В общей сложности, большинство детей начинают
учиться использовать горшок примерно с 1,5 лет, но
каждый ребенок индивидуален и к этому вопросу
стоит подходить, только учитывая характер и
поведение вашего малыша. Важно помнить, что ребенок
должен быть сам готов как физически, так и
эмоционально. Не стоит приучать малыша насильно,
т.к. это ни к чему хорошему не приведет, а на оборот,
вы можете нанести ему психологическую травму.
Возраст ребенка играет в приучении к горшку
большое значение. Большинство педиатров убеждены,
что дети младше 12 месяцев не имеют контроля над
мочевым пузырем или кишечником. Между 18 и 24
месяцами дети часто начинают проявлять признаки
готовности.
Как узнать, что ребенок готов?
Иногда родители чувствую давление со стороны
благонамеренных друзей и знакомых, чтобы начать
приучение ребенка к горшку с раннего возраста. Это
обосновывается еще и тем, что подгузники стоят
дорого, и в один прекрасный день медицинские
учреждения не будет принимать детей, пока они не
научатся пользоваться горшком. Многие наши бабушки
и прабабушки считали, что дети должны быть
подготовлены ходить на горшок очень рано, еще до
своего первого дня рождения. Но сегодня мы понимаем,
что лучше подождать, пока дети начнут проявлять
признаки того, что они готовы.
К готовности малыша ходить на горшок относят
следующие признаки:
Ваш ребенок остается сухим не менее двух часов в
течение дня или после сна.
Испражнения становятся регулярными и
предсказуемыми.
Мимика, позы или слова показывают, что ваш
ребенок совершает мочеиспускание или дефекацию.
Ваш ребенок может следовать простым инструкциям.
Ваш ребенок показывает на грязный подгузник и
хочет, чтобы его поменяли
Ваш ребенок просится в туалет или на горшок.
Ваш ребенок просит, чтобы ему надели нижнее белье.
Не все эти признаки должны присутствовать у
ребенка на момент приучения. Общая тенденция даст
вам знать, что пришло время начать.
Подготовка к приучению ребенка к горшку
Во-первых, решите, хотите ли вы приучить ребенка к
горшку или туалету. Есть некоторые преимущества в
использовании горшка - это мобильность, и это
легкость. Некоторые дети считают его менее сложным,
чем туалет. Постарайтесь выяснить предпочтения
вашего ребенка и исходить из его потребностей.
Некоторые родители поощряют своих детей пльзоваться
как туалетом, так и горшком.
Во-вторых, убедитесь, что у вас есть все необходимые
приспособления. Если ваш ребенок выбрал пользование
туалетом, то вам иметь небольшие ступеньки для
подъема, а так же специальное сидение для унитаза.
В начале, возможно, вы с вашим ребенком захотите
почитать книгу или посмотреть видео или DVD о
приучении к туалету. Есть книги, некоторые забавные
детские мультфильмы для вашего малыша, о том как
правильно пользоваться горшком или туалетом.
Несколько советов для начала работы:
Наблюдайте за признаками того, что ваш ребенок
готов начать приучение к горшку (см. выше).
Позвольте вашему ребенку попробовать горшок на
размер и ознакомиться с ним.
Позвольте вашему ребенкусмотреть, как другие
ходят в туалет, и говорить о том, что они делают.
Начните использоватьподгузники-трусики для
вашего ребенка - это помогает ему понять ощущение
сырости.
Вы можете заметить, что ваш ребенок опорожняется в
определенное время суток, поэтому постарайтесь
посадить его на горшок в это время. Это не работает
для всех детей - истинная подготовка к туалету
начинается, когда ребенок осознает ощущения
опорожнения и заинтересован в изучении процесса.
Научите своего ребенка некоторым словам,
связанным с походом на горшок - например, вы
можете научить ее слова, как «какать», «пу» и
«Мне нужно идти».
Основные шаги для приучения к туалету
Выберите день начала обучения. Это может быть
день, когда вы проведете его дома.
Прекратите использовать подгузники (за
исключением ночи и дневного сна). Начните
использования трусики или тренировочные подгузники.
Вы даже можете позволить вашему ребенку выбрать
несколько трусиков, которые могут для него быть
захватывающим шагом.
Оденьте ребенка в одежду, которую легко снять
Сажайте вашегоребенка на горшок каждый день в
