Советы Эксперта - Консультанта по вопросам Работы и Карьеры

Фото по теме


Склады бывают разных типов: открытые, закрытые, ангарные, для хранения пищевой продукции и другие. При этом необходимо учитывать, что именно предполагается хранить на складе. После этого можно приступить к его оборудованию. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашей работе и карьере.

Краткое пошаговое руководство

Итак, рассмотрим действия, которые необходимо предпринять.

Шаг - 1
Спланируйте организацию склада. Это необходимо сделать в соответствии с задачами, которые нужно будет выполнять в данном производственном помещении. При составлении этого проекта учтите все факторы, которые могут иметь значение при дальнейшем оборудовании склада (имеется в виду продукция, которая должна будет храниться в данном помещении, площадь застройки склада, а также ваши финансовые возможности). Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 2
Подумайте, какое оборудование необходимо установить на складе, какие стеллажи могут использоваться. При этом необходимо учитывать ширину проходов, наличие ручного труда или автоматизацию процессов. Почти на всех складских помещениях используются полочные универсальные стеллажи, паллетные стеллажи, позволяющие автоматизировать погрузку (разгрузку) изделий. Если вы проектируете склад металлических труб, то здесь следует рассчитать расположение консольных стеллажей, которые обладают своей спецификой. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 3
Обратите внимание, что при оборудовании коммерческого склада очень важное значение будет иметь наличие стоянки, удобных подъездных путей, ведь это повысит интенсивность работы складского помещения. В свою очередь, при наличии ручного труда необходимо соблюдать ограничение на высоту устанавливаемых конструкций. Лучше всего в этом случае использовать стеллажи-мезонины, это поможет вам увеличить производственную площадь и позволит обходиться без специальной дорогостоящей складской техники. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 4
Выделите оборудованные зоны для комплектации и сортировки товаров, которые будут храниться на складе. Определите наиболее подходящие зоны для погрузки и разгрузки продукции. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг - 5
Обеспечьте удобный доступ к каждому виду единиц хранения в складском помещении. Для техники предусмотрите отдельные места.

Дополнительная информация и полезные советы эксперта по вопросам работы и карьеры Проверьте условия самого помещения, чтобы при проверке санэпидемнадзором не обнаружилось «сюрпризов», как наличие грызунов или плесени.
Надеемся ответ на вопрос - Как оборудовать склад - содержал полезные для Вас сведения. Удачи Вам в Работе и Карьере!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

Правильно организованный склад является одним из наиболее важных и сильных звеньев в цепи работы бизнеса, связанного с автомобилями, будь-то автомагазин, СТО или оптовая база. Можно рассматривать склад автозапчастей и как отдельный бизнес, в основном он позволяет уменьшить издержки на хранение, обслуживание и другие статьи расхода более крупной структуры.

За счет быстрого перемещения товаров склад дает возможность ускорить оборот капиталовложений. Ключевым моментом в организации склада является движение товаров, а не их хранение – этот принцип крайне важен при планировании и определяет общую эффективность склада.

современный склад автозапчастей класса А

Нет однозначной классификации складов запчастей автомобилей, но возможно выделить основные группы, что дает возможность точнее подойти к задаче:

  • Склады центральных представительств;
  • Склады официальных дилеров и неофициальных представительств;
  • Склады сетей, реализующих автозапчасти;
  • Склады магазинов автозапчастей;
  • Склады запчастей для ремонтных мастерских (СТО)

Понимание того, к какой из этих категорий относится склад, является одним из основных моментов во всем создании склада.

Выбор размера и расположения склада запчастей

Размер будущего склада определяется видом деятельности и планируемым товарооборотом. Для малого бизнеса в сфере розничной торговли автозапчастями, складов при станциях техобслуживания и ремонтных мастерских не требуется огромных помещений, поэтому оптимальным решением станут небольшие быстровозводимые склады из ЛСТК. Такие склады могут возводится как в «теплом» так и в «холодном» исполнении.

Для обшивки используются два основных материала — SIP-панель и профилированный стальной лист. Панели хороши для складов «теплого» типа, в которых зимой поддерживается нужная температура. Профнастил подходит для складов без обогрева.

