Международная стандартизация - это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности - стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (IEC), международный союз электросвязи - МСЭ (ITU).

Международная организация по стандартизации - самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Основная ее цель сформулирована в Уставе ИСО: “…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности”.

О масштабе деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс. экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187 технических комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и пересмотренных стандартов.

Основные объекты стандартизации, количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют диапазон интересов организации.

Машиностроение

Неметаллические материалы

Руды и металлы

Информационная техника

Сельское хозяйство

Строительство

Специальная техника

Охрана здоровья и медицина

Основополагающие стандарты

Окружающая среда

Упаковка и транспортировка товаров

Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники - это объекты совместных разработок ИСО/МЭК.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.

В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон - производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

В стратегии последних лет ИСО уделяет особое внимание торгово-экономической деятельности, требующей разработки соответствующих решений в интересах рынка, и оперативной модели, позволяющей в полной мере использовать потенциал информационных технологий и коммуникационных систем, учитывая при этом, в первую очередь интересы развивающихся стран и формирование глобального рынка на равноправных условиях.

Стандарты ИСО, аккумулирующие передовой научно-технический опыт многих стран, нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являющейся предметом международного товарообмена, включая взаимозаменяемость комплектующих изделий, единые методы испытаний и оценки качества изделий.

Пользователи международных стандартов ИСО - промышленные и деловые круги, правительственные и неправительственные организации, потребители и общество в целом.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

В России принят такой порядок внедрения международных стандартов:

§ прямое применение международного стандарта без включения дополнительных требований;

§ использование аутентичного текста международного стандарта с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

ИСО и МЭК совместно разрабатывают руководства ИСО/МЭК, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности по оценке соответствия. Содержащиеся в этих руководствах добровольные критерии - результат международного консенсуса в отношении наилучших приемов и подходов. Их применение способствует преемственности и упорядоченности в деле оценки соответствия во всем мире и содействует тем самым развитию международной торговли.

Таким образом на практике реализуется принцип: “ Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду”.

Хотя международные стандарты разрабатываются на основе консенсуса и добровольного признания заложенных в них требований, на практике соответствие им продукции, по существу, обязательно, так как является критерием конкурентоспособности и допуска на международный рынок.

Международные стандарты стали эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень и качество изделий.

За последние пять лет уровень использования международных стандартов возрос с 15 до 35%, а в таких отраслях как машиностроение, металлургия, транспорт и связь - превысил 40%.

Перспективные задачи ИСО

ИСО определила свои задачи, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

· установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

· снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;

· оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;

· стимулирование "самоподдерживающих" элементов указанной выше про­граммы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

· забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по-прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты серии 9000.

Правительства ряда крупных стран передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе. В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации и в следующем столетии.

2.2 Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000

Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года. Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду

1) Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к “постоянному улучшению” системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений". Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2) Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

3) С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4) Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

5) В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6) Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к внештатным ситуациям.

7) Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8) Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9) Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана".

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям

Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO)будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

· улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);

· экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

· увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

· желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;

· улучшение системы управления предприятием;

· интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости."Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

Ситуация в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

· популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

· популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

· подготовка специалистов-аудиторов;

· развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

· внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага - официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования

Важность и необходимость стандартизации Российское государство поняло еще в 1900 году, когда попыталось стандартизировать зерновые в части торговой классификации, проводило работы по унификации вооружений, вводило нормы проектирования электротехнических изделий.

Хотя сейчас все основные элементы технического регулирования - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор - в том или ином виде имеются в Российской Федерации, они требуют существенной доработки, еще и потому, что создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле.

В конце 2002г. В России был принят Федеральный закон “О техническом регулировании”, регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Федеральным законом введены:

§ понятие и принципы технического регулирования;

§ понятие, содержание и применение технического регламента, цели принятия и виды технических регламентов, порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов;

§ цели, принципы стандартизации, а также документы в области стандартизации и правила их разработки;

§ цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

§ положения в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий;

§ положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов;

§ ответственность, обязанности и права сторон при выявлении нарушений требований технических регламентов;

§ положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

§ положения о финансировании в области технического регулирования.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Так, по исследованиям немецких экспертов, треть ежегодного экономического роста Германии за 1960-1990 гг. (около 30 млрд. марок) относилась к эффекту применения стандартов

При разработке технических регламентов необходимо использовать опыт стран Европейского Союза, который практически перестал включать конкретные технические требования в директивы ЕС, а использует принцип нового подхода, предполагающего указание в директиве только существенных требований. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве. Стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного совещания представителей министерств и ведомств, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, научных организаций - технических комитетов по стандартизации.


