На самом деле, молнию сфотографировать несложно. Две вещи необходимы в первую очередь – штатив и терпение. Наличие грозы подразумевается. Потратьте несколько минут – предварительно установив штатив с фотоаппаратом – на наблюдение за надвигающейся грозой. Это позволит предполагать, когда и где ударит молния. Кстати, стоит заранее подумать о том, чтобы фотоаппаратура и фотограф не попали под «удар стихии»: не забывайте, что фотографическая техника и вода полностью несовместимы в подавляющем большинстве случаев. Помните и о порывах ветра, способных с легкостью опрокинуть штатив, а вместе с ним и фотоаппарат с любимым объективом.

Продумайте композицию снимка заранее. Несколько советов:

    Чаще всего основным действующим лицом будет молния – поэтому располагайте линию горизонта низко.

    Продумайте передний план: неплохо найти интересный силуэт – дерево или здание. Это подчеркнет перспективу и сделает фотографию содержательнее.

Фотографируйте в ручном режиме.

Переключите объектив на ручную фокусировку и установите его на бесконечность, чтобы автофокус не рыскал из-за недостатка освещения.

Используйте открытые диафрагмы (если только композиция не требует резкого переднего плана)

Используйте низкие значения ISO (Кроме всего прочего, это избавит от лишнего шума на длинных выдержках)

Если съемка происходит вечером или ночью: установите режим Bulb – кстати, спусковой тросик будет далеко не лишним – откройте и держите затвор открытым, пока не ударит молния. Если – а чаще всего так и происходит – Вы фотографируете в городе, то лучше предварительно сделать тестовый снимок с выдержкой около 30 секунд – для того, чтобы посмотреть, не засвечен ли снимок при такой выдержке: в городе много неявных источников света и даже за 30 секунд можно переэкспонировать снимок. Определите, какая выдержка будет оптимальной и снимайте серию с этой выдержкой.

Если гроза дневная, то выставляйте отрицательную компенсацию экспозиции на 1 – 2 ступени меньше предлагаемой автоматикой фотоаппарата – это поможет выделить разряд. Днем снимайте несколько снимков подряд с выдержками от 1/15 до 1/30 секунды – чтобы с одной стороны не пропустить разряд, а с другой – не переэкспонировать снимок.

Вот, вкратце, и все. Не забывайте о терпении: оно будет необходимо и в процессе представления, и – если результат не будет отвечать ожиданиям – по его окончании. Но не расходуйте весь запас – терпение понадобится в следующую грозу (особенно, если с первого раза не получилось).

Скорее всего, вы уже немало раз пытались запечатлеть сие природное явление. Ваши фотографии получались с различными дефектами , размытыми, засвеченными или вообще казались сплошным ярким пятном? Перед вами вставал вопрос о съемке молнии так, чтобы была видна вся ее естественная красота и мощь, каждая нить каждого разряда электричества? Если разобраться в сути вопроса, то можно понять, что красиво запечатлеть грозу совсем несложно, необходимо лишь иметь немножко терпения и опыта.

Как фотографировать молнию – техническая сторона вопроса

В этом деле всех интересует самый животрепещущий вопрос – как же снимки с молнией можно сделать качественными? Ответ на него прост – легко, необходимо только иметь немножко выдержки в своеобразной охоте за грозовым разрядом.

Именно выдержка, а также светочувствительность и диафрагма создают необходимый кадр, который понравится не только фотографу, но и всем, кто его увидит.

Правильная выдержка

Тут дело не в скорости нажатия на кнопку с целью поймать удачный момент. Как ни странно, дело совсем в другом, и правильное поведение в данной ситуации как раз обратное. Ни натренированный палец, жмущий на спуск без остановки, ни быстрые движения не помогут.

В фотографии грозы выдержки должны быть длительными, от нескольких секунд до пары-тройки минут. Возможность получить хороший кадр прямо пропорциональна величине выдержки. Так что не стоит повторять ошибки начинающих фотографов – подготовьте для съемки все и сразу!

Также очень помогает использование режима BUBL, при котором затвор фиксируется в открытом состоянии от начала нажатия кнопки и до момента, когда она отпускается. Чтобы облегчить работу этого режима, необходимо использовать спусковой тросик, который фиксирует кнопку в нажатом положении.