Для небольшого склада удачным готовым решением может быть .

Для более крупных проектов, под склады торговых дилерских сетей или официальных представительств также можно воспользоваться готовыми решениями, например:

пример типового решения склада из ЛМК

Элементы здания выполнены в промышленных условиях из стальных листовых материалов, что обеспечивает высокую точность. Конструкция отличается значительной прочностью и стойкостью к огню, ветровым и сейсмическим нагрузкам. При этом элементы конструкции занимают минимальную площадь, что позволяет увеличить полезную площадь здания. В некоторых случаях используемая площадь расширяется на 20%, что упрощает вопрос, как оборудовать склад запчастей .

Главное преимущество подобных конструкций — цена. Средняя стоимость 1 м 2 склада составляет от 2500 рублей.

Организация зоны погрузки — разгрузки

Площадь склада состоит из трех основных зон: приемки, хранения и выдачи. Чтобы максимально оптимизировать работу склада запчастей, требуется правильно задать входящий и исходящий поток грузов. Для входящего потока склад должен быть оборудован удобными подъездными путями, складскими воротами и платформами для удобной погрузки-разгрузки товаров.

Важно !

Неправильным подходом является организация входящего потока со смежного со складом участка при нахождении склада в составе более крупной станции. Если склад находится не на первом этаже, то рекомендуется установить грузовой лифт.

Для удобной и оперативной приемки товара, необходимо обеспечить «мост» для сообщения пола склада и бортом грузовика, который подвозит продукцию на склад. Для этого используются специальные перегрузочные мосты или «доквеллеры»:

В случае, когда склад входит в комплекс городского или регионального представительства бренда, то исходящий поток должен разделяться на 2 части – выход в зону ремонта и обслуживания, и выдачу в клиентскую зону, где выполняются прямые продажи. В центральном представительстве отсутствует розница, а все акценты склада смещены.

пример оборудования зоны разгрузки на складе запчастей VW

Анализируя эти потоки, можно подобрать наиболее удобное место для склада на территории станции. После этого определяются размеры склада. Для этого учитывается требуемый объем склада, частота и объем пополнения, скорость внутренней обработки товаров. Есть и более глубокие составляющие – ассортимент, сезонность и т. д.

Проектирование размещения товаров на складе

При планировании склада необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Максимально удобное размещение запчастей;
  • Уменьшение времени получения продукции с места хранения;
  • Уменьшение времени приемки товаров и их размещения на складе.

При учете этих принципов в решении вопроса, как складировать запчасти на складе, частой возникают ситуации, что хорошая идея для одной задачи противоречит другой. Приведем пример удачно спроектированной зоны для хранения товаров на складе автозапчастей:

Схема правильного размещения стеллажей на складе автозапчастей (источник forma-com.ru)

Зону хранения можно разделить на такие части в зависимости от групп складской номенклатуры:

Кузовные детали

В эту группу входят капоты, крылья, двери, бампера и пр. Для их хранения используются вертикальные стеллажи для склада запчастей с переставляемыми разделителями. Одна деталь в среднем занимает 20 см от ширины стеллажа. Некоторые детали можно вкладывать друг в друга, такие как пластиковые крылья и бампера. При выборе размера этой части склада следует ориентироваться на общее направление работы станции.

К примеру, у дилеров работа направлена на простой и быстрый ремонт, поэтому количество хранимых деталей кузова невелико . Если стоит вопрос, как открыть склад кузовных автозапчастей, то эта часть склада будет занимать большое пространство.

Шины и колеса

Этой группе продукции требуются особые условия. Во многих автоцентрах эти условия не соблюдаются – резиновые изделия хранятся штабелем или складываются «елочкой». При длительном хранении это приводит к деформации резины в местах контакта с поддерживающими конструкциями. Рекомендуется .

специальные стеллажные системы для хранения шин и колес

Для удобства хранения стеллажи можно комплектовать дополнительными элементами, в первую очередь разделителями. Это позволяет на одном стеллаже разместить не только шины, а и другие автозапчасти. Количество колес значительно различается в зависимости от типа склада. В региональных представительствах бренда может находиться одновременно до 500 комплектов.

