Таймлапс довольно интересная техника, находящаяся на грани фото и видео. В последнее время она приобрела заметную популярность, не смотря на то что сама техника существует уже десятки лет. Раньше таймлапс применялся в основном для съемки и изучения медленно протекающих процессов и использовался в научных целях. Правда называли его по другом — покадровая съемка, съемка с интервалом или цейтраферной съемкой.

Но перейдем к делу. Если кратко, то таймлапс это ролик смонтированный из множества фотографий, сделанных с определенным интервалом и как правило с одной и той же точки. Интервал при этом может быть разным, от секунды до нескольких часов. Это зависит только от того, что вы хотите добиться в конечном итоге.

Подготовка к съемке таймлапса

Подготовка начинается с главного — принятия решения о том, что именно снимать. Один из самых простых и популярных сюжетов, съемка жизни города. Всегда есть динамика, а снимать можно хоть с крыши своего дома, хоть из своего собственного окна. Поэтому если вы решили потренироваться, то начать стоит именно с подобного сюжета. Но если вы хотите сделать что то по настоящему оригинальное и захватывающее, то придется напрячь фантазию.

Самое главное — итоговый ролик должен быть не хаотичным сборищем двигающихся объектов, а полноценным минифильмом с плавным развитием событий.

Таймлапс про Дубай. Съемка городов — один из самых популярных сюжетов для таймлапсов

Timelapse целиком построен на динамике в кадре, причем динамике последовательной. Иначе теряется вся суть. Сделать таймлапс на статичных картинках, где ничего не меняется со временем конечно можно, но он мало кому будет интересен.

Поэтому, прежде чем приступить к съемке, трижды подумайте — какая именно динамика будет в кадре. Самое простое что приходит на ум — движения машин, людей, облаков, каких то других объектов. Но динамика может заключаться и в другом. Вспомните научные ролики, которые вы наверняка видели в детстве, ведь это все были таймлапсы, снимающие физические процессы — как кусок льда превращается в лужу, как прорастает зерно и появляется растение, как меняется форма объекта со временем, как оставленный на столе кусок хлеба превращается в сухарь и т.п.

Что потребуется для съемки таймлапса?

Во первых фотоаппарат. Вопреки некоторым мнениям, для съемки таймлапса не требуется супер дорогая камера с кучей приспособлений. Нет, конечно те, кто занимается профессионально съемками таймлапса будут утверждать обратное и будут по своему правы. Специальные приспособления и дорогие камеры позволят сделать что то особенное и облегчит работу фотографу. Но снять таймлапс можно и на совсем простую камеру. Это то же самое что и с обычной фотографией. Для того чтобы снять отличный пейзаж или портрет, вам совсем не обязательно иметь исключительно топовую полнокадровую камеру, навороченное световое оборудование и кучу ассистентов.

Итак для начала вам потребуется практически любой цифровой фотоаппарат. Главное, чтобы на нем была возможность делать снимки через определенный интервал. В некоторых руководствах по таймлапсу есть указания что съемка должна соответствовать частоте видео — 24 кадра в секунду. Но это не так. Во первых таких скорострельных камер не так много, во вторых, зачем превращать таймлапс в полный аналог видео? В этом нет смысла. Смысл таймлапса именно в том, чтобы уместить длительный процесс в очень короткий промежуток времени. Показать целые сутки из жизни города всего за 10 секунд или как растение вырастает не за месяц, а всего за минуту.

Невероятно красивый тайлапс про альпинистов на Эвересте

Другая важная составляющая — пульт ДУ, чтобы минимизировать возможные встряски камеры во время спуска затвора. В идеале — программируемый пульт со встроенным таймером. Пульты можно поискать как оригинальные (Canon, Nikon) так и сторонних производителей.

В некоторых камерах, есть возможность интервальной съемки прямо в настройках камеры. Например такая возможность есть в Nikon d200/300/700/7000, почитайте внимательно инструкцию к своей камере, возможно вы будете приятно удивлены наличием подобной возможности

Если такой функции нет, есть другой путь — можно поискать альтернативные прошивки для вашей камеры, реализующие подобную функцию. Например для Canon, такие прошивки есть на сайте. Но это опасный путь — так как неофициальная прошивка от непонятно кого, может запросто угробить вашу камеру.

Третий путь — подключение камеры к ноутбуку или компьютеру и дистанционное управление ею при помощи фирменных утилит. Например Canon EOS utility. Здесь все зависит от того, имеет ли ваша камера возможность дистанционного управления с компьютера.

Если же ничего из этого у вас нет, то не отчаиваетесь. Вы всегда можете просто аккуратно нажимать на спуск затвора через строго определенный интервал. Да, это нудно, муторно, но «искусство требует жертв». Придумайте сценарий съемки, где вам не потребуется слишком короткий интервал между кадрами и задача существенно упроститься.

Одним из самых необходимых предметов для съемки таймлапса является штатив. Так как если камера сместиться даже не на много, это может привести к катастрофическим последствиям для итогового ролика.

Стоит так же подумать от размере карты памяти, особенно если вы снимаете в RAW и решили создать большой таймлапс на сотни кадров.

Ну а самое главное — иметь терпение. Особенно если вы планируете снимать таймлапс где то за пределами своей уютной квартиры. Учитывайте так же и погодные условия, особенно если вы решили снимать таймлапс зимой или осенью. Ведь вы можете банально замерзнуть, аккумуляторы могут быстро разрядиться на холоде, осенью может неожиданно пойти дождь и намочить камеру, если вы заранее не подумаете о том как ее закрыть.

Как сделать таймлапс. Приступаем к съемке

Итак самый простой способ.
Ставим камеру на штатив и надежно закрепляем. Выставляем настройки экспозиции в ручной режим. Отключаем автофокус. Отключить автофокус очень важно, так как на автомате, камера может сфокусироваться не на том объекте при съемке очередного кадра и на итоговом ролике вы получите «скачек» изображения. Так же стоит отключить все стабилизаторы изображения, они могут только вредить при съемке со штатива. Баланс белого лучше так же перевести в ручной режим, а саму съемку вести в RAW чтобы потом иметь больше возможностей для коррекции ошибок.

