Все люди всегда чего-то хотят, и чаще всего это связано с получением чьей-то помощи. Учитывая то, сколько времени они проводят, пытаясь убедить других помочь себе, это становится удивительным, что они довольно-таки редко думают о том, правильными ли методами они пользуются. Итак, зачем тратить время на пробы новой тактики, когда можно перейти сразу к науке? В данной статье собраны некоторые трюки и методы, которые помогут практически любому человеку получить чью-либо помощь.

1. Объяснить причину своей просьбы.

Человеку следует только вспомнить тот момент, когда он очень сильно куда-то торопился, а ему пришлось ждать в очереди за чем-то важным. Скорее всего, он не добился чего-то хорошего, если бы просто спросил: «Могу ли я пройти первым?». Но вероятность убедить кого-то согласиться на это предложение увеличилось бы более чем на 50 процентов, если бы он добавил кое-что очень важное: причину. «Могу ли я пройти первым, потому что мне очень нужно успеть на мой рейс?» или даже: «Могу ли я пройти первым, я очень сильно спешу?» Чем больше запросов, тем больше причин, которые человек должен обеспечить оппонента, чтобы действительно увеличить ваши шансы получить то, что он хочет.

2. Сначала выслушать, а потом просить об одолжении.

Это хорошо работает с людьми, которых человек никогда не встречал, но можно также поговорить с кем-то, кого он уже знает и все же добиться такого же эффекта. Итак, как можно представить свою просьбу таким образом, чтобы увеличить шансы, что люди действительно захотят это сделать? Для этого нужно знать, кто они и что их мотивирует.

3. Реальный подарок в обмен на помощь человека.

Подобно обмену информацией, норма взаимности является социальной конвенцией, которая заставляет людей возвращать услугу тем, кто, когда кто-то помогал им. Благотворительные организации используют этот принцип при предоставлении безусловных подарков. Но нужно быть осторожным при использовании этого подхода: предоставление внешних стимулов может фактически снизить отдачу в определенных ситуациях, особенно когда речь идет о благотворительности.

4. «Игра слов».

Есть много быстрых и «грязных» языковых трюков, которые, хотя и кажутся незначительными, все же могут иметь большое преимущество при убеждении. Например, можно попробовать сказать «я» вместо «ты». Сравните: «Тебе нужно пойти в продуктовый магазин» и «Я начинаю испытывать стресс из-за того, что я должен пойти в продуктовый магазин».

5. Необходимо спрашивать лично.

В наши дни мы все полагаемся на электронную почту или текстовое общение, но это совсем не так эффективно, как смотреть кому-то в глаза и просить о помощи. И разница огромная: пара экспериментов, проведенных исследователями в 2016 году, показала, что совершенно незнакомые люди, получающие запрос лично, в 34 раза чаще заполняют опрос, чем незнакомцы, которых спрашивали по электронной почте.

«Просите, и дано будет вам»

Евангелие от Матфея 7:7

«Я сама» – для многих женщин сегодня эти слова стали самым настоящим девизом жизни. Как говорится, и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти… Так уж сложилось (и исторически в том числе), что женщины, особенно русскоязычные, привыкли брать на себя значительную часть обязанностей не только в семье, но и на работе, и терпеливо нести эту ношу на хрупких женских плечах, искренне считая, что другие лучше не сделают. А в отношениях с мужчинами это и вовсе самая частая проблема. И в итоге женщины попросту разучиваются просить, а соответственно, и получать помощь, поддержку, услуги.

Однако бывает и так, что женщина и хочет попросить, но не делает этого, думая, что это как-то неловко, некрасиво, что не хочется получить отказ или причинять другим неудобства или выглядеть нуждающейся, несовершенной, зависимой, которая не может сама справиться со своими задачами. Такие уж мы женщины – мы прокрутим в голове миллион вариантов развития события, прежде чем решимся сделать хоть один шаг. Кроме того, уметь просить, а также принимать и интерпретировать отказы крайне важно, если вы предприниматель.

