В рубрике «Персоны» мы продолжаем знакомить наших читателей со взглядами на мир фотографии как фотографов с мировым именем, так и тех, кто делает первые шаги по непростому, но тем не менее прекрасному пути фотоискусства. В сегодняшнем выпуске мы посетим замечательный город Красноярск и познакомимся с молодым фотографом Анастасией Болотиной.

— Здравствуй. Начну с самого начала. Я родилась в Абакане. В 7 лет родители записали меня в художественную школу, где я проучилась вплоть до 11-го класса.

— Многим учеба в художественной школе (наверное, как и в музыкальной) представлялась если не каторгой, то нудной обязаловкой — точно. А как было в твоем случае?

— Знаешь, я училась с интересом и удовольствием. Мне это на самом деле нравилось, наверное, потому, что еще с детского сада меня тянуло к творчеству и изобразительному искусству. После окончания художественной, а затем и средней школы я отправилась в Красноярск, где поступила в Суриковское училище на специальность «Дизайн графической продукции». А после его окончания с отличием, я решила не останавливаться на достигнутом и поступила в Красноярский художественный институт на кафедру «Дизайн среды», где сейчас и продолжаю обучение.

— А в какой момент в твоей жизни появилась фотография?

— Фотографией я начала заниматься именно в период обучения в Суриковском училище. Это, наверное, может показаться странным, но раньше я как-то не задумывалась о фотоискусстве. Интерес к нему возник тогда, когда фотографией увлеклась моя подруга. Недолго думая, я купила свою первую зеркальную камеру. Конечно, она была самой простой и недорогой, но в тот момент счастью моему не было предела!

Я фотографировала все, что мне попадалось на пути — тогда мне казалось, что все мои снимки получаются суперпрофессиональными. Однако, со временем я начала понимать, что совершенно ничего не знаю о фотографии и ничего не умею. С этого момента я стала больше практиковаться в фотосъемке, читать специальную литературу, знакомиться с работами известных фотографов, смотреть видеоуроки по ретуши и посещать мастер-классы.

Такой подход дал результаты, и постепенно мой профессиональный уровень начал расти. Сначала я заметила это сама, а затем появились и первые люди, которые оценили мои фотографии и были готовы платить деньги за мою работу. Работа с клиентами позволила мне спустя какое-то время скопить сумму, достаточную для приобретения более профессиональной и дорогой фототехники. Новое оборудование стало еще одной вехой на моем творческом пути: оно позволило не только улучшить качество моих работ, но и продолжить расти профессионально.

Вскоре я получила предложение от одного из модельных агентств о сотрудничестве в качестве штатного фотографа. Это сотрудничество для меня стало хорошей школой в плане профессионального опыта. Работать приходилось в бешеном темпе: требовалось много качественных снимков за крайне ограниченное время. Возможно, именно такой старт задал направление и темп моего дальнейшего развития, как фотографа: я стараюсь не стоять на месте и постоянно развиваться, ведь фотография предлагает просто огромное поле для освоения.

— Твое знакомство с фотографией началось с приобретения зеркалки, помнишь, какая это была модель?

— Да, конечно! Это был Canon 1000D. Сейчас, кстати, такие модели уже не выпускают, насколько я знаю.

— А что с ним стало? Он сменил хозяина или ты хранишь его, как память?

— Нет, я его продала. Деньги от продажи были вложены в покупку новой техники. Но он служил мне очень долго, и многие из своих первых удачных кадров я сняла именно на него.

— К слову, о первых удачных кадрах: кто был твоим первым редактором и критиком?

— Конечно же, это были мои друзья. Хотя критиками их сложно назвать, потому что им всегда все нравилось. Зато, когда я стала отправлять свои работы для оценки в разные группы по фотографии, то критики было больше, чем достаточно.

— Как ты относишься к критике в целом? Считаешь себя самокритичным человеком?

— Я все время критикую свои работы. То, что я сделала мне может нравиться первые полчаса, а потом я начинаю выискивать изъяны, начинаю думать, что можно было сделать эту работу гораздо лучше и интереснее. В итоге, мне все время кажется, что с фотографией что-то не то. Хотя, с другой стороны, я думаю, это хороший толчок для работы и развития.

Чужая критика, по моему мнению, даже полезнее самокритики. Потому что сам можешь и не заметить каких-то ошибок, ведь глаз «замыливается». Так что, взгляд со стороны всегда полезен! Хотя скрывать не буду: иногда я болезненно воспринимаю критику — такое обычно бывает если критикуемая работа мне самой очень нравится.

