4 выбрали

Вдохновение – это особое состояние, когда работа нас увлекает и, кажется, все получается легко и просто. Оно необходимо не только поэтам и живописцам, но и представителям многих других процессий. Но что делать, если муза давно не заглядывала к вам на чай? Можно ли ее вызвать? Давайте разбираться.

Терпение и труд

Петр Иванович Чайковский писал: "Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых" . По мнению музыканта, даже если вдохновение ускользает, нельзя поддаваться лени. Муза приходит к только людям, которые много работают.

Упорно думая над какой-то проблемой, мы настраиваем мозг на ее решение. И рано или поздно оно обязательно придет к нам. Вместе с вдохновением.

Продуктивный стресс

Замечали, что муза порой приходит ровно перед дедлайном? Целую неделю человек страдает от отсутствия вдохновения, зато в последнюю ночь гениальные мысли приходят к нему одна за другой. Все дело в адреналине: он стимулирует мозговую активность и помогает, наконец, сосредоточиться на работе.

Так может, перед работой стоит немного зарядиться адреналином? Покататься на аттракционах, заняться экстремальными видами спорта, влюбиться (ну или пообщаться с любимым человеком). Да-да, любовь – это тоже адреналин .

Оранжевое настроение

Вдохновение обычно приходит, когда мы в хорошем настроении. Но человек, находящийся в творческом кризисе, изводит себя мыслями о собственной беспомощности. А такие размышления музу совсем не привлекают. Попытайтесь создать у себя позитивный настрой: прогуляйтесь, съешьте что-то вкусное, займитесь любимым делом. Просмотрите свои прошлые удачные работы – они вселят уверенность, что все получится и на этот раз.

Вспомнить все

Как вы себя чувствовали, когда вдохновение посетило вас в прошлый раз? Попробуйте вспомнить и заново пережить эти эмоции.

Вырабатывайте специальные ритуалы и якоря для вдохновения. Они помогут настроиться на работу. К такой хитрости прибегали многие известные творцы. Бетховен перед работой обливался холодной водой, Оноре де Бальзак выпивал пять чашек кофе, Гюго работал голым, Брамс чистил ботинки, а Трумен Капоте писал исключительно лежа. Писатель, который работает в одной и той же "счастливой" пижаме, знает, что делает.

Вдохновляющий пример

Изучайте чужие работы на ту же тему. Думайте о том, что бы вы сделали иначе. Творческая зависть и чувство соперничества могут стать отличной приманкой для вдохновения.

Кроме того, вдохновлять могут различные произведения искусства: книги, картины, музыка.

Ловушка для музы

Вдохновение может нагрянуть, когда его совсем не ждешь. Не упускайте музу, даже если в этот момент занимаетесь другими делами. Александр Пушкин , к примеру, всегда держал рядом со своей кроватью листы бумаги на случай внезапного вдохновения.

А у вас бывает, что вдохновение мешает спать по ночам?

Инструкция

В первую очередь заинтересуйтесь работой, которую делаете. Если вам неинтересна поставленная задача, вдохновение на вас вряд ли снизойдет. Например, вы решили выучить английский язык, но не можете настроиться на это. Представьте в деталях, что изменится в вашей жизни, когда цель будет достигнута: перед вами откроются новые вакансии, вы сможете читать книги , без труда общаться с иностранцами. Найдите интересные способы изучения языка, например, отправьтесь в путешествие.

Вспомните, что вдохновляло вас раньше. Физика Льва Ландау, например, новые идеи чаще всего посещали в обществе красивых женщин. Может быть, при каких-то обстоятельствах вам тоже работалось особенно легко и интересно. Попробуйте воспроизвести эти обстоятельства, чтобы вновь поймать вдохновение .

Соблюдайте ритуалы. Федор Достоевский работал после захода солнца, а композитор Брамс тщательно чистил свою обувь, прежде чем начать сочинять музыку. Чтобы вдохновение посещало вас чаще, создайте для него особую атмосферу. Тогда оно будет «знать», когда вы его ждете.

Очистите свой ум. Научитесь медитировать или просто глубоко расслабляться, слушая музыку или созерцая что-нибудь красивое. Если в вашей голове постоянно роятся мысли, планы и сомнения, вдохновению в этой кутерьме может просто не остаться места. Многие , например, Никола Тесла, утверждали, что свои творения создают вовсе не они сами… Зачастую человек чувствует себя лишь проводником, черпая вдохновение откуда-то свыше. Кто-то называет это богом или вселенским разумом, а кто-то считает, что правильные решения просто всплывают из подсознания. Но факт таков: человеку, который умеет успокаивать ум, легче найти новые решения, мысли, идеи, то есть поймать вдохновение .

