Новый год - один из самых торжественных и массовых праздников в нашей стране. Отмечают его обычно в большой компании: в семейном кругу или c друзьями, коллегами. Если в такой компании найдется фотолюбитель, то можно во время торжества сделать такой необычный кадр в стиле фризлайт.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 85.0 мм экв.

Название “фризлайт” переводится буквально как “заморозка света”, но точнее будет сказать “рисование светом”. Суть его в том, что на выдержке в несколько секунд непосредственно в кадре двигают любой точечный источником света: небольшой фонарик, свечу или бенгальский огонь. При этом вся траектория движения источника света остается на снимке. А вот “художник” на такой длинной выдержке размоется от собственных движений, от него в лучшем случае останется не очень четкий силуэт. Таким образом прямо в кадре можно рисовать, писать надписи. Безусловно, это требует определенной сноровки, но и научиться можно буквально с нескольких попыток.

Особенно интересно такую съемку проводить коллективно: пусть каждый участник процесса нарисует в кадре что-нибудь. Например, я попросил четверых своих друзей нарисовать каждого по цифре. В итоге на фото получилась надпись “2015”. Безусловно, снимать фризлайт можно и одному, но в компании интереснее и веселее. Всё, что вам потребуется для съемки:

    Штатив. Ведь съемка будет вестись на выдержке в несколько секунд. Если держать при этом камеру в руках, ничего не получится: кадр будет смазанным, нечетким. Если штатива нет, фотоаппарат можно поставить на стол, стул стопку книг или любую другую надежную поверхность. Однако, без штатива будет сложнее скомпоновать снимок, да и идеальной резкости вряд ли удастся добиться.

    Фотоаппарат с возможностью ручной настройки выдержки. Например, любой из зеркальных фотоаппаратов Nikon: Nikon D3300, Nikon D5300, Nikon D7100. Объектив для таких съемок подойдет также любой. Такой же возможностью обладают фотоаппараты системы Nikon 1 (Nikon 1 J4, Nikon 1 S2, Nikon 1 V3) и многие “продвинутые” компактные фотоаппараты, например Nikon COOLPIX P600.

    Слабое освещение. Чтобы что-то успеть нарисовать светом в кадре, нужна выдержка хотя бы в две секунды. Чтобы добиться такой длинной выдержки и при этом не получить слишком светлый кадр, снимать необходимо в темноте. Например, дома с выключенным светом или же ночью на улице. Чтобы кадр выглядел интереснее, лучше рисовать не в кромешной темноте, а так, чтобы все же были видны какие-то предметы на фоне или на переднем плане. Я для съемки выстроил композицию из горящей свечки, елочной игрушки, мишуры и новогодней елки.

Фризлайт: настройки фотоаппарата

Итак, камера установлена на штатив, кадр скомпонован. Пришло время подумать о настройках!

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/60 с, 85.0 мм экв.
  • Нам нужна длинная выдержка . Чтобы ее контролировать, лучше всего снимать в режиме S (приоритет выдержки) или М (полностью ручной). Насколько длинной должна быть выдержка? Во многом зависит от условий съемки и того, насколько долго вы планируете рисовать светом в кадре. Обычно 2-10 с вполне хватает. Если вы снимаете что-то большое, можно поставить и выдержку в 30 с. Если вы не уверены в выборе выдержки, я советую начать со значения 5 с. В режиме S автоматика сама настроит диафрагму в зависимости от выбранных вами параметров и условий съемки. Опытные фотографы, умеющие работать в режиме М, смогут самостоятельно подобрать диафрагму исходя из своих соображений. Обычно съемка фризлайта происходит при диафрагмах F8-F22.

    Установите минимальное ISO. Это обеспечит максимальное качество изображения и позволит не пересветить кадр на длинной выдержке.

    Настройте баланс белого. Это обеспечит корректную цветопередачу на снимке. Для съемки бенгальских огней можно использовать предустановку баланса белого “лампы накаливания”.

    Настройте фотоаппарат на автоспуск. Это позволит не трясти камеру на штативе или опоре при нажатии на кнопку спуска. При автоспуске камера сама просигнализирует вашим художникам, когда начинать рисовать.

    Заранее сфокусируйтесь на дистанции съемки. В этом вам опять помогут какие-то предметы, включенные в кадр. Я сфокусировался на свечке. Если вы снимаете в полной темноте, придется включить свет, сфокусироваться, а затем отключить автофокус: ведь в полной темноте он работать не будет.

