Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Дымковская игрушка

История промысла.

Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" – проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов – старое название Кирова). Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она переродилась в народные гуляния. Празднество продолжалось несколько дней и было наполнено свистом вятчан из разноцветных свистулек. «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» («Вятские записки», В. Лебедев.).

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель "Вятская игрушка" при поддержке первого исследователя промысла – художника А.И. Деныпина.

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Ранее обжиг игрушки производился в русских печах.

Сегодня обжиг производится в муфельных печах.

Технология.

Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях.

Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль.

Президент России Д.А. Медведев расписывает дымковскую игрушку.

«Дымковская игрушка» — одна из старейших игрушек в России, родившееся в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. До сих пор мастера игрушек преданы своим традициям.»Дымковская игрушка» для детей очень ценна так как передает традиции предков и экологически безопасна.
Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский, потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек охватывает лишь немногим более полутора веков. Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день, с утра, в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники – веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве сувениров их увозят во все страны мира, а у нас дома используют как забавное скульптурное украшение.

Особенности глиняной игрушки из Дымкова

Дымка действительно уникальная игрушка, потому что каждая игрушка неповторима и уникальна в своем роде. У каждого свой узор и орнамент.«Обычно игрушка состоит из нескольких деталей. Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.», — говорит Оксана Романова, преподаватель скульптуры и живописи Дымки в Академии керамики Амфоры.

Готовую игрушку оставляют сушиться в течение 5-7 дней, а затем ее помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание.Никто точно не знает, когда и кто первым придумал белое покрытии для дымки. Его предшественники — глиняные шарики и свистки — были либо черными (они смоляные), либо красными, цвет глины. Некоторые считают, что отбеливание игрушек началось в начале 19 века, когда фарфор был в моде среди элит.«Крестьяне, видя фарфор в домах своих хозяев, приняли белый фон, который был сделан из порошкообразного мела, который был разбавлен в молоке. Игрушку погружали в смесь и затем давали высохнуть. Когда он высушился, молоко испорялось, позволяя грунтовке прилипать очень хорошо », — объяснила Романова. Люди также были очень изобретательны в приготовлении цветов: с использованием яичного желтка, белка и кваса. Несмотря на ограниченные возможности крестьянина, цветовая гамма была широкой и яркой. Бледные оттенки никогда не используются при изготовлении Дымки, и образцы часто просты. У первых мастеров не было специальных инструментов, а порой у них даже не было кистей.

Изображения на Дымковских игрушках

Дымковские игрушечные мастера были вдохновлены предметами из жизни. «Они вылепляли все, что видели вокруг: животные, сцены из крестьянской жизни, рыбаков, женщинс кокошниками, прекрасные дамы и красивые господа, которых они видели на ярмарках», — сказала Романова. В советские времена мастера Дымки представляли темы, связанные с научными и космическими достижениями; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящих под яблоней, таких как Адам и Ева, очень популярны среди коллекционеров Дымки. Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Смешные и глупые события из жизни самих мастеров также проникали в художественную форму. Зоя Пенкина, наследственный мастер Дымки, была вдохновлена московским метро и создала композицию с взбудораженной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает старик, который помог ей выбраться. Игрушка из Дымково в ее традиционной форме могла исчезнуть 100 лет назад, но она была спасена от забвения Анной Мезриной, единственным мастером Дымки, который скульптурировал игрушки по традиции, а также художник из города Вятка Алексей Деншин. Он популяризировал ремесло, издавал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал мастерские и снабжал мастеров всеми необходимыми инструментами.

Дымковская игрушка сегодня

Позднее Кировский Союз Художников создал Художественный совет для оценки использования традиционных канонов при изготовлении Дымки. Игрушки, не приготовленные по традиции, были сразу же уничтожены молотком. Этот метод препятствовал появлению новой ветви нетрадиционной «Дымковской игрушки». Сначала производству Дымки обучались в семьях, а знания передавались от матери к дочери. Но к 60-м годам философия стала менее жесткой, и учеников можно было брать не из родственников. Будущие мастера должны были сдать экзамен по живописи, рисованию и композиции и пройти уникальный тест: перед учениками была поставлена ​​простая фигура, из которой они должны были сделать точную копию. Они копировали эти общие игрушки, пока не достигли совершенства, а затем создали свои собственные формы. Давным-давно многие люди хотели стать мастерами Дымки, но сегодня в школе всего от 7 до 15 человек.

Самая большая коллекцию «Дымковской игрушки» можно найти в музее и «Дымковской игрушки» и в Художественном музее Вятки Васнецова.

Техника изготовления дымковской игрушки

Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка лепится из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке. Лепить начинают с основной, массивной части – туловища у животных, а барыню со ступки – с широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками). После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные – за неделю или даже за две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900°С, обожженные мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные – дважды покрывают этим же раствором. Такой раствор об- разует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.

Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. Кроме того, каждая мастерица работает в своей индивидуальной манере. Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием росписи форме изделия. Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности игрушки.

Интерес к бытовому жанру, передаваемому довольно своеобразно, проявил- ся в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют, в основном, в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове.

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» - торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие - лепили игрушки; третьи - их обжигали; четвертые - белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка - это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки )

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин )

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек - барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк - красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня - это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка - традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня - муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки - раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка - символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены - это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый - символизирует чистоту; черный - ложь; зеленый - природу; красный - силу, здоровье; синий - небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки )

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.


Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы - как знак плодородия; волны - как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.