Редко кто в наши дни занимается фотоохотой. А зря. В былые времена фотоохота была весьма популярным увлечением, хотя заниматься ей по-настоящему мог далеко не каждый фотолюбитель. Специальная конструкция из зеркального фотоаппарата «Зенит», объектива с очень большим фокусным расстоянием и приклада как у ружья так и называлась - фоторужье. Всё это упаковывалось в достаточно больших размеров кофр и весило несколько килограммов. Да и стоило это фоторужье ой как недешево.

Фотоохота - дело очень увлекательное и интересное. Особенно фотоохота на птиц. Вот этой теме и будет посвящена наша сегодняшняя статья.

Первым делом следует сказать, что птицы - существа чуткие и пугливые. Вот почему и вам придется быть терпеливым. А еще рекомендуем взять с собой на фотоохоту запасные заряженные аккумуляторы для фотоаппарата и вставить в него карту памяти большой емкости. А может даже и запасную карту взять. Снимать-то вам придется очень много. Почему много? А вы разве не догадались? Птица никогда не будет вам позировать. Вам придется делать снимки, подстраиваясь под ее поведение. А значит - делать много снимков. Для того, чтобы потом выбрать лучший. Хорошо, если, как говорят, полезным будет один из двух-трех сотен сделанных снимков. Причем, полезный - это не означает идеальный. Полезный - это просто снимок, прошедший, так сказать, первый тур конкурса. Некий предварительный кастинг.

Какая фотокамера предпочтительнее?

Зеркальный фотоаппарат для фотоохоты на птиц, как вы понимаете, больше подходит, чем фотоаппарат компактный, проще говоря, мыльница. Зеракалка намного совершеннее, у нее оптика лучшего качества, что немаловажно для такого вида фотосъемки - ведь почти всегда в процессе обработки снимков их приходится значительно кадрировать.

Объектив для съемки птиц нужен, конечно же, длиннофокусный. Его фокусное расстояние должно быть не менее 350 миллиметров. Ну, а если уж у вас пока еще нет такого объектива, то не стоит делать из этого трагедию. Фотошоп поможет вам обрезать всё лишнее в кадре и оставить только самое главное - непосредственно саму птичку.

Если зеркалки у вас нет, и вы являетесь владельцем всего лишь «мыльницы», тоже очень расстраиваться не стоит. У компактных фотоаппаратов обычно бывает очень большая кратность зума. Правда, есть и несколько минусов. Первый - качество изображения хуже из-за маленькой матрицы. Второй - видоискателя обычно у мыльниц не бывает. А по дисплею очень тяжело наблюдать за птицами. В условиях сильного освещения на улице - птиц же мы на улице фотографируем - изображение на них почти не видно.

Как настроить фотоаппарат для съемки птиц

Маленьких и подвижных птиц, ну, например, воробьев или синичек, фотографировать нужно на короткой выдержке. От 1/800 секунды и менее. Птицы, которые покрупнее - вороны, например, или голуби, не такие шустрые, они менее подвижны. Их можно фотографировать и при выдержке 1/125 секунды. Но не забывайте и о том, что если вы снимаете в режиме приоритета выдержки, то автоматика фотокамеры для того, чтобы выровнять экспозицию, сама увеличит размер диафрагмы. А это неизбежно приведет к уменьшению глубины резко изображаемого пространства.

Если все же вы решили снимать птиц с длинной выдержкой, то для того, чтобы избежать смазывания изображения, фотоаппарат вам придется установить на штатив. И не забудьте включить режим стабилизации изображения. Иначе смазывание будет неизбежным.

Всё готово? Фотографируем!

Для того, чтобы заняться фотоохотой на птиц, совсем не обязательно выбираться в лес или снаряжать серьезную экспедицию в труднодоступные и экзотические места нашей любимой планеты. Мы же не попугаев в среде их естественного обитания снимать хотим, а наших любимых воробушков, голубей, трясогузок и других птиц, живущих рядом с нами на городских улицах, в парках и скверах. Это потом вы, возможно, и в Африку поедете. А начинать надо на родине. Экзотических пернатых и в зоопарке можно поснимать. При съемке в зоопарке старайтесь выбирать такие точки съемки, чтобы в кадр не попадали прутья решеток или ячейки сеток. Ну, в крайнем случае, сведите их присутствие до минимума. Эти элементы очень портят такие снимки. В некоторых случаях вам в этом деле поможет всемогущий фотошоп. Научитесь убирать из кадра ненужное и мешающее. Можно это сделать при помощи кадрирования, то есть обрезки всего лишнего по краям, а можно провести и более серьезное ретуширование изображения. Об этом читайте другие статьи.

