История производства красок для меня оказалась самой сложной для поиска и изложения. Во многом потому, что красок разных множество, одни и те же краски имеют разные названия в зависимости от места производства ну и конечно "туман" истории. Для начала я дам шедевр официальной историографии о происхождении красок вообще, вот послушайте что нам любопытным говорят.....- "Зелёный – цвет растительности и жизни, это наиболее спокойный цвет для глаз. В природе зелёный окружает нас, но до недавнего времени в качестве пигмента был непрост в получении. Со времён Римской империи пигменты зелёного цвета делали из сока петрушки, цветов и ягод, в том числе зелёный пигмент, изготовленный из высушенных незрелых ягод крушины, был особенно популярен в Англии и Франции в XVIII веке. В XIX столетии производство растительных пигментов для масляных красок прекращается: их заменяют синтезированными минеральными пигментами." ----Вот и весь сказ, с древних времен, еще в римской империи, а потом сразу прыг и в лучшем случае 18 век, хотя теперь меня это не удивляет. Вот послушайте песни про зеленую краску....
----"В живописи применяли несколько минералов зелёного цвета.Например, зелень малахита, хотя и была прочна, но недостаточно интенсивна, и мастера Ренессанса нашли выход в лессировке – наносили прозрачную жёлтую краску поверх синей. (то есть у мастеров ренесанса зеленой краски не было!!!, они ее получали за счет послойного наложения, даже не смешивания, так как далеко не все краски смешивались, да и сейчас не все краски можно смешать, технология произвадства не позволяет).....Натуральные зелёные "земли" давали основную гамму оттенков и в зависимости от места добычи получали названия: Земля зелёная богемская, веронская, французская, немецкая и т.д.
Итак зеленые краски:
Волконскоит PG2
Открыт в 1830 году в Пермской губернии. Назван в честь светлейшего князя Петра Михайловича Волконского, генерал-фельдмаршала, участника Отечественной войны 1812 года. Происхождение экзогенное.
Волконскоит образуется в результате взаимодействия подземных вод, обогащённых хромом, с органикой (с захороненными в крупнообломочном материале отводами и обломками стволов деревьев). В результате этого взаимодействия соединения хрома восстанавливались, образуя вместе с растворёнными в воде железом, кремнезёмом и глинозёмом данный материал CaО3(CrIII,Mg, FeIII)2(Si,Al)4O10(OH)2 4(H2O).

Известен всего в нескольких пунктах земного шара. Наиболее значительные залежи этого минерала известны в России, в Пермской области, в меньших количествах в Удмуртии, Кировской области. Встречается в виде прожилок и столбообразных тел, залегающих горизонтально или наклонно среди песчаников (песков) и конгломератов (галечников), отложившихся в руслах древних рек в конце пермского периода (около 255 млн лет назад).

Минерал высоко ценится художниками, так как из него получается качественная краска оливкового цвета с высокой лессировочной способностью, показатель преломления волконскоита n 1,5–1,63. После высыхания краска образует плёнку, стойкую к внешним воздействиям, не изменяется под действием сероводорода и сернистых газов.
А дальше нужно ведь поддержать древних иконописцев......ну и посла песня........
--- Иконописцы задолго до официального открытия этого минерала использовали его для изготовления красивого зелёного пигмента, который сохранял свой цвет столетиями; пример – широко известная икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского собора XI века. Обычно плащ Иоанна Предтечи изображается зелёного цвета с использованием данного минерала. В Средние века волконскоит использовался часто и высоко ценился. Он может применяться не только в производстве художественных красок, но и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и производстве защитно-декоративных красок (волконскоит выдерживает температуру до 1500 °C).
Глауконит PG 23, «зелёная земля» (от греч. glaukos – голубовато-зелёный), минерал, водный алюмосиликат железа, кремнезёма и oксидa калия непостоянного состава (K,Na) (Fe3,Al,Mg)2(Si,Al)4O10(OH)2. Глауконитовые земли имеют широкий спектр цветов: от густого оливково-зелёного до изумрудного и голубовато-зелёного. Наиболее редкими и ценными считаются тёмно-зелёные глаукониты холодного оттенка.
Как самостоятельный минеральный вид известен с 1828 года по работе Керферштейна, давшего ему название. Традиционно применяется в иконописи. Благодаря стойкой зелёной окраске используется как естественный пигмент масляной живописи в виде лессировочной краски, коэффициент преломления n 1,590–1,644, а также для производства зелёных красок в промышленных целях.
Веронская зелёная земля PG 23 представляет собой прозрачный тёмно-зелёный, с тёплым оттенком пигмент, земля из базальтового месторождения туфа в Brentonico, расположенного в итальянской провинции Верона. Самая лучшая «Веронская земля», которая отличалась голубоватым оттенком, больше недоступна из-за оползня 1922 года в результате большого землетрясения. Качество земель, доступных в настоящее время, при сравнении с историческим аналогом считается средним

