные активы

Регистрация и разрешения

Оборотные средства

Оборотные средства

Итого:

5 550 000 ₽

Собственные средства:

3 000 000,00 ₽

Требуемые заемные средства:

2 550 000 ₽

Ставка:

Срок, мес.:

Расчет переменных затрат и себестоимости услуги приведен в Разделе 3 данного бизнес-плана. Постоянные затраты включают ежемесячное техническое обслуживание машин, медицинские осмотры водителей и прочие медицинские услуги, а также коммерческие и прочие расходы.

Таблица 5. Постоянные затраты

Подробный финансовый план приведен в Прил. 1.

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Оценки эффективности и инвестиционной привлекательности проекта проводится на основании детального анализа финансового плана, денежных потоков, а также простых и интегральных показателей эффективности (Табл. 1). Для учета изменения стоимости денег во времени используется метод дисконтирования денежных потоков. Ставка дисконтирования принята на уровне 5%, что ниже безрисковой ставки на данный момент (доходность государственных облигаций с аналогичными инвестиционными параметрами); такой уровень обоснован тем, что данная часть проекта рассматривается как шаг к расширению бизнеса, направленный на формирование клиентской базы и деловой репутации.

Простой (PP) и дисконтированный (DPP) срок окупаемости проекта – 12 месяцев. Чистая приведенная стоимость (NPV) – 6,3 млн рублей. Внутренняя норма прибыли (IIR) – 8,85%, индекс доходности (PI) – 1,13.

Все эти показатели говорят об эффективности и умеренно инвестиционной привлекательности проекта. Однако, если рассматривать проект как необходимую часть подготовки к более масштабному бизнесу, то инвестиционная привлекательность его значительно увеличивается.

9. ГАРАНТИИ И РИСКИ

Основной риск, связанный с реализацией проекта – технические проблемы с транспортом. Учитывая активную эксплуатацию микроавтобусов, а также то, что они не являются новыми, необходим постоянный мониторинг их состояния и высокое качество их текущего обслуживания. С этой целью заключается договор с одним из лучших в городе и регионе сервисных центров коммерческого транспорта, где все машины ежемесячно или, при необходимости, чаще, проходят диагностику всех уровней.

В связи с тем, что подобный вид услуг во многих городах является новинкой, рассчитывать на быстрое получение прибыли не стоит. Учитывая достаточно большие финансовые вложения на старте бизнеса, можно...

Для начала потребуется несколько миллионов рублей в зависимости от количества машин. На данном рынке практически отсутствует конкуренция что позволяет предпринимателю устанавливать наиболее выгодную д...

Маршрутные такси - это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.

Из всех видов профессиональной деятельности пассажирские перевозки считаются, чуть ли не самым доходным бизнесом. К примеру, многие устраиваются в такси, которое всегда имеет большой спрос в любом городе, особенно в крупном.

Однако такой бизнес подразумевает высокую ответственность и является довольно трудоёмким процессом. Поэтому многие так и не решаются на такой шаг. Но если ничего не пугает, то следует придерживаться чётко составленного бизнес-плана, который поможет избежать серьёзных трудностей. Также необходимо получить государственную лицензию.

Бизнес-план должен учитывать, в какой форме следует регистрировать бизнес. Также не помешает подыскать место под офис для решения различных организационных вопросов. Стоит задуматься над тем, будут ли это городские перевозки или лучше наладить междугородные перевозки. А может лучше организовать службу такси.

Транспортные вопросы

Ключевым моментов пассажирских перевозок является правильный подбор транспорта. Решение данной проблемы позволит каждому начинающему предпринимателю определиться с тем, готов ли он заниматься данного рода деятельностью либо стоит выбрать что-либо другое.

Микроавтобусы

Составляя бизнес-план на пассажирские перевозки на микроавтобусах, следует учитывать имеющийся стартовый капитал. От его размеров будет зависеть открывать целый автопарк или же придётся ограничиться несколькими автомобилями (1-2). На территории России самыми популярными общественными средствами передвижения являются микроавтобусы марки ГАЗель. Они далеко ушли от таких прочих средств передвижения, как автобусы, трамваи и даже метро.