Горюче-смазочные жидкости

Особенность их хранения является требования в отдельном месте хранения. На практике просто устанавливается перегородка, которая показывает отдельную комнату. Жидкости расфасованы в бочки объемом 200 и 60 л, а также меньшие емкости. Если работа ведется с грузовым автотранспортом, то требуемое количество бочек вырастает на порядок. Для хранения рекомендуется использовать стеллажи с колосниковыми решетками, это упрощает удаление подтеков.

Внимание . Если на складе планируется хранения легко воспламеняющихся жидкостей, обязательным этапом обустройства склада станет установка

Запчасти средних и малых габаритов

Они расфасованы в коробках, и в вопросе, как хранят запчасти на складе, проблем с ними не наблюдается. В среднем центре находится 2-3 тысячи наименований запчастей малых габаритов. Достаточно удобно использовать для них контейнеры с внутренними разделителями.

Автоматизация склада запчастей

Этот этап бизнес плана касается крупных складов оптовых дилеров и крупных представителей с площадью помещений от нескольких тысяч квадратных метров. Однако и малому бизнесу, который планирует расширяться, будет интересно знать о новых технологиях применяемых для автоматизации логистических процессов на складах автозапчастей.

Наиболее важным средством автоматизации является система управления складом. Она определяет оптимальные маршруты и места для размещения продукции. Эффективность такой системы лучше всего заметна при работе с большим количеством номенклатуры. Система управления позволяет снижать до минимума издержки, связанные с обработкой товаров, количество сотрудников склада, свести до минимума ошибки, связанные с человеческим фактором и максимально ускорить процесс обработки заказа.

Как сэкономить пространство на складе при хранении автозапчастей?

  • Если оборот на вашем складе увеличился и количество наименований продукции значительно выросло
  • Если ваши сотрудники тратят много времени на отбор заказа
  • Надо расширять склад, но хочется сэкономить и не вкладываться в строительство новых площадей

Рассмотрите пример , которые позволили сократить площадь хранения на складе на 75% (с 2000 до 500 кв.м.)

По вопросам строительства и проектирования складских помещений обращайтесь через форму обратной связи

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Огромное количество фирм, предприятий и компании нуждаются в складских помещениях. В зависимости от специфики работы, такое помещение может иметь совершенно небольшие размеры, однако при этом полностью выполнять свои прямые функции и обязанности. Довольно часто люди не умеют правильно задействовать все свободное пространство в помещении из-за чего приходится покупать или снимать в аренду большие склады за соответствующие деньги. Чтобы облегчить себе задачу и экономно вести свои дела, нужно научиться правильно оптимизировать место на складе.

С чего начать?

В первую очередь нужно правильно и разумно подойти к решению этой проблемы. Для этого нужно составить небольшой план или эскиз, касательно предметов и вещей, который должны находится в складском помещении. При этом нужно учитывать специфику работы этого склада и частоту ввозимых/вывозимых вещей. Грамотно разработанный проект поможет учесть все эти факторы и подскажет главные аспекты оборудования такого места. Перед началом всех работ нужно обязательно учесть все стороны проекта, а именно финансовую сторону владельца склада, метраж площади и специфику будущего использования.

Оборудование

Зачастую любой склад представляет собой наличие огромного количества полок и стеллажей разной конструкции и высоты, а также наличие специальной подъемной техники. Если же склад совсем небольшой, а хранящиеся в нем предметы упакованы в небольшие коробки или пакеты, то от техники можно отказаться. При оптимизации такого помещения следует также учитывать ширину дверных проемов и возможность подъезда транспорта для дальнейшей погрузки или выгрузки товара. Если не учесть все эти пункты на начальном уровне, то можно получить существенные убытки и значительную потерю времени в дальнейшем.

В складе нужно выделить небольшое место для приема товара и его фасовки. Это облегчит жизнь работникам склада и не будет создавать заторы прямо при входе. Для этого нужно выделить специальные зоны с большими столами, которые будут иметь свободный доступ. В самом складе лучше всего использовать металлические стеллажи и полки, так как они наиболее практичны, универсальны и долговечны. Они максимально подойдут в те помещения, где очень мало места и есть высокие потолки. Так они позволят задействовать максимальное количество пространства превращая его в рабочую удобную зону.

