С момента ввода ККТ в эксплуатацию должно осуществляться ее техническое сопровождение. Деятельность, касающуюся технической стороны применения, осуществляет ЦТО. Что же такое обслуживание ККМ в 2019 году?

Техническое обслуживание кассовой техники состоит из комплекса мер, осуществляемыми исключительно уполномоченными лицами.

Основным предназначением обслуживания является поддержание исправного состояния техники и правильная ее эксплуатация. Что же в 2019 году представляет собой ККМ сервис?

Основные моменты

Использование кассовой техники это обязательное условие для осуществления предпринимательской деятельности.

Использовать ККТ обязаны все организации и ИП, осуществляющие денежные расчеты с клиентами за реализованную продукцию или оказанные услуги.

Исключение делается лишь для ИП, применяющих или работающих по . Но обязательным требованием является выдача по запросу клиента товарного чека, подтверждающего факт уплаты.

Производить установку, сервисное обслуживание и любой ремонт ККТ могут исключительно Центры технического обслуживания (ЦТО).

Фирма, желающая вести подобную деятельность, обязана зарегистрироваться в органах исполнительной власти, а также пройти обязательную аккредитацию с приобретением права технического обслуживания у поставщика либо производителя ККТ.

Предоставление аккредитации возможно лишь после прохождения специалистами ЦТО специализированного обучения ремонтным работам, техническому обслуживанию и правилам эксплуатации ККТ.

Затем выдаются подтверждающие удостоверения, и ЦТО вправе приступать к работе. Обслуживанием ККМ в повседневной эксплуатации занимается непосредственно работающий с аппаратом сотрудник.

Он обязан следить ежедневно за исправностью техники и при малейших признаках поломки информировать об этом руководство в целях вызова специалиста.

Определения

Техническим обслуживанием для ККМ именуется совокупность мероприятий, которые направлены на поддержание должного состояния аппарата. С момента введения в эксплуатацию всякая ККМ подлежит обязательному техническому обслуживанию.

Исполняет техническое обслуживание ЦТО, с каким владелец ККМ заключил . Обслуживание реализовывается согласно технической документации на конкретную модель кассовой техники.

Оно состоит из осмотра аппарата, проверке его исправности и очистке от пыли. Процедура межремонтного обслуживания производится до начала смены и после ее завершения.

ЦТО, или Центр технического обслуживания ККМ, это организация, обладающая государственной лицензией на обслуживание ККТ и ее ремонт.

Для обслуживания всякой определенной модели у ЦТО должен наличествовать договор с заводом-изготовителем и аккредитация на сервис по конкретной модели ККМ.

Правила по эксплуатации

Техобслуживание кассовой техники регламентируется Типовыми правилами эксплуатации ККМ и Руководством по эксплуатации, прилагаемом к любому устройству.

Согласно правилам ежедневный регламент техобслуживания должен осуществляться кассирами.

Причем рабочее место сотрудника должно быть оборудовано всем необходимым, а кассир должен обладать техническим минимумом по обращению с ККМ.

Данный момент зачастую упускается собственниками, что нередко приводит к проблемам с кассовым аппаратом. В Типовых правилах сказано, что ремонт ККМ вправе производить лишь уполномоченная на то организация – ЦТО.

Владелец ККМ вправе сам выбрать ЦТО, наиболее годящееся для техобслуживания его модели кассовой техники. Вместе с тем ЦТО должно располагаться в той же местности, где эксплуатируется ККТ.

Заключить договор с Центром необходимо еще до начала эксплуатации. ЦТО ККТ согласно правилам по эксплуатации обязаны располагать необходимыми производственными площадями для осуществления проверки и ремонта техники.

Помещения должны быть надлежаще оборудованными, специалисты должны быть должным образом обучены. Техническое обслуживание ЦТО осуществляется на договорной платной основе.

Действующие нормативы

Деятельность ЦТО регламентируют «Типовые правила эксплуатации ККМ …», ратифицированные и «Положение о порядке продажи, техобслуживания и ремонта ККМ …», .

Согласно п.9 Положения о применении ККМ владелец техники не может обращаться к иным специалистам для осмотра, проверки или ремонта ККТ.

Любые услуги по ТО может оказывать только Центр, с каким заключен договор. П.7.2.2 «Типовых правил» и п.26 категорически воспрещают привлечение для ремонта ККМ любых частных лиц.

В соответствии с п.10.2 «Положения о …, техобслуживания и ремонта ККМ …» в функции ЦТО включается:

  • введение ККМ в эксплуатацию;
  • предпродажные процедуры по подготовке;
  • регулирование;
  • отладка;
  • контроль над функциональностью;
  • ликвидация выявленных неисправностей и прочее.

С 11.01.2014 вся контрольно-кассовая техника, поставленная на техническое обслуживание, должна обладать новым знаком о сервисном обслуживании.

Существуют следующие виды ремонта:

Гарантийный Происходит в продолжение полутора лет с момента приобретения ККМ, если поломка случилась по вине завода-изготовителя. При этом оплачивает ремонтные услуги ЦТО. Причина поломки определяется специалистом Центра
Мелкий В его процессе части и элементы кассового аппарата не меняются, производится лишь настройка, регулировка, тестирование и прочее. Но, тем не менее, вскрывается пломба, а значит, оформляются все нужные документы, в частности акт об исполненных работах
Средний При нем меняются части и элементы устройства, кроме узлов и блоков. Оформляется акт об исполненных работах и накладная на передачу смененных частей и элементов ККМ
Капитальный Меняются узлы и блоки аппарата. В состав такого ремонта входят мелкий и средний ремонт. Оформляется идентично ремонту среднему

Законодательно установлено, что в условиях города ЦТО должно осуществить ремонт за тридцать шесть часов со времени уведомления о неисправности.