Длительность выдержки должна зависеть от времени суток. В течение дня, чтобы увеличить время открытия затвора используются нейтрально-серые фильтры разнообразной плотности, либо различные комбинации из нескольких фильтров.

Перед тем как фотографировать молнию , стоит вспомнить простейшее правило – чем больше выдержка, тем сильнее греется матрица и тем больше создается шумов, и как следствие, повышается вероятность появления пересветов на снимке.

Правильная диафрагма

Если брать логическое мышление, то чтобы получить необходимую резкость вдоль всего поля кадра, нужно закрыть диафрагму до чисел 11-16. При дневной съемке это на самом деле так, при этом закрытая диафрагма станет служить инструментом для нормального повышения выдержки. Однако чуть позже, после заката, ночью или же в сумерках, диафрагма должна быть приоткрытой, чтобы получилась нормально проэкспонированная карточка.

Фокусировка

Если кругом царит только сплошная темнота? Ответ прост – следует руководствоваться ручным режимом! Фокусировка на бесконечность идеально подходит для большинства случаев. Если объекты на переднем плане требуют резкости, то их нужно подсветить фонарем и сделать на них фокусировку.

Система LiveView – отличный помощник в этом случае. Большинство современных зеркальных фотоаппаратов включают ее в себя. Она может увеличивать абсолютно любой объект до десяти раз и навести резкость относительно него.

Фотографируем молнию, полагаясь на фактор удачи

Фотосъемку грозы можно сравнить с охотой на редких животных, часто самыми важными факторами являются терпение и удача. Самые неповторимые и яркие кадры могут получиться на закате, когда лучи заходящего солнца подсвечивают грозовое облако. А также после заката, когда небо еще более-менее имеет естественное освещение .

Конечно, вам, как настоящему грозовому охотнику, плевать на все эти правила. Но в любом случае необходимо соблюдать предельную осмотрительность. О том, что грозовой фронт приближается, лучше всех скажет набирающий силу дождь. В таком случае сворачивайте свою технику и покидайте организованное для съемок место. Во время грозы запрещается разговаривать по телефону, но и оставлять его дома будет не таким уж и верным шагом. На всякий случай положите свой сотовый в рюкзак, предварительно выключив его.

Обработка фотографий

Молния характеризуется непредсказуемостью, изменчивостью и интенсивностью, поэтому нередко впоследствии приходится обрабатывать фотографии, дабы придать им лучший вид. Вспышки молнии могут отличаться как яркостью, так и слабостью – на камере редко получается установить нужный баланс настроек.

Если гроза бушует, а вам удалось сделать много потрясающих кадров с одной точки, то для создания лучшего эффекта попробуйте все снимки объединить в один посредством фотошопа.

И все же, есть ли общие правила в вопросе о том, как фотографировать молнию ? На самом деле, это нестандартный вид фотографии, поэтому вы можете искать и свои подходы к делу. Напишите в комментариях, что помогает лично вам в съемке молний. Уверен, что ваши советы будут полезны абсолютно всем читателям.

Природа всегда поражала нас своей непредсказуемостью и безудержной, завораживающей силой во всех своих проявлениях. При этом она всегда остается непревзойденным творцом самых ярких и самых фантастических полотен, среди которых одно их первых мест занимает пронизанное неповторимым свечением и вспышками молний грозовое небо. За такими снимками многие мастера фотографии готовы отправиться в любую точку мира, невзирая на все сложности съемки и связанный с ней риск. В Соединенных Штатах, к примеру, есть клубы любителей охоты за торнадо. Но нам с вами не обязательно куда-то мчаться, чтобы ощутить и сфотографировать как небосклон словно трескается, ломается в такие моменты. Благо на просторах нашей родины в средней широте летом это явление не такое уж и редкое, если сравнивать, например, со снегопадом в Египте.

Если вы , то рано или поздно неукротимая стихия займет свое место в вашем творчестве. Вы захотите испытать свое мастерство, свои силы и тогда перед вами обязательно встанет вопрос: «Как передать все величие грозы, успев поймать в объектив своей камеры самые эффектные разряды, мощь которых измеряется тысячами ампер?»

