Понятие логистики стало частью современных бизнес процессов не так давно. Правда, если обратиться к историческим данным, то еще со времен существования Империи инков сохранились записи об организации снабжения царского двора, в которых велся строгий учет не только мест отгрузки товаров, но и номенклатуры продукции, времени в пути, а также места назначения. Таким образом, можно утверждать, что логистика, представляющая собой совокупность данных о планировании, управлении, а также контроле над движением материальных, информационных и финансовых ресурсов, всегда присутствовала при реализации практически любой бизнес-идеи, в каждом слое общества, вне зависимости от экономического развития страны и пр.

В современном мире понятие логистики трактуется по-разному - все зависит от сложности стоящих перед компанией задач, специфики ее деятельности и прочих факторов. Несмотря на это, целью любой логистической системы является организация действий каждого из участников логистической цепи с целью эффективного выполнения задач, которые поставлены перед участниками.

Различают несколько видов логистики:

  • закупочная - ее предметом является покупка конечного продукта с максимально экономической выгодой, с минимальными затратами трудовых ресурсов и в оптимальные сроки;
  • транспортная - заключается в грамотной организации перемещения товара из точки “А” в точку “Б” с минимальными затратами материальных, трудовых и временных ресурсов;
  • складская - выполняет задачи по грамотной организации приема, обработки, хранения, а также отгрузки продукции со складов;
  • производственная;
  • информационная и пр.

Если проанализировать задачи различных видов логистических систем, то можно сделать вывод, что главная задача логистики заключается в минимизации затрат, которые включены в себестоимость конечного продукта.

Организация логистики интернет магазина

Логистика для интернет-магазинов является одним из трех китов, от которого зависит жизнеспособность компании (наряду с закупкой продукции и правильной организацией маркетинга).

В онлайн-коммерции логистику можно разделить на 3 основных блока:

  • движение продукции от поставщика, задачами которого занимается закупочная логистика;
  • хранение товара на складе - зона ответственности складской логистики;
  • перемещение продукции со склада к конечному покупателю - зона ответственности специалистов по транспортной логистике.

В каждом из этих блоков владельцу интернет-магазина нужно делать выбор: все организовывать самому либо отдать на аутсорсинг.

Выбор собственника бизнеса во многом зависит от размеров магазина и вида продукции, которую он реализует. К примеру, маленькие интернет-магазины, у которых скромные объемы продаж, стараются справиться с логистикой, опираясь на собственные силы. Когда же заказы увеличиваются, возникает необходимость в использовании сторонних логистических сервисов. Когда интернет-магазин превращается в гиганта, ему намного выгоднее построить собственную логистику, а также приобрести логистических операторов.

По мнению консультантов электронной коммерции, владельцу интернет-бизнеса следует просчитывать экономику применения b2b-сервиса на несколько лет вперед согласно нижеприведенной формуле:

Полностью делегировать обязанности по логистике позволяет фулфилмент . Данная услуга предусматривает комплексный подход к организации логистики интернет-магазина. Логистический оператор берет на себя прием продукции от поставщика, ее хранение, комплектацию, упаковку, а также организацию доставки до потребителя, прием денег за товар и обработку возвратов. Благодаря фулфилменту интернет-магазин имеет возможность полностью сконцентрировать свои усилия на маркетинге и продажах.

Закупочная логистика

Для успешной деятельности каждого интернет-магазина правильная организация закупочной логистики играет важную роль. Она охватывает следующие задачи:

  • определение потребностей;
  • основные критерии выбора закупаемой продукции;
  • анализ рынка;
  • выбор поставщика;
  • создание разнообразных баз данных;
  • операции по закупке;
  • контроль над своевременной поставкой товара.

На уровне взаимоотношений интернет-магазина с поставщиками существует два варианта — оптовая закупка либо прямая поставка (так называемый дропшиппинг). В первом случае компания приобретает продукцию партиями и привозит ее на склад, а во втором — забирает груз со склада посредника только после получения заказа. У каждой из этих схем имеются свои недостатки. К примеру, при оптовых закупках вам придется оплачивать содержание (либо аренду) склада, иметь свободные финансовые средства для приобретения оптовых партий товара и нести убытки, если упадет спрос на закупленную вами продукцию. При дропшиппинге могут возникнуть проблемы с наличием товара, а также сроками его доставки и качеством продукции.

Работа с поставщиками является наиболее чувствительной в деятельности интернет-магазинов, поэтому ее организацию лучше доверить профессионалам. Компания “Мирада” не только организует доставку товара от поставщиков на склад, его хранение, но и обработку остатков, заказов ваших клиентов, осуществит резервирование товара, оприходование, а также учет продукции.

Складская логистика

Складская логистика занимается решением следующих задач:

  • перемещение товаров;
  • инвентаризация продукции;
  • списание, а также оприходование материальных средств;
  • правильный расчет себестоимости продукции;
  • анализ и учет остатков товара на складе;
  • обороты за определенный отчетный период и др.

На уровне складского хранения товаров у владельцев интернет-магазинов есть три альтернативы — использовать собственный склад, арендовать складскую недвижимость или же прибегнуть к услугам фулфилмент-центра.

Для приобретения и содержания собственного склада вам потребуются значительные инвестиционные средства. Так что для маленького и недавно открывшегося бизнеса данный вариант явно не подходит. А забивать продукцией собственную квартиру либо офис получится только на самом старте.

Аренда складов является более приемлемым вариантов для молодого бизнеса. Но на поиск подходящего складского помещения, который бы удовлетворял все нормы и технические требования по хранению того или иного вида продукции, требуется много времени. Именно поэтому многие интернет-магазины предпочитают отдавать задачи хранения на аутсорс в рамках фулфилмента.

Интернет-магазину, у которого масштаб отправлений заказов в месяц составляет от 1 до 500, нет необходимости выстраивать логистические процессы — подготовку отправлений можно делегировать одному из сотрудников компании. Если же месячный объем отправлений достигает от 500 до 3 тысяч, тогда фулфилмент выгодней организовать самостоятельно, поручив задачи отделу продаж.

Передавать фулфилмент на аутсорс, как считают специалисты рынка складской логистики, имеет смысл, если объем отправлений составляет от 3 до 40 тысяч в месяц.

Компания “Мирада” позволяет онлайн-продавцам экономить на хранении продукции, IT и персонале, а также диверсифицировать риски, отслеживать KPI, ускорять комплектацию заказов, расширять выбор способа доставки и оплаты товара.

Транспортная логистика

Но без чего невозможна эффективная и качественная работа интернет-магазина? Чем обычная розничная сеть отличается от покупок в Интернете? Правильно. Это доставка продукции конечному потребителю. Итак, следующий этап, с которым сталкивается каждый интернет-магазин — организация транспортной логистики.

Оперативная доставка товара покупателю является одной из основополагающих задач для успешного продвижения и работы интернет бизнеса, для реализации которой вам необходимо решить главный вопрос — кому доверить доставку?

