«У него прирожденный талант!» - можно услышать о ком-либо. Или: «Мне это не дано!» - печально подчеркивает другой. Оправданы ли эти выражения? Талантливыми рождаются или становятся?

В психологии талант – это высшая степень развития способностей к определенной деятельности, которая отличается оригинальностью, совершенством и имеет высокую общественную значимость. Поэтому такие люди заметны, всегда привлекают к себе внимание и вызывают симпатию. Кажется, что они делают легко и непринужденно то, в чем талантливы. Так ли это на самом деле? Стоит обратиться к природе развития таланта.

Существует такая структура: «задатки» - «способности» - «талант». Задатками называют свойства нервной системы человека, которые являются наследственными. Задатки считаются основой способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности , которые позволяют успешно выполнять определенную деятельность.

Какая природа у способностей?

Все же способности наследуются или прививаются в процессе воспитания и обучения? Почему в семьях актеров, музыкантов, врачей дети часто следуют по стопам родителей в профессиональной сфере? Стоит заметить, что это больше касается социальных и публичных профессий. В таких семьях родители дома регулярно исполняют музыкальные композиции, репетируют роли, сочиняют произведения, обсуждают друг с другом значимые вопросы, что часто вплетается и в воспитание детей. Дети наблюдают за ними, становятся участниками их деятельности, часто пытаются подражать.

Таким образом, задатки наследуются, а талант развивается в процессе жизни, на что влияет и воспитание, и обладание определенными личностными качествами, и действия, выполняемые человеком.

Оптимистичный для общества вывод ученых: нет людей, вообще не обладающих талантом, есть только те, кто занимается «не своим делом» в силу определенных обстоятельств. Задатки есть у каждого, существуют лишь разные условия для превращения их в способности и развития из них таланта.

Как развивается талант?

Наибольшей эффективности в этом можно достичь, если начинать заниматься с детства. На плечи родителей ложится большая ответственность, так как именно они должны суметь разглядеть в ребенке склонность к той или иной деятельности. Конечно, никто не запрещает пробовать и отдавать ребенка в различные кружки или секции. Так могут быстрее проявиться его способности в определенной сфере. Но самое главное – наблюдать за своими детьми и прислушиваться к их желаниям и потребностям, тогда легче будет воспитать из них талантливых личностей!

Этапы развития таланта:

I этап – осознание. Здесь есть два пути.

  1. Либо появление желания заняться какой-либо деятельностью профессионально. И должно быть именно страстное и устойчивое желание, а не просто мимолетный порыв.
  2. Либо это осознание того, что «какую-то деятельность я выполняю хорошо, возможно, лучше других». Совсем необязательно, чтобы это делалось легко. Кто-то вообще не прилагает стараний, кто-то затрачивает массу усилий, занимаясь любимым делом. Главное при этом – результат, которого достигает человек. Именно это замечают окружающие.

II этап – подкрепление. Важно оценить средства достижения цели и решить следующие вопросы: «Что мне нужно для развития таланта?» и «На что я могу пойти ради этого?» В данной ситуации может возникнуть необходимость выйти из зоны комфорта, отбросить свои страхи и комплексы и следовать по намеченному пути.

III этап – совершенствование. Человек, желающий достигнуть наивысшего таланта в чем-либо, должен в разумной степени испытывать тягу к самосовершенствованию. Развитие всегда происходит в движении. Если мы ставим мозгу все новые, более сложные задачи и выполняем их, то таким образом повышаем уровень своего мастерства и усиливаем талант.

Что мешает развитию таланта?

Драгоценный дар природы важно не только выявить, но и сохранить.

Факторы, препятствующие проявлению уникальных особенностей:

  • недооценка со стороны окружающих;
  • выбор деятельности, к которой нет призвания;
  • социальные потрясения, материальные проблемы.

Почему не развиваются способности у детей?

Проблемы усиления природного дара детей часто возникают из-за недостаточной подготовленности родителей и педагогов.