Когда все готово, сделайте несколько пробных кадров, чтобы убедиться в том, что экспозиция выбрана верна. Теперь самое важное, это определиться с интервалом. Какую либо точную рекомендацию тут дать сложно, так как интервал может зависеть от множества параметров. Начиная от самой сцены, заканчивая погодными условиями и скоростью ветра (если одним из элементов съемки являются облака).
Поэтому пробуйте и еще раз пробуйте. Начните например с того, чтобы заснять сцену с интервалом 1 кадр в 2-5 сек. Посмотрите что получилось и скорректируйте время. Не стоит делать слишком короткие интервалы. Помните, мы снимаем таймлапс, а не видео.

Если вы снимаете таймлапс в условиях слабой освещенности, то учтите, что интервал между кадрами должен быть как минимум вдвое больше чем выдержка. Например если выдержка 1сек, то интервал должен быть как минимум 2 сек.

Если вы собираетесь кропировать итоговый ролик в соотношение сторон принятое в видео (например 16:9), то учите это при компоновке кадра, так чтобы после кропирования важные детали не оказались за кадром.

Есть один нюанс, называемый «фликер диафрагмы», выражается он в изменении яркости экспозиции между кадрами и связан с техническими особенностями реализации диафрагмы на современных объективах. Для того чтобы снизить влияние данного эффекта попробуйте снимать на полностью открытой диафрагме. Кроме того, опять же стоит снимать в RAW, чтобы в случае возникновения данного эффекта, поправить экспозицию программно, в редакторе.

И последнее, думайте о зрителе. Ему будет скучно смотреть длинный ролик, если в нем не происходит ничего особенно интересного. Учтите это выбирая сюжет и интервал съемки.

Монтаж таймлапс ролика

Остается последний пункт. Как из всех снятых кадров сделать ролик. Первым делом нужно просмотреть все кадры и обработать фото — сделать цветокоррецию, коррекцию экспозиции и т.п. При этом важно, чтобы итоговое изображение на близлежащих кадрах визуально не сильно отличалось по данным параметрам. Если вы на одном из роликов задрали яркость сверх меры или слишком сильно изменили баланс белого — это моментально будет заметно в ролике.

После того как вся серия обработана, надо смонтировать ролик. Для этого подойдет любая программа для монтажа видео, например Adobe After Effects. Загружайте в программу снимки в виде отдельных кадров, накладывайте музыку, эффекты и т.п. Тут так же придется поэкспериментировать, чтобы достичь хорошего результата.

Ну и напоследок, один из самых масштабных и удивительных таймлапс роликов, сделанный из космоса, с борта МКС.

Снять таймлапс, который будет отличаться хорошим качеством, весьма непросто. Но мы подготовили статью, в которой рассказано все, что вам необходимо знать, если вы хотите получить великолепную запись. Мы объясним, что такое таймлапс, как и когда использовать его, приведем советы по достижению лучших результатов и способы правильной настройки iPhone .



Что такое таймлапс?


Таймлапс – это один из вариантов съемки видео, который появился в iOS 8 . Запись ведется с очень пониженным количеством кадров в секунду. Обычно это значение составляет всего два кадра в секунду, хотя точные показатели зависят от продолжительности итоговой записи. При проигрывании видео ускоряется до тридцати кадров в секунду, что позволяет его смотреть, как и любое другое.



Это техника отлично подходит для съемки больших статичных предметов и окружающей среды, которые изменяются постепенно в течение продолжительного периода времени. Таймлапс отлично подойдет для записи солнца, движущегося по небу, раскрывания бутонов цветков, либо создания стилизованных музыкальных видео в местах, где присутствует большое скопление людей.


Как переключиться в режим таймлапс


Чтобы включить режим таймлапс, необходимо перейти в приложение камеры и прокручивать меню влево, пока не станет доступна эта функция. Как только активируется таймлапс, вы сразу заметите, что экран изменился – на нем появилась красная кнопка записи, окруженная таймером, показывающим, что вы ведете запись. Достаточно нажать на эту кнопку, чтобы начать запись, а второе нажатие остановит её.


Когда вы проигрываете видео, записанное в режиме таймлапс, то оно представляет собой полную противоположность записи в режиме замедления времени, как в "Матрице", например. При использовании слоу-мо количество кадров в секунду специально повышается, становясь гораздо больше, чем требуется для обычной съемки. Поэтому при проигрывании в нормальном режиме, когда количество кадров в секунду правильно воспринимается человеческим глазом, сцена растягивается на больший период времени, что позволяет выглядеть всем объектам замедленными. При таймлапсе запись ведется со скоростью приблизительно один кадр в секунду, поэтому при проигрывании на скорости в тридцать кадров в секунду вы пронесетесь сквозь записанные минуты или часы всего за тридцать секунд.


Какие устройства Apple поддерживают таймлапс?


Каждое устройство, работающее на базе iOS 8, способно записывать видео в режиме таймлапс. То есть к этому списку относятся:


iPhone 4s и выше;
iPad 2 и выше;
iPad mini и выше;
iPod Touch 5G.

Не стоит думать, что чем дольше вы записываете, тем дольше будет видео.


Мы обнаружили, что запись в течение продолжительного времени не увеличивает общую продолжительность итоговой записи. Вы, воспользовавшись функцией таймлапса, также заметите, что большинство видео укладываются в период от двадцати до сорока секунд, вне зависимости от того, сколь долго вы вели запись до . На самом деле – это весьма полезная функция, которая позволяет избежать переполнения памяти смартфона в процессе записи. Но это также означает и то, что даже если вы будете записывать видео вечность, на выходе все равно будет получено максимум пара минут записи.


Согласно данным, размещенным на сайте Apple , число кадров в секунду прямо связано со временем, которое было затрачено на запись. Чем дольше вы записываете видео, тем меньше кадров будет захвачено в течение каждой секунду. Это позволит достичь более заметного эффекта ускорения при проигрывании на нормальной скорости в тридцать кадров в секунду.



Так, если вы записывали менее, чем десять минут, то смартфон будет захватывать всего два кадра в секунду. Соответственно при проигрывании на нормальной скорости происходит пятнадцатикратное ускорение. Как только десятиминутный рубеж будет пересечен – ваш iPhone обрежет половину кадров, записанных раньше, и продолжит фиксировать происходящее со скоростью одного кадра в секунду. Так что с этого момента ускорение будет тридцатикратным. Количество кадров вновь падает при достижении отметки в сорок минут и в час двадцать.


Запись будет отличаться куда меньшим размером, в плане занимаемого места на памяти, но при этом не стоит ожидать, что оно будет практически незаметным и легким. Так самый маленький клип, который длится всего десять секунд, занимает 4,2 Мб, а вот запись длящаяся тридцать одну секунду занимает 75 Мб свободного пространства.