В сельской местности срок увеличивается до сорока восьми часов. О любом совершенном ремонте должны быть уведомлены генеральный поставщик ККМ и ФНС.

Правильная эксплуатация ККМ невозможна без качественного технического обслуживания. Потому не стоит экономить на услугах ЦТО.

К тому же «правильный» ЦТО на время ремонта может предложить в аренду кассовый аппарат, что деятельность предпринимателя не прерывалась по причине неисправности ККМ.

Тариф "Стандарт"

В тариф «Стандарт» входят услуги:

  • ремонт ККТ на месте установки
  • забор/возврат ККТ в сервис для проведения ремонта в случае невозможности устранения неполадки на месте установки
  • участие в программе лояльности

700 р. в мес

  • 1785 р. (595 р./мес) обслуживание более года
  • 1575 р. (525 р./мес) обслуживание более 2х лет

6 месяцев

630 р. в мес

  • 3213 р. (535,5 р./мес) обслуживание более года
  • 2835 р. (472,5 р./мес) обслуживание более 2х лет

12 месяцев

560 р. в мес

  • 5712 р. (476 р./мес) обслуживание более года
  • 5040 р. (420 р./мес) обслуживание более 2х лет

Тариф "Эконом"

В тариф «Эконом" входят услуги:

  • дистанционное обслуживание ККТ
  • консультации по телефону, по любым вопросам, связанным с эксплуатацией ККТ

500 р. в мес

6 месяцев

450 р. в мес

  • программа лояльности на данный тариф не действует

12 месяцев

425 р. в мес

  • программа лояльности на данный тариф не действует

Диагностика ККМ

Привезите Вашу кассу на диагностику в наш центр ККМ! Диагностика позволит определить срок эксплуатации кассового оборудования, возможные неисправности, оценить техническое состояние кассы.

Диагностика

  • Разовая диагностика в нашем сервисе или с выездом к клиенту

Зачем нужно техническое обслуживание онлайн ККМ (договор обслуживания ккм )?

Техническое обслуживание кассовых аппаратов (обслуживание ккм ) производит наш центр технического обслуживания ().

Без договора на техническое обслуживание кассового аппарата с ЦТО Вам не поставят кассовый аппарат на учет в налоговой инспекции. В случае поломки кассового аппарата наш ЦТО осуществит ремонт ККМ . В соотвествии с законодательством РФ, ЦТО проведет ремонт ККМ в течении 36-ти часов. О ремонте ККМ ставится в известность ИФНС и поставщик ККМ. Делается отметка в паспорте кассового аппарата.

В рамках договора происходит ежеквартальный выезд механика ЦТО для проведения технического обслуживания онлайн кассового аппарата, что бы он не сломался в самый неподходящий момент. Механик нашего ЦТО сам приедет к Вам, где проведет внешний осмотр кассового аппарата, проверит правильность отображаемых обязательных реквизитов на чеке, протестирует Ваш аппарат и опломбирует ЖУРНАЛ "учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ".

Шестакова Е.В.
Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук
Cпециально для компании «Такском»

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ, который вносит существенные поправки в законодательство о контрольно-кассовой технике. Основное изменение касается передачи данных в электронном виде в налоговый орган, но, кроме этого, изменяются взаимоотношения компаний и предпринимателей с центрами технического обслуживания (ЦТО). Однако неисправность кассы обернется значительными штрафами.

Роль ЦТО в использовании ККТ

До принятия поправок в Федеральный закон о контрольно-кассовой технике без договора с ЦТО и наличия знака «Сервисного обслуживания» нельзя было зарегистрировать контрольно-кассовую технику. В письме ФНС России от 07.09.2015 № ЕД-4-2/15725 «Об образце знака «Сервисное обслуживание» устанавливалось, что при предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники необходимо руководствоваться исключительно утвержденным образцом знака «Сервисное обслуживание». Для того чтобы зарегистрировать кассу, необходимо было провести техническую проверку. После проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или ЦТО на эту технику наклеивалась марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники.

С 2017 года вносятся изменения в порядок регистрации кассовой техники, вследствие которых существует возможность отказаться от договора с ЦТО. Налоговый орган теперь будет отслеживать кассовые операции в режиме онлайн, кроме того, вводится возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.

Вместе с тем, нельзя сказать о том, что роль ЦТО полностью нивелируется и компания или предприниматель могут полностью отказаться от договора с Центром технического обслуживания. И причин для этого несколько.

Во-первых, несмотря на возможность регистрации кассы онлайн, знак «сервисное обслуживание», свидетельствующий о техническом обслуживании ККТ не отменен. В настоящее время действует знак обслуживания, утвержденный Приказом Минфина России от 09.08.2013 № 77н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание».

Во-вторых, для того, чтобы исполнить требования к контрольно-кассовой технике и фискальному накопителю, в частности, возможность формирования фискального признака для фискальных документов при продолжительности смены более 24 часов, кассовая техника должна быть исправной.

В-третьих, в случае возникновения спора с налоговым органом именно на основании договора с ЦТО, актов проверки ККТ, а также заключений возможно в судебном порядке оспорить неправомерное решение налогового органа. В пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 даны разъяснения о том, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. И такой подход применяется в случае, если кассовая техника не работает. Однако представив доказательства исправности контрольно-кассовой техники, налогоплательщик может избежать доначисления налогов расчетным путем.

В-четвертых, наличие неисправной техники может привести к штрафным санкциям, поэтому договор с ЦТО позволит оперативно устранить неисправность и избежать штрафов. Так, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Однако, безусловно, на рынке технического облуживания кассовой техники можно ожидать достаточно «жесткую борьбу» за клиента, и здесь представителям ЦТО важно продумать аргументы для магазина, желающего отказаться от договора с ЦТО.

