_____________________________________________________________________________

«Золотое правило нравственности » - общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

Мыслитель Xристиан Томазийвыделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

    принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;

    принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;

    принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Можно заметить два аспекта правила:

    отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;

    положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» - «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) - «правилом милосердия»

Античная философия

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами»

В иудаизме

В Пятикнижии:«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущимираввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное - пояснения; теперь иди и учись»

В христианстве

В Новом Заветеэта заповедь неоднократно повторяласьИисусом Христом.

    В Евангелии от Матфея(просто читать) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12),«люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20),«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38-40)

Также это правило неоднократно повторяли АпостолыИисуса Христа.

    В Послании к Римлянам:(просто читать) «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8-10).

    В Деяниях Апостолов:(просто читать) «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28,29).

Блаженный Августинписал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-ой книге (гл. 18) в негативной трактовке: «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь. ».

Папа Григорий Девятыйв 1233 году в письме к французскому епископу указывал: Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi ("Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях").

В исламе

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

Конфуций

У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях». Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик «Цзы-гун спросил: „Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?“ Учитель ответил: „Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе“ Иначе этот вопрос-ответ звучит как: «Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому». "

Критика золотого правила

Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:

… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.

Категорический императив Наблюдать за этой страницей Категори́ческий императи́в (от лат. imperativus – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788). По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона. Таким образом, моральный закон может состоять лишь в законодательной форме принципа: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке : «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Нравственный закон, независящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным. В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, т.е. внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга. Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель – самое высшее, чего может достичь конечный практический разум. В своем сочинении «Религия в пределах только разума», касаясь вопроса об отношении религии и морали, Кант пишет: Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. ...ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. Следовательно, для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.

Это правило существует, наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе.

Это правило в разные времена и эпохи упоминалось в различных религиозных учениях — и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и в других религиях. Христианский закон любви к ближнему основывается именно на этом правиле.

Обычно золотое правило этики воспринимают исключительно, как пожелание делать добро – и не больше. Сделаешь кому-то что полезное – отлично, молодец. Не сделаешь – тоже ничего. Поступишь с кем-то плохо – ну, что уж, так получилось. И мы редко задумываемся над тем, что у всех этих действий есть свои последствия.

Мы обижаемся или злимся, когда с нами плохо поступают – если нас обманывают, за нашей спиной говорят о нас всякие гадости, у нас что-либо украли или несправедливо обвиняют. Нам очень неприятно, когда к нас относятся пренебрежительно, нас критикуют или унижают. Но всё это лишь последствия того, что раньше мы нарушали «золотое правило».

Например, если я нарушаю правила дорожного движения и перехожу дорогу на красный свет или в неположенном месте, я рискую попасть под автомобиль. Если я не подготовлюсь к контрольной работе, то, скорее всего, получу плохую отметку. То же самое происходит, и когда я поступаю вопреки «золотому правилу». Только, в отличие от правил дорожного движения, нарушая которые, у меня всё-таки остаётся шанс благополучно добраться до противоположной стороны улицы, и от школьных проверок знаний, когда у меня может получиться справиться с заданием даже без предварительной подготовки, «золотое правило» действует безоговорочно и всегда имеет свои позитивные или негативные последствия. Если мы делаем добро – оно к нам возвращается, и если мы делаем зло – оно к нам тоже возвращается.

Из этого правила нет исключений, что подтверждается многочисленными пословицами и поговорками, возникшими у разных народов. «Не рой другому яму – сам в неё попадешь», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» говорит народная мудрость. И если мы сеем плохое отношение к окружающим нас людям, они впоследствии будут относиться к нам так же.

Конечно, сложно всегда и во всех ситуациях оставаться «белым и пушистым». Иногда мы поступаем не очень хорошо, совсем этого не желая. Иногда мы делаем людям больно совсем не специально, а просто не подумав, что можем причинить боль. Иногда кажется, что это просто невозможно – всегда и во всех ситуациях следовать «золотому правилу». Но, я думаю, этому стоит учиться. И это не так уж сложно. Нужно только почаще себя спрашивать: «А хотелось ли бы мне, чтобы так поступили со мной?»

Хочется ли мне, чтобы меня подвели, обманули, чтобы не ответили на мою просьбу или отказали мне в помощи? Готов ли я понять и не обижаться на то, что кто-то со мной поступит точно так же? И стараться всегда действовать, только честно ответив себе самому на этот вопрос.

    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе… кажется бессмысленным и становится трудно выполнимым, если ребенок, да и взрослый человек, не понимает, зачем это надо, не знает цели. И тогда мораль, нравственные правила, вместо того, чтобы приносить удовлетворение и мир в душе, становятся тем, что мешает получать удовольствие.

    Именно на сегодняшнем уроке стоит четче обозначить цель христианской жизни. И, думается, образ плывущего корабля для этого подходит лучше всего.

    Урок православной этики

    Тема: «Золотое правило нравственности»

    Слайд 1. Название урока.

    Вы узнаете:

    - Главное правило человеческих отношений

    - Что такое неосуждение

    Прежде чем начать разговор о золотом правиле этики, давайте немного отвлечемся и поговорим … о кораблях. Прилагается для распечатки лист с заданием.

    Слайд 2. Корабли в море.

    Цель - зародить в детях понимание необходимости соблюдения правил и что эта жизнь на земле временная и мы в ней лишь странники, идущие в Вечность.

    Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этого флота прошло успешно, каждому кораблю нужно выполнить три условия.

    Первое условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу иначе они станут непригодными к плаванию. Т.е. они должны соблюдать правила движения по морю. (щелчок)

    Второе условие: исправность кораблей (щелчок) Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. Например, если штурвалы не будут проворачиваться, то корабли не смогут избежать столкновений.

    А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? (дети отвечают)

    Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. (щелчок по второму условию – Айвазовский, корабль «Меркурий») А если бросать рядом плывущих в беде, рассуждая, что каждый сам за себя, то можно остаться в одиночестве и некому будет помочь во время шторма. (повторный щелчок по второму условию – картина исчезает)

    Третье условие для успешного плавания: цель следования . (щелчок) Нужно знать куда собирается наш флот и зачем. Как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Америку, тогда как им нужно было в Африку. А чтобы не сбиться с пути, кораблям нужны карты и компас.

    Давайте запишем эти условия успеха в ступеньках с корабликом.

    Слайд 3. Житейское море.

    Цель - дать детям понимание, что нельзя прожить эту жизнь попусту, гоняясь за временными удовольствиями. Что в этой жизни приобретем из непреходящих духовных ценностей, с тем и предстанем пред Богом.

    А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами.

    Человек совершает свой путь по житейскому морю, от рождения до ухода из этой временной жизни в вечность, как корабль от одного берега к другому.

    Какое первое условие нужно соблюдать людям для благополучного прохождения этой жизни? (дети отвечают)

    (щелчок) Первое условие: Правила поведения . Мы должны научиться правильному, гармоничному отношению человека к человеку. Давайте запишем это условие на первой ступеньке с человечком.

    (щелчок по первому условию – переход на скрытый слайд 4)

    Слайд 4. Этикет - этика – золотое правило.

    Даем определение золотого правила общечеловеческой этики. По первому пункту у светской и христианской этик - об отношении человека к человеку – разногласий нет. Разногласия начинаются со второго пункта – о внутреннем состоянии человека. И становятся очень серьезными, когда мы доходим до третьего пункта - об отношениях между человеком и его Творцом. Именно здесь проявляются основные различия между христианской и нехристианской моралью.

    Внешние правила поведения где-либо называются этикетом . Например, правила поведения в школе – это школьный этикет, правила общения между дипломатами разных стран – дипломатический этикет. Поведение человека по правилам этикета называют этичным поведением.

    Какие этикеты и правила этикета вы знаете? (дети отвечают)

    Правила этикета за столом, на природе, деловой этикет…

    (щелчок) Система всех таких правил, норм нравственного поведения человека, называется этикой .

    Правила различных разделов этикета часто повторяются. (щелчок) И еще в древнейшие времена философы вывели одно общее для всей этики правило, которое впоследствии стали называть « золотым правилом этики ». Звучит оно так: (щелчок) Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя .

    Часто люди считают, что если его поступок не причиняет вреда другому, то этот поступок не считается плохим. Давайте посмотрим на примере, так ли это? (щелчок)

    Представьте, что один из этих мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть «вон такая же заводная игрушка», хотя ее у него нет.

    Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? (дети отвечают)

    Другим пока нет, только себе, потому что в душе его вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Но тайное всегда рано или поздно становится явным. И вот однажды ребята просят: «покажи нам свою игрушку?» Если мальчик откажется, то обидит отказом ребят и они будут считать его хвастунишкой и жадиной. А если сознается, что сказал неправду, то обидит друзей ложью, и они будут считать его врунишкой. Может даже, дружить с ним перестанут.

    Нужно всегда быть честным, даже если никто не видит твоей неправды. Наша «неисправность» души, как и неисправность кораблей, так или иначе, наносит вред и нам и другим. (щелчок)

    Значит, для успешного странствования по житейскому морю очень важно наше внутреннее состояние, нужно обязательно соблюдать второе условие: порядок в душе . (щелчок) Давайте запишем это условие на второй ступеньке с человечком.

    (щелчок по второму условию – переход на скрытый слайд 5)

    Слайд 5. Нагорная проповедь.

    Чтобы нам было понятнее, как соблюдать эти два условия правильно, Господь Иисус Христос во время своей Нагорной проповеди уточнил золотое правило этики. Давайте посмотрим во врезке, что Он сказал нам о том, как нужно вести себя с ближними.

    Работа с текстом

    ВРЕЗКА

    Слова Христа из Евангелия:

    Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?

    (щелчок) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    (щелчком по стрелке переходим на скрытый слайд 6)

    Слайд 6. Нагорная проповедь.

    Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

    (щелчок) « Не судите , да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

    А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

    (щелчок) « Будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд. (щелчок) Прощайте , и прощены будете».

    (щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 3)

    Вернемся к нашему странствованию по житейскому морю. Какое третье условие успешного его завершения ? (дети отвечают) цель следования . Чтобы определить общую цель человеческой жизни, нужно знать, для чего человек создан. Человек сотворен, чтобы соединиться с Богом в вечном Царстве Божием , Царстве Небесном (щелчок) . Бог – это Любовь, значит, чему в своей земной жизни должен научиться человек? (дети отвечают)

    Мы должны научиться любить Бога и любить ближних.

    Давайте запишем третье условие на третьей ступеньке с человечком.

    Слайд 7. «Сломанная» душа.

    «Кораблик-душа» сломался, почернел. Давайте найдем и исправим поломки.

    Дети находят неправильные действия и определяют, как исправить их. «Неправые дела» исчезают по щелку на них, взамен появляются «лечащие, ремонтирующие» действия и окрашивается кораблик и сердце. Функция перехода на следующий слайд по щелчку отключена, переход – щелчок по стрелке.

    Обидел друга попросить прощения .

    Обиделся на друга - простить .

    Самостоятельное чтение

    Слайд 8. Фоновый слайд «Буря сплетен».

    При чтении обратите внимание!

    С чем сравниваются сплетни?

    О чем нужно помнить, чтобы не осуждать других?

    Как избежать осуждения человека?

    Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

    Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Это правило принято называть золотым правилом этики.

    В другом виде оно звучит : Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

    Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

    Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

    Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

    Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но, тем не менее, блестяще играет в других встречах.

    Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

    Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

    Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

    Анализ текста

    Слайд 9. «Буря сплетен».

    С чем в тексте сравниваются сплетни? (дети отвечают)

    С пылью и мусором .

    Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо? (дети отвечают)

    Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло. Посмотрите, есть ли на мальчике грязные пятна? (дети отвечают) Нет! (щелчок) А теперь? (дети отвечают) Да! (щелчок) А если стекло совсем грязное, мальчика хорошо можно разглядеть? (дети отвечают)

    Нет! Вот также и наша душа, когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видит в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. (щелчок) Например, нам может увидеться, что эти дети не радуются ежику, (щелчок) а мучают его.

    (если дети знают о подвиге Александра Матросова, то можно привести его как пример: бывший хулиган жертвует жизнью ради жизни других)

    Слушаем притчу

    Слайд 10. Чужие грехи.

    ВРЕЗКА

    Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди (из 1-й врезки): « И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего » (Мф.7,3-5).

    О чем иносказательно говорится в обоих случаях? (дети отвечают)

    Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.

    Что помогает нам уберечь себя от осуждения других? (дети отвечают)

    Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, - потому, что судить - значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).

    (щелчок)

    Как часто судим мы людей,

    В своем глазу бревна не видя,

    Как люто судим, ненавидя

    В угоду собственных страстей.

    Как часто мы вершим свой суд

    Лик Бога на себя примерив,

    Забыв о том, что в это время

    Нас тоже судит кто-нибудь…

    Слайд 11. «Христос и грешница». Поленов В.Д.

    (дети отвечают)

    (щелчок по «лупе» - переход на скрытый слайд 12 – увеличенный фрагмент картины, возврат на слайд 10 по стрелке)

    Как вы понимаете, что такое неосуждение? (дети отвечают)

    Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

    А какие оценки ставятся поступкам? (дети отвечают)

    Поступкам мы ставим оценки «хорошо» или «плохо», «добро» или «зло», «правда» или «неправда».

    Слайд 13. Грешник и грех.

    Помните, мы говорили о мальчике, который сказал друзьям неправду про игрушку.

    Как вы думаете, всегда ли этот мальчик говорит неправду? (дети отвечают)

    (щелчок) Правильным ли будет поставить на нем клеймо лжеца? (дети отвечают)

    (щелчок) Нет. Потому что указать надо на грех, оценить поступок мальчика, а не его самого. (щелчок)

    Слайд 14. Прощение.

    Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? (дети отвечают)

    (щелчок) Покаяться, попросить прощение.

    А что должны сделать ребята? (дети отвечают)

    (щелчок) Пожалеть и простить.

    Слушаем и поем песню

    Слайд 15. Быть человеком.

    (песня начинает звучать автоматически после перехода на слайд)

    Быть человеком

    Исполняет детская группа «Непоседы»

    1. Нам от самого порога

    Жизнь раскинула пути;

    Выбирай свою дорогу

    И по ней смелей иди.

    Пусть к тебе придёт удача,

    Если честно ты прожил.

    Пусть судьба тебе назначит

    То, чего ты заслужил!

    Припев : Только помни, только помни

    В грохоте-ритме века:

    Самая главная в жизни профессия -

    Быть человеком.

    2. В жизни прожитой дороги

    Очень уж порой круты.

    Мы к себе бываем строги,

    За собою жжём мосты,

    Ненавидим мы и любим,

    Разрушаем и творим;

    И в жару и в холод лютый

    Мы друг другу говорим.

    Припев .

    ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

    Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

    ВРЕЗКА

    В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

    ВРЕЗКА

    Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

    _____________________________________________________________________________

    Евангелие от Иоанна (8, 3-11) : «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

    ________________________________________________________________

    Рефлексия

    Вопросы и задания

    1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

    2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

    Вы узнаете:

    Главное правило человеческих отношений

    Что такое неосуждение

    Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

    Христос сказал: « Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ».

    Это правило принято называть золотым правилом этики.

    В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе - удержи себя от сплетен про них.

    Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

    Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: « Что это он идет так поздно? Наверное, это вор! ». Из другого окна о том же прохожем подумали: « Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки ». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

    Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

    Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: « Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил ». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

    Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч - но тем не менее блестяще играет в других встречах.

    Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

    Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу - « в этом Саша солгал » - я скажу правду. Но если я скажу « Саша лжец », я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

    Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) - не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: « Люби грешника и ненавидь грех ». А « любить грешника » означает помочь ему избавиться от его греха.

    ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

    Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

    В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

    Вопросы и задания

    1. Назовите « золотое правило этики ». Почему оно « золотое »?

    2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

    3. Рассмотрите картину « Христос и грешница ». Как Христос защитил женщину?

    0 "Золотое правило этики."

    Россия, ЯНАО, г. Муравленко

    МБОУ СОШ №1

    Учитель начальных классов

    Медведко Н.Ф.

    "Золотое правило этики"

    Цель урока

    Формирование представления о сути и Евангельском контексте золотого правила этики, об этике, этичном поведении; усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения.

    Задачи урока

    Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

    Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.

    Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

    Основные термины и понятия: Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние. «Золотое правило этики». Неосуждение.

    Средства наглядности: мультимедийная презентация

    Ход урока

    I . Организационный момент. (слайд №2)

    Мы начинаем наш урок

    И пусть сегодня

    Он пойдёт нам впрок.

    II . Беседа. Выявление восприятия, мотивация.

    Учитель : Давайте немного поразмышляем о нравственном поведение человека.

    Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?

    Учитель: Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

    Учитель: Представим, что на улице поднялся ветер и несет вам в лицо пыль и мусор. Неужели вы раскроете глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом… Какая вам польза от того, что вы слышите? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о вас…

    Учитель : Общение – необходимая часть человеческой жизни. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы. Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета».

    Дети: «этика» – наука о морали, «этикет» – свод правил поведения.

    (слайд №3)

    Учитель: Этика – это наука о морали, об отношениях, складывающихся между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. Целью этики является формирование добродетельного гражданина государства.

    Основную функцию этикети можно определить как формирование таких правил поведения в обществе (т.е. этикета), которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

    Учитель: Выскажите гипотезу: каково же» «золотое правило этики»?

    Дети: Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами.

    (слайд №4)

    Учитель : В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. « Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

    III . Формирование новых знаний.

    1.Работа с библейскими текстами.

    Учитель: Кто может сформулировать тему нашего урока?(слайд №5)

    Сегодня мы поговорим об этических принципах поведения, основанных на евангельских текстах.

    На слайде: (слайд №6)

    «Скажи мне, и я забуду.

    Покажи мне, и я запомню.

    Дай мне действовать, и я научусь».

    Конфуций.

    Учитель : Что же мы выбираем, чтобы научиться?

    Дети : Действовать.

    Работа в группах.

    Учитель: Тогда давайте действовать. Предлагаю вам рассмотреть несколько текстов из Священного Писания. Обсудите смысл данных текстов в группах и сделайте вывод о том, как человек должен поступать, согласно учению Христа?

    На слайде: (слайд №7)

    Евангелие от Матфея 7:1 «Не судите, да не судимы будете…»

    1Послание Коринфянам 6:2-3 «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? »

    1 Послание Коринфянам 2:15 «Но духовный судит обо всем…»

    Дети: (высказывают свои наблюдения)

    2. Постановка проблемы.

    Учитель: Заметили ли вы противоречия? Как вы можете их объяснить?

    Дети : (высказывают своё мнение)

    3. Поиск решения проблемы.(слайд №8)

    Учитель: Ребята! Давайте обратимся к библейскому тексту. Думаю, он нам поможет найти ответ, подтверждающий или опровергающие нашу гипотезу.

    (Чтение текста в учебнике или на слайде)

    "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

    Учитель: Итак, "Не судите, да не судимы будете". Нам часто кажется, что значение этого стиха заключается в том, чтобы вообще никого судить. Или: если ты не будешь никого судить, то и тебя никто (и в том числе Бог) не будет судить. Подобное понимание является огромным заблуждением! Почему?

    4. Решение проблемной ситуации.

    Во-первых, человек может и имеет право судить (рассуждать, анализировать, узнавать других по их плодам, различать добро и зло и так далее).

    Во-вторых, тот факт, что вы никого не будете судить или осуждать не гарантирует, что другие люди не будут вас судить или осуждать.

    И, в-третьих, избежать Божьего суда не получится никаким способом, даже если уйти в скит, скрыться на необитаемом острове и т.п.

    Это только подтверждает, что данные слова ("Не судите, да не судимы будете") несут какую-то другую смысловую нагрузку, а не ту, которую мы привычно приписываем.

    Что же такое «не судить»?

    Дети: (высказывают свои рассуждения, например « Не судить – значит ПРОЩАТЬ, БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ» )

    Учитель: Каждый из нас нуждается в Божьей милости и прощении. Почему же мы не хотим простить и отнестись с милостью к согрешающим против нас?

    (слайд № 9)

    Лука 6:37-38 «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

    Иакова 2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».

    Эти стихи можно читать так: «Прощайте, и простится вам. Оказывайте милость, и вам будет оказана Богом милость». Это дает ключ к пониманю молитвы «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Когда мы прощаем нашим должникам, то и Бог прощает нам. Когда мы не прощаем, то и Бог не прощает.

    Поэтому, всегда нужно понимать, что осуждение дел и осуждение человека – две разные вещи, потому что Бог осуждает грех, но грешникалюбит.

    IV . Усвоение новых знаний, способов учебных действий.

    1.Работа по картине Поленова В. Д. «Христос и грешница»

    (слайд №10)

    Учитель: Рассмотрите картину русского художника Поленова В. Д. «Христос и грешница».

    Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

    О чём нам говорит эта история?

    Дети: (приводят свои рассуждения, например: уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках)

    Учитель : Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны.

    Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

    Так как же избежать осуждения человека?

    Дети: (высказывают свои рассуждения)

    Учитель: Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я поставлю на нем клеймо.

    Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в Православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

    (слайд № 11)

    2. Практический пример «золотого правила этики».

    (Приготовьте свечу, спички, листки бумаги различного размера и различную по её свойствам, а также бумажные деньги. Зажгите свечку и поставьте ее на стол.)

    Учитель: Горит ли бумага?

    Дети. Да.

    (Продемонстрируйте, как она горит, зажигая один за другим приготовленные листочки.)

    Учитель: А как вы думаете, горят ли деньги?

    Дети: Ну, конечно, горят!

    Учитель : Хотя это не простая бумага, а ценность. Также и люди: кто-то из нас - простой, кто-то - посложней, но все мы - грешные, и нет праведного ни одного. Библия говорит о том, что все были бы обречены на смерть (как эти сгоревшие листочки), если бы не жертва Христа, через которую была явлена любовь Бога к человеку. Если в сердцах людей живёт любовь, то она должна прощать все грехи.

    V . Музыкальная пауза.

    (Звучит песня «Дверь открылась тихонько, как будто от лёгкого ветра» в исполнении Владимира Сорокина)

    Дверь открылась тихонько

    Как будто от лёгкого ветра

    На пороге стоял,

    Я узнал Его сразу, Христос.

    Мир тебе - произнёс

    И наполнилась горница светом.

    И растаяло сердце

    В потоке нахлынувших слёз.

    Я к ногам Его пал

    И такой благодатной молитвой

    Были слёзы мои,

    Растворившие слово "ПРОСТИ"

    А Спаситель стоял,

    Озарённый смущённой улыбкой,

    Словно Он согрешил,

    Словно я Его должен простить.

    Не царём, а слугой

    Я пришёл в твою мрачную келью.

    Мой карающий меч - не закон

    А Моя благодать.

    Я тебе покажу

    Мою первую заповедь в деле.

    Я тебя научу,

    Как из праха людей поднимать.

    Суд идёт - прозвучало

    Сужу за грехи осужденья.

    Приговор приведу

    В исполненье сейчас, посмотри.

    И склонил Царь и Бог

    Предо мною смиренно колени

    И омыл своей кровью

    Порочные ноги мои.

    Я прошу вас, друзья,

    Нникогда никого не судите.

    Научитесь всегда

    Согрешающим людям прощать.

    И откроется дверь

    И войдёт милосердный Спаситель.

    И по Слову Его

    Воцарится в душе благодать.

    V I . Итог урока. Рефлексия.

    Учитель: Наше занятие подходит к концу.

    Подтвердилась ли наша гипотеза о «золотом правиле этики», которую мы сформулировали в начале урока?

    (слайд№12)

    Учитель: Попробуйте написать синквейн по теме сегодняшнего занятия «Как я понимаю золотое правило этики?»

    (Дети зачитывают свои синквейны)

    VII . Домашнее задание. (Слайд №13)

    Учитель: Домаперечитайте текст в учебнике и найдите подтверждение нашей гипотезы.

    По желанию: можете написать сочинение-рассуждение на тему: «Как я понимаю золотое правило этики» или написать мини-эссе на тему: «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»