Организовать транспортную логистику можно тремя способами:

  • аутсорсинговая доставка;
  • собственная доставка;
  • точки выдачи.

Выбор зависит от нескольких факторов, включая:

  • масштабы магазина;
  • локации интернет бизнеса.

Для крупных игроков интернет рынка оптимальным будет наличие собственной службы доставки. Но, как правило, ее организация требует крупных финансовых вложений. Поэтому передача данной функции на аутсорсинг является более логичным, а также экономически эффективным вариантом.

Аутсорс дает возможность легко масштабировать бизнес, а также увеличивать географический охват. И если в пределах одного города интернет-магазин еще как-то может выстроить эффективную службу доставки, то для реализации товара в регионы и другие страны ему понадобятся посредники.

Таким образом, грамотная логистика для большинства интернет-магазинов — это сложное, но одновременно необходимое условие для успешного развития и работы проекта. А с компанией “Мирада” организация логистики станет более эффективной.

  • Каковы функциональные области логистических систем.
  • Какие задачи выполняет логистическая система.
  • По каким принципам строится логистики на предприятии.
  • Что обуславливает успешную систему логистики в фирме.
  • Какая структура у логистической системы.
  • Как информация влияет на работу логистики предприятия.
  • Какие службы входят в состав логистической системы.

Система логистики на предприятии – неотъемлемый элемент компании, заинтересованной в уменьшении издержек на производство, транспортировку и реализацию товаров. А задача руководителя – правильно организовать этот процесс. Эта статья подробно расскажет о том, как устроена логистика, как ее внедрить в деятельность вашей компании.

Полезные для вас статьи ☆

Обзор полезных инструментов транспортировки и складирования.

Совет для генерального директора.

О том, как правильно организовать транспортировку, управление запасами и работу склада.

Опыт группы компаний Asia Import Group.

Функции системы логистики на предприятии

Понятие логистики объединяет в себе управление транспортом, информацией и закупками , распределение материальных ресурсов и другие задачи предприятия. Чтобы эти задачи было легче воспринимать, логистика разделяется на 5 функциональных областей:

  • Производственная . В рамках функциональной области рассматриваются вопросы о предоставлении услуг либо изготовлении товаров для дальнейшего потребления. В процессе создания товаров и услуг изготовители опираются на решения, принимаемые отделом управления предприятием.
  • Закупочная . Данная область занимается решением вопросов, связанных с поставками сырья для поддержания производственного процесса. Сюда же входит взаимодействие с поставщиками и со службой снабжения предприятия, а еще заключение договоров поставок и контроль их соблюдения.
  • Транспортная . Главная задача этой области – обеспечение доставки готовых товаров и услуг до их конечных потребителей .
  • Распределительная . Рассматриваемая область отвечает за оперирование готовыми товарами. Оно может осуществляться как самим производителем, так и фирмами, которые выполняют функцию посредника. В результате выполняется главная задача – доведение продукции до конечных потребителей.
  • Информационная . Использование современных технологий, компьютерного оборудования и систем положительным образом влияет на скорость и качество движения материальных потоков. Особенность этой области заключается в том, что она тесно взаимодействует с остальными сферами.

Система логистики на предприятии может называться эффективной, если в ее составе есть все 5 перечисленных функциональных областей. Между ними должно быть налажено тесное взаимодействие.

Применение логистики на предприятии, ее задачи

На отдел логистики предприятия возлагаются ответственные задачи. От их выполнения во многом зависит конкурентоспособность компании, прибыль и устойчивость бизнеса.

Если товары будут доставляться до потребителей слишком долго, испортится их срок годности, из-за чего предприятие потерпит убыток . И это только один из примеров того, что может быть, когда не выполняются главные задачи логистики.

Базовые задачи

Специалисты в логистической сфере считают, что у логистики есть всего 3 базовые задачи:

  • снабжение;
  • производство;
  • сбыт.

Из них выходят такие задачи, как управление закупками, перевозки, ценообразование и многие другие. Базовый функционал логистики встречается на каждом предприятии независимо от направления работы, масштабов и иных свойств.

Ключевые задачи

Под ключевыми задачами логистики понимаются действия, вытекающие из базовых задач, от которых напрямую зависит работа предприятия:

  • управление резервами и закупками;
  • управление заказами и производством;
  • распределение готовой продукции;
  • улучшение стандартов обслуживания;
  • перевозка сырья, материалов и товаров;
  • формирование стоимости продукции.

Поддержание высокого уровня обслуживания клиентов , как и улучшение свойств реализуемой продукции – это одни из главных задач логистического отдела на любом предприятии. Сюда же относится и послепродажный сервис, который увеличивает лояльность потребителей к производителю. Важность перечисленных задач только подкрепляется тем фактом, что сегодня широко используются стандарты сертификации продукции ISO 9000.

Управление материальными закупками – не менее важная сфера логистического комплекса в компании. В эту область входит грамотный подбор поставщиков и налаживание с ними взаимовыгодного сотрудничества. Если поставки будут происходить нестабильно и с отставанием от запланированного графика, это плохо повлияет на размер издержек. То же самое будет происходить при сотрудничестве с недобросовестными поставщиками .

Поддерживающие задачи

  • Обработка грузов . Этот процесс тесно связан с процедурой складирования. Сюда входит перемещение грузов, их погрузка и разгрузка, сортировка, консолидация, а также ряд иных логистических процедур.
  • Складирование товаров . Под складированием понимается пространственное расположение резервов предприятия на складских помещениях. Это важно для фабрик с большим ассортиментом продукции.
  • Изготовление упаковки . Защитная упаковка продлевает срок службы изготовленных товаров, а также снижает риск повреждения продукции на пути к конечному потребителю. Это повышает лояльность.
  • Возврат продукции . Возможность обменять неподходящий товар на тот, что нужен, положительным образом сказывается на отношении потребителей к компании. Поэтому это значимая опция логистики.

В список поддерживающих логистических действий входит сбор возвратных отходов, информационная поддержка и сервисное обслуживание . Компании, которые интегрируют перечисленные операции в работу предприятия, занимают более высокие позиции по сравнению с конкурентами.

Принципы организации логистики

Организация логистики на предприятии должна осуществляться таким образом, чтобы выполнялись главные принципы построения логистической системы. Существует 4 принципа, которые должны выполняться:

  • Целостность и делимость . С одной стороны комплекс логистики представляет собой объединенные в единую систему элементы, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. С другой стороны, сохраняется возможность разбить комплекс на отдельные элементы на макро или микроуровне. Например, на такие составляющие, как сбыт, закупка, производственное управление, транспортировка.
  • Связанность . Отдельные компоненты логистического комплекса располагают тесной взаимосвязью друг с другом. Во внешней логистической сфере эти связи формируются договорами между компанией и поставщиками материалов или сырья. Во внутренней логистической сфере взаимосвязи представлены внутрипроизводственными отношениями, которые сформированы между подразделениями и цехами.
  • Организованность . Перечисленные во втором пункте связи между элементами логистического комплекса должны не просто существовать, а еще и быть организованными, упорядоченными должным образом.
  • Интегративность . Логистический комплекс характеризуется свойством интегративности в то время, как ни один из отдельных элементов, входящих в комплекс логистики, не обладает таким свойством.

