Съемка любой группы людей представляет собой сложную задачу. А фотографирование семьи может оказаться испытанием даже для самых опытных специалистов. Вам нужно держать под контролем весь процесс, при этом четко донести до каждого участника чего вы хотите. Сделайте несколько снимков , чтобы у вас было из чего выбирать. Ведь всегда на фотографии будет кто-то с неудачной гримасой или с закрытыми глазами или с полуулыбкой.

Чтобы придать изображению больше живости и позитивности, можете призвать фотографируемых к некоторой подвижности и взаимодействию друг с другом. Вспышка заморозит их в динамике, так что вы все равно получите хорошую резкость в изображении. Кроме того, попробуйте разделить людей на семейные пары. Так в портрете может появиться трогательная близость.

Профессиональное брендовое студийное освещение может обойтись в тысячи долларов. Но, чтобы получить качественное освещение по более приемлемой цене, ознакомьтесь с предложением разных производителей. Качественный современный комплект освещения может обойтись вам и в несколько раз дешевле. Причем в набор могут входить и моноблоки, и держатели, и фотовспышки, и зонтики, и софтбоксы. Так что вы можете откорректировать и смягчить освещение для большей привлекательности портретов. Работа будет выглядеть профессионально. Следующий шаг заключается в инвестировании в фон. Вам нужно несколько рулонов бумаги различного цвета, а еще две стойки и роликовый держатель.

Бронирование студийного пространства это хорошая возможность сделать качественные портреты в оборудованном помещении. Но проявите бдительность. Вам надо многое уточнить. Спросите о высоте потолка. Это важно для создания желаемого освещения. Сможете ли вы использовать студийную вспышку и кабель? Какие фоны есть в наличии? Будет ли кто-то под рукой, чтобы помочь в случае необходимости? К тому же, если вам нужно всего лишь несколько часов студийного времени, поинтересуйтесь, возможна ли почасовая аренда студии, чтобы не оплачивать полный рабочий день.

Дети очень скоро теряют интерес к процессу, поэтому позаботьтесь о том, чтобы фотосессия прошла играючи. Принесите с собой любимые игрушки деток, чтобы их можно было подержать в руках и поиграть. Этот процесс увлечет их в течение не долгого времени, но вы успеете получить ряд кадров с интересными любознательными выражениями лиц малышей. Еще важно, чтобы мама или папа были под рукой. Так дети чувствуют себя комфортно. Поместите родителей у себя за спиной и попросите привлечь внимание ребенка. Они могут корчить рожицы, танцевать – в общем, делать все что угодно, главное, чтобы дети смотрели в вашу сторону.

Если вы не желаете обзаводиться полным комплектом студийного освещения, вы все равно можете достичь профессионально выглядящих портретов. Используйте пару современных вспышек и навесное оборудование. Портреты, представленные в качестве примеров были сделаны с помощью небольшого портативного фона и двух автономных вспышек. Для кадров использовали еще белые зонтики.

Фотографируя в домашней фотостудии при ручном режиме, хорошей отправной точкой для параметров экспозиции будут: скорость затвора 1/200 сек при диафрагме F / 9 и ISO200.

Освещение, которое есть у вас дома, определяет степень освещенности либо затененности объекта съемки. Увеличение или уменьшение мощности света затенит или осветлит объект.

Диафрагма контролирует глубину резкости, а также количество пропускаемого света. Более широкое отверстие осветит предмет. Если же вы выберете узкое отверстие, то это затемнит объект.

Скорость затвора в вашей камере управляет рассеянным светом. Установите его выше, чтобы затемнить фон и ниже, чтобы озарить его. Максимальная скорость синхронизации вспышки 1/200 или 1/250 сек, что зависит от вашей камеры.