1. Позаботьтесь об опоре.

Обязательно возьмите с собой штатив. Не имея устойчивой поверхности для проведения съемки, вы не сможете получить качественных снимков.

2.Устанавливайте длинные выдержки.

Скорости человеческой реакции часто бывает недостаточно для того, чтобы поймать в фотообъектив сверкнувшую молнию и успеть нажать на спуск до того, как она исчезнет. По этой причине я рекомендую при такой съемке работать с длинными выдержками порядка от 1-30 секунд.

3. Работа с диафрагмой.

Как снимать молнии? Вот тут с первого дубля не угадаешь, какую выставлять. Постарайтесь избегать диафрагмы f:16 и f:22, нацеленные на самую дальнюю резкость. При фотосъемке для начала откройте диафрагму 2,8, чтобы осветить пейзаж (понять уровень освещенности). Затем закройте до значения f:8 (или f:11 – оптимальные варианты, испробовано на практике!) и ждите 1-2 разрядов приближающейся грозы. Если зловещие отблески интенсивно освещают местность ярко-розовыми и ярко-зелеными красками — это высоко-атмосферная гроза, и вам необходимо сориентировать камеру в противоположную сторону.

4. Захватывайте линию горизонта.

Для того чтобы снимок получился эффектным, необходимо верно выбрать ракурс. В данном случае наиболее удачной будет точка обзора, позволяющая захватить в кадр линию горизонта (достаточно совершенно небольшого участка) при том, что доминирующая часть пространства будет отведена бушующему небу. Однако, и этот постулат можно нарушить!

5. Включайте дополнительные элементы.

Ваши снимки должны быть не только четкими, но и интересными, для этого продумывайте заранее композицию — придайте изображению глубину, создайте перспективу, вводя в кадр дополнительные элементы, например, силуэт дерева, здание и пр.

6. Откажитесь от автофокусировки.

Съемка грозового неба : вам придется работать в условиях недостаточной освещенности, а в этом случае предпочтительнее использовать ручной режим фокусировки. Работая в автоматическом режиме при таком уровне освещенности, камера будет постоянно находиться в поиске объекта, подходящего для наведения фокуса, и в необходимый момент может не справиться с поставленной задачей.

7. Экспериментируйте.

Как правило, при такой съемке для того чтобы глубина резкости была максимальной апертура выставляется на минимум. Но, если возможности вашей фотокамеры позволяют, попробуйте поэкспериментировать - «поиграйте» с апертурой, поработайте с диафрагмой и выдержками. Откройте диафрагму полностью, установив при этом интервал срабатывания затвора всего на несколько секунд. При этом не забывайте, что ваша главная цель получить четкое изображение молнии, а для этого вам необходимо поймать ее в фокус.

8. Используйте фокус наложения.

Представьте насколько яркими и захватывающими будут кадры, на которых одновременно запечатлено несколько молний. Имея современную цифровую зеркальную фотокамеру, вы вполне можете сделать такие снимки, для этого оказавшись в эпицентре бушующей природы и ловя в объектив вспыхивающее молниями небо, вам необходимо использовать эффект наложения одного изображения на другое.

9. Дистанционное управление.

Желательно иметь в наличии тросик дистанционного управления или пульт дистанционного управления. Эти инструменты позволят управлять спуском затвора фотокамеры на расстоянии, чтобы вы сами не касались непосредственно аппарата. Тем самым вы избежите не нужных вибраций, поскольку при длительных выдержках не допустимо шевеление фотокамеры при нажатии кнопки спуска затвора. Поэтому для получения четкого изображения тросик/пульт просто не заменим. Кроме того, если конструкцией объектива предусмотрена функция стабилизации изображения, то включите ее, что также не станет лишним для получения высококачественных фотографий.

Фотосъемка молний: правила выживания.

А теперь действительно о главном в данной задаче по съемке. Помните: попытки снимать бушующую стихию опасны для жизни!