Технологические новинки

Перед тем как оборудовать небольшое складское помещение, не поленитесь узнать о последних технологических новинках, которые позволят оборудовать склад более комфортно и удобно. На данный момент существует огромное количество различных строительных модулей, навесных передвижных конструкций и приспособлений, которые помогут развешивать огромное количество различных предметов, вещей и товаром по своим местам. Это способствует эффективному и правильному хранению, а также не отнимает много времени для дальнейшей эксплуатации в нужный момент.

Безопасность

Для создания правильного и удобного склада, нужно обязательно позаботится о его безопасности. Для этого нужно обеспечить правильную систему вентиляции, поменять проводку для предотвращения возгорания и побеспокоится о стропах, крепежах и других элементах, на которых возложен серьезный и важный груз. Все эти меры будут способствовать быстрой и эффективной работе на складе, даже если он имеет небольшие параметры для хранения. Правильное оборудование и грамотная планировка, - вот залог длительной эксплуатации этого помещения в дальнейшем.

Надежное и безопасное хранение продукции является важным условием ее успешной реализации. Расширение производства или поиск новой ниши на рынке делает необходимым более практичное обустройство существующих складов и создание новых стеллажных систем.

Введение в эксплуатацию складских помещений и правильная организация их работы позволяет значительно увеличить товарооборот, обеспечить сохранность изделий, создать для каждой категории товаров максимально подходящие условия сбережения. Прежде чем заняться оборудованием складов, необходимо ознакомиться с их разновидностями и подобрать оптимально подходящий вариант. Различают ангарные, закрытые и открытые помещения, планировать полезное пространство которых следует в зависимости от типа размещаемой в них продукции.

Правила обустройства склада

Приступая к организации склада, желательно определиться с его функциональным назначением и тщательно рассчитать размеры требуемой стеллажной системы. При составлении проекта в учет должны браться все значимые факторы - площадь застройки, необходимые санитарные условия, габариты хранимых изделий, планируемый бюджет работы. Обратить внимание стоит на эксплуатационные характеристики различных видов стеллажей. Наиболее распространенным вариантом являются полочные конструкции, используемые для размещения розничного товара, а также изделий в металлических или пластмассовых контейнерах.

Стеллаж может быть стационарным или мобильным. Еще одним популярным видом являются поддонные устройства, предназначенные для хранения стандартных и специфических видов товаров. Обустроить склад можно с помощью монтажа сборно-разборных стеллажных систем, среди которых принято выделять грузовые, мобильные и универсальные варианты. Изготавливаются конструкции из нержавеющей стали, высокое качество сборки делает их максимально надежными и устойчивыми.

Занимаясь оборудованием коммерческого складского помещения, необходимо позаботиться о наличии стоянки и удобного подъезда к зданию - перечисленные факторы влияют на продуктивность работы предприятия, позволяют ускорить документооборот и облегчить управление товарными запасами. Особенной популярностью сегодня пользуется монтаж быстровозводимых конструкций. Доверять их установку желательно специалистам организаций, предоставляющих услуги по обустройству складов - к числу наиболее надежных относится компания «МТО». Опытные профессионалы могут не только правильно установить стеллажи , но и дать рекомендации по организации работы и более эффективному планированию помещения.

Рационально использовать полезную площадь позволяет размещение подходящих по габаритам стеллажей, полок и прилавков. Среди наиболее удобных можно выделить гравитационные стеллажные системы, применяющиеся для размещения грузов на специальных роликовых дорожках. Устройства подходят для хранения большого объема товаров, их активно используют в фармацевтической, химической и пищевой промышленности. Оптимизировать работу склада, обустроенного гравитационными конструкциями, позволяет наличие межстеллажных проходов. Размышляя над тем, как правильно обустроить стеллажи на складе, не стоит забывать о выборе подъемно-транспортного оборудования (трапов, столов, платформ), облегчающего размещение продукции. При организации работы складского помещения желательно уделить особенное внимание соответствию стеллажей требованиям безопасности. Конструкции должны быть прочными и устойчивыми, соответствовать высоте помещения и габаритам хранимых грузов.

