Приветствую Вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о наименовании места происхождения товара (НМПТ) , т.к. именно данное требование, установленное к товарам в части 3 статьи 66 44-ФЗ вызывает массу вопросов, как со стороны участников закупок, так и со стороны заказчиков. Давайте постараемся вместе с Вами во всем разобраться.

И так, приступим…

— обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (статья 1516 ГК РФ).

На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара. Соответственно предоставляется правовая охрана.

На сайте ФГБУ «ФИПС» (Федеральный институт промышленной собственности) есть открытый реестр наименований мест происхождения товаров. Ссылка на реестр — http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/

По состоянию на 29.11.2014 г. в данном реестре зарегистрировано всего лишь 137 наименований мест происхождения товаров!!!

Причем у некоторых НМПТ есть по нескольку обладателей прав пользования.

Примеры НМПТ

Ниже я для наглядности привел Вам несколько НМПТ из реестра с описанием их особых свойств.

КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СКАНЬ

Ювелирные изделия, корпуса и браслеты для часов, шкатулки, декорированная отделка для сувениров, портсигары, посуда, декоративные вазы, сувениры (пасхальные яйца), фурнитура для мебели, предметы культа (кресты, панагеи, оклады)…

ГЖЕЛЬ

Вид товара и описание его особых свойств:

Изделия фарфоровые улитарного и улитарно-декоративного назначения. Изделия представляют собой недорогую фарфоровую бытовую посуду и художественные изделия, выполненные механическим способом и украшенные свободной ручной кобальтовой росписью, что соответствует местным традициям гжельского промысла начала XIX века…

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Вид товара и описание его особых свойств:

Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти, дорожки, полотенца, воротники, вставки, жилеты, блузы, манишки, косынки, манжеты, манто, пелерины, шарфы, галстуки, палантины, накидки, перчатки, платья-фартуки, шали, костюмы, жабо, закладки для книг кружевные. Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения…

Основная ошибка большинства участников электронных аукционов

Многие участники до сих пор ошибочно считают, что НМПТ это страна происхождения товара. И указывают в своих заявках: Россия, Белоруссия, Китай и т.д. Но, как Вы теперь понимаете, НМПТ не имеет абсолютно никакого отношения к «стране происхождения товара (СПТ)» или к «месту производства товара (МПТ)». НМПТ представляет собой не что иное как «интеллектуальную собственность».

Интересный момент

Согласно пункта 2 части 2 статьи 51 44-ФЗ (при участии в ОК) заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара . Т.е. для открытого конкурса требований об указании НМПТ нет.

Письмо МЭР от 07.07.2014 № Д28и-1194

В своем письме Министерство экономического развития РФ «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ» дало разъяснения относительно указания в заявках НМПТ.

Приведу лишь выдержку из данного письма:

«…Таким образом, в случае поставки товара, наименованию места происхождения которого предоставлена правовая охрана, участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается наименование места происхождения товара в соответствии с требованиями статьи 1516 ГК РФ.

В случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара… »

Однако есть одно НО, на которое обращается внимание в данном письме.

Выдержка из письма:

«…Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти , в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти , действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации…»

Т.е. МЭР дало свои разъяснения по данному вопросу, но сослалось на то, что никакой юридической силы они не имеют. Будут ли представители заказчиков, ФАС и других органов руководствоваться при принятии решений данными разъяснениями остается под вопросом.

С полным письмом МЭР можно ознакомиться здесь — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=168571 .

Как быть в данной ситуации?

Эксперты рекомендуют участникам закупок при подготовке первой части заявки на участие в ЭА в обязательном порядке указывать «наименование производителя товара». При этом данная рекомендация исходит из следующего толкования нормы статьи 66 44-ФЗ.

Поскольку понятие «наименование производителя товара» в формулировке «наименование места происхождения товара или наименование производителя товара» отделено союзом «ИЛИ» от «наименования места происхождения товара», то, указывая ТОЛЬКО наименование производителя товара, участник закупки выполняет требование закона.

Небольшое примечание

Если Вы в своей заявке указываете наименование производителя товара, то указываете его полностью, не забывая про указание организационно-правовой формы.

Например: ООО «Рога и Копыта», ИП Иванов Иван Иванович.