Они более манёвренны и водители чувствуют себя увереннее. Из-за ограничения количества мест микроавтобуса, водителю не придётся останавливаться на каждой остановке, что в значительной степени сокращает время общего маршрута. Можно ли считать это недостатком или нет, каждый решит сам.

Как показывает практика, не имеет смысла начинать заниматься пассажирскими перевозками, если парк автомобилей не будет насчитывать 15-20 единиц транспорта. Только так можно в полной мере обеспечить качественное обслуживание какого-либо маршрута. В случае если нет необходимых средств, можно наладить контакт с каким-нибудь крупным автопарком. А заработав достаточно денежных средств, уже можно расширяться.

Автобусы

Что касается автобусов, то здесь приходится либо брать транспорт за собственные наличные, либо брать кредит. Соответственно это следует отразить в бизнес-плане. В целях экономии можно приобрести подержанные автобусы. Однако любое транспортное средство должно пройти технический осмотр и отвечать всем необходимым стандартам и нормам. Приобретая подержанный транспорт, стоит учесть, что он должен быть безопасен для пассажиров. Затраты на проведение ремонтных работ не должны превышать доход.

Служба такси

Говоря о службе такси можно нанять водителей с личным транспортом. Но здесь отрицательных моментов существует больше чем положительных. Плюс состоит в том, что все проблемы с машиной решает собственно её владелец.

Теперь о минусах. Водитель как любой другой человек желает хорошо зарабатывать, а поэтому может просто уйти, если найдёт где-нибудь хорошее место. Практически невозможно контролировать весь рабочий процесс. К тому же прибыль будет существенно меньше.

Единственно верный вариант в данном случае – приобретение собственного автопарка. Только так можно стать полноправным владельцем своего бизнеса и осуществлять необходимый контроль, получая максимальный доход.

Отечественный или зарубежный транспорт?

При всём великолепии ГАЗелей они имеют плохую репутацию как не самый безопасный общественный транспорт. Рассчитанные на перевозку 8-15 пассажиров, в реальности же они перевозят куда больше. Доходит до того, что микроавтобус полностью заполняется, что представляет опасность для всех участников движения. К сожалению, многие водители с целью большего заработка позволяют переполнять салон.

Теперь стоит поговорить о цене. На первый взгляд она выглядит впечатляющей всего лишь 500-600 тысяч рублей. Но стоит учесть, что срок эксплуатации при перевозках пассажиров обычно составляет 2-3 года не более, потом уже начинаются проблемы в обслуживании и возникает необходимость частого ремонта.

Как вариант можно закупить зарубежный транспорт. При высокой стоимости (1000000-1200000 рублей) они могут составить серьёзную конкуренцию отечественному транспорту, поскольку рассчитаны на 7-8 лет работы. К тому же хорошая вместимость позволяет перевозить от 22 до 26 пассажиров. Но это подразумевает и большой стартовый капитал.

Какой бы способ ни был бы выбран, необходимо обращаться к надёжному производителю транспорта. Только так можно распытывать на предоставление необходимых консультаций, гарантий и сервисного обслуживания. Также при необходимости можно получить поддержку в будущем по всем интересующим вопросам.

Регистрация бизнеса

Зарегистрировать пассажирские перевозки на микроавтобусе как бизнес можно несколькими путями:

Из всех трёх вариантов проще всего иметь дело с обществом с ограниченной ответственностью. При оформлении ЗАО потребуется много времени и сил и является самым трудоёмким.

Помимо регистрации бизнеса необходимым условием является получение лицензии, которая даёт право на перевозку пассажиров. Обычно в ней нет необходимости при перевозках не более 8 человек.

Выдачей лицензии занимается Ространснадзор и может быть дана в трёх случаях:

  1. перевозка пассажиров при помощи легкового автомобиля;
  2. перевозка пассажиров в количестве более 8 человек;
  3. перевозка грузов более 3,5 тонны.