Хотя индивидуальные портреты бывают очень интересными, первенство все равно принадлежит семейным снимкам, особенно тем, где запечатлены несколько поколений: например, внук, папа и дедушка. Самый логичный способ расположить на снимке трех человек — это построить их в ряд. Но обратите внимание на то, что они должны стоять плечом к плечу и

обязательно улыбаться: иначе картинка получится статичной, а дружная семья будет напоминать „трех танкистов"!

Что касается разницы в росте моделей, то ее можно обратить и на пользу. Самого высокого лучше поставить в середину, а двух других по бокам — это создаст своеобразный треугольник. Можно также поставить самого высокого позади других, чтобы его лицо было видно за их плечами. В случае несущественной разницы в росте под ноги человеку, стоящему позади, можно подложить несколько книг или использовать другую подставку. Главное, чтобы глаза всех моделей не оказались на одном уровне, и чтобы кто-то стоял либо спереди, либо позади основной группы — это создаст ощущение объемности.

Если освещение хорошее, у нас есть возможность выставить маленькое значение диафрагмы — f/11 или f/16. В противном случае необходимо построить всех моделей примерно на одинаковом расстоянии от камеры, чтобы все попали в фокус.

Используя широкоугольный объектив, вы приобретаете большую свободу действий, так как можете расположить группу подальше от камеры, что придаст снимку дополнительную глубину. Любые же способы приближения (зум или пространственное приближение) скроют перспективу.



Расширяя границы взятого жанра, мы постепенно приближаемся к съемке больших групп. На традиционном семейном снимке с четырьмя моделями обычно двое сидят спереди, а двое других стоят позади них. Если вы принадлежите к этой четверке, вам надо установить камеру в режим автоспуска и поставить таймер. Тогда вы успеете присоединиться к другим моделям.



Что касается заднего плана, больше всего подходит простой, не отвлекающий внимания фон. Если съемка происходит в помещении, пусть это будет белая стена, а если снаружи — подойдет зеленая листва или кустарник. Как вы понимаете, это в основном касается именно тех фотографий, для которых задний план не имеет особого значения. Но часто бывает так, что снимок только выиграет, если в него войдут разные детали „семейного гнезда". Застекленные балконы обычно светлые и открытые, на верандах чаще всего стоит оригинальная мебель, а оклеенные постерами спальни — идеальное место для съемки подростков.

Еще можно сфотографировать семью на фоне дома. Но насколько это реально, зависит непосредственно от здания и от того, что его окружает. Если вы на это решились, фотографируйте широкоугольным объективом: он позволит вместить в кадр большое пространство. Что касается семьи, ее можно будет расположить в углу снимка. Чтобы четким получился не только передний план, но и фон, установите маленькое значение диафрагмы — f/11-16 подойдет для этого лучше всего, если, конечно, позволит освещение.



Даже если модели вас хорошо знают, есть вероятность, что они начнут нервничать, когда вы попросите их позировать. Так что если вы не найдете способа их отвлечь, случится как раз то, чего опасаются все фотографы: модели потеряют естественную фотогеничность и получатся не самым лучшим образом. Удачные снимки получаются только тогда, когда модели чувствуют себя раскованно.



То же самое касается и портретных съемок на природе — в лесу, в городе, на пикнике, на побережье, да и вообще на отдыхе у нас или за границей. Фотографируя на улице, не забывайте следить за освещением, особенно если яркие лучи солнца падают отвесно. Но что же делать, если это так? Во-первых, можно найти место в тени — под деревом или навесом — и снимать там. Приглушение верхнего света означает, что вы не получите черных теней под глазами, носом и подбородком. Весь свет, попадающий на моделей, будет идти сбоку и спереди, что создаст мягкий, привлекательный эффект. Сделанные таким способом групповые снимки особенно хороши.

Данный урок фотографии мы начнем с важного первоначального условия: при съемке группы людей фотограф должен обращать внимание на то, что каждый индивид визуально подключается к другому человеку на фотографии. При этом следует соблюдать правило фотографирования группы людей: лица должны располагаться достаточно равномерно друг от друга, но люди соединяются между собой перекрытием корпусов тел.