Компания Apple утверждает, что пользователи могут снимать таймлапс в течение тридцати часов. Мы не пробовали повторить подобный результат, но уверены в том, что итоговая запись будет максимум вестись на скорости один кадр в двадцать минут.


Советы по записи в режиме таймлапс для владельцев iPhone


Мы также подготовили набор простых, но крайне полезных советов, которые помогут вам снять качественные и , используя для этого iPhone.


1. Держите iPhone ровно


Когда вы записывайте, старайтесь добиться максимальной стабильности смартфона. Мы рекомендуем поставить на статичную подставку или штатив ваше устройство, вместо того, чтобы использовать собственную руку. Это позволит избежать дрожания, способного подпортить видео, а также сильной усталости, которая не заставит себя ждать – уже через несколько минут, прошедших с начала съемки, ваша рука заболит от веса смартфона.


2. Используйте контраст


Лучшие результаты получаются, когда удается захватить разницу и контраст между подвижными и статичными объектами. Так смартфоном можно записывать людей, переходящих оживленный перекресток, или поставить устройство на стол, где оно будет улавливать всех, кто проходит мимо по делам.



Ключ к успешному результату заключается в правильном размещении смартфона. Он должен смотреть на неподвижные объекты, мимо которых проходят движущиеся объекты. Так, например, хорошей идей будет записать таймлапс в музее, где люди рассматривают картины и другие произведения искусства.


3. Записывайте движение


Полная противоположность и альтернатива прошлому совету – постарайтесь записать движение. Например, хороший результат дает закрепление смартфона на специальном крепеже в машине. После этого можно записывать процесс поездки в городе или, что будет весьма неплохо смотреться, за его пределами.


Такой подход работает не столь хорошо, когда дело касается пешей прогулки. Первая причина плохого таймлапса заключается в том, что смартфон постоянно дрожит и раскачивается, что полностью исключает его стабильность.


Также стоит отметить, что если записывать людей вокруг, то стоит максимально медленно. Запомните, что даже самые маленькие и медленные движения будут ускорены в десятки раз, когда вы включите итоговую запись. Лучшим советом будет, если вы поворачиваете iPhone в процессе съемки, делайте это очень и очень медленно.



Лучший таймлапс получается тогда, когда записывается медленно изменяющийся объект. Преимущество подобного типа съемки заключается в том, что скучное тридцатиминутное видео с поднимающимся солнцем превращается в динамичный клип на тридцать секунд. Точно также можно записать цветок, раскрывающийся с рассветом, или же горящую свечу – в общем, все, что изменяется постепенно и медленно.


Таймлапс позволяет получать интересный результат там, где вы не сможете заметить его собственными глазами при просмотре записи в режиме реального времени.


5. Попросите ваш объект двигаться медленно


Если вы хотите запечатлеть человека в движении, то для получения лучших результатов стоит попросить его двигаться максимально медленно. Когда объект делает что-то слишком быстро, то вы получите всего несколько – один или два – кадра, охватывающих все действие. Тем не менее, можно использовать это как преимущество, получив запись в стиле Чарли Чаплина, попросив кого-то двигаться по направлению к вам.


Как и во всех других случаях, стоит отметить, что основное влияние на качество съемки и получение хорошего результата оказывает именно продолжительность съемки. Если вы будете снимать недолго человека, двигающегося максимально медленно, то при просмотре получите интересный и необычный результат.


6. Запишите сцену с занятыми людьми


Интересным решением будет поставить смартфон где-нибудь, чтобы он записывал все, что происходит перед ним. Например, можно снимать оживленный сквер. Проходящие мимо люди создают необычный контраст с недвижимым задним планом.


7. Помните о заряде батареи


Таймлапс создан специально, что готовый результат занимал не так много место, как . Но при этом стоит опасаться того, что этот режим активно использует заряд батареи. Очень активно. Если вы хотите записать тридцатичасовой таймлапс, то стоит подключить iPhone 6s к источнику энергии. Учитывая, что приложение камеры наиболее прожорливо в плане потребления электроэнергии, то подобный расход не должен удивлять пользователя. Так что стоит помнить о необходимости своевременной подзарядки вашего смартфона.



Можно ли изменить настройки таймлапса?


Здесь можно дать весьма точный ответ – нет. Достаточно просто посмотреть в раздел настроек "Фотографии и камера". Там не найдется ни одного упоминания подобного режима и каких-либо связанных с ним настроек.


Компания Apple разработала режим таймлапса так, чтобы он был максимально простым в освоении для конечных пользователей. Все операции по изменению частоты кадров и их последующему склеиванию проводятся в фоновом режиме. Вы только выбираете, когда начать снимать и когда прекращать это делать. То есть вам не дадут выбрать, как много кадров в секунду записывать, на какой скорости проигрывать конечный результат. Все решения за вас принимает Apple.


Если же вам необходимо больше гибкости, то существует множество различных приложений, доступных для загрузки из App Store. Хорошим выбором станет использование Hyperlapse или Frameographer . Первое приложение, например, позволяет выбирать скорость, на которой будет проигрываться видео. Также оно обеспечивает достаточно богатый выбор функций для стабилизации изображения и предотвращения дрожания в , что весьма полезно для тех моментов, когда вы будете снимать таймлапс, удерживая смартфон в руках.


Теперь вы знаете все советы, позволяющие снимать качественное видео в режиме таймлапс.

Таймлапс – это последовательно сделанные, с определенным промежутком, фотографии, соединенные в последствии в видеоряд. С его помощью можно запечатлеть длительно протекающие процессы в относительно короткий промежуток времени, например, жизнь города, движение автомобилей, восход и закат солнца, движение звезд и т. д. Зная некоторые простые правила, справиться со съемкой таймлапса может даже новичок.

Что же понадобится для съемки Timelapse?

  • Штатив или любая другая устойчивая подставка под камеру.
  • Объемная флеш карта.
  • Фотоаппарат с функцией интервальной съемки.
  • Пульт дистанционного управления.
  • Ноутбук.

С чего начать?

Сначала нужно определиться со снимаемой сценой, прибыть на место заранее и произвести настройки.