примерное время его дефекации, а также за 30 минут
до и после еды.
Давайте вашему ребенку больше клетчатки, чтобы
избежать появление запоров, которые могут
затруднить походы в туалет. правильное питание для
вашего ребенка лучший способ справиться ним, а не
покупать добавки.
Если ваш ребенок не идет на контакт или кажется
не заинтересованным, просто подождите, пока он будет
готов, чтобы попробовать еще раз.
Хвалите вашего ребенка за его усилия (даже если
прогресс идет медленно), и больше похвал, когда он
успешен. Вы могли бы сказать: «Молодец, Вероника!
Ты сегодня сама села на горшок. Когда малыш
достигает полного успеха на каждом этапе,
уменьшайте количество похвал.
Обращайте внимание на признаки того, что ваш
ребенок должен ходить в туалет - некоторые
сигналы включают в себя изменения в позе или
мимике.
На разных этапах в течение дня (но не слишком
часто), вы можете спросить своего ребенка, хочет ли
он пойти в туалет. Нежного напоминания достаточно
- лучше, если ваш ребенок не чувствует давление.
Пять минут достаточно долго, чтобы ребенок сидел
на горшке или в туалете. Лучше не давать вашему
ребенку сидеть на унитазе в течение длительных
периодов времени, потому что он будет чувствовать
себя наказанным.
Вам нужно будет самим вытирать попу вашего
ребенка, пока он не научится это делать сам. Не
забывайте, вытирать нужно от переда к заду, особенно
маленьким девочкам.
Научите вашего мальчикастряхивать пенис после
того, как он испражнился, чтобы избавиться от капель.
Иногда на ранней стадии приучения к туалету
полезно бросать плавать мяч для пинг-понга в унитаз,
чтобы мальчик стремился в него попасть. Так вы
приучите его мочиться правильно, оставляя унитаз
чистым.
Научите ребенка мыть руки после посещения
туалета. Это может быть забавным, но это придаст вам
уверенности, что ребенок защищен от инфекции.
Если он не попадает в унитаз, не комментируйте.
Просто вытрите его молча.
Сколько повремени ребенок приучиться к горшку
Приучение ребенка к горшку может занять от
нескольких дней до нескольких месяцев. Это не гонка
(не важно, что другие родители рассказать вам о
своих «замечательных» детях!).
Особенность приучения к горшку состоит в том, чтобы
не подталкивать вашего ребенка. Расслабьтесь и
позвольте ему учиться в своем собственном темпе -
он получит от этого процесса массу удовольствий,
когда будет к нему готов. Поощряйте его мягким
напоминанием и рассказами. Что ваш ребенок хочет
больше всего, чтобы понравиться вам, и похвалив его
вы достигнете большего успеха горазда быстрее
Неудачные попытки и несчастные случаи
Ваш ребенок только что разработал удивительные
физические способности управлять процессами в
своем теле. Как взрослый, вы не всегда можете
понять, что для ребенка это является важным шагом.
Несчастные случаи и неудачи - все это лишь часть
процесса.
Если ваш ребенок расстраивается из-за мокрых
штанов, заверьте его, что он молодец, что это
действительно не имеет значения, и нет
необходимости беспокоиться.
Чтобы избежать несчастных случаев:
Обратите внимание на своего ребенка, если он
говорит, что хочет в туалет, не отказывайте ему.
Если вы уверены, что ваш ребенок не какал,
напомните ему, что он, возможно, хочет пойти на
горшок. Ребенок может быть настолько был увлечен
своей деятельностью, что просто забыл, что ему нужно
на горшок.
Убедитесь, что ваш ребенок не хочет идти в туалет в
течение длительной игры или до прогулки. Если он не
хочет идти, это нормально.
Постарайтесь убедиться, что к горшку или туалету
всегда есть легкий и быстрый доступ.
Попросите ребенка испражняться перед сном, и
старайтесь избегать в это время напитков.
Постарайтесь сохранять спокойствие, если приучения
к туалету, кажется, занимает больше времени, чем вы
ожидаете. Остановитесь на положительных о
достижениях вашего ребенка, потому что в конечном
счете он придет к долгожданному результату.
Слишком большое напряжение или стресс может
привести к негативным последствиям, благодаря
которым ребенок вообще может отказаться ходить в
туалет.
Сосредоточьтесь на своем малыше и у вас обязательно
все получиться.