Обратите внимание на отсутствие "пробелов" между отдельными членами семьи на этом семейном портрете.

Другой популярный метод для группового портрета заключается в том, чтобы сфотографировать людей, образуя так называемую пирамиду, когда позирующие расположены таким образом, что снизу снимка формируется более широкое основание, а вся композиция как бы стремится к единой вершине. Это, конечно, не настоящая форма египетской пирамиды, но можно заметить, что широкое основание, базовая часть фотографии уравновешивает и удерживает верхнюю.

Пробуйте расположить людей так, чтобы объекты в снимке взаимодействовали друг с другом, вместо того, чтобы просто смотреть прямо в камеру.

Но не следует забывать, что используя данный способ, в дополнение нужно обязательно следить за тем, чтобы все лица, которые повернуты в сторону от камеры, все-таки были хорошо видны и различимы. Просите всегда слегка разворачивать головы в направлении объектива.

Еще одним дельным предложением будет служить следующее: используйте геометрические фигуры в расположении значимых точек на ваших групповых или семейных снимках.

Например, вы можете создать свой семейный портрет с помощью треугольников. Это не должны быть визуальные равносторонние треугольники, они могут различаться и формой, и размером, но создавать для глаз зрителей такую возможность, чтобы переходить от одного лица к другому.

Руки - одна из важнейших частей в портретной фотографии. Никогда нельзя забывать о них - ни тогда, когда создаете одиночный образ, ни даже тогда, когда фотографируете групповой портрет. Большой ошибкой считается, если все люди на вашем снимки располагают руки одинаково. Меняйте положение рук своих моделей, чтобы улучшить общую позу портретируемых.

Лучшее настроение для семейного портрета - когда показывается любовь и привязанность членов семьи друг к другу. Выстраивайте композицию таким образом, чтобы лица ваших моделей располагались близко друг к другу. Очень часто такое расположение приводит к тому, что члены семьи начинают естественно улыбаться, потому что видят перед собой любимые лица и наслаждаются близостью и ощущают как никогда тесноту связи.

И вы как фотограф обязательно почувствуете как семья делится радостью от общения друг с другом, а это непременно отразится на общем настроении снимка.

Старайтесь оценивать фотографии с точки зрения профессионального фотографа - критичный подход всегда помогает сосредотачиваться на достоинствах и недостатках того или иного портрета. Набирайтесь опыта и "критической массы восприятия", когда рассматриваете снимки других фотографов, чтобы автоматически ловить наиболее удачные спонтанные моменты на фотосессиях, ведь ваши фотографии должны радовать людей не один день.

И о технических деталях групповой фотографии...

Конечно, в идеале необходимо творчески и индивидуально подходить к каждой фотосессии. Но никогда не помешает действенный и уже наработанный опыт других фотографов. Например, семейный портрет, где есть двое детей, может быть "круговым". Расположите своих моделей голова к голове на траве по кругу, чтобы они держались за руки.

Групповой портрет отличается тем, что допускает использование стандартного широкоугольного объектива. Фотографу вполне может хватить собственного роста, чтобы захватить полностью в кадр все семейство, в ином случае придется воспользоваться лестницей или какой-нибудь приступочкой.

Фокус выбирайте по центру изображения и используйте среднюю глубину резкости (Напоминаем, что использование диафрагмы 2,8 и шире не годится для съемки групповых портретов, так как все лица должны находиться в зоне резкости и если нет задумки размыть или размылить кого-то, то вне конкуренции будет открытие диафрагмы от f/8 до f/16.)

При работе с большими семьями старайтесь располагать людей вместе таким образом, чтобы они образовывали группы: рослые и молодые люди на заднем плане, пожилые в центре и дети спереди. Также помните о нюансе - самые высокие люди находятся по краям фотографий, как бы замыкая всю групповую композицию.

Не полагайтесь на волю случая и на произвольное правильное размещение людей в кадре, а также избегайте распределения "высокий-низкий-высокий-низкий".