Как убедить магазин не отказываться от ЦТО

Применение кассовой техники будет расширено в соответствии с поправками, внесенными в законодательство, а это значит, что на кассовую технику перейдут даже те, кто ранее имел право ее не использовать. С 2017 года до 2018 года возможно будет не применять контрольно-кассовую технику в следующих случаях:

  • при оказании услуг населению с выдачей бланка строгой отчетности;
  • при розничной торговле, по которой уплачивается ЕНВД.

До 1 июля 2018 года налоплательщики ЕНВД (использование продлено до 1 января 2021) и ПСН не обязаны применять ККТ. Организации, применяющие УСН, обязаны применять ККТ и сейчас. Но для малого бизнеса (ЕНВД, ПСН, УСН) разрешено использовать ККТ без учета номенклатуры продаваемых товаров в отличие от предприятий с обычной системой налогообложения (до 01.02.2021 года).

Кроме того, чтобы использовать старую кассовую технику в расчетах, ее необходимо будет модернизировать к 2017 году. Соответственно, те центры, которые предлагают услуги по подобной модернизации, находятся в более выгодном положении по сравнению с коллегами, которые не могут предложить подобный сервис.

Также важно, что любая техника требует технического обслуживания, в противном случае она может в любое время выйти из строя. При этом привлечение в штат собственного специалиста, осуществляющего техобслуживание, наладку сетевой архитектуры, может быть менее выгодным, чем заключение аутсорсингового договора с ЦТО. Специалисты ЦТО имеют узкую специализацию и быстро могут найти и устранить неисправность кассового аппарата, а это значит, что касса не будет «простаивать», а на компанию не будут наложены штрафные санкции за использование неисправной кассовой техники.

Ряд центров технического обслуживания также предлагают дополнительные услуги, такие как обучение персонала, что очень важно при работе с новой контрольно-кассовой техникой, передающей информацию в налоговый орган. При этом важно обратить внимание, что на кассиров фактически возложены новые обязанности, и кассиру трудно понять новые законодательные требования. В этой связи потребуется дополнительное обучение. Так, кассир должен учитывать следующие изменения. Перед началом осуществления расчетов с применением контрольно-кассовой техники формируются отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов - отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены. При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены. То есть использование новой техники потребует дополнительного обучения персонала работе на новой технике.

Для клиентов также важен дополнительный сервис, который могут предложить ЦТО. К таким дополнительным услугам могут относиться услуги по подключению к Интернету, консалтинговые услуги в отношении организации кассового обслуживания сети филиалов, техническая поддержка в онлайн-режиме, когда клиент может задавать вопросы в отношении работы кассы. Некоторые ЦТО предлагают программу абонентского обслуживания и при этом предлагают гарантийный ремонт, позволяющий предотвратить случаи, когда поломка происходит по одной и той же причине из-за некачественного ремонта.

Эти доводы являются весомыми аргументами для магазинов, которые решили сократить расходы по договору с ЦТО.

В заключение нужно отметить, что, безусловно, сегодня клиент выбирает те центры технического обслуживания, которые могут предложить больше услуг, и чьи услуги более качественные и профессиональные.

Компания «Такском» в качестве оператора фискальных данных готова предоставить свои услуги для центров технического обслуживания. Мы предлагаем выгодные коммерческие условия и набор сервисов, разработанных специально для ЦТО. Более подробная информация о проекте на нашем сайте.

С вступлением в силу нового закона предприниматели могут не обращаться за помощью в центры технического обслуживания, тогда вопросы по ремонту и контролю за оборудованием ложатся напрямую на их плечи. Многим это не удобно, ведь необходимо заниматься построением бизнеса, а попутные проблемы, касающиеся техники, поручать проверенным и высококвалифицированным специалистам.

Расскажем обо всех нюансах работы ЦТО, а также определим, что лучше – самостоятельность или обращение к профессионалам?

Укажем, что нужно иметь в виду при самостоятельной постановке на учет или снятии с него контрольно-кассовой техники:

  • Процесс регистрации может затянуться, если вы не предоставите в службу все необходимые документы.
  • Онлайн регистрация техники подразумевает также ввод данных. Если вы сделаете хоть одну малейшую ошибку, то регистрация ККМ будет недействительной. Следует внимательно и аккуратно вписывать сведения в предложенную форму на сайте.
  • При не пройденной регистрации фискальный накопитель нужно будет поменять, то есть приобрести новый и за свой счет. Многое оборудование из ЦТО «Мета» оснащено фискальным накопителем.
  • Если вы обращаетесь в ФНС лично, то будьте готовы к очереди, живой или электронной. Стоит заранее записаться.
  • Порядок регистрации или снятии с учета оборудования в разных отделениях налоговой службы разный. Например, могут потребовать привезти кассовый аппарат, пригласят инженера ЦТО, а некоторым достаточно подготовленных и правильно оформленных документов. Уточните, какие порядки в вашей инспекции.

Процесс регистрации онлайн, через сайт ФНС, может измениться. Разработчики упрощают сервис, делают его более удобным, но все же у бизнесменов остаются вопросы. Надеемся, что в скором времени на сайте появится отработанная схема, согласно которой процесс регистрации будет проходить быстрее и лучше.

А если вы обращаетесь в ЦТО и поручаете заниматься всеми делами профессионалу - то, конечно, можете быть спокойны. Специалисты решат все проблемы за вас. Они знают все тонкости и нюансы процедуры регистрации оборудования или снятия его с учета.

Что они делают:

  1. Подготавливают оборудование. Например, дорабатывают старую технику до онлайн-кассы, модернизируют ее, устанавливают фискальный накопитель, выдают пломбу и т.п.
  2. Оформляют техническую документацию на ККМ.
  3. Передают данные в налоговую службу.
  4. Сообщают вам о проведении данной процедуры и подтверждают это документацией.