  1. Взрослые фиксируют особые качества малышей, но не развивают их.
  2. Обесценивание достижений. Отсутствие или дефицит похвалы в ситуации успеха.
  3. Негативное восприятие окружающими неудачных попыток проявить себя.
  4. Постоянное сравнение с одноклассниками.
  5. Запрет экспериментов и исследовательской деятельности.
  6. Авторитаризм старших родственников, чрезмерность ограничений.
  7. Категоричность требований к форме и содержанию обучения.
  8. Некомпетентность учителей (отрицательное отношение к одаренным ученикам и неумение работать с ними).
  9. Однообразие досуга.
  10. Гиперопека.

Что мешает взрослым реализовать свой потенциал?

Найти свое призвание удается не всем. Часто рамки профессии не позволяют человеку в полной мере проявить себя. Иногда мешает боязнь несоответствия, сформировавшаяся в детстве.

Нередко люди не решаются проявить свои качества и устремления, опасаясь непонимания друзей и родственников. Барьером на пути самореализации может стать убеждение, что занятость и возраст помешают добиться успеха.

Но главная трудность проявления потенциала зрелого человека - неуверенность в своих силах. Страх неудач может стать решающей причиной отказа от своего предназначения.

Развитие способностей

В детском возрасте

Важнейший фактор реализации природных задатков - развивающая среда. Это интеллектуальные развлечения и умные игрушки, психологический настрой на активное исследование тайн мира. Успешность самореализации талантливых ребят во многом зависит от старших членов семьи и педагогов.

Изучение дара чудо-ребенка

Биографии выдающихся людей помогают понять роль семьи в воспитании гениальных детей. Наблюдение за эволюцией малыша с первых дней жизни и создание наилучших условий образования характерно для родителей выдающихся музыкантов, художников, математиков.

Ознакомление детей с шедеврами культуры и уточняющие вопросы помогают родственникам выяснить, что нравится ребятам, чем они хотят заниматься. Разнообразные задания позволяют уточнить возможности малышей.

Волшебная сила поддержки

Мощный катализатор роста - атмосфера познания в семье. Поощрение любознательности и активного изучения особенностей предметов, звуков, цветов, слов делает мир юного исследователя ярким и осмысленным.

Уважение родителей к интересам ребенка стимулирует его стремление к совершенству. Взрослый стиль общения подчеркивает серьезность отношения к творчеству.

Оценка успеха и право на ошибку

Талант реализуется в активности. Необходимо поощрять познавательную активность и достижения ребят.

Даже неудачу можно превратить в эффективный мотиватор, если предложить потренироваться вместе для улучшения результатов. Так легче усваиваются новые навыки и совершенствуются память, внимание, мышление, речь, воображение. Формируется уверенность в себе. Ошибка воспринимается как естественный этап освоения нового и не вызывает разочарования.

Талантливые педагоги и разнообразные возможности

Способный ребенок может быть успешен в разных направлениях. Но обычно больше времени вундеркинды уделяют одному виду деятельности.

Без опытного наставника занятия могут превратиться в бесцельное накопление информации. Уходит время, благоприятное для развития. Компетентный учитель - обязательное требование совершенствования задатков будущего исследователя. Центры творчества, студии, школы искусства и технические кружки также могут стать эффективной площадкой для расцвета ранней одаренности.

У взрослых

Заняться любимым делом никогда не поздно. Если зрелый человек решит расширить свои ресурсы, потребуется выполнить 7 условий.

  • Переоценка ценностей. Осознание своих желаний и достижений.
  • Постановка актуальной цели: усиление творческого потенциала.
  • Готовность к обучению.
  • Тренировка ума и креативности с помощью специальных систем упражнений.
  • Разработка собственных методов и способов саморазвития.
  • Занятия с учителем (тренером) индивидуально или в группе.
  • Сохранение уверенности в результате независимо от возраста и обстановки.

Желание заниматься тем, что нравится и получается - мощный стимул для человека. Именно мотивация поможет преодолеть все сложности и реализовать мечты.

  • Посмотреть на себя со стороны, прислушаться к мнению окружающих, если они убеждают, что мы в чем-либо талантливы.
  • Не нужно бояться пробовать включаться в ту или иную деятельность. Если есть интерес и желание развиваться, то ни возраст, ни образование не будут помехой! Известны случаи, когда люди в преклонном возрасте становились первоклассными художниками и певцами, до этого ни разу не занимаясь подобными видами деятельности.
  • Дать себе отдохнуть . В состоянии стресса или сильной загруженности мозга порой невозможно адекватно оценить свои способности. При достижении внутренней гармонии мы лучше понимаем себя, чего мы хотим и умеем.
  • Посвящать любимому делу как можно больше времени. Так работает механизм тренировки: мы постепенно превращаем умения в навыки и затрачиваем меньше усилий на выполнение деятельности.
  • Уметь признать в себе талант и порадоваться достижениям! Это всегда добавляет энтузиазма и повышает уверенность в себе.