Послушайте красивую музыку. Древние мудрецы говорили, что музыка создает пространство для обитания наших душ, ну а современные ученые утверждают, что она повышает умственную активность человека.

Выберетесь на природу. Морской берег, весенний лес, заснеженные горные хребты и другие нетронутые пейзажи наполнены гармонией, которой зачастую так не хватает человеку. Если у вас нет возможности уехать за город, совершите неторопливую прогулку по тихому парку. Не погружайтесь в размышления о работе – просто оглянитесь вокруг, оцените, как просты и совершенны творения природы.

Если найти вдохновение никак не удается, а работу (например, написание диплома) делать нужно, просто дайте себе установку начать трудиться. Сядьте и напишите первое слово. Даже если вы пока не знаете, о чем будете писать, не паникуйте, не упрекайте себя в бездарности и не бросайте дело. Ведь как говорил Томас Эдисон, гений – это всего один процент вдохновения и 99 процентов трудолюбия.

Видео по теме

Связанная статья

Вирус – это вредоносная программа, которая может повредить данные на вашем компьютере, нарушить его работу и даже полностью вывести его из строя. От вируса необходимо избавиться как можно скорее.

Бороться с компьютерными вирусами довольно сложно, гораздо проще предотвратить их появление. Обязательно установите на свой компьютер антивирусную программу. Сейчас в Интернете можно найти и скачать или по платной подписке. Регулярно проверяйте жесткий диск на наличие вирусов. Как правило, у антивирусов есть функция автоматической проверки, которую вы можете отрегулировать по своему желанию. Старайтесь по возможности не посещать подозрительные сайт и не скачивать файлы с незнакомых ресурсов.Если вы все же поймали вирус, избавиться от него можно несколькими способами. Просканируйте антивирусом все жесткие диски компьютера. По окончании работы программа выдаст результат сканирования с обнаруженным вирусом и предложит три варианта решения проблемы: вылечить, отправить в карантин и удалить. Выбирайте «удалить» – это гарантированно избавит вас от вируса. Если на вашем компьютере отсутствует антивирусная программа, скачайте в Интернете лечащие утилиты, например, CureIt или COMODO Cleaning Essentials. Установите их и удалите обнаруженные вирусы.Если вирус не позволяет выйти в интернет, блокируя работу браузера, попробуйте удалить его следующим образом. Зайдите в папку Windows, а затем – в папку system32.Выберите папку drivers и войдите в etc. Откройте в файл hosts. Удалите все данные после строки 127.0.0.1.localhost и сохраните файл. Теперь перезагрузите компьютер. На всякий случай установите антивирус и просканируйте жесткие диски.С баннерами, которые закрывают большую часть рабочего стола и требуют послать денежное смс, можно бороться, перезапустив компьютер в безопасном режиме. После безопасной перезагрузки активируйте антивирус или лечащие утилиты и удалите вирус.Если вирус полностью заблокировал ваш компьютер, запустите операционную систему с другого диска. Воспользуйтесь запуском с LiveCD, проверьте систему на вирусы и уничтожьте их. Вы можете также подключить дополнительный жесткий диск с установленной ОС. Запустите с него операционную систему и проверьте все жесткие диски антивирусными программами.

Вдохновение считается неотъемлемым спутником творческого процесса. Великие люди, испытывавшие его, описывали это как некое состояние, при котором неожиданно охватывает непонятная чудодейственная сила. Поэты попадают под власть несущегося потока слов и рифм, композиторы неожиданно оказываются в мире звуков. В результате из-под их руки выходят гениальные творения. Но можно ли вызвать это необычное состояние и заставить музу работать на себя? Похоже, наука приблизилась к ответу на этот волнующий вопрос.

Муза, отзовись!

Считается, что по велению разума вызвать вдохновение нельзя, оно приходит спонтанно. Однако с этим утверждением не согласна сотрудник кафедры философии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Анна Слепцова, которая нашла в истории немало фактов, когда великие люди вызывали вдохновение. Если и не искусственно, то явно преднамеренно. Например, Шиллер опускал ноги в холодную воду, Бетховен бродил по полям в окрестностях Вены, математик Адамар в поисках сложнейших решений ходил вокруг стола, Гете мог творить только в герметически закрытом помещении без доступа свежего воздуха, Хемингуэй бежал из дома в шумное кафе, за столиком которого и писал рассказы, Леонардо да Винчи, для того чтобы приняться за работу, обязательно нужно было слышать звон колоколов, Гофман трудился в комнате, оклеенной черными обоями. Как видно, некоего единого, универсального способа вызвать вдохновение у великих людей не было. Наоборот, их методы зачастую противоположны. К тому же известна масса случаев, когда человека муза посещала всего лишь раз в жизни. Что же должно произойти, чтобы вдохновение снизошло на человека?