При подаче заявления на получение лицензии нужно оплатить госпошлину в размере 300 рублей. Впоследствии нужно оплатить ещё одну госпошлину (1000 рублей). Лицензия выдаётся сроком на 5 лет, которую потом при необходимости нужно продлевать.

Перед регистрацией своего бизнеса лучше всего заручиться поддержкой профессионального юриста. Он поможет выяснить многие моменты, которые могут быть скрыты от простого взгляда неподготовленного человека. К тому же специалист поможет решить ряд вопросов, которые, несомненно, могут возникнуть.

Планировка маршрута

Составление грамотного маршрута является непростой задачей. Потребуется немалое количество сил и времени. При городских перевозках пассажиров необходимо получать доход не только в утреннее либо вечернее время, а в течение всего рабочего дня. Конкуренция здесь тоже играет значительную роль, и тем лучше, чем она менее проявлена.

Городской маршрут желательно проводить через центральную часть города, где будет наблюдаться большой пассажиропоток. При этом необходимо все согласовать с городской администрацией. Для междугороднего маршрута тоже важно все правильно рассчитать и продумать. Здесь важным является практически всё:

  • расстояние между пунктами;
  • техническое состояние дорог;
  • погода.

В поисках места

Специфика бизнеса на пассажирских перевозках подразумевает наличие офисного помещения. Также желательно чтобы рядом с офисом находилась огороженная и хорошо охраняемая территория для стоянки транспортных средств с возможностью технического обслуживания. Это тоже должно быть предусмотрено в бизнес-плане.

Можно для офиса возвести небольшое здание, однако, заключить договор на аренду помещения будет рациональней, особенно на начальном этапе бизнеса. Со временем можно организовать и целое предприятие с собственной большой территорией, где будет и производственный и офисный корпуса.

Персонал

Если принято решение организовать пассажирские перевозки автобусом, то необходимо набрать ответственный персонал. От этого будет зависеть, будет ли компания приносить доход либо же одни убытки.

Нанимая водителей, следует в обязательном порядке проводить собеседование. Это позволит выяснить, каким опытом обладает человек, сколько лет насчитывает его стаж, попадал ли он в аварийный ситуации и сколько раз. Также это позволит выяснить, какими личными качествами обладает кандидат (коммуникабельность, честность, ответственность и прочие). Человека с трёхлетним опытом работы уже можно считать достойным.

При приёме на работу будущему водителю обязательно нужно сдать соответствующие справки по результатам медицинской комиссии и от врача нарколога. Если речь идёт о службе такси, то непременно нужно нанять на работу диспетчеров. Они должны хорошо разбираться в компьютере, а коммуникабельность должна быть их основной особенностью.

Помимо этого, в штат необходимо набрать ещё несколько сотрудников:

  • медик – для осмотра водителей;
  • техник-механик – они будут следить за техническим состоянием транспорта и вовремя устранять неисправности;
  • заместитель – в случае вашего отсутствия вместо вас он будет решать все возникающие вопросы.

Количество водителей нужно будет подбирать, учитывая стартовый капитал, количество имеющегося транспорта.

Как итог

Многие вопросы касательно данного бизнеса выяснены. Напоследок можно указать на некоторые моменты. Начинать деятельность лучше всего в летнее время, поскольку наблюдается невысокая активность. Это позволит плавно войти в рабочую колею, избегая лишних затрат. К тому моменту как все наберёт обороты, можно хорошо вникнуть во многие тонкости пассажирских перевозок.

В таком бизнесе важным является любая, казалось бы, незначительная мелочь. И чем грамотнее будет разработан бизнес-план, чем более пунктов в нём будет предусмотрено, тем легче будет осуществлять деятельность. К тому же это позволит не только окупиться в максимально возможные сроки, но и в будущее получать очень хорошую прибыль.


Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

* В расчетах используются средние данные по России

От 650 000 ₽

Стартовые вложения

100 000 - 250 000 ₽

60 000 - 150 000 ₽

Чистая прибыль

11 мес.

