После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы - этосовокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенныхзадач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы ), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п.), или соответствующие отглагольные существительные(исследование, описание и т.п.). Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилосьдругими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования.Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачитретьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачичетвертой группы обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так:изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего),выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п.,определить понятие (называется объект),определить природу (называются единицы, явления и т.п.),обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться. Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями

    выявить состав (модели, языковые единицы),

    определить корпус,

    определить (уточнить) границы распространения,

    очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов. Начинается формулировка этих задач словами

    выяснить значение (происхождение, семантику, генезис, причины, пути появления, особенности, природу, роль, место, специфику, частотность, факторы и т.п.);

    исследовать (характер, характеристики, факторы, свойства, происхождение, связи, потенциал, средства, механизмы, функции, соотношение, единицы, историю, структуру, явление);

    выявить (признаки, причины, распространение, отношения, пути, средства, специфику, факторы, типы, соотношение, структуру);

    изучить (возможности, специфику, функционирование, потенциал),

    проанализировать (структуру, семантику, характер, зависимость, особенности, реализацию);

    описать (функционирование, способ);

    обосновать (понятие, статус);

    определить (объем, типы, модели, структуру, потенциал, функции, средства, систему, группы, общее и единичное);

    установить (взаимосвязь, взаимодействие, функции, степень производительности, мотивы, влияние, типы, признаки, особенности, связи, роль, критерии);

    осуществить (анализ, описание);

    проследить (функционирование, особенности, зависимость, средства, развитие, глубину, эволюцию, соотношение);

    определить (динамику, возможности, процессы, границы, специфику, место, роль, принадлежность);

    показать (связь);

    описать (особенности, группы, средства, механизмы, значение, конструкции);

    сопоставить (формы);

    раскрыть (характер, статус, функции, особенности, содержание, влияние);

    рассмотреть (взаимодействие, средства);

    охарактеризовать (особенности, средства, типы, специфику, приемы);

    уточнить (хронологию, границы, этимологию);

    осветить (взаимодействие) и т.п.

Задачи четвертой группы не обязательно ставить в конце работы, хотя, в большинстве случаев, им там стоять «логичнее»: они базируются на выполнении предыдущих задач. К ним можно отнести следующее:

    определить (очертить) место и роль;

    выявить (установить) тенденции развития;

    выяснить закономерности создания;

    разработать практические рекомендации.

Вы знали, что можете на порядок увеличить свою успешность в реализации поставленной только правильно формулируя саму цель? Правильно подбирая правильные слова для ее постановки?

Как обычно вы задаётесь целью? Мечта плавно превращается в желание, желание в намерение, которое уже и трансформируется в цель… Ну ладно, все проще: жизнь прижала – нужно добыть, достать или сделать нечто, и это нечто и есть цель. Как формулируем цель?

Обычная формулировка цели: С завтрашнего дня попытаюсь меньше есть, Постараюсь больше зарабатывать, Может быть в следующем году выучи английский…

При такой постановки цели – ваш равен нулю, достижение цели заранее обречено на провал!

Одно из правил : цель должна быть конкретной! Еще более мощное и важное уточнение: формулировка самой цели, так же должны быть конкретной!

Слова типа: попытаюсь, постараюсь, может быть, вроде бы, как бы … . и подобные, предполагают, что вы после первой же неудаче (а они будут, еще как будут) – опустите ручки.

Эти плохие слова для целеполагания означают, что вы заранее себя программируете на поражение…

Эти «неуверенные в себе слова», которые используют неуверенные в себе люди, скажут, что человек, который, возможно, и задается благородной целью: так же неверен, что не хватит ему , что не будет он стоек, что… (смысл вы поняли, надеюсь, вставьте свое)

Правильная формулировка цели

1. Это моя цель, это «Я…»

Позвольте вас спросить, чья это цель? Ваша, вы уверены? А где в этой цели обозначены вы?

Всегда в постановки и формулировке целей используйте местоимение: «Я »

Я – значит это ваша цель, Я –значит это вы будете выполнять ее.

Я достигну…, Я похудею, Я разбогатею, Я выучу…

2. Что? Где? Когда?