В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бух-галтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов. Поэтому изучение накопленного в этой сфере опыта в зарубежных странах, а также положений и требований международных стандартов имеет особое значение.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 "О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь" утверждены государственная программа и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности.
Финансовая отчетность состоит из утвержденных форм отчетности, приложений и объяснительного материала. Международные стандарты используются при составлении отчетности коммер-ческими промышленными и другими предприятиями.
Предприятие может составлять финансовую отчетность для пользования ею руководителями всех уровней управления с по-мощью разных приемов и способов, однако для внешних пользователей она должна соответствовать международным стандартам.
В каждой стране составление финансовой отчетности осуществляется на основании инструкций, утвержденных соответствующими регулирующими органами, включаемых в национальные стандарты.
Общепринятые принципы учета (ГААП) зародились в США в первой половине 30-х гг., затем были признаны в Канаде, Англии, Италии и других странах. ГААП в каждой стране отличались, но все же обеспечивали определенное единство в подходах к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Они способствовали повышению достоверности и сопоставимости данных отчетности, а также доверия пользователей информации к предприятиям.
Но постепенно ГААП вытеснялись международными стандартами учета и отчетности, которые разрабатывались с учетом тре-бований общепринятых принципов учета. Они отражали новые требования к учету и отчетности в условиях текущих явлений в развитии экономики предприятий многих стран.
Международные стандарты финансовой отчетности разрабатываются и утверждаются Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), который создан в 1973 г. За время существования была создана комплексная система, насчитывающая 40 стандартов.
КМСФО разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности для их последующего использования во всех стра-нах мира. Главной задачей деятельности Комитета является гармонизация различных стандартов учета, принятых в различных странах.
Международные стандарты не искажают национальные стандарты и инструкции, принятые в определенной стране. Члены КМСФО стремятся убедить соответствующие государственные организации в преимуществах использования международных стандартов финансовой отчетности, так как их использование имеет большое значение. В результате их применения возрастает качество и сопоставимость показателей учета и отчетности, повышается существенное влияние учета на развитие и укрепление экономики во всех странах мира.
Деятельность КМСФО координируется Советом, который руководит Международной консультативной группой, созданной в 1981 г. В Совет входят представители бухгалтерских организаций 13 стран и 4 других организаций, заинтересованных в качественной и достоверной финансовой отчетности. Членами Международной консультативной группы являются представители различных организаций: Международной федерации фондовых бирж, Международной торговой палаты, Международных банковских ассоциаций, Всемирного банка, Совета международных учетных стандартов и т.д. Кроме того, в качестве наблюдателей выступают Организация экономического сообщества и развития (ОЭСА), Центр Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям (ИНСТС).
Международные стандарты финансовой отчетности используются в качестве ориентиров национальными и региональными государственными и общественными профессиональными организациями при разработке стандартов учета и отчетности. Национальные организации некоторых стран используют международные стандарты финансовой отчетности после соответствующего их приспособления к национальным бухгалтерским требованиям. Другие страны используют международные стандарты учета для детализации своих национальных требований. В отдельных странах требования международных стандартов учета включены в национальные стандарты.
Международные стандарты финансовой отчетности применяют около 40 тысяч транснациональных корпораций, которые включают более 200 тысяч предприятий во многих странах мира.
Исключение составляют биржи США и Канады, которые применяют свои Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (GAAP).
GAAP является системой бухгалтерского учета, полностью совместимой с международными стандартами (LAS), причем по ряду вопросов GAAP содержат более подробную методологию ведения учета, чем международные стандарты.
Однако Комитет по международным стандартам финансовой отчетности имеет договоренность с Международной организацией комиссий по ценным бумагам о подготовке комплекта стандартов, которые смогут применять все компании, имеющие международную котировку акций.
Международные стандарты используются странами Европейс-кого союза как основа для гармонизации финансовой отчетности этих стран. Национальные стандарты финансовой отчетности стран Европейского союза и другие законодательные документы по вопросам финансовой отчетности разработаны в соответствии с Четвертой Директивой ЕЭС от 26 июля 1978 г., устанавливающей требования для стран сообщества по составлению всех форм отчетности.
Широкое использование европейскими странами международных стандартов финансовой отчетности позволит в ближайшем будущем отказаться от применения европейских директив по вопросам учета и отчетности. Страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, также проводят большую работу по приведению своих национальных стандартов учета и отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов.
Развитие и совершенствование учета и финансовой отчетности многие страны связывают с использованием международных стан-дартов, что способствует выработке национальных подходов к стандартизации отчетности, а пользователям позволяет правильно ее интерпретировать.

Расширению сотрудничества в области качества способствует введение международных стандартов.

В 1947 г. по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). Целью ее создания является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

ИСO (ISO - International Organization for Standardization) -- это международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСO). Существование и развитие ИСO обусловлены возрастающей необходимостью использования общепринятых стандартов для обеспечения совместимости функционирования различных (не только технических) систем. Взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков в настоящее время невозможно представить без стандартов ИСO.

Цель ИСO -- развитие принципов стандартизации и проектирования на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в различных областях и видах деятельности.

Разрабатываемые ИСO стандарты объединяются в семейства. ИСO 9000 -- серия стандартов ИСO, которые применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества организаций и предприятий.

В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации. Россию в ИСО представляет Госстандарт РФ.

Руководящими органами ИСО являются: Генеральная Ассамблея, Совет, Комитеты Совета и Центральный секретариат. Высшим органом является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой руководит Совет, возглавляемый президентом ИСО. Совет состоит из 18 членов - представителей национальных организаций по стандартизации, избираемых на три года.

В настоящее время членами ИСО являются национальные организации по стандартизации почти ста стран мира. Число разработанных международных стандартов на сегодняшний день около 9000.

В ведении технического комитета ИСО под номером 176 находятся стандарты ИСО серии 9000 «Системы качества». Стандарты ИСО серии 9000-1994 имели самое широкое распространение в мире. Эти стандарты были приняты за основу большинством промышленно развитых стран мира и играли важную роль в Европейском экономическом сообществе. В 2001 году введена в действие новая версия стандартов ИСО 9001:2000. По мере достижения ЕЭС своей цели - превращения в крупнейший в мире потребительский рынок - фирмы, занятые в промышленности и в сфере услуг, все активнее начинают поддерживать деятельность технического комитета ИСО 176 как важное средство развития международного рынка продукции и услуг.

Цели работы международных организаций по стандартизации свидетельствуют о той огромной роли, которую играет стандартизация как средство интеграции в международных связях, в устранении барьеров в производстве и торговле, в регулировании взаимоотношений между государством, изготовителями и потребителями продукции.

Госстандарт России как национальный орган по стандартизации активно расширяет свое участие в развивающемся международном сотрудничестве в области стандартизации. Он принят в члены Комитета по стандартизации тихоокеанского региона (1992 г.), в состав которого входят более 20 стран (такие, как Китай, Япония, США, Канада и др.).

В настоящее время идет процесс переговоров по присоединению России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), членами которого являются более ста стран.

Основными целями вступления России в ГАТТ являются:

  • - устранение дискриминационных ограничений российского экспорта и расширение доступа на мировой рынок российских товаров и услуг;
  • - перевод торгово-экономических отношений России с зарубежными странами на равноправную, стабильную и долгосрочную экономико-правовую основу;
  • - возможность использования действующего в рамках ГАТТ механизма разрешения споров при торгово-экономических отношениях.