Вам не придется заниматься оформлением документов, простаивать в очередях. Специалист быстро и качественно выполнит свою работу.

Например, в ЦТО «Мета , а также зарегистрировать оборудование в ФНС. В услугу входит также настройка ККТ, программирование, обновление.

Обновление

Согласно законодательству РФ, обновить программное обеспечение на ККМ вы можете самостоятельно.

Однако, это не просто сделать, так как:

  • Не во всех моделях кассовых аппаратов легкий интерфейс. Чтобы разобраться со всеми тонкостями обновления ПО на ККМ, нужно как минимум перечитать инструкцию, а затем и на деле определить, где и каким способом обновляется система.
  • Оповещать вас об обновлениях никто не будет. Вы должны самостоятельно следить за выходами новых обновлений. Например, обычно обновления выходят 2 раза в неделю. Не обязательно обновляется вся система, добавляются новые функции, устраняются ошибки и т.п.

Заниматься обновлением ПО важно, ведь от правильного функционирования кассового аппарата зависит работа всей торговой точки. Если вам не хватает времени следить за обновлениями, да и вообще заниматься этим вопросом, вы можете доверить его it-специалистам. Профессионалы ЦТО «Мета» обеспечивают своевременное и быстрое обновление ПО.

Помните: лучше не использовать старую кассу, так как ККМ может не подойти под ФЗ-№54. Модернизировать оборудование можно через центр техобслуживания. На сайте, в магазине ЦТО «Мета» вы также найдете лучшую, проверенную и надежную онлайн-технику.

Смена фискального накопителя на ККМ – в ЦТО или самостоятельно, что лучше?

Российские законы не запрещают предпринимателям самим заниматься заменой ККМ и ее деталей.

Однако при замене фискального накопителя на кассовом аппарате у вас могут возникнуть проблемы:

  1. Найти и приобрести действительно качественный, не поддельный фискальный накопитель в России очень сложно. Обязательно для продажи этой важной детали у организаций должна быть лицензия ФСБ, так как каждый ФН имеет номер, который впоследствии регистрируется через ФНС. Стоит проверять поставщиков кассового оборудования, их документацию.
  2. Высок риск наткнуться на мошенников, особенно если покупать ФН через интернет. Избежать приобретения подделки можно, если проверять не только данные фирмы-поставщика, указанные на сайте, но и те, которые есть на бумаге. Например, можно попросить предоставить документ по электронной почте.
  3. Поменять фискальный накопитель не сможет любой желающий, для этого нужно обладать определенными навыками и знаниями.

Некоторые бизнесмены отмечают плюсы от замены ФН самостоятельно – меньшие затраты. Здесь можно поспорить с этим моментом. Если вы не профессионал, то можете повредить не только заменяющую деталь, но и само оборудование. А значит - дополнительных расходов не избежать.

В том случае, когда вы обращаетесь за заменой ФН в ЦТО, то у вас «отпадают» сразу все минусы, отмеченные выше. Заключая договор с центром техобслуживания, вы можете проверить всю документацию, причем не только касающуюся организации, но и техники. Также вам не нужно будет переживать по поводу неправильной замены деталей. Опытные специалисты ЦТО «Мета» выполняют работу качественно.

Ремонтируя технику в ЦТО, вы можете забыть про дополнительные расходы. Вам нужно будет только оплатить работу мастера и саму деталь.

Кстати, мы работаем с надежными и проверенными производителями кассовой техники России, Японии, Кореи и других стран.

– сервис в ЦТО или своими руками, что лучше?

Имея на руках инструкцию по ремонту кассового оборудования, вы можете его починить. Это совсем не запрещено законом.

Но, если вы не имеете опыт в ремонте ККТ, то лучше не браться за это дело. Онлайн-касса ведь фиксируется в ФНС. Нарушив целостность аппарата, стоящей пломбы, потом нельзя будет просто отложить ККМ - или вообще торговать без нее.

Лучше обратиться в организацию, оказывающую услуги по ремонту ККТ. Вы потратите меньше времени и расходов на обслуживание. А в случае других проблем, связанных с техникой, мастер всегда придет вам на помощь.

Итак, на основании всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что ремонт через профессионалов все-таки лучше, выгоднее и быстрее.

1. Общие положения.

1.1. Аттестации подлежат ЦТО ККМ, зарегистрированные в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и поставленные на учет в налоговых органах соответствующего Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам до 1 марта 2002 года. Вновь зарегистрированные ЦТО обязаны проходить аттестацию не позднее, чем через 1 год после их регистрации.
Решения по аттестации ЦТО ККМ принимаются ГМЭК по ККМ. Срок действия выданных аттестатов - 3 года со дня принятия соответствующего решения.
1.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны уведомить руководителя ЦТО о предстоящей проверке ЦТО членами региональной аттестационной комиссии не позднее, чем за две недели до начала проверки.
1.3. Представители региональной аттестационной комиссии вправе беспрепятственно:
- посещать объекты, где ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся ККМ, независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
- проверять техническое состояние ККМ и условия их хранения;
- использовать технические средства и привлекать персонал ЦТО, на котором осуществляется проверка.
1.4. Руководитель ЦТО должен обеспечить условия, необходимые для проведения проверок, в том числе представления участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, а также технических средств, привлечения специалистов для проведения измерений, испытаний ККМ и ответственных лиц ЦТО с правом подписания протоколов измерений, испытаний, справок и т.д.

2. Требования, предъявляемые к ЦТО, подлежащих аттестации.