Это вознамерился узнать профессор психологии из университета Дрексела Джон Кониос. Он набрал группу добровольцев, которые должны были решать анаграммы. Часть испытуемых делала это под воздействием внезапного озарения, а другие приходили к решению, методически подбирая ответы. При помощи электроэнцефалографии и функционального магнитного резонанса Кониос вместе со своим коллегой Марком Юнг-Биманом установил, что у людей, на которых находило озарение, повышалась активность височной и лобной долей правого полушария головного мозга. Эти люди, по словам исследователей, удивительным образом переключали поток мыслей при необходимости решить новую задачу или подавляли нежелательные мысли в нужный момент. При этом ученые выяснили, что у людей, которые решали задачи методически, активизировалась зрительная кора левого полушария. Кониос уверяет, что придумал, как искусственно подводить себя к озарению. Для этого нужно... выключать левое полушарие, которое глушит правое, являясь своеобразным цензором. Чтобы произвести это действие, психолог рекомендует выполнять монотонную неинтеллектуальную работу - например, чистить ботинки, мыть посуду, тупо ходить кругами или гладить. Такая деятельность, как утверждает ученый, снижает функцию левого полушария, позволяя озарению подбираться к сознанию, минуя цензора.

Какая разница!

Вроде бы исследование дало решение загадки, как вызвать вдохновение, однако некоторые ученые утверждают, что вдохновение и творческое озарение - разные вещи. Кониос и Юнг-Биман исследовали как раз второе. В случае озарения человек неожиданно находит ответ на задачу. Но этому, как утверждает директор Института мозга человека РАН, член-корреспондент РАН доктор биологических наук Святослав Медведев, предшествует долгое обдумывание именно этой задачки, и в подсознании постепенно складывается четкая система. Она-то и дает возможность решить задачу, казалось бы, моментально. Так было у Менделеева, который увидел во сне (тогда, кстати, цензор тоже спал) строение таблицы химических элементов. Но это всего лишь конечный этап нормальной, хоть и напряженной работы мозга. Ученик в школе тоже испытывает озарение, когда находит ответ в примере, просто в зависимости от ума и таланта меняется масштаб решаемых задач, оттого одни озарения никому не заметны, а другие настолько масштабны, что могут сойти и за снизошедшее вдохновение. И все-таки это не совсем одно и то же.

«Вдохновение отличается от озарения тем, что это некое измененное состояние сознания», - поясняет Святослав Медведев. Если человек способен войти в это необычное состояние, значит, он может индуцировать в себе вдохновение. В результате он делает то, что не смог бы сделать в другое время. Например, французский офицер Руже де Лиль под воздействием лунной ночи и страстного порыва сочинил бессмертную «Марсельезу». Но сколько ни пытался творить потом, превзойти себя так и не смог.

Однако состояние сознания не может меняться просто так. Должен произойти выброс определенных гормонов, чтобы изменилась биохимическая картина мозга. Но каких именно, науке, увы, пока неизвестно. А по всей вероятности, именно за этой секретной дверцей и находится разгадка тайны феномена вдохновения. Правда, Святослав Медведев все же оговаривается, что «у каждого есть своя хитрая система изменения состояния мозга». Например, кто-то «слышит» свой будущий стихотворный шедевр, уютно расположившись у камина, а кому-то, чтобы ухватить музу, нужно привести себя в истеричное состояние.

Источник творчества

Другой, не менее интригующий вопрос, связанный с вдохновением, касается того, откуда оно, собственно, может черпаться. На сей счет сегодня высказываются совершенно фантастические предположения. Анна Слепцова предполагает, что гениальностью обладают исключительно те люди, психика которых каким-то только им известным образом связана с космическим метасознанием или они умеют настраивать свое сознание на него. Что имеется в виду? Например, некоторые исследователи творчества Ньютона полагают, что одному человеку невозможно совершить такое огромное количество открытий в разных областях математики и физики, которые сделал он. Из-за этого биографы ученого выдвигают мистическую идею о том, что его сознание, как приемник, подключалось к необъятному космическому «складу» знаний. Подобной версии существования некоего общего Wi-Fi-пространства, к которому подключены все без исключения люди, придерживается и доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор Михаил Решетников. По его словам, именно этим можно объяснить неожиданные вспышки вдохновения, заставляющие людей творить то, что в другом состоянии они неспособны сделать. Кроме того, ученый уверяет, что общее хранилище знаний как раз и приводит к тому, что некоторые гениальные идеи и решения могут приходить одновременно к совершенно незнакомым людям, находящимся в разных частях света. Вероятно, в результате некоего сбоя система управления общим сознанием выдает одинаковую информацию в два канала.