Срок окупаемости

Маршрутные такси - это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.

В большинстве российских городов нормальное автобусное сообщение не развито. В мороз люди вынуждены простаивать на остановках по полчаса, час, а то и дольше. Приходится выбирать одно из двух зол: либо долго ждать один-единственный, но дешевый автобус, либо быстро добираться до места на дорогом такси. Маршрутки предлагают третий вариант: быстро и недорого. В последние годы маршрутные такси во многих городах России стали чуть ли не главным видом транспорта, кое-где вытеснив крупный общественный транспорт. Они ходят чаще, чем автобусы, они маневреннее, они останавливаются на остановках по требованию, а условия в салоне зачастую более комфортны.

Трендовый продукт 2019

Тысячи идей быстрого заработка. Весь мировой опыт в твоем кармане..

Недостатки городских систем общественного транспорта и растущий спрос на комфортные перевозки со стороны населения делают бизнес на маршрутных такси очень перспективным для малого предпринимательства. Открыть свое небольшое предприятие можно даже при отсутствии своего автопарка и оборудования для обслуживания автомобилей. При работе одного микроавтобуса предприниматель может рассчитывать на прибыль в 3-5 раз выше уровня средних зарплат. Пассажирские перевозки не зря называют одним из самых рентабельных и ликвидных видов автобизнеса, который манит своим пассивным и легким доходом.

Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В бизнесе на маршрутках далеко не все так гладко и сладко, как многим кажется со стороны. Поэтому перед тем, как строить планы о том, сколько тысяч рублей в день вам будет приносить маршрутка, советуем внимательно ознакомиться с рынком в вашем регионе, проанализировать конкурентную среду и пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. Стоит иметь в виду, что в некоторых городах страны маршрутки запрещены либо на их деятельность наложены серьезные ограничения.

После того, как такой анализ рынка будет проведен, в голове сложится более четкая картинка относительно правового статуса и структуры предприятия. Маршруточный бизнес возможен во многих вариациях. Можно обзавестись собственным автопарком или работать без него, оказывать исключительно услуги по перевозке пассажиров или осуществлять еще и прочие услуги (диспетчерские, техобслуживание и т.д.). Чаще всего начинают такой бизнес либо с бюджетными автобусами, либо привлекая водителей с собственными автомобилями.


Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию. Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”. Кроме того, под маршруткой обычно подразумевается не муниципальный транспорт, а именно частный, работающий только за счет выручки от продажи билетов.

Что нужно для открытия своего маршрутного такси

В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.

Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.

Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.

Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).

В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:

    свидетельство о регистрации юридического лица;

    заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;

    документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;

    копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;

    копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.


И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:

    копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);

    декларация о наличии собственной стоянки;

    документы на техническое оборудование в помещении;

    сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.

В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям - 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.


Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее. Выбор же перевозчика осуществляется через тендеры, проводимые местными администрациями. Выиграть тендер без связей практически невозможно, особенно если речь идет о прибыльных маршрутах.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми. Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть. И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится. Не секрет, что тем организациям, которым удалось войти в этот бизнес, приходится регулярно поддерживать благосклонность проверяющих органов.

И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) - это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.

Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*


МАРКА АВТОМОБИЛЯ

СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

до 2010

2011-2013

2014-2017

Новые (2018)

Mercedes-Benz Sprinter Classic

Volkswagen Crafter

*по данным сайта Avto.ru на 25.01.2018

Единого мнения о том, какая модель однозначно лучше и надежнее, не существует. Разумеется, покупка подержанного автомобиля в качестве маршрутного такси - это всегда риск, поэтому при ограниченных финансовых возможностях следует воспользоваться услугами лизинга. Для юрлиц и ИП лизинг - это отличная возможность не только снизить порог входа в бизнес, но и сэкономить в процессе налоговых выплат, поскольку выплаты по лизинговым контрактам могут быть учтены в виде текущих издержек, относимых на себестоимость.


Какие требования предъявлять к водителям маршрутки

Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.

Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.

Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален. В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы. Минус такой схемы в том, что в погоне за выручкой, следование по маршруту превращается в битву за пассажиров с другими маршрутчиками, с подрезаниями, взаимными оскорблениями, простаиваниями на остановке и езду наперегонки с превышением скорости до следующей остановки. В итоге складывается во многом порочная система: водители думают о пассажирах в последнюю очередь, массово перерабатывают, проводя в кабине по 14-16 часов, а в случае невыплаты “плана” их могут лишить премии или потребовать доплаты из личных средств. Это не говоря уже о нарушении ПДД, авариях и прочем.

Зачастую схема построения бизнеса на маршрутках такова, что владельцем микроавтобуса является сам водитель, который обязан сам отвечать за мойку и заправку, выполнять мелкое обслуживание, включая замену колодок, масла, лампочек и фильтров, а также проводить серьезный ремонт и обеспечивать стоянку в личном гараже. Тот, разумеется тратит на все по-минимуму, так как половину выручки он и так отдает владельцу бизнеса. Как следствие - пассажиры получают “раздолбанные” маршрутки. К сожалению, чаще всего трудовые отношения между водителями и владельцами компаний-перевозчиков оставляют желать лучшего и походят скорее на “сбор дани”. Текучка кадров в этом бизнесе огромна, и в корне большинства проблем, разумеется, лежит человеческая жадность.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией. С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат. Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта. Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.

Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке - дело довольно нервное и изматывающее. Здесь крайне важно умение держать себя в руках, потому что практически ежедневно приходится иметь дело с неадекватными пассажирами, буйными, спорщиками и так далее.


Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей. Если медицинского работника в штате нет, то потребуется заключить договор с одним из медицинских учреждений на оказание соответствующих услуг.

Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.

Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.


Сколько зарабатывают маршрутные такси

Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках

В силу того, что в бизнесе на маршрутках крутятся большие суммы, одной из его главных особенностей является закрытость. Если речь идет о крупных городах, то, скорее всего, все выгодные маршруты уже давно поделены между крупными игроками. Бизнес на маршрутках является очень коррумпированной и высококонкурентной сферой. Даже при желании строго придерживаться буквы закона, начинающий предприниматель может обнаружить, что игра по “честным правилам” на этом рынке не котируется. Кроме того, новичками зачастую недооцениваются текущие издержки перевозок. Ремонт маршруток, которые используются в режиме жесткой эксплуатации, может оказаться не только дорогостоящим, но и долговременным. Недостаток современных станций техобслуживания автобусов может выключить транспорт из работы на недели и даже месяцы. Причем повысить выручку предприниматель чаще всего не в состоянии из-за фиксированных тарифов. Тарифы могут не меняться годами, а услуги на ремонт, обслуживание и бензин тем временем постоянно продолжают расти.

Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка - это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток - это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.


Более того, с точки зрения финансов маршрутки - это настоящая удавка для муниципального общественного транспорта. Во-первых, микроавтобусы не требуют дорогой инфраструктуры. Во-вторых, владельцы маршруток экономят буквально на всем, начиная от ремонта состава до уплаты налогов. Они могут без последствий покинуть маршрут в позднее время суток, если посчитают его нерентабельным. У муниципального транспорта, разумеется таких возможностей нет. Изначально неравные условия ставят маршрутчиков в выигрышную ситуацию. Постепенно они вытесняют городские автобусы с самых загруженных маршрутов, а трамваям и троллейбусам остаются одни льготники и нерентабельные направления.

