Под автономной некоммерческой организацией (АНО) понимается хозяйственный субъект без членства. Существование такого предприятия поддерживается за счет взносов, которые поступают на добровольной основе. Основной целью организаций автономного типа является не получение прибыли, а обеспечение специфических направлений инфраструктуры. АНО сегодня это учреждения здравоохранения, спорта и культуры. Некоммерческие организации имеют особый налоговый статус, присвоение которого дает право получения государственных льгот.

Основы деятельности автономных некоммерческих организаций:

  • Лица из состава учредителей, которые внесли имущество в качестве взноса в уставный капитал, теряют на него право. Объекты переходят в собственность курируемых ими организаций;
  • Учредители и сама организация не являются взаимозависимыми, в связи с чем не несут ответственности по результатам деятельности (обязательствам);
  • Юридические владельцы АНО согласно законодательству, осуществляют надзор за созданными ими предприятиями. Эта норма применяется и в том случае, если учредителями являются юридические лица (субъекты Федерации или муниципальные образования). Основное требование к органу управления – это наличие в коллегии не мене двух человек. Также должен быть создан исполнительный орган (директор).

Решение о ликвидации автономной организации

В случае, если возникает необходимость в прекращении деятельности АНО с некоммерческим уклоном, придется соблюсти установленную законодателем процедуру. Алгоритм ликвидации из реестра юридических лиц подразумевает проверку финансового-хозяйственной деятельности, уведомление контрагентов и подготовку пакета документов. Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения. Правда, за учредителями сохраняется право не разглашать реальных причин закрытия предприятия.

Тем не менее, частыми причинами закрытия автономных некоммерческих предприятий являются отклонение от основной цели, невозможность выполнения основных задач, нарастающая финансовая нестабильность и даже банкротство.

Полный перечень условий, при которых становится возможной ликвидация автономного некоммерческого предприятия:


  • Подготовленные документы;
  • Запротоколированное собрание участников, на котором принято решение о прекращении деятельности АНО;
  • Поданное в установленном порядке уведомление в средства массовой информации о предстоящей ликвидации;
  • После того, как объявление будет активировано, отсчитывается начало процесса закрытия. Срок, установленный законодателем, составляет два месяца;
  • Формирование комиссии, которая будет наблюдать за процессом прекращения деятельности. Также назначается ликвидатор АНО (ответственное лицо, управляющий);
  • Подготовка бухгалтерской отчетности, составление ликвидационного баланса;
  • Составление промежуточного баланса.

Законодательно предусматривается несколько алгоритмов, которые могут использовать учредители для исключения АНО из единого государственного реестра:

  • Предприятие можно закрыть в режиме добровольной ликвидации. Решение принимается учредителями;
  • Прекратить деятельность некоммерческой организации можно с использованием альтернативного варианта. Например, можно закрыться способом поглощений более крупным предприятием;
  • Для АНО подходит вариант реструктуризации;
  • Для автономных некоммерческих организаций допускается закрытие способом смены состава учредителей.

Автономное предприятие некоммерческого профиля может ликвидироваться по решению судебных органов. Тесное взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик. Кредиторы, которые опасаются за свои средства, могут инициировать обращение в суд с требованием принудительно закрыть организацию, которая стоит на пороге банкротства. В этом случае учредители избавляются от необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации, ведь причина закрытия становится очевидной.

После того, как управляющий орган АНО получает соответствующее решение, ему следует направить документ в налоговый орган, после чего предприятие будет снято с учета.

В ходе ведения хозяйственной деятельности предприятия тесно сотрудничают с другими юридическими лицами. Нередко единственным выходом из ситуации является закрытие с целью погашения накопившихся долгов. в этом случае может быть инициирована как руководством предприятия, так и кредиторами. Для начала оформления документов на закрытие и подачу объявления необходимо решение суда.

В отличие от обществ с ограниченной ответственностью, в АНО учредители не несут ответственности, в том числе за наличие долгов.