Формируемая система стандартизации в России способствует устранению технических барьеров в торговле как для отечественной, так и для импортной продукции путем прямого применения международных стандартов в качестве государственных стандартов России: ГОСТ Р.

В Европе в начале 80-х годов были разработаны государственные программы по поддержке экономики и повышению качества продукции. В конце 80-х годов наблюдалось активное движение к высокому качеству продукции и услуг во всей Западной Европе, широко внедрялись системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.

Для нормального функционирования европейского рынка поставляемая продукция должна быть сертифицирована независимой организацией. Сертификация документально подтверждает, что объективно на предприятии имейся и функционирует определенный стандарт качества. Она упрощает и сокращает проверку субпоставщиков их заказчиками, что позволяет снизить затраты на входной контроль.

Кроме сертификации продукции проводится аккредитация испытательных лабораторий и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Важнейший аспект их деятельности - контроль за удовлетворением требований потребителей. Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособности продукции европейских стран.

Государственные органы управляют качеством через систему стандартов, правил, технических условий, законодательных актов, государственной аттестации продукции, налоговой политики и т.д., а также через установление определенных требований к системам обеспечения качества, предъявляемых к фирмам - поставщикам материалов, деталей, комплектующих изделий. Национальные стандарты отражают особенности и уровень научного и технического развития страны, в которой они разработаны и применяются. Поэтому требования стандартов различных стран на однотипную продукцию, работы и услуги отличаются друг от друга, что является серьезным препятствием для развития международной торговли.

Идеальных стандартов не существует, будь то международные, национальные или внутрифирменные. Стандарты, которые были актуальны на момент их разработки, быстро устаревают, так как непрерывно меняются требования потребителей в направлении улучшения качества. Поэтому эффективное управление качеством предполагает не только удовлетворение требований сегодняшних стандартов, но и возможность удовлетворения изменяющихся норм, стандартов и желаний потребителей.

Применение международных стандартов способствует увеличению товарообмена между странами, расширению сотрудничества в области качества.

Все работы по обеспечению качества были основаны на использовании стандартов Международной организации по

стандартизации, признанных в 1988 г. в СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем менеджмента качества используют серию стандартов ИСО 9000 и эквивалентные ей серии.

Новая российская система строительных норм находится в стадии становления. Отличительной чертой вновь разрабатываемых нормативных документов в области строительства является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике строительного нормирования и стандартизации технически развитых стран. В отличие от традиционно сложившегося так называемого «описательного» или «предписывающего» подхода, когда в нормативных документах приводится подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных сооружений и изделий, основанные на требованиях потребителя, то есть цели, которые должны быть достигнуты, а не методы их достижения.

Предполагается, что нормативные документы будут постепенно изменяться: так, в них не будет предписываться, как проектировать и строить, а будут лишь устанавливаться требования, которые должны быть удовлетворены. Обязательными должны стать требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, надежности и долговечности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Объемно-планировочные, конструктивные, технологические и другие технические решения, которые ранее регламентировались нормами, будут носить только рекомендательный характер. Эти решения должны приниматься с учетом конкретных условий соответствующих производств,

природно-климатических, социальных и экономических особенностей и национальных традиций республик, краев и областей, входящих в Российскую Федерацию.

Рассмотрим подробнее, что из себя представляют международные стандарты ИСО серии 9000.

Международные стандарты ИСО серии 9000 предназначены для разработки систем качества в различных отраслях промышленности и экономики. В целом они оказывают методическую помощь при общем руководстве качеством и реализации основных требований к обеспечению и улучшению качества. На проектирование и внедрение системы качества неизбежно оказывают влияние специфика отрасли, виды деятельности, конкретные задачи и производственные процессы, а также практический опыт предприятий в области качества.

Краткая характеристика основных стандартов ИСО серии 9000 приведена в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Номер стандарта

Наименование стандарта

Назначение стандарта

Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Стандарт описывает основные положения системы менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества

Системы менеджмента качества. Требования.

Стандарт содержит требования к системам менеджмента качества предприятий и организаций

Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности

В стандарте приводятся руководящие указания по осуществлению непрерывного улучшения качества в организации. Описывает основные концепции улучшения качества, способы организации, планирования, измерения и анализа

деятельности по улучшению качества, а также дает методологию улучшения качества

Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

Используется при проведении внутренних и внешних аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмент, а также при оценке компетентности аудиторов

Административное управление качеством. Руководящие указания по программам качества

Описывает порядок разработки программ (планов) качества

Административное управление качеством. Руководящие указания по обеспечению качества при управлении проектом

Включает описание основных принципов построения и структуру Руководства по качеству при управлении проектом

Требования по обеспечению качества измерительного оборудования.

Часть 1. Система метрологического подтверждения измерительного оборудования

Содержит требования к обеспечению качества измерительного оборудования

Обеспечение качества измерительного оборудования.

Часть 2. Руководящие указания по управлению измерительными процессами

Содержит методические указания по управлению процессом измерений

Руководящие указания по разработке Руководств по качеству

Содержит методологические указания по подготовке основного документа системы менеджмента качества -- Руководства по качеству. Дает описание структуры и состава Руководства, рекомендации по адаптации документа к конкретным потребностям организации

Стандарты ИСО серии 9000 - не единственные существующие стандарты по системам управления качеством. Существует и множество других. Их можно классифицировать, выделив следующие стандарты по системам управления качеством:

касающиеся продукции;

касающиеся производства;

универсального характера.

Серия стандартов ИСО 9000 и разнообразные производные от них - национальные стандарты являются по системам менеджмента качества стандартами универсального характера. Это означает, что они могут применяться практически в любой отрасли, независимо от характера продукции.

С первого взгляда на новый вариант стандарта 2000 года отчетливо видно, что структура стандарта претерпела существенные изменения по сравнению со вторым изданием (1994 г.); знакомая последовательность требований двадцати элементов стандарта (4.1 - 4.20) исчезла, а ее заменил принцип «подход как к процессу», который представлен в виде модели, показанной на рис. 2.1.