В крупных городах страны власти уже давно осознали эту проблему, но до конца избавиться от “маршруточной удавки” еще не могут. Дело в том, что практически в каждом муниципалитете страны есть свое маршруточное лобби, которое препятствует проведению ограничительных реформ. Маршрутки - это бизнес с нерегулируемыми потоками наличности, что очень удобно для отмывания черного нала. Поэтому маршрутчики в российских городах имеют солидную “крышу”, а попытка запретить маршрутки или наотрез отказать их владельцам в поднятии тарифов может сыграть с властями злую шутку. Такой шаг оборачивается тем, что на следующее утро маршрутки (а это большая часть общественного транспорта города) просто… не выходит на линии. Заменить же маршрутки силами истощенного муниципального транспорта город не может. И получается замкнутый круг, главными пострадавшими в котором остаются обычные жители города. От маршруток уже осознанно отказались Москва и Казань, озвучивают подобные планы и другие города-миллионники. Тенденция, кстати, общемировая: на данный момент маршрутки остались в основном странах СНГ, Африки и Ближнего Востока.

В любом городе России существует проблема перевозки пассажиров. В часы пик возникает ощущение катастрофической нехватки транспорта. И тут начинающим бизнесменам приходит на ум открыть собственное дело. Составляем бизнес-план пассажирских перевозок, учитывая ряд особенностей этого дела.

Как открыть бизнес: пассажирские перевозки

Главное дело - это регистрация в форме ИП или ООО. Затем следует получение лицензии на пассажирские перевозки:

  • осуществление коммерческих пассажирских перевозок легковым транспортом;
  • перевозки более 8 человек на специально оборудованном для этого транспорте (кроме собственных нужд юридического лица);
  • перевозки грузов при грузоподъемности свыше 3,5 тонн (кроме собственных нужд предпринимателя).

Для того чтобы открыть организацию и осуществлять пассажирские перевозки специально оборудованным транспортом, необходимо предоставить в представительство Министерства транспорта следующие документы:

  • свидетельство ОГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговый орган;
  • коды статистики;
  • устав организации;
  • учредительный договор;
  • адрес организации (фактический и юридический), телефон;
  • банковские реквизиты;
  • договор стоянки транспортных средств;
  • ПТС автомобилей;
  • копии техосмотров;
  • трудовые книжки, права и паспорта водителей;
  • технические паспорта ПК и БД.

Госпошлина за рассмотрение заявления составит 300 рублей, а 1000 рублей - за выдачу лицензии. Лицензия выдается на 5 лет.

Если составленный план не требует включить большое в работу количество автомобилей, лучше заключить договор с транспортной организацией, которая имеет необходимые документы и допустит машины на маршрут.

Вернуться к оглавлению

Транспортный парк или аренда автомобилей

Самым главным для предпринимателя в является выбор автомобилей. Они могут быть как собственными, так и арендованными. Можно нанимать водителей со своим автотранспортом. Это вариант является менее проблематичным для владельца бизнеса, так как ответственность за автомобили лежит полностью на хозяине машины. Но прибыли такой бизнес будет приносить меньше, да и водители будут искать более выгодный для себя вариант, поэтому стоит продумать все условия, прежде чем останавливаться на этом решении. Также можно открыть собственный парк.

Самым распространенным и предпочтительным вариантом является создание собственного парка автобусов.

Чтобы открыть собственное дело по перевозке пассажиров, требуется тщательный расчет всех затрат, то есть грамотно составленный бизнес план.

При выборе автобусов стоит обращать особое внимание не только на стоимость и вместимость, но и на расходы на обслуживание.

Вернуться к оглавлению

Российские или иностранные автомобили

Первая категория - российские машины - является более дешевой и менее вместительной. Стоимость ГАЗели колеблется от 500 до 600 тысяч рублей, а вместительность - 8-15 человек. Но такие маршрутки являются самыми небезопасными на российских дорогах, так как обычно перевозят большее количество пассажиров, что влечет угрозу жизни. Эта маршрутка прослужит примерно 2-3 года, но потом потребуются серьезные вложения, которые могут свести к нулю всю прибыль.

Вторая категория отличается в цене почти в 2 раза. Это иностранные автомобили Peugeot Boxer, Ford Transit, Iveco Daily - это аналоги отечественных ГАЗелей со стоимостью от 1 миллиона рублей. Вмещает такой автомобиль от 16 до 26 мест. Их средний срок службы варьируется от 7 до 8 лет. Затраты для предпринимателей на их обслуживание меньше, чем у отечественных, то есть прибыли они принесут больше.