Только одновременное соблюдение перечисленных принципов дает приобретать материалы и сырье, пропускать их через производственный комплекс, получать на выходе готовую продукцию и реализовывать ее конечному потребителю. Применение логистики на предприятии – ключ к достижению целей.

3 условия достижения успеха компанией

Существует 3 условия, которые должны выполняться в логистической системе предприятия. Только в этом случае можно уверенно говорить о том, что в компании работает действительно продуктивная логистика:

  • Условие первое . Для каждого сотрудника логистического отдела на предприятии должен быть создан подробный список должностных обязанностей, инструкций и выполняемых функций. Расписываются не только права и обязанности каждого работника, но и устанавливаются четкие границы ответственности.
  • Условие второе . Руководство компании должно обладать сведениями о том, какое количество людей и с какой квалификацией потребуется для формирования логистического отдела на предприятии. Также должен быть план по персоналу на ближайшее будущее, чтобы работа логистики не останавливалась.
  • Условие третье . Не должность должна подбираться для сотрудника, а сотрудник под должность. Только направленный выбор квалифицированных кадров приведет к ситуации, когда работники справляются с вверенными обязанностями на должном уровне.

3 уровня структуры системы логистики на предприятии

Среди современных российских и зарубежных предприятий популярностью пользуется система логистики, построенная из 3 уровней. Эти уровни находятся в тесном взаимодействии друг с другом, чем и обуславливается результативность работы логистического отдела.

Уровень №1 – главное управление

Это фундаментальный уровень, на котором осуществляется общее управление логистическим комплексом. Этим процессом управляет лично руководитель компании. На уровне выполняются такие задачи:

  • Формирование и редактирование логистических планов.
  • Регулярное проведение оценки функционирования логистики.
  • Координация работы отдела логистики с прочими отделами.
  • Формирование стандартов, затрат, цен и других условий.

Первый уровень работает просто – на вход поступают сведения о работе логистического отдела и иных отделов компании, информация о проблемах и вопросах, требующих безотлагательного решения. На выходе получаются сами решения проблем, сведения о корректировки логистической политики и работы подсистем.

Уровень №2 – программное управление

На рассматриваемом уровне работают менеджеры логистического отдела, к каждому из которых приписаны конкретные подсистемы. Их задача – управление материалами, заказами и хозяйственным имуществом фирмы. Регулярно по работе подсистем подводятся итоги, сведения о которых отсылаются вышестоящему начальству. В управлении подсистемами менеджеры опираются на решения, принятые на первом уровне системы логистики.

Уровень №3 – оперативное управление

На этом уровне решаются конкретные проблемы, связанные с работой предприятия: взаимодействие с поставщиками, информирование второго уровня об обнаруженных проблемах, транспортировка продукции и другие конкретные действия. Для решения проблем на этом уровне используются заранее разработанные и утвержденные алгоритмы, поэтому оперативное управление заключается в контроле над работой .

Роль информации в системе логистики предприятия

Информационные системы занимают особую позицию в трехуровневой структуре логистического комплекса предприятия. Они имеют свою иерархию, согласно которой разбиты на 4 уровня, каждый из которых отвечает за конкретные функции:

  • Оперативный . На этом информационном уровне логистического комплекса реализуются оперативные действия как ответная реакция на появление справочной, аналитической либо другой информации.
  • Контролирующий . Здесь информация применяется в рамках как краткосрочного, так и долгосрочного планирования работы логистической службы фирмы. Тут же ведется контроль за исполнением решений.
  • Средний . На этом уровне наблюдается не такой широкий информационный поток, как на описанных выше двух. Но здесь информация уже обработана, используется для принятия управленческих решений.
  • Высший . Сведения, которые находятся на высшем информационном уровне, идут в ход при создании и корректировки стратегии развития компании. Здесь же принимаются глобальные решения для бизнеса.

На каждом из уровней управления работой логистики предприятия именно информация выступает в качестве основы. Поэтому информационные системы играют важную роль в логистике компании.

Какие службы входят в состав логистики предприятия

Логистика на современном предприятии представлена большим количеством служб, каждая из которых несет ответственность за исполнение тех или иных производственных процессов. Чтобы организовать эффективную логистическую систему в компании, следует позаботиться о создании перечисленных ниже служб:

  • Логистическая . Главная служба, на которой лежит разработка и осуществление процесса приемки, а также организация транспортных перевозок, постановка задач для других служб, снабжение.
  • Хранения . Служба хранения занимается размещением, оприходованием и учетом материалов, сырья и готовой продукции на складских помещениях предприятия. Она же осуществляет и отбор товаров.
  • Контроля . Сотрудники службы контроля проверяют, правильное ли количество товара было отобрано работниками службы хранения. Они же дают разрешение на комплектацию и упаковку продукции.
  • Упаковки . Задачи – разработка требований к упаковке, подбор тары, обеспечение полной сохранности и безопасности продукции на всем протяжении транспортировки и доставки конечному потребителю.
  • Экспедиторская . Эта служба играет роль посредника между складом и конкретными перевозчиками товаров. Сотрудники службы формируют графики движения грузов, проверяют упаковку и маркировку.
  • Грузовая . Эта служба ответственна за разработку технологии погрузки и разгрузки, проведение инструктажа для перевозчиков, формирование состава бригад по разгрузке и погрузке товаров.
  • Диспетчерская . Подразделение занимается планированием и диспетчеризацией работ, связанных с отправкой грузов, их движением от поставщиков на предприятие, а также с предприятия к потребителям.
  • Технологическая . Главная задача этого отдела – формирование, тестирование и внедрение технологии работы с документацией и продукцией. Также эта служба выявляет нарушения в ходе работы с товарами.
  • Претензионная . Занимается решением проблем с браком, недостачей, разбирает претензии по качеству и количеству продукции. Наличие этой службы косвенно повышает лояльность клиентов к компании.

Для обеспечения согласованного взаимодействия всех служб требуется грамотное руководство и правильный подбор исполнителей на ключевые должности.

Вывод

Организация логистической системы на предприятии – ответственный шаг, который приближает компанию к достижению поставленных корпоративных целей. Если у руководства отсутствует опыт в сфере логистики, настоятельно рекомендуется обратиться за консультациями к специалистам в этой области.

Прежде чем рассматривать вопросы организации, планирования и управления службой логистики на предприятиях и в организациях, остановимся на основных ее составляющих. В логистике (глобальный масштаб) выделяются два основных раздела — управление материальными ресурсами и их распределение.

К материальным ресурсам в данном случае относятся первичные и вторичные, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, конечная готовая продукция, упаковочные материалы, запасы.