Наряду с азуритом малахит широко использовался в китайских картинах IX–X веков и в буддийских фресках Японии. Широкое распространение и простота добычи сделали его довольно обычным пигментом в темперной живописи. Ченнино Ченнини отмечает, что «если вы размалываете его слишком мелко, то краска получится грязно-пепельного цвета»....Вот опять древне-китайская живопись, древний рим и вот реальность.....Изумрудная зелёная, изумрудная зелень PG 18. Этот пигмент известен с 1838 года. В живописи применяется с середины XIX века. Химический состав – гидратированный оксид хрома (III) Cr2O3 nH2O, где n = 1,5–3. Имеет красивый изумрудно-зелёный цвет. Очень светостойкая краска, устойчива в смесях и применяется во всех видах живописи.
Viridian (PG 18) (от лат. viridis – зелёный).
Первая запись об использовании изумрудной зелени под именем Viridian как наименование цвета появилась на английском языке с 1860-х годов.
Изумрудная зелень (Emerald Green), представленная в серии масляных красок Schmincke Norma Professional Oil Colors, одержит следующие пигменты: PG18 – Viridian, PG36– Phthalo Green, PG50 – Cobalt Green, PW6-Titanium White.
Окись хрома PG17 – неорганический пигмент, представляющий собой зелёный порошок различных оттенков (серо-зелёного, оливкового и др.), а по химическому составу – более или менее чистую безводную окись хрома Сг2О3. Пигмент был получен в 1809 году и применяется в живописи с середины XIX века, хотя при исследовании он был обнаружен на картине английского художника Тёрнера, которая относится к 1812 году. Окись хрома принадлежит к светостойким и не изменяющимся в смесях краскам, имеет низкую маслоёмкость.