Вернуться к оглавлению

Бизнес-план перевозки пассажиров

Одно маршрутное такси в России в день совершает 10 рейсов. Одна поездка стоит около 15 рублей, в зависимости от города. То есть маршрутка вместимостью 15 человек принесет доход в месяц 67500 рублей. Это около 2250 рублей в день. Но отсюда нужно вычесть расходы на топливо, мойку - около 1000 рублей.

У иномарки дохода будет значительно больше, так как больше мест, а расход топлива значительно меньше. В среднем на маршрутке в 25 мест доход в день составит 3750 рублей. Для сравнения, на 100 км иномарке требуется 10-12 л топлива, а российской - около 18. Выбор очевиден!

Прибыль напрямую зависит от выбора маршрута, план которого можно самостоятельно разработать. Дополнительно можно получить доход от рекламы на автотранспорте, предоставлять автомобили для торжественных мероприятий.

Следующий бизнес-план рассчитан для организации, которая имеет в собственности 20 иностранных автомобилей и готова открыть парк:

  • автомобили - 20 000 000 рублей;
  • видеорегистраторы и иное оборудование - 80000 рублей.

Итого инвестиций: 200 080 000 рублей.

В настоящее время во многих городах к одним из основных видов общественного транспорта можно причислить маршрутные такси или еще так называемые «маршрутки». Они завоевали большую популярность у населения из-за своей маневренности и неприхотливости.

Если вы владеете «Газелью» или иным микроавтобусом, оборудованными для пассажирских перевозок, а также водительским удостоверением с открытой категорией D, то у вас есть возможность заработать денег, организовав пассажирские перевозки.

В первую очередь следует определиться, какими именно перевозками вы хотите заняться – городскими маршрутными или междугородными. Не лишним будет, если вы проконсультируетесь у водителей, а также владельцев маршрутных такси, имеющих в этом деле опыт. Они подскажут вам некоторые особенности, с которыми вам придется столкнуться во время работы. В чем преимущества и недостатки в том или ином виде пассажирских перевозок.

Хотя рынок пассажирских перевозок довольно насыщен, и в этом сегменте существует серьезная конкуренция, однако будет не лишним проанализировать ситуацию и найти возможность открыть новый маршрут. Это займет больше времени и усилий, так как потребуется согласование в административных органах и ГИБДД. Кроме того, для организации междугородных пассажирских перевозок дополнительно необходимы согласования в органах местного самоуправления на начальном и конечном пунктах, а также в администрациях автостанций.

В обязательном порядке требуется регистрация вашего будущего предприятия в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или такой формы как общество с ограниченной ответственностью (ООО). Здесь необходим продуманный выбор, так как индивидуальный предприниматель будет отвечать по кредитам личным имуществом, а ООО лишь уставным капиталом. Минимальный уставной капитал на сегодня установлен в 10 000 руб.

Также, для организации работы нужна лицензия, которую следует получить в органах Министерства транспорта. Для этого нужно предъявить следующие документы:

— заявление на получение лицензии. Для ИП – указываются паспортные данные и предполагаемый вид деятельности. Для ООО – наименование, юридический адрес, организационно-правовая форма;

— копию свидетельства о госрегистрации (ОГРН) для ИП. Для ООО — копии учредительных документов и документов о внесении записи в Единый госреестр;

— копию свидетельства, подтверждающего постановку на учет в налоговой инспекции;

— копию личного водительского удостоверения или прав водителей;

— копии документов о прохождении аттестации должностными лицами, которые будут отвечать за безопасность движения;

— сведения об автомобилях;

— квитанцию, подтверждающую оплату кассового сбора.

Продумайте режим работы и предполагаемую продолжительность рабочего дня. В данном случае следует учесть специфику своего маршрута и его загруженность пассажирами.

Конечно, для организации пассажирских перевозок, будь то внутригородские или междугородние, потребуются определенные организаторские навыки и время. Однако это принесет вам стабильный доход, как вам, так и вашим сотрудникам.