На вопросы «Что?» и «Где?» вы сами ответите, но …

Не устанавливать сроки – значит, не иметь мотивации выполнить свою цель. Одного желания на «авось» и «когда ни будь» – не достаточно.

Цель должна быть обозначена по срокам!

Я похудею на 20 кг к лету , я увеличу свои доходы на 20% к следующему кварталу

3. И главное правило формулировки цели: что я буду делать для этого? Сейчас?

Это глагол, который должен, обязан, и быть, в утвердительной форме.

Это глагол, который связывает ваше «Я » и Дату , когда цель будет выполнена.

Этот глагол должен обязывать безоговорочное твердое выполнение цели + проверочный вопросик самому себе.

Я дострою дом к лету! А что я делаю сейчас , чтоб его достроить!?

Я похудею к своему дню рождению! А что я делаю сейчас , чтоб это произошло!?

Я к 6.06.2012 выучу английский язык! А что я делаю сейчас , чтоб его выучить к этой дате!?

Грамотная формулировка цели повысит шансы успеха в разы! Чего вам и желаю!

Успех и благополучие во многом зависит от желаний и действий. Стремясь достичь путеводной цели, человек прилагает усилия, которые во многом характеризует его как личность – к чему он пришел и каковы дальнейшие планы. Намеченные цели, большие и малые, способны воодушевить и настроить на позитивный лад или, наоборот, разуверить и заложить в подсознании уверенность в дееспособности. Самый простой инструмент для позитивного заряда – это .

Но если говорить о людях, являющихся образом для подражания, то, несомненно, их качества и стремления могут только удивлять. Для них логическая последовательность – мысль и реализация – является особым способом найти свое место в жизни. Не доказывая никому о надобности своих поступков, они стремятся воплотить задуманный сценарий в живой фильм, где каждый кадр становится этапом развития и перевоплощения. Хочется сказать им большое спасибо за присутствие эмоций и рассказ о человеческих возможностях. Следуя их примеру, многие смогут преодолеть трудности, свернуть горы и пополнить ряды счастливчиков.
Чтобы вступить на путь успеха и благополучия необходимо:

  • Научиться подбирать правильную формулировку целям и задачам;
  • Терпеливо идти по намеченному пути;
  • Откинуть страхи и предубеждения;
  • Пересматривать цели, отбрасывая то, что теряет смысл;
  • Использовать опыт известных людей;
  • Благодарить за ошибки и понимание трудностей.

Правильная сформулированная цель – половина успеха

Мысль, переданная точными словесными фразами, реализовывается намного быстрее. Осмысление того, к чему хочется прийти дает огромный стимул. Для человека важно четкое распределение жизненного потенциала: чего хочется достичь, и какими путями осуществить задуманное. Для этого разбейте одну цель на подпункты, распишите конкретные шаги, отметьте предполагаемое время. Решенная задача на определенном этапе будет ступенькой к вершине и моральной поддержкой для возникновения уверенности.
Жизненная цель, главная или дополняющая, обычно представляется в виде какого-нибудь достижения. Но если просто думать о ней, не переводя в статус словесного образа, она промелькнет, не оставляя и следа. Реальность заключается в действии и чем конкретнее отражена в планах будущая жизнь, тем проще понять свои возможности. Иногда в процессе работы над собой возникают дополнительные резервы, скрывающиеся до определенного времени и именуемые «вторым дыханием».

Терпение и труд – все перетрут

Настойчивое отношение и уважение к намеченным целям превращают человека в личность. Обдумывая много раз свою жизнь, он становится органичным самим с собой, дополняясь новыми чертами и чувствами. Ему комфортно с мыслями и делами и постепенная нагрузка стабилизирует не только его положение, но и состояние окружающих людей. Увидев в глазах азарт и жгучее желание измениться, близкие и знакомые получают заряд энергии, необходимый для развития и улучшения условий существования.
В трудоемком процессе на пути к выполнению цели, человек становится зависимым от конечного результата. Появляется интерес, укрепляются навыки, совершенствуется характер. Завершенные дела и возможность их осуществления прибавляют силы, дают представление о значимости каждого дня. Приходится ценить время, чтобы достичь планов максимально быстро, а затем задуматься о новых желаниях, серьезных и сложных. Однако не забывайте, что в этой суете иногда проскальзывают более важные обязанности, касающиеся семьи, души и самой жизни.