Правильно просить я научилась тогда, когда осталась одна с маленькой дочерью на руках в чужой стране. Этот навык напрямую отразился на моей личной жизни и бизнесе. Конечно, я могла с гордо поднятой головой самостоятельно решать все свои проблемы, которых было немало, и никогда никого ни о чем не просить, но я выбрала другой путь – более естественный для женщины. Я просила о небольшой помощи, обращалась за поддержкой, просила оказать мне небольшие услуги. Более того, именно в тот момент я начала свой самый первый онлайн-бизнес и стала завязывать партнерские отношения с высокопоставленными людьми. К моему большому удивлению они с радостью откликались на мои просьбы, а если я не получала ответ, то спрашивала еще раз. Было страшно, неловко, неудобно. А что делать? Приходилось двигаться вперед. Но просила я не только у людей, а и у самой Вселенной – и в результате она дала мне все то, о чем я мечтала, и даже больше.

С тех пор я навсегда уяснила для себя две важные вещи – обязательно нужно уметь искренне просить и искренне отдавать. Затем мы все и даны друг другу, чтобы протягивать руку помощи в нужный момент и быть рядом. И в то же время нужно быть готовыми услышать отказ – ведь люди имеют полное право или оказать вам любезность, или отказать. А для того, чтобы ваши просьбы были услышаны и чтобы вы как можно реже слышали отказы, необходимо знать, как правильно просить и при этом чувствовать себя замечательно.

1. Вежливо и открыто выразите свою просьбу.

Всегда честно и открыто говорите о своих желаниях и просьбах, даже если понимаете, что вам могут отказать. Не манипулируйте людьми, показывая всем своим видом, что обидитесь, если они не выполнят то, о чем вы просите. Вместо того чтобы завуалировано требовать выполнения вашей просьбы, вежливо и открыто попросите о помощи. Если просьба касается вашего бизнеса, искренне поделитесь своими большими планами и энтузиазмом – это вдохновляет людей и пробуждает еще большее желание вам помочь.

2. Просите спокойным, мягким и добрым голосом.

Зачастую люди (особенно мужчины) могут отказать в просьбе, потому что они слышат в ней приказ. Любой человек будет чувствовать себя в такой ситуации уязвленным и холодно отреагирует на подобную просьбу. Поэтому если вы хотите во сто крат увеличить шансы получить желаемое – просите мягко, спокойно, по-доброму. К такой женской просьбе ни один человек, и в частности мужчина, не останется равнодушен. Если вы получили отказ, ни в коем случае не реагируйте на это с агрессией и злобой, просто примите это как еще один шанс повторить свою просьбу.

4. Говорите или пишите четко и конкретно.

Неопределенные просьбы приводят к неопределенным результатам. А некоторые люди из-за боязни просить начинают ходить вокруг да около, рассказывать долгие предыстории о том, чем вызвана сама просьба, и т.д. Это неэффективно – если человек изначально и хотел помочь, то все, что сопровождает эту просьбу, уже раздражает его. Четко говорите – что именно и когда вам нужно. Особенно это касается просьб, адресованных мужчинам, и вдвойне особенно, если ваши отношения только начинаются, – ведь они не понимают намеков.

Переводя это на бизнес-сферу, из своего опыта скажу, что если вы сами не на 100% уверены в том, что вы делаете и о чем просите, если вы не готовы предоставить четкие детали, планы и конкретику по вашей просьбе, то к вам не будут относиться серьезно. По макcимуму подготовьтесь к просьбе и вы получите то, чего вы хотите.

пробел

Мне нравится

Нравится

Твитнуть

«Просьба о помощи - вовсе не признак слабости или неумения. Скорее это знак более высокого уровня откровенности и интеллекта» ©Энн Уилсон Шеф

Многие считают, что обращаться за помощью плохо. Мы превозносим тех, кто может «сделать всё сам» и самодостаточен. Но немало успешных людей, достигших многого в жизни, не раз просили о помощи.

Принимать на себя бремя, которое превышает наши возможности, - не только нездорово, но и очень опасно. А когда мы делим трудности с другими, мы побеждаем груз проблем и чувство одиночества, легче справляемся с депрессиями и стрессом.

Просьба о помощи позволяет сосредоточиться на своих сильных сторонах, а не на слабостях. Она помогает найти в себе новые силы, повысить производительность: ведь появляется возможность посвящать свое время и энергию делу, которое вы хорошо знаете.

Помощь со стороны способствует повышению эффективности решения задач и соблюдению сроков. Помощь также позволяет избегать затягивания процесса. Когда мы не знаем точно, что и как предпринять, мы часто откладываем работу или решение «на потом».