Первую свою грозу я фотографировал с балкона, что в значительной степени уберегало меня и аппаратуру от нежелательного воздействия окружающей среды. Но зачастую перед фотографом встает вопрос о «прекрасном», когда есть желание не просто получить фотографии из окна/с балкона, а стремиться к более совершенным снимкам. И тут уже нет резона как говорится «сидеть у моря и ждать непогоды», пока гроза сама не окажется неподалеку, а камера под рукой. Возникает энергетический импульс — действовать! Искать ее самому, охотится за ней! Вот в этом случае вопрос о безопасности не является риторическим, потому как место действия – не известно, обстоятельства – не управляемая природная сила. Это означает, что при явной угрозе жизни, надо не утешать себя «еще чуть-чуть и убегаю», а собирать аппаратуру (если есть время) и искать укрытие.

Будьте готовы к дождю и ветру. Одежда должна быть непромокаемая, комфортная, теплая, обувь высокая. Аппаратура защищена либо местным ландшафтом, либо искусственно создайте условия. Штатив должен быть тяжелым или с утяжелителем (порой на основной штанге есть крюк, используйте его, чтобы подцепить груз), если он карбоновый/алюминиевый, поскольку порывы ветра могут сорвать треногу вместе с камерой и разбить ее. Лучше всего снимать на профессиональные топовые модели фотокамер, конструкция которых позволяет защитить их от попадания влаги и маленьких частиц внутрь. Объективы обязательно с фильтром: защитным или иным для съемки. Не предпринимайте попытки фотографировать с открытого участка местности, если только молнии не сверкают где-то вдалеке. Поскольку в противном случае вы – мишень для удара. Сила тока внутри канала молнии вполне достигает значения в 200000 А. Всегда анализируйте ситуацию и постарайтесь угадать, как будет развиваться грозовой процесс.

Запаситесь терпением. Если вы хотите запечатлеть грозовое небо, рассекаемое вспышками молний, то учтите, что ключом к успеху станет терпение, навыки и удача. Вы уже позаботились о своей безопасности, подготовили аппаратуру, проверили настройки и надежно укрылись от возможных порывов ветра и дождя. После вам остается только ждать, а когда разразится гроза начать вести непрерывную съемку, делая столько снимков (оптимальна серия по 5-6 кадров).

Практика фотографирования молний незабываема! Воспользуйтесь приведенными выше подсказками и вы, наверняка, добьетесь желаемого результата.

Смотрите слайд-шоу из серии фотографий надвигающейся грозы.

С уважением, фотограф Штербец Евгений.

Но прежде, чем мы приступим к делу, важно напомнить вам о непредсказуемости молний, ударяющих в землю. Вы должны оставаться в безопасном месте, хорошо защищенном от смертельных разрядов и проливного дождя. Ваше ценное оборудование тоже должно быть защищено.

Оборудование для съемки молний

Я использую свою зеркальную цифровую камеру Canon и зум объектив 18-55 мм. Тем не менее, свои первые снимки молний я делал на старую псевдозеркальную камеру (фикс объектив), которая делала довольно хорошие фотографии.

Что касается объективов, то фикс будет идеальным выбором. Использование объектива со стандартным углом – такой как 30 мм фикс для APS-C сенсора или 50 мм фикс для полнокадровой камеры – обеспечит изображение молнии, заполняющей кадр.

Широкий угол и стандартные зум объективы – такие как 16-35 мм или 24-70 мм- тоже могут быть использованы, но фикс объектив обычно дает более резкие изображения, чем зум на том же фокусном расстоянии.

Использование штатива обязательно из-за длительного времени экспозиции, используемого в этом виде фотографий природы. Кабель для спусковой кнопки или пульт дистанционного спуска затвора тоже будет полезен, но это совершенно по желанию, потому что вы можете установить камеру в режим автоспуск.

Вам понадобится установить время экспонирования между 20 и 30 секундами, при котором нормальный снимок без молнии будет совершенно черным. Настройки, которые я считаю подходящими для меня, такие f/8, ISO 100, и 30 сек для мощной молнии, которая находится вблизи; для молнии на большем расстоянии я использую приблизительно f/5, ISO 100 и 30 сек.