Ну, а уж если вы решили всё-таки заняться реальной фотоохотой, пофотографировать птиц в их естественной среде, то вам, как мы уже говорили сегодня в начале этой статьи, придется запастись немалым терпением. И включить на полную мощность свое творческое мышление.

Прежде чем начать фотографировать птиц, внимательно понаблюдайте за ними. Присмотритесь к тому, как они двигаются, как себя ведут. Постарайтесь изучить их повадки. Возможно, посмотрите фотографии этих птиц, сделанные другими авторами. Почитайте что-то о птицах, которых вы собираетесь фотографировать.

Подготовившись таким образом, приступайте собственно к съемке. Прежде всего, вам будет необходимо, конечно же, найти птицу. Сделать это бывает порой совсем не просто. Обнаружив объект съемки, дождитесь, того момента, когда птица привыкнет к вашему присутствию, не будет обращать на вас особого внимания. Может быть, ждать придется долго. А возможен и такой вариант, что ожидания ваши и вовсе успехом не увенчаются. Птица улетит… Привыкайте к этому с самого начала. Мы вас об этом сегодня уже предупреждали.

Ну вот. Дождались? Успокоилась птица? Привыкла к вам? Переходим к следующему этапу. Выбору наиболее интересной и выигрышной точки съемки. Выбрали? Всё, можно снимать. Нажимайте на спусковую кнопку!

Если вы решили сфотографировать птицу в полете - то снимайте на короткой выдержке. В этом случае сама птица будет на снимке изображена четко, а фон получится смазанным.

Тем фотолюбителям, в аппарате которых есть режим «Спорт», можно сказать повезло. В этом режиме автоматика фотокамеры сама включает приоритет выдержки. То есть выдержку вы устанавливаете вручную, а автоматика подбирает к ней диафрагму.

Если вы работаете не компактной камерой, а зеркальной, то фотографировать птиц лучше всего, как мы уже говорили, длиннофокусным объективом. При этом рекомендуем включить режим следящего автофокуса (Al Servo). Этот режим автоматически настраивает фокусировку в случае резкого изменения положения объекта съемки, в нашем случае - движущейся птицы. Тем фотографам, камеры которых не обладают такой функцией, мы можем порекомендовать воспользоваться маленькой хитростью. Сфокусируйте объектив вашей фотокамеры на определенное расстояние (в этом случае лучше будет установить ее на штатив) и… ждите. Ждите, когда птица решит уважить вас и сядет именно на ту веточку, на которой вы сфокусировались. Да, конечно, чтобы так снимать, нужно обладать завидным терпением. Ну, а что делать? Как говорят, а кому сейчас легко? Мы с самого начала говорили: фотографирование птиц - дело сложное и хлопотное. Но ведь и интересное, правда?

Вы любите птиц? Замечательно! Вы хотите сфотографировать птиц, которые каждый день прилетают в ваш сад, и за которыми вы наблюдаете из окошка, неторопливо попивая чай? Хорошая идея! Но не думайте, что фотографирование птиц в их естественной среде обитания - это так просто!

Сегодня мы решили дать вам несколько советов о том, как фотографировать птиц.

Для того, чтобы фотографировать диких птиц, вам обязательно потребуется длиннофокусный объектив. Лучше всего, если это будет объектив с фокусным расстоянием 300-400 миллиметров. Это нужно для того, чтобы снимать птицу, что называется, в полный кадр. То есть так, чтобы птица занимала бы бОльшую часть площади кадра, а не только несколько ее процентов. Ведь вам наверняка известно, что чем больше вы будете обрезать снимок при кадрировании, тем хуже будет его качество. Вот и снимайте так, чтобы не обрезать ничего лишнего! И еще заметим одну деталь. Длиннофокусным объективом лучше всего снимать со штатива. Это поможет вам избежать нежелательной вибрации фотокамеры.

Прежде чем отправиться на фотоохоту на птиц вам нужно тщательнейшим образом изучить все свое оборудование. Вы должны четко знать назначение каждой кнопки, каждого рычага управления на вашей фотокамере. Дело в том, что при такой работе, как фотографирование птиц, важна каждая секунда! Стоит вам хотя бы чуть-чуть замешкаться - и объект вашей съемки уже улетел. Так что научитесь реагировать молниеносно, и так же молниеносно настраивать всю свою аппаратуру.