Основное назначение товарных складов - накопление, хранение и преобразование грузопотока, комплектация товаров в соответствии с заявками покупателей и отпуска их в розничную сеть полностью подготовленными к продаже.

Для проведения перечисленных операций с минимальными трудовыми и материальными затратами и эффективным использованием складских помещений необходимо складское немеханическое оборудование Технология складирования и переработка грузов с различными физическими характеристиками требует применения широкой номенклатуры складского оборудования, которое классифицируется по разным признакам.

Складское оборудование подразделяется по назначению.

Для хранения тарно-штучных грузов;

Для хранения навалочных и насыпных грузов;

Для хранения наливных грузов;

по видам емкостей:

Закрытые;

Полузакрытые;

Открытые;

по конструкции:

Стеллажи;

Поддоны (штабельного или стеллажного хранения);

Контейнеры;

Специальные устройства;

по материалу изготовления:

Металлическое;

Пластиковое;

Деревянное;

Комбинированное.

Оборудование для хранения товаров на складах должно соответствовать типоразмеру склада и способствовать наиболее полному использованию площади и объема складских помещений. Конструкция склада должна быть достаточно надежной, чтобы выдерживать нагрузки и сохранять свои эксплуатационные свойства в течение длительного срока, удобной для укладки и отпуска товаров, приспособленной для применения машин и механизмов, позволяющих максимально механизировать складские операции.

Оборудование для хранения тарно-штучных грузов. На современных складах применяются два способа складирования тарно-штучных товаров: стеллажный и штабельный.

Для хранения товаров используются стеллажи и поддоны.

Стеллажи - это основное модульное оборудование общетоварных складов, используемое для укладки и хранения товаров (рис. 2.27).

Ранее стеллажи в основном изготовлялись из дерева. В настоящее время используют преимущественно металлические стеллажи, так как они более прочны, долговечны, выдерживают большие нагрузки и безопасны в пожарном отношении.

Большим спросом пользуются стеллажи из гнутого перфорированного профиля, которые позволяют снизить массу, уменьшить расход металла, ускорить монтаж конструкций без сварки и без применения каких-либо дополнительных креплений.

Специальные соединения позволят легко и в короткие сроки изменить конфигурацию стеллажной системы, поставить дополнительные полки и в случае необходимости достроить дополнительные стеллажи к уже существующим без использования каких-либо инструментов.

В последнее время как зарубежные, так и российские фирмы в целях защиты металлических поверхностей стеллажей и придания им большей прочности применяют пластифицированные эмали или порошковое напыление путем температурной обработки в специальных печах. Служат такие стеллажи намного дольше.

Иногда на небольших складах используют комбинированные стеллажи, где основной каркас выполнен из металлического профиля, а полки из ДСП.

В зависимости от назначения стеллажи могут быть универсальными и специальными.

Универсальные стеллажи предназначаются для хранения разнообразных продовольственных и непродовольственных товаров в промышленной таре, а также товаров на поддонах. Универсальные стеллажи изготовляют стационарными (неподвижно укрепленными на прочном основании) и передвижными, т. е. оборудованными рамами с колесами и способными перемещаться по специально установленным для них рельсам. Имеются и стеллажи с механическим или электрическим приводом. Широко используются универсальные сборно-разборные стеллажи, которые подразделяются на полочные, ячеистые, каркасные (бесполочные), ящичные.

Рис. Стеллажи

1 - каркасный; 2 - проходной; 3 - консольный;

4 - механический; 5 - гравитационный; 6 -

фрагмент рольганга; 7 - патерностер; 8 - ящичный

Полочные стеллажи представляют собой несколько рядов горизонтальных клеток с настилом, укрепленных на каркасе стеллажа На них хранят товары в таре и упаковке либо уложенные на поддоны.