Страх – двигатель прогресса

В начале пути любое начинание кажется невозможным. Ребенок, начиная первые шаги, не думает о предстоящих трудностях, а терпеливо повторяет движения, искренно радуясь успехам. Позаимствуйте его светлое настроение и попытайтесь откинуть в сторону предубеждения о собственной несостоятельности. Внушите себе мысль, что ваши основные, желанные, жизненные и обдуманные цели являются достоянием внутренних переживаний, проверкой осознанных действий и результатом длительных рассуждений.
Личные сомнения остаются вместе с вами. Индивидуальная сущность и качества человека во многом предполагает создавшееся положение. Неуверенные и оборачивающиеся назад люди никогда не смогут дойти до финиша и получить долю адреналина от головокружительного успеха. Изменение в сознании приходит в процессе маленьких, порой незаметных для других, свершений. Подчеркивая их значимость, вы выстраиваете линию поведения, непохожую на пройденные этапы. Возможно это кого- то смутит и удивит.

Потерявшее смысл дело – отпускайте без сожаления

Подумайте о том, что кроме вас никто не догадывается обо всех прописанных мечтаниях. В любой момент можно нарушить последовательность, выбросить из списка невостребованный пункт. Бывает, найденное решение является совершенно противоположным прежнему мнению. И тогда основные, пронумерованные жизненные планы и цели взрослого человека становятся непредсказуемыми и непоследовательными. Но это только на первый взгляд. По истечению времени все становится на свои места.
Иногда дело, являющееся важным в определенный период, превращается в лишнее и ненужное. Отпуская его, вы глубже начинает понимать свои способности: к чему можете прийти, какой уровень постигнуть. Это как ступеньки лестницы: чем дальше поднимаетесь, тем больше охватываете свободное пространство взглядом. Но без подготовительной проделанной работы настоящий смысл не был бы увиден. Поэтому цените все начинания, желания, мечты и хвалите себя за смелость и настойчивость.

Опыт известных людей – настоящее сокровище

Без информации, опирающей на реальные примеры, тяжело добиться успеха. Если в вашем окружении нет человека, показывающего путь к славе, значит, идеал придется искать посредством литературного слова, обобщающего видео или на занятиях по саморазвитию. На старте, когда нет уверенности ни в целях, ни в работе, нужна поддержка влиятельной личности, заявившей о себе на звездном небосклоне уважаемых людей. Потом, когда пройдет достаточно времени, книги и статьи потеряют начальную силу. Вы станете смелым и дальновидным.
Сравнивая свои возможности с прилагаемым руководством, человек рассматривает цели ближайшего будущего, но под собственным уклоном и с формировавшимся мировоззрением. Не требуйте заоблачных задач, которые не будут жизненно важными для вас. Выискивайте резервы и корректируйте индивидуальную историю успеха. Когда-нибудь вы с радостью поделитесь достигнутыми планами, упуская в рассказе маленькие неудачи.

Ошибки – основа целенаправленной деятельности

Ошибки являются поводом переосмысления. Не бойтесь их совершать. Пересматривая цели, никогда не жалейте о потраченном времени, потому что неиспользованный шанс останется обычной мыслью, тревожащей и волнующей. Попробовав привести в исполнение выделенный пункт, вы убедитесь в целесообразности его применения. Иногда это обыкновенная ничего не значащая выдумка, занимающее полезное пространство в головном мозге.
Ошибки дают определенные знания и опыт. Для человека практические занятия приносят более ощутимую пользу, чем расшифрованная по деталям инструкция. Соприкасаясь с жизненными трудностями, он выделяет себе границы дозволенности и начинает совершать путь в будущее. Во что превратится обычное желание, никто не может предугадать. Надо надеяться на внутренние ощущения, логичность задуманного и мизерную долю удачи.

Какие бывают цели

Чтобы точно указать предстоящие задачи, необходимо понимать смысл их назначения. Все цели можно разделить на три категории:

  1. Высшие, способствующие развитию личности и служению обществу;
  2. Основные, включающие самореализацию и взаимоотношение;
  3. Обеспечивающие, дающие основу: деньги, быт, отдых.