Завтра? На следующей неделе? Через полгода? А может быть, прямо сейчас? Мы перебираем в уме вопросы и обсуждаем их с партнером, надеясь, что это внесет ясность. Родные подливают масла в огонь советами: «У вас все есть, так чего вы ждете?» С другой стороны, «вы еще молодые, зачем торопиться».

Существует ли то самое «подходящее» время, когда ваша жизнь движется по часам, вы полны сил, любимы и готовы к пополнению? Для кого-то это означает просто прислушаться к себе. Кто-то, напротив, не доверяет ощущениям и стремится продумать каждую мелочь. А что говорят специалисты?

Почему сейчас? Я делаю это из «разумных» побуждений?

Семейный психотерапевт Элен Лефковиц предлагает отталкиваться от главного вопроса: хорошо ли вам сейчас? Устраивает ли вас то, чем вы занимаетесь? Можете ли вы сказать, что ваша жизнь вам (в целом) нравится?

«Помните о том, что родительство − испытание, и все тлеющие в вашей душе сожаления и сомнения могут разгореться с новой силой, − предупреждает она. − Хуже, когда женщина стремится завести ребенка по каким-то посторонним причинам. Например, она не смогла сделать карьеру, ей скучно жить. Хуже того, некоторые женщины прибегают к беременности как к последней возможности спасти неудачный брак».

Так или иначе, вам будет легче подготовиться к тому, чтобы посвятить себя другому человеку, когда вы сами довольны собой, своей жизнью и своим партнером. «Как выразилась одна моя клиентка, «я хочу видеть себя и того, кого больше всего люблю, в нашем ребенке, − как сочетание нас обоих», − говорит семейный консультант Кэрол Либер Уилкинс.

Важно, чтобы партнер, который чувствует себя увереннее, умел слушать другого и с пониманием относился к его опасениям и замечаниям

Готовы ли вы к компромиссам, которые неизбежно придут вместе с родительством и даже раньше? «Готовы ли вы променять независимость и спонтанность на планирование и структуру? Если раньше вы были легки на подъем, согласны ли вы освоиться с ролью домоседа? − уточняет Кэрол Уилкинс. − Хотя планирование ребенка часто сопряжено с фантазиями о собственном далеком детстве, помните, что это также и новый этап для вас как для взрослого».

Готов ли к этому мой партнер?

Иногда, когда один из двоих немного нажимает на газ, а другой слегка тормозит, они могут достичь темпа, который подходит для обоих. «Важно, чтобы партнер, который чувствует себя увереннее, умел слушать другого и с пониманием относился к его опасениям и замечаниям, − говорит психотерапевт Розалин Блогьер. − Иногда полезно поговорить с близкими друзьями, у которых уже есть дети, чтобы узнать, как они улаживали проблемы − например, согласовывали свои расписания».

«Пары, о которых я действительно беспокоюсь, − это те, кто не заговаривали всерьез о рождении детей, прежде чем жениться, а потом внезапно обнаружили, что один хочет быть родителем, а другой − нет», − отмечает Блогьер. Если вы знаете, что ваш партнер хочет ребенка, но не вполне готов к этому, стоит выяснить, что его сдерживает. Возможно, он боится не справиться с грузом ответственности: если вы планируете взять отпуск по уходу за ребенком, на него может лечь вся тяжесть содержания семьи. А может, у него были непростые отношения с собственным отцом и он повторит его ошибки.