Итак, всё готово! Раздайте задания друзьям, которые будут рисовать в кадре. Я попросил каждого нарисовать по цифре. Вы можете придумать свои идеи: фантазируйте! После этого, зажигайте бенгальские огни и нажимайте на кнопку спуска. Если вы всё делаете в одиночку, запущенный на фотоаппарате автоспуск даст вам время зажечь огонек и приготовится к самостоятельному рисованию. Сделайте несколько вариантов, а потом выбирайте лучший! Делитесь получившимися фотографиями в комментариях к статье!

Первое, что нужно сделать, – настроить фотокамеру. Три основных кита, на которых держится фризлайт: выдержка, диафрагма и светочувствительность.

Выдержка должна быть поставлена на такое значение, при котором вы успеете нарисовать нужный вам узор, то есть от 5 секунд. Если вы пробуете нарисовать букву или цифру, то такого минимального значения хватит. Если же вы затеваете что-то более грандиозное, то лучше привлечь других людей, чтобы всем вместе успеть нарисовать в воздухе все, что задумали.

Не станем углубляться в научные термины и скажем, что оптимальным значением светочувствительности станет 100 ISO. С помощью диафрагмы можно регулировать количество попадаемого света: при меньшем значении диафрагмы на матрицу попадает меньшее количество света, при большем – наоборот.

Малейшей дуновение ветра, дрожание руки влияет на качество изображения, поэтому при съемке лучше пользоваться штативом. Также, при наличии неровных поверхностей, используют старый способ – фотокамеру ставят на рассыпанную крупу.

Фризлайт: техника и источники света

Получить фризлайт-фото удастся только в темное время суток или в неосвещенной комнате. Это происходит за счет фиксирования на пленке только ярких источников света, а так как искусственный источник света не затмит по яркости дневное освещение, ваши рисунки не станут заметны на фото. Под источниками света понимаются всевозможные фонарики, лазеры, люминесцентные лампы, бенгальские огни.

При использовании лазера вам удастся изобразить рисунок на каком-нибудь объекте, а при применении бенгальских огней получатся «пушистые» линии. Кстати, камера сможет уловить только красный, зеленый, синий, желтый и белый цвета, так что при проектировании изображения учитывайте и эту особенность.

Как рисовать фризлайт: обучение

Прежде, чем приступать к делу, нужно немного потренироваться, чтобы вы смогли нарисовать нужный вам узор в воздухе, используя проектное мышление. Не всем удается сделать это с первого раза.

Замаскировавшись под черной одеждой и быстро передвигаясь, вы можете спокойно создавать рисунок светом в объективе камеры, так как вас не будет заметно на фото. Если же вам хочется покрасоваться рядом с замысловатыми и фантастическими узорами, направьте прямой луч света на себя.

Попытки нарисовать что-то светом предпринимались давно – одним из первых, кто пытался это сделать, был Сальвадор Дали. Однако, в современном понимании этот вид фотографии возник совсем недавно. Сейчас, ввиду широкого распространения фотоаппаратов, искусство фризлайта переживает возрождение. Создать светящиеся рисунки на фото может любой желающий, кто имеет фотоаппарат с регулируемой выдержкой. Можно развлекаться таким способом с друзьями, а можно творить шедевры в одиночестве. Не важно, сколько вам лет, искусством фризлайта может овладеть каждый.

Ниже приведены фризлайт фото, предоставленные творческим объединением

Снимки, выполненные в технике фризлайт, смотрятся очень эффектно, художественно. Только фотограф и его помощник знают секреты, которые помогли движение световых лучей заключить в один кадр. Никакого волшебства, только соблюдение определенных правил и мастерство. Хотите овладеть навыками фризлайта - следуйте нашим советам.

Виды фризлайта

Выделим три разновидности, которые чаще всего встречаются в работах фото-мастеров:

  1. Моно-композиция. В центре кадра - один предмет, вокруг которого происходит световое движение. Это может быть человек с фонариком, который прорисовывает в пространстве фигуры, соответствующие задумке фотографа.
  2. Мульти-композиция. В кадре несколько героев, каждый из которых выполняет свою фризлайт-роль. Структура снимка выстраивается по горизонтали или вертикали, в зависимости от расположения объектов. Важно учесть баланс светящихся предметов, четко выдержать смысловую и художественную симметрию.
  3. Размытие. Кадр построен на абстракции, черты заретушированы. Световые лучи теряют четкость линий, обретают размытое свечение. Кадр может быть построен на каком-то одном изображении, которое становится центром композиции и берет на себя главный акцент. Или же фотограф выражает в снимке множество светящихся объектов, делает фотографию плоским арт-пространством.
  4. Световые мечи. Эта техника позволяет создавать в кадре надписи, иероглифы, орнаменты. Как правило, для фона ничего не требуется. Просто темнота.