Быстроразборные универсальные полочные стеллажи позволяют максимально использовать складские помещения

Шаг перестановки полок у них - 25 мм, нагрузка на полку - до 300 кг, высота стеллажей - до 4 м, полки имеют длину от 750 до 1300 мм и ширину от 300 до 900 мм.

Каркасные стеллажи состоят из вертикальной рамы и горизонтальной обрешетки. Они предназначены для складирования товаров исключительно на поддонах или в специальной таре с использованием средств механизации.

Для хранения крупных партий товаров ограниченной номенклатуры применяют проходные (сквозные) стеллажи, которые состоят из каркаса в виде вертикальных стоек, соединенных между собой горизонтальными стяжками. На вертикальных стойках по всей длине на одном уровне смонтированы узкие консоли, которые образуют ячейки, расположенные горизонтальными рядами в несколько ярусов Загрузка стеллажа происходит с одной стороны, а выгрузка - с другой.

Ящичный стеллаж - устойчивый стеллаж с модульными ящиками и разделительной стенкой. Широко используется для складирования и хранения мелкоштучных товаров. Выдерживает высокие нагрузки, легко монтируется. Его габариты: 1300x1030x405 мм.

Специальные стеллажи предназначаются, как правило, для хранения строго определенных товаров (швейные изделия на плечиках) или товаров, имеющих специфические формы и размеры (сортовое железо, трубы, ковровые покрытия, линолеум и т. д.) Используют их и при складировании однотипных тарно-штучных грузов. По конструкции специальные стеллажи подразделяются на консольные, механические и гравитационные.

Консольные стеллажи представляют собой металлические стеллажи с консолями, укрепленными на вертикальных рамах с основанием. Применяют такие стеллажи для хранения сортового металла, труб и строительных материалов. Они могут быть стационарными и передвижными.

Механические стеллажи применяют только для хранения пальто, костюмов, плащей, курток и других швейных изделий на плечиках.

Гравитационные стеллажи состоят из металлических рам, грузовых полок, основаниями которых служат рольтанги. Грузовые полки стеллажей имеют уклон 3-5°. Эти стеллажи предназначены для складирования и хранения однотипных штучных товаров и грузов, уложенных на поддоны, а также затаренных в ящики и бочки. Максимальный вес одного поддона - 1200 кг; максимальная высота стеллажа - 9м. Уложенные на такой стеллаж грузы перемещаются по рольгангам под действием собственной силы тяжести благодаря уклону настила стеллажей. Преимущества гравитационных стеллажей заключаются в эффективном использовании площади и объема склада.

В последние годы появились патерностеры - механизированные стеллажи для ковровых покрытий и линолеума.

Стеллажное хранение товаров на поддонах создает условия для широкого применения подъемно-транспортных механизмов и повседневного оперативного учета товаров. Максимально использовать площадь склада позволяют стеллажные системы для европоддонов. Шаг перестановки полок - 50 мм; высота стеллажей - до 12 м; нагрузка на полку - до 450 кг. Длина полок в зависимости от способа расположения поддонов может быть 1400, 1800, 2200, 2700 и 3600 мм.

Штабельную укладку применяют при хранении различных продовольственных и непродовольственных товаров, затаренных в мешки, кипы, ящики, бочки, стоечные поддоны.

При формировании штабеля необходимо следить за тем, чтобы он был устойчивым, соответствовал определенным нормам по высоте и количеству ярусов, а его размеры и конфигурация не препятствовали свободному доступу к товарам. Высота штабеля зависит от свойств товара, прочности упаковки, возможности средств механизации, допустимой предельной нагрузки на 1 кв. м пола, высоты складских помещений.

Различают три способа штабельной укладки товаров: прямая, перекрестная и обратная.

При прямой укладке тару с товаром устанавливают точно одну над другой. Такой способ применяется при штабелировании ящиков. Для повышения устойчивости штабеля может применяться прямая пирамидальная укладка, при которой в каждом верхнем ряду число затаренных мест сокращается на единицу и каждое место, распложенное в верхнем ряду, опирается на два нижних; этот способ укладки удобен при штабелировании бочек.

Перекрестная укладка применяется для ящиков различных размеров. При этом ящики верхнего яруса укладывают поперек ящиков нижнего.