Не бойтесь пользоваться , чтобы подсветить тени и "заморозить" лица для проработки большей глубины резкости, чтобы все абсолютно попали в зону резкости в кадре.

Отличная идея - подсказать моделям, чтобы они обнялись. Это покажет эмоциональную близость семьи. Хороший снимок можно получить, если наглядно продемонстрировать очевидные возрастные различия, например, бабушки с внучкой.

Правильными в настройках камеры для подобных моментов в портретных фотосессиях будут короткие выдержки. Нельзя заставлять моделей "держать улыбку", она получится искусственной и придаст неестественный эффект фотографии.

Напомните своим подопечным перед съемкой, чтобы подобрали одежду похожих оттенков и одинаковую по стилю. Не бойтесь экспериментов с расцветками, но избегайте яркого красного, он может испортить вам все кадры.

Параметры для семейных портретов разнообразны. Фотографу всегда необходимо стремиться к тому, чтобы получить сбалансированное и четкое изображение, поэтому используйте вспышку при необходимости для получения оптимальной выдержки (не менее 1/125). Рабочей должна быть диафрагма f/11-f/22, если имеете дело с большой группой, чтобы все находились в фокусе. Однако, если в фотосессии участвует три модели или меньше, используйте малую глубину резкости (f/2-f/5,6), чтобы сохранить фон размытым.

Еще одна небольшая профессиональная хитрость - любой групповой портрет стоит снимать с помощью серийной съемки. Делайте сразу несколько кадров, так потом будет проще выбрать фото, где никто не моргает. Когда фотограф снимает одну модель, то вероятность моргания невелика, и если моргнет - можно тут же заметить и переснять. Чем больше группа людей, тем выше вероятность, что кто-то не вовремя закроет глаза.

В случае, когда вы снимаете против солнца очень пригодится один из дельных советов, о которых мы писали в статье . Попросите всех закрыть глаза и открыть их только по вашей команде. Первое время люди не будут ничего видеть, так как глаза привыкли уже к темноте, и пока не адаптируются, щуриться не будут.

Не бойтесь творчески подходить к делу. Ключевой вопрос в семейных фотосессиях заключается в количестве людей, которых вы будете фотографировать. Большое количество народа всегда можно разбить на небольшие группы, а затем даже смонтировать при постобработке в один кадр. Самое главное, чтобы на снимке чувствовалась атмосфера единения между людьми. Тогда фотосессия может считаться удавшейся.

Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз выбрала для профессиональной и творческой реализации тему семейной фотографии. И к этому вопросу она подходит очень основательно. Семейной фотографии посвящен и ее диплом, который Ляля защитила на журфаке МГУ. По мотивам этой работы представляем вашему вниманию познавательную экскурсию в историю появления и развития жанра.

Для дипломной работы мне пришлось докопаться до самого начала фотографии как таковой. Я нырнула в историю с головой, словно Алиса в кроличью нору. Сегодня семейная фотография – это не только домашний архив конкретной семьи, она активно используется в фотожурналистике в качестве инструмента для достижения сильнейшего воздействия на зрителя и отражает социальные проблемы общества. А когда-то желание запечатлеть портрет человека и его семьи было одной из первых функций фотографии.

Мне посчастливилось изучить массу бесценной для фотографа литературы: книги Джульет Хэкинг, Владимира Левашова, Александра Лапина, Сьюзен Сонтаг, Ролана Барта, Вальтера Беньямина. Наибольшую помощь оказали альбомы Анни Лейбовиц, Салли Манн, Стэнли Третика, Павла Кривцова, коллекция королевских и императорских фотографий на сайте Royal Collection Trust , фотографии World Press Photo и International Photography Awards.