Пошаговая инструкция ликвидации АНО

Закрытие автономных некоммерческих предприятий имеет много общего с действиями при ликвидации остальных типов юридических лиц. Вместе с тем, требование к четкому оформлению документов остается таким же. Наличие ошибок или мелких недочетов может спровоцировать затягивание процесса и повышение внимания со стороны государственных органов, которые осуществляют надзор за сменой юридического статуса предприятий. Ознакомиться с перечнем мероприятий, которые проводят предприятия АНО при ликвидации, можно в актуальной версии Гражданского Кодекса:

  • Учредители оформляют свое решение о ликвидации некоммерческой организации. Именно с протокола начинается процесс подготовки документов для внесения изменений в реестр юридических лиц. На заседании автономной организации принимается ответственное решение, которое заверяется всеми участниками. В последующем протокол должен быть передан в Министерство юстиции. Документируется не только завершающий этап голосования, но и сам процесс голосования;
  • На следующем этапе создается специальная комиссия, в ведении которой будет проверка финансово-хозяйственной деятельности, надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На этот же период назначается ликвидатор – независимый эксперт, который отвечает за сопровождение всего процесса;
  • Руководитель проекта ликвидации инициирует обращение в средства массовой информации о намерении закрыть автономное некоммерческое предприятие. С момента официального опубликования проходит два месяца, в течение которых формируется список дебиторов и кредиторов. Намечается план истребования дебиторской задолженности и список очередности погашения имеющихся за АНО долгов;
  • Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
  • Имеющиеся активы предприятия используются для погашения кредиторской задолженности в порядке установленной очередности;
  • По истечении двух месяцев с момента официального оповещения предпринимателей в средствах массовой информации, подается заявление в налоговую инспекцию. Пакет документов, который прикладывается к заявке, внимательно изучается инспекторами, принимается решение.

После того, как проведены все мероприятия, ликвидатор АНО получает соответствующее уведомление об исключении предприятия из единого государственного реестра.

Документы для ликвидации АНО

Закрытие организации всегда сопровождается сбором целого пакета документов. Этому этапу процесса следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не желает попасть в неприятную ситуацию, связанную с затягиванием ликвидации. Стандартный перечень документов, которые должны быть отработаны безупречно. В налоговую инспекцию представляются:

  • Оригинал свидетельства, подтверждающего факт государственной регистрации (ОГРН);
  • Заявление, в котором предприятие выражает свое намерение прекратить существование;
  • Завершающий баланс автономной некоммерческой организации. На отчете уже должна стоять отметка налогового органа, подтверждающая проверку финансово-хозяйственной деятельности;
  • Квитанция или иной документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;
  • Справка об изъятии печати, принадлежавшей юридическому лицу или распоряжение о передаче печати;
  • Подтверждения о полных расчетах с негосударственными фондами;
  • Выписка из публикации о ликвидации предприятия;
  • Реквизиты всех учредителей АНО и главного бухгалтера, паспортные данные, ИНН как физических лиц. Особенное внимание следует уделить смене участников в течение отчетного налогового периода;
  • Копии устава организации и государственного реестра.

Стоимость закрытия

При наличии в штате квалифицированных сотрудников, таких как юрист и бухгалтер, процесс оформления документов при ликвидации АНО пройдет без затруднений. Однако при отсутствии таких работников нелишним будет обратиться в специализированные организации. Там не только предоставят опытного юриста, но и предоставят гарантию прохождения всех этапов добровольной ликвидации. Стоимость таких услуг обычно варьируется, составляет от 30000 рублей. Максимальная стоимость договора аутсорсинга может меняться в зависимости от объема работ и уровня фирмы. АНО с долгами надо будет готовить большую сумму.

Государственная пошлина за совершение официальной регистрации юридических лиц остается в разумных пределах. Так, в числе документов для снятия с учета квитанция об оплате 400 рублей. Именно столько понадобится для оплаты.

Последствия ликвидации АНО в сравнении с другими видами некоммерческих предприятий

По общему правилу, руководящий состав автономных некоммерческих предприятий не может быть привлечен к ответственности. Вместе с тем, конкретный перечень взысканий можно изучить в руководящих документах, которые регламентируют порядок существования того или иного типа предприятия:

  • Для общественных и религиозных объединений, фондов, некоммерческих партнерств и потребительских кооперативов. Члены и участники не отвечают по обязательствам предприятия (притязаниям кредиторов);
  • Для частных учреждений предусматривается ответственность по обязательствам, которые стали следствие ведения предприятием финансов-хозяйственной деятельности. Если для погашения кредиторской задолженности недостаточно средств в активе юридического лица, на возвращение долгов могут привлекаться средства учредителей или их имущество;
  • АНО независимы от финансового состояния своих участников;
  • Ассоциации или союзы не отвечают по финансовым обязательствам своих учредителей, но участники несут субсидиарную ответственность по долгам своих предприятий. Уровень взысканий определяется учредительным договором;
  • По товариществам собственников недвижимости также не предусматривается наступление ответственности по обязательствам организации.