Конечно, единым космическим сознанием было бы, наверное, проще и удобнее всего объяснить феномен вдохновения. Но почему тогда оно не достается всем поровну? Анна Слепцова, исследовав жизнь и труды великих людей, отыскала качества, которыми, похоже, нужно обладать, чтобы быть с музой накоротке. В первую очередь это эмоциональность и спонтанность характера человека, его мыслей и действий. У тех, кого принято называть гениями, вероятно, проявляла себя даже сверхспонтанность. В связке с ней идет интуиция. Но два самых главных признака человека, способного поймать музу, как считает ученый, - это одержимость и стремление к превосходству. Эти качества вкупе действительно способны вызвать изменение сознания - уж больно велика их совокупная нагрузка на мозг и душу.

Однако те немногие творцы, которым дано было испытать вдохновение, на самом деле никогда не сидели и не ждали, когда оно снизойдет само. В одном из интервью писатель Георгий Вайнер признавался: «Мы с братом Аркадием никогда не рассчитывали на вдохновение. Ведь оно по большому счету редкость, состояние исключительное. Надеяться на него контрпродуктивно. Садись и колоти по клавишам - и да помогут тебе Бог, Рок, Вкус и еще тридцать три обстоятельства».

Похоже, что муза не работает на тех, кто не работает на нее.

Ольга Маховская, старший научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук:

Вдохновения как самоцели не существует. Это некий сопутствующий, побочный продукт в нашем взаимодействии с миром. Вызвать вдохновение - это из области обманок, заморочек для публики. Что касается приемов, которыми якобы можно стимулировать музу, например ушата холодной воды и прогулок по полям, то они могут вызывать определенную степень возбуждения. Вдохновение направлено на взаимодействие с миром, а возбуждение как раз тот процесс, который связан с физиологией человека, его положительной стимуляцией. Из-за этого у творческих людей могут быть неупорядоченные сексуальные связи или обжорство - это попытка вогнать в рабочее состояние подкорку мозга, войти в состояние пробуждения, после которого следует возбуждение, а потом третий этап - вдохновение. Правда, если не остановиться вовремя, может случиться истощение организма.

Елена Пронина, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор философских наук, кандидат психологических наук:

Вдохновение нельзя вызвать когда угодно и куда угодно. Это правильное направление мысли, вызывающее творческий подъем. Чтобы это правильное направление мысли возникло, нужно несколько вещей. Прежде всего труд. Маркес говорил, что вдохновение приходит только во время работы. Также необходимы интеллект и навыки самовыражения в области, в которой творит человек. Кроме того, в этом ряду особо выделяются счастье - потому что вдохновленный человек делает общественно важную работу, и честность - чтобы не свернуть, когда бывает страшно. Вдохновение называется еще состоянием потока, когда человек забывает о времени и работает на максимальной отдаче. Это как самолет, который должен набрать определенную скорость, чтобы взлететь. Так же и у человека: он работает-работает и, если нашел правильное направление мысли, взлетит.

Понятно, что гарантированно вызвать вдохновение вряд ли получится, однако следующие практические советы могут помочь вернуть или вызвать долгожданное вдохновение:

1. Ограничьте отвлекающие факторы. Чем сложнее задача, тем тщательней нужно сосредоточиться. Но в эру современных технологий сложно работать при включенных социальных сетях, куда так и тянет магнитом. А если еще и разрывается мобильный или домашний телефон – о покое совсем можно забыть. Если дома не получается отгородиться от отвлекающих факторов, тогда идите на природу. Это может быть парк, набережная или дворик. Если не получается и там, попробуйте просто прогуляться на свежем воздухе, освежитесь. Ведь прогулки хорошо влияют на продуктивность мозга.

2. Наблюдайте. Новая идея – это комбинация и сложение хорошо забытых старых мыслей. Следовательно, чем больше таких элементов у вас есть, тем больше вы сможете выдать идей. Чтобы накопить такой арсенал – наблюдайте. Рассматривайте окружающий мир, события, явления, людей. Кладом среди источников наблюдения может быть природы. Оттуда можно черпать множество образов и форм, которые поражают своим разнообразием.