Семейная фотография, в отличие от живописи, это наиболее простой и легкий способ удовлетворить естественное желание человека – увековечить память о себе и своих близких. Продолжая традиции живописных портретов и позаимствовав у художников основы композиции, изобразительный стиль и варианты позирования, фотография имела главную отличительную особенность, в которой выразились ее историческая и документальная функции – реалистичность. По сути она была документом, доказательством жизни того или иного человека, дающим самое точное представление о том, как он выглядел.

На стиль и развитие семейной фотографии долгие годы оказывали влияние живопись, у которой она многое позаимствовала, а также проблема длительной экспозиции. Все первые семейные портреты были постановочными. Причем портреты детей, особенно маленьких, вообще были редкостью. Чаще всего лица и фигуры детей получались смазанными, особенно на групповых портретах, как например, на фотографиях Вильяма Эдварда Килбурна, первого фотографа, которому была оказана честь называться Фотографом Ее Величества и Его Королевского Высочества Принца Альберта.

Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Вильям Эдвард Килбурн, 1852 г.

Иногда детей фотографировали спящими, поскольку в этот момент они были неподвижны. Но с появлением посмертной фотографии, когда усопшим придавали естественные позы спящих, появилось негласное правило, переродившееся в примету - чтобы зрители не приняли случайно живого человека за мертвого, спящих людей фотографировать нельзя.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Мать и дитя, 1844-1850.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Посмертная фотография, 1850.


Посмертная фотография, 1895.


Посмертная фотография, 1900.

Другой уловкой при фотографировании маленьких детей был метод, получивший название «скрытая мать». Женщину прятали под тканями, так что она выполняла роль кресла или фона, на колени сажали ребенка, которого мать должна была успокаивать и удерживать в неподвижном положении.


Рассматривая семейные фотографии Королевы Виктории и российских императорских семей, можно выделить одну отличительную
деталь. Практически
на всех фотографиях, сделанных на
продажу, Королева Виктория
не смотрит прямо в камеру, а смотрит вдаль – в будущее своей страны. Это заметно на одном из первых семейных снимков королевы, дошедших до нас,
работы Генри Коллена, первого
профессионального калотиписта. Тем
интереснее кадры Роджера Фентона, известного военного фотографа, прославившегося благодаря серии снимков о Крымской войне – которые не предназначались для публичного показа и на которых Королева запечатлена в неформальном, домашнем стиле, в простой клетчатой шали и смотрит она прямо в камеру.


Королева Виктория и принцесса Виктория. Фотограф Генри Коллен, 1844 год.


Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Роджер Фентон, 1854 год.

В 1854 году, во Франции, Андре Адольф-Эжен Диздери запатентовал первую фотокамеру с четырьмя объективами, позволяющую одновременно получать до 8 небольших фотографий (визитных карточек – carte de visite) на одной крупной пластине. Процесс съемки и печати стал гораздо быстрее, проще и дешевле. Широкое распространение этот метод получил в 1859 году, когда Диздери выставил на показ фотографию Наполеона III с императрицей Евгенией и их сыном Александром-Луи-Эженом, что в несколько раз повысило спрос на услуги фотографа.


Наполеон III с семьей. Фотограф Диздери, 1859 год.

Еще одна мастерская прославилась снимком The Prince Imperial on Pony Beneath a Window авторства Пьера-Луи Пирсона. Сегодня фрагменты, которые должны были быть обрезаны на снимке – слуга, держащий поводья, император с собакой, установленный фон - представляют не меньший интерес, чем сам маленький принц.

Принц Империи верхом на пони. Фотограф Пьер-Луи Пирсон, 1859 год.

Королева Виктория с внучкой Александрой Федоровной, Николаем II и правнучкой. Фотограф Роберт Милн, Белморал, 1896 год.