Организация, претендующая на аттестацию в качестве ЦТО, должна иметь:
- необходимые средства и документированные процедуры;
- квалифицированный и прошедший специальную подготовку персонал;
- всю необходимую нормативно-техническую документацию по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту ККМ;
- структуру, юридические и экономические возможности для проведения соответствующих видов работ;
- организационно-методические документы, устанавливающие порядок проведения работ.

2.1. Требования к организации работ в ЦТО.
2.1.1. Каждый сотрудник ЦТО должен знать конкретную сферу своей деятельности и ответственности.
В ЦТО должна быть предусмотрена система внутренней проверки компетентными ответственными лицами хода и результатов проводимых работ.
2.1.2. Состав персонала, профессиональная подготовка, квалификация и опыт должны обеспечивать проведение работ в соответствии с областью аккредитации (модели ККМ, которые имеет право обслуживать и ремонтировать ЦТО).
Для каждого специалиста ЦТО должна быть разработана должностная инструкция, устанавливающая его функциональные обязанности, права и ответственность, требования к образованию, техническим знаниям и опыту работы.
2.1.3. Специалисты, непосредственно участвующие в выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту ККМ, должны быть аттестованы установленным порядком на право их проведения.
В ЦТО должна вестись работа по повышению квалификации персонала.
2.1.4. Помещения ЦТО для проведения диагностики, ремонта и испытаний отремонтированных ККМ должны соответствовать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.
Доступ к месту проведения работ лиц, не относящихся к персоналу данного ЦТО, должен строго контролироваться.
2.1.5. ЦТО должен иметь оборудование, средства измерений, а также запасные части и расходные материалы, необходимые для проведения соответствующих работ. Испытательное оборудование, средства измерений и методики измерений должны отвечать требованиям стандартов государственной системы обеспечения единства измерений, нормативных документов на методы испытаний.
2.1.6. Все оборудование и средства измерений должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность и защиту от повреждений и преждевременного износа. Для оборудования, требующего периодического технического обслуживания, должны быть разработаны и утверждены инструкции и графики по техническому обслуживанию, а также графики поверок.
Неисправное испытательное оборудование и средства измерений должны сниматься с эксплуатации и этикетироваться соответствующим образом, указывающим на их непригодность для выполнения своих функций.
2.1.7. Каждая единица испытательного оборудования и средств измерений должна быть зарегистрирована. Регистрационный документ (лист, карта и др.) на каждую единицу должен включать следующие сведения:
- наименование и вид;
- предприятие-изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номер;
- дату изготовления, дату получения и ввода в эксплуатацию;
- место и лицо, за которым закреплено данное оборудование или средство измерения.
2.1.8. Все испытательное оборудование и средства измерений должны иметь паспорт (формуляр). Порядок поверки должен соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией.

2.2. Требования к документации ЦТО.
2.2.1 .Персонал ЦТО в своей работе должен руководствоваться документацией, включающей:
- технические требования к проводимым видам работ;
- инструкции по эксплуатации стендового оборудования и средств измерений;
- инструкции, определяющие хранения информации по результатам выполненных работ (актов по форме № КМ-2, рабочих журналов, отчетов и т.п.).
2.2.2.В ЦТО должны быть установлены и документированы процедуры, обеспечивающие наличие в установленных местах инструкций, нормативных документов, руководств и других документов, связанных с обеспечением качества работ, техникой безопасности и ведением документации.
2.2.3.Руководством ЦТО периодически должны проводиться внутренние проверки системы обеспечения качества с целью повышения ее эффективности. Такие проверки должны регистрироваться в специальном журнале с подробным описанием принятых мер.
2.2.4. В ЦТО должна вестись документация, в которой фиксируется состояние поступивших ККМ, указываются лица, получившие ККМ, готовившие их к ремонту и проводившие ремонт или техническое обслуживание.
2.2.5. На всех стадиях регистрации и выдачи ККМ должна быть обеспечена юридическая правомерность документирования (исключение исправлений, идентификация подписей, печати, даты и другие требования делопроизводства).
2.2.6. Примерный перечень документов, который должен быть в ЦТО, приведен в Приложении к Рекомендациям.