Распределение материально-технических ресурсов осуществляется промежуточных и конечных готовых продуктов по двум направлениям. Первое — движение напрямую (прямой канал распределения) к промежуточному потребителю для осуществления дальнейшего производственного процесса или к конечному потребителю. Второе — движение к промежуточному или конечному потребителю через разветвленную сеть посредников (косвенный канал распределения) — крупными, средними или мелкими партиями.

Логистика на предприятии, в зависимости от направлений его деятельности, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя предусматривает решение производственных вопросов непосредственно на фирме. Внешняя решает задачи по обеспечению товародвижения на рынок.

Задачи, стоящие перед внутренней логистикой, сводятся к материально-техническому обеспечению и управлению ресурсами. Это — закупка сырья и материалов для предприятия, их складирование и хранение, транспортировка как от поставщика, так и на самом предприятии между подразделениями, постоянный контроль за объемами запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их корректировка.

Задачи, стоящие перед внешней логистикой, состоят в распределении конечного готового продукта через различные каналы распределения. Это — транспортировка готового промежуточного или конечного продукта потребителям; выявление их запасов на собственных складах, промежуточных логистических платформах и у потребителей; хранение, упаковка и комплектование заказов по всему ассортименту производимой продукции; наблюдение за спросом изготавливаемых товаров, корректировка объемов их производства при необходимости.

Организационная схема

Служба логистики на предприятии имеет несколько обязательных уровней управления. При этом в нее входит какая-то часть администрации, ответственная за принятые решения (по задачам, целям и проблемам фирмы) и штатные сотрудники отдела логистики и ее службы в целом.

Организация и менеджмент службы логистики на предприятии включает следующие основные структурные звенья:

  • Исполнительный директор по логистике. Он входит в состав совета фирмы или является одним из заместителей генерального директора.
  • Менеджеры, ответственные за деятельность отделов и подчиненный им персонал.
  • Группы реализации отдельных проектов логистики — планирование новых центров распределения конечной готовой продукции, расширение существующих и организация новых логистических платформ, формирование дизайна проектируемых информационных систем логистики.
  • Управляющие персоналом. Они ведут оперативную работу, отвечают за центры распределения конечной готовой продукции, за доставку сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их хранение и упаковку.

Что касается группы реализации отдельных проектов логистики, то существует несколько наиболее распространенных способов формирования таких групп на предприятии как внутри службы логистики, так и самостоятельных:

  • группы функционируют как неотъемлемая часть в составе службы логистики на предприятии, например, такие как контроль за выполнением проектов, инжиниринг в транспортном и складском хозяйстве, в информационных логистических системах;
  • группы существуют как отдельные, самостоятельные подразделения со своим персоналом, организованные на предприятии и выполняющие определенные функции системы логистики, например, организация доставки материально-технических ресурсов; формирование логистических платформ,
  • группы формируются оперативно из персонала, занятого в отдельных сферах деятельности логистики, например, в сфере транспортного или складского хозяйства — в этом случае группа выполняетсвои обязанности по реализации проектов по возникающей необходимости в такого рода работах.

Любая промышленная фирма, стремящаяся достичь высокой эффективности закупок, производства, складирования, хранения и формирования запасов материально-технических ресурсов, а также распределения конечного готового продукта, должна иметь правильно организованную службу логистики.

Основные виды деятельности служб логистики по фирме

Служба логистики на предприятии подразделяется, как правило, на пять основных функциональных групп, отвечающих за транспортировку; структуру основных средств, запасы, маневрирование материальными ресурсами, коммуникации и информацию.

В соответствии с назначением функциональных групп предусматривается перечень видов их деятельности, а именно:

  • транспортировка — внутренние, внешние и международные перевозки, выбор вида транспорта, транспортных средств и вариантов их обслуживания;
  • планирование и управление складским хозяйством и оборудованием, центрами распределения, складскими производственными площадями;
  • снабжение сырьем и материалами; формирование запасов (страхового, подготовительного, производственного) и готовой продукции, обработка возвращенной продукции;
  • маневрирование материальными ресурсами, их сортировка, обработка, упаковка;
  • обработка заказов, планирование производства, связь с центрами распределения; расширение информационной сети коммуникаций; обновление банка данных.

Следует отметить, что такое формирование функциональных групп службы логистики на предприятии не соответствует традиционным организационным структурам фирм, так как все названные виды деятельности в течение довольно длительного времени делегировались отделом снабжения материально-техническими ресурсами (закупки), который относился к производству; обработки заказов и связи с клиентами, занимавшемуся маркетингом; транспортных операций (существовал как самостоятельный); управления складским и тарным хозяйством (также являлся самостоятельным).

Практическое достижение успеха

Фирма, занимающаяся промышленным производством или оказанием различного рода услуг, в системе логистики должна ориентироваться на практическое достижение успеха. Для этого на каждой фирме необходимо обязательное выполнение трех важнейших условий.

Первое — необходима точная формулировка и перечень функций каждого отдельного сотрудника службы логистики на предприятии. А именно, название должности, организационные связи (подотчетность), границы ответственности, обязанности и права.

Второе — фирма должна располагать необходимой информацией о том, какое количество сотрудников персонала службы логистики потребуется в ближайшее и отдаленное будущее; какими знаниями и навыками они должны обладать; какие организации и фирмы могут обеспечить требуемое количество работников в ближайшем и отдаленном будущем. В этом случае необходима следующая информация: объем предполагаемых работ, масштаб расширения фирмы, нужное количество работников, положение на рынке рабочей силы.

Третье — фирма должна находить и подбирать будущего менеджера (сотрудника) службы логистики на определенную, конкретную должность, а не подбирать должность будущему сотруднику. В последнем случае его некомпетентность может привести к негативным последствиям. Обязателен направленный подбор кадров; соответствие кандидатов должности по знаниям и навыкам, компетентности.

Трехуровневая структура

Служба логистики на предприятии, состоящая из трех уровней управления, является наиболее распространенной

Первый уровень : общее управление (планирование), осуществляемое вице-президентом фирмы по логистике. Основные функции: проверка всей системы и при необходимости корректировка планов, уточнение структуры системы, оценка деятельности отдельных подсистем и всей системы; координация политики и деятельности службы логистики с другими подразделениями фирмы, установление затрат и стандартов сервиса.

Исходной информацией “на входе” этого уровня являются деятельность в широком масштабе, общие проблемы подсистем и внешние факторы (возрастание или снижение конкуренции на рынке, а также другие изменяющиеся условия).

Поступающая информация используется для исследования, анализа и оценки, предоставляя “на выходе” различного рода решения, касающиеся вопросов корректировки действий отдельных подсистем и службы логистики в целом, новой политики фирмы, а также различных направлений ее деятельности.

Второй уровень : программное управление (планирование по программе). На этом уровне управления один или несколько менеджеров контролируют две и более индивидуальные подсистемы. Они управляют складским хозяйством, обработкой заказов, операциями с материалами, их отгрузкой, реализуют политику руководства средствами подсистем; устраняют возможные несоответствия между различными компонентами подсистем; подводят итоги и отчитываются перед высшим руководством о своей деятельности.