Во время фотографирования птиц постарайтесь расположиться как можно ближе к объекту съемки. Даже если объектив у вас длиннофокусный. Все равно, чем ближе от птицы вы будете находиться, тем лучше будет ваш кадр. Ведь птицы, которых мы фотографируем, достаточно малы. Это не индюки и не страусы. И, к тому же, часто не очень заметны на фоне деревьев. Вот поэтому такие маленькие и незаметные объекты при съемке издалека могут легко слиться с фоном и стать совершенно незаметными.

Птицы - существа очень чуткие, зачастую они мгновенно реагируют на появление человека и улетают. Вот поэтому фотографу нужно стараться оставаться незамеченным ими. Именно по этой причине рекомендуем вам фотографировать птиц из какого-нибудь укрытия. Если вы находитесь в собственном саду - то из сарая, например, или из какого-либо другого строения. Удобно это делать и из окна дома (окошко, естественно, нужно открыть). Если вы пошли на фотоохоту в лес - то легко можете укрыться за кустами, за толстым деревом… Опытные фотоохотники даже строят специальные шалаши.

Если вы фотографируете птиц в собственном саду, хорошо будет, если вы их будете подкармливать. Развесьте вокруг своего дома кормушки! Особенно это актуально зимой, когда птицам не хватает пищи. Кормушка с вкусной едой - прекрасный стимул птицам для посещения вашего сада!

Расположение кормушек в саду - тоже довольно важное дело. Ведь ваша задача не только подкормить птиц в голодное для них время, но и создать хороший фон для съемки этих непоседливых миниатюрных фотомоделей! Если кормушка, допустим, будет висеть на фоне дерева - то, как мы уже говорили сегодня, птица просто сольется с листвой и вам трудно будет отделить ее от фона. Вот поэтому вешайте кормушки так, чтобы позади них был удобный для вас фон, на котором птицы будут хорошо выглядеть, и их будет прекрасно видно. Таким фоном, например, может быть забор, стена дома или какая-либо другая интересная, красивая и фактурная поверхность.

Подумайте о том, куда птицы будут присаживаться для того, чтобы позировать вам. Для этих целей можно развесить по саду всевозможные реечки и палочки, расставить интересные предметы и как-то приманить к ним птиц. Замечательные снимки могут у вас получиться, если вам удастся «уговорить» птичек присесть именно там, где вам нужно!

Организуйте вашу «фотостудию» для работы с птицами так, чтобы различные предметы не заслоняли от вас объект съемки. А так же замаскируйте ненужные предметы на фоне. Это можно легко сделать при помощи различных щитов, листов фанеры или другого подручного материала, который нетрудно найти в саду любого хозяина.

Особое внимание обращайте на фокусирование. Нерезкие снимки птиц смотрятся очень плохо. Старайтесь снимать птиц так, чтобы на фотографии отчетливо читалось каждое перышко.

Хоть мы и говорили сегодня о том, что при съемке птиц фотограф должен иметь быструю реакцию, тем не менее, торопиться в этом деле не нужно. Не будьте слишком нетерпеливыми! Не торопитесь сразу нажимать на спусковую кнопку, как только вы увидели птицу! Хорошенько подумайте, прежде чем сделать снимок. Если птица не видит вас - у вас есть достаточное количество времени для того, чтобы подумать и о композиции кадра, и об экспозиции, и о многом другом. Преждевременный щелчок затвора вашей фотокамеры может спугнуть птицу, и она улетит. И все ваши старания, в этом случае, окажутся напрасными.

Фотосъемка птиц – дело сложное, но очень интересное. При съемке птиц вам стоит помнить о том, что птицы – существа пугливые, поэтому стоит запастись немалым терпением и взять с собой дополнительную карту памяти, т.к. придется делать огромное количество снимков, чтобы из сотни выбрать 1-2 самые удачные.

Выбор фотокамеры

Если у вас зеркальная камера, то берите с собой длиннофокусный объектив с фокусным расстоянием не менее 350 мм. В крайнем случае, если в вашем арсенале не имеется длиннофокусного объектива, вы всегда сможете сделать кадрирование после съемки в Фотошопе, обрезав ненужное.

Читайте тут:

Может подойти так же и простая «мыльница» с большой кратностью зума. Но такой фотоаппарат вам поможет сделать хорошие снимки птиц лишь в зоопарке или в городском парке, для съемки на природе он не подойдет.

Настраиваем фотокамеру для фотосъемки

Для съемки таких маленьких и подвижных птиц, как воробьи или трясогузка, используйте короткую выдержку (не длиннее 1/800 с.). Более крупные птицы обычно менее подвижны и вы спокойно можете предаться съемке на более длинной выдержке, например 1/125 с., при том, что диафрагма автоматически уменьшит глубину резкости. Но не забывайте про то, что съемка на длинной выдержке практически всегда приводит к смазыванию изображения, поэтому включите стабилизатор или используйте штатив.