В документе "Порядок проведения аттестации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин", утвержденном решением ГМЭК по ККМ от 18 апреля 2002 года (Протокол № 2/67-2002), в пункте 1.5 указаны пункты и подпункты Отчета, при условии обязательного их исполнения, ЦТО могут быть аттестованы. Там же указаны пункты и подпункты Отчета, в которых если имеется хотя бы одна отрицательная оценка, ЦТО не будет аттестован.
Поэтому, при заполнении пунктов и подпунктов Отчета это необходимо иметь в виду и учесть следующее:
3.1. Оформление пунктов 1-4 Отчета не должно вызывать особых затруднений, так как включение ЦТО в график проверки региональной аттестационной комиссией уже предполагает наличие указанных документов и сведений.
Но при этом, необходимо обратить внимание на два момента:
- Свидетельство о регистрации предприятия в качестве ЦТО (форма этого документа устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно) выдается на определенный срок и к моменту проведения аттестации этот срок может истечь;
- недопустимо создание ЦТО, находящегося в ведомственной или иной подчиненности от предприятий и организаций, применяющих ККМ. Исключение могут составлять предприятия и организации, в отношении которых приняты соответствующие решения ГМЭК по ККМ (например, МПС России, Минсвязи России).
3.2. По пункту 5.
Для качественного проведения всего комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту ККМ центр технического обслуживания обязан иметь по каждой модели ККМ, принятой на техническое обслуживание, комплект ремонтной и эксплутационной документации, рекомендованной и заверенной генеральным поставщиком ККМ. При этом, независимо от количества обслуживаемых моделей ККМ, в ЦТО должна быть обеспечена организация приобретения и хранения полного комплекта указанной документации по каждой модели ККМ, заверенной ее генеральным поставщиком.
3.3. При составлении сведений по пункту 6 Отчета необходимо учитывать, что филиалы и пункты технического обслуживания ККМ, находящиеся в различных регионах, должны быть поставлены на учет в налоговых органах по месту их нахождения.
В Отчете приводятся сведения по каждому обособленному объекту с указанием его организационно-правовой формы и указываются все территориальные органы УМНС России, в которых они поставлены на учет.
3.4. По пункту 7.
Количество принятых на техническое обслуживание ККМ может не совпасть с количеством установленных на них средств визуального контроля (СВК) ЦТО (графа 4 таблицы) и освидетельствованных ККМ (графа 5).
Опыт показывает, что причина, в основном, одна - некоторые пользователи ККМ отказываются приобретать у ЦТО СВК, оплачивать работы по освидетельствованию ККМ на соответствие их эталонным версиям и покупать Паспорта версий. Такие случаи могут быть.
В тех случаях, когда потребители ККМ отказываются от проведения ЦТО освидетельствования ККМ и установки СВК "Сервисное обслуживание", а ЦТО не хочет из-за этого расторгать с потребителем ККМ договор, РА ЦТО ККМ рекомендует ЦТО оформлять уведомления (предписания) потребителям ККМ о том, что до них доведены сведения о порядках и сроках установки СВК и освидетельствования ККМ и что при отказе от выполнения этих мероприятий вся ответственность возлагается на них.
Тем самым, ЦТО будет застрахован от необходимости, объясняться с налоговыми органами при выявлении ими этих нарушений и не выполнения требований Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Кроме того, ЦТО сможет документально обосновать наличие у него на обслуживании не освидетельствованных ККМ или почему количество установленных СВК ЦТО не совпадает с количеством принятых на техническое обслуживание ККМ.
При заполнении графы 6 таблицы 7 необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации предусмотрено, что генеральные поставщики ККМ создают на договорной основе сеть ЦТО, координируют и контролируют их деятельность. При этом важнейшим условием взаимоотношений между генеральным поставщиком ККМ и ЦТО является заключение договора на техническое обслуживание и ремонт ККМ на определенный генеральным поставщиком срок.
ЦТО не вправе принимать на техническое обслуживание и ремонт у потребителя те модели ККМ, на которые у него отсутствует договор с генеральным поставщиком ККМ.
Поэтому, необходимо удостовериться, что все договоры с генеральными поставщиками ККМ пролонгированы и сроки их действия не заканчиваются на момент (во время) проведения аттестации (проверки) ЦТО.
Если перед началом проверки региональной аттестационной комиссией обнаружится, что по какой либо модели ККМ истек срок договора с генеральным поставщиком, можно найти выход из этого положения, используя один из вариантов:
- не включать эту модель ККМ в таблицу;
- просить региональную аттестационную комиссию отложить аттестацию Вашего ЦТО, как это предусматривает "Порядок проведения аттестации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин";
- в срочном порядке пролонгировать или перезаключить договор с генеральным поставщиком этой модели ККМ.
Первый вариант может повлечь за собой потерю какой-то части клиентов. Более предпочтительным является третий вариант.
3.5. По пункту 8.
Помещения, находящиеся в собственности ЦТО или арендованные на определенный срок, должны соответствовать санитарным нормам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.
Поэтому, руководитель ЦТО должен быть готов дать членам региональной аттестационной комиссии исчерпывающую информацию об используемых ЦТО помещениях:
- назначение помещения (в т.ч. виды проводимых испытаний);
- специальное или приспособленное помещение;
- площадь;
- температура и влажность;
- освещенность на рабочих местах;
- уровень загазованности;
- уровень шума;
- уровень помех;
- наличие специализированного оборудования (вентиляция, защита от помех и т.д.);
- удобство доставки объектов испытаний;
- условия приемки и хранения образцов.
3.6. Заполняя таблицу пункта 9 Отчета необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Численность специалистов, имеющих действующую группу допуска по электробезопасности не ниже третьей, должна совпадать с суммарной численностью специалистов в графах 3 и 4 таблицы.
Специалисты ЦТО, прошедшие обучение у генерального поставщика ККМ, должны иметь соответствующие документы на конкретную модель ККМ, заверенные генеральным поставщиком ККМ.
Если, специалисты ЦТО проходили обучение в других организациях, то наряду с документами этих организаций об обучении специалистов ЦТО необходимо иметь документы, подтверждающие, что эти организации уполномочены генеральным поставщиком ККМ проводить обучение специалистов ЦТО по конкретной модели ККМ.
Если специалисты ЦТО проходили обучение в своем ЦТО, то это должно быть подтверждено соответствующими документами (приказом по предприятию, протоколами квалификационной комиссии и т.п.). При этом в ЦТО должны быть документы, разрешающие лицам, прошедшим обучение у генерального поставщика ККМ, проводить обучение своих специалистов ремонту и техническому обслуживанию конкретной модели ККМ.
3.7. При заполнении пункта 10 Отчета необходимо представить следующие сведения.
Оснащенность стендовым и испытательным оборудованием:
- наименование модели ККМ;
- наименование испытаний и (или) определяемых характеристик (параметров) ККМ;
- наименование испытательного оборудования, тип (марка), заводской и инвентарный номера;
- изготовитель (страна, предприятие, фирма);
- основные технические характеристики;
- год ввода в эксплуатацию;
- дата и номер документа об аттестации испытательного оборудования, периодичность.
Оснащенность средствами измерений:
- наименование определяемых (измеряемых) характеристик (параметров);
- наименование средств измерений, тип (марка), заводской и инвентарный номера;
- изготовитель (страна, предприятие, фирма);
- основные технические характеристики (диапазон измерений, погрешность);
- год ввода в эксплуатацию;
- дата и номер протокола проверки средства измерения, периодичность.
Документация на стендовое и испытательное оборудование и средства измерения (регистрационные документы) должна включать сведения, приведенные в пункте 5 Приложения к Рекомендациям.
3.8. По пункту 11.