Вот и все. На этом статья подошла к концу. Если данная информация была для Вас полезной, то обязательно поделитесь ею со своими друзьями и коллегами, нажав внизу на одну из кнопок социальных сетей.


Для начала работы с новым механизмом Учет товаров организации по номерам ГТД необходимо установить дату начала использования механизма и выполнить ввод начальных сведений при помощи Помощника перехода. Выполнить это можно в форме настроек параметров учета (раздел Предприятие — Настройка параметров учета)

Для того чтобы начать работу по товарам организации в разрезе источников происхождения, необходимо заполнить регистр Товары организации (БУ). Для этого создается документ Ввод начальных остатков, который заполняется остатками товарно-материальных запасов по бухгалтерскому учету на дату перехода. В документе графа для указания источников происхождения автоматически не заполняется, заполнить графу можно в ручную.

Документ Ввод начальных остатков создается на каждую организацию и на каждое структурное подразделение отдельно. Для этого организация или структурное подразделение указываются в строке Структурная единица. В случае если организация в строке не указана, то документы создаются для всех организаций информационной базы и их структурных подразделений.

Если в базу уже были введены остатки ТМЗ на указанную дату, то система выдаст соответствующее сообщение. Открыть существующий документ можно по гиперссылке Документы ввода начальных остатков, при необходимости его можно скорректировать.

Для указания товаров, входящих в Перечень изъятия, в конфигурацию добавлен новый регистр сведений Товары с пониженной ставкой пошлины (раздел Покупка и продажа – Справочники и настройки) Заполнить регистр можно несколькими способами:
Заполнить товарами из перечня изъятия – регистр очищается и заполняется товарами, у которых заполнен код ТН ВЭД, который входит в Перечень;
Добавить товары из перечня изъятия – в регистре остаются ранее указанные данные, а также добавляются позиции, у которых заполнен код ТН ВЭД, входящий в перечень.

В регистре сведений по кнопке Перечень изъятий доступен утвержденный Перечень изъятия с указанием входящих в него кодов и наименований товаров.

При выборе кода ТН ВЭД, если данный код входит в Перечень, то в карточке номенклатуры выводится надпись Товар включен в перечень изъятий. Также данная надпись будет отображаться в форме выбора классификатора.

Особенности оформления операций по поступлению товаров

Для хранения информации по источникам происхождения товаров, добавлен справочник Источники происхождения (раздел Покупка и продажа – Справочники и настройки)

Он используется для организации аналитического разреза, по партиям поступления ТМЗ (не зависящего от выбранного метода расчета себестоимости запасов в бухгалтерском учете. Учет ТМЗ по источникам происхождения ведется в количественном выражении в специализированном регистре Товары организации БУ.

Каждый элемент справочника следующие данные по товару:

— Номер ГТД/Номер заявление о ввозе/ Номер сертификата – в строке указывается регистрационный номер документа импорта или номер сертификата если товар произведен на территории РК;
— Страна происхождения – указывается страна происхождения товара;
— Регистрационный номер ЭСФ – реквизит заполняется в случае, если при приобретении товара получен ЭСФ;

— Наименование товара – указывается наименование из декларации на товары или из заявления о ввозе товаров;

— Способ происхождения – указывается способ происхождения товара одним из заданных значений:
— Импортирован по ставкам ЕТТ
— Импорт по ставкам ВТО
— Импорт из стран ТС
— Произведен в РК

— Код ТН ВЭД – код, указанный в строке 33 декларации на товары при оформлении ввоза товара на территорию РК.
— Номер строки ГТД – заполняется номером строки в декларации, в которой указан товар;


При приобретении товаров из стран ЕАЭС, источник происхождения товара указывается в документе Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. При этом источник происхождения формируется автоматически на основании данных, указанных в Заявлении.


При оформлении документов поступления товаров из прочих стран, источник происхождения формируется системой автоматически по сведениям, указанным в документе ГТД по импорту

При производстве продукции, источник происхождения заполняется самостоятельно. Для этого в документах Отчет производства за смену Поступление товаров из переработки, в табличных частях предусмотрена новая графа Источник происхождения

При приобретении товаров на территории РК, первоначальные сведения о происхождении товаров заполняются на основании полученного ЭСФ. Далее данные переносятся в документ Поступление ТМЗ и услуг


Особенности оформления операций по выбытию товаров

При выбытии товаров из организации, информация об источниках происхождения данных товаров указывается в отдельной табличной части Источники происхождения

В документе источники происхождения заполняются автоматически при проведении документа реализации. Для товарной номенклатуры подбирается источник, по которому имеются остатки в учетном регистре Товары организации (БУ). При этом сначала будет списываться номенклатура с незаполненным источником происхождения, т.е. списываться остатки.