Процесс съемки птиц

Фотографируя птиц в зоопарке, постарайтесь установить камеру так, чтобы в кадр не входи железные решетки, либо их видимость была минимальная, иначе они испортят все фотографии. Оставшиеся в кадре решетки вы сможете заретушировать или обрезать в Фотошопе.

Процесс съемки птиц в природе требует большого терпения и творческого подхода. Прежде чем приступить к фотосъемке, понаблюдайте за своим объектом, изучите особенность его поведения. Дождавшись, когда птица будет в более спокойном состоянии и немного привыкнет к присутствую человека, выберите подходящую точку съемки, приготовьте камеру и начинайте снимать.

Фотографируя птицу в полете, экспериментируйте с выдержкой. При короткой выдержке силуэт птицы чётким, не саманным, чего не скажешь о заднем фоне.

Если в вашем распоряжении не зеркальный фотоаппарат, а простая «мыльница», то установите режим «Спорт». В такой случае, фотоаппарат автоматически подберет приоритет выдержки.

Обладатель зеркального цифрового фотоаппарата с длиннофокусным объективом не будет испытывать особого дискомфорта во время съемки птиц, особенно если в фотоаппарате имеется следящий фокус (Al Servo), позволяющий автоматически настраивать фокусировку при резком изменении расстояния между камерой и птицей. Если же таковой функции не имеется, то вам следует прибегнуть к одной маленькой хитрости: установить фокус на определенное расстояние и ждать, когда птица соизволит оказаться на нужном вам расстоянии и точно в кадре. Этот прием требует немалого терпения, но хороший результат тоже приносит.

Читайте другие материалы

Птицы очень удивительные, но в то же время сложные объекты для съемки. Они быстры и неуловимы, биологически разнообразны и могут быть потрясающе красивы. «В мире различают около 10 тысяч птиц и их диапазон поведения очень широкий» - говорит Вильям Майорос, ученый и заядлый фотограф птиц из Северной Каролины. «Их сложно снимать на дикой природе, но все же интересно».

Перед тем, как стать фотографом птиц, Вильям был серьезным наблюдателем за ними, он считает что здесь интересна сама охота за птицами. «Я рекомендую тем, кто только начал фотографировать птиц, научится наслаждаться самим пребыванием вместе с птицами на природе и не стрессовать если вы упустили удачный снимок» - говорит он. Как говорят рыбаки, не нужно волноваться, чтобы что-то поймать. «Если вам удастся сделать несколько удачных фотографий, это как глазурь на пироге», добавляет Майорос.


Большая серая сова © Jari Peltomäki
Canon EOS-1D Mark III, Canon EF 300mm f/2.8 IS II. 1/125, f/4.5, ISO 1000

Мы взяли интервью у трех фотографов птиц, и хотя их подходы отличаются, через интервью мы увидели, что фотографирование птиц - это труд любви.

Датский фотограф Розеляйн Райнмонд, когда фотографирует птиц, делает акцент на их поведении. А финский фотограф Яри Пельтомеки экспериментирует с эстетикой птиц в движении. Майорос же использует научный подход, применяя точные настройки и мощное оборудование.

Подобраться ближе с базовым снаряжением

Розеляйн Райнмонд живет в Гоуде, Голландия и снимает не только птиц, но и другие виды диких живтоных. Она говорит: «Я интересуюсь секретами жизни животных. У птиц мой любимый момент для съемки - когда птица чувствует себя комфортно и не подозревает, что за ней шпионят. Это может быть спящий утенок или зимородок, чистящий свое оперение, или выпь, притворившаяся камышом».

Розеляйн предпочитает крупные планы птиц. Она носит с собой относительно темные объективы, потому что для нее важна портативность. «Я использую телеобъектив Canon EF 300mm f/4L IS, но для птиц он коротковат. Если у вас есть деньги, объектив с фокусным расстоянием 500 мм даст вам лучшие снимки с меньшими усилиями» - говорит фотограф. И по поводу фотоаппарата: «Мой Canon EOS 5D Mark III отличная камера, но скорость 6 кадров в секунду не самая быстрая. Для того, чтобы снимать птиц в полете лучше иметь камеру с возможностью скорости съемки до 10 кадров в секунду».