Когда же у нас хватает мужества, чтобы обратиться к окружающим за помощью, мы быстрее решаемся на выполнение работы. И если в нашем окружении есть профессионалы, мы приобретаем новые знания и экономим время, учась у опытных работников.

Обратившись за помощью, мы можем получить новые идеи и решения проблем и задач!

Другие люди, как правило, имеют свои «ноу-хау» и решения. Они могут быть даже более эффективными, чем ваши. Когда мы просим помощи у близких, друзей и коллег, это, помимо прочего, помогает нам укрепить отношения с ними. Они входят в наш мир и видят, что мы доверяем им и полагаемся на них.

Людям нравится, когда им доверяют. И если вы обращаетесь к ним за помощью, им это в радость. Когда мы прибегаем к помощи друзей, то же происходит и с ними. Когда двое друзей могут положиться друг на друга, это укрепляет связи между ними.

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, КОГДА ОНА ВАМ НУЖНА

Просить о помощи порой неудобно, если вы не привыкли к этому.

Вот несколько советов по поводу того, как преодолеть неловкое чувство и правильно просить о помощь, в которой вы нуждаетесь и которую заслуживаете.

Будьте честны с собой

Мы иногда воображаем себя супер героями, способными справиться с любым делом. Но на самом деле мы не в состоянии хорошо справляться со всем, полагаясь только на свои силы. Прежде чем просить о помощи, нужно быть честным с собой.

Необходимо полностью отдавать себе отчет в том, с какой именно проблемой вы столкнулись, что вы можете и что не можете сделать. Если вы думаете, что должны самостоятельно решать все проблемы, вы априори занимаете невыгодную позицию.

В каких случаях не стоит стесняться просить о помощи?

  • Когда время поджимает.
  • Когда вы пытаетесь выполнить работу или задание в срок, но чувствуете, что физически или психологически один не справляетесь, помощь других увеличит ваши шансы сделать всё вовремя и в то же время уменьшит опасность физических и нервных перегрузок в случае, если вы решитесь на выполнение нереалистичных планов в одиночку.
  • Когда вы не вполне готовы к выполнению конкретного задания.
  • Если для новой работы нужны новые навыки или подходы, что требует несоразмерно много времени или выходит за рамки ваших возможностей, не стесняйтесь просить о помощи у тех, кто уже знает, как выполнить задание.
  • Когда вам что-то непонятно.
  • Когда вас просят выполнить задание, а вы не вполне понимаете его суть, не стесняйтесь попросить подробных разъяснений. Простого объяснения зачастую достаточно, чтобы вы начали действовать в нужном направлении.
  • Когда вы испытываете эмоциональные перегрузки.

Порой мы эмоционально не готовы сделать что — то самостоятельно. Нам нужно поговорить с кем — то, положиться на кого-то, кто помог бы нам разобраться в проблеме.

Постарайтесь просить помощи у близких друзей и родственников, которым вы доверяете и которые помогут вам в трудные минуты.

Как же правильно просить о помощи?

Форма просьбы о помощи помогает преодолеть страхи и получить положительный ответ. Когда мы обращаемся за помощью неправильно, это может покоробить собеседника. Например, если вы давите или пытаетесь винить за возможный отказ, человек согласится помочь, но без желания. И это не доставит ни вам, ни ему позитивных эмоций.

Помощь может принести и разочарование. Например, когда вы просите о материальной помощи у небогатого человека. Кроме разочарования, вы потратите время и будете волноваться.

Обращайтесь за помощью при личной встрече. Мы всё больше полагаемся на цифровые технологии. Может, это и удобно, но тепла личного общения нет. Когда вам нужна чья — то помощь, лучше всего просить о помощи на личной встрече.

Если вы разделены расстояниями, позвоните и поговорите с тем, к кому вы обращаетесь за помощью, в живую. Чем больше элементов личных отношений, тем выше вероятность того, что вы получите помощь.

Свою просьбу излагайте ясно и прямо. Если вы хотите, чтобы другой человек вас внимательно выслушал, или намерены обратиться к нему с просьбой, не заставляйте его читать ваши мысли.

Говорите кратко, четко и прямо, чтобы собеседник правильно понял, в чем вы нуждаетесь. Будьте открыты, когда просите о помощи. Четко объясните собеседнику, почему вы просите о помощи. Это позволит ему лучше понять ситуацию, в которой вы оказались, и он охотнее скажет «да».