Королева Виктория была большой поклонницей нового искусства – фотографии. Благодаря ее финансовой поддержке и введению моды на коллекционирование carte de visite, фотография получила стремительное развитие и бешенную популярность среди знати, а впоследствии и среди обычных людей. Королевская традиция посещения фотосалонов очень скоро стала всеобщей семейной традицией. Для таких фотосессий наряжались, делали прически и макияж, а фотографиями дорожили и хранили в альбомах. Большинство таких кадров не несут художественной ценности. В настоящее время часть из них используется для антропологических, социальных и исторических исследований. Некоторые члены королевских семей любили не только фотографироваться, но и фотографировать. До нас дошли снимки авторства Принца Альфреда (сына Королевы Виктории и Принца Альберта), Императора Николая II, его супруги Императрицы Александры.

Актерская семья Терри. Фотограф Льюис Кэрролл, 1865 год.

Первым фотографом, привнесшим непринужденность и естественность в постановочную фотографию, был знаменитый писатель Льюис Кэрролл. По мере сокращения времени экспозиции появляются более разнообразные сюжеты, жанровые сценки, рассказывающие о повседневной жизни членов королевской семьи, как на фотографиях Мэри Стин.

Королева Виктория с внуками за обеденным столом. Фотограф Мэри Стин, 1895 год.

В России наиболее известными и уважаемыми были фотографы императорского величества: Сергей Львович Левицкий, Карл Иванович Бергамаско, Карл Карлович Булла, Фёдор Генрихович Боассон, Карл Андреевич Ягельский – владелец фотоателье CE von Hahn & Co. Их фотографии жизни российских императорских семей представляют историческую, культурную и художественную ценность. Эти снимки и фотографии зарубежных королевских семей являлись и являются эталонами копирования коммерческими фотографами, специализирующимися на семейной и портретной фотографии.


Фотограф Сергей Левицкий, 1873.


Фотограф Сергей Левицкий, 1878.


Фотограф Карл Бергамаско, 1876-1877.


Фотограф Карл Булла, 1908.


Фотограф Федор Боассон, 1913.


Фотограф Федор Боассон, 1910.


Фотограф Карл Ягельский, 1909.

В 1900 году Истмен Кодак выпускает дешевую и простую в использовании камеру Brownie, благодаря которой появилась любительская фотография. И самое широкое применение она нашла именно в семейной съемке. Любительские фотографии, в отличие от профессиональных студийных портретов, содержали больше исторической и социальной информации, являясь своеобразными зарисовками семейной жизни.

В начале XX века вводится понятие документальная фотография, под которой прежде всего понимается социальная фотография, посвященная проблемам и изменениям, происходящим в обществе. Эти проблемы и изменения показываются через человека и его окружение. В 1925 году в продажу поступает знаменитая камера Leica – маленькая и легкая, позволяющая делать снимки с короткой выдержкой при естественном освещении – она открыла новые возможности и оказала огромное влияние на развитие фотожурналистики.

В Советском Союзе фотографию использовали главным образом в системе пропаганды, целью которой было достижение социальной гармонии, воспитание людей в соответствии с новыми ценностями, стимулирование к труду. Поэтому в функции фотожурналистики 30-х годов не входило освещение социальных проблем общества. Наиболее ярким примером документально-пропагандистской фотографии того времени, главными героями которой являются члены большой советской семьи, служит серия «24 часа из жизни Филипповых», снятая за 5 дней репортерами Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом и опубликованная в 1931 году в зарубежной и советской прессе. Вот эти кадры:




Зарубежная документальная фотография в послевоенные годы тоже чаще была позитивна, чем негативна. Общество было измотано войной и ужасами, ее сопровождавшими. Фотография обращает внимание на общечеловеческие ценности, вводится понятие гуманистической фотографии, стремящейся к межчеловеческому пониманию. Эпическая фотовыставка гуманистической фотографии, организованная в 1955 году в Нью-Йорке Эдвардом Стайхеном - The Family of Man, также известна под названием «Род человеческий» -
представила на суд зрителя коллекцию из 503 фотографий, в том числе и семейных, в которую вошли работы Юджина Смита «Прогулка по райскому саду», на которой изображены его собственные дети, и Эллиотта Эрвитта «Мать и дитя», фотография его жены и ребенка, а также фотографии Льюиса Кэрролла, Джулии Маргарет Камерон и других фотографов того времени.