Скворцы © Roeselien Raimond
Canon EOS 7D, Canon EF 300mm f/4L IS. 1/500, f/6.3, ISO 200

Розеляйн по прежнему стремится подобраться к птицам как можно ближе, но в то же время, чтобы их не потревожить. Она говорит: «Многие птицы бояться людей. Остаться незамеченной помогает камуфляж. Птицы любят свою зону комфорта и фотографу важно уважать их границы. Как близко вы можете подобраться, зависит индивидуально от каждой птицы. В каких-то случаях вы можете завоевать у нее доверие и она вам позволит больше действий. Будьте спокойны, не действуйте как хищник, и всегда проявляйте уважение».

Как правило, птиц можно найти в заповедниках или на побережье. Райнмонд верит, что ключевой момент это искать тщательнее: «Я более успешно нахожу свои объекты съемки благодаря сбору информации и о месте, куда я собираюсь пойти. Иногда друзья сообщают мне место, а иногда я ищу информацию о местах и повседневном поведении того или иного вида птиц в Интернет - так начинается мое путешествие».


Стайка гусей © Roeselien Raimond
Canon EOS 5D Mark III, Canon EF 300mm f/4L IS. 1/2500, f/4.5, ISO 1000

Фотографирование птиц в полете и движении

Для фотографа дикой природы Яри Пельтомеки, который живет в Лиминке, Финляндия, птицы особенно красивы в движении. «Почему я снимаю птиц в полете размытыми? Я люблю, когда мы видим птицу в движении, из-за этого размываются в движении крылья и задний план, но голова птицы остается четкой» - говорит Яри.


Золотой орел в полете © Jari Peltomäki
Nikon D4S. 600mm f/4G ED VR AF-S Nikkor. 1/60, f/5.6, ISO 5000

В этом ключе Яри использует ручные настройки на своей камере Nikon D4s и объективе Nikkor AF-S 600mm f/4G ED VR (иногда он также использует объектив Nikkor AF-S 200–400mm f/4G ED VR с телеконвертером TC-14E 1.4X Nikon AF-S). «Я устанавливаю ISO, выдержку и диафрагму вручную, поэтому я полностью все контролирую. Если я хочу показать движение, то устанавливаю выдержку в диапазоне от 1/15 до 1/125 сек. Для больших птиц это часто 1/60 сек. С такой большой выдержкой многие кадры получаются браком. Но внезапно вы можете получить отличный снимок с красивым движением и четкой головой летящей птицы!» - говорит Яри.

И наоборот, Яри часто «замораживает» птиц в движении на коротких выдержках. «Если я хочу сделать четкое фото большой птицы в полете, например орла, я устанавливаю выдержку 1/1600 и диафрагму f/6.3 (зависит от объектива). Мое ISO зависит от того, насколько светло на улице, обычно это в диапазоне от 800 до 1600. Для маленьких и быстрых птиц иногда требуется более короткие выдержки: 1/3200 сек достаточно, чтобы «заморозить» любую птицу, но это также зависит от объектива и от дистанции съемки».


Стая пеликанов © Jari Peltomäki
Canon 1D Mark III, Canon EF 70–200mm f/2.8L. 95mm, 1/2000, f/10, ISO 800

Яри советует снимать птиц в горизонтальном полете. «Фотографам птиц лучше фотографировать рано утром или вечером, кода солнце низко в небе. Днем солнце высоко и вам не удастся заснять глаза птицы и полностью передать оттенки перьев» - говорит Яри.

Для съемки он часто использует охотничьи приемы маскировки, такие как камуфляж и деревья, чтобы спрятаться в окружении. «При съемке очень помогает если вы различаете песни птиц, тогда вы можете определить местонахождение тех или иных видов. Слушая птичьи призывы вы можете изучать, что птица сейчас делает. Я могу ждать своего орла вслепую и не буду высовываться из засады, но по звукам догадаюсь, кода он приближается. Это благодаря воронам, которые поднимают тревогу в случае опасности. Вороны подают разные сигналы: для беркутов, белохвостых орланов, тетеревятников, кречетов. Изучение таких моментов очень полезно».

Максимизируйте и демонстрируйте детали вашей птицы

Как автор книг о птицах, Вильям Майорос различает эстетические и образовательные фотографии птиц. «В художественной фотографии важно следить, чтобы задний план был лаконичным, если сцена содержит на заднем плане много каких-то элементов (листьев или веток к примеру), я не хочу делать снимок, потому что я знаю, что он не удовлетворит мои художественные требования». Однако для документальной работы я не всегда придерживаюсь таких стандартов, все интересуются также и окружением - это честная игра».