Потому, что представление о себе формируется во многом благодаря общественному мнению. Вы можете перечислить свои достоинства и недостатки, но можете ли вы быть уверены, что все перечисленное вами имеет отношение к реальному положению дел? Нет, потому что чаще всего люди судят о себе и мире, опираясь на мнение других людей, на собственные и неуверенность в большей степени, чем на трезвый .При таком подходе сложно разглядеть в себе не только талант, но даже самое простое положительное качество. Научитесь абстрагироваться от привычного представления о себе и скажите самому себе: «Да, я действительно умею нечто, что не умеют другие. Я талантлив.»

Уделяйте таланту время. Умейте отказаться от каких-либо удовольствий во имя развития своих способностей. Если вы открыли, что прекрасно поете - пойте каждый день, если вы обладаете талантом к - пишите, к танцам - танцуйте и т.д. Главное, постоянно подпитывать талант практическими занятиями. Способности могут раскрыться в полной мере только тогда, когда их признают в себе и дают им выход. Помните, что талант дан вам не для того, чтобы хранить его в дальнем ящике и сдувать с него пылинки. Пускайте талант в дело и не бойтесь при этом испачкаться или ошибиться: вы ничем не рискуете.

Прикладывайте усилия для развития таланта . Возможно, вам придется преодолевать себя, с собственной , гордостью, невнимательностью и другими качествами, свойственными всем людям. Ежедневное совершение усилий и аскеза - необходимые составляющие любого прогресса. Только полная на вашем любимом деле может позволить вам прорыв. Разработайте собственную систему упражнений по развитию своих способностей.

Изучайте биографии интересных вам талантливых людей. Вы увидите, что даже самым успешным людям в начале пути приходилось преодолевать огромное количество трудностей. От этого ваш собственный путь, даже если он не прост, покажется вам естественным, вас в нужном направлении.

Видео по теме

Полезный совет

Общайтесь с людьми, которые помогут вам развить свой талант. Обсуждайте с ними спорные, волнующие вас вопросы, просите совета.

Каждый человек рано или поздно задается вопросом – а что я могу? Что из себя представляю? Был ли я чем-то одарен? Самопоиск – нормальное явление, которого не стоит стыдиться. И если появились подобные мысли – надо взять и пойти учиться тому, к чему когда-либо была склонность.

Инструкция

Учиться никогда не поздно. Сам факт того, что появилась необходимость в получении определенных навыков и знаний, уже должен вызывать уважение.

К тому же, по заверению ученых, нет людей, абсолютно лишенных какого-либо . Или, на худой конец, какой-либо способности. Все и у всех присутствует. Можно привести обыкновенный с . Большинство людей с радостью о том, что у них нет слуха, что им не только наступил на ухо, но и отплясывал там канкан со всем семейством.

  • Не нужно торопиться
  • Найдите время для отдыха
  • Не нужно бояться ошибок

Когда мы видим талантливых и успешных людей, которые с удовольствием занимаются любимым делом, то сразу отмечаем наличие у них природных способностей. Они обнаружили в себе талант, смогли его развить и теперь наслаждаются успехом. Не стоит думать, что творческий потенциал – это привилегия избранных. По мнению Сары Нейш, американского психолога, у каждого человека есть талант. Необходимо только его найти и раскрыть природный потенциал. Мы предлагаем вам несколько советов, как развить талант.

Не нужно торопиться

Если вы спешите, то мозг не успевает подробно изучить все ваши действия. Необходимо делать все медленно, чтобы каждая деталь алгоритма была четко зафиксирована и при необходимости скорректирована. Все свои действия нужно дробить на несколько небольших заданий, тогда каждое из них будет выполнено максимально эффективно. Так можно развить аналитические способности мозга. Об этом говорит Дэниел Койл, написавший бестселлер «Код таланта». Он приводит в пример музыкальные упражнения – сложный этюд можно выучить быстрее, если разбить его на части и постепенно переходить от одной части к другой. Результат таких упражнений существенно улучшится. Так стоит поступать со всеми своими делами и задачами.