Для таймлапса нам понадобится сделать сотни, а то и тысячи кадров с одинаковым промежутком времени между ними, для этого будем использовать интервальную съемку на фотоаппарате. Если в фотоаппарате нету такой функции, то подойдут специальные утилиты на ноутбуке, например, eos utility. Или можно нажимать вручную кнопку спуска затвора на пульте дистанционного управления (способ для чрезмерно целеустремленных).

А вот примерные промежутки для снимаемых сцен:

  • 1-2 секунды между кадрами хорошо подойдут для съемки быстро движущихся объектов, людей, быстрых облаков, машин.
  • 3-5 секунд будут оптимальны для более медленных сцен, например медленных облаков.
  • 10+ секунд встречаются в таймлапсе намного реже, когда снимаемая сцена очень неторопливо движется, например туман на рекой.

Эти цифры приблизительны, и все зависит только от вас и ваших задумок. Если хотите, чтобы у вас в итоге картинка была более динамичной и резкой, делайте интервал побольше, если же, наоборот, хотите сделать сцену плавнее, то делайте минимальные промежутки.

Процесс съемки

  1. Ставим фотоаппарат на штатив.
  2. Переводим в ручной режим (Manual).
  3. Автофокус на объективе тоже выключаем, чтобы камера не наводилась на разные объекты и не было проблем с резкостью в дальнейшем.
  4. Баланс белого также ставим на ручное управление.
  5. Если есть стабилизатор, тоже выключаем, на камере и объективе.
  6. Выбор качества фото (RAW/JPEG) зависит от вас, JPEG сэкономит место на флеш карте, RAW даст возможность при постобработке внести коррекцию в получившиеся снимки, если что-то пойдет не так.
  7. Отключаем просмотр фотографий после съемки для экономии заряда аккумулятора.
  8. Надеваем бленду на объектив для избежания излишней засветки.
  9. ISO ставим минимальное, диафрагму прикрываем не сильно. F9-11 хватит, чтобы все объекты были в резкости. Выдержка на ваш вкус, фишкой таймлапса всегда была отличительная резкость картинки, поэтому при дневной съемке лучше всего ставить выдержку покороче, выдержка подлиннее используется, если мы хотим показать в кадре движение (не автомобили, а след фар от них, не застывшую воду в реке, а движение волн).

Учтите, что если вы снимаете в условиях недостаточной освещенности (выдержка более 1 секунды), то интервал между кадрами должен быть вдвое больше, чем выдержки, например при выдержке 2 секунды интервал будет 4 секунды.

Теперь все готово. Наводим вручную объектив на резкость. Начните с того, чтобы заснять сцену с интервалом в 2-5 сек, если не уверены, какой интервал подойдет лучше всего. Посмотрите, что получилось, и скорректируйте время.

Сделайте еще примерно 15-20 кадров, с помощью колеса прокрутки быстро просматриваем получившуюся сцену, если вас что-то не устраивает, то еще раз корректируете – и можно приступать к съемке.

Заранее рассчитайте необходимое количество кадров. Для 10-секундного ролика с частотой 24 кадра/сек (стандартная частота кадров для Европы), нам потребуется сделать 240 кадров. При интервале 1 секунда время съемки займет 4 минуты (240 кадров поделить на 60 секунд). При интервале 2 секунды – 8 минут и т. д.

Монтаж Timelapse ролика

Остается последний пункт. Создание ролика из отснятых фотографий. Первым делом нужно просмотреть все кадры и обработать их: сделать коррекцию цвета, света и т. п. При этом важно, чтобы финальное изображение на близлежащих кадрах визуально не сильно отличалось по данным параметрам. Если на одном из снимков переусердствовать с коррекцией, это обязательно будет заметно в ролике. Поэтому лучше проделать пакетную обработку фотографий.

После того, как вся серия обработана, нужно смонтировать ролик. Для этого подойдет любая программа для монтажа видео, например Adobe After Effects. Загружайте в программу снимки в виде отдельных кадров, накладывайте эффекты, фильтры, музыку и т. д. Здесь уже все на ваш вкус.

Напоследок несколько завораживающих Timelapse для вдохновения, творите с удовольствием!

1103

Ирина Дорош

«Самое простое – в нужный момент нажать кнопку»: искренний и интересный разговор с мастером по детской и семейной съемке.

рубрика: Интервью 07.12.2017

Полина Масленкова

Чтобы зимние кадры не получались слишком темными или пересвеченными, а снег на них – синим или серым, вам нужно знать несколько хитростей, которые позволят создавать красивые зимние фотографии и в мороз, и в снегопад.

рубрика: Вдохновение Идеи Инструкция Обучение Совет 11.12.2017

Полина Масленкова

Новогодние праздники – самая подходящая пора для создания ярких, красивых, позитивных кадров! Сегодня мы расскажем, как придать снимкам атмосферу волшебства с помощью самого праздничного эффекта – боке!

рубрика: Вдохновение Инструкция Обучение Совет 26.12.2017

Лили Сойер

В этом уроке вы узнаете, как нарисовать снег на фото двумя способами в Adobe Photoshop: при помощи кисти и слоев. Если на улицах и на ваших фотографиях не хватает снега, создайте его самостоятельно!

рубрика: Инструкция Обучение Фотошоп 12.01.2018

Кристиан Хойберг

рубрика: Вдохновение Совет 19.01.2018

Трэйси Мансон

О том, как делать красивые фотографии животных в естественных условиях их обитания, расскажет канадский фотограф Трэйси Мансон (Tracy Munson).

рубрика: Вдохновение Инструкция Обучение 24.01.2018

Полина Масленкова

Можно ли фотографироваться в общественных местах? А можно ли снимать посторонних людей на улице? На все эти вопросы вы найдете ответы в этой статье.

рубрика: Совет 31.01.2018

Андрей Барило

рубрика: Совет Фототехника 08.02.2018

Полина Масленкова

Мы поговорили с нашим преподавателем по арт-обработке и узнали, как из медиков рождаются фотохудожники и сколько часов нужно, чтобы стать средненьким ретушером.

Полина Масленкова

В статье мы разберем, как правильно фотографировать цветы в живой природе, а также в букете и в руках модели, чтобы получать действительно красивые кадры.

рубрика: Совет 06.03.2018

Олеся Залевская

Мы подобрали 15 фотографий, за которые люди готовы на аукционе отдать более миллиона долларов. В чем их фишка, судите сами.

рубрика: Вдохновение 16.03.2018

​Таймлапс - это последовательно сделанные, с определенным интервалом фотографии, сведенные в последствии в видеоряд.