Настройки для фотосъемки молний

Это настройки, которые я использую при съемке молний. Только помните, что это мои настройки – это означает, что я их просто рекомендую, однако, вы можете поэкспериментировать с другими, если хотите получить другой результат.

ISO : 100. Я устанавливаю значение ISO в своей камере на 100 для съемки молнии. Это обеспечивает длинную выдержку с минимальным шумом.

Диафрагма : f/11. Как и с настройками ISO, я устанавливаю диафрагму на f/11 и оставляю так для фотографирования молнии. Главная причина состоит в том, чтобы обеспечить хорошую глубину резкости на сколько это возможно без ущерба для резкости или необходимости слишком длинной выдержки.

Если установить диафрагму на f/16, то мы можем получить даже большую глубину резкости, но это потребует более длинной выдержки, что может привести к переэкспонированию. Такая же история с f/8.

Тем не менее, как уже было сказано, я успешно фотографировал молнию на обеих значениях диафрагмы, но результат был не так хорош, как при f/11. Я рекомендую начать именно с этого значения, сделать несколько снимков, а затем экспериментировать с другими значениями диафрагмы, чтобы увидеть, чего можно достичь.

Выдержка : от 10 до 30 секунд. Наилучшее время для фотографирования молнии – после наступления темноты, что подразумевает использование длинной выдержки. Можно запечатлеть молнию и в золотые часы, но наилучшие фото получаются во время или после наступления темноты.

Самая короткая выдержка, которую я использую для фотографирования молнии, составляет 4 секунды. Это позволяет выдержке быть достаточно длительной, чтобы захватить удар, если молнии достаточно активны.

Оптимальная выдержка, на мой взгляд, это 10 секунд. Таким образом выдержка достаточно длинная, чтобы захватить молнию и при этом не пере- или недоэкспонировать изображение в большинстве случаев.

Если вы хотите заснять больше, чем одну линию, 30 секунд или режим B (bulb) будет правильным выбором. Все зависит от частоты ударов молнии, так что имейте ввиду, что если в течение 30 секунд вспышки происходят несколько раз, то в конечном результате изображение будет слишком ярким или переэкспонированным. Потратьте несколько минут на то, чтобы рассчитать частоту ударов молнии, и тогда вы сможет установить наиболее подходящую выдержку.

Тем не менее, бесчисленное множество гроз случаются в начале дня или ранним утром. Переэкспонирование снимка при таких обстоятельствах, когда более яркий свет попадает в объектив, требует всего лишь одного дополнения: фильтр нейтральной плотности.

Фильтры нейтральной плотности варьируются в зависимости от того, сколько света они пропускают на сенсор. Так, фильтр ND8 означает, что вы сможете опуститься на пару ступеней или больше, в то время как фильтр НП400 Hoya перескакивает на целых 10-12 f/чисел. Это создаст темное пространство для вашего снимка, как будто вы фотографируете посреди ночи.

Баланс белого : Авто. Опять, я устанавливаю баланс белого на авто, так как это дает больше гибкости и контроля при постобработке в Lightroom или Photoshop, и я могу применить тонкую настройку баланса белого, соответствующую каждому отдельному изображению.

Формат изображения : RAW. Съемка в формате RAW открывает вам доступ ко всем опциям редактирования или «разработки» ваших фотографий в редактирующих программах.

Снимок

Так как главное действие будет происходить в небе, не забудьте включить в кадр что-нибудь такое, что даст релевантность и перспективу снимку. Строения являются любимыми, но все, что даст понятие масштаба грозы, справится с задачей хорошо.

Лучше всего использовать ручную фокусировку, так как обзор будет вероятно ночью (но не всегда) в темноте. Вместо того, чтобы позволять камере искать что-нибудь для фокусировки для каждого нового снимка, лучше хорошо настройте ручной фокус на небо и так оставьте.

И прежде всего будьте терпеливы и не забывайте оставаться в безопасном месте!

Июль 2008, на Урале выдался урожайным на грозы. Буря могла разразится вечером и продолжаться всю ночь, заставляя голосить сигнализации машин. Владельцы вскакивали что бы отключить их, но это не помогало, так как с очередным ударом молнии, машины снова взрывались сиренами. Все это сопровождалось колоссальными вспышками, громом и сильнейшим ливнем. В общем, не спал ни кто, и тем более я. Потому что, мне было жутко интересно сфотографировать молнию.