Синяя птица счастья © William Majoros
Canon 1D Mark III, Canon EF 600mm f/4L IS c телеконвертером 1.4X. 1/300, f/8, ISO 125

Вильям применяет разные подходы к съемке, в зависимости от вида птиц. «Одна из моих специализаций - фотографирование камышевок. Лучшая стратегия для фотографирования этих крошечных, быстро перемещающихся птичек, это не слишком длинный объектив. 400mm f/5.6 с близкого расстояния позволит вам оставаться мобильными, вы можете следовать за птицами и ориентироваться в толпах птиц в популярных для них местах, где слишком длинные объективы станут для вас обременением. Но для больших птиц, таких как цапли и пернатые хищники - для которых типичное поведение держать дистанцию, вам нужны объективы подлиннее, такие как 600mm или 800mm. Это также зависит от типа снимки. Например я люблю заполняющие кадр фотографии, с массивным количеством деталей и рисунком перьев» - говорит Вильям.

Майорос устанавливает вручную. «Это лучший способ выбрать настройки камеры на поле, чтобы игнорировать систему автозамера камеры и делать снимки как можно ярче, но без пересветов. На поле я делаю несколько тестовых фотографий сцены и потом проверяю каждый снимок, просматривая их на LCD дисплее, с включенным режимом подсветки пересвеченных участков. Это дает максимум информации о содержимом снимка и дает больше гибкости при дальнейшем редактировании на компьютере».

Вильям обычно снимает камерой Canon EOS-1D Mark III с внешней вспышкой Canon Speedlite 580EX II и линзой Френеля, которая равномерно рассеивает свет. «Я использую вспышку при фотографировании практически всех птиц. Исключение составляют некоторые птицы в полете. Когда окружающий свет слабый, вспышка помогает «заморозить» птицу на не таких коротких выдержках. Вспышки сделаны под цветовую температуру прямого солнечного света, так что цвета получаются приятными. Сильно направленный свет подсвечивает микрорисунок перьев и создает супер резкие и богатые текстуры. Прямой горизонтальный солнечный свет дает тот же эффект, но вспышка более удобна, поскольку ее легко переместить и направить в нужном направлении, в отличие от солнца» - отмечает Вильям.


Тулес © William Majoros
Canon 1D Mark III, Canon EF 600mm f/4L IS. 1/2500, f/5, ISO 800

Майорос часто ищет птиц для съемки в лесу, на болотах и на открытых просторах. Я нахожу их в городских парках, где ходят люди. Такая съемка более продуктивна, чем съемка на дикой природе, поскольку городские птицы привыкли видеть людей и они не такие пугливые» - говорит он. Но такие места могут быть переполнены другими «охотниками» за птицами.

Иногда можно обнаружить красоту даже во дворе у вас дома. «Я использую свой дом как приют для птиц. Я установил кормушки напротив окна и выжидаю, когда птицы прилетят клевать. Очевидно, снимки птиц в кормушке не очень эстетичны, но вы можете установить ветки за кормушкой и снимать птиц, чтобы захватывать в кадр более естественные сцены природы. В конце концов просто получать радость от их компании».

Фотография птиц рассматривается многими фотографами, как наиболее сложная часть фотографии дикой природы. Съемка пернатых в полете, безусловно, самый трудный вид фотографирования птиц в принципе. Однако, обладая некоторыми знаниями и пользуясь профессиональными методами, можно значительно улучшить собственные навыки и отточить личное мастерство. Ваши фотографии летящих птиц будут получаться наиболее выразительными и впечатляющими.

В этом уроке фотографии собраны советы профессионалов, специализирующихся на фотографировании птиц, о том, как сделать красивую фотографию парящей птицы. Давайте посмотрим, что они рекомендуют и выделим для себя наиболее интересные моменты, как правильно фотографировать крылатых.

Основные требования к оборудованию для фото летящих птиц

Фотографирование птиц в полете может создать реальную проблему для камер и объективов. Фототехника должна быть в состоянии сосредоточиться на быстро движущейся цели и оставаться сфокусированной на ней достаточно долго, чтобы произвести снимок, не "отвлекаясь" на фон и не включая в фокус ненужные детали.

В идеале техника должна уметь автоматически устанавливать правильную экспозицию в быстро меняющихся сценах и работать с выдержкой достаточно быстро, чтобы успевать замораживать движение. Наконец, чтобы дать фотографу разумный шанс получить снимок с четкими птичьими крыльями, фотокамера должна быть в состоянии производить достаточное количество кадров в секунду при непрерывной съемке.