С разновидностями фризлайта мы разобрались, теперь подробнее рассмотрим основы техники, на чем она строится, что нужно для того, чтобы художественно остановить движение света, эстетично поймать его в кадр.

Семь основных правил, которым следуют профессиональные фотографы:

Обязательное требование - темный фон

Никаких дополнительных источников света, боковых светильников и ламп. Съемка должна проводиться в полной темноте. Успех кадра - в контрасте между фоном и световым изображением. Фотографировать можно ночью под открытым небом, но внимательно выбирать место - чтобы на заднем плане не было огней цивилизации (окна домов, фары машин, витрины магазинов и т.д.). Идеальный вариант - в закрытом помещении, которое располагает свободным пространством для создания фризлайт композиций.

Выбор инструментов для световых рисунков

Все зависит от задумки. Хотите создать размытые очертания - используйте ручные фонарики с рассеянным светом или дисплей телефона в активном режиме. Для прорисовки букв и орнаментов хорошо подходят световые мечи, лазерные указки. Чтобы кадр получился интереснее и выразительнее, сочетайте различные цвета: красный, синий, белый, зеленый.

Многое зависит от самой камеры

Для фризлайта специалисты рекомендуют отдавать предпочтение цифровым фотоаппаратам, поддерживающим параметры съемки на длительных выдержках. Сразу просматривайте снимок - это поможет откорректировать композицию, правильно выстроить экспозицию.

Использование штатива

Техника фризлайта основывается на длинной выдержке, которая невозможна без устойчивой опоры. Задача штатива - обеспечить отсутствие вибраций, которые могут навредить кадру, сделать его размытым, исказить рисунок. Идеальный вариант: штатив + пульт дистанционного управления, что позволит избежать механического воздействия на корпус камеры через нажатие на спуск.

Идея и сюжет

Прежде чем приступать к выстраиванию композиции, продумайте, что вы хотите отразить в кадре, задайте ему смысловую нагрузку. Обеспечьте все условия для воплощения художественной задумки. Каждая деталь должна быть на своем месте. Так вы сэкономите время, силы и сможете добиться ожидаемого результата.

Помощники, ассистенты

Фризлайт - техника, которая подразумевает работу нескольких людей. Хотите сделать красивый кадр - найдите художника, который будет рисовать светом. Это совсем не сложно. Главное - дать вводные указания и объяснить, в чем заключается смысл конкретного кадра.

Запас времени

Не пытайтесь уложиться в конкретные рамки. Фризлайт требует творческого подхода и экспериментов. Не факт, что предполагаемая вами фото-задумка получится с первого раза. Иногда на воплощение сложных творческих идей уходит по несколько часов.

Фризлайт фото. Пошаговая инструкция

Этап 1. Концепция. Чтобы снимок получился идейно выразительным, придумайте ему сюжет. Что должно стать основой композиции и почему. От идеи зависит итог: кадр либо запомнится и произведет впечатление, либо получится неинтересным. Закройте глаза и представьте, как будут смотреться лучи в движении, чем можно дополнить структуру кадра, какие цвета использовать. Только после того, как у вас в голове родилась художественная идея, можно приступать к реализации фото-задумки в жизнь.

Этап 2. Выберите место съемки. Оно напрямую зависит от идеи и сюжета. В центре композиции будет один человек и световые лучи при этом скромное скромное пространство - можно организовать фотосессию в помещении. Задумали для фризлайта мульти-композицию - используйте место под звездным небом. Важные правила: темное время суток и отсутствие светящихся предметов на заднем плане. Чем глубже контраст, тем выразительнее получится кадр.

Этап 3. Выбор ракурса и подготовка камеры. Прежде чем посмотреть на картинку через объектив, оцените пространство кадра и композицию своими глазами. Это поможет выбрать правильный ракурс. Установите камеру на штатив и проверьте конструкцию на устойчивость.