Кобальт зелёный PG 19 – светлый и тёмный. Светлый – холодно-зелёного цвета. Химический состав представляет собой твёрдый раствор закиси кобальта (СоО) в оксиде цинка(ZnO) при температуре 1100–1200°С. Открыт в 1780 году.
Кобальт зелёный светлый (CoO nZnO mAl2O3), Кобальт зелёный тёмный (CoO nZnO mAl2O3 xMgO).
В живописи Кобальт тёмный известен с 1858 года, Кобальт светлый – с 1880 года.
Сырьём для получения зелёного кобальта являются цинковые белила и сернокислый кобальт.
В зависимости от количественного соотношения окиси цинка и соли кобальта получаются различные оттенки пигмента. Из всех кобальтовых пигментов зелёный самый дешёвый из-за низкого содержания оксида кобальта.
Зелёные пигменты на основе фталоцианина меди, как и синие, получены в 1935 году и используются на практике с 1938 года.
....вот пожалуй действительно "древняя" и простая в получении краска......
Ярь-медянка – одна из древнейших красок. Она поступала в продажу под несколькими названиями, в том числе и как ярь веницейская. Последнюю можно рассматривать скорее как одну из разновидностей (сорт) яри-медянки.
Обычно это уксуснокислая медь, выражаемая формулой: Cu(CH3COO)2*nCu(OH)2 *H2O.
Некоторые исследователи красок причисляют ярь-медянку к синим на том основании, что при смешении с белилами она даёт голубой цвет.
Не надо забывать что краска это не только пигмент это еще и связующее вещество, от которого во многом зависит долговечность краски, ее яркость и способ применения!
Давайте послушаем еще один перл официальной историографии.....
---- "Не все пигменты могут быть использованы в любой технике живописи, поскольку не каждый из них при смешивании (перетирании) с разными типами связующих-клеевыми, масляными и т. п. - сохраняет присущий ему цвет. Вот почему в масляной живописи, как правило, используются лишь те пигменты, с которыми получается цветостойкая паста; такая паста, будучи перенесенной на грунт, на длительное время сохраняет цвет и фактуру. Появление и использование в живописи того или иного пигмента имеет каждый раз свою предысторию. Так, художникам России до освоения ими техники масляной живописи были известны пигменты, которые можно превращать в краски на водорастворимых клеях, известковом молоке, эмульсии куриного желтка, белка и даже на живицах, а также на растворенных твердых смолах. (вот она история - известны издревле, но на курином желтке, белке и соке петрушки!!!)
Известны были, вероятно, и краски, приготовленные на льняной олифе, однако их использовали исключительно для малярных и других декоративных работ. С красками собственно масляной живописи русские начали знакомиться лишь в последней четверти XVII века, воспринимая практически новую технику и технологию либо от художников из западных областей, присоединенных к России, либо от зарубежных художников, приглашенных в государеву Оружейную палату. К этому времени пигменты, наиболее рациональные для масляной живописи, уже были проверены западноевропейской практикой с XV века. (нуда еуропа, оно конечно) О красках масляной живописи, с начала XVIII века используемых русскими художниками, сообщают немногочисленные письменные источники - прежде всего счета и переписка о приобретении красок для Академии художеств. Из современных же работ наиболее полные и обстоятельные сведения о красках, привозимых в Россию или приготовляемых в Академии, содержатся в книге А. Н. Лужецкой и в четвертом томе обширного труда П. М. Лукьянова.
Кустарное и мелкопромышленное изготовление пигментов для монументальной и станковой живописи в России уже в допетровскую эпоху было достаточно развито. Обширные торговые связи с зарубежными странами способствовали появлению в России новых пигментов. Однако ни в XVIII, ни даже в первой половине XIX века привозить и закупать готовые масляные краски было не принято - главным образом потому, что они не выдер¬живали длительного хранения: во-первых, в качестве связующего в XVIII веке использовали быстро твердеющее масляно-лаковое, а во-вторых, упаковка в те времена не была достаточно герметичной. (вот она логика, да все знали, все было но только в европе, но наши не закупали, герметично упаковать не смогли, упаковки не было!!!) Металлическая упаковка, в частности привычные для современных художников свинцовые тубы, появилась лишь в XIX веке.
Вот история очень важных желтых красок...
---Шишгелъ относится к органическим краскам - вернее, состоит из органического красящего вещества и минеральной основы. Она была известна русским иконописцам, и получали ее при осаждении сока крушины на мел или на немецкие белила (белила свинцовые). В Полном собрании законов Российской Империи записано, что «шишгель гишпанский густой, шишгель же темный, ординарный шишгель, который называется блягирь», изготовляли из сока крушины, березового листа. В масляной живописи шишгель использовали только в том случае, если краска изготовлена на основе свинцовых белил. Как и свинцовые белила, она обладала светостойкостью и хорошими кроющими способностями, поскольку крушина исключительно светостойка.
Раушгелъб также имеет в своей основе органический краситель, осажденный на свинцовые белила, однако судить об этом можно лишь по письменным источникам XVIII века. Цвет этой краски характеризуют так: «Рахгиль желт аки курячий желток, мягкая как мука». Красноватый же оттенок определен и самим названием rauschgelb, которое в соответствии со старым значением слова «rausch» может быть переведено как рыже-желтый. Краска была очень прочной, т. е. светостойкой, и не разрушающейся в сочетании с другими красками.
В конце XVIII и первой половине XIX века обе желтые краски на основе органических красителей - шишгель и раушгельб (рашгиль) - были вытеснены синтезированными минеральными красками на основе хрома (первые хромы появились в 1797) и кадмия, производство которого началось с 1817 года и расширилось по ассортименту оттенков в 1829 году.... И опять в лучшем случае 18 век, а скорее начало 19 века - начало промышленного производства!
Не было ни каких разноцветных старых карт, картин, росписей в "античных" храмах раньше 18 века и то скорее всего второй половины, когда научились получать температуру выше 900с и производить обжиг известняка и других минералов - получать негашеную известь, получать окиси кобальта, цинка, свинца то есть, когда началась настоящая химия. Все это произошло одновременно с технологией производства кирпича и всех остальных технологий которыми мы все до сих пор пользуемся.