Поскольку в родительстве мы во многом руководствуемся интуицией, полезно и даже необходимо чувствовать, что у отношений есть прочная основа

Будьте внимательны к тому, что вашему партнеру может быть непривычно делиться своей любовью, лаской и вниманием с ребенком. Каждая из этих проблем может стать поводом для откровенного разговора. Если чувствуете, что это необходимо, обратитесь к знакомому терапевту или к групповой терапии пар. Не стоит стыдиться своих сомнений, но и преувеличивать их тоже не нужно. Помните: когда будущее обретает контуры, становится осязаемым и обозримым, уходит страх. А на смену ему приходит ожидание.

Есть ли основания повременить?

Некоторые пары могут быть обеспокоены финансовой или карьерной безопасностью. Возможно, вы задаете такие вопросы, как «Должны ли мы ждать, пока мы не сможем купить дом и устроиться там?» Или вам может показаться странным: «Может быть, нам стоит подождать, пока я не стану преподавать, поэтому у меня будет больше времени и сил, чтобы посвятить ребенку». Или: «Может быть, нам стоит подождать, пока мы не накопим достаточно денег, чтобы у меня было больше времени и сил».

С другой стороны, многие пары по понятным причинам обеспокоены своей фертильностью. Возможно, вы были свидетелями того, как ваши друзья или знакомые годами пытались зачать ребенка, проходя через бесконечные процедуры лечения бесплодия, и сокрушались, почему они не озаботились этим раньше.

Попробуйте представить, каково это будет − делить свое личное время не только с партнером, но и с кем-то третьим. И не просто с кем-то − с тем, кто требует вашего внимания круглые сутки

К сожалению, некоторые упускают из виду основной вопрос, на который стоит обратить внимание: готовы ли к этому наши отношения?г Оптимальный вариант, когда пара посвящает некоторое время жизни вдвоем, чтобы проверить свои чувства, чтобы они могли переключиться на родительство, не чувствуя, что какая-то важная часть их отношений приносится в жертву». Поскольку в родительстве мы во многом руководствуемся интуицией, полезно и даже необходимо чувствовать, что у отношений есть прочная основа».

Попробуйте представить, каково это будет − делить свое личное время не только с партнером, но и с кем-то третьим. И не просто с кем-то − с тем, кто требует вашего внимания круглые сутки.

Если ваши отношения увязают в спорах о «справедливости» и «распределении обязанностей», вам еще нужно немного поработать над ними. Подумайте вот о чем: если вы спорите, чья очередь развешивать белье из стиральной машины или относить мусор на свалку, сможете ли вы быть «командой», когда вы не спали ночь, у вас кончаются подгузники, а няня отменилась, а по дороге к родителям вы обнаружили, что у вас закончились подгузники.

Как понять, что вы будете хорошим родителем?

Мы живем в обществе, которое идеализирует родительство и предъявляет парам порой непомерные требования − быть одновременно любящими и требовательными, прогрессивными и осторожными, организованными и открытыми к экспериментам.

Зайдите в любой книжный магазин, и вы увидите целые полки, заставленные руководствами по воспитанию детей − начиная от «как воспитать гения» до «что делать с бунтующим подростком». Неудивительно, что партнеры заранее могут чувствовать себя «профнепригодными» для такой серьезной задачи.

Никто из нас не рождается идеально приспособленным для родительства. Как и в любых других жизненных начинаниях, здесь у нас есть сильные и слабые стороны

Никто из нас не рождается идеально приспособленным для родительства. Как и в любых других жизненных начинаниях, здесь у нас есть сильные и слабые стороны. Важно то, чтобы быть честным и принимать множество чувств, от амбивалентности, гнева и разочарования до радости, гордости и удовлетворения.

Как приготовить себя к изменениям, с которыми вам предстоит столкнуться?

Беременность и рождение ребенка − это всегда «разведка боем». И значит, в каком-то смысле вы никогда не сможете быть готовы к этому. Однако, если у вас есть сомнения в чем-то, вам стоит обсудить их с партнером. Вместе вы должны решить, как будет работать ваш тандем с учетом разного развития событий. Беременность может быть нелегким делом, но вы можете продумать, как облегчить себе жизнь.