Создание таймлапса включает в себя два с половиной этапа:

  • Непосредственно съемка.
  • Постобработка и сведение в видео.
  • Публикация своего шедевра в видеохранилищах, с целью похвалиться перед родственниками, друзьями и знакомыми.

В настоящее время практически все зеркальные и беззеркальные фотоаппараты, компакты последнего поколения и даже некоторые смартфоны имеют функцию “съемка с интервалом”. Так что, на какое-то время отложили статью и открыли инструкцию своего аппарата в поисках заветной функции.

Я покажу ее на примере своего фотоаппарата Nikon D5200. Выбираем данную функцию:

Затем определяемся, начнем мы делать снимки непосредственно сейчас или в конкретное время. Второй пункт обычно используется, когда у вас на руках есть точное время восходов и закатов. Чаще же всего пользуются первым пунктом - раз уж вышли делать таймлапс, то сейчас и щелкать будем.

  • Из личного опыта: интервал в 1 секунду наиболее приемлем для движения людей, автомобилей, поездов и т.п. Интервал в 2 секунды более оптимален для движения облаков. Более длительные интервалы в таймлапсе встречаются очень редко, хотя мне попадались и такие. Например, съемка движения тумана над рекой использовала интервал в 28 секунд.

Следующее окно спрашивает, сколько снимков мы хотим сделать. Расчет для этого окна прост. Допустим, мы хотим сделать 10-секундный ролик таймлапс, с частотой 24 кадра в секунду. Соответственно: 24 х 10 = 240 кадров. Именно такую цифру мы и выставляем в этом окне.

Ну, и наконец заключительное окно - непосредственно запуск. При выборе опции “Сейчас”, съемка начнет выполняться через 3 секунды после нажатия на кнопку “ОК”.

Итак, я думаю, что вы уже изучили инструкцию своего аппарата. И, если функция “съемка с интервалом” вами обнаружена, то можете вздохнуть спокойно. Но что делать, если ваш фотоаппарат “не обучен” этому?

Здесь возможны два варианта:

  1. Прикупить такую штучку под названием ИНТЕРВАЛОМЕТР. И совсем не обязательно она должна быть “фирменной”. Сейчас китайский рынок поставляет такой прибор, практически для всех моделей фотоаппаратов по вполне приемлемой цене 20-25 евро. ​А вообще, для товарищей, у которых руки растут откуда должны, в интернете можно найти множество вариантов самодельных интервалометров.

  1. Это “альтернативная прошивка”. Все дело в том, что производители аппаратов, для удешевления производства используют в различных по цене моделях одинаковые чипы и программное обеспечение, просто делая недоступными ряд функций в более дешевых моделях. Так что, установив альтернативную прошивку, например, на свой компакт, вы можете заставить его снимать не только с интервалом, но и получить еще ряд полезных функций: съемка в RAW- формате, создание HDR и т.д., вплоть до простеньких игрушек и чтения электронных книг. Владельцы Кэнонов с легкостью найдут в интернете альтернативные прошивки для своих моделей. А вот владельцам фотоаппаратов других фирм придется приложить усилия в поисках, но я видел альтернативные прошивки и для Никона, и для Сони, и для Самсунга.

Вот так профессионалы выезжают на съемки таймлапсов.

Но мы люди простые, поэтому давайте обойдемся минимумом. Все, что нам потребуется - это фотоаппарат и хороший штатив. Под словом “хороший” я понимаю такие штативы, которые не качаются от легкого ветерка и не вздрагивают на все три ноги после каждого щелчка затвора.

Статичный таймлапс смотрится “вяловато”. Поэтому было создано большое количество различных приспособлений (слайдеров), передвигающих фотоаппарат от снимка к снимку. Но цены на них... Ниже в статье, когда мы будем разбирать постобработку, я покажу, как можно имитировать передвижение. При этом мы не потратим ни копейки из своего бюджета.

Итак, мы выбрались на лоно природы, на крышу, на смотровую площадку, на обочину дороги. Установили штатив, поместили на него аппарат, выбрали ракурс. Теперь самое время поговорить о настройках фотоаппарата.

Указанные ниже параметры носят необязательный характер и описаны здесь больше для того, чтобы облегчить вам жизнь и постараться избежать элементарных ошибок.

  • Из личного опыта: Будьте осторожны при съемке таймлапсов с обочины дороги. Почему-то все проезжающие мимо автомобилисты думают, что фотографируют именно их с любовницами или любовниками.

Переводим наш фотоаппарат в режим “М” (мануальный), т.е. полностью ручные установки. Делается это с целью, чтобы все кадры таймлапса были одинаковыми, не подверженными никаким катаклизмам (например, солнце зашло за тучку), а при просмотре избежать мерцания.

Если ваш объектив имеет переключатель между ручной и автоматической фокусировкой, не забудьте и его установить в режим “М”

ISO. Если установлено на AUTO, то переключаем на конкретное значение. Не открою Америку, если порекомендую низкие значения 100-200. Однако встречал ночные таймлапсы значения ISO у которых доходило до 1600. Современные аппараты имеют качественное шумоподавление, так что при высоких значениях ISO, не забудьте его включить.

WB. Баланс белого также необходимо со значения AUTO переключить на конкретное значение (”солнце”, “облака”, “тень” и т.п.). Иначе в автоматическом режиме аппарат может делать небольшие сдвиги баланса белого, которые при просмотре готового видео будут давать мерцание.

Выдержка. При дневных съемках желательны короткие и сверхкороткие выдержки. Резкость движущихся объектов - это та “фишка”, которая и отличает таймлапсы от видео. А вот для ночных съемок могут быть использованы и достаточно длительные выдержки. Например, когда вы хотите показать не сами автомобили, а только след движения фар и поворотников.

JPG или RAW? В каком формате снимать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Многие рекомендуют в RAW-формате, объясняя это тем, что позже на этапе постобработки можно поправить огрехи, “вытянуть” детали. Противниками их являются обладатели фотоаппаратов со старенькими медленными процессорами и небыстрыми картами памяти, JPG-файл ведь значительно меньше по объему. При хорошем освещении какой- либо разницы в итоговом результате таймлапса я не заметил. Если вы снимаете в формате JPG, обратите внимание на сжатие и размер картинки. Сжатие надо ставить минимальным (качество “Отличное” или “Fine”). Итоговый размер видео 1920 х 1080 пиксел. Чтобы иметь “люфт” при обработке (обрезка ненужного, имитация движения, исправление перспективы и пр.) не желательно устанавливать размеры JPG ниже чем 2500 х 1500 пиксел.