Принимаемые на этом уровне решения ограничены возможностями и инициативой менеджеров. Они руководствуются установленными нормами затрат, прибыли или сервиса. Сталкиваясь с проблемой в одной или нескольких подсистемах (например, отгрузка и складирование продукта), менеджер должен выяснить причины ее возникновения и найти оптимальное решение.

При необходимости он вносит изменения в деятельность подсистемы и координирует взаимосвязанные функции во всех других. Менеджер также может привлекать незначительное количество персонала для проверки подсистем, проводить исследования в целях улучшения их работы.

Третий уровень : оперативное управление (оперативные компоненты). Это работа с поставщиками материальных ресурсов, по которым нарушается график; подготовка и предоставление на уровень программного управления информации о зафиксированных нарушениях; управление в рамках заданного времени и затрат, отчет о результатах конкретной деятельности.

Каждая из подсистем этого уровня имеет одну или несколько строго ограниченных целей. Например, основные функции отдела отгрузки в службе логистики заключаются в организации процессов отгрузки продукции, экспедировании ее с соответствующей сопроводительной документацией; заключение взаимовыгодных контактов с внешними партнерами в сфере перевозок; оперативная робота.

Деятельность этого уровня управления измеряется в тоннах отгруженных партий продукции или единицах продукта в каждой партии; общих затратах на отгрузку, включая убытки от повреждения продукции. На этом уровне скапливается информация о рациональном распределении накладных расходов отдела отгрузки: прямая заработная плата; обязательные отчисления на социальное страхование; счета за телефонную связь; различная документация справочного характера.

В подсистеме предусмотрена обратная связь и оперативный контроль. Так, управляющий отделом проверяет отчеты о положении дел “на выходе” и дает разрешение на отгрузку. Прежде всего осуществляются поставки, требующие оперативного контроля в процессе транспортировки. Далее, фиксируется время подготовки отгрузки, самого ее процесса, а затраты на нее сравниваются с установленной нормой или желаемым стандартом.

Управление на этом уровне является рутинным процессом и включает только специфический контроль и административную деятельность, поскольку каждая возникающая здесь проблема имеет определенный и утвержденный метод решения.

Определенное значение в распределении, как средство контроля эффективности логистики, имеет аудит. Он основывается на информации об обслуживании покупателей и влияет но формирование исходных данных по запасам, транспорту, хранению товаров на складах и их отгрузке потребителям. Аудит по функциональному назначению включается во второй уровень управления службой логистики на предприятии.

Информационные системы

Особое место в трехуровневой структуре организации и управления службой логистики на фирме занимают информационные системы. При этом иерархия их использования имеет, как правило, четыре самостоятельных уровня, на каждом из которых информационный поток выполняет свои строго определенные функции.

Рассмотрим поочередно все уровни:

  • Оперативный уровень . Информационный поток имеет довольно широкий диапазон. Здесь осуществляется реализация оперативных решений как реакция на новую нормативную, справочную, аналитическую или другую информацию.
  • Уровень контроля . Информационный поток также достаточно широк Информация здесь, как правило, используется для оперативного планирования по различным направлениям деятельности службы логистики, а также для осуществления контроля за решениями, принятыми на оперативном уровне управления.
  • Средний уровень . Диапазон информационного потока несколько уже, чем на двух предыдущих уровнях, но информация сгруппирована и обработана. На этом уровне концентрируется чисто управленческая информация для осуществления тактического планирования и принятия решений по различным процессам производственной деятельности в подразделениях предприятия.
  • Высший уровень . Весь информационный поток на этом уровне управления максимально сконцентрирован. Справочная, оперативная, нормативная и аналитическая информация предназначена для осуществления стратегического планирования на предприятии. По аналитической информации принимаются глобальные перспективные решения развития фирмы.

Характеризуя использование основных информационных потоков в различных системах логистики на предприятии, следует отметить, что информация является основой принятия решений на всех уровнях управления.

Практический опыт

Многие компании, предпринимавшие определенные усилия по организации службы логистики на своих фирмах, испытывали в итоге определенное разочарование — прогнозируемый результат оказывался ниже ожидаемого.

Попробуем разобраться в причинах неудачной организации служб логистики на предприятиях. Логистика в настоящее время является своего рода новичком в экономической жизни вообще, и на предприятиях в частности. Традиционные структурные подразделения предприятия видят в службе логистики в некотором смысле конкурента. Они отчаянно защищают свое поле деятельности, сопротивляясь передаче в структуры логистики той или иной функции или права принятия решения.

Другая причина в том, что еще не разработана четкая структура службы логистики но предприятии. Естественно, что процесс ее становления не может осуществиться безболезненно.

Но нет не только типовой организации службы логистики, но и оптимального варианта организационного построения конкретного предприятия и его структурных подразделений. Существующее многообразие организационных форм, хотя в этом есть определенные преимущества, порождает проблемы, когда службы логистики, если и вводятся, но на собственный лад, и не оказывают действенного влияния на экономическую, производственную и хозяйственную деятельность.

И еще один аспект проблемы. В условиях постоянно изменяющейся экономической обстановки, усиливающейся конкуренции на рынке, организационная структура службы логистики на предприятии должна быть предельно гибкой в отличие от традиционно сложившихся с установившимися тенденциями прежних структур функциональных подразделений практически любой фирмы.

Возросшая конкуренция, интернационализация рынков и источников снабжения, в том числе первичных материальных ресурсов, использование новых систем управления производственно-хозяйственной деятельностью, прямые поставки сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей, требуют такой организационной структуры службы логистики на предприятии, которая была бы способно обеспечить необходимый сервис.

Очевидно, что единственной и лучшей организационной структуры службы логистики на практике не существует. Более верным и оптимальным подходом к решению этой проблемы является рассмотрение возможных альтернатив организации и управления подобной службой.

Вам необходимо организовать логистический отдел на предприятии. С чего начать? Служба логистики будет эффективна лишь в том случае, если с самого начала мыслить стратегически. В этой статье рассмотрим применение методологии Ицхака Адизеса.

Рассмотрим вариант, как может действовать менеджмент при создании логистического подразделения на предприятии. Думаю, что можно даже предложить некий алгоритм действий, возможно, кому-то все это поможет посмотреть на свою логистику с другой точки зрения. В основу данного подхода положена одна из методологий в теории управления. Эта методология предполагает дать менеджерам правильные ответы на следующие вопросы (с этого и начинается построение логистики).

1. Этап: для чего создаем службу логистики?

Важно понимать, что если собственники и менеджмент предприятий в этом ответе увидят управление материальными потоками, сокращение затрат, повышение качества сервиса и т. д., но не увидят как за счет логистической деятельности увеличится рентабельность (прибыльность), то ответ будет неполноценным, соответственно логистика будет заведомо такой же. Определяясь на первом этапе, с учетом основных условий и требований, фактически предприятие определяется с наиболее приемлемой логистической технологией. В подавляющем большинстве компаний, где существует логистическая служба, с трудом прослеживается какая-либо логистическая технология.