Приведенная модель иллюстрирует концептуальное представление требований к системе менеджмента качества установленных стандартом. Она отражает интеграцию четырех основных разделов стандарта ИСО 9001:2000:

раздел 5 - ответственность руководства;

раздел 6 - управление ресурсами;

раздел 7 - выпуск продукции / услуг;

раздел 8 - измерение, анализ, улучшение и показывает, как процессы формируют завершенный цикл, образуя единую структуру системы менеджмента качества.

Чтобы обеспечить работу организации, необходимо определить ряд взаимосвязанных процессов и осуществлять управление ими. Элементы на выходе одного процесса часто являются элементами на входе следующего процесса. Систематическая идентификация таких процессов, понимание их последовательности и взаимодействия, а также управление ими называют «подходом к управлению как к процессу».

На рис. 2.1 показана только общая модель взаимодействия между процессами, на ней нет детального описания всей системы менеджмента качества.

Вертикальная петля показывает взаимосвязь между ответственностью руководства (раздел 5), определением и применением ресурсов (раздел 6), осуществлением управления процессами

Горизонтальная петля иллюстрирует значимость роли потребителей и других заинтересованных сторон. Эта роль не ограничивается только входными требованиями. Важна обратная связь с потребителями и другими заинтересованными сторонами для выявления необходимости и возможности дальнейшего улучшения. Процесс измерения удовлетворенности потребителей, таким образом, завершает горизонтальную петлю.

Рис. 2.1.

деятельность, добавляющая ценность; поток информации.

(раздел 7) с целью удовлетворения требований и ожиданий потребителя. Петля завершается измерением, анализом и улучшением (раздел 8), связанными с анализом со стороны руководства (подраздел 5.6) таким образом, что цикл возвращается к ответственности руководства (раздел 5), который включает санкционирование изменений и инициирование улучшения.

Рассмотрим причины, которые побуждают компании внедрять системы менеджмента качества (СМК), руководствуясь при этом требованиями стандарта ИСО, и проходить сертификацию в аккредитованном органе.

Стандарты ИСО серии 9000 не устанавливают жестких рамок, а лишь определяют, чем необходимо управлять, чтобы обеспечить соответствие ряду содержащихся в них требований. В стандартах не указано, какими способами необходимо обеспечивать управление отдельными процессами, поэтому предприятия, осмысленно внедряющие СМК, имеют возможность создания гибкой системы, в наибольшей мере устраивающей их и потребителей продукции. Опыт показывает, что в ближайшее время после внедрения системы становятся очевидными те преимущества, которые вносит в работу эффективно разработанная система менеджмента качества.

Обеспечение качества и, в частности, стандарты ИСО серии 9000 нацелены, прежде всего, на предупреждение несоответствий, а не на их обнаружение, в то же время в них содержатся разделы, в которых рассматриваются проверки и корректирующие действия, поскольку фактор наличия ошибок исполнителей будет существовать всегда.

Необходимо помнить, что проверка не способствует Улучшению качества, - максимум внимания следует уделять обеспечению и предупреждению.

Предупреждение экономит ресурсы, снижает объем работ и способствует большему удовлетворению от работы, позволяя людям качественно выполнять ее и получать соответствующее вознаграждение. Изучение работы менеджеров - как в сфере производства, так и в сфере услуг - пока зало, что 60 % своего времени они тратят на устранение последствий допущенных дефектов. Геничи Тагучи, известный японский специалист в области качества и надежности показал, что одна денежная единица, затраченная на предупреждение, экономит 10000 денежных единиц в процессе производства.

Стандарты требуют создания эффективной системы качества, ее документирования и управления ее функционированием. Каждый исполнитель должен знать все о своей работе и о том, как ее выполнять. В результате можно заранее определить и устранить возможные недостатки и, соответственно, снизить затраты.

Как правило, эффективная система менеджмента качества предоставляет следующие преимущества:

возрастание удовлетворенности и доверия потребителей в связи с полным соответствием продукции или услуг их требованиям и запросам;

снижение эксплуатационных затрат путем снижения затрат на качество, а также рост эффективности в результате предупреждения несоответствий;

рост конкурентоспособности и прибыли в результате выпуска качественной продукции и снижения эксплуатационных расходов;

совершенствование передачи производственного опыта внутри компании;

положительные сдвиги в мотивации и настроении сотрудников в связи с возрастанием эффективности их труда.

Следует еще раз подчеркнуть, что эти преимущества доступны в полной мере только в случае внедрения действительно эффективной системы менеджмента качества. В некоторых случаях компания идет на создание системы, исходя из «ложных» побуждений, например, желания скорейшим образом получить сертификат из-за давления со стороны потребителей или улучшения положения в бизнесе. Подобная система может временно убедить потребителя в том, что компания производит соответствующую продукцию или оказывает определенные услуги. Однако внедрение системы качества при отсутствии четкого планирования и учета индивидуальных особенностей компании не принесет тех преимуществ, которые предоставляет эффективно функционирующая СМК. Такой подход нецелесообразен по двум основным причинам. Во-первых, исполнители рано или поздно постараются найти обходной путь для жестких и неудобных правил, что приведет к выпуску некачественной продукции, и, во-вторых, такая система не увеличит прибыль и не повысит эффективность деятельности компании, что в конкурентоспособной среде приведет к коммерческому краху.

Разработанная в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9000 и эффективно функционирующая система должна пройти сертификацию.

Сертификация реально докажет, что СМК, созданная в организации, соответствует требованиям международно признанных стандартов, а это является преимуществом на рынке среди конкурентов (в Европейском сообществе это необходимое условие для получения государственных контрактов), а также позволит избежать многочисленных проверок второй стороны, являющихся дорогостоящими и для потребителей, и для поставщиков.

Уже более года на страницах мировой и отечественной печати широко обсуждаются отличительные особенности новой версии стандартов ИСО серии 9000. Интерес специалистов к этим документам вполне закономерен, так как произошел не просто «косметический ремонт» стандартов, а их «капитальное» обновление, новые стандарты содержат ряд изменений и дополнений принципиального характера.