Чтобы правильно просить о помощи:

Выбирайте подходящих людей. Хорошо подумайте, к кому вы хотите обратиться за помощью

  • Если вам нужен совет, обращайтесь за ним к тому, у кого нет конфликта интересов в связи с вашей ситуацией.
  • Если вам нужна помощь в выполнении какой — то работы, старайтесь выбирать того, кто, по вашему мнению, хорошо разбирается в данном вопросе и кому можно его доверить.
  • Если вы просите материальную помощь, то обращайтесь к тем, кто способен ее вам предоставить.

  • И конечно, чтобы не чувствовать себя обязанными, выбирайте людей, которые не склонны ставить условия.
  • Если кто — то идет вам навстречу только ради того, чтобы получить от вас услугу, то к нему, скорее всего, за помощью обращаться не стоит.

Не мешайте людям, когда они хотят помочь вам Если уж вы выбрали человека, который может и согласен вам помочь, вы должны доверять ему и не подвергать мелочному контролю. Иначе вы уже не сможете больше просить его о помощи, да и ваши взаимоотношения пострадают.

Не забывайте о взаимности Чтобы спокойно обращаться за помощью к другим, вы всегда должны быть готовы оказать посильную помощь окружающим. Это не значит, что вы должны помогать всем и всегда. Но когда есть возможность, лучше помочь. Если вы только получаете помощь и ничего не предлагаете взамен, люди сочтут, что вы эгоцентрик, злоупотребляющий чужой добротой.

Будьте благодарны Всегда, когда вы получаете помощь, благодарите за нее. Не стесняйтесь благодарить и за согласие помочь, и за конкретный результат. Рассказывайте другим, как эта помощь помогла вам в жизни.

Издревле в Церкви существует обычай обращаться в молитве, не только к Самому Господу, но и к Божьей Матери, и к Святым. Не оскорбляем ли мы этим величия Божия? Великий молитвенник святой праведный Иоанн Крондштадский, пишет об этом так: «Сегодня я усомнился, конечно, потому,что подстрекал лукавый, насчет одного оборота в одной молитве, а именно: «Един имаши власть оставляти грехи молитвами пречистыя Твоея Матере и всех святых» Я думал: «Как Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей пречистой Матери и святых,а не Сам независимо?» И без молитв других имеет власть, конечно один Он имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земней жизни; Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений. Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у прогневанного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Господь пощадить народ Свой, но тогда Господь был бы так сказать, неправосуден, даровав им, недостойным жизни – жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить. А когда стал предстательствовать Моисей – человек праведный, кроткий и смиренный – тогда взоры правосудного Бога успокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг Господь помиловал недостойных, ради праведного – неправедных. Так и ныне, по молитве Своей пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе за великие и частые грехи и беззакония недостойны были бы Его милости». «Святые исполняли слово Господа; Господь исполняет их слово; они сделали для Него – Он для них. Вот почему Господь исполняет скоро молитвы святых за нас».

Живя на земле, святые угодили Богу исполнением Его заповедей о любви к Богу и ближним. По этой великой любви они молились о других людях, испрашивая им у Бога нужное. Тем более, по кончине, когда они переселились в вечность и предстоят лицу Божию, они молятся о нас. Надо только ясно понимать, что, как пишет праведный Иоанн Крондштадский, молитвы святых и Пресвятой Богородицы имеют силу ходатайства исключительно по Благодати Господа Иисуса Христа, в силу великой ходатайственной крестной жертвы Сына Божия. Это воздаяние от Господа по заслугам святых. И, кроме того, отец Иоанн предупреждает: «Господь принимает ходатайства святых за грешных людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия».

Прибегая к помощи святых в своих бедах, скорбях и болезнях, не будем забывать, что лучший способ избавиться в жизни от великих бед и тяжких скорбей – избегать греха, жить по воле Божией, по заповедям Его, а лучшее духовное лекарство во всякой болезни – покаяние в грехах, соборование, причащение Святых Христовых Таин.

Не случайно, кстати, нет в церковных книгах молитв о защите от всяческих колдунов, чародеев, магов. Такие молитвы стали самодеятельно сочиняться только в последние годы. По согласному же мнению святых отцов, человеку, который старается жить по заповедям Божиим, который искренне кается в грехах своих и причащается Тела и Крови Христовой, «не может причинить вреда никакое чарование и волхвование» (ответ преподобного Афанасия Афонского, приведенный в его житии).