Фотоаппарат на штативе, настройки сделаны, резкость вручную навели - теперь самое время запустить функцию “съемка с интервалом” (или включить интервалометр). Сами теперь можем перекурить, попить кофе или просто расслабиться.

Как уже мы вычисляли, для 10-секундного ролика с частотой 24 кадра/сек, нам потребуется сделать 240 кадров. При интервале 1 секунда время съемки займет 4 минуты (240 кадров делим на 60 секунд). При интервале 2 секунды, соответственно 8 минут и т.д.

  • Из личного опыта: Во время съемки не отходите далеко от аппарата. Всегда найдутся прохожие, которые обязательно заглянут в объектив - “и чего это он там самостоятельно щелкает?”

Уф-ф-ф! Со съемкой закончено! Пришли домой и первым делом, сбрасывая итоги своей работы на компьютер, не забудьте поместить серию снимков для каждого таймлапса в отдельную папку.

Таймлапс занимает промежуточное состояние между фотографией и видео. И если раньше постобработка проводилась исключительно в видеоредакторах (Adobe Premiere Pro, Sony Vegas Pro и пр.), то теперь, это доступно и Adobe Photoshop, начиная с версии CS6. Здесь я покажу постобработку на примере русскоязычного Adobe Photoshop CC 2014.

Открываем программу, выбираем меню: Файл - Создать... В диалоговом окне, в выпадающем списке Набор выбираем “Фильмы и видео”, а в списке Размер - “HDTV 1080р/29,97”. В общем-то это не обязательно и все параметры можно ввести самому, просто мне, например, нравится в этом шаблоне уже подготовленные направляющие для экрана.

И еще чуть-чуть о стандартах таймлапса. “Де-юре” их нет. Так что можете выбрать шаблон 720р (просто для тренировки; если медленный компьютер; или если МНЕ так больше нравится). Стандарты для таймлапсов “де-факто” выглядят следующим образом: размеры - 1920 х 1080 пиксел, частота кадров - 24 в секунду, сжатие видео - кодеком H264.

Далее идем в меню: Окно - Шкала времени. Внизу появляется панель для работы с видео и анимированными GIF-файлами. Нажимаем на ней кнопку Создать шкалу времени для видео.
Работая в Photoshop’е с фотографиями мало кто обращался с этой панелью. Поэтому давайте быстренько с ней познакомимся.

  1. Возврат к первому кадру
  2. Переход к предыдущему кадру
  3. Запуск воспроизведения видео
  4. Переход к следующему кадру
  5. Приглушение звука
  6. Настройка качества воспроизведения видео на этапе создания. Никак не влияет на окончательное качество видео
  7. Ножницы. Разрезаем видео- или аудиочасти
  8. Эффекты перехода от одного видео к другому
  9. Бегунок, указывающий какая часть файла в данный момент отображается на экране (можно перетаскивать и в ручную)
  10. Шкала секунд и кадров
  11. Выпадающее меню данной панели
  12. Данный треугольник открывает дополнительные возможности создания эффектов по ключевым кадрам (именно им мы впоследствии воспользуемся, чтобы создать эффект работы слайдера)
  13. Дополнительное меню для работы с видео
  14. Служит для добавления видео или аудиочастей на ту же самую дорожку. Имеет смысл при создании слайд-шоу и совсем не приемлемо для таймлапсов, если мы хотим использовать кнопку 12
  15. Меню для работы с аудио, служит в том числе и для добавления самой аудиодорожки
  16. Кнопка для преобразования видео в покадровую анимацию
  17. Вызывает диалоговое окно экспорта (создания) видео
  18. Точное время (до кадра), где в данный момент находится бегунок
  19. Указатель частоты кадров
  20. Шкала для увеличения/уменьшения видеочасти в панели

Пока не замучил склероз, самое время изменить частоту кадров, которое было на шаблоне (29,97) к более стандартному 24 кадра в секунду. Идем в меню панели времени (кнопка №11) и выбираем Задать скорость смены кадров на шкале времени... В появившемся диалоговом окне выбираем частоту кадров 24 и нажимаем ОК.

Ну а теперь, когда мы познакомились с панелью видео, переходим к самому интересному -непосредственному созданию нашего таймлапса. Идем в меню: Слои - Слои видео - Новый видеослой из файла... В результате откроется стандартное диалоговое окно выбора файлов. Ищем нашу папку с фотографиями для таймлапса и выделяем самый первый файл. И нажимаем кнопку Открыть.

И вот мы уже видим, что в палитре слоев создан новый слой со значком кинопленки. Т.е. набор наших фотографий собран в видеоряд. Правда тут возникла одна “закавыка”. В связи с тем, что изначально размеры фотографий превышали размеры готового видео, то, естественно, все не уместилось. Для трансформации нам необходимо сначала преобразовать данный слой в смарт-объект.

Для этого идем в меню: Слои - Смарт-объект - Преобразовать в смарт-объект. Вот теперь порядок! Нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+T для трансформации и уменьшаем до необходимых размеров, не забывая нажать клавишу Shift, для сохранения пропорций.

Не уменьшайте размер по ширине до размеров кадра, оставьте небольшой кусочек. Именно за счет него мы будем имитировать движение аппарата по слайдеру.

В общем-то, если нас все удовлетворяет, на этом мы можем закончить с обработкой и перейти к рендерингу для получения готового таймлапса. Но тем то и хороша обработка таймлапса в Photoshop’е, что позволяет проводить самые невероятные коррекции цвета, формы, шумоподавления и пр. Особо здесь радует, что мы будем все это проделывать со смарт-объектом, т.е. чего бы мы здесь не намудрили исходные файлы (фотографии) останутся в неприкосновенности.

Кроме того, все фильтры, примененные к смарт-объекту, можно вызвать повторно, кликнув на них в палитре слоев, и подкорректировать то, что вас в них не устраивает. Хотите соригинальничать - Галерея фильтров к вашим услугам. Вот пример применения фильтра “Свечение краев”. Ну разве не оригинально?

Лично мне нравится, появившийся в Photoshop CC, фильтр Camera Raw, позволяющий обрабатывать JPG-файлы так же, как и RAW’ы. В нем я насыщаю цвет облаков, давлю цифровой и цветовой шумы, исправляю перспективу, меняю температуру снимка и многое- многое другое. Если же вы любите все это делать с помощью других фильтров и инструментов - делайте! Photoshop позволяет это.