3. Литература. Читайте больше книг. Это неиссякаемый источник вдохновении и идей. С помощью книг вы пополните свой словарный запас и научитесь уделять внимание деталям. Когда открываешь новую книгу, ее истории непринужденно создают творческую атмосферу, в которой можно с легкостью творить. Ведь количество образ при чтении книги может в разы увеличивать картины реальности. Но не останавливайтесь на одном жанре.

4. Нужное время. Творить нужно в удобное время. Очень много зависит от биоритмов человека. Допустим, если вы сова, то не пытайтесь заставить мозг в 7 утра написать новую картину, и наоборот. Жаворонки не смогут создать новое стихотворения после полуночи. Спите столько, сколько возможно, и старайтесь быть в хорошем настроении. Творить на позитиве намного легче.

5. Нужен перерыв. У каждого жизни есть периоды, когда нужно срочно отдохнуть, уехать и отойти от повседневной жизни. Позвольте себе это: сходите в театр, возьмите небольшой отпуск, проведите выходные за городом, повидайте друзей. Это поможет упорядочить мысли, а новые эмоции вдохновят на творения великих дел.

6. Музыка не повредит. Любимая музыка способна направить мысли в нужное русло. Не важно, грустные треки или подвижные – главное, полностью подчиниться музыке, раствориться в ней. А если подумать над их смыслом и дать волю воображению, тогда рождение шедевра не за горами.

7. Коллекционируйте. Собирайте вещи или предметы, которые сужать для вас источником вдохновения. Это могут быть фотографии, вещи, фильмы, журналы или поделки. Когда возникает необходимость вернуть музу, просто загляните в свой архив и получите дозу творчества.

8. Не забывайте о себе. Если на душе тревога или беспокойство творить очень сложно. Нужно делать себя счастливым человеком. Делайте то, что вам нравится, проводите больше времени с семьей, не забывайте о друзьях. Не нужно накапливать проблемы в огромный снежный ком, решайте их в меру поступления.


А я — не копирайтер!

Наташа услышала мой громкий вздох и утешила меня: «Ерунда какая) Думаю, сюда подходят все райтеры по определению. А уж к ним Вы точно относитесь!

Так что торжественно передаю из рук в руки! Любопытно почитать об источниках Вашего вдохновения. Ведь писать посты в блоги — это тоже не хухры-мухры»…

Вот так, я даже опомниться не успела, как уже стою в руках с эстафетной палочкой. Да ещё с такой непростой. Ведь речь не о чём-то там повседневном, а о том, что делает нашу жизнь счастливее — о вдохновении. Впрочем, жизнь как раз таки и становится счастливой, когда это самое вдохновение посещает нас ежедневно, и даже по несколько раз в день. А если не посещает?

Как его вызвать? Вдохновение — это не подруга, которой можно позвонить: приди, мол, плохо мне, а поговорить не с кем.

А ведь без вдохновения — никуда. Или всё же можно прожить и без него? Прожить, наверное, можно. Но сотворить что-нибудь гениальное (или хотя бы просто прекрасное) — нельзя.

Я — человек счастливый, и вдохновение меня посещает не только по праздникам. Но явления его всегда непредсказуемы.

Узы Музы

Вдохновение — как любовь. Порой нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждёшь.

Возвращаемся мы с мужем и младшей дочкой с речки. Я — не за рулём, а потому наслаждаюсь красотами нашей степной природы, ясным голубым небом, подсолнухами в полях. И вдруг — в голове — щёлк! Лезу в сумку за блокнотом и ручкой. И начинаю быстро записывать строчки.

Муж на меня косился, косился (хорошо, хоть дорога довольно свободная), а потом спрашивает: «Что это ты там пишешь?» (Ох, самый нелюбимый вопрос в такие моменты — меня тут вдохновение посетило, не трогайте меня!) «Так, — говорю, стишки». «О чём?» — не унимается муж. «Потом прочитаю», — отмахиваюсь я, снова утыкаясь в блокнотик. Но поздно… Вдохновение — штука капризная. Стоит отвлечься на секундочку — и всё! — оно уже упорхнуло! Наверное, к другому писаке…

В общем, Вы уже поняли, когда приходит вдохновение — главное, чтобы мне никто не мешал! Не отвлекал меня ничем. Лучше всего, увидев, что я что-то увлечённо пишу, сделать вид, что меня тут нет, не обращаться ко мне с какими-то вопросами, просьбами.

«Мама, я водички хочу!» «Пойдём строить зоопарк!» …У меня двое малышей. Младшему полтора года, он ещё толком не умеет говорить. Зато может подойти и начать хныкать, или тянуть меня за палец — пошли, что расселась, мне скучно. А четырёхлетняя дочь всё время что-то творит: то нарисует, то станет в какую-нибудь акробатическую позу, то что-то построит… «Мама, смотри!» Ну как тут не отвлечься!