Безусловно, мы нуждаемся в помощи святых. По словам отца Иоанна Крондштадского, «святые Божии – великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями, кротостью, воздержанием, смирением, терпением, богатою верою, надеждою и любовию. Оттого мы просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение перед Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых».

К сожалению, в последнее время в представлении некоторых людей сонм православных святых стал походить на собрание языческих божков; этот – бог рыболовства, этот – покровитель торговли, этот отвечает за глаза, тот — за желудок. Иногда это выглядит даже оскорбительно по отношению к святому: он жил не для этого, он жил ради Бога, совершал великие подвиги, претерпел тяжкие страдания, часто и смерть из любви к Богу, а мы умаляем величие его жизни. Кроме того, было бы неправильно как бы привязывать святого к каким – то определенным частным нуждам. Без сомнения, ЛЮБОЙ СВЯТОЙ СИЛЕН ПОМОЧЬ НАМ В ЛЮБОЙ НАШЕЙ НУЖДЕ. И к тому святому, к которому у нас есть особая любовь, особое сердечное расположение, мы можем обратиться за помощью в любом деле, с детской простотой и несомненной верой.

О чем, например, молятся преподобному Серафиму Саровскому или блаженной Матроне Московской? Да обо всем. Но, конечно существует и традиция молитвы перед некоторыми иконами Божией Матери и обращения к некоторым святым в определенных обстоятельствах, основанных часто на реальных фактах из житий святых, а также на многовековом молитвенном опыте Церкви. Например, названия икон Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших», «Воспитание», «Прибавление ума», «Целительница», говорят сами за себя.

Икона Божией матери «Всецарица» прославилась чудесной помощью при тяжелых, неизлечимых болезнях, в частности онкологических.

Великомученник Пантелеймон изучал медицину, а когда уверовал во Христа и крестился, исцелял людей уже призыванием имени Христова и молитвой. Поэтому конечно, в болезнях люди обращаются с молитвой к нему.

Безмездными врачами были в земной жизни и преподобный Агапит Киево-Печерский и святые безсребренники Косма и Дамиан.

В Болезни так же читается Особый Канон ко Господу и Божией Матери о болящем.

В молитве к праведным Марфе и Марии, святым сестрам праведного Лазаря, которых любил Господь Иисус Христос, испрашивается помощь в приобретении тех добродетелей, которые должна иметь христианка, чтобы и ей угодить Христу.

Желая стяжать смирение, чаще всего молятся преподобному Сергию Радонежскому и святителю Митрофану Воронежскому, которые были чрезвычайно смиренными.

О благословении на вступление в брак молятся святым супругам благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.

Перед иконой «Нечаянная радость» часто молятся Пресвятой Богородице о вступлении в брак, а так же во многих других нуждах, например дарование покаяния тем, кто живет в тяжких грехах и не кается. На этой иконе как раз изображен раскаявшийся грешник, изменивший свою жизнь после чуда от образа Божией матери и получивший от Бога «нечаянную радость» прощения грехов по молитвам Богородицы.

Святым женам, угодившим Богу в браке, естественно молиться о даровании добродетелей, необходимых жене – христианке, об умении строить семейную жизнь. Это благоверные княгини Анна Кашинская, Анна Новгородская, Евдокия Московская, Ольга равноапостольная, Иулиания Лазаревская.

О сохранении любви молятся апостолу Иоанну Богослову, так много писавшему о христианской любви. Святым супругам мученикам Адриану и Наталии, имевшим друг ко другу не земную привязанность, но высокую Божественную любовь.

Святым мученикам Гурию, Самоне и Авиву молятся о благополучном браке, так как самым известным чудом их является избавление от заточения и смерти молодой женщины, которую некий воин обманом взял замуж и мучил ее.

О даровании детей молятся святым праведным Иоакиму и Анне, которые очень долго не имели детей, пока наконец Господь не утешил их рождением Пресвятой Девы. Этим святым можно помолиться и о том, чтобы ваш брак был по настоящему христианским, потому что они угодили Богу именно в супружестве.

О благополучных родах по традиции молятся Пресвятой Богородице перед ее иконой «Федоровская», ей же молятся и о даровании долгожданного ребенка.

Кормящие матери просят помощи у Матери Божией перед образом «Млекопитательница».