Прогулка по райскому саду. Фотограф Юджин Смит, 1946 год.


Мать и дитя. Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1953 год.

Во все времена семейные фотографии политических деятелей, королевских и императорских семей и знаменитостей, показывающие образцовую личную жизнь, с одной стороны создавали положительный образ правителей и звезд, с другой – формировали в обществе систему традиционных семейных ценностей, с третьей – являлись образцами для подражания со стороны коммерческих фотографов.

Интересен архив фотографий американского фотожурналиста Стэнли Третика, несколько лет снимавшего семью президента США Джона Ф. Кеннеди. В альбоме «Capturing Camelot» официальные фотографии президента сменяются неформальными. И эти семейные снимки характеризуют и полнее раскрывают личность самого Кеннеди. Другим известным фотографом, снимавшим семью Кеннеди в 1960-м году, был Альфред Эйзенштадт.

Фотограф Альфред Эйзенштадт, 1960 год:

Фотографии из альбома «Capturing Camelot», фотограф Стэнли Третик, 1963 год:

Семейные фотографии известных актеров Сержа Генсбура и Джейн Биркин, снятые фотографом Клодом Азуле, выглядят очень естественно, словно приоткрывают дверь в их частную жизнь:

С изменениями, происходящими в обществе, меняется и фотография. Она становится более откровенной, интимной, как фотография с обложки журнала Vanity Fair 1991 года, на которой Анни Лейбовиц запечатлела обнаженную Деми Мур на девятом месяце беременности.

В настоящее время, когда техника практически не ограничивает фотографа в творчестве, мы наблюдаем огромное разнообразие проектов и альбомов, посвященных теме семьи. Одной из самых скандальных в истории семейной фотографии стало исследование периода взросления собственных детей, фиксируемое их матерями.



Фотограф Салли Манн, 1992 год.

Например, альбом американской фотохудожницы Салли Манн «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992), снятый в стиле пиктореализма, героями которого стали ее сын и две дочери от 7 до 13 лет, наделал много шума. Главным образом, из-за откровенных фотографий обнаженных детей. Благодаря этому альбому и скандалу, сопровождавшему его выход, Салли получила фотографическое признание.

Стоит упомянуть альбом «A Photographer’s Life 1990-2005» известного американского фотографа Анни Лейбовиц, который собрал лучшие фотографии за 15 лет ее творческой жизни. Семейные снимки соседствуют в нем с фотожурналистикой: рекламными, репортажными, снимками знаменитостей и политиков. Этот альбом показывает, насколько разнообразной может быть семейная фотография. В работах Анни подробно отражена жизнь ее семьи: рождение детей, фрагменты их детства, празднование юбилея ее матери, поездки к морю, отношения ее родителей, их болезнь и смерть. В них просматривается бережное и уважительное отношение к жизни своей семьи.



Снимки из альбома «A Photographer’s Life, 1990-2005». Фотограф Анни Лейбовиц, 1992 год.

Возвращаясь к теме фотосессий знаменитостей и их семей для известных глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Vogue, невозможно не упомянуть фотографов Тима Уолкера, Анни Лейбовиц и Джейсона Белла. Их современные постановочные фотографии сильно отличаются от постановочных портретов Викторианской эпохи разнообразием сюжетов и поз, естественностью и эмоциональностью. Тщательно продумываются цветовая гамма, образы, наряды.


Певица Мадонна с детьми. Фотограф Тим Уолкер, 2005 год.



Актриса Анжелина Джоли с приемным сыном. Фотограф Анни Лейбовиц, 2013 год.



Принц Уильям и Кэтрин Миддлтон. Фотограф Джейсон Белл, 2013 год.

Интересен цикл «Сестры Браун» американского фотографа Николаса Никсона, состоящий из ежегодных семейных портретов, прослеживает внешние и внутренние изменения, происходящие с четырьмя сестрами в течение 36 лет.