Фотосъемка летящих птиц возможна с большинством DSLR-камер. Практически во всех зеркальных камерах есть возможность устанавливать выдержку в пределах 1/4000 секунды или быстрее, это является достаточным, чтобы заморозить практически все действия полета. Топовые камеры в состоянии "выстрелить" три и более кадра в секунду, давая таким образом фотографу возможность получить наиболее интересный ракурс и снимок в целом. Бюджетные камеры "плохи" автофокусом, который реагирует на малейшие изменения в кадре и не "отслеживает" объект. И тем не менее, если фотограф достаточно терпелив и имеет хороший запас карт памяти, то с одной фотоохоты может принести пару вполне приличных кадров, которые могут составить конкуренцию фотографиям, снятым продвинутой фототехникой.

Самыми простыми фотокамерами есть возможность снимать птиц в полете только тех разновидностей, которые летают медленно, например, такие как лебедь-кликун.

Однако нужно помнить, что никакая продвинутая фототехника не в состоянии заменить технических навыков фотографа , которые необходимо совершенствовать день ото дня и начинать развивать свои навыки лучше всего заранее.

Настройте камеру для полета

Для фотографирования полета большинство настроек камеры должны быть такими же, как те, которые используются для съемки птиц в целом: режим экспозиции с приоритетом диафрагмы , широко открытое отверстие для обеспечения максимально возможной скорости затвора, которое может быть использовано при имеющемся уровне освещения.

Для съемки полета, совершенно очевидно, что наиболее важна высокая скорость затвора и работа с приоритетом диафрагмы. Тем не менее, велика вероятность того, что объект будет находится на быстро меняющемся фоне и оптимальным будет использование ручного режима настройки экспозиции. Особенно это важно, когда фон постоянно меняется от неба к растительности или другим темным областям при "отслеживании" птицы.

Вне зависимости от того, выбирает фотограф приоритет диафрагмы или ручной режим, необходимо проверять достаточна ли скорость выдержки, если она не высока, следует рассмотреть вопрос о повышении чувствительности ISO. (мы уже рассматривали в одном из уроков фотографии.) Эта рекомендация не относится к тем случаям, когда фотограф сознательно пытается сделать художественное размытие снимка полета. Но в большинстве случаев в намерения фотографирующего входит получить резкое изображение птицы. Еще стоит отметить, что некоторое размытие крыльев птицы может быть приемлемым или даже желательным, но во всех основных случаях - птица должна быть четкой.

Важным фактором является то, как быстро птица перемещается по площади кадра. В зависимости от этого и от степени освещенности, будет зависеть получите вы в итоге в резкости только голову птицы, а все остальное в размытии, либо же весь объект съемки целиком будет хорошо проработан и можно будет рассмотреть каждое перышко при увеличении. С уверенностью можно сказать, что ваш кадр "делает" 1/125 или 1/1000th секунды.

Nitin Prabhudesai

В зависимости от того летит ли птица прямо, либо перемещается по "волнообразной" траектории, фотограф может регулировать скорость срабатывания затвора. Профессиональный совет в любом случае сводится к тому, чтобы стремиться получить 1/1000 скорости затвора.

Получение высокой скорости срабатывания затвора может быть достигнуто двумя способами: установить широкую апертуру или повысить ISO. Оба способа имеют свои минусы. Широкие отверстия всегда уменьшают глубину резкости, что иногда достаточно критично, особенно если используются недорогие линзы. Это приводит к значительной потере качества изображения. Высокая чувствительность ISO вызывает повышенный цифровой шум, но это почти всегда предпочтительнее, чем размытие изображения от движения или общего дрожания камеры. С качественными объективами такого не будет и f/4 при ISO 800 - вполне рабочие показатели.

Следует еще помнить о том, что даже короткие выдержки для фотографии максимально быстрого движения объекта, могут не полностью заморозить движение, особенно это касается кадров, когда крылья птицы находятся в срединной части амплитуды движения.

Следующий ключевой настройкой является выбор точки автофокусировки. В большинстве зеркалок можно увидеть подсветку активных точек автофокусировки. В теории наиболее оптимальным является вариант, когда все точки активные и можно снимать полет без необходимости удерживать в одной точки автофокуса предмет съемки. На практике эффективность этой функции зависит все-таки от возможностей AF непосредственно самой камеры. Во всех, кроме полнокадровых профессиональных фотокамерах, имеется как правило только одна центральная точка автофокуса. Тем не менее, устанавливайте автофокус на все доступные для камеры точки.

Sitzwohl Bernhard

Последним из ключевых параметров является выбор режима работы объектива. Линзы со стабилизацией имеют обычно два режима настройки, первый из которых выполняет стабилизацию в двух направлениях, тогда как второй работает только в одном. К примеру, если вы отслеживаете птиц, летящих строго горизонтально, второй режим позволит стабилизировать любые вертикальные дрожания, полностью игнорируя отклонения движения птицы по линии полета. В первом режиме работы объектив будет пытаться стабилизировать и малейшее движение и по горизонтали, пытаясь снизить размытости. Это можем привести к рывкам в изображении птицы.