В житиях преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Крондштадского описано, как в детстве трудно им давалось учение, они со скорбью молились и Господь чудесно просветил их ум. Поэтому конечно матери молятся этим святым о своих учащихся детях. Также прошение о помощи детям в учении есть в молитве святым Косьме и Дамиану Асийским.

О детях есть прошения и в молитвах к святому мученику младенцу Гавриилу Белостокскому и святым семи отрокам Ефесским. По традиции молятся о детях, об устройстве их дальнейшей судьбы и святителю Митрофану Воронежскому.

О воспитании детей молятся святым мученицам Вере, Надежде и Любови, которые и сами были маленькими девочками и матери их, святой Софии, сумевшей воспитать троих святых. Естественно молитвенно обратиться за помощью в семейной жизни и в воспитании детей к преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.

Святым воинам, великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому, молятся о помощи тем,кто несет воинскую службу.

Существует традиция молиться святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти без покаяния и причащения.

О заключенных в тюрьму молятся обычно святой великомученице Анастасии Узорешительнице и святителю Николаю архиепископу Мирликийскому. Святая великомученица посвятила свою жизнь облегчению участи заключенных в темнице христиан: приносила им пищу, питье, одежду, перематывала раны, деньгами покупала для них некоторое послабление строгости заключения. А после молитвы к святитель Николаю были освобождены три воеводы, несправедливо заключенные в тюрьму.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийских, самый наверно известный во всем мире святой. На основании фактов из его жития ему молятся и о помощи на море, и о путешествующих, и о замужестве дочерей, и в крайней бедности и во многих других нуждах.

Защиты для себя и своих близких уместно просить у святых Ангелов.

Об устройстве семейной жизни детей по традиции молятся праведному Филарету Милостивому, которому Господь помог устроить судьбу детей, несмотря на то, что семья святого пришла в крайнюю нищету из-за его чрезвычайного милосердия. Одна из дочерей святого даже вышла замуж за императора.

К священномученнику Харалампию обращаются за помощью в земледелии на основании его предсмертной молитвы. А о сохранении скота от болезней и других бедствий молятся, как великомученику Георгию Победоносцу, так и священномученнику Власию, который просил, чтобы Бог посылал помощь тем, кто будет молиться о помощи человеку или скоту, поминая имя раба Божьего Власия. Кроме того, однажды по молитвам святого волк вернул похищенного у вдовы поросенка.

Святому пророку Илии и святителю Спиридону Тримифунтскому на основании их житий молятся о пропитании семьи. Также есть традиция обращаться к святителю Спиридону при трудностях с жильем.

В житиях блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской описаны случаи их чудесной помощи в создании семьи, при поисках работы, и во многих других случаях.

Молитва преподобного Паисия была так сильна перед Богом. что он смог умолить Его о прощении иноков, отрекшихся от Христа. Поэтому преподобному молятся о прощении тяжких грехов живых и об избавлении от вечной муки умерших.

В молитвах святым часто нет прошений, соответствующим нашим нуждам. В таких случаях можно прославить святого чтением акафиста, канона или тропаря, а затем своими словами высказать свою просьбу.

Святой «широкого профиля»

Все знают чудотворца и скорого помощника Николая. Многие водители, даже те, которые не ходят в церковь регулярно, знают наизусть тропарь святителю «Правило веры и образ кротости» и читают его каждый раз, садясь за руль. Я и сам так делаю. Святитель Николай Мирликийский считается покровителем путешествующих, потому что в дни земной своей жизни много помогал бедствующим в пути. Еще святителю Николаю молятся о замужестве дочерей, потому что он в свое время пожалел трех дочерей обнищавшего человека и помог с их замужеством. По этой же причине ему молятся о семейном благополучии. Святому Николаю также молятся о том, чтобы избавил от всяких бед, поскольку в его житии описано, как он выручил неправедно осужденных на казнь воевод. Есть еще и другие причины (по расширенному молитвослову), из-за которых следует обращаться молитвенно в первую очередь именно к этому святому.

Недавно у одного моего прихожанина потерялся мобильный телефон. Он подошел ко мне и попросил прочитать акафист святому Иоанну Воину. Я с удивлением спросил, почему именно ему. В ответ прозвучало бодрое: «А кому ж еще в этом случае молиться?» Акафиста Иоанну Воину у меня не было, поэтому я предложил почитать акафист Николаю Чудотворцу. Он ведь святой «широкого профиля».