В табл. 2.1.2 приводится перечень всех стандартов новой версии.

Основополагающими стандартами по системам менеджмента качества являются:

ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (заменяет ИСО 8402:1994 и разделы 4 и 5 ИСО 9000-1:1994) - описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» (отменяет и заменяет стандарты ИСО 9001:1994, ИСО 9002:1994 и ИСО 9003:1994) - устанавливает требования к СМК и может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнить требования потребителей, регламентов и свои собственные;

ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» (отменяет и заменяет ИСО 9004-1:1994) - предоставляет методическую помощь по более широкому спектру целей СМК, чем стандарт ИСО 9001, с которым они разработаны как согласованная пара; рекомендуется для применения руководством организаций, целью которых является постоянное улучшение деятельности, повышение ее эффективности и результативности; не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов;

ИСО 10011-1-90, ИСО 10011-2-91, ИСО 10011-3-91 «Руководящие указания по проверке систем качества» (планируется пересмотр) - оказывают методическую помощь по руководству и проведению внутренних и внешних проверок СМК.

Наряду с основополагающими стандартами по СМК Международной организацией по стандартизации разработаны стандарты «поддержки», не предназначенные для использования вконкретных ситуациях или при аудитах третьей стороной, но дающие дальнейшие рекомендации по осуществлению менеджмента качества.

Проведем краткий сравнительный анализ некоторых основных положений стандартов ИСО, результаты которого будут использованы в дальнейших исследованиях.

Анализ словаря, приведенного в стандарте ИСО 9000:2000, показывает, что международная терминология в области качества претерпела заметные изменения. Так, из прежнего словаря - стандарта ИСО 8402:1994 - было исключено 28 и введено 49 дополнительных терминов. В результате в проекте стандарта ИСО 9000:2008 - не 67, а 80 ключевых терминов. Обновленная терминология носит более систематизированный характер, так как в отличие от стандарта ИСО 8402:1994 она сгруппирована не по четырем, а по десяти тематическим блокам. Крайне важно, что новый словарь дополнен графическими изображениями, иллюстрирующими родовидовые, партитивные и ассоциативные связи понятий во всех тематических блоках. Несомненно, что эти схемы будут исключительно полезны для пользователей стандартов ИСО серии 9000:2008. Применение терминологии, предусмотренной в стандартах ИСО 9000:2008, позволяет в наибольшей мере использовать процессный подход к построению, проверке и оценке системы менеджмента качества.

Приведем важнейшие термины из стандарта ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», на применении которых в дальнейших исследованиях базируется авторская позиция.

«Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования».

«Требование - это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным».

«Продукция» определяется как «результат процесса».

ИСО 9000:2008 определяет «менеджмент качества» как «скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству».

«Система менеджмента качества» (СМК) - это разработка политики и целей в области качества и их достижение.

«Цели в области качества» - то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества.

«Обеспечение качества» определяется как «часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены». Это определение касается не только уверенности потребителя. Очевидно, что обеспечение качества преследует внутреннюю и внешнюю цели.

«Управление качеством» определяется как «часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству».

Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные и на мониторинг процессов, и на устранение причин неудовлетворительной работы на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности. Управление качеством имеет реактивный характер. Для оценки выполнения работ применяются такие методы, как проверки, мониторинг характеристик продукции, мониторинг процесса и другие, часто с применением статистических методов. Если требования не выполняются, то для устранения причин низкого качества производятся корректирующие действия.

Обеспечение качества, наоборот, имеет предупредительный характер. Это система, разработанная для управления деятельностью на всех этапах - от продажи, проектирования, закупок и производства до доставки и обслуживания Ее цель - предотвращение проблем при достижении качества и обеспечение выпуска качественной продукции. Обеспечение качества процессов носит восходящий характер, а управление качеством - нисходящий.

Очень важный термин в новой версии стандарта -«улучшение качества» - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Существенным моментом, на наш взгляд, является легитимизация в русскоязычной редакции стандарта ИСО 9000:2008 термина «менеджмент» и таких производных от него словосочетаний, как «менеджмент качества», «система менеджмента качества». И действительно, введение в специальную отечественную терминологию понятия «менеджмент» наряду с традиционным понятием «управление» - не дань моде, а отражение объективной реальности. Ранее понятие «управление» (применительно к социальным объектам) характеризовалось рядом специфических особенностей, отличающих его (явно не в лучшую сторону) от принятого в мировой практике понятия «менеджмент».

Прежде всего, это понимание функций менеджмента как удовлетворения экономических интересов организаций, а не вышестоящего начальства.

Деятельность менеджера основана на обеспечении заинтересованности персонала в конечных результатах труда. Менеджер должен выступать как лидер, иметь открытый характер взаимоотношений с вышестоящим начальством и всеми сотрудниками. Оценка труда менеджера определяется конечной эффективностью деятельности организации.

Концепция процесса, предполагающая, что всякая работа выполняется как процесс, была обозначена в стандартах ИСО серии 9000:1994, но имела лишь рекомендательный характер. В стандартах же версии 2008 г. эта концепция стала определяющей. Она заменила поэлементный подход к системе менеджмента качества, который был принят в двух предыдущих версиях стандартов ИСО серии 9000.

С нашей точки зрения, процессный подход - это значительный шаг вперед, отражающий общемировую тенденцию развития менеджмента. Благодаря процессному подходу деятельность в системе менеджмента качества можно рассматривать не в статике (как при элементном подходе), а в динамике, поскольку в процессе, в отличие от элемента всегда присутствует временной фактор. В соответствии с положениями обновляемых стандартов ИСО серии 9000 в каждом процессе должны быть определены требования к входным и выходным его данным, технология преобразования входа в выход, порядок управления процессом, его владелец (руководитель) и потребитель.

Принятие «на вооружение» процессного подхода требует от специалистов, внедряющих новую версию стандартов ИСО серии 9000, прежде всего четкого представления о существе данного подхода.