2. Этап: что для этого следует делать?

Здесь важно понимать, чтобы достичь вышеперечисленное необходимо как минимум определить основные задачи: «что», т.к. 1 этап фактически формулирует цели. Задачи будут определены настолько верно, насколько правильно определен 1 этап. Для правильного решения по второму этапу не мешало бы знать: как это делают другие (конкуренты, например), какова окружающая среда бизнеса, какова суть бизнеса, и каково место логистики в этом бизнесе, что хотят клиенты, каковы ваши возможности для удовлетворения потребностей клиентов? Последующие «что» во многом будут зависеть от основных «что», поэтому здесь важна не лишенная здравого смысла последовательность. Правильное определение 1 и 2 этапов фактически предопределят эффективность и продуктивность «как».

3. Этап: как все это делать?

На данном этапе фактически сложится перечень мероприятий, необходимых для построения эффективной логистики. В результате определения 3 этапа должны быть исключены возможные противоречия и угрозы, а самое главное, должен быть найден компромисс между заинтересованными лицами в предстоящем проекте построения (реинжиниринга) логистики на предприятии. В результате ошибок, допущенных на этом этапе, могут быть заложены основы неправильных коммуникаций и будущих конфликтов, которые могут завести благое дело в тупик.

4. Этап: когда нужно делать?

Ответы «когда» фактически сформируют план работы. Здесь важно не поставить телегу впереди лошади. Например, создается некая инфраструктура, а затем в нее загоняется логистическая система, меняются в ходе проекта подходы «типа» увеличить пропускную способность складского комплекса без дополнительных инвестиций и т.п., что может привести к длительному хаосу в логистической деятельности. Правильно выстроенная последовательность приоритетов – позволит с минимальными издержками исправить ошибки, допущенные на более ранних этапах. Эти ошибки неизбежны, т.к. часть плановых работ будет основываться на прогнозах, а 100% точности в прогнозировании достичь невозможно.

5. Этап: кто это будет делать?

Важность данного этапа очевидна. Здесь важно, чтобы менеджеры среднего звена были готовы выполнить эти задачи с точки зрения профессиональной компетенции. Менеджеры и ведущие специалисты наиболее точно могут идентифицировать проблемы и помочь в принятии правильных решений. Но они могут саботировать принятые решения. Таким образом, здесь необходимо консолидировать полномочия, власть и влияние. Не решив эту проблему даже самый «продвинутый» план мероприятий обречен на провал.

Выводы:

    Предложенный подход не игнорирует другие подходы, позволяет посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, помогает лучше оценить качество принятых решений и спрогнозировать возможность их реализации.

    Технология применима для принятия решений по любым вопросам и не только в коммерческой деятельности.

    Определяясь в принятии решения на каждом этапе, важна уверенность в том, что менеджмент способен качественно и самостоятельно принимать правильные решения. Если такой уверенности нет, желательно иметь независимого консультанта, который бы сотрудничал с предприятием на долгосрочной основе и всегда был под рукой в случае острой необходимости.

В этой статье вы прочитаете о том, что собой представляет логистика предприятия, как организовать эффективное управление логистикой, а также какие конкретные функции выполняет логистика (управление поставками). Подробно об этом, а также о том, почему важна логистика в системе управления и как наладить стратегическое управление логистикой, читайте далее.

Что включает в себя управление логистикой

Управление логистикой выполняет функции 3 основных групп:

1. Координация и планирование деятельности участников процесса логистики;

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

2. Регулирование хода выполнения работ в рамках заказа;

3. Контроль движения материальных потоков.

При реализации функции планирования и координации формируются графики и планы по движению материальных потоков в соответствиии с локальными планами подразделений, разработкой целей управления, формированием критериев оценки по их достижению, координируя работу всех подразделений для выполнения установленных целей.

Регулирование предполагает контроль движения материальных потоков. В случае отклонений от установленных графиков и планов предпринимаются соответствующие меры для их устранения, связывая действия подразделений, отвечающих за движение материальных оттоков, с разработкой мер для ликвидации и предотвращения нарушений.

Как происходит управление логистикой

В числе наиболее распространенных вариантов организации процессов логистики в деятельности современных предприятий следует выделить:

    Распределение логистических функций между отделами. По мнению некоторых топ-менеджеров, им не нужны отделы логистики либо отдельные логисты. Ведь основные функции логистики распределяются по отделам либо сотрудникам предприятия. Если на предприятии нет логистического отдела, необходимо идеально отладить эти процессы, если они распределены по другим отделам. В противном случае будут постоянно увеличиваться сопутствующие издержки логистики. Эти функции можно делегировать в обязанности своих заместителей.

    Собственное подразделение логистики. В компании работают логистические отделы с установленной структурой, функциями. При расширении компании некоторые руководители решают организовать независимое подразделение логистики.

    Аутсорсинг в логистике – для выполнения задач привлекаются сторонние специализированные предприятия.

С логистикой вполне справится отдел заказов

Сергей Балашов , генеральный директор ООО «Прайм-ТВ», Москва

В некоторых компаниях служба логистики преобразована в отдельный дивизион. Но это вовсе не обязательно. Координировать потоки данных и налаживать взаимодействие отделов могут также другие подразделения организации, в частности, отдел заказов.

Предположим, что логистикой в производственной компьютерной компании руководит начальник отдела заказов. Отдел обеспечивает контроль прохождения товаров на этапах от приема до отгрузки. Расписать весь процесс можно по следующему алгоритму:

– поступление информации от клиента отделу заказов;

– при наличии товара на складе, соответствующая информация направляется в сборочный цех. Если необходима закупка товара, данные будут направлены отделом заказов в отдел закупки;

– отделом закупки у поставщиков уточняется информация о цене заказанной продукции. Полученные сведения отправляются в отдел заказов;

– запрос отдела заказов у бухгалтерии сведений о наличии свободных денежных средств;

– счет на оплату направляется в бухгалтерию;

– поступление сведений о готовности заказа и отгрузке из отдела заказов в отдел продаж.

Следовательно, отдел заказов обеспечивает координацию деятельности нескольких подразделений одновременно. Такая организация предполагает:

– менеджерам по продажам будет проще контролировать стадии и сроки выполнения заказа своего клиента;

– отделу закупки поступают оперативные сведения о товаре, который нужно закупать, про наличие соответствующих финансов.

Если управление логистикой требует отдельной службы

Не нужно организовывать отдел логистики лишь ради модных тенденций, это лишь негативно скажется на деятельности предприятия. Гендиректору нужно четко формулировать поставленные задачи перед новым подразделением предприятия. И убедитесь, что сотрудникам понятны задачи этого департамента.

Кто работает в отделе логистики. В отделе логистики предполагаются несколько обязательных уровней управления. Входит в неё определенная часть администрации, которая ответственна за принятые решения, и штатные сотрудники.