Оказывается, многие святые имеют достаточно узкую специализацию. С этой точки зрения, мученику Иоанну Воину действительно принято молиться о возвращении украденного, а, скажем, перед выставкой пчел – преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, идущим в лес – царю Соломону, и так далее. Общая логика такого распределения понятна. Берем житие святого, читаем о том, что он претерпел в жизни – от того и может помочь, какое чудо совершил в теле, такое же сможет совершить и сущи на Небесах. Узость такого подхода очевидна. Апостол Павел пишет: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:9-12). Тут святой апостол говорит о тайне будущего века, когда раскроются дарования каждого в совершенстве, и неполное, несовершенное восполнит и усовершит Бог. Несомненно, святые на Небесах уже пребывают в преддверии этой славы, и их дары многократно умножились и расширились. Мы же примеряем на них свою земную рубашку, и клеем на каждого ярлык.

Многие современные проповедники говорят, что такое утилитарное отношение к святым – отголоски нашего языческого прошлого. Но мне видится еще и другое. В язычестве было не совсем так. Было множество богов, каждый из которых отвечал за свое поле человеческой деятельности. Сразу вспоминается «Золотой теленок»: «Нас было 50 детей лейтенанта Шмидта и мы поделили весь Союз…». Также и в языческом пантеоне – конкуренции между богами нет. Артемида – покровительница охоты, Афродита – любви, Эскулап – медицины и так далее. Языческий ум понимал, что если заболел – нужно обратиться с просьбой к существу высшему. Но какому-нибудь римлянину I века до Рождества Христова и в голову не могло прийти, что, если заболела нога, нужно молиться одному богу, если горло – другому, желудок – третьему. Так было оттого, что в то время практически не было разделений докторов на узкие специальности. Лекарь – был лекарем для всего тела. Таким же суперлекарем для всего тела был бог Эскулап.

Но в наше время медицина развилась необычайно. Мы не можем себе представить, чтобы гинеколог лечил зубы или хирург – грипп. Мы всегда ищем конкретного специалиста в узкой области. И переносим эти же отношения на мир духовный. Поэтому нас уже не удовлетворяет тот факт, что есть общепризнанные «безмездные врачи и целители», к которым Церковь обращается, скажем, во время соборования. Раздробленный грехом ум начинает выискивать в житии каждого святого то, за что бы ему зацепиться. И начинается: при зубной боли – молись мученику Трифону, праведному Симеону Верхотурскому – при глазных болезнях, преподобному Серафиму Саровскому – при заболеваниях ног и тому подобное. Прямо небесная поликлиника какая-то! Кабинет 20 – стоматолог мученик Трифон, кабинет 21 – окулист праведный Симеон Верхотурский… Да простят меня святые угодники!

Я совершенно не против того, чтобы молиться при нестерпимой зубной боли мученику Трифону, но меня занимает вопрос: а если поменять таблички на кабинетах, действовать не будет? Скажем, преподобный Серафим не может, что ли, помочь при зубной боли? А Симеон Верхотурский? Как любят писать в некоторых современных молитвословах: «Святому (имярек) дана благодать исцелять то-то и то-то». Почему мученик Трифон помогает при зубной боли? Конечно, не потому, что во время казни святой молился, как написано в молитвослове, чтобы ему была дана благодать целить болезни зубов (кстати, ни в одном его житии я этих слов так и не нашел). Он помогает потому, что он – СВЯТОЙ и может ходатайствовать пред Престолом Всевышнего за нас. Но точно также может ходатайствовать и Николай Чудотворец, и Иоанн Предтеча, и другие. Мученик Трифон помогает при зубной боли, ибо слышит наши молитвы и милосердует о нас. Так же он бы помог и при путешествии, и при отыскании потерянного… Когда мы «загоняем» святых в рамки некоей «специализации», мы унижаем благодать, данную им. Все наши святые – святые «широкого профиля».

Да, каждый из нас, в той или иной степени, находится в плену у этих стереотипов. Ведь я сказал в начале статьи, что и сам читаю молитву именно святителю Николаю перед тем, как завести машину. Но в то же время я знаю, что если помолюсь, скажем, преподобному Сергию Радонежскому, он так же постарается добре управить мой путь, как и святитель Николай.