Вот наконец-то мы и добрались до имитации движения фотоаппарата по слайдеру. Photoshop позволяет это сделать двумя способами: первый полностью автоматический (поэтому если у нас разгуляется фантазия - он будет ее ограничивать) и второй - произвольный (вот где можно разгуляться).

Начнем с простого. Когда мы изучали панель Видео, в конце видеослоя (под №13) имеется тре- угольничек, кликнув по которому, мы вызовем диалоговое окно “Движение”. В выпадающем списке выбираем “Панорамный вид” и указываем количество градусов. 0° - движение клипа будет справа- налево, 180° - слева-направо. Другое количество градусов заставит клип двигаться по наклонной, или вообще по вертикали (-90° и 90° соответственно).

А вот если мы захотим, чтобы сначала наш клип двигался по горизонтали, потом по вертикали, а в конце вообще перевернулся, то тут без второго способа не обойтись. На панели видео (под №12) Имеются треугольнички, нажав на которые, мы получаем доступ к управлению ключевыми кадрами.

Ключевые кадры - это фиксированные значения положения, непрозрачности, стиля и т.д. Все, что находится между ними, программа автоматически плавно переводит из одного в другой.

Чтобы создать ключевой кадр, необходимо вначале установить бегунок (№9) в нужное вам место. После этого нажать значок секундомера и изменить на необходимое нам значение.

Давайте рассмотрим на конкретном примере. Наш бегунок установлен на позиции первого кадра. Нажимаем значок секундомера в строчке “Перспектива”. Создан первый ключевой кадр.

Перемещаем бегунок, допустим, на позицию 5 секунд. После этого сдвигаем нашу картинку влево до границы. Автоматически создается второй ключевой кадр. За период от нулевой до пятой секунды Photoshop будет плавно передвигать картинку справа-налево.

Теперь перемещаем бегунок, например, в позицию 7 секунд и сдвигаем нашу картинку вверх. Создан третий ключевой кадр.

Итак, у нас между нулевой и пятой секундами изображение движется справа налево, а между пятой и седьмой секундами - снизу вверх.

Вообще-то таймлапс не подразумевает аудио сопровождения. Но мы же делаем для себя любимых.
В панели видео в строке аудиозапись вызываем меню (кнопка №15) и выбираем Добавить аудиофайл.

Ну, и напоследок, давайте изобразим “наезд” камеры. Устанавливаем бегунок в самый конец, нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+T, и, удерживая Alt+Shift, пропорционально увеличиваем нашу картинку. Нажимаем Enter. Создан последний ключевой кадр.

Вот так все просто. И не надо никаких дорогостоящих слайдеров!

В стандартном диалоговом окне выбираем подготовленный нами трек, и нажимаем ОК.

  • Из личного опыта: Photoshop прекрасно справляется с MP3-файлами, но почему-то начинает кривляться, когда ему подсовываешь ААС-файл.

В случае необходимости обрезки лишнего, устанавливаем бегунок (№9) туда, где мы хотим резать и нажимаем кнопку “Ножницы” (№7). Выделяем ненужный кусок и нажимаем клавишу Delete на клавиатуре. Кстати, аналогично режется и видеодорожка.

Теперь, когда у нас все готово, можно Экспортировать наш таймлапс. Для этого выбираем меню: Файл -Экспортировать - Экспорт видео (или еще проще нажимаем кнопку №17 на панели видео).

Здесь мы можем изменить название файла и выбрать папку, где он будет сохранен. Все остальные пара- метры рекомендую оста- вить как есть. Нажимаем кнопку “Рендеринг” и идем пить кофе, курить, смотреть телевизор. На моем не самом медленном компьютере процесс для 10 сек. ролика занимает 7 минут.

Приложение к статье или еще чуть-чуть похулиганим

А давайте создадим в нашем таймлапсе приход заката. Для этого в панели слоев создадим новый пустой слой и зальем его оранжевым цветом (#d8670c). Режим наложения для этого слоя сделаем “Перекрытие”. Правда побагровели не только облака, но и вся картинка. Для исправления этого добавляем к нашему слою маску. И по ней черной кисточкой большого размера (приблизительно 200-300 пиксел) с мягкими краями закрашиваем все, что не касается неба. Особой точности здесь не требуется.

Затем переходим на панель видео и открываем доступ к ключевым кадрам для этого нового слоя. Только теперь мы будем изменять не “Позицию”, а “Непрозрачность”. Устанавливаем бегунок в начало таймлапса, кликаем на значок секундомера в строке “Непрозрачность”. У нас добавился первый ключевой кадр. Возвращаемся в панель слоев и выставляем значение непрозрачности для данного слоя равным 0%. Вернулись в панель видео, переместили бегунок в конец таймлапса и снова в панель слоев - ставим непрозрачность равной 100%. Создан второй ключевой кадр. Теперь, при проигрывании таймлапса, небо из обычного вначале, будет медленно багроветь к концу.

Ах, да! Забыли что при закате надвигаются сумерки. Добавляем новый слой и делаем все точно так же, как и в предыдущем случае. Всего два различия: заливать слой будем темно-серым цветом (#323232), а маску можем не рисовать заново, а просто скопировать с предыдущего слоя и затем инвертировать ее.

Так что любители ложиться спать пораньше, теперь могут не страдать от неснятых закатов, а просто потом дорисовать его в Photoshop’е.

На этом я заканчиваю и желаю вам успехов в создании гениальных таймлапсов!

* В статье использован ряд фотографий Colin Rich

Первые фотографические отпечатки появились только в начале XIX века, и, понятное дело, они были статичными. «Подвижные» же изображения, названные кинематографией, возникли лишь в конце XIX века, а развились в многообразные ответвления только в двадцатом. И среди всего многообразия выделилась весьма неординарная область кинематографа, названная изначально цейтраферной (замедленной) съемкой, а годы спустя она заимствовала из английского название "таймлапс".

Основные положения

Нет большой разницы между тем, как снимают Timelapse, и тем, как делалась замедленная съемка во времена использования еще пленочных аппаратов. Основной принцип - пониженная частота кадров по сравнению с реальным временем хода события. То есть то, что длится много часов, может быть показано в течение нескольких минут. Например, раскрытие цветка, появление бабочки из кокона, закат или восход солнца.