Эти виды нельзя исключить, или воспользоваться одной, двумя. Например: Без высших целей жизнь человека превратиться в удовлетворение простых потребностей. Упуская из поля зрения семью, любовь, увлечение, ему предначертано быть одиноким. Не имея полноценной финансовой опоры, он не осознает в полной мере счастье и удовольствие.

  • Высшие
    Рассчитывают раскрытие потенциала человека, его способностей, талантов и служению людям. Работая над собой, он искореняет вредные привычки и слабости, устраняет негативные качества, несущие за собой разрушение личности, а также занимается бесплатной деятельностью по улучшению мира и общества.
  • Основные
    Подтверждают профессионализм и пользу окружению. Правильный выбор направления способствует получению наслаждения и удовольствия. Удачная работа приносит деньги, карьерный рост и положительную динамику для общества. Лад в семье поднимает настроение, а настоящие друзья становятся неотъемлемой частью созданного благополучия.
  • Обеспечивающие
    Помогают укрепиться и получить надежную материальную опору. За деньги невозможно купить счастья, но они улучшают быт, поддерживают стабильность и дают возможность реализовать цели, уменьшая некоторые трудности для человека. Комфорт и обязательный отдых создают платформу состояния души, где присутствие чистоты и расслабленности наполняют искренним желанием развиваться и приносить пользу.

Все три категории являются жизненно необходимыми. Но основные задачи и жизненно важные периоды и цели зависят от желания человека. Как он видит собственную жизнь и будущее счастье в рамках определенных задач. Правильные цели не только характеризуют личность, но и помогают обществу принять достойного гражданина страны.
Нет в судьбе человека менее существенных или более желаемых целей. Связанная цепочка из задач и действий предполагает счастливое будущее. Без ошибок и предположений, без поддержки и веры, без структуры и расчета даже основные повседневные планы могут разрушиться как хрустальный домик.
Чтобы ваши цели превратились в надежный фундамент для счастья и радости, попробуйте услышать душу и сознание. Тогда целостность приведет человека к гармонии и чистоте.

Когда вы осознали, чего хотите, не останавливайтесь, копните ещё глубже. Ваша ли это цель? Именно вы этого хотите? Может, этого хочет ваша мама, окружение или другие чужие голоса навязывают своё?

Вы уверены, что действительно этого хотите. Выбор и правильная постановка цели - половина дела и основа успешного исхода. Разберём критерии правильности.

Конкретность

Мало поставить цель «квартира». Надо максимально подробно расписать нюансы, иначе возможны разночтения. Квартира как бы появилась, есть, где жить, но она не ваша, вы не можете ей распоряжаться как вздумается. Эта квартира не того размера, не в том городе, это не квартира, а комната в коммуналке. Цель достигнута? Да. Это то, чего хотели? Нет.

Неправильная цель: квартира.

Правильная цель: трёхкомнатная квартира без обременений в центре Москвы в моей собственности.

Измеримость

Допустим, ваша цель - стать популярным блогером. Благодаря соцсетям есть простой и конкретный признак популярности - большое количество подписчиков. Если затрудняетесь определить для себя эту цифру, посмотрите, сколько подписчиков у человека, которого считаете популярным, возьмите это число в качестве ориентира.

Неправильная цель: хочу быть популярным.

Правильная цель: 5 000 подписчиков в Facebook.

Достижимость

Как говорил один начальник, проси невозможное, получишь максимум. Ставьте себе амбициозные цели, сердцем желайте прыгнуть выше головы, верьте в себя, а потом приземлитесь и учтите объективную реальность. Нет смысла ставить себе целью отрастить третью руку.

Неправильная цель: хочу, чтобы люди не болели раком.

Правильная цель: трудоустройство в организацию по борьбе с раком.

Значимость

Задайте себе вопрос «Зачем?». Повторяйте до тех пор, пока не придёте к ответу вроде «Это сделает меня счастливым», «Я почувствую удовлетворение», «Я реализуюсь как…». В конечном счёте большинство человеческих желаний сводятся к этим простым вещам. Поэтому не рекомендуется ставить целью некое количество денег. Деньги не цель, это средство достижения того, что принесёт радость, пользу, счастье.