Источник происхождения, указанные в документе реализации, может быть изменен вручную. По кнопке Источники происхождения можно изменить источник с учетом остатков номенклатуры в регистре Товары организации БУ, либо по всем источникам происхождения.


При создании документа ЭСФ, данные по наименованию товара, коду ТН ВЭД, номеру «Заявления о ввозе товара» или номеру «Декларации на товары» и другие заполняются автоматически.


Перемещение товаров по источникам происхождения

Для перемещения товара по источникам происхождения, можно воспользоваться документом Перемещение ТМЗ. Источник происхождения корректируется в табличной части Источники происхождения. В графе Источник происхождения получателя указывается источник, на который необходимо переместить товар.

Артем, добрый день!

Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 января 2011 г. № 576-ЛА/Д22 О разъяснении определения «российский товар» при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Справка
См. также письмо Минэкономразвития России от 20 января 2011 г. № 597-ЛА/Д22 “О разъяснении определения «российский товар» при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд”
Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России рассмотрело обращение о разъяснении определения «российский товар» при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд и сообщает.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).
При этом участником размещения заказов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В то же время в ходе реализации антикризисной программы в целях защиты отечественных производителей в рамках законодательства Российской Федерации о размещении заказов принят ряд мер, что является общепринятым в мировой практике. В частности, подписан приказ Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд» (приказ № 427), который установил порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
В данный перечень включена позиция «Продукция органического и неорганического синтеза (код 2400000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93), содержащая позицию «Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (код 2423000).
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации о размещении заказов предусмотрено предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке фармацевтических препаратов российского происхождения.
Определение «товар российского происхождения» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, в связи с чем при применении пункта 6 приказа № 427 заказчикам рекомендуется руководствоваться следующим.
Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.
Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации, и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.
Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.
Указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялась сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара.
Соответствующие разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением приказа № 427, в том числе по вопросу определения «страны происхождения товара», размещены в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд (http://www.zakupki.gov.ru) в разделе «Законодательство о размещении заказа» (совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 5 мая 2009 г. № 6989-АП/Д05 и № АЦ/13195).
Следует отметить, что приказ № 427 носил временный характер и утратил силу 31 декабря 2010 г. Вместе с тем, в настоящее время в Минэкономразвития России утвержден новый приказ от 14 января 2011 г. № 8 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков», предусматривающий предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в том числе фармацевтических препаратов российского происхождения.
В отношении критериев статуса «российский товар» для медицинской продукции, производимой с использованием компонентов иностранного происхождения, Минпромторгом России предложено использовать следующий подход.
Медицинская продукция (лекарственные средства, медицинская техника и изделия медицинской назначения), зарегистрированная на территории Российской Федерации в установленном порядке, произведенная на территории Российской Федерации лицензированным российским юридическим лицом с использованием компонентов иностранного происхождения, обладает статусом российской медицинской продукции при условии, если она соответствует одному из следующих критериев:
1. Наличие у производителя права на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт и/или на технологию его производства на территории Российской Федерации, подтвержденный патентом. Данный критерий предусматривает локализацию компетенций, а не локализацию производства, что позволит интегрировать российскую медицинскую промышленность в мировую индустрию.
2. Использование в производстве технологически значимых компонентов, произведенных на территории Российской Федерации, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Технологически значимые компоненты - это компоненты, производство которых критически важно для развития медицинской и фармацевтической промышленности и открывает доступ к технологии производства высокотехнологичного оборудования и лекарственных средств, без локализации производства которых на территории Российской Федерации невозможно достижение показателей, заложенных в прогнозных планах развития медицинской и фармацевтической промышленностей, отражающих приоритеты развития национальной системы здравоохранения.
3. Производство продукции связано с компенсационной передачей технологических решений из перечня и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, или в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Критерий предусматривает передачу российскому юридическому лицу технологий из перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Производство лекарственного средства с осуществлением стадий технологического процесса: производство субстанций и/или лекарственной формы. Не признаются российской медицинской продукцией лекарственные средства, в отношении которых на территории Российской Федерации произведена только первичная и/или вторичная упаковка и/или маркировка.
Введение данного критерия будет стимулировать российские предприятия к получению и освоению современных технологий производства, а иностранные компании - локализовывать производство лекарственных средств полного цикла.
Данный критерий соответствует критерию достаточной обработки/переработки при определении страны происхождения товара, который может выражаться в том числе, изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки.
В настоящее время ведется работа по реализации указанных предложений.
Заместитель Министра
А. Лихачев