Сфотографировать молнию трудно, но вполне возможно. Для этого нужно три условия: хорошая гроза, хорошее место для съемки, и хороший фотограф.

Самое, пожалуй, сложное, это подходящая точка для съемки. Поскольку дыма без огня не бывает,… т.е. грозы без дождя, то вылезти куда-нибудь на улицу со штативом и фотоаппаратом проблематично. Самый удобный вариант это подходящий вид из окна.

Я снимал молнии из окон своей квартиры, и это был самый комфортный способ. Из оборудования обязательно нужен штатив. Желательно пожестче, так как нужны длинные выдержки, до 30 секунд. И сам фотоаппарат с возможностью установки длинных выдержек. Я фотографировал зеркалкой Canon 450D с китовым объективом 18-55 f 1:3,5-5,6.

Суть метода заключается в том, что нужно направить фотоаппарат, на место где вспыхивают молнии, и установив возможно более длинную выдержку начать снимать. Если в этот момент сверкнет молния, то она четко прорисуется на фотографии, а за все время экспозиции проступят контуры ночного пейзажа.

Поскольку фотографируешь вслепую, то приходится делать десятки снимков что бы поймать тот единственный. Я снимал на карту 2Gb и заполнял ее полностью, (около сотни снимков в RAW).

Я перевел фотоаппарат в ручной режим. Экспозицию подобрал опытным путем. ISO 200, выдержка 30 сек, f 9.

В Canon 450D, есть классный режим: «Таймер автоспуска. Серийная» который позволяет делать серию до 10 кадров. 10 кадров по 30 секунд, это 5 минут съемки. Таким образом я настраивал фотоаппарат, жал спуск, и следующие 5 минут фотоаппарат ловил все молнии которые попадали в его объектив.

Так была сделана эта фотография с далекой молнией, которая «поджигает» огни города:

ISO 200, f 9, 30 сек.

Следующей ночью снова была гроза. Я начал снимать на ISO 200, f 8, 30 сек. Что давало хорошую экспозицию, пока гроза не подошла вплотную и в одной из серий молнии прочертили весь кадр сверху вниз, вызвав жесткий пересвет. Не спасло даже использование RAW. Вот один из пересвеченных кадров:

ISO 200, f 8, 30 сек.

Я тут же скорректировал экспозицию и выставив f 11, выдержка 20 в следующей же серии сделал отличные снимки, вот один из них:

ISO 200, f 11, 20 сек.

Снять молнию днем, оказалось гораздо сложнее. Света много, длинную выдержку не поставишь. Я снимал в RAW и после пары кадров подряд фотоаппарат начинал останавливаться для записи кадра на флешку. По закону Мерфи, именно в эти паузы и сверкали самые значительные молнии. И все же мне удалось поймать одну из них:

ISO 100, f 14, 1/4 сек.

Для увеличения выдержки, подошел бы нейтральный серый фильтр, но у меня его тогда не было. Возможно, стоило отказаться от медленного RAW днем и снимать серии в jpg.

Я рекомендую снимать в RAW, так как в ночной съемке невозможно точно подобрать экспозицию и баланс белого. Гораздо точнее это можно сделать потом в RAW конверторе. Я пользуюсь для этих целей Photoshop Lightroom.

Еще одна трудность такой съемки это кромешная тьма. Я фокусировался в авто по дальним огням, и уточнял композицию по первым кадрам. На снимках прекрасно видно линию горизонта и контуры зданий, но на самом деле там не было видно ни зги, поскольку была глубокая, пасмурная ночь и шел дождь. Если ветер задувает в окно, встает еще одна проблема дождевых капель, которые попадают на объектив. Тут стоит воспользоваться защитным фильтром. На «дневной» серии ветер дул на встречу и мне приходилось постоянно вытирать капли дождя с фильтра.

После тех гроз, съемка таких явлений меня очень захватила. С нетерпением жду лета, что бы вновь попытать счастья. Подумывая о том, где можно найти площадку с красивой ночной панорамой, и при этом с крышей над головой.