Ликвидация АНО – установленный законодателем порядок исключения организации из списка юридических лиц. Основной причиной для принятия такого решения является стратегический просчет руководства. Вместе с тем не стоит воспринимать закрытие в качестве спасительного круга при наступлении кредиторов. Ликвидация всегда сопровождается тотальной налоговой проверкой. По этой причине руководителям коммерческих (некоммерческих) проектов всегда стоит думать о своей репутации при ликвидации предприятия и стараться сдать организацию налоговой без последствий.

Ликвидация некоммерческой организации – распространённое явление. Учитывая, что данная форма организации является юридическим лицом, осуществление процесса должно проводиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В частности, процедура регулируется положениями из Гражданского кодекса, а также рядом законов и указов. Мы рассмотрим основные причины, по которым может проводиться ликвидация НКО, а также порядок действий в данном случае.

Закрытие некоммерческой организации: инициаторы, причины и последствия

Итак, в первую очередь, необходимо установить, кто может выступать инициатором в случае ликвидации НКО и по каким причинам. Если посыл идёт от учредителей, то мотивация вполне ясна и прозрачна:

  • НКО достигла цели, для которой открывалась.
  • Истёк срок, отведённый на деятельность организации, прописанный в уставе.
  • Наблюдается нецелесообразность дальнейшего функционирования (недостаточное финансирование, невозможность достижения поставленных целей и т.д.)

Также в роли инициатора может выступать государство и отдельные уполномоченные органы. В этом случае причиной ликвидации может быть:

  • Систематическое нарушение закона.
  • Нежелание исправлять проступки.
  • Неправильно проведённая процедура регистрации НКО и т.д.

Кроме того, причиной может быть банкротство, иски от Пенсионного фонда, кредиторов и других заинтересованных лиц, которые понесли ущерб.

Ликвидация некоммерческой общественной организации: порядок действий

Если провести параллель между закрытием коммерческого юридического лица и НКО, то можно заметить множество схожих моментов. Однако есть и свои особенности. Последовательно разберём каждый шаг при реализации данной процедуры:

  1. Принятие решения о ликвидации. Как правило, за это отвечает руководство организации. Однако должно быть проведено собрание основных лиц с обязательным протоколированием. Протокол скрепляется подписями участников. Далее создаётся ликвидационная комиссия либо определяется ликвидатор в единственном числе, который берёт на себя обязательства по закрытию НКО.
  2. Следующий шаг – извещение соответствующих органов о принятии решения. В первую очередь, подаётся заявление по форме РН0005 с приложенной копией протокола собрания, свидетельством о регистрации, копиями паспортов учредителей, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и заверенным решением. Одной из особенностей процесса и главным отличием является тот факт, что помимо регистрационного органа, всевозможных внебюджетных фондов и других организаций, в обязательном порядке высылается уведомление в Управление Министерства юстиции. Напомним, что обычные юр. лица этого делать не обязаны.
  3. Далее оповещаются кредиторы и должники компании, которые в течение двух месяцев после получения оповещения имеют право в судебном порядке предъявить имущественные претензии к НКО.
  4. Создаётся промежуточный баланс. В случае ликвидации автономной некоммерческой организации , которая не вела предпринимательской деятельности, данная процедура довольно проста, так как не включает фиксацию движения финансовых средств по счетам. По этой же причине довольно часто налоговая отказывается от проведения выездных проверок.
  5. Следующая стадия – расчёт с кредиторами и сотрудниками организации в соответствии с Трудовым и Гражданским кодексом Российской Федерации.
  6. После того как все долговые обязательства полностью погашены, составляется окончательный ликвидационный баланс. Именно этот документ является главным основанием для официального закрытия НКО.

Если после расчётов на балансе некоммерческой организации остались средства, они распределяются между участниками в порядке, прописанном в уставе. Если же имеется имущество, которое не поддаётся делению, оно отходит государству без права возврата.

Последний этап ликвидации некоммерческой организации

Последним штрихом является подача пакета документов, включая ликвидационный баланс, в регистрирующий орган. Здесь осуществляется его сверка, и вносятся соответствующие записи в ЕГРЮЛ. После этого организация официально перестаёт существовать.

Надеемся, что пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2017 году поможет вам без лишних проволочек и временных издержек решить вопрос с закрытием. Если же не вы являетесь инициатором данного мероприятия, стоит знать и о том, что у вас есть возможность отменить принудительную ликвидацию, предоставив для этого существенные основания в судебную инстанцию.

Грамотное отстаивание своих прав в соответствии с законами Российской Федерации позволит продлить срок действия НКО на нужный период, если нет никаких нарушений, вас не подозревают в экстремизме, а само юридическое лицо действительно выполняет полезные функции и придерживается намеченного плана.