ИСО/ТК 176 рекомендовал каждой стране проводить апробацию стандартов версии 2008 г. по мере выхода их очередных редакций. Более 30 стран, в том числе и Россия, приняли эту рекомендацию. На основании этого ряд российских предприятий приступил к реализации новой версии стандартов ИСО серии 9000.

Государственные, европейские и международные стандарты

ГОСТ 2.701-84 ЕСКД Схемы, виды и типы. Общие требования к выполнению.

ГОСТ 3.1103-84 ЕСТД. Основные положения.

ГОСТ 8.009-84 ГСИ Нормируемые метрологические характеристики средств измерений.

ГОСТ 8.016-84 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерения плоского угла.

ГОСТ 8.019-84 ГСИ. Государственный специальный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений тангенса угла потерь.

ГОСТ 8.021-84 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная первичная схема для средств измерения массы.

ГОСТ 8.022-91 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений силы постоянного электрического тока.

ГОСТ 8.023-90 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений световых величин непрерывного и импульсного излучения.

ГОСТ 8.027-89 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений электродвижущей силы и постоянного напряжения.

ГОСТ 8.028-86 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений электрического сопротивления.

ГОСТ 8.029-80 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений индуктивности.

ГОСТ 8.050-73 ГСИ. Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений.

ГОСТ 8.051-81 ГСИ. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм.

ГОСТ 8.057-80 ГСИ. Эталоны единиц физических величин. Основные положения.

ГОСТ 8.061-80 ГСИ. Поверочные схемы. Содержание и построение.

ГОСТ 8.065-85 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений силы.

ГОСТ 8.109-83 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений коэффициента амплитудной модуляции высокочастотных колебаний.

ГОСТ 8.129-99 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений времени и частоты.

ГОСТ 8.132-74 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений силы тока 0,04-300 А в диапазоне 0,1-300 МГц.

ГОСТ 8.144-75 ГСИ. Государственный специальный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений магнитной индукции в диапазоне 0,05-2 Тл.

ГОСТ 8.157-75 ГСИ. Шкалы температурные практические.

ГОСТ 8.188-85 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений магнитной индукции в диапазоне 0,1 - 10 Тл.

ГОСТ 8.207-76 ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения.

ГОСТ 8.256-77 ГСИ. Нормирование и определение динамических характеристик аналоговых средств измерения. Основные положения.

ГОСТ 8.268-77 ГСИ. Методика выполнения измерений при определении и статических магнитных характеристик магнитотвердых материалов.

ГОСТ 8.310-90 ГСИ. Государственная служба стандартных справочных данных. Основные положения.

ГОСТ 8.315-97 ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения.

ГОСТ 8.371-80 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений электрической емкости.

ГОСТ 8.372-80 ГСИ. Эталоны единиц физических величин. Порядок разработки, утверждения, регистрации, хранения и применения.

ГОСТ 8.377-80 ГСИ. Материалы магнитомягкие. Методики выполнения измерений при определении статических магнитных характеристик.

ГОСТ 8.381-80 ГСИ. Эталоны. Способы выражения погрешностей.

ГОСТ 8.395-80 ГСИ. Нормальные условия измерений при поверке Общие требования.

ГОСТ 8.401-80 ГСИ. Классы точности средств измерений. Общие требования.

ГОСТ 8.417-81 ГСИ. Единицы физических величин.

ГОСТ 8.498-98 ГСИ. Государственный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений электрической добротности.

ГОСТ 8.508-84 ГСИ. Метрологические характеристики средств измерения и точностные характеристики. Раздел III. СЕРТИФИКАЦИЯ Глава 13. Деятельность органов по сертификации и лабораторийстики средств автоматизации ГСП. Общие методы оценки и контроля.

ГОСТ 8.525-85 ГСИ. Установки высшей точности для воспроизведения единиц физических величин. Порядок разработки, аттестации регистрации, хранения и применения.

ГОСТ 8.532-85 ГСИ. Стандартные образцы состава веществ и материалов. Порядок межлабораторной аттестации.

ГОСТ 5.558-93 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерения температуры.

ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

ГОСТ 12.1 – ГОСТ 12.4 Серия системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

ГОСТ 14.201-83 ЕСТПП. Общие правила обеспечения технологичности конструкции изделия.

ГОСТ 26.201.1-94. Система КАМАК. Организация и требования к магистрали.

ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Термины и определения.

ГОСТ 1954-82 Меры электродвижущей силы. Элементы нормальные. Общие технические условия.

ГОСТ 2875-88. Меры плоского угла призматические. Общие технические условия.

ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.

ГОСТ 8026-92. Линейки поверочные. Технические условия.

ГОСТ 8032-84. Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.

ГОСТ 9038-90. Меры длины концевые плоскопараллельные Технические условия.

ГОСТ 9378-93. Образцы шероховатости поверхности (сравнения) Общие технические условия.

ГОСТ 10905-86. Плиты поверочные и разметочные. Технические условия

ГОСТ 12635-67. Материалы магнитомягкие высокочастотные. Методы испытаний в диапазоне частот от 10 Гц до 1 МГц.

ГОСТ 12636-67. Материалы магнитомягкие высокочастотные. Методы испытаний в диапазоне частот от 1 до 200 МГц.

ГОСТ 12637-67. Материалы магнитомягкие высокочастотные. Методы испытаний в диапазоне частот от 200 до 2000 МГц.

ГОСТ 12997-84. Изделия ГСП. Общие технические условия.

ГОСТ 13033-84 ГСП. Приборы и средства автоматизации электрические аналоговые. Общие технические условия.

ГОСТ 14014-91. Приборы и преобразователи измерительные цифровые напряжения, тока, сопротивления. Общие технические требования и методы испытаний.

ГОСТ 16465-70. Сигналы радиотехнические измерительные. Термины и определения.

ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытание и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

ГОСТ 17353-89. Примеры для измерений отклонений формы и расположения поверхностей вращения. Типы. Общие технические требования.



ГОСТ 18242-72. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля.

ГОСТ 18353-79. Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов.