В отделе логистики работают следующие специалисты:

– исполнительный директор по логистике; один из заместителей гендиректора либо член совета фирмы;

– менеджеры, которые ответственны за деятельность подчиненных и отделов;

– группы реализации отдельных проектов логистики; планируют новые центры по распределению конечной продукции, организовывают новые и расширяют существующие платформы логистики, формируя дизайн проектируемых информационных логистических систем;

– управляющие персоналом; занимаются оперативной работой, отвечают за центры распределения продукции, доставку материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих, с их упаковкой и хранением.

Существуют несколько самых распространенных способов формирования групп реализации отдельных проектов логистики – в том числе самостоятельные и внутри службы логистики:

– функционирование групп в виде неотъемлемой части в составе службы логистики на предприятии;

– существуют группы в виде самостоятельных, отдельных подразделений со своим персоналом, организованы на предприятии, выполняя определенные функции системы логистики;

– оперативное формирование групп из персонала, который задействован в отдельных сферах деятельности логистики.

Любая промышленная компания, которая стремится обеспечить высокую эффективность производства, закупок, хранения, складирования и формирования запасов, распределения конечного готового продукта, с правильно организованной службой логистики.

Как внедрить отдел логистики: пошаговая инструкция

Первый шаг. Определение в структуре компании подходящего места для отдела логистики. Нужно определить место логистики, степень её влияния на весь бизнес с оценкой общей роли логистики – удобнее всего для этого основываться на сбалансированных показателях:

1. Финансы: какие показатели планируете обеспечить для соответствия ожиданиям акционеров и кредиторов;

2. Клиенты: как должна вестись работа компании с клиентами, чтобы добиться их лояльности;

3. Бизнес-процессы: какие из процессов и каким образом должны оптимизироваться, чтобы выполнять стратегию развития, конкурентную стратегию предприятия;

4. Потенциал: над развитием каких компетенций нужно работать с целью оптимизации процессов.

По данным анализа схемы можно утверждать – прибыль компании будет возрастать, если удастся полностью удовлетворить потребности текущих клиентов с оптимизацией издержек компании на всех этапах цепочки поставок. В итоге вы или сможете определить миссию и цель подразделения логистики, или решите – несогласованность целей компании и целей подразделения может стать причиной упущения потенциальной прибыли.

Второй шаг. Определяем управляемые процессы отдела логистики. Отдел логистики решает ряд основных функций – прогнозирует спрос, управляет запасами, логистические коммуникации, грузопереработка, определение мест для организации производственных помещений, складов, налаживая логистики возвратных потоков, обрабатывая заказывая, обеспечивая снабжение, складирование и хранение. Генеральному директору предстоит оценить, как каждая функция будет влиять на бизнес-процессы предприятия. На основе этого анализа может быть установлен спектр обязанностей и полномочий в деятельности логистов. На выходе должен получиться перечень управляемых бизнес-процессов, список полномочий и обязанностей сотрудников отдела логистики.

Третий шаг. Определяем стратегические цели отдела логистики. Предстоит определить целевые показатели предприятия, задавая пути их достижения с учетом ресурсов подразделения логистики. Как вариант – создается согласованный стратегический план в работе подразделения логистики.

Четвертый шаг . Формируем организационную структуру. Генеральный директор должен учитывать – зависит реализация любых задач непосредственно от сотрудников. Следовательно, для формирования структуры необходимо четкое осознание, какие необходимы специалисты. Вам следует разработать согласованную организационную структуру, обучение персонала, план заполнения вакансий, матрицу требований к должностям.

Пятый шаг. Формируем бизнес-процессы. На этом этапе руководитель должен формализовать ключевые процессы, регламентируя все процедуры, чтобы по возможности работа всего подразделения не зависела от отдельных сотрудников.

Шестой шаг. Решаем стратегические задачи. После успешного выполнения первых 5 шагов можно заняться текущим режимом работы – решая возникающие тактические и стратегические задачи. Периодически нужно обеспечивать контроль общей эффективности работы.

Как внедрить логистическое подразделение в структуре холдинга

Тимур Стукалов , генеральный директор компания «Бородино-Логистик», Москва

В структуре холдинга «Бородино» действовал отдел логистики, объединяющий 4 подразделения – транспортное, производственное, отдел экспедиции и складской логистики. Президент концерна в апреле 2005-го года принял решение о преобразовании отдела в логистический дивизион. Планировалось при этом предоставлять также услуги для внешних клиентов. Формировалась структура подразделения по следующей схеме. У меня в непосредственном подчинении были бухгалтерия и 2 заместителя – по транспортной и складской логистике. Заместитель по складской логистике занимается руководством отделами складской и производственной логистики. В подчинении заместителя по транспортной логистике – отдел экспедирования грузов и отдел транспортной логистики.

Отдел логистики ранее обеспечивал транспортные услуги для московского холдинга, являясь представителем в регионах. Расширение холдинга сопровождалось добавлением еще 3 задач – оптимизация складского хранения, выполнение внешних контрактов и обучение эффективному управлению информацией.

Для успешного решения поставленных задач был предпринят комплекс мер:

1. Разработка инвестиционного проекта, направленного на оптимизацию склада.

2. Закупка дополнительных стеллажей, перестройка старых, изменение складской топологии, появление современного ПО.

3. Приобретение программы для маршрутизации доставок. Отдел экспедиции за счет этого смог ежедневно выполнять до 500 заказов.

4. Координирование планов продаж и производства. В нашей компании утверждается ежемесячный план продаж по результатам данных от всех торговых домов холдинга, поступающих в общий распределительный центр предприятия.

5. Формирование оптимального гарантийного запаса. Планирование продаж ведется с учетом сезонных факторов, прогнозированием спроса.

6. Приобретение корпоративно-информационной системы, а также ее интеграция с складской системой.

7. Начали предоставлять услуги логистики для сторонних предприятий.

Что собой представляет аутсорсинг в управлении логистикой

Аутсорсинг в логистике – это передача процессов логистики для выполнения сторонней компании. Этим исполнителем может стать одна фирма либо группа компаний. Суть данного процесса предполагает снижение затрат предприятия.

  • Аутстаффинг и аутсорсинг персонала: преимущества и риски

Какого оператора выбрать. В сфере логистики распространено использование специфической терминологии для оценки компетенции логистического оператора. Поэтому нужно учесть особенности данной терминологии:

1PL - независимая автономная логистика. Грузовладелец сам выполняет соответствующие операции.

2PL – предоставляются традиционные услуги складского управления, транспортировки груза.

3PL – стандартный перечень услуг дополняется выполнением других операций, в числе которых перегрузка, обработка груза, складирование и пр.

4PL – интеграция всех фирм, вовлеченных в цепь поставок. Данный лог-провайдер планирует, управляет и контролирует все логистические бизнес-процессы компании-заказчика для расширения бизнеса и решения стратегических целей.

5PL – менеджмент всех компонентов, которые входят в единуб цель поставок продукции, используя электронные инструменты обработки данных.

Как выбрать логистического аутсорсинга. Особого внимания заслуживает эффективность работы оператора. Зависит эффективность от ряда факторов, различающихся у разных операторов.