Вам стоит обсудить, хотите ли вы сообщить друзьям и семье, что пытаетесь завести ребенка, или подождать с новостями, например, до конца первого триместра. В долгосрочной перспективе вам стоит обговорить, можете ли вы позволить себе, чтобы кто-то оставался дома с ребенком, или стоит воспользоваться услугами няни.

Но даже самые тщательно продуманные планы могут поменяться. Главное здесь − понимать, где кончаются предложения и предпочтения и начинаются жесткие правила. В конце концов, вы планируете связать свою жизнь с абсолютно незнакомым человеком. Вот что такое родительство: гигантский «прыжок веры». Но многие люди совершают его с радостью.

С какого возраста учить ребёнка чтению? Как понять, что малыш готов к достаточно трудному, требующему мобилизациимногих качеств, процессу? Мнений по этому поводу много. Скорее всего, всё здесь индивидуально. Всегда были бегло читающие четырёхлетки и с трудом складывающие слоги в слова девятиклассники. Малыш сам подскажет, когда уже пора.

Что думают специалисты

В общем случае считается, что кроха «созрел» если:

  • он уже достаточно хорошо говорит предложениями, связно и доступно излагает свои мысли; при невыполнении этого условия у детей могут возникнуть проблемы с развитием речи - при обучении чтению (особенно настойчивом) искусственно активизируются совсем другие участки головного мозга, чем те, что должны в соответствующем возрасте способствовать появлению речи, навыкам общения; есть и печальные примеры - малыши, обучавшиеся по кубикам Зайцева до того, как начали говорить, и в результате получившие задержку речевого развития;
  • у ребёнка хорошо развит фонематический слух: он легко определяет, из каких звуков состоит слово, может выделить общий звук в нескольких словах (например, шоколадка, кошка, камыш), умеет находить на картинке изображения предметов, названия которых начинаются на определённую букву;
  • у малыша отсутствуют логопедические проблемы, которые мешают правильному чтению и формированию фонематического слуха;
  • ребёнок уверено ориентируется в пространстве: знает, где право\лево, верх\низ: это необходимо для того, чтобы малыш не читал слова наоборот, справа налево.

Некоторые дети достигают таких «высот» уже к 3-4 годам, другие же дозревают только к школе. В любом случае, обучать ещё неготового ребёнка - значит, напрасно тратить время и нервы. Так можно только навредить малышу, отбить у него интерес к чтению на всю жизнь, затормозить развитие других навыков и способностей. Лучший вариант в некоторых случаях - заняться не самим чтением, а подготовкой к погружению в этот процесс: развитием речи и фонематического слуха, устранением логопедических проблем.

Сигналы для родителей

Мой старший сын в три года знал буквы и звуки. Сегодня это уже не редкость, многие дети и в более раннем возрасте уверенно называют каждую единицу алфавита. Но когда он вдруг начал спрашивать, что написано на встречающихся нам по дороге вывесках и просить найти в интернете мультики про слоги (для общего развития иногда включали ему такие ролики ненадолго), стало понятно: время пробовать учить его чтению настало. Начинали осторожно, потихоньку, но процесс пошёл очень быстро и легко. Интерес не ослабевал - наоборот, только увеличивался. В результате к 3,5 годам он уже по слогам читал имена детей на бейджах своих одногруппников в секции фигурного катания. Ну, и, конечно, мимо уличных вывесок сын тоже спокойно не мог пройти.

К слову, у младшего такого интереса не возникло до сих пор (ему 4 года). Буквы знает, слоги простые складывает, слова-слоги читать научился, но на вывески не заглядывается, помочь прочитать сложное слово не просит, к занятиям (очень коротким и редким) относится без особого энтузиазма. Все дети действительно очень и очень разные, у каждого свой «талант». События форсировать не стоит.

Мои дети - смышлёные и любознательные, но всё-таки разные.