Таким образом, второй режим стабилизации является наиболее удобным для съемки полета. Однако следует помнить, что если фотограф снимает в условиях с хорошим освещением и можно получить высокую скорость затвора (например, 1/4000), лучше даже выключить режим стабилизации.

Многие линзы имеют переключатель ограничения расстояния, позволяя диапазону АФ ограничиваться только полным фокусным расстоянием объектива. Например, если нужно сфотографировать птицу, которая летит на некотором расстоянии, следует установить объектив в дальний диапазон фокусировки (от 10 м до бесконечности). Это позволяет сократить время, которое затрачивает объектив на АФ, что значительно улучшает все возможности фотографа для получения наиболее удачного технического кадра.

В качестве последнего замечания по поводу настроек камеры, нужно отметить, что в профессиональных фотокамерах есть пользовательская функция, которая позволяет самостоятельно определять насколько быстро должен сменяться автофокус. И если интуитивно кажется, что чем быстрее - тем лучше, то практика показывает, что делать нужно с точностью до наоборот.

Быстрое переключение автофокуса приводит к потере слежения, потому что точка автофокуса моментально перемещается от объекта съемки на что-то другое. Наглядно это можно увидеть, когда, например, птица залетела за ствол дерева. Следовательно, лучше всего устанавливать данный параметр таким образом, чтобы делать его относительно медленным.

Основные методы фотографирования полета птиц

1. Не нажимайте сразу кнопку активации автофокуса, как только увидите птицу в видоискателе. Когда птица будет приближаться и, соответственно, увеличиваться в размерах, автофокус будет переключаться. И так будет происходить до тех пор, пока вы будете отслеживать полет и не решите, что "все так, как нужно", чтобы сделать снимок. Именно поэтому располагайте птицу на центральной точке автофокуса и активируйте его полунажатием кнопки в тот момент, когда видите, что птица находится уже на достаточном расстоянии и вы сможете в ближайшее время сделать снимок.

2. Следите за птицей глазами и используйте видоискатель уже тогда, когда готовы сделать снимок. "Стреляйте" короткими очередями и начинайте именно с того момента, когда видите, что по композиции все складывается наиболее правильным образом.

3. Практикуйтесь на больших целях. Снимки крупных птиц являются отправной точкой для начинающих фотоохотников и могут стать прекрасной возможностью развить собственные навыки. Используйте максимальную скорость съемки, доступную для вашей камеры, чтобы максимально увеличить шансы на получение хотя бы одного кадра, который будет не только полностью сфокусированным, но и более совершенным по композиции.

4. Важно: голова птицы всегда должна находиться в фокусе. Это может быть сложным в некоторых ситуациях, например, когда вы снимаете птиц с длинными шеями, которые летят к вам, потому что часто автофокусировка "привязывается" к большому телу, а не к меньшей по размеру голове.

Другая распространенная трудность связана с тем, что АФ фиксируется на ближайшем от фотографа крыле, когда птица расположена практически по всей плоскости кадра. Если света достаточно, можно использовать наименьшую диафрагму. Особенно это хорошо будет работать при съемке крупных птиц, когда глубины резкости достаточно, чтобы вместить как можно больше птиц в фокусе.

Как только вы освоите данную технику съемки, можно будет начинать фотографировать более мелкие экземпляры птичек, и тех, что летают не по прямой линии.

5) Если вы не можете получить приличные результаты на 1/30, попробуйте более высокую скорость затвора, начиная от 1/125, а затем постепенно снижайте скорость, по мере того, как будет улучшаться ваша техника. Единственное, о чем должен помнить каждый фотограф, что изображения, сделанные в технике "между размытое и замороженное" зритель склонен считать дилетантским.

11) Птиц в полете не стоит снимать в пасмурные дни. Наиболее хорошее время для фотографии, когда солнце находится низко к горизонту. Особенно хорошо такой свет работает, когда фотографу удается поймать птицу с поднятыми вверх крыльями, ведь на таком кадре солнце хорошо освещает внутреннюю поверхность крыла, что выглядит всегда эффектно.

12) Обращайте внимание на то, чтобы солнце больше освещало голову птицы, а не хвост.

И всегда помните, что когда речь идет о фотографии, то все правила, которые существуют, существуют для того, чтобы их нарушать. Но нарушать правила можно только в том случае, когда фотограф знает эти правила, тонкости и нюансы и может с умом и вкусом отступать от догм. Немного. Только ради лучшего.