Неправильная цель: хочу много денег, чтобы купить яхту.

Правильная цель: яхта.

Сроки

Срок - необходимый параметр для достижения цели. Без буйков кажется, что море времени бесконечно, но внезапно жизнь проходит. Приближающийся дедлайн стимулирует ускорение, поможет соотнести текущий прогресс и остаток времени.

Неправильная цель: хочу научиться рисовать.

Признак достижения цели

По какому признаку мы поймём, что цель «выйти замуж» достигнута? Появится официальный документ, подтверждающий это, - свидетельство о браке. Скажу крамольную мысль, но в достижении цели идём скорее не к самой цели, а к признаку её достижения. Без признака достижения цель перестаёт быть конкретной. Мало хотеть свою машину. Машина становится моей в тот момент, когда мою фамилию вписывают в паспорт транспортного средства.

Неправильный признак: автомобиль марки Dodge.

Правильный признак: ПТС на автомобиль марки Dodge.

Инструменты достижения цели

Обратный отсчёт

Пропишите ключевые этапы в порядке от последнего к первому. В этом поможет вопрос «Что нужно, чтобы..?» Определите ориентировочные сроки по каждому этапу, чтобы потом сверяться с планом.

Пример

Цель: октябрь 2019 года - новоселье в собственном доме, который построю.

  • Что нужно, чтобы отпраздновать новоселье в доме, который построю? Внутренняя отделка (сентябрь 2019 года).
  • Что нужно, чтобы появилась внутренняя отделка? Подвести коммуникации (май 2018 года).
  • Что нужно, чтобы провести коммуникации? Покрыть крышу (апрель 2018 года).
  • Что нужно, чтобы покрыть крышу? Возвести стены (март 2018 года).
  • Заложить фундамент (сентябрь 2017 года).
  • Выбрать подрядчика на строительство (июнь 2017 года).
  • Заказать проект (апрель 2017 года).
  • Найти архитектора (завтра).

Так приходим к первому шагу: завтра написать в соцсети пост и попросить рекомендовать архитектора.

Действие каждый день

Каждый день выполняйте хотя бы одно действие для достижения цели. Даже если сил хватает только на одну микрозадачу, пусть она будет сделана: штор, позвонить архитектору и обсудить дату встречи.

Создание среды

Заполните эфир. Подписывайтесь на тематические ресурсы, знакомьтесь и общайтесь с экспертами и опытными людьми, читайте, смотрите. Это способствует накоплению знаний, помогает не забывать о цели.

Идеально, если близкие люди поддерживают, подбадривают, помогают. Специалисты и опытные люди тоже могут оказывать моральную поддержку, не ограничиваясь только экспертизой.

Самонастройка

Способ для тех, кто не отрицает, что мысль материальна. Поместите себя в желаемый образ. Это может быть визуализация цели: кто-то рисует цель, кто-то делает коллажи из своих фотографий и фотографий цели. Кто-то практикует принцип «Живи, как будто достиг», моделирует и культивирует в себе ощущение, что обладает желаемым.

Что делать, если цель достигнута или не достигнута

Вне зависимости от результата проанализируйте его. Что мешало в достижении цели, что помогало? Что вдохновляло, что провоцировало прокрастинацию? Что нужно учесть или улучшить в следующий раз?

Анализ и корректировка:

  • Цель не достигнута в желаемый период. Пересмотрите сроки, скорректируйте их в соответствии с вводными данными.
  • Цель неактуальна. Возможно, изменились интересы, ценности, жизненная ситуация. Скорректируйте цель или откажитесь от неё.
  • Цель актуальна, но сменились приоритеты. Жизнь внесла коррективы в планы, внимания требуют другие вопросы. Пересмотрите цель и сроки.

Не сожалейте, не критикуйте себя, анализируйте, ищите причинно-следственные связи, делайте выводы. Принимайте ситуацию, которую невозможно изменить. Это будет проще, если на протяжении пути выкладываться полностью и получать удовольствие от процесса. Даже если что-то не получилось, вы как минимум отлично провели время. Что там дальше по списку?