Товары, затаренные в мешки, штабелируют обратной укладкой. При этом способе каждый следующий ряд мешков размещают на два предыдущих, но в обратном направлении.

При укладке товаров в штабеля необходимо следить за тем, чтобы в складском помещении обеспечивалась интенсивная циркуляция воздуха, и поддерживалась необходимая влажность. С этой целью штабеля должны отстоять не менее чем на 0,5 м от внешней стены и на 1,5 м от отопительных приборов. Между штабелями должны быть проходы шириной 1,5 м.

Наиболее эффективным является штабельное хранение товаров, уложенных на поддоны.

Из уложенных на поддоны товаров формируют грузовые пакеты, одинаковые по форме и объему, независимо от размеров единичной потребительской упаковки, что создает возможность использовать для их перемещения электрические погрузчики с подъемными вилами, штабелеукладчики и другие подъемно-транспортные машины. Поддоны в этом случае выполняют роль оборудования не только для хранения товаров на складах, но и для перевозки грузов различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным, автомобильным и водным.

В зависимости от конструкции поддоны подразделяют на: плоские, стоечные и ящичные (рис. 2.28).

Рис. Поддоны:

1 - плоский деревянный; 2 - стоечный; 3 - ящичный; 4 - ящичный в сложенном виде

Плоские поддоны изготовляют одно- и двухнастильными. Однонастильный поддон имеет только погрузочную площадку (сплошную или решетчатую) и опирается на пол брусьями по всей ширине или стойками по углам, двухнастильный - погрузочную и опорную площадки. При изготовлении поддонов используются лесоматериалы и металл Деревянные поддоны крепятся обычными гвоздями, проволочными скобами, шурупами, болтами. Наиболее надежным является болтовое крепление. Плоские поддоны применяются для транспортирования и перевозки тарно-штучных и пакетированных грузов

По способу захвата вилочным погрузчиком поддоны подразделяются на двухзаходные и четырехзаходные. Четырехзаходный поддон размером 800x1200 мм и максимальном грузоподъемностью 1 т принят как стандартный для всех отраслей экономики.

Стоечные поддоны отличаются от плоских тем, что они имеют стойки, которые позволяют делать многоярусную укладку поддонов и предназначены для пакетирования и хранения легкоповреждаемых штучных грузов (товары в картонных коробках, фольге, бумаге и т. д.). Стойки поддонов могут быть постоянными или съемными.

Стоечные поддоны применяются для механизированного перемещения, погрузки, разгрузки и складирования мелких и легко повреждаемых товаров.

Сформированные на стоечных поддонах пакеты с грузом штабелируют на складе в 3-5 ярусов или устанавливают в ячейки стеллажей.

Ящичные поддоны используются для мелкоштучных и легкоповреждаемых товаров, которые не могут быть уложены на плоские или стоечные поддоны (свертки, связки и т. п.) Ящичные поддоны изготавливают в форме ящика, основание которого - плоское дно. Стенки таких поддонов, могут быть съемными и несъемными (неразборными).

В целях экономии складской площади при хранении порожних поддонов, а также эффективного использования объема кузова транспортных средств при вывозе тары стоечные и ящичные поддоны делают складывающимися.

Основные типы, размеры (мм) и грузоподъемность поддонов следующие:

плоские (800x1200x144, 1000x1200x144) - 1-2 т;

стоечные (800x1200x1740; 100x1200x1150) - 0,5-2 т;

ящичные (835x1200x930; 100x1200x1150) - 0,5-2 т.

Кроме деревянных и металлических поддонов, выпускают и пластмассовые.

Пластмассовые поддоны бывают двух типов плоские однонастильные четырехзаходные и ящичные. Преимущества таких поддонов: красивый внешний вид, малая масса при той же грузоподъемности, гладкая поверхность без острых углов, не требуется специальной окраски. Недостатки - высокая стоимость, хрупкость, сложность ремонта.