Этап 4. Устанавливаем параметры съемки. Оптимальное значение для выдержки - 10-30 секунд. Как правило, этого времени достаточно для создания фризлайт рисунков. Диафрагма выставляется на максимальных значениях. Чем выше ее параметры, тем качественнее получится снимок.

Этап 5. Создание рисунка. Стартом становится открытие затвора. Как только фотограф нажмет на кнопку спуска, в кадре должна начаться динамика. Важные правила: движение источников света осуществляется без остановок (стоп грозит засветом снимка); чем медленнее перемещения, тем ярче лучи; красивый рисунок требует репетиции.

  • Просто и важно.
    Обязательно просматривайте получившийсе кадры. Увидев ошибки и недочеты, примите их к сведению и учтите при выстраивании новой фотографии.


Идеи для фризлайт фотографий

Информация будет полезна тем, кто только знакомится с техникой фризлайт. Знакомим с тремя простыми способами съемки, которые подарят выразительные и эффектные кадры.

Способ 1. Прорисовка контуров предметов

Для осуществления задумки нужна полная темнота и человек в черной одежде, стоящий спиной к камере. В качестве источника света можно использовать фонарик или мобильный телефон со включенным дисплеем. Задача помощника - по команде фотографа обвести в воздухе контур предметов, которые он видит перед собой. Это может быть все, что угодно: мебель, предметы интерьера, геометрические фигуры, силуэт человека.

  • Главное не останавливать движений и уложиться в заданное время (от 10 до 30 секунд).

Способ 2. Надписи и орнаменты

Перед съемкой покажите помощникам графическое изображение основы композиции. Они должны запомнить его и повторить с помощью светящихся предметов. Это могут быть слова, по смыслу дополняющие фон снимка. Например: на фоне ночного города его фризлайт-название.

Идея для свадебной фотосессии: на фоне вечернего торжества - прорисованное светом сердце или слово “любовь”. Для этой задумки лучше выбирать открытое пространство, которое дополнит деталями композицию кадра, сделает его емким по смыслу.


Способ 3. Групповой фризлайт

Способ, для которого нужно несколько помощников. У каждого из фризлайт-художников должен быть источник света со своим цветом. Чем богаче сочетание оттенков в кадре, тем он эффектнее. В соответствии с задумкой задайте участникам фотосета роли и проведите инструктаж: какое изображение рисовать, с какой скоростью, перемещаться или стоять на месте.

Попробуйте сначала создать композицию вокруг трех объектов. Людей можно размещать на разных уровнях, выше, ниже, правее, левее, но при этом балансировать построение кадра, чтобы он получился композиционно уравновешенным, органичным.


Какие источники света использовать

В заключение статьи дадим советы по использованию источников света, которые позволяют добиться различных фризлайт эффектов:

  • Дисплей мобильного телефона. С его помощью можно оставлять в воздухе достаточно широкие линии, прорисовывать предметы в размытом силуэте.
  • Фонарики. Это могут быть как дешевые с лампами накаливания, так и современные модели со светодиодами.
  • Елочные гирлянды, светодиодные ленты - определяют контуры предметов, силуэты людей. Чаще всего используются для выражения динамики движений человека.
  • Свечи, факелы, зажигалки. Огонь позволяет создавать особенно красивые фризлайт композиции. Но эти инструменты опасны. Применяют во время fire-шоу артистами, владеющими специальными навыками.
  • С помощью бенгальский огней можно создать сверкающие пушистиые контуры. Но также, как и с источниками открытого огня, следует учитывать правила безопасности.
  • Лазерные указки. Прорисовывают контуры предметов тонкими светящимися линиями. Но есть важное правило: нельзя направлять в камеру (лучи могут навредить матрице) и в глаза человека.
  • Световые лучи. Конструкции из прозрачной пластиковой трубки с диодами - идеальный инструмент для художественного фризлайта. Геометрические фигуры, орнаменты, надписи, заполненные светом абстракции - их возможности обширны.

Определившись с концепцией съемки, выбрав место и инструменты, не бойтесь импровизировать. Фризлайт любит эксперименты и смелые художественные решения. Чем креативнее задумка, тем выразительнее кадр. Помните об этом и будьте уверены в успехе своей творческой фотоидеи.

Материал для раздела «Как это сделано» предоставлен сайтом kaketosdelano.ru

Определение звучит следующим образом: «Фризлайт - это фотографирование осмысленно нарисованных светом объектов и абстракций на длинной выдержке» .

Настройки камеры.