Цель - это ожидаемый результат деятельности за определенный промежуток времени. Целью проекта является решение выявленной проблемы. Задачи определяют логику и последова­тельность этапов достижения цели. Формулировка цели должна соответствовать следующим требованиям:

1. Конкретность и измеримость (верифицируемость).

Цель должна быть сформулирована не только качест­венно, но и по возможности количественно. Должны существовать способы и инструментарий оценки степе­ни достижения цели

2. Четкость определения по времени реализации. Цели формулируются на определенный обозримый промежу­ток времени.

3. Достижимость. Цель должна быть определена с уче­том реальных возможностей ее реализации. Постановка цели, превышающей возможности разработчиков про­екта из-за недостаточности ресурсов или из-за других факторов, может привести к нежелательным последст­виям.

4. Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами. Все цели должны быть взаимосо­гласованы, как по вертикали (цели, выстроенные в ие­рархической зависимости), так и по горизонтали (рав­нозначные по характеру цели). Достижение целей должно быть обеспечено ресурсами. Цель формулируется в глагольной форме. Например, к 9 мая 2005 года разбить сквер Победы в микрорайоне. Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:

Собрать необходимую информацию для разработки и реализации проекта;

Определить место разбивки сквера и согласовать с органами самоуправления;

Разработать необходимую проектную документацию, согласовать ее с органами архитектурного надзора и отделом озе­ленения;

Провести необходимые расчеты, изыскать требуемые
средства и ресурсы;

Разработать план-график выполнения работ, согласовать
его с органами самоуправления;

Распределить обязанности между членами творческой группы;

Привлечь к реализации проекта местное сообщество и органы самоуправления;

Подготовить отчет о реализации проекта;

Подготовить презентацию проекта.

Поиск и сбор информации

После того, как вы сформулировали цель и задачи проекта, необходимо собрать нужную информацию. Она должна отве­чать требованиям необходимости и достаточности. Для этого нужно провести анализ имеющейся и необходимой информа­ции.

Источник информации. Работа с информацией. Источниками информации могут стать:

Публикации в средствах массовой информации;

Ресурсы Интернета;

Научные публикации;

Интервью и собеседования с компетентными людьми;

Результаты социологических исследований;

Наблюдения;

Документация и законодательные акты;

Статистические данные; - корреспонденция и т.д.

В процессе работы с информацией необходимо выяснить следующие вопросы:

1. Насколько важна эта проблема для сообщества вашего населенного пункта?

2. Какова степень ее значимости в масштабе района или ре­гиона?

3. Почему эта проблема должна рассматриваться органами?

4. Должен ли кто-нибудь еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?

5. Насколько разработана законодательная база для реше­нии данной проблемы?

6. Если существующий закон позволяет решить проблему, в полной ли мере он реализуется? Если не в полной мере, то нечему?

7. Какие разногласия по решению этой проблемы существуют?

8. Какие слои населения, группы или организации проявляют интерес к данной проблеме?

9. Как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?

10. Кто может стать партнером в реализации денного про­екта?

11. Какие ресурсы необходимы для реализации данного проекта?

12. Из каких источников можно получить дополнительные

Студия «Все по барабану»

«Музыкальная студия для подростков группы риска «Всем по барабану!» Выбор проблемы. На первом выявлен спектр общей социальной проблематики, актуальный для студентов ЧГИКИ. Список проблем обсуждался и корректировался. С целью выявления наиболее значимой и реализуемой проблемы среди 247 студентов очного отделения ЧГИКИ было проведено социологическое исследование. Тематическая часть исследования включала в себя следующие вопросы:

1. Какая социальная проблема, на ваш взгляд, стоит сегодня особенно остро?

2. Решение какой социальной проблемы, на ваш взгляд, по силам осуще­ствить небольшой группе заинтересованных людей в отдельно взятом регионе?

Респондентам предлагалось дать развернутые ответы либо воспользоваться предложенными ответами.