Поэтому больше всего люблю, когда кто-то идёт гулять с детьми, а я остаюсь дома одна. Совсем одна. Это бывает редко, но тогда я могу спокойно поработать.

А ещё — ночь. Но, поскольку оба компьютера стоят у нас в спальных комнатах, где ночами спят люди, ночью я могу писать только в блокнотик. А тут исправлять, чёркать — потом не поймёшь, где читать, где рыбу заворачивали. Разбаловали меня эти компьютеры…

Впрочем, вдохновение иногда играет со мной жестокую шутку. Уже час ночи, а я всё верчусь без сна. В голове выстраиваются готовые картинки, образы, мысли — так и просятся, чтобы их записали. По опыту уже знаю — запоминать — бесполезно. Утром проснёшься tabula rasa, то есть самым, что ни на есть чистым листом со стерильной памятью. Ни одной ночной строчки в голове — всё словно стёрто снами.

Поэтому, стараясь никого не разбудить, тихо встаю и бреду на кухню. У меня на холодильнике всегда лежит блокнотик с ручкой на такой случай. Всё равно ведь пока не запишу то, что пришло в голову — не усну. Буду вертеться и до двух, и до трёх часов ночи. А запишу — могу спать спокойно. Так что иногда вдохновение не только сладко, но и мучительно. Когда приходит не во время, ночным татем. Особенно, если утром — рано вставать.

Поэтому я иногда отмахиваюсь от моего вдохновения. Могу себе это позволить. Я принадлежу к той счастливой породе людей, которые, словно по волшебству, умеют, если и не вызывать вдохновение (как его вызовешь? — оно — штука капризная), то настраивать себя на его приход.

Для этого мне обычно надо немного: просто начать работать в подходящем настроении и в благоприятных условиях.

А там, когда уже оно пришло — я могу писать, не останавливаясь, часами, забывая о времени, о еде (о питье стараюсь не забывать, поэтому заранее завариваю себе моего любимого зелёного чаю), о другом мире — я вся живу только внутри своего текста, а он живёт во мне.

Да, поскольку я пишу разные типы текстов, то признаюсь: для того, чтобы написать хороший пост или научную статью особого вдохновения и не нужно: здесь важны мысли. А вот, чтобы написать стихотворение, рассказ или даже отличную журналистскую статью — тут уж без вдохновения не обойтись. Тогда произведение будет читаться на одном дыхании. Если читающему человеку не скучно читать то, что Вы написали — это один из ярких признаков вдохновения. Причём, вдохновение бывает не только писательское, но читательское, но это уже немного другая тема.

Кирпичики моего вдохновения


Вдохновение может таиться где угодно: в луче солнечного света сквозь порыжелую листву, в просмотренном недавно фильме, в понравившейся (или уже давно любимой) песне… Но особенным источником вдохновения для меня служат чужие тексты. Да, да! Я открыто признаюсь в этом! Не то, чтобы я занимаюсь плагиатом, воруя у кого-то мысли, переписывая по-своему чужие строки… Но у меня чаще всего бывает так: чужие мысли порождают во мне какое-то смутное беспокойство, я начинаю задумываться, и вот оно — рождается уже что-то своё. И даже не обязательно в тему того, что я прочитала. Не знаю, как это происходит. Физиология вдохновения — такая загадочная вещь.

В общем, не зря говорится: хочешь стать хорошим писателем — сперва стань хорошим читателем. Хотя Умберто Эко утверждает: «…чтобы стать хорошим читателем, необходимо стать хорошим писателем». И я прекрасно понимаю, о чём он: когда сам пишешь, совсем уже по-другому читаешь чужие тексты. Уметь читать — это так важно. Не в смысле знать азбуку, не сам процесс различения букв, а то, что стоит за всем этим, то, что делает нас людьми. Я уверена — люди становятся Людьми, когда научаются любить, путешествовать и читать. Именно в таком порядке. Ведь это — ни с чем несравнимые эмоции. А эмоции — это именно то, что может породить вдохновение, которого никогда не бывает у животных.

В общем, вдохновение порождается тремя главными факторами, рождающими эмоции (без эмоций вдохновения не бывает!):

1. любовь (не обязательно — плотская, и не обязательно любовь именно к человеку: я влюбляюсь во многие вещи, а особенно — в книги и фотографии, в города и красивые здания, в восхитительные уголки природы (хотя, какие могут быть углы у природы — странное выражение));

2. путешествия;

3. чтение текстов (я имею в виду здесь тексты в постмодернистском значении слова: собственно тексты, состоящие из слов; изображения (фотографии, картины, кинофильмы); музыку… Не просто любование ими, а прочтение смысла .