В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк - гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.

Древний Египет

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь - ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок - ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян - жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Древний Китай

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то - на казеине, являющимся одной из производных молока.

Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.

Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» - краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.

Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди - действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство

Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

Многие вредные вещества - например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно - были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.

Так часто, разглядывая картины гениальных художников, у многих начинают «чесаться руки». Хочется самому создать гениальный шедевр живописи, пусть и в масштабе своей семьи. Душа требует красоты, а руки - холста и кисти.

Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. ochros - "желтый"). Окислы и гидраты окислов железа придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь").

Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры.

В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Ф. Анджелико1 и Пьеро Делла Франческа.2 Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян Ван Эйк3 ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.

Поначалу с масляными красками не все получалось гладко. Так, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие, Леонардо да Винчи4 попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера.

Краски подразделяют на кроющие или корпусные (создающие непросвечивающий слой), и на лессировочные, дающие прозрачный или полупрозрачный слой.

Состав

Связующими веществами в живописи (кроме техники фрески и силикатной живописи) являются растворенные, эмульгированные или суспендированные в воде белки или углеводы - клеи животного или растительного происхождения, смолы, растворимые в воде и в маслах углеводороды, твердеющие масла). Для приготовления красок всех типов — масляных, темперных, акварельных — используются одни и те же пигменты и различные связующие.

Цвет красок обусловливают входящие в их состав пигменты (от лат. «pigmentum» — «краски»). Известно, что пигменты бывают природные и синтетические, органической и неорганической природы, хроматические (от греч. «chroma» — «цвет») и ахроматические.

Хроматические пигменты, необходимые для составления цветовой гаммы радуги:

  • красный — свинцовый сурик (Рb3О4) или товарный красный железооксидныи пигмент;
  • оранжевый — смесь красного пигмента с желтым;
  • желтый — свинцовый крон (РbСrО4), товарные охра или желтый железооксидныи пигмент;
  • зеленый — медянка (Сu(СН3СОО)2 Cu(OH)2 -Н2O), зеленый крон (Сr2О3) или смесь желтых и голубых пигментов;
  • голубой — малахит ((СuОН)2СО3) или товарный ультрамарин ((Na2O -А12O3 mSiO2)x·Na2Sn);
  • синий — берлинская лазурь (Fe43 ·KxFe(CN)6·nН2О);
  • фиолетовый — кобальт фиолетовый светлый (CoNH4PO4.Н2О) и кобальт фиолетовый темный (Со3(РО4)2).

Ахроматические пигменты определяют белую (оксид цинка ZnO или диоксид титана ТiO2)и черную (сажа) окраски, а также всю лежащую между ними серую цветовую гамму.

Среди пигментов художественных красок часто встречаются оксиды и соли.

Оксид хрома - лишь одно из ярко окрашенных соединений элемента № 24. На его основе готовится несколько отличных художественных красок, в том числе зеленая хромовая - самая прочная и светостойкая краска, не поддающаяся атмосферным газам. Растертая на масле хромовая зелень обладает большой кроющей силой и способна к быстрому высыханию, поэтому с 19 века её широко применяют в живописи.

Диоксид титана — сегодня, безусловно, лидирующий пигмент. Он имеет высокую степень белизны, мелкодисперсен, легко измельчается и диспергируется (от лат. «dispersio» — «рассеяние») как в органических, так и в водных средах, к тому же, весьма химически стоек. Однако он недешев, так как технология его получения из природного сырья довольно сложна.

Цинковые белила вполне можно получить в лаборатории.