Найдите время для отдыха

Можно посвятить целый день тренировкам, музыкальным упражнениям, изучению науки, но если вы теряете концентрацию, то ваши усилия уходят впустую. Через определенное время действия выполняются уже на автомате, а это не способствует самосовершенствованию. Многие известные музыканты или шахматисты уделяют только 3-5 часов в день тренировкам. Койл считает, что у каждого человека есть индивидуальный этап погружения в занятие. Во время этого этапа пользы от выполнения действий будет существенно больше. На других этапах эффективность снижается. Этап усиленной практики разный у каждого человека. Некоторым требуется меньше времени на активные тренировки, но это не значит, что люди не посвящают себя любимому делу целиком. Даже небольшие, но интенсивные занятия приносят больше пользы, чем бездумные повторения действий на автомате.

Не нужно бояться ошибок

Мы убеждены, что идеальный результат требует четкого выполнения плана. Однако задумайтесь, сколько всего интересного получило человечество из-за банальных ошибок. Например, Колумб совершенно не собирался открывать новый континент, Флеминг не знал, что беспорядок на рабочем месте приведет к открытию пенициллина. Не все ошибки фатальны, многие из них позволяют увидеть что-то новое, что-то особенное. В ошибках заключена свобода, позволяющая совершенствовать собственный талант. Мозг старается исправить оплошность, находит альтернативные методы, развивается. Корректируя ошибки, мозг выходит за пределы своих способностей, открывает в вас новые качества и умения. Если вы видите, что идете не туда, то несколько раз подумайте, стоит ли возвращаться на исходную позицию. Возможно, что новая дорога приведет к более интересным решениям и открытиям.

Сохраняйте заинтересованность

Дэниэл Койл уверен, что любой природный талант должен постоянно получать эмоциональную отдачу. Именно это является главным критерием успеха, по мнению доктора Гари Макферсона. Если вы полностью погружаетесь в любимое дело, то это существенно увеличивает ваш потенциал. Даже больше, чем наличие таланта. Во время своего эксперимента Гари Макферсон опросил 157 студентов музыкального колледжа. Те студенты, которые собирались всю свою жизнь посвятить музыке, показывали лучшие результаты. Хотя практики у всех было одинаково. Развитие таланта требует полной отдачи, страсти и вдохновения. Если вы будете погружаться с головой в любимое дело, то успех не заставит ждать.

P.S. Прежде чем начинать развивать свой талант, его надо выявить. Сделать это вам поможет статья «Как узнать свои скрытые способности и таланты ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Говорят, что людей без таланта не бывает. Рано или поздно любой человек обнаруживает в себе какие-то способности, которые отличают его от остальных людей. С кем-то это происходит еще в детстве благодаря заботе родителей, учителей, собственному труду. В этом случае человек естественно растет вместе со своим талантом. А что делать, если вы обнаружили способности к какому-либо делу в уже зрелом возрасте?

Освободитесь от привычного представления о самом себе и признайте в себе талант.

Почему это нужно cделать? Потому, что представление о себе формируется во многом благодаря общественному мнению. Вы можете перечислить свои достоинства и недостатки, но можете ли вы быть уверены, что все перечисленное вами имеет отношение к реальному положению дел? Нет, потому что чаще всего люди судят о себе и мире, опираясь на мнение других людей, на собственные страхи и неуверенность в большей степени, чем на трезвый взгляд.

При таком подходе сложно разглядеть в себе не только талант, но даже самое простое положительное качество. Научитесь абстрагироваться от привычного представления о себе и скажите самому себе: «Да, я действительно умею нечто, что не умеют другие. Я талантлив.»

Уделяйте таланту время.

Умейте отказаться от каких-либо удовольствий во имя развития своих способностей. Если вы открыли, что прекрасно поете - пойте каждый день, если вы обладаете талантом к литературе - пишите, к танцам - танцуйте и т.д. Главное, постоянно подпитывать талант практическими занятиями. Способности могут раскрыться в полной мере только тогда, когда их признают в себе и дают им выход. Помните, что талант дан вам не для того, чтобы хранить его в дальнем ящике и сдувать с него пылинки. Пускайте талант в дело и не бойтесь при этом испачкаться или ошибиться: вы ничем не рискуете.