Снимать лучше в полностью ручном режиме – M . В этом режиме необходимо уметь настраивать следующие параметры: выдержку, светочувствительность и диафрагму.

Выдержка . Именно она позволяет фиксировать след от любого движущегося источника света. По сути именно из таких следов и получаются наши необычные рисунки. Диапазон выдержек широк. Бывают сверхкороткие (тысячные доли секунды) и длинные. Во фризлайте, как правило, используются последние – от 5 секунд . За это время к примеру можно нарисовать символ или букву. Для более сложных задач времени нужно больше. В общем длительность выдержки – это время, которое вы выделяете себе на творчество.

Выдержка зависит от времени, которое требуется для того, чтобы рисовать. И от света. Чем темнее, тем комфортнее.

Светочувствительность или другим словом ISO. Лучше всего использовать диапазон от 50 до 200. Но чаще всего применяется показатель ISO равный 100 .

Диафрагма. С её помощью вы регулируете количество света, попадающего на матрицу. Чем больше значение, тем меньше света, чем меньше значение, тем больше света. Выставляется она в зависимости от условий освещения.

Условия для съемки.

Поскольку применяет большая выдержка, то обязательным условием для съемки является стабильность камеры.

Процесс рисования.

Чтобы не засветиться в кадре, нужно одеться полностью в черное и, не попадая на себя фонариком, постоянно передвигаться перед камерой.

Если нужно, чтобы на снимке помимо световых изображений наоборот была модель, то используйте яркий прямой источник света. Модель во время съемки ни в коем случае не должна двигаться, улыбаться, шевелиться и т.д., иначе выдержка сделает свое дело и весь рисунок смажется.


Источники света.

Мы рисуем всем, что светится. Чаще всего - диоды, галогеновые лампы. (Они работают от батареек, ими легко рисовать, перевозить).

Светодиодный фонарик . Один из самых дешёвых инструментов для рисования. Можно найти такие фонарики разных цветов. Еще бывают светодиодные жезлы, ленты и фонарики-люстры. В них диоды встроены в несколько рядов.

Люминесцентные лампы. Можно подзарядить от двенадцативольтового аккумулятора, т.к. они предполагают питание от сети, что неудобно при рисовании вдалеке от электрических розеток.

Лампы накаливания. Чтобы отходить на расстояние от сети, можно использовать просто многометровый удлинитель. Также у этих ламп можно регулировать мощность - эффект получается разным.

Лазеры.

Любой источник света можно фильтровать . Если у кого из профессионально занимающихся фотографий есть фолиевые фильтры - можно использовать их. Но т.к. стоят они внушительно, остальным можно посоветовать купить в любом канцелярском магазине полупрозрачные пластиковые цветные папки и вырезать из них кружочки, которые либо засунуть внутрь фонарика, либо приклеить сверху скотчем.

Осторожными нужно быть с такими источниками света, как бенгальский огонь и пиротехника, свечи - поскольку их довольно проблематично потушить сразу.

Начинающим фризлайтерам можно посоветовать сделать разметку на стене в темной комнате, чтобы лишний свет не мешал. Источник света выдвигается чуть вперед. На стену наклеивается изолента, определяющая то прстранство, в котором будет находиться изображение. Рисовать при этом нужно чуть ближе к объективу, чем находится разметка.

Либо смотреть на стену за фотоаппаратом и представлять примерное пространство, ориентируясь по этим точкам.

Также можно использовать трафарет.

Чтобы реализовать сложный рисунок, для начала нужно понять, как его рисовать. Набросать сначала в блокноте и отрисовать несколько раз, чтобы проявилась мышечная память. Еще можно рисовать мелками на асфальте, как мы делаем это на мастер-классах.

Это нужно для того, чтобы в процессе рисования не задерживать фонарик, не задумываться, куда дальше вести линию. Иначе на рисунке останутся незадуманные пятнышки.

У начинающих фризлайтеров все получится далеко не с первого дубля. У нас тоже получалось только с..надцатого. :) И даже сейчас дубля с 2-3 чаще всего.

Но не нужно сразу бросать идею, если она не получается, а делать до тех пор, пока не получится. Так что нам остается только пожелать вам терпения и настойчивости.

Если источников несколько.

Фризлайтеры работают иногда вдвоем, втроем, а порой работает только 1 человек, он перебирает источники света, разложенные по карманам. Еще их можно прятать, например, за модель, подбегать к ней и менять.