Железная окалина — это одна из смешанных оксидных форм железа — Fe3O4, или FeO -Fe2O3. Вещество это имеет черный цвет и довольно инертно по отношению к агрессивным средам. Однако в качестве пигмента оно не получило широкого применения. Окалина имеет большой удельный вес и в силу этого выраженную склонность к седиментации (от лат. «sedimentum» — «оседание») — интенсивному оседанию взвешенных в жидкости твердых частиц под действием силы тяжести. Такая краска будет быстро расслаиваться. С этим неудобством можно бороться, тщательно и часто перемешивая краску. Но у этой краски плохая кроющая способность

Оксид свинца РbО — свинцовый глет — также имеет желтую окраску, и раньше его использовали в качестве пигмента, но по интенсивности окраски он уступает свинцовому крону. Поэтому свинцовый глет как желтый пигмент сейчас не используют; он интересен как сырье для получения свинцового сурика - другой оксидной формы свинца, имеющей интенсивную красную окраску. Легенда гласит, что в глубокой древности афинский художник Никий с нетерпением ждал, когда ему привезут свинцовые белила с острова Родос. Однако долгожданный груз уничтожил пожар в Пирейском порту, а в обуглившихся бочках Никий нашел красивый красный пигмент — свинцовый сурик: Pb3O4

Длительным прокаливанием, чередующимся с растиранием увлажненного порошка, можно перевести значительную часть свинцового глета (РbО) в сурик (Рb3О4).

Многие соли металлов, так же как и оксиды, являются пигментами художественных красок.

Берлинский ученый А. С. Маргграф (1709-1782) разработал стабильный метод получения «щелочи, воспламененной бычьей кровью», которая впоследствии получила название «желтая кровяная соль» (гексацианоферрат (П) калия), а в России в XVIII-XIX вв. из-за основного назначения называлась синькалью.

Берлинская лазурь — не единственный синий пигмент. Некоторые соединения кобальта используются в качестве очень высококачественных, но весьма дорогостоящих художественных пигментов. Например, алюминат кобальта СоО.А12О3 так и называется — кобальт синий. К сожалению, самостоятельно получить кобальт синий сложно, а вот изготовить фиолетовые кобальтовые пигменты можно.

Малахит всегда был дорог и не слишком доступен для художников. Кроме того, он имеет свойственный только ему оттенок и не может удовлетворить все потребности живописцев в зеленых тонах. Поскольку выбор природных минералов зеленого цвета невелик, в старину для приготовления красок широко использовали растения. Краски растительного происхождения имеют меньшую прочность: хлорофилл, являющийся их хромофором, постепенно разрушается, и яркие зеленые тона превращаются в коричнево-оливковые.

Яркие, красивые органические красители благодаря хорошей растворимости в воде и органических растворителях способны прокрашивать материал на всю толщину, поэтому основной областью их применения является производство тканей и ниток. Тем не менее, некоторые из таких красителей издавна применялись художниками. Для этого их непременно наносили на нерастворимую минеральную основу — каолин, мел, а сейчас — главным образом на гидроксид алюминия. В наше время эту краску получают из каменноугольной смолы.

Художники всегда очень много внимания уделяли качеству красок. А когда такое внимание ослабевало, картины становились менее долговечными.

Сложная в исполнении энкаустическая техника позднее была вытеснена другими, более простыми — темперой и затем масляной живописью. Секрет приготовления энкаустики постепенно был утрачен. Восстановить секрет забытой техники стремились многие ученые и художники, в том числе Леонардо да Винчи. Однако время ее возрождения пришло позже: в 1935 г. секреты древних были разгаданы потомственным российским живописцем Василием Вениаминовичем Хвостенко. Успех пришел в результате выполнения множества опытов, в том числе химических.

Применение

Краски могут быть предназначены для раскрашивания или для окраски предметов для создания живописных полотен, росписей, для получения декоративных покрытий. После высыхания или полимеризации краски образуют окрашенную однородную пленку, обычно непрозрачную или полупрозрачную.

Большинство учёных считают, что древние люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи нашли в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятные для первобытного человека: жаркий климат, в достатке съедобных кореньев и плодов, есть, где укрыться от непогоды и хищников. Жизнь древнего человека завесила от природы. Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

Возникновение первобытного искусства

Уже тогда существовало древнейшее искусство. Древнейшие изображения были обнаружены в Испании, на юге Франции, в России на Урале.

Первобытное искусство известно с незапамятных времён. К древнейшим изображениям на стенах пещер относятся изображения-оттиски человеческой руки. Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой были рисунки. Позднее во Франции и Испании обнаружено более 100 подобных пещер.

В развитии пещерного искусства выделяется несколько периодов:

Первый период (ХХХ тыс. лет до н. э.). Когда поверхность внутри контура рисунка заполнялась чёрной или красной краской.