Юлия Чувикина, руководитель отдела регистрации и ликвидации ЮЛ и ИП Юридического бюро ""Константа""

Некоммерческие организации создаются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено их учредительными документами. Они могут осуществлять свою деятельность сколько угодно долго, но также может возникнуть необходимость деятельность прекратить и начать ликвидацию некоммерческого образования.

Если возникает такая необходимость, для начала нужно понять, какой результат Вы хотите получить в итоге. Под ликвидацией действующее законодательство понимает прекращение деятельности юридического лица без передачи прав и обязанности третьим лицам. Простыми словами в результате проведения процедуры ликвидации в реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации и не остается правопреемника. В других случаях, когда подобной записи нет, о ликвидации говорить нельзя, все остальное псевдоликвидация. К такого рода псевдоликвидации можно отнести предложения реорганизовать НКО или просто сменить руководителя и адрес НКО.

Сначала о ликвидации НКО

Ликвидация некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Вообще ликвидацию некоммерческой организации можно разделить на два вида: добровольная и принудительная ликвидация.
Официальная добровольная ликвидация подразумевает ликвидацию НКО по решению органов управления НКО. Процедура очень схожа с добровольной ликвидацией коммерческих организаций, но отличается значительно большими сроками и проведением тщательной проверки со стороны Минюста. Важно помнить основные этапы при добровольной ликвидации НКО:
– необходимо уведомить о принятии решения о закрытия НКО и пройти проверку в следующих инстанциях: управление Минюста, инспекция ФНС по месту учета и регистрации некоммерческой организации, территориальных подразделениях внебюджетных фондов;
– разместить объявление о ликвидации в Вестнике государственной регистрации;
– осуществить расчеты с кредиторами (при их наличии);
– пройти налоговую проверку, сдать промежуточный и ликвидационный балансы.

Следует обратить внимание, что по некоторым формам НКО решение о ликвидации может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Речь идет о фондах. Особенности принятия решения о ликвидации также могут быть установлены и уставом организации.
Заканчивается процедура ликвидации внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ее из реестра в связи с ликвидацией.

Принудительная ликвидация является последствием юридических действий государственных органов: суда, прокуратуры, федеральной налоговой службы и иных органов. Причинами принудительной ликвидации могут послужить неоднократные и значительные нарушения закона некоммерческой организацией, например, осуществление неразрешенной для данной организационно-правовой формы деятельности, противоречие деятельности организации ее уставным целям, нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц иными способами, наличие неустранимых ошибок, допущенных при регистрации юридического лица. Особое внимание следует обратить на такое основание как осуществление деятельности, противоречащей уставным целям некоммерческой организации.

Реорганизация НКО

Процедура прекращения деятельности (закрытия) НКО через реорганизацию в форме присоединения или слияния так же очень похожа на слияния/присоединение коммерческого общества. То есть желающая прекратить деятельность НКО прекращает свою деятельность путем передачи всех свои обязанностей, прав и долгов другой НКО – правопреемнику. При данной процедуре налоговая проверка на сегодняшний день не проводится. Порядок реорганизации:

– принятие решения о реорганизации;
– уведомление регистрирующих и налоговых органов о реорганизации;
– размещение двух объявлений о реорганизации с периодичностью в один месяц в Вестнике государственной регистрации.

Отличие от слияния/присоединения коммерческих организации – это сроки процедуры: общий срок будет больше в два раза (5-6 месяцев), ну и, конечно, для подобной процедуры нужно иметь в наличии или предварительно зарегистрировать некоммерческую организацию той же формы, что и прекращающая деятельность (в пару под реорганизацию).

В качестве альтернативной формы закрытия НКО можно также рассматривать и реорганизацию в форме преобразования. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Преобразование НКО в коммерческую организацию можно рассматривать и как предварительный этап перед реорганизацией в форме слияния/присоединения, для того, чтобы избежать сложностей при регистрации НКО (в пару перед реорганизацией). Т.е. после преобразования НКО в хозяйственное общество (например – ООО, АО) далее проводить реорганизацию уже двух коммерческих организаций. Вот здесь есть ряд ограничений, установленных ФЗ "О некоммерческих организациях". Законодатель четко обозначил формы некоммерческих организаций, которые могут быть преобразованы в хозяйственное общество: это некоммерческие партнерства, частные учреждения, фонды (не всех типов, нужно смотреть направленность фонда, например, благотворительный фонд по закону о благотворительности не может быть преобразован в хозяйственное общество).