Когда мы делали промо-ролики к Олимпийским играм, то для них были отсняты несколько тысяч кадров.

Для начала мы изучили движения спортсменов, затем отрисовали их покадрово (примерно по 25 кадров), упростили. Потом по этой раскадровке срисовывали прямо с листа. И таким образом создавали каждое движение спортсменов.
Помочь могут только терпение и упорство.

Приходилось сразу переносить отснятые кадры в ноутбук и смотреть что получается, потому что потом воссоздать те же условия было бы невозможно. От холода очень быстро садились батарейки, так что приходилось держать несколько про запас.

Технику лучше всего объяснить на конкретном примере.

Мы выбрали фотографию из серии, снятой на 47 этаже дома на Мосфильмовской в ноябре 2009 года.

Снималось ночью.

Выдержка около 40 секунд. По 5-6 секунд на каждую звездочку. Режим balb. Поскольку такой выдержки нет в стандартных настройках, придется либо задерживать пальцем, либо использовать пультик.

Ручной режим M .

Светочувствительность ISO ~100 . На пленке это будет где-то 200-400.

В зависимости от условий освещения выставляем диафрагму.

Само рисование происходило галогеновым фонариком фирмы Maglight. У таких фонариков есть возможность фокусирования пучка света. От этого зависит толщина и структура линии.

Звезды рисовались поэтапно.

Сам процесс происходит так. Человек берет фонарик, включает его и в темноте рисует контуры каждой звезды. Мы часто ломаем на фонариках кнопки, чтобы не тратить время на их включение-выключение. То есть пока мы удерживаем кнопку, фонарик светится, отпускаем - выключается.

Ориентиры.

1) Можно ориентироваться по штативу, используя его как зрительную ось. Светить нужно четко в объектив под прямым углом.

2) Чтобы лучи были одинаковые, можно ориентироваться по собственному телу. При выполнении лучей звезд мы ориентировались на свои руки.

Можно добавить, что с опытом начинаешь ощущать пространство, потом будет казаться, что линия остается после того, как ее провели.

Тратилось примерно по 5-6 секунд на каждую звезду, шестую рисовали, стоя на лестнице.

В некоторых местах на звездах можно заметить более широкие световые точки на линиях. Это так называемые засветки. Засветки получаются, когда человек во время рисования немного задумался, либо выключал фонарик.

Световые блики - на них делается специальный упор. Когда фонарик опускается вниз, он идет не совсем в объектив на 90°, а чуть на пол.

Чтобы не остаться случайно в кадре, рисовать нужно в темной одежде и ни в коем случае нельзя попадать на себя фонариком.

А еще не оставаться долго на одном месте, необходимо все время перемещаться.
Фотоаппарат должен быть зафиксирован на штативе .

Всегда нужно помнить о технике безопасности . При создании этой работы один человек непосредственно рисовал, второй стоял за камерой, а третий наблюдал, чтобы рисующий не сделал никуда лишний шаг.

Поэтому вам понадобится много терпения, старания, упорства и отличное воображение, чтобы повторить любую из работ команды freezelight.ru.

(англ. freezelight) - фотосъёмка на длинной выдержке, ключевой особенностью которой является создание осмысленных образов и абстракций при помощи различных источников света. Важное условие - отсутствие компьютерной обработки снимка.

Замечательный сюжет про фризлайт, легко и доступно рассказывающий как рисовать светом и что для необходимо для того, чтобы освоить этот вид искусства.
Сюжет снят компанией «ГалилеоМедиа», за что ей большое спасибо и ссылка на этот же сюжет, на их, фирменном сайте .

Текст сюжета (без расшифровок интервью)

Что будет, если заморозить воду? Правильно, лед. А если заморозить свет? Думаете, это невозможно! Возможно! Более того, получится очень красиво! Но что нужно сделать, для того, чтобы остановить луч света? Несложные устройства, вроде адронного коллайдера и небольшая группа из пары сотен учёных? Вы удивитесь, но чтобы заморозить свет, понадобится фонарики разнообразных форм и размеров, а так же специалисты в неброских одеждах.

Впрочем, обо всём по порядку. Термин «замороженный свет» - это дословный перевод с английского словосочетания «фризлайт». А это фризлайтеры - Артем и Роман, которые ежедневно отправляют свет в морозилку. Мы совершенно не шутили про фонарики. У Артема и Романа можно найти сотни разных лампочек, светодиоды и лазерные указки. Этот прибор называется световой шест, это люстра, а это пушка. Это всё - источники света. Который как-то нужно заморозить.