Второй период (до Х тыс. лет до н. э.) - отмечен переходом к косым параллельным штрихам. Так стали изображать шерсть на шкурах животных. Вводились дополнительные цвета (различные оттенки жёлтого и красного) для пятен на шкурах быков, лошадей, бизонов.

В третьем периоде (с Х тыс. до н. э.) – пещерное искусство стало очень объёмным с применением разноцветных красок

Первые краски.

Что же такое краски? В толковом словаре С. И. Ожигова дается вот такое определение:

Краска – однородное окрашенное вещество, придающее тот или иной цвет предметам. Широко используется в народном хозяйстве, быту, а также в живописи.

Конечно, красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

Первой краской была глина. Она бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая. Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного. Часто древние художники использовали охру - краску красного, жёлтого и коричневого цвета, встречается в природе в виде глины или рассыпчатых маленьких комочков. Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукой, а также чёрной сажей и копотью.

Краски из минералов, растений и животных.

Рисовали наши предки и красками, которые получали из горных пород. Синюю краску добывали из минерала лазурита, зелёную из – малахита, а красную из минерала, который называется киноварь.

Со временем люди научились добывать и делать много различных красок. Особенно ценился пурпурный багряный цвет. В Древнем Риме одежду пурпурного, багряного цветов носил только император. Эта краска была очень дорогой, её добывали из раковин улиток живущих в Средиземном море. Чтобы получить 1 грамм такой краски надо было обработать10 тысяч раковин. Делали краски даже из насекомых. Тропические насекомые – кашинель – были источником красной краски под названием «кармин».

Яркие и стойкие краски получали из растений. Растительные краски в древности применялись человеком, для украшения оружия, одежды, и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений, затем люди научились приготавливать специальные красители из растений.

Например, из коры барбариса, ольхи, молочая получали жёлтую краску.

Луковая шелуха, кора дуба и листья хны, это растение лавсония давали коричневую краску.

Много разных красок добывали из растений и в Древней Руси. Синюю краску получали из корня горца красильного, жёлтую из корней щавеля конского, вишнёвую из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые цвета.

При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго, краситель из листьев растения индигофера.

Были найдены такие растения, из которых можно было получить краску нескольких цветов. Так, например, из растения зверобой получали красную, жёлтую и оранжевую краску. А из растения манжетка получали жёлтую, зелёную и чёрную краску. Особенно широкую цветовую палитру давало такое растение как марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти окрашенной веществом, которое получали из корней марены.

Заключение.

Результаты наблюдений.

Мной был проведёно наблюдение.

Много раз я видела, как бабушка и мама красили луковой шелухой пасхальные яйца. У них получался очень насыщенный бордовый цвет.

К празднику мама часто печёт торт и украшает его кремом, в который добавляет сок свеклы и моркови. У неё получаются красные розочки и оранжевые цветы.

Результаты эксперимента.

Я сама провела эксперимент и попробовала сначала древесным углём нарисовать рисунок, а потом раскрасить его соком свеклы и моркови. К своим новым краскам я добавила отвар растения тысячелистника. У меня получился цветной рисунок «Цветы».

Таким образом, из всех рассмотренных выше красок, которые использовал древний художник можно сделать вывод:

1) Конечно красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

2) Цвет применялся для раскраски, хотя не очень отличался от естественного. Он носил условный характер, для выделения более важных предметов в рисунке.

3) Роспись осуществлялась минеральными красками, красками из растительного и животного мира

4) Краски, изготовленные из природных материалов, были доступны и безвредны.

5) До наших дней дошли рецепты приготовления некоторых красок из природных материалов таких как: коричневая из луковой шелухи, бордовая из свеклы и оранжевая из моркови и многие другие.

Из своего исследования я сделала вывод: выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, полностью подтвердилась.

Экология потребления. Лайфхак: Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши...

Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.

Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.

Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.

Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).


Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи . Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.

Желтый и коричневый

Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.

С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).

О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.

Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Оранжевый и красный

Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.

В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.

Голубой, синий и зеленый

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.

Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).

Черный

Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).

«Разноцветные способности» растений

По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.

Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.

Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то… еловые шишки.

Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело… Хочешь попробовать? опубликовано