С 1 октября 2017 года на территории Республики Казахстан применяется новая форма электронного счета-фактуры и новые правила заполнения, утвержденные Приказом МФ РК от 12 мая 2017 года № 301 «Об утверждении Правил документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме». Текущая форма ЭСФ и правила заполнения, действующие в соответствии с Приказом от 9 февраля 2015 года № 77, с 1 октября 2017 года утратили силу.

В Правилах документооборота ЭСФ содержатся основные положения, руководствуясь которыми необходимо выполнять заполнение и выписку электронного счета-фактуры. Также Правилами утверждена форма ЭСФ, применяемая всеми налогоплательщиками на территории РК. Электронный счет-фактура состоит из 14 разделов, заполняя которые налогоплательщик отражает все необходимые сведения о реализуемом товаре, работе, услуге, о сторонах сделки и другие. Некоторые разделы являются обязательными для заполнения, например, раздел для отражения реквизитов поставщика, реквизитов получателя, раздел с указанием общих сведений. Часть разделов не является обязательными для заполнения в общих случаях. Например, раздел Реквизиты Государственного учреждения заполняется исключительно в случае, если реализация товаров, работ, услуг осуществляется в адрес государственного учреждения. Если реализация произведена в адрес физического или юридического лица - не ГУ, то раздел не заполняется.

Строки с указанием регистрационного номера и даты выпиcки ЭСФ заполняются автоматически информационной системой электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ) и не могут быть отредактированы вручную. Остальные строки заполняются самостоятельно ответственным лицом, которое производит выписку ЭСФ. Если выписывается дополнительный или исправленный документ, в разделе отражаются сведения о виде ЭСФ, а также данные об исходном документе, к которому выписывается текущий.

Форма ЭСФ, действующая с 1 октября, имеет отличия от ранее применяемой: в форме увеличено количество строк и количество разделов для заполнения. Теперь ЭСФ может быть оформлен от имени поверенных (операторов) как поставщика, так и получателя - для этого в форму были добавлены новые разделы I и J.

Для участников совместной деятельности (как для поставщика, так и для получателя) добавлены поля для указания доли участия. Ранее данные сведения не отражались в форме.

В форме добавлена строка Дата выписки на бумажном носителе, которая предназначена для указания даты выписки счета-фактуры на бумажном носителе в случаях, установленных Налоговым кодексом РК.

Сведения, отражаемые ранее в полях для указания дополнительных данных, вынесены в специализированные поля.

Дополнительная информация для налогоплательщиков:

1. Для работы в обновленной версии ИС ЭСФ необходимо обновить 1С-Бухгалтерию.

2. Счет-фактура в электронном виде выписывается не ранее даты совершения оборота и не позднее 15 календарных дней после даты совершения оборота.

3. Строка 51 «Едн.измерения» по услугам и работам не заполняется.

4. Если товар не входит в признак 1, 2, 3, 4 и в случае выполнения работ и оказания услуг код товара не заполняется.

5. Инструкция обновления ИС ЭСФ размещена на сайте KGD.GOV.KZ в разделе ИС ЭСФ.

6. При реализации физическим лицам ставится галочка розница.

7. Признаки происхождения товара «1» - товар из Перечня, «2» - не из Перечня, «3» - произведен в РК из Перечня, «4» - произведен в РК не из Перечня, «5» - товар не относится в 1, 2, 3, 4 , «6» - при выполнении работ и услуг.

8. Предусмотрено в ИС ЭСФ выписывать исправленную, дополнительную счет-фактуру, при этом основная будет сохранена в системе.

9. Исправления в счет-фактуру можно вносить в течение срока исковой давности, т.е. 5 лет.