ГОСТ 20504-81. Система унифицированных типовых конструкций агрегатных комплексов ГСП. Типы и основные размеры.

ГОСТ 20906-75. Средства измерений магнитных величин. Термины и определения.

ГОСТ 22261-94. Средства измерения электрических и магнитных величин. Общие технические условия.

ГОСТ 22315-77. Средства агрегатные информационно-измерительных систем. Общие положения.

ГОСТ 23217-78. Приборы электроизмерительные аналоговые с непосредственным отсчетом. Наносимые условные обозначения.

ГОСТ 24026-80. Исследовательские испытания. Планирование эксперимента. Термины и определения.

ГОСТ 24289-80. Контроль неразрушающий вихретоковый. Термины и определения.

ГОСТ 24450-80. Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения.

ГОСТ 24555-81. Система государственных испытаний продукции порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения.

ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски форм и расположений поверхностей. Числовые значения.

ГОСТ 2855-81 Преобразователи измерительные тока, напряжения, мощности, частоты, сопротивления аналоговые. Общие технические условия.

ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости, ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений.

ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСПД. Поля допусков и рекомендуемые посадки.

ГОСТ 25348-82. Ряды допусков, основных отклонений и поля допусков для размеров свыше 3150 мм.

ГОСТ 25670-83. Основные нормы взаимозаменяемости. Предельные отклонения размеров с неуказанными допусками.

ГОСТ Р 1.0-92 ГСС. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2-92 ГСС. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.4-93 ГСС. Стандарты отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.

ГОСТ Р 1.10-95 ГСС. Порядок разработки, применения, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии и сертификации и информации о них.

ГОСТ Р 1.12-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила.

ГОСТ Р 8.561-95 ГСИ. Метрологическое обеспечение банковских технологий.

ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измерений.

ГОСТ Р 8.565-96 ГСИ. Метрологическое обеспечение эксплуатации атомных станций. Основные положения.

ГОСТ 8.568-97 ГСИ. Аттестация испытательного оборудования.

ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.

ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.

ГОСТ Р 50779.42-99 Статические методы. Контрольные карты Шухарта (ИСО 8258-91).

ГОСТ Р ИСО/МЭК17025-2000 Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий (взамен ГОСТ Р 51000.3-96 с 07.07.2000.

ГОСТ Р 51000-96. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000. Общие требования к органам, действующим в системе сертификации продукции (взамен ГОСТ Р 51000 5-96 с 07.07.2000).

ГОСТ Р 51000.6-96. Общие требования каккредитации органов по сертификации продукции и услуг.

ГОСТ Р 51000.9-97. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала.

ГОСТ Р ИСО 10011-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть I. Проверка.

ГОСТ Р ИСО 10011-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов.

ГОСТРИСО 10011-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок.

ГОСТ Р 40.002-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения.

ГОСТ Р 40.003-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств.

ГОСТ Р 40005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств.

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания к принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой.

ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

ГОСТ Р ИСО 14040-99. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принцип и структура.

ГОСТ Р ИСО 14050-99. Управление окружающей средой. Словарь.

EN 29000. Серия европейских стандартов – аналог серии ИСО 9000.

EN 45001. Общие требования к деятельности испытательных лабораторий.

EN 45002. Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий.

EN 45003. Общие требования к органам по аккредитации лабораторий.

EN 45010. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации (проект).

EN 45011. Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции.

EN 45012. Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию систем обеспечения качества.

EN 45013. Общие требования к органам по сертификации проводящим аттестацию персонала.

ИСО 900:1994 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Четыре части.

ИСО 9000-1:1994. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.

ИСО 9000-2:1994. Часть 2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

ИСО 9000-3:1994. Часть 3. Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживанию программного обеспечения.

ИСО 9000-4:1994. Часть 4. Руководство по управлению программой надежности.

ИСО 9001:1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании (Российский аналог ГОСТ Р ИСО 9001-96).

ИСО 9002:1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании (Российский аналог ГОСТ Р ИСО 9002-96).

ИСО 9003:1994. Общие требования к системе качества предприятия при окончательном контроле и испытаниях.

ИСО 9004.2:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания по услугам.

ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества Основы и словарь.

ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества Требования.

ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.

ИСО 10012-1. Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования.

ИСО 10013. Руководящие указания по разработке руководств по качеству.

ИСО 14020:1998 Экологическая маркировка и декларация. Основные принципы.

ИСО 14021:1998 Экологическая маркировка и декларация. Декларация об окружающей среде.

ИСО 14024:1998 Экологическая маркировка и декларация. Экологическая маркировка 1-го типа. Принципы и процедура.

ИСО 14031:1996 Управление окружающей средой. Оценка окружающей среды. Руководящие указания.

ИСО 14041:1998 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области.

ИСО 14042:1998 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействий.

ИСО 14043:1999. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация.

ИСО/МЭК 2. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь (термины и определения в области стандартизации, сертификации и управления качеством), 1996.

ИСО/МЭК 7. Руководящие указания по разработке стандартов, предназначенных для подтверждения соответствия, 1995.

ИСО/МЭК 22. Общие требования к декларации соответствия поставщика, 1996.

ИСО/МЭК 25. Общие требования к оценке технической компетентности испытательных лабораторий.

ИСО/МЭК 28. Общие правила для моделей системы сертификации продукции третьей стороны.

ИСО/МЭК 38. Общие требования к приемке испытательных лабораторий.

ИСО/МЭК 40. Общие требования по приемке органов сертификации.

ИСО/МЭК. 43. Организация и проведение проверок на компетентность.

ИСО/МЭК 45. Руководящие положения по представлению результатов испытаний.

ИСО/МЭК 49. Руководящие положения по разработке "Руководства по качеству" для испытательных лабораторий.

ИСО/МЭК 55. Система аккредитации испытательных лабораторий. Общие рекомендации по руководству действием систем.

ИСО/МЭК 60. Правила практической деятельности по подтверждению соответствия. 1995.

ИСО/МЭК 61. Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации и регистрации, 1996.

ИСО/МЭК 62. Общие требования к органам, осуществляющим оценку к сертификацию систем качества, 1996.

QS 9000. Требования к системам качества.

10. Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании. Надлежащее применение Международных стандартов финансовой отчетности с дополнительным раскрытием, при необходимости, фактически при любых обстоятельствах приводит к тому, что финансовая отчетность обеспечивает достоверное представление.

11. Компания, финансовая отчетность которой соответствует Международным стандартам финансовой отчетности, должна раскрывать этот факт. Финансовая отчетность не должна представляться как соответствующая Международным стандартам финансовой отчетности, если она не соответствует всем требованиям каждого применимого Стандарта и каждой применимой интерпретации Постоянного комитета по интерпретации.

12. Порядок учета, не соответствующий надлежащему порядку, не может быть исправлен ни раскрытием применяемой учетной политики, ни примечаниями или пояснительными материалами.

13. В чрезвычайно редких обстоятельствах, когда руководство приходит к заключению, что соответствие требованиям Стандарта будет вводить в заблуждение, и поэтому отступление от какого-то требования необходимо для достижения достоверного представления, компания должна раскрывать:

(a) тот факт, что руководство пришло к заключению, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании;

(b) тот факт, что финансовая отчетность соответствует применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных аспектах, за исключением отступления от какого-то Стандарта в целях достижения достоверного представления;

(c) Стандарт, от которого отступила компания, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы Стандартом, причины, по которым такой порядок учета вводил бы в заблуждение, и принятый порядок учета; и

(d) финансовое воздействие отступления на чистую прибыль или убыток компании, ее активы, обязательства, капитал и движение денежных средств в каждом из представленных периодов.

14. Финансовая отчетность иногда описывается как "основанная на" или "соответствующая значительным требованиям", или как "находящаяся в соответствии с учетными требованиями" Международных стандартов финансовой отчетности. При этом часто никакой дополнительной информации не приводится, хотя ясно, что значительные требования по раскрытию, если даже не учетные требования, не соблюдены. Такие заявления являются вводящими в заблуждение, так как они принижают надежность и понятность финансовой отчетности. В целях обеспечения того, чтобы финансовая отчетность, в которой заявляется о соответствии Международным стандартам финансовой отчетности, отвечала стандарту, необходимому пользователям во всем мире, настоящий Стандарт включает всеобъемлющее требование о том, что финансовая отчетность должна давать достоверное представление, руководства по тому, как выполнять требование о достоверном представлении, и дополнительные указания для определения исключительно редких обстоятельств, в которых необходимо отступление. Он также требует ясного раскрытия обстоятельств, вызывающих отступление. Наличие отличающихся национальных стандартов само по себе не является достаточным для обоснования отступления в финансовой отчетности, подготовленной с использованием Международных стандартов финансовой отчетности.

15. Фактически при любых обстоятельствах достоверное представление достигается соответствием применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Достоверное представление требует:

(a) выбора и применения учетной политики в соответствии с параграфом 20;

(b) представления информации, включая учетную политику, таким образом, который обеспечивает уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию; и

(c) представления дополнительных раскрытий в тех случаях, когда требования в Международных стандартах финансовой отчетности недостаточны для того, чтобы позволить пользователям понять влияние конкретных операций или событий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности компании.

16. В чрезвычайно редких обстоятельствах применение какого-то конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности может приводить к тому, что финансовая отчетность становится вприводящей в заблуждение. Это может иметь место только в том случае, когда порядок учета, требуемый Стандартом, явно не подходит, и поэтому достоверного представления нельзя достичь ни применением Стандарта, ни только через дополнительное раскрытие. Отступление не допустимо лишь по той причине, что другой порядок учета также обеспечивает достоверное представление.

17. При оценке необходимости отступления от конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности следует принять во внимание следующее:

(a) цель требования и почему эта цель не достигнута или не является уместной в конкретных обстоятельствах; и

(b) каким образом обстоятельства компании отличаются от тех компаний, которые следуют требованию.

18. В связи с тем, что обстоятельства, требующие отступления, будут, как ожидается, чрезвычайно редкими, а необходимость в отступлении будет предметом значительных споров и субъективной оценки, важно, чтобы пользователи были осведомлены о том, что отчетность компании не соответствует Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Также важно, чтобы пользователи получили достаточную информацию, позволяющую им делать информированное суждение о том, является ли отступление необходимым и рассчитывать корректировки, которые потребовались бы для приведения отчетности в соответствие со Стандартом. КМСФО будет отслеживать случаи несоответствия, к которым привлекается его внимание (например, компаниями, их аудиторами и регулирующими органами), и будет рассматривать необходимость прояснения через интерпретации или поправки к Стандартам, с тем, чтобы отступление было необходимо только в чрезвычайно редких случаях.

19. Когда, в соответствии с конкретными оговорками в настоящем Стандарте, Международный стандарт финансовой отчетности применяется до даты вступления его в силу, этот факт должен раскрываться.

Учетная политика

20. Руководство компании должно выбирать и применять учетную политику компании таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применимого Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации. При отсутствии конкретного требования руководство должно вырабатывать политику, обеспечивающую предоставление в финансовой отчетности информации, которая:

(a) уместна для потребностей пользователей при принятии решений; и

(b) надежна в том, что она:

(i) достоверно представляет результаты и финансовое положение компании;

(ii) отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму;

(iii) нейтральна, то есть свободна от предвзятости;

(iv) осмотрительна; и

(v) полная во всех существенных отношениях.

21. Учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

22. При отсутствии конкретного Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации, руководство использует свои суждения для разработки учетной политики, которая обеспечивает наиболее полезную информацию для пользователей финансовой отчетности компании. При вынесении такого суждения руководство принимает во внимание:

(a) требования и руководства в Международных стандартах финансовой отчетности, затрагивающие аналогичные или связанные проблемы;

(b) критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности КМСФО; и

(c) решения других органов, устанавливающих стандарты и принятую отраслевую практику в той и только в той степени, в какой они соответствуют пунктам (a) и (b) данного параграфа.