Проблемы, полученные в результате исследования, были представлены сле­дующим образом:

Проблема №1 - Социальная напряженность, высокий уровень преступности и правонарушений, выбрали 24% респондентов (преимущественно мужского пола);

Проблема №2 - Наркомания и алкогольная зависимость заботит 22% рес­пондентов;

Проблема №3 - Бедность населения - 22%; Проблема №4 - Кризис в культурной и духовной сфере - 10%; Проблема №5 - Демографический кризис - 11%; Остальные проблемы, - 8%; Затруднилось выбрать - 3% респондентов.

На основе анализа полученных ответов сделаны следующие выводы:

1. В настоящее время существует несколько острых социальных проблем, которые тревожат общество примерно в равной степени.

2. Часть из этих проблем, объективно не может быть решена стараниями небольшой группы людей.

3. Всего лишь небольшая часть опрошенных (2%) пессимистично утвер­ждают, что ни одна из предложенных проблем все равно не решится.

4. Более значительная часть (7%) предлагает решать проблемы комплекс­но.

5. Наиболее решаемые из предложенных проблем, по мнению респонден­тов, - проблемы №3,4.

Приложение 1

Исследование показало:

Самая важная проблема, решению которой можно способствовать в большей степени, - социальная напряженность, высокий уровень преступно­сти и правонарушений (проблема№1). Возможно, проблему по силам решать комплексно с проблемой в культурной и духовной сфере.

Проводится новый опрос с целью выявления самой остронуждающейся социально незащищенной группы населения. Опрос был проведен в ЧГИКИ, ответило 239 человек, его результаты следующие:

Решено сделать целью проекта - помощь подросткам группы риска. Формой проведения проекта выбрано создание музыкальной студии для под­ростков группы риска.

Проводится выбор музыкальных инструментов для обучения в студии.

Рассматриваются варианты - гитара, ударные установка, скрипка, фор­тепиано, труба, саксофон.

Составляются критерии для выбора инструмента - популярность в мо­лодежной среде, сроки обучения игры на инструменте, стоимость и физиче­ская прочность инструмента. Составляется аналитическая таблица.Инструмент/критерии гитара ударные скрипка фортепиано труба саксофон

>■ популярность +++ +++ +++++++
____ в молодежной | высокая | высокая | средняя | средняя низкая | с редняя

А,И. Пайгусов Социокультурное проектирование

Для составления таблицы проводились консультации с преподавателя­ми кафедр Вокальное и Инструментальное искусство факультета искусств ЧГИКИ.

По итогам аналитического разбора решено проводить обучение в сту­дии на ударных установках. В пользу этого выбора указали все предложен­ные критерии.

Опрос: На каком инструменте вы хотели бы научиться играть?(%)

Проблема:

Цели:

1. Социальная адаптация подростков группы риска посредством обу­чения профессиональным навыкам игры на барабане.

Задачи:

Мониторинг подростков группы риска с целью выявления потенциаль­ных участников проекта;

Проведение конкурсного отбора с целью выявления музыкально ода­ренных подростков группы риска;

Создание материально-технической базы студии;

Разработка учебного плана занятий студии;

Организация и проведение самостоятельных концертов студии; участие в общегородских мероприятиях;

Формирование у подростков установок толерантного отношения к культурам различных народов;

Привлечение внимания СМИ к проблемам организации досуга для подростков группы риска. Сбор информации

Источник и способ
Какая необходима Степень владения получения инфор-
информация информацией мации
1. О проблемах социума Низкая Социологический оп­рос, анализ информа-цииСМИ
2. О подростках группы Средняя Анализ СМИ, встречи
риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска
3. Об образовательных Средняя Встречи с представи-
учреждениях для подро- телями администрации
стков группы риска города, отвечающими за работу с подростка­ми группы риска
4. О проблемах подрост- Средняя Анализ СМИ, встречи
ков группы риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска, встречи с администрацшй и преподавателями уч­реждений для подро-

Анализ вариантов решения проблемы

Проблема

Недостаточная социализация подростков группы риска.

Вариант 1

Провести творческую встречу студентов ЧГИКИ с подростками группы

Аргументы «за»

1. У подростков группы риска будет праздник.

2. Студенты ЧГИКИ больше узнают о жизни подростков группы рис­ка. .

3. Студенты смогут показать свои таланты.

Аргументы «Против»

1 . Разовость акции.

2. Нет возможности для творческого самоутверждения подростков
группы риска.