1. Стоимость. Нередко будущие заказчики руководствуются ценами услуг. Но это не всегда правильный выбор. Ведь технология услуг во многом зависит от объема грузопотока, частоты прихода машин, структуры поставок и прочих факторов. Поэтому обычно устанавливаются средние тарифы, которые могут варьироваться в зависимости от проекта.

  • Какой магазин открыть в кризис и что при этом учесть

2. Скорость исполнения. Ориентируйтесь на нормативы по отдельным типам операций, которые должны быть установлены у каждого профессионального оператора.

3. Точность составления заказа. Данный параметр тоже зависит от особенностей бизнеса. Эффективность каждого оператора следует оценивать через призму особенностей и потребностей бизнес-процессов потенциального предприятия. Лишь по результатам комплексного анализа может делаться оптимальный выбор.

Что учесть при выборе оператора:

1. Не является ли компания фирмой-однодневкой?

2. Репутация компании и руководителя.

3. Наличие необходимых лицензий.

4. Наличие собственных активов.

5. Имеет ли постоянный офис?

7. Входит ли в профессиональные ассоциации и союзы?

8. Имеет ли допуск к системе международных дорожных перевозок?

9. Наличие национального либо международного сертификата качества.

Плюсы и минусы аутсорсинга в логистике

Постоянная безотказная работа.

Высокая прозрачность.

Аутсорсера гораздо проще сменить по сравнению со сменой персонала.

Повышенные стандарты качества предоставления услуг, учитывая привлечение профессионалов своего дела.

Снижение уровня налоговой нагрузки.

– Аутсорсер может не соблюдать договор, вероятность некачественных услуг.

– Законодательно не устанавливаются и не регулируются различные процессы аутсорсинга.

– Риск утечки конфиденциальных данных о вашей компании.

– Не обеспечивается полный контроль работы персонала стороннего предприятия.

Аутсорсинг в логистике – хорошо, но еще лучше работать напрямую с поставщиками

Дмитрий Рыжков, генеральный директор компании «Рубин ТК», Москва

Мы смогли выделить логистические функции нашего предприятия, передав дела на аутсорсинг. Случилось это, когда нашему предприятию понадобились услуги распределительного центра по определенному ассортименту, по которому предоставлялись солидные скидки от поставщика. Но нам выгоднее, чтобы поставщики занимались доставкой.

  • Директор по продажам: какую роль он играет в компании

При появлении варианта с хорошими скидками от поставщика, мы направляем запрос логистам. У нас установлены четко согласованные схемы работы с утвержденными прайс-листами и договорами. Если логисты могут обеспечить доставку и обработку груза по всей сети, при меньших тратах (хотя бы на 1%), то мы готовы к данной сделке. При наших объемах это довольно весомая экономия.

Контролем логистических издержек в нашей компании занимается коммерческий директор.

3 совета как сократить издержки на управление логистикой

    Пересмотрите работу логистической службы. Логистика в компании обычно выстраивается по принципу «так сложилось», а не определенному плану. Но даже при ведении работы по плану специалисты рекомендуют ежеквартальный пересмотр основных функций отдела, чтобы установить – не лишилась ли одна из них актуальности. За счет такого пересмотра выявляется множество точек, которые предполагают трату времени и финансов компании. При создании в компании логистической системы с четкой структурой, понятным контролем, KPI, сразу удастся заметить эффект. Далее предстоит заняться оптимизацией лишь отдельных функций.

    Пересмотрите управление запасами. Следует рассчитать необходимый объем складских запасов, объем товаров, находящихся в пути, минимальный страховой запас, с составлением графиков поставок и оплаты счетов – удастся значительно уменьшить издержки.

    Планирование транспортировок. Необходимо, прежде всего, обеспечить надежность транспортировок по сохранности и срокам. За счет этого транспорт может использоваться в качества склада на колесах, со значительным сокращением расходов на хранение. Чтобы сократить издержки на транспортировку, необходимо не столько настаивать на скидках от перевозчиков, сколько грамотно организовать планы. Самый эффективный вариант для сокращения стоимости автомобильных перевозок – загрузка в 2 конца. Второе место по эффективности – обеспечивать стабильные загрузки согласно графику.

    Правильный выбор поставщика услуг логистики. Здесь тоже нужно критически относиться к «старым привязанностям», с постоянным изучением предложенных цен и услуг.

Оптимизация логистики: 5 причин о ней задуматься

Роман Кикоть, операционный директор, «Бета продакшн»

Процессы товародвижения могут менять направление и скорость для различных этапов цепочки продаж. Необходимо чтобы происходила оптимизация логистических процессов построением системы управления поставками, упаковкой, комплектацией, организацией доставки продукции. Следует отметить 5 ключевых факторов, из-за игнорирования которых интернет-магазин может столкнуться с убытками в сфере логистики:

    Приемка и хранение товара. Нужно четко знать, какой товар, в каком объеме и когда поступил на склад, сколько сейчас его имеется, когда будет появляться в следующий раз.

    Точность комплектации заказов. Перепутанные товары в заказе предполагают потери денег.

    Скорость выполнения заказа. Чем быстрее ритейлер отправит заказ и получит средства, тем будет лучше.

    Обработка возвратов. Тоже крайне важное условие. Четкая и быстрая обработка возвратов способствует экономии на закупках.

    Сроки. При размещении заказа покупателю важно быть уверенным, что получит нужный товар в установленные сроки. Достичь такого результата без отлаженных процессов логистики невозможно.

Информация об авторах и компаниях

Сергей Балашов , генеральный директор ООО «Прайм-ТВ», Москва. ООО «Прайм-ТВ» предлагает решения по организации собственной системы аудио- или телевещания в Интернете. Система позволяет владельцу аудио- или видеоконтента организовать его трансляцию через Сеть. Компания помогает в организации студии (при ее отсутствии), создании интернет-портала и трансляторной системы.

Тимур Стукалов , генеральный директор компания «Бородино-Логистик», Москва. Начал профессиональную деятельность в области логистики в 1998 году. В 2004 году получил сертификат Европейской логистической ассоциации (European Logistics Association - ELA). Возглавлял департаменты логистики в торгово-производственных холдингах численностью более 3000 человек.

Роман Кикоть, операционный директор, «Бета продакшн». «Бета продакшн» - фулфилмент-оператор, специализирующийся на предоставлении комплекса услуг в сфере дистанционной торговли. Осуществляет поставку, хранение на собственных складах, обработку, упаковку и доставку заказа конечному покупателю (с возможностью возврата). Складские площади в Москве составляют более 25 000 кв. м. Официальный сайт -http://betaproduction.ru.

Дмитрий Рыжков, генеральный директор компании «Рубин ТК», Москва. Компания «Рубин ТК» входит в состав торгово-промышленной группы компаний «Руспродхолдинг». В структуре группы занимается розничной торговлей, доводит продукцию, в том числе изготовленную собственными предприятиями группы, до конечного потребителя. В 2000 году была создана торговая сеть «Страна Геркулесия».