В общем — всё, что рождает удивление, восхищение, страсть — это те кирпичики, из которых складывается грандиозное, но такое хрупкое здание вдохновения.

Но это всё — ничто, если нет подходящих условий. Для любого здания нужна подходящая почва. Иначе, вдохновение, даже если оно пришло, может мгновенно меня покинуть.

Шум — враг вдохновения № 1


Что касается алкоголя, или музыки — меня это не то, что не стимулирует — наоборот, отвлекает. Наркотики не употребляю совсем. Алкогольные напитки пью редко. Последний раз пила красное вино — месяца два назад, когда приезжала любимая подруга из другого города: сидели с ней до двух часов ночи в «Одноклассниках», смотрели фотки однокурсников и писали им глупые сообщения. Я терпеть не могу этот дурацкий сервис, как и прочих пожирателей времени, поэтому у меня такое правило: хожу в «Одноклассники» только когда приезжает моя подруга (она — человек сильной воли, себя из «Одноклассников» удалила, а я — не могу — любопытство сильнее меня).

Также, когда работаю, не проверяю почту, отключаю аську, иногда — даже выключаю звук на мобильнике.

Но самое страшное для меня — это громкая музыка, доносящаяся из-за забора. Если соседи врубают на полную свою попсу — всё: пиши пропало! Не могу работать — хоть тресни! В такие моменты я начинаю ненавидеть всех и вся: музыку, соседей, магнитофоны…

В общем, идеальными условиями для прихода ко мне вдохновения являются:

1. одиночество;

2. тишина;

3. тепло (ни жарко, ни холодно — именно тепло, когда мысли не плавятся от жары, но и не застывают от холода);

4. не слишком сытый желудок (иначе мозг становится вялым и ленивым);

5. когда ничего не болит;

6. ночь (но можно и другое время суток, ночь — это в идеале);

7. осень или любое другое время года, когда тихо, или когда идёт дождь, или когда медленно падает снег… Но лучше всего — всё-таки осень, когда листья становятся жёлтыми или красными, а небо — глубоким…

«- Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы?.. Вот.
Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь, - это оказалась пепельница, - поставил ее передо мною и сказал:
- Хотите - завтра будет рассказ... Заглавие "Пепельница".
И глаза его засветились весельем. Казалось, над пепельницей начинают уже роиться какие-то неопределенные образы, положения, приключения, еще не нашедшие своих форм, но уже с готовым юмористическим настроением...»

А. П. Чехов в воспоминаниях В. Г. Короленко.

Здравствуйте, дорогие читатели! Вот опять я со своим «статейным» настроением буду мутить всякую упоротую хрень. Вопрос, зачем я пишу сей несодержательный абзац? Все просто: вступление в статье должно быть всегда. А это - какое-никакое вступление.

Сегодня я буду рассуждать на тему вдохновения. Сразу оговорюсь: мое «творение» не совсем является статьей. Я просто буду делиться своим личным мнением по этому поводу. Ну, и не только моим.

Так что же такое – вдохновение? В фикрайтерском деле вдохновение – это то, что толкает нас писать продолжение к фанфику на радость заждавшимся читателям.

Это определение, как вы догадались, составлено лично мной.

А теперь обратимся к более полезным источникам информации.

Итак, «вдохновение – это состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти» - говорит нам словарь на Яндексе.

А заглянув во всезнающую Википедию, мы с удивлением (или без него) обнаружим, что
«вдохновение - состояние наивысшего подъёма, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи».

Вдохновение просыпается в нашей душе с призванием помочь нам справиться с той или иной творческой задачей. А писательство – это как раз творческая работа. Именно поэтому без вдохновения мы не можем написать фанфик, а если и можем, то работа получается уже ниже по качеству. Большая часть проблем, связанных с ленью, объясняется именно отсутствием вдохновения.

Вдохновение не обязательно должно проявляться везде. Возьмем то же фикрайтерство. Почему автор, у которого 100500 незаконченных фиков, начинает 100501? Потому что старые по каким-то причинам уже наскучили, былой интерес остыл. А тут тому самому автору свалилась на голову зубная паста марки NC, и… да-да, пришло то самое вдохновение. Но для нового фика!

Неизвестно, когда вашей Музе, олицетворяющей вдохновение, захочется посетить вашу душу и как долго она собирается там гостить. Все зависит от человека: насколько исполнительную музу он выбрал. Хотя нет. Муз ведь не выбирают!