Краткая сводка, по некоторым (наиболее распространенным) формам НКО


Форма НКО

Инициатор ликвидации / реорганизации

Имущество ликвидируемой НКО

Формы реорганизации

Фонд

Заинтересованные лица путем подачи соответствующего заявления в суд

Имущество направляется в соответствии с учредительными документами фонда на цели, в интересах которых он был создан, и (или) на благотворительные цели

Преобразование – необходимо смотреть направленность фонда, (например, если это благотворительный фонд, то по закону о благотворительности фонд не может быть преобразован в хозяйственное общество)

Некоммерческое партнерство (НП)

Имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом

Слияние, присоединение, разделение, выделение.

Преобразование возможно в фонд, автономную некоммерческую организацию, в хозяйственное общество

Автономная некоммерческая организация (АНО)

По решению высшего органа управления

Слияние, присоединение, разделение, выделение.

Преобразование возможно только в фонд

Учреждения (частные)

По решению собственника

Передается его собственнику

Слияние, присоединение, разделении, выделение.

Преобразование возможно в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество

Ассоциации/ союзы

По решению высшего органа управления

Имущество направляется в соответствии с учредительными документами организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели

Слияние, присоединение, разделение, выделение.

Преобразование возможно в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд

Смена руководителя, адреса в НКО

Для закрытия коммерческих организаций часто предлагается простое переоформление компании на трех лиц (смена учредителей, исполнительного органа и адреса). Такая форма закрытия сама по себе сомнительна, плюс не во всех некоммерческих организациях возможно провести подобные изменения.
Например, если есть привязка к территориальности организации, такие как ТСЖ (признак территориальности обязателен), адрес уже сменить невозможно.

Смена учредителей также не везде возможна. В НКО, основанных на членстве (некоммерческое партнерство, ассоциации, союзы), после государственной регистрации учредители принимают статус членов организации, и организацией ведется внутренний реестр. В таких организациях смена членов вполне возможна. Что до остальных, то нужно рассматривать конкретную форму НКО, чтобы понять насколько это возможно. Для примера, в частных учреждениях, учредитель одновременно является и собственником имущества, которое он передает учреждению на праве оперативного управления.
Относительно смены исполнительного/руководящего органа в НКО, такое возможно. Единственное ограничение, практически по всем формам НКО исполнительным/руководящим органом не может выступать Управляющая организация, что так распространено на сегодняшний день в коммерческих организациях.

Ликвидация НКО - пошаговая инструкция в 2018-2019 году, приведенная в этой статье, позволяет официально прекратить деятельность объединения и освободить его участников от занимаемых должностей, а также сопутствующих прав и обязанностей. Читатель найдет далее информацию о том, как осуществляется ликвидация НКО через Минюст, какие документы для этого требуются, а также ознакомится с образцом составления протокола собрания учредителей, на котором принимается решение об упразднении объединения.

Как ликвидировать некоммерческую организацию: общие положения

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Как закрыть некоммерческую организацию - пошаговая инструкция по дальнейшим действиям

После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:

  1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
  2. Производятся расчеты с кредиторами НКО. Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п. 1 ст. 64 ГК РФ:
  • в первую очередь производятся расчеты с лицами, перед которыми у НКО имеются обязательства, возникшие в результате причинения вреда их жизни или здоровью;
  • во вторую очередь погашается задолженность по заработной плате;
  • в третью очередь производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования прочих кредиторов.
  1. Составляется окончательный ликвидационный баланс, который передается в отделение Минюста. Оставшиеся после расчетов с кредиторами активы идут на благотворительность или иные цели, предусмотренные уставом НКО. При невозможности использования средств на целевые нужды они направляются в счет государства (п. 1 ст. 20 закона № 7).
  2. Составляется заявление по форме Р16001. К документу прилагается окончательный ликвидационный баланс и квитанция об уплате госпошлины (ее размер составляет 800 руб.). На основании полученных документов Минюст вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности НКО. С этого момента некоммерческое объединение считается упраздненным.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура .

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:

ПРОТОКОЛ

общего собрания участников

НКО «Центр развития личности»

10.01.2019 г. Ярославль

Повестка дня:

  1. Об избрании председателя и секретаря собрания.
  2. О ликвидации общества.
  3. О создании ликвидационной комиссии.
  4. О назначении председателя ликвидационной комиссии.
  5. Об установлении срока ликвидации.
  1. По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
  2. По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
  3. По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
  4. По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
  5. По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.07.2019.
  1. Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.
  2. Ликвидировать НКО.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  3. Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
  4. Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  5. Установить срок ликвидации до 10.12.2018.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

Все вопросы повестки дня рассмотрены.

Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов

Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин

Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

К числу таких органов относятся:

  • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).

С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

  • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
  • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
  • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
  • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
  • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
  • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .