Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать - явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты . Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения/письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

Такие выводы можно сделать на основании исследования , которое провел коллектив ученых под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene). С помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) они обследовали 63 добровольца из Португалии и Бразилии. Среди добровольцев 10 были неграмотными, 22 научились читать уже взрослыми, оставшиеся 31 прошли обычное обучение в детстве .

В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач.


Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” - даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у тех, кто научился читать, будучи взрослым.

Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали, например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…

Итак, можно смело утверждать, что чтение - одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума ”.

Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта . Известно, что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”, то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что обычное чтение здесь должно очень помочь…

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму - естественны . Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить - то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод : постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чтение – один из способов проведения досуга. Хотя кто-то скажет, что это тоже работа, труд, только умственный. Кто-то считает, что чтение – это хобби.

Но, как бы там не было, – чтение – это не только приятная возможность провести время, но и полезная. Конечно, многое зависит от того, какие именно книги вы читаете.

В чем же состоит польза чтения?

Еще несколько десятилетий назад в транспорте можно было встретить немало людей с книгой в руках. Современный человек, к сожалению, читает мало, свободное время предпочитает коротать у экрана телевизора или возле компьютера. Конечно, речь идет не обо всех без исключения. Такой отдых не приносит никакой пользы организму. А вот чтение — одно из самых полезных занятий. Можно назвать конкретные виды пользы от чтения:

Развитие интеллекта

Человек, который много читает и предпочитает серьезную литературу, больше думает, анализирует прочитанное, учится делать выводы. Часто размышляя, он развивает свой интеллект.

Высказывая мысли вслух, человек приобретает ораторские способности, становится интересным собеседником. Существует довольно большой процент людей, совершенно не владеющих языком. Для них выступление перед аудиторией – целая проблема. Чтобы разрешить ее, стать хорошим оратором и более грамотным человеком, стоит много читать.

Читая книги, мы часто сталкиваемся со словами, которые практически не употребляем в реальной жизни, запоминаем их, узнаем значения многих незнакомых слов.

Повышение внимания

Человеку, которому трудно сосредоточится на определенном деле, непременно нужно взять себе помощника – книгу. Во время чтения мы сосредотачиваемся на сюжете, концентрируем внимание на определенных героях или событиях. Это является отличной тренировкой для мозга. Человек учится думать о главном, не отвлекаясь на посторонние предметы, мысли и дела.

Повышение мозговой активности

Человеческий мозг непременно должен все время работать. Лучшей пищей для него является новая информация. Во время прочтения любого художественного произведения, мы себе представляем героев, пейзажи, интерьер и другие детали. Для лучшего восприятия сюжета все картинки складываются в одну общую.

А чтобы полностью понять произведение, нужно помнить много деталей. Именно потому чтение позволяет укрепить память, развить логическое мышление.

Такое занятие считается одним из самых полезных, ведь оно стимулирует работу головного мозга. Учеными доказано, что регулярное чтение книг позволяет предупредить развитие серьезного заболевания – болезни Альцгеймера.

Устранение стресса

Проблем, вызывающих появление стресса, в реальной жизни у человека достаточно много. Решить их все одновременно не получается, но отвлечься вполне можно. Лучшим помощником станет книга. Она позволит на некоторое время забыть о невзгодах, погрузиться в мир грез. Некоторым людям помогает снять усталость и напряжение фантастический рассказ, для других утешением станет любовный романчик или сборник стихов.

Улучшение сна

Привычка читать перед сном может сослужить хорошую службу. Если человек ежедневно перед сном уделяет немного времени чтению, его организм привыкает к этому. Чтение становится своеобразным знаком, сигнализирующим о том, что скоро нужно ложиться в постель. Людям, страдающим бессонницей, такая привычка поможет быстрее засыпать, а утром чувствовать себя бодрыми и отдохнувшими.

Чтение – занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Непременно включите чтение в график своих повседневных дел. Всего полчаса в сутки, отданные книге, помогут укрепить здоровье, развить память и мышление, стать более эрудированным и интересным собеседником.

Тем временем, книги приносят достаточно ощутимую пользу. Какие же еще причины помогут понять, что литература может позитивно влиять на человека читающего?

Чтение делает нас умнее

  1. Благодаря книгам улучшаются навыки письма и разговорной речи. Становится легче строить предложения, согласовывать слова между собой. Особенно этому способствует классическая литература. Может быть поэтому, наиболее распространенный совет на вопрос «Как стать писателем?» - читать больше качественной литературы.
  2. Чтение – это источник новых знаний. Книги расширяют кругозор, дают новые знания. Если вы хотите научиться готовить, разбирать двигатель автомобиля или узнать историю гражданской войны, то книги – наилучший источник таких знаний.
  3. Улучшает аналитические способности мышления. Расшифровка хитростей сюжета, работа над пониманием смыла, который хочет донести автор произведения, - все это заставляет наш мозг работать больше и улучшать мыслительные способности.
  4. Помогает поднять собственную мотивацию на достижение поставленных целей. Истории успеха, биографии знаменитых людей, добившихся исполнения своих мечтаний, действуют невероятно мотивирующее и пробуждают желание достигать и бороться.

Чтение влияет на взаимоотношения и чувства

  1. Оно учит нас быть более человечным. Великие произведения литературы и поэзии откроют вам новые чувства, которые вы возможно ранее не испытывали. К тому же, научные исследования подтверждают, что художественная литература способна сделать читателя более чутким по отношению к другим людям.
  2. Оно открывает новые миры. Не важно, буквально или образно (в вашем воображении), но книги открывают новые места и страны, в которых вы раньше никогда не бывали.
  3. Книги помогают вам лучше понимать других людей. Вы можете примерить на себя образ книжного персонажа, посмотреть с его стороны и, кто знает, возможно, вы станете лучше понимать своих близких и в реальной жизни.
  4. Оно способно помочь в решении жизненных ситуаций. Читая о том, как развивалась жизнь тех или иных людей, какие они совершали поступки, поможет вам взглянуть на вещи с другой стороны, новым взглядом, и выработать нестандартное решение.

Чтение книг оказывает пользу и в повседневной жизни

  1. Чтение - это сексуально. Научные исследования доказали, что женщины считают наличие интеллекта одной из самых важных качеств, которые должны присутствовать в мужчинах. И при прочих равных отдадут предпочтение более начитанному кавалеру, независимо от того, ищет она спутника жизни или партнера для краткосрочного свидания.
  2. Оно способно улучшать настроение. Люди, которые регулярно читают, меньше подвержены стрессовым ситуациям, чем те, кто уделяет чтению недостаточно времени. Так что литература – это отличный способ огородиться от суеты и отдохнуть от забот. Однако, помните, что сильно увлекаться и полностью погружаться в чтение, забросив все дела, не стоит.
  3. Оно делает вас более активным человеком. Исследование, проведенное Национальным фондом искусств доказало, что читающие люди принимают более активное участие в деятельности общественных организаций и сообществ.
  4. Расслабляет и вселяет радость. Ведь так весело убегать в различные безумные миры, чтобы отдохнуть и расслабиться после тяжелого рабочего дня.
  5. Повышается творческий потенциал. Оно способно подарить новые идеи, вдохновение на создание собственных произведений, формирование новых идей и замыслов.
  6. Книги помогают и в спорте. Закрепите книгу на держателе на своей беговой дорожке, откройте ваши закладки и вперед – совмещать приятное и полезное – бег и чтение. Читая, вы сможете продержаться на беговой дорожке дольше привычного времени.
  7. Оно повышает самооценку. Когда вы узнаете что-то новое, вы развиваетесь, чувствуете себя более интеллектуальным, становитесь уверенней при общении с людьми.
  8. Начитанность дает возможность быть хорошим собеседником. Правда, и вам самим будет легче вести разговор, и вас будут считать более приятным собеседником, если вы можете поддержать общение на всесторонние темы, а не только пересказывая последние новости, показанные по телевизору.
  9. Дает моральное превосходство. Наверное, это и не совсем правильное чувство, но осознание своей начитанности и наличия знаний, заставляет вас чувствовать свое превосходство над остальными.
  10. Книги – очень не дорогое занятие. Да, стоимость книг в наше время бьет по кошельку, но книги в библиотеках вам не будут стоить ничего. Кроме того, большинство новинок литературы сейчас можно скачать в интернете.