Самый мощный поток вдохновения приходит сам, и вызывать его не нужно. Но поскольку фикрайтерство требует ответственности хотя бы перед верными читателями, далеко не всем хочется ждать, когда капризная Муза сама постучится в душу. Я расскажу о нескольких способах, как вызвать вдохновение в домашних (и/или не очень) условиях, которыми пользуюсь.

Итак, способ первый. Действует, если вы хотите начать новый фик.

Он заключается в прочтении интересной заявки. Ну, или на крайняк, просмотре/прочтении интересного произведения искусства (фильмы, картинки, книги и прочее). Но лучше – заявка. Чем больше людей заинтересованы в работе, тем больше лайков-отзывов. А они дополнительно поднимают самооценку, стимулируя на продолжение.
Читайте на досуге активные заявки, начиная от самых популярных. Возможно, вам понравится идея, и вы напишете по ней фик.

Способ второй. Новое ради старого.

Многие заинтересованы в том, чтобы их работа понравилась читателю. А конкретнее, получила много «лайков». А уж положительные отзывы для них дороже золота! Лично меня сильно стимулируют на работу именно отзывы читателей, потому что создается чувство того, что продолжение к фику кто-то ждет. И не хочется подводить. Ну и, конечно, приятно это жутко, когда писанину мою хвалят, поэтому хочется еще получить те же ощущения.

Но вам влом писать проду к неоцененному фику. Вы чувствуете себя бездарностью и пропадает желание творить. Что делать?

Поднимите себе самооценку за счет другого фика, написав по популярной заявке популярного жанра. Нет, конечно, если вас тошнит, к примеру, от омегаверса, не беритесь за работу через силу. Наша цель – получение вдохновения, а не дешевой популярности.
Желательно писать мини на одну главу, ведь мы хотим вернуть желание писать старый фанф, а не переключаться на новый.

Для меня этот способ достаточно непрост, потому что я частенько растягиваю свое «мини», превращая в миди, и получается новый незаконченный фанфик.

Способ третий и всем известный. Музыка.

Когда-то я совершенно не могла писать под музыку, но потом все поменялось. То, что вдохновляющая музыка обязательно должна быть вашей любимой – заблуждение. Музыка просто должна не отвлекать от работы и ассоциироваться с вашим фиком.

Включать подряд одну и ту же песню или проигрывать целый список – дело ваше.

Чем больше вам нравится песня – тем больше вероятности, что вы поймаете ту самую птичку вдохновения.

Способ четвертый. Наблюдения и мысли.

Я не зря привела воспоминания Короленко о Чехове в начале статейки. Источником вдохновения может стать все вокруг. Именно этот способ помог мне однажды написать NC-шную часть (название фика палить не буду, чтоб не пиариться).

Когда-то я ходила по магазину и купила банку Нутеллы. Потом пришла домой, открыла и… немного поела. И тогда было твердо решено: эта милая вкусняшка выступит в качестве смазки в NC.
Причем сама NC была еще совсем не продумана. Только один эпизод. Именно он вдохновил меня на остальное.

И вообще, записывайте все внезапные мысли в определенную тетрадку. Можете даже разбить ваш фик на предполагаемые главы и рассортировать по ним то, что вам приходит в голову.
Правда, сам автор ленится это делать, он все держит в голове, да и вообще чаще всего не знает, что будет писать в следующей главе.

Способ пятый. Читайте статьи

Честно признаюсь, из всех статей на Фикбуке, посвященных теме писательства, вдохновения и прочего, я почерпнула достаточно мало, почти все я уже знала сама. Но у меня все же есть желание перечитывать их вновь по нескольку раз. Они будят во мне надежду на то, что я теперь смогу стать лучше в писательском искусстве и дописать все свои фанфики. А надежда здорово побуждает желание творить дальше.

Способ шестой. Завести бету/гамму

Просите, кого хотите и где хотите, но, возможно, вам станет легче, если нетерпеливая бета будет толкать вас на проду, а соавтор помогать вам ее написать.

Способ седьмой. Просто писать

Не факт, что все вышеизложенные способы вам помогут и после прочтения вы тут же побежите писать проду к давно забытым фанфам.

Вдохновение может не прийти.

Что делать в таком случае?

Продолжать писать, как бы банально не звучало. Да, возможно, ваша глава будет высосана из пальца. В таком случае мучайтесь, как Гоголь, над каждым предложением. Или просите ту же самую гамму/бету, чтобы она помогла исправить весь ваш ужас.

Вот мы и рассмотрели все способы вызова вдохновения, которые я припомнила.

Напоследок хочу сказать: безвыходных ситуаций не бывает, даже в таком нелегком деле, как фикрайтерство.

Удачи вам и вдохновения!