Фигурка святого Иосифа, «покровителя торговцев недвижимостью». Надпись на этикетке: «Продай свой дом!»

Легко представить, к чему может привести распределение святых по обязанностям путем выдергивания из житий определенных фрагментов. К полному абсурду. Можно ведь молиться пророку Илии, если не можешь зажечь огонь, можно взывать к пророку Моисею, если собираешься подниматься в горы, можно обращаться к великомученице Варваре, если собираешься строить баню… Можно с успехом объявить Ноя покровителем судостроения, святителя Спиридона покровителем производителей стройматериалов и, в частности, кирпича, пророка Илию покровителем бегунов (бежал же он перед колесницей Ахава около 30 километров)…

Самое смешное, что после публикации этой статьи интернет-поисковики проиндексируют эту страницу. И когда какой-нибудь мало ходящий в церковь человек наберет в «гугле»: «Кому молиться при постройке бани», – выпадет краткое описание этой статьи с упоминанием имени святой Варвары и моей убогой персоны. И может случиться, что, не имея достаточно времени, чтобы прочитать весь текст, человек помолится святой Варваре, думая, что этот священник благословил так поступать. И что самое абсурдное в этой ситуации – святая Варвара откликнется по милосердию своему, если человек помолится, как надо.

Так против чего же я негодую? Против унижения святых. Любой святой может помочь нам в любом деле. Лишь бы мы молились со вниманием, благоговением и сокрушением. Лишь бы мы просили на благое дело, думали о «едином на потребу» и искали Царствия Небесного.

Да, Церковь законоположила в определенных случаях обращаться к конкретному святому. Например, к пророку Илии – во время бездождия. Но даже в священническом Требнике таких молитв единицы. Основной корпус молитв имеет единственного адресата – Господа Бога. Я, конечно же, не предлагаю впадать в обратную крайность и молиться только Богу. Это явный перебор. Нужно идти «царским путем».

Следует понять, что святой помогает нам не своей силой, а силой Божией. Поэтому следует соблюдать некую иерархию и в молитвах. Большая часть наших молений должна быть обращена к Совершителю святых – Богу, затем – к Пресвятой Богородице, и лишь затем – ко святым. Это и будет «царский путь».

К святым мы обращаемся не как к малым божкам «православного пантеона», а как к ближайшим друзьям Христовым. Как слуги царя земного, находящиеся с ним в близких отношениях, могут замолвить слово и решить чью-то участь, так и святые молвят о нас слово молитвенное пред Престолом Владыки, соединяют свою святую молитву с нашей немощной, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.

Так каков же все-таки критерий выбора святого для обращения к нему? Ведь молиться святым – такая же естественная нужда православного сердца, как и молиться Богу. Этот критерий – наша любовь к святому. Мы должны читать жития святых, изучать их труды. От этого в душе рождается особая любовь к некоторым святым и желание молиться им. И такой святой, которого мы почитаем как отца, поможет нам и в скорби, и в болезни.

Похожая ситуация царит и в сфере почитания икон. Икону часто отрывают от первообраза, наделяют ее силой самой в себе. Любая же икона помогает человеку постольку, поскольку помогает тот, кто изображен на ней. Поэтому немного наивно выглядит желание найти икону Пресвятой Богородицы «на всякую потребу»: икона «Неопалимая Купина» защитит дом от пожара, икона «Помощница в родах» поможет роженицам, икона «Млекопитательница» – кормящим матерям, «Неупиваемая Чаша» – алкоголикам и т.д. Я, опять же, не против. Конечно, поможет. Только не икона, а Пресвятая Дева Мария. И если кормящая мать будет молиться перед иконой Казанской, или пьющий – перед Владимирской, Богородица поможет им точно также, потому что сжалится над скорбящими. Даже если при этом читать не соответствующие акафисты, а обычный канон Божией Матери («Творение Феостирикта монаха»), который есть в любом молитвослове. Потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37), как изрек Архангел Гавриил Святой Деве.

Будем же, братья и сестры, всегда искать православного понимания тех или иных вещей. Будем сравнивать свое понимание Православия с пониманием святых отцов. Будем молиться первоисточнику чудес – Господу Богу, Его Пречистой Матери и всем святым, от века Ему угодившим, да помилует и утвердит нас во святой православной вере. Аминь.

Священник Сергий Бегиян
Православие.ru

Просмотрено (11200) раз