Малыши часто сами дают родителям знать, когда они готовы учиться чтению. Эти сигналы важно распознать и не оставить без внимания, тогда все объяснения лягут на благодатную почву. Итак, скорее всего, ребёнок уже созрел, если:

  • периодически сам берёт книгу и подолгу рассматривает её, возможно, делая вид, что «читает»: пересказывает знакомую сказку или сочиняет что-то своё, методично водит пальчиком по строчкам;
  • создаёт собственные «книги»: имитируя взрослый почерк «пишет» на листочке первые произведения, делает к ним рисунки или наклеивает вырезанные из журналов картинки;
  • наизусть знает много стихов и может спеть несколько песен;
  • с лёгкостью выучил все буквы и звуки;
  • обладает богатым словарным запасом;
  • с удовольствием слушает сказки и рассказы в родительском исполнении, может ответить после прослушивания на вопросы о содержании произведения;
  • легко подбирает несколько слов на определённую букву;
  • с интересом занимается с родителями чтением: уроки доставляют ему удовольствие, малыш сам задаёт вопросы, пытается прочесть вывески на улице.

4-летний кроха может прямо попросить маму или папу научить его читать. Но даже в этом случае, чтобы не отбить его стремление, действовать надо осторожно: учить малыша в игре, используя интересные яркие пособия, не перегружать его информацией, не делать первые занятия долгими (максимум 5-15 минут). Ну а как быть, если школа уже не за горами, а ребёнок так и не горит желанием браться за освоение важного навыка? Его можно заинтересовать, но это тема уже для совсем другой статьи.

Как только мы узнаем о беременности, начинается период ожидания следующего визита к врачу, УЗИ, шевелений, родов... На этом ничего не заканчивается, а только продолжается. Когда малыш появился на свет, мы начинаем ждать, когда он научится держать голову, осознанно улыбаться, агукать, переворачиваться на животик, ползать, сидеть, ходить...

"На данный момент стандарты развития ребёнка разных специалистов очень отличаются. Но лично я считаю, что оценивать нужно индивидуальное развитие каждого ребёнка, поэтому ни в коем случае детей нельзя сравнивать, так как в одной ситуации допустимы одни нормы, а в другой другие", - говорит физиотерапевт Кристина Сталидзане.

У каждого малыша есть свои внутренние часы, определяющие, когда он готов ползти или делать первые шаги. Когда нервная система, кости, связки, мускулы и суставы готовы держать тело, только тогда ребенок предпримет первые попытки ходить, словно зная, что настала пора.

И все же, как же понять, что он готов начать ходить? Как правило, определяющий фактор - собственная инициатива ребенка. В возрасте от восьми до десяти месяцев малыш настолько любознателен, что начинает самостоятельно вставать на ноги, поначалу используя для опоры мебель.

Тем не менее, на этом этапе развития ребенка родителям не следует рассчитывать, что он сразу начнет ходить. Пока малыш только исследует свои возможности и физически, и эмоционально готовится к настоящей ходьбе.

Поэтому ни в коем случае не нужно помогать малышу ходить, водя его за ручку, держа за подмышки или участвуя в ходьбе каким-либо другим способом. "Это действительно может навредить, так как может повлиять на дальнейшее физическое развитие, если ребёнок не готов этого делать, могут возникнуть проблемы спины и осанки", - объясняет физиотерапевт.

Когда ребёнок будет готов, он встанет на ножки и сам пойдёт без посторонней помощи.

Также на этом этапе требуется и дополнительная осторожность. Не забывайте, что острый угол стола, спинка стула, висящий край скатерти или неустойчивая вешалка могут представлять для малыша угрозу, если он будет хвататься за эти предметы в попытках встать на ноги.

Чтобы научиться как следует ходить, ребенок должен преодолеть немало трудностей. Сначала ему надо научиться держать равновесие, что очень непросто. Ему предстоит пережить немало падений и ушибов, но рано или поздно ходьба будет стабильно освоена, и малыш начнет бегать, прыгать и скакать на одной ноге.

Кристина Сталидзане призывает внимательно следить за развитием малыша и помнить, что пути развития разные, не привязываясь к конкретным месяцам, числам и нормам: "Учитесь замечать то, что умеет Ваш ребенок и не акцентируйте внимание на том, что не умеет!".