3. Нет перспектив для дальнейшего развития проекта

Вариант 2

Создание студии с обучением подростков группы риска профессио­нальным навыкам игры на музыкальном инструменте.

Аргументы «за»

16. Подростки группы риска пройдут обучение профессиональным на­выкам игры на ударных установках.

2. Подростки будут социализироваться в творческом коллективе в дружественной атмосфере.

3. Подростки смогут занять свое время и раскрыть свои таланты.

4. Подростки смогут показать свое творчество жителям г. Че­боксары.

5. Заинтересовавшись музыкой и творчеством, подростки могут покинуть группу социального риска.

6. Могут возникнуть постоянные музыкальные творческие кол­лективы из числа бывших подростков групп риска - участни­ков студии.

Аргументы «Против»

1. Создание студии требует значительных финансовых и матери­альных ресурсов.

2. Требуется помощь партнеров.

3. Необходимо больше времени для подготовки

Решение

Направить проект на создание музыкальной студии для подростков группы риска, т.к. этот вариант имеет больше аргументов в пользу реализации этой идеи.

Партнер (организатор програм­мы) Вклад в реализацию проекта
Дворец культуры Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры «Салют»» Предоставление помещения для студийных занятий и концертов.
Отдел по делам молодежи админи­страции г. Чебоксары. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та (сайт Администрации г. Чебок­сары, выход на молодежные СМИ).
Отдел по социальной защите насе­ления администрации г. Чебокса­ры. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та
ОВД Московского района Поиск и мониторинг подростков группы риска, создание базы дан­ных на подростков.
Администрация Московского рай­она Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та.

План мероприятий по созданию музыкальной студии для подростков группы риска «Всем по барабану!»

Этап работы Наименование ме- Сроки реа- Ответственные
роприятий лизации исполнители
Подготовительный Мониторинг под- 01.02.-14.02 Психолог-
ростков группы риска специалист
Формирование 01.02.-14.02 Психолог-
собственной базы данных по подро­сткам группы рис­ка специалист
Взаимодействие со 01.02-01.12 Руководитель
СМИ проекта
Организационный Проведение кон- 14.02.-21.02 Художественный
курсного отбора руководитель
Составления гра- 21.02-28.02 Художественный
фика занятий руководитель
Приобретение му­зыкальных инст­рументов, пюпит­ров и канцеляр­ских товаров 01.03.-01.06 Руководитель проекта, бухгал­тер проекта
Обучающий Студийные заня­тия 01.03.-01.11
Внутристудийные мероприятия 01.03.-15.11 Психолог-специалист
Выступления в концертах 01.06-15.11 Художественный руководитель, преподаватель сольфеджио
Разработка маке­тов афиш, букле­тов, календарей студии 01.06.-01.09 Психолог-специалист
Завершающий Мероприятия по подготовке выпу­скного вечера 01.11.-14.11 Художественный руководитель
Выпускной вечер 15.11 Все участники проекта
Отчет об освоении финансовых средств 01.11-10.12 Бухгалтер про­екта

Ожидаемые результаты:

Выведение специфических проблем подростков группы риска из замкнутого мира и привлечение их в русло здорового социокультурного пространства;

Концентрация внимания общества на художественно одаренных подростках группы риска с целью предоставления возможности для дальнейшей их самореализации в сфере культуры и искусства;

Выявление наиболее талантливых личностей из подростков группы риска с целью дальнейшего их продвижения на рынке культурных ус­луг;

Создание почвы для возникновения неформальных человеческих контактов;

Снижение социальной напряженности в обществе.

После реализации запланированных мероприятий планируется сле­дующее развитие проекта:

Увеличение количественного охвата подростков группы риска куль­турной жизнью города;

Создание на базе студии профессионального творческого коллекти­ва,

Участие студийцев, подростков группы риска, во всероссийских и международных мероприятиях;

Разработка инновационных методических материалов по работе с подростками группы риска, создание на базе ДК «Салют» клубных фор­мирований, направленных на подростков группы риска, расширение спектра предлагаемых культурных услуг.

Заявка

на участие в республиканском конкурсе инновационных, вариатив­ных программ в сфере государственной молодежной политики