А теперь несколько слов о том, как снимают Timelapse. Технологически процесс выглядит следующим образом. Огромное количество кадров снимается с одной и той же точки с одинаковым временным промежутком. К примеру, разница между снимками - одна секунда. Для многих длительных процессов промежуток куда длиннее. Далее кадры монтируются в общий видеоряд, демонстрирующий некое событие.

Варианты съемки

Как снимать таймлапс? Существует два способа. Один из них - покадровый, все тот же цейтраферный, в течение которого в моменты перерыва аппаратура просто отключается и ждет команды на возобновление работы. Через определенный интервал времени она включается и делает очередной снимок. Второй способ того, как снимают Timelapse - обычная видеосъемка, которая впоследствии транслируется на ускоренном режиме. Он дает хорошие результаты только в том случае, когда у вас исходно качественное оборудование, а на съемочной площадке есть хорошее освещение. Обычно применяются оба варианта, но профессионалы считают, что второй более качественный и надежный.

Аппаратура и ПО, без которых не обойтись

Перед тем как снимать таймлапс, придется обзавестись необходимыми девайсами и озаботиться нужными программками. Помимо качественного фотоаппарата (желательно - зеркалки, еще лучше - профессиональной зеркалки) обязательным является штатив для камеры. Иначе вы никак не обеспечите постоянный ракурс для объектива. Придется прикупить и бленду (кто не знает - это или прилагающийся к объективу аксессуар, или специальная насадка на камеру, которая обеспечивает защиту от бликов и засветки при сложном или недостаточном освещении). Запасные батареи (аккумуляторы) питания нужны для длительной непрерывной работы - вряд ли поблизости найдется розетка. И для монтажа - ноут. Если его нет, подойдет пульт, но если все равно что-то из них надо покупать, берите лучше ноутбук, он более функционален. Для окончательного сведения ролика воедино понадобится Adobe After Effect; если фрагментов несколько - скачайте Adobe Premiere; очень даже пригодится Adobe Camera RAW (она является частью программы Photoshop).

Выбор способа съемки

Перед тем как снимать таймлапс, надо оценить условия, в которых будет происходить процесс, и определиться, как правильно его осуществить. Солнечным днем и в отсутствие густой тени от окружающих высоток, снимая, к примеру, бег облаков по небу или движение теней от тех же домов, можно делать видеосъемку. Хорошо бы было, чтобы в функции камеры входило умение снятия HD-роликов. Но если съемка идет вечером или в темноте, лучше делать это покадрово - видео вариант явно будет «запорот». В этом случае придется точно рассчитать временной интервал. Исходим из того, что два часа «реала» нужно уложить в 30 секунд. Тогда фото должно сниматься каждые 9,6 секунд. Однако профессионалы всегда перед тем, как снимают Timelapse, делают пробы. Может быть, понадобится больший промежуток, может быть - более короткий, так что на пробный «прогон» придется потратить где-то полчаса.

Если есть возможность видеосъемки, нужно ею воспользоваться, но при этом помнить, что в большинстве аппаратуры отводится на ролик всего полчаса, так что не забываем возобновлять запись.

Необходимые настройки

Перед тем как снимать таймлапс, на объектив надевается бленда, если, конечно, она не встроенная. Блики только испортят общую картину. Штатив ставится максимально устойчиво: малейшие «проседания» сделают ролик недостоверным. Все посторонние «прибамбасы» лучше вырубить. Камера включается в режим Manual Mode. «Белый» баланс ставится мануальный и до конца съемки не трогается. С ISO придется поэкспериментировать: в зависимости от окружающих условий оно колеблется между величинами 100 и 1280, но никогда не выходит за рамки этих значений. Если не предполагается значительное изменение освещенности, экспозиция обнуляется, если ждете рассвета - выставляется минус 1. Снимать обязательно (настойчиво обязательно!) в RAW. В дальнейшем это поможет в работе с экспозицией, борьбе с шумами и во многом другом.

Тайны и секреты

Если вы сделали пробные снимки, просмотрели их и остались удовлетворены результатом, отключите в своем аппарате кадровый просмотр - сэкономите довольно много энергии. Выставленные установки лучше проверить - и не один раз, иногда ошибки делаются чисто машинально. Основные «косяки»: заряд батареи или забытые запасные батарейки (смотря какая камера в наличии); отсутствие свободного места в памяти камеры или на карте; не создана отдельная папка для съемки - многие потом часами ищут нужные файлы только потому, что валят все в общую кучу и не знают названий файлов.

Как собрать все в единое целое

Когда вы уже отсняли все, что собирались, остался только монтаж. Проследите, чтобы все отдельные части вашего фильма были пронумерованы последовательно. Тем, кто этого не знает: нумерация типа «1, 2, 3…» не подойдет, поскольку файл с номером 11 будет следовать сразу за тем, который пронумерован единицей, так что самый первый должен иметь номер как минимум 01 (а может быть, 001 или 0001) - так вам будет проще потом разобраться, что за чем монтировать. Помните, что помимо After Effect, который вам и «сольет» отдельные составляющее в вожделенное конечное совершенство, категорически необходим Photoshop. Вернее, не сам он, а его приложения, которые к нему будут обращаться. С другой стороны, вы можете пользоваться любой другой монтажной программой, их сейчас невообразимое количество, так что можно подобрать ту, что вам по вкусу.

Облегчение процесса

Прогресс, как известно, не стоит на месте. И все его новые достижения направлены на облегчение наших усилий, приложенных к получению определенного результата. В том числе - и к легкому, доступному созданию качественных памяток. В отношении фото- и киноистории любителям в последнее время на помощь пришла компания GoPro. Настолько сильно облегчить работу фотографам и кинооператорам еще никому не удавалось.

Иногда становится обидно: люди порой тратят годы на то, чтобы стать кинооператорами, в то время как снимать таймлапс на GoPro может даже ребенок. Причем эту камеру не надо оберегать от дождя, она не требует особой мускулатуры для переноски (ибо легкая) и профессиональных навыков и знаний для пользования, так как проста в управлении. Правда, стоит аппаратура такого класса немало - от 11 с половиной тысяч (слава Богу, в рублях) самая простая версия до почти 17 тысяч в "продвинутом" варианте. С дополнительными наворотами цена будет, пожалуй, тысяч до 30 - причем в бюджетном исполнении. Но если хочется получить качественный таймлапс, это ведь не препятствие?