При оформлении этого пункта необходимо руководствоваться требованиям, установленными в абзаце 16 подпункта 10.2 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, в соответствии с которыми ЦТО обеспечивает гарантийный и послегарантийный ремонты ККМ в срок не более 36 часов с момента передачи вызова в условиях города, в срок не более 72 часов - в условиях сельской местности.
Нарушение этих сроков может расценено как нарушение договорных условий между ЦТО и потребителем ККМ, которые должны быть документально подтверждены.
Поэтому в специальном Журнале диспетчерской службы (он должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью) должны быть зафиксированы все вызовы специалистов ЦТО, связанные с устранением аварийных ситуаций (дата, время, адрес предприятия, фамилия, имя и отчество лица, сообщившего о возникшей аварийной ситуации на ККМ).
Своевременность устранения аварийных ситуаций должна быть подтверждена Актом о выполненных работах и зафиксирована в Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме № КМ-8. В этом же Журнале должны регулярно делаться отметки о плановых технических обслуживаниях и ремонтах ККМ.
При наличии замечаний потребителей ККМ или налоговых органов по срокам выполнения работ по ремонту, техническому обслуживанию и устранению аварийных ситуаций необходимо указать причину невыполнения этих работ в срок и представить документы, подтверждающие устранение замечаний.
3.9. По пункту 12.
3.9.1. Подпункт 12.1. ЦТО выдают потребителям ККМ предписания с указанием допущенных нарушений правил эксплуатации ККМ и мер по устранению этих нарушений.
При оформлении этого подпункта может быть указано общее количество выданных в 2002 году предписаний с указанием числа ККМ, по которым выданы предписания. Указываются наиболее часто встречающиеся нарушения.
3.9.2. Подпункт 12.2. Отмечается работа специалистов ЦТО по оказанию потребителям ККМ консультативных услуг по вопросам эксплуатации ККМ, ежедневного технического обслуживания ККМ кассиром-операционистом, мерам безопасности при работе на ККМ и ее ежедневном техническом обслуживании.
Платные консультативные услуги подтверждаются соответствующими финансовыми документами.
3.9.3. При заполнении подпункта 12.3 Отчета необходимо иметь ввиду, что ЦТО, не имеющие статус учебного заведения (должна быть лицензия образовательного учреждения) не могут лицам, прошедшим обучение практической
работе на конкретной модели ККМ, присваивать квалификацию "кассир-операционист" и выдавать соответствующий документ.
ЦТО имеет право выдавать обучаемому Справку о том, что он получил исчерпывающую информацию о ККМ, на которой ему предстоит работать:
- особенности данной модели ККМ;
- технические характеристики ККМ;
- основные функции и возможности ККМ;
- учет и отчетность.
А также, приобрел навыки работы на конкретной модели ККМ, работе с дополнительными устройствами: считывателями штрих-кодов, считывателями магнитных карт и смарт-карт, весами, контроллерами топливораздаточных колонок, модемом и т.д.
3.9.4. Подпункт 12.4. Содействие в обеспечении потребителей ККМ расходными материалами (чековая лента, картриджы) может быть подтверждено соответствующими финансовыми документами. Можно указать количество
реализованного расходного материала или сумму денег, на которую были отпущены потребителям ККМ расходные материалы в 2002 году.
3.9.5. В подпункте 12.5 необходимо указать количество выданных в 2002 году паспортов-дубликатов на ККМ или иных приравниваемых к ним документов (формуляр) с указанием причин необходимости выдачи дубликатов.
3.9.6. В подпункте 12.6 Отчета имеется не точность - "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин" (форма № КМ-1) оформляется без участия специалистов ЦТО и никакого отношения (прямого) к деятельности ЦТО не имеет.
А провести выездную выборочную проверку о своевременном внесении отметок в паспорт (формуляр) ККМ (особенно о фактах замены блока фискальной памяти) и Журналы вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8) члены региональной аттестационной комиссии могут.
Необходимо иметь в виду, что Журнал является документом, подтверждающим плановость технических осмотров, технического обслуживания и ремонтов ККМ специалистами ЦТО.
Поэтому, пока есть время, необходимо, чтобы специалисты ЦТО перед прохождением аттестации навели порядок в оформлении этих Журналов.
3.9.7. Подпункт 12.7. Техническое обслуживание включает в себя: осмотр ККМ, межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.
Учитывая, что техническое обслуживание ККМ проводится в целях поддержания их в постоянной исправности, предупреждения выхода из строя во время эксплуатации и продления срока службы ККМ, наличие графиков технического обслуживания (планово-предупредительных ремонтов) ККМ является для ЦТО обязательным.
Графики технического обслуживания разрабатываются ЦТО на год для каждой модели или группы моделей ККМ. Периодичность технического обслуживания определяется руководством по техническому (сервисному) обслуживанию конкретной модели ККМ, разработанным заводом-изготовителем ККМ.
В ЦТО должны быть расценки за представляемые услуги не только по ремонту и техническому обслуживанию ККМ, но и по обеспечению потребителей ККМ расходными материалами, а также по обучению кассиров-операционистов практической работе на конкретной модели ККМ.
3.9.8. Подпункт 12.8. По усмотрению руководителя ЦТО могут быть приведены и другие сведения, не вошедшие в подпункты 12.1 - 12.7, но так или иначе связанные со сферой взаимодействия ЦТО с потребителями ККМ.
3.10. По пункту 13.
3.10.1. Подпункт 13.1. Необходимо указать, как формируется резерв (фонд) запасных частей по моделям ККМ (получение запасных частей непосредственно у генеральных поставщиков ККМ, через дилеров, брокеров, дистрибьюторов; периодичность закупок (поставок) запасных частей; прогнозирование необходимого количества и номенклатуры запасных частей и т.п.).
3.10.2. Подпункт 13.2. Следует указать, каким образом происходит корректировка технической документации на основании полученных извещений от генеральных поставщиков ККМ, как информация об конструктивных изменениях в ККМ доводится до специалистов ЦТО, какое должностное лицо несет ответственность за своевременность реализации этих изменений на ККМ.
3.10.3. Подпункт 13.3. В этом подпункте могут быть приведены и другие сведения о взаимодействии ЦТО с генеральными поставщиками ККМ в объеме пункта 7 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации.
3.11. По пункту 14.
В этом пункте желательно, чтобы руководители ЦТО отметили те вопросы, которые не были охвачены предыдущими пунктами Отчета, но которые должны быть решены в ближайшее время в целях повышения эффективности деятельности ЦТО, высказали свои замечания, пожелания и предложения.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения аттестации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин, утвержденного решением ГМЭК по ККМ от 18 апреля 2002 года (Протокол № 2/67-2002), РА ЦТО ККМ участвует в анализе отчетных документов по аттестации ЦТО и подведении итогов работы по аттестации.
Поэтому, РА ЦТО ККМ смогла бы обобщить Ваши замечания, пожелания и предложения, высказанные при заполнении пункта 14 Отчета, и содействовать ЦТО в решении стоящих перед ними общих проблем, а также оказать действенную помощь в вопросах взаимодействия с ГМЭК по ККМ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, налоговыми органами, генеральными поставщиками ККМ, органами стандартизации и метрологии и другими организациями, имеющими отношение к сфере деятельности ЦТО.
К настоящим Рекомендациям прилагаются основные нормативные документы, регламентирующие порядок применения ККМ, которыми необходимо руководствоваться ЦТО ККМ в своей повседневной деятельности.
Указанные нормативные документы (приложения №№ 2, 3, 4, 5) приведены с соответствующими изменениями и дополнениями.
Российская ассоциация центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин надеется, что все ЦТО успешно пройдут аттестацию и в дальнейшем будут активно сотрудничать с Ассоциацией в вопросах совершенствования организации технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин.