Человек, прежде всего, получает новую информацию – не важно, какую именно книгу при этом он изучает. Новая информация развивает память и мышление, благодаря ей человек лучше размышляет, сначала о том, была ли эта информация полезна, правдива или ложна, а затем и о более высоких материях – как она вписывается в мышление человека, что изменяет в его сознании. Процесс чтения книг задействует и развивает человеческую способность к мышлению и именно это, а не само умение книги и наслаждаться этим процессом, здесь самое ценное.

Развитие фантазии и образности

Чтение книг способствуют развитию мозга человека на уровне фантазии и воображения. Тот, кто редко читает книги, проживает только свою жизнь, но постоянные читатели в сотнях реальностей, проживают множество жизней вместе с героями книг, путешествуют по тысячам разных мест. Это обогащает сознание человека, наполняет его разнообразными образами, которые он сам не смог бы воспроизвести в силу ограниченности мышления каждого конкретного человека. Поэтому чтение помогает расширить границы индивидуального знания, позволяя перенимать опыт и фантазию авторов.

Это же является причиной развития образного мышления человека. Прочитав какого-то предмета, читатель воспроизводит его в голове, словно сделав самостоятельную картинку происходящего. Такая постоянная тренировка воображения способствует развитию мышления ничуть не хуже, чем собственные попытки воссоздать какой-то образ.

Развивает интеллект и язык

У постоянных читателей лучше развит язык и общий уровень интеллекта по сравнению с теми, кто почти не читает книг. Любители чтения имеют лучшую память, у них крепче нейронные связи в мозгу, а им реже грозят болезни мозга, слабоумие и прочие заболевания, связанные с потерей памяти. Кроме того, книги способны вылечить от депрессии и потери интереса к жизни лучше, чем любые врачи и антидепрессанты.

Читая книгу, человек получает от нее такие же эмоции, какие он получил бы в действительности. Мозг практически не делает разницы в уровне получаемых впечатлений между реальным и воображаемым. Поэтому читая, вы будто в самом деле проживаете эти события, наполняясь новым опытом и впечатлениями. Жизненный опыт, полученный, благодаря книгам – это отличная возможность избежать многих жизненных ошибок.

Повышает уровень осознанности и интуиции

Чтение учит последовательности и логичности. Каждая история развивается по логической : сначала идет завязка истории, затем развитие сюжета, а потом конец. Читатели лучше отслеживают причинно-следственные связи в своей жизни благодаря привычке видеть это . А благодаря опыту множества историй, они на интуитивном уровне лучше разбираются в отношениях между людьми и предсказывают развитие сюжета в реальной ситуации.

Если на иностранных , кора вашего головного мозга растет гораздо активнее, чем у прочих читателей. Это большая практика для мозга, который вынужден задействовать дополнительные усилия, чтобы понимать не только смысл текста в целом, но и каждого отдельного предложения.

Развитие цифровых технологий постепенно превращает процесс чтения книг в рудимент истории. Однако читать книги все-таки следует, говорят нейрофизиологии. Недавнее исследование ученых из Великобритании доказало, что это занятие приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь мозг.

Так, опрос фонда "Общественное мнение" показал, что Россия перестала быть самой читающей страной, и 44 процента наших граждан за год вообще ни разу не открывали книгу. Действительно, молодое поколение сегодня все чаще отдает предпочтение просмотру фильмов и аудиокнигам, давно позабыв о том, что значит держать в руках печатное издание. Между тем, ученые установили, что чтение книг необходимо современному человеку так же, как и двадцать лет назад, выявив также и ту литературу, которая наиболее благотворно влияет на развитие человеческого интеллекта.

К такому выводу пришли оксфордские ученые, исследуя работу головного мозга человека в процессе чтения. Идея подобного исследования принадлежит специалисту по классическому английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая задалась целью выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Профессора интересовало, заложена ли в чтении поддающаяся оценке ощутимая польза для человека, помимо непосредственного получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных и гуманитарных аспектов?

Исследование ученых доказало, что это занятие приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин "Парк Мэнсфилд", текст которой проецировался на монитор внутри камеры.

Участников эксперимента попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это делается перед сдачей экзамена. Аппарат МРТ позволил ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге человека в процессе чтения, и то, что они обнаружили, оказалось просто удивительным.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

При этом каждый вид неврологической нагрузки несет свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли. Социологи убеждены, что люди, которые читают книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения книг предпочел просмотр телевизора.Этот электроприбор не способствует интеллектуальному развитию, поэтому ученые рекомендуют ограничить его просмотр двумя часами в день.

Специалисты также советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей литературы. Они убеждены, что прочитанная книга всегда лучше просмотренного фильма. Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своем воображении совсем другую постановку.

Кроме того, чем больше человек читает, тем меньше он похож на других. Вместе с героями произведений формируется его характер и индивидуальность, истинные критерии достойного поведения и оценки деятельности окружающих. Безусловно, культура человека зависит не от того, сколько им прочитано, а от количества книг, которые он понял. Именно поэтому так важны уроки чтения и литературы в школе.

Стоит также отметить, прежде всего ученые рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. "Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий", — говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Интересно, что подавляющее большинство опрошенных фонда "Общественное мнение" взрослых людей — 81 процент — с теплотой вспоминают о собственных школьных уроках литературы. Но при этом сам процесс чтения нравился только 17 процентам опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14 процентов), увлекательные сюжеты романов (12 процентов), конкретные авторы и произведения (11 процентов).

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что "сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит". При этом тот же опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Мы" Замятина, "Котлован" Платонова, а также все произведения Льва Толстого.

Развитие цифровых технологий постепенно превращает процесс чтения книг в рудимент истории. Однако читать книги всё-таки следует, говорят нейрофизиологии. Недавнее исследование учёных из Великобритании доказало, что это занятие приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь мозг. Так, опрос фонда «Общественное мнение» показал, что Россия перестала быть самой читающей страной, и 44 процента наших граждан за год вообще ни разу не открывали книгу. Действительно, молодое поколение сегодня все чаще отдает предпочтение просмотру фильмов и аудиокнигам, давно позабыв о том, что значит держать в руках печатное издание. Между тем, ученые установили, что чтение книг необходимо современному человеку так же, как и двадцать лет назад, выявив также и ту литературу, которая наиболее благотворно влияет на развитие человеческого интеллекта.

К такому выводу пришли оксфордские ученые, исследуя работу головного мозга человека в процессе чтения. Идея подобного исследования принадлежит специалисту по классическому английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая задалась целью выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Профессора интересовало, заложена ли в чтении поддающаяся оценке ощутимая польза для человека, помимо непосредственного получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных и гуманитарных аспектов?

Исследование ученых доказало, что это занятие приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд», текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Участников эксперимента попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это делается перед сдачей экзамена. Аппарат МРТ позволил ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге человека в процессе чтения, и то, что они обнаружили, оказалось просто удивительным.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга. При этом каждый вид неврологической нагрузки несет свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры. Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли. Социологи убеждены, что люди, которые читают книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения книг предпочел просмотр телевизора. Этот электроприбор не способствует интеллектуальному развитию, поэтому ученые рекомендуют ограничить его просмотр двумя часами в день. Специалисты также советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей литературы. Они убеждены, что прочитанная книга всегда лучше просмотренного фильма. Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своем воображении совсем другую постановку.

Кроме того, чем больше человек читает, тем меньше он похож на других. Вместе с героями произведений формируется его характер и индивидуальность, истинные критерии достойного поведения и оценки деятельности окружающих. Безусловно, культура человека зависит не от того, сколько им прочитано, а от количества книг, которые он понял. Именно поэтому так важны уроки чтения и литературы в школе.

Стоит также отметить, прежде всего ученые рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. «Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий», - говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Интересно, что подавляющее большинство опрошенных фонда «Общественное мнение» взрослых людей - 81 процент - с теплотой вспоминают о собственных школьных уроках литературы. Но при этом сам процесс чтения нравился только 17 процентам опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14 процентов), увлекательные сюжеты романов (12 процентов), конкретные авторы и произведения (11 процентов).

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что «сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит». При этом тот же опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Мы» Замятина, «Котлован» Платонова, а также все произведения Льва Толстого.

Таким образом, на сегодняшний день все меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы, заменяя ее тормозящими развитие мозга телепередачами и компьютерными играми. Между тем, учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки. Поэтому читайте книги и прививайте здоровую привычку к знаниям посредством книг своим детям. Не зря говорят ученые, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Юлия Чмеленко