В настоящее время появились специальные шкафные складные поддоны для транспортировки тяжелых материалов (подшипники, скобяные изделия). Обе короткие стороны имеют откидные верхние половины для удобства отбора товаров при штабелировании и укладке на полках. У шкафных и бордюровых поддонов сеточных или полностенных складной конструкции откидную половину делают только на одной длинной стороне. Сеточные поддоны имеют сетки также лишь на длинных стенах. Их короткая сторона сделана из крепленого листового металла Поддоны предназначены для манипуляции как с легким товаром, так и с тяжелыми материалами

Оборудование для хранения навалочных и сыпучих грузов. Для навалочных и сыпучих грузов устраивают специальные склады. Большинство навалочных грузов (уголь, Песок, щебень) хранят на открытой складской площади, а портящиеся под действием осадков грузы (жмых, удобрения, поваренная соль, корнеплоды) хранят в закрытых помещениях.

К сыпучим грузам относятся также зерновые (пшеница, ячмень), бобовые (горох, фасоль), масличные (семечки) и продукты их переработки, перевозимые и хранимые в неупакованном виде. Пункты, через которые проходит большое количество зерна и где осуществляется его хранение, называются элеваторами. В торговле хранение зерновых осуществляется на общетоварных и специальных складах.

К оборудованию складов для хранения навалочных и сыпучих грузов относятся бункеры, закрома, щиты ограждения.

Бункер - это специально оборудованное стационарное или передвижное вместилище для навалочных и сыпучих грузов. По материалу изготовления бункеры бывают деревянные, металлические и железобетонные, а по форме - прямоугольные, круглые и конические. У каждого бункера имеются вверху загрузочные устройства, а снизу - высыпной люк с затором. Емкость бункерных устройств различна - от 20 до 100 м и более.

Закром - это отгороженное вертикальной перегородкой специальное место склада для засыпки навалочных и сыпучих товаров. Иногда закром устраивают с внутренними перегородками, образующими раздельные ячейки.

Вместилища больших размеров в форме ящиков, которые используются для загрузки навалочных и сыпучих грузов, также относят к закромам. Наибольшее распространение на складах получили железобетонные и деревянные закрома.

В целях экономии складской площади за счет увеличения высоты слоя хранимого товара применяют щиты ограждения. Деревянные или бетонные щиты используют как на открытых складских площадках, так и в закрытых помещениях.

Оборудование для хранения наливных грузов. Для хранения на складах наливных грузов (растительных масел, нефтепродуктов и др.) используют резервуары, специализированные контейнеры, чаны, бочки.

Резервуаром называется вместилище для жидких товаров в виде цистерн, бидонов, баков. Для хранения темных нефтепродуктов (дизельного топлива) устраивают бетонные, каменные или железобетонные наземные и полулуподземные резервуары с плоскими или коническими крышками, а для светлых нефтепродуктов - стальные сварные резервуары различной формы и емкостью от 5 до 100 м 3 . Они снабжаются люками для замера, ремонта, приспособлениями для залива и слива нефтепродуктов и спуска воды, клапаном для выпуска смеси.

Резервуары для хранения нефтепродуктов устанавливают на открытых площадках складов.

Для хранения растительных масел используются стальные резервуары, залив в которые и слив из них осуществствляются самотеком или при помощи стационарных или передвижных насосных станций. Резервуары для хранения масел располагают под навесом, в подвальных и полуподвальных помещениях, над разливочными, расфасовочными и сблокированными с ними складами хранения масел в таре.

Специализированные контейнеры используют для кратковременного хранения на складах отдельных видов продуктов (например, овощей). Они могут быть различной системы, закрытыми, с люком в крышке, днище или же в стенках. Использование таких контейнеров экономически выгодно. Эти контейнеры являются одним из видов специальной тары, рассчитанной на механизацию и упрощение операций, связанных с хранением и транспортированием груза с учетом его специфических свойств. Масса таких контейнеров от 30 кг до 1,25 т.

В настоящее время для хранения и перевозки наливных и сыпучих грузов нередко используют мягкие эластичные контейнеры емкостью от 0,2 до 10 м 3 . Они xapактеризуются высокой прочностью на разрыв, износостойкостью и малой массой. Порожние мягкие контейнеры перевозят в сложенном виде.