«Сестры Браун». Фотограф Николас Никсон, 1975-2011 год.

В современной российской фотографии можно отметить Владимира Вяткина и Павла Кривцова. Их работы отличаются особой душевностью, теплотой и любовью.


Фотограф Павел Кривцов.


Фотограф Владимир Вяткин.

Сравнительная доступность современной профессиональной фототехники создала огромный пласт фотолюбителей, снимающих свои семьи. Казалось бы, тема раскрыта. Тем парадоксальнее непроходящий успех фотовыставки «Семья человеческая». С 1955 года она гостила более чем в 150 музеях мира, сейчас ее постоянная экспозиция «прописана» в замке Клерво в Люксембурге. С 2002 года внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Экспонаты сгруппированы по темам: рождение, любовь, труд, радость, смерть. Снимки одинаково близки всем культурам, всем людям. Как написал Карл Зандбург: «В мире есть только один мужчина, и имя ему Все Мужчины. В мире есть только одна женщина, и имя ей Все Женщины. В мире есть только один ребенок, и имя ему Все Дети».

Сооснователь

«Мы c партнером Георгием Кеймахом уже три года работаем со старинными фотоаппаратами. Это советские камеры, которые, в общем-то, не очень сложно достать, но сложно поставить на поток работу с ними. Мы сами восстановили старинную технологию и теперь снимаем мероприятия и семейные портреты. За один раз выходит 10–20 кадров, которые мы можем на месте проявить . Своего помещения у нас нет, мы приедем к вам домой и пофотографируем в ваших интерьерах».

Художественное ателье ХАС


Фотограф

«В мае этого года я совершенно случайно через друзей на фейсбуке нашел мастерскую на Сретенке, в доме Лансере. С 1995 года эта квартира пустовала, тут не было ни сантехники, ни света, но я, едва въехал, начал снимать. Фотографией я занимаюсь с 1999 года, это мое ремесло. Также я читаю здесь лекции, недавно в квартире открылась первая выставка. Это еще и такой клуб для друзей: мы здесь пьем вино, курим табак».

«Юность»

Жанр «один день из жизни» в исполнении бывшего ассистента Esquire


Фотограф

«Я фотографирую около 10 лет. Интерес к портретам появился, наверное, после первой поездки в лагерь «Камчатка» , а какие-то реальные представления о том, как снимать семью и детей - когда родился старший сын. Вместе с мужем мы придумали фотосессию «Один день вместе» - то есть один день из жизни семьи. В Москве больше ни у кого такой нет. Мне не нравится снимать в студиях, поэтому чаще всего съемка проходит дома или на улице. Если это «Один день вместе», то я приезжаю с утра, фотографирую все, чем занимаются люди, и получается что-то вроде документальной съемки. Моя задача - запечатлеть красоту текущего момента.

Камерная мастерская естественного света «12/12»

Два фотографа в квартире на Тверской, 12


Фотограф

«В феврале этого года мне понадобилась старинная, сталинского типа, квартира, чтобы поснимать портфолио одному хорошему артисту. Студии я не люблю, они все мне кажутся одинаково безликими и слишком скучными для съемок. Эту квартиру я нашла, но лишних денег, чтобы внести плату и залог у меня не было. Тогда я стала искать кого-то, с кем можно разделить аренду. Этим человеком стала Наташа Тазбаш. Она тоже снимает исключительно на пленку, на карданную камеру (большой фотоаппарат на треноге, как в фотоателье начала прошлого века, только современный). У нас получилось к лассическое камерное ателье, куда может прийти любой желающий и, как в стародавние времена, сфотографироваться на пленку. Меня интересуют в основном черно-белые картинки. Цвет слишком сложен, я мыслю графически. С черно-белой пленки можно аналоговым способом как положено напечатать работы. А что делать с цветом, я не понимаю: вроде снимаешь на пленку, а результат получается все равно какой-то цифровой ».