Тут же в студии лежат брюки, кофты и перчатки. Но зачем фризлайтерам переодеваться в тёмное, неужели, рисуя светом можно испачкаться? Теперь, когда мы поняли, что является источником света, выясним, как же им рисовать. Если карандашом рисуют на чём-то светлом, то для света понадобится нечто тёмное. Работа ведётся либо по ночам, либо в студии без окон.

Без чего не получится заморозить свет, так это без фотоаппарата. Желательно профессионального, с большим количеством настроек и хорошей оптикой. Кстати, не расстраивайтесь заранее - есть способ заставить простую цифромыльницу делать фризлайт-картины. Только её надо обхитрить. Как - расскажем чуть позже. Секрет замораживания светового рисунка состоит в управлении тремя основными величинами, которые регулируются в профессиональной камере. Что это за величины?

Первое – это выдержка - время экспонирования снимка. Чем сложнее рисунок, тем больше тратится времени на его создание, и тем длиннее выдержка. Важно помнить правило - если выдержка будет недостаточная, то рисунок светом выйдет комом.

Вторая величина, о которой должен знать фризлайтер - светочувствительность. Помимо ИСО – то есть, светочувствительности, нельзя забывать про диафрагму. Она изменяет количество света, проходящего через объектив. Если освещения слишком много и оно мешает сделать фризлайт-снимок, диафрагму надо закрыть. Иначе снимок получится слишком светлым. Это очень важно - ничто не должно мешать фотоаппарату отчётливо видеть свет.

А теперь время открыть секрет одежды фризлайтеров. Почему на готовых картинах рисовальщики волшебным образом исчезают? А вспомните одежду Артема и Романа. Чёрный свитер, это не дань памяти Стиву Джобсу. При большой выдержке, когда все движения размываются, человек в чёрном просто сливается с окружающей его темнотой. А вот когда надо показать человека в кадре, его одевают в светлое и освещают.

Артем и Роман делают тестовый кадр, на котором присутствует человек и нарисованные светом линии. Линии можно получить какие угодно, в зависимости от фантазии тех, кто машет фонариками.

Итак, фонарики заправлены - пора в путь, к более сложным картинам! Ещё один секрет успеха фризлайтера – хорошая координация движений и развитое пространственное мышление.

Цветок вырос и… ожил. Ведь, если поставить себе задачу, можно сделать мультфильм, последовательно рисуя одну картину за другой. Замороженный свет оживает и превращается в видеоклип. Мультипликационные герои и предметы начинают жить в реальном мире.

Помните, мы обещали раскрыть потенциал бытовых цифромыльниц? Сейчас фризлайтеры поведают, как обхитрить простой фотоаппарат, чтоб тот смог заморозить световой рисунок.При большой выдержке дрожание руки дает смазанность, которую называют шевелёнка. Чтобы избежать нечеткости изображения, фризлайтеры в своей работе обязательно используют штатив.

А теперь - внимание! Артем и Роман нарисуют фризлайт-картину специально для Галилео! Сначала Роман рисует эскиз. Это телебашня, от неё во все стороны по небу идёт трансляция. В центре летит ракета. Вокруг звёзды. Это всё достаточно просто. А вот чтобы сделать надпись Галилео, придётся потренироваться писать ее в зеркальном отображении. Придётся покрутиться у зеркала, как девушка перед свиданием.

Пора воплощать в жизнь фризлайт-картину в стиле «Галилео»! Артем и Роман распределили роли и провели репетицию, отработав последовательность передачи друг другу фонариков. Репетируем процесс. Роман возводит телебашню. Артем, подключается к работе и отмечает точку отсчета для надписи Галилео. Фонарик нужного цвета переходит в руки Артема, который начинает писать название нашей программы, а Роман вокруг пускает электромагнитную волну. Теперь стартует ракета, а на небе зажигаются звёзды! Тренировка закончена, а теперь то же самое в темноте!

Снято! Каких только картин нам не дарили… Но такую, в которой столько светлого - вручают в первый раз! Фризлайт - проверено «Галилео»!

Автор сюжетов телепрограммы ГАЛИЛЕО, Олеся Штанько.

Примеры фризлайта

Некоторые фризлайт-снимки, которые были созданы в ходе съёмок программы.

Удачных Вам фризлайт-снимков!