Прикладывайте усилия для развития таланта.

Возможно, вам придется преодолевать себя, бороться с собственной ленью, гордостью, невнимательностью и другими качествами, свойственными всем людям. Ежедневное совершение усилий и аскеза - необходимые составляющие любого прогресса. Только полная сосредоточенность на вашем любимом деле может позволить вам совершить прорыв. Разработайте собственную систему упражнений по развитию своих способностей.

Изучайте биографии интересных вам талантливых людей.

Вы увидите, что даже самым успешным людям в начале пути приходилось преодолевать огромное количество трудностей. От этого ваш собственный путь, даже если он не прост, покажется вам естественным, ведущим вас в нужном направлении.

Общайтесь с людьми, которые помогут вам развить свой талант.

Обсуждайте с ними спорные, волнующие вас вопросы, просите совета.

Каждый человек рождается с определенными задатками к творчеству. И правда, некоторые поют идеально с детства, а некоторые работают над своим вокалом ежедневно и в результате совершенствуют его. Но ошибочно думать, что невозможно развить в себе какой-то талант. Это возможно развив необходимые для этого навыки.
Нужна большая вера в себя и еще более большая работа над собой. Вы можете и не знать, что умеете хорошо рисовать или танцевать - просто попробуйте! А вдруг внутри вас скрывается талантливый гений?

Прислушайтесь к себе!
Сначала вам нужно хорошенько прислушаться к себе, своим вкусам, чувствам и понять какая разновидность творчества вызывает у вас больше положительных эмоций.
Определите, что вам нравится делать больше всего. Лучший вариант - все пробовать. Доказано, что каждый может найти в себе творческие задатки. Главное - отточить их до идеального состояния.

Будьте терпеливы!
Вы уже определили свой потенциал? Забудьте о комплексах! Не бойтесь быть непризнанным или неузнаваемым. Достаточно одного человека для поддержки.
Также не стоит надеяться конечного результата и высоких вершин после первой попытки. Вы хорошо знаете, что нужно время й усилия. Гением с первого шага становится один на миллион.
Старайтесь «глотать» все, что так или иначе касается вашей тематики интересов: мысли, идеи, вещи, люди, события, книги - все держите в голове, сохраняйте, прислушивайтесь. Возможно, вам повезет встретить единомышленников. Общайтесь, учитесь и творите!

Стоит ли ждать музу?
Нет, ведь дожидаясь ее нарочно, можете потерять настоящую вдохновительницу. Она точно придет, но для этого нужно развиваться, учиться, чтобы было чем вдохновляться.
Если же на половине пути вы поняли, что это точно не ваше, убедитесь в этом еще раз и пробуйте что-то новое.

Критика - залог успеха!
Советы и критические мысли в сторону вашего творчества просто необходимы вашему развитию. Поверьте. Есть люди, которые в силу своего характера, трудно воспринимают критику. С этим нужно бороться, вас должны критиковать как посторонние, так и вы сами.
Не бойтесь и не думайте, что это уже неудача. Это вполне нормально, даже больше - это необходимо. Почему? Потому что без критики вы не сможете оценить себя объективно.
Но не стоит забывать, что есть так называемые «хейтеры» (от англ. "hate" - ненавидеть). Они негативно отзываются практически обо всем. Нужно фильтровать такой поток мыслей, это нетрудно, ведь те, кто действительно рецензируют ваше творчество, делают это конструктивно, аргументируют свои мысли и дают полезные советы. А хейтеры просто говорят «это тупо!» Или «какой в этом смысл?» И порой не могут ответить ничего конкретного на любые вопросы. Вы обязательно рано или поздно встретите единомышленников и ценителей вашего таланта.

Когда непонятно как двигаться дальше
У всех бывают моменты, когда не знаешь, как действовать дальше, что учить следующим. Или у вас возник творческий кризис, стресс, возможно, вы устали от постоянного совершенствования.
В таких случаях нужно отдохнуть, расслабиться, некоторое время заниматься другими, совсем обыденными, делами и вернуться к творчеству с новыми силами.