Приложение № 1
к рекомендациям руководителям ЦТО ККМ по прохождению аттестации


Примерный перечень документов, которыми должен располагать ЦТО, подлежащий аттестации
1. Правовая документация:
Свидетельство о государственной регистрации предприятия.
Свидетельство о регистрации предприятия в качестве ЦТО.
Документ, свидетельствующий о постановке на учет в налоговых органах.
Аттестат предыдущей проверки (если ЦТО проходил аттестацию).
Договор(ы) с поставщиком(ами) ККМ о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин.
Договоры с потребителями ККМ о техническом обслуживании и ремонте ККМ.
2. Организационно-методическая документация:
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации;
Порядок использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машин;
ГОСТ 23411-84;
Порядок внесения изменений в конструкцию, аппаратную часть и программное обеспечение моделей ККМ;
Порядок замены фискальной памяти;
Сведения о ККМ и пакетах прикладных программ к активным системным ККМ, включенных и исключенных из Госреестра и разрешенных к применению в РФ.
3. Нормативная документация на проводимые виды работ:
Полный комплект документации, рекомендуемой поставщиком для качественного проведения технического обслуживания, ремонта и модернизации ККМ.
4. Документация на систему обеспечения качества:
Руководство по качеству.
5. Документация на испытательное и измерительное оборудование - регистрационные документы на оборудование (журнал, карты, листы и пр.), включающие следующие сведения:
наименование и вид оборудования;
предприятие-изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номер;
дата изготовления, получения и ввода в эксплуатацию оборудования;
состояние при покупке (новое, бывшее в употреблении, после ремонта и т.п.);
данные об имеющихся неисправностях, ремонтах, ТО;
данные об аттестации и поверках;
документы по эксплуатации и ТО испытательного оборудования и средств измерений;
паспорт на каждую единицу испытательного оборудования и средств измерений;
методики проведения поверок средств измерений, а также программы и методики аттестации испытательного оборудования;
порядок аттестации и утверждения нестандартизированных методик испытаний и измерений;
документы по учету поверок средств измерений и аттестации испытательного оборудования;
графики аттестации испытательного оборудования и поверок средств измерений.
6. Документация по персоналу ЦТО:
личные дела сотрудников ЦТО;
должностные инструкции;
материалы по аттестации сотрудников ЦТО.
7. Документация на поступающие в ремонт ККМ:
формуляр (паспорт), акт по форме №КМ-2;
инструкции, содержащие:
порядок приемки ККМ;
требования к комплектности документов на ККМ;
порядок обеспечения сохранности информации в ККМ;
порядок возврата ККМ заказчику.
8. Документация на порядок проведения работ и регистрации данных:
программы и методики проведения работ;
документы, содержащие порядок оформления актов по форме №КМ-2 и актов выполненных работ;
отчеты о проведенных работах.
9. Документация по поддержанию условий в помещениях:
инструкции по обеспечению должного порядка в производственных помещениях;
журнал контроля состояния помещений;
эксплуатационная документация на оборудование, контролирующее и (или) поддерживающее необходимые условия окружающей среды в помещениях.
10. Документация по архиву:
инструкция по порядку ведения архива данных выполненных работ и актов по форме №КМ-2, рабочих журналов, отчетов и т.д.