— Думаю, это чувство многим знакомо. Как считаешь, в среде фотографов есть место дружбе и искренности? Или чаще всего критика неконструктивна и направлена лишь на то, чтобы уязвить собрата по фоторемеслу?

— Я думаю, что критика все же редко направлена на то, чтобы обидеть. Если человек профессионал в своем деле и не задирает нос, то критика из его уст, чаще всего, конструктивна, и такой человек может выступать в роли учителя.

Ну а что касается дружбы… В фотографии, по-моему, как и во всем искусстве в целом это большая редкость. Потому что у людей, которые занимаются творчеством, всегда есть чувство конкуренции. Хорошо если дружба есть, но некое, пусть и скрытое, соперничество всегда будет присутствовать.

— Возможно, эта конкуренция обусловлена еще и не таким уж и широким выбором коммерчески востребованных жанров фотографии. Что ты думаешь по этому поводу?

— Я думаю, что в фотографии есть два типа конкуренции: конкуренция за потенциальных клиентов и за звание лучшего фотографа. Кому-то нужна большая аудитория заказчиков (и бывает, что такие фотографы даже особо не стараются в работе), а кому-то нужно признание и восхищение.

— Ты уже нашла свой любимый жанр или все еще в поиске?

— Наверное, я все еще в поиске. Но нравится мне многое, я пробую себя в разных жанрах. Хотя чаще всего я снимаю людей, их портреты. Иногда мне нравится делать сказочные, фантазийные снимки, что-то туманно-странное, загадочное. Мне хочется снимать такие фотографии, которые можно было бы разгадывать, как ребус, искать тайный смысл. А еще я люблю, чтобы фотография была живой. Но, мне кажется, что мне для этого нужно еще очень много работать, ведь это, по моему мнению, и есть верх мастерства.

— А что делает фотографию живой и качественной?

— Я думаю, самое главное — это чтобы такая фотография не выглядела постановочной. Нужно соблюсти некий баланс, поймать момент и преподнести фотографию такой, как будто она не была запланирована — за счет обработки, света и цвета. Живые эмоции, естественные позы модели и правильно подобранные детали.

— Кстати, о цвете. Если будешь стоять перед выбором: цвет или монохром, что выберешь? Почему?

— Это зависит от фотографии и от задумки. Есть ситуации, когда цвет решает все, а бывает, наоборот, он только мешает и создает ощущение раздробленности. Так что тут все индивидуально.

— Настя, практически на всех твоих фотографиях изображены девушки. С ними проще работать или, по-твоему, в фотографии проще передать красоту женского образа, нежели мужского?

— Да, ты прав, на мой взгляд, через женский образ намного проще передать красоту и грацию. Женщины намного более чувственны, эмоциональны и хрупки. Для таких образов, которые я люблю, мужчины просто не подойдут. Но и с ними я все-таки тоже работала.

— В чем обычно ищешь вдохновение?

— В основном в людях и ищу. Каждый человек уникален, и мне всегда хочется раскрыть какие-то скрытые черты или, наоборот, подчеркнуть характер. А еще меня вдохновляет музыка и работы признанных фотографов.

— Можешь назвать тех, на кого ты хотела бы быть похожей?

— Ну, похожей — это громко сказано, все-таки хочется оставаться индивидуальностью.
Но есть такие фотографы, на чьих работах я учусь и кому стараюсь в чем-то подражать. Многие из них для меня — Мастера с большой буквы и мне очень нравится их творчество. Это, например, такие фотографы как Gregory Colbert, Steve McCurry, Manuel Libres Librodo. Я не перестаю восхищаться их творчеством и мечтаю однажды быть на одном уровне с ними.

— А в чем твой личный секрет залога успешной работы с клиентом?

— Залог успешной работы — это возможность найти общий язык и взаимопонимание. Главное — понять чего хочет клиент, и убедить его, как лучше добиться этого результата. Также важно помочь клиенту преодолеть стеснение и закрепощенность, создать живую и приятную атмосферу, для того чтобы он расслабился и выложился на все сто.

— С кем тебе проще найти общий язык? Со взрослыми моделями или детьми?

— Конечно же, со взрослыми! Они прекрасно понимают, что от них требуется. До взрослых гораздо проще донести идею и объяснить, что им делать. С детьми же работать гораздо сложнее. Ведь они либо пытаются тебя понять и стараются, но в силу неопытности часто делают не то, что надо, либо капризничают и начинают тормозить съемку. Хотя если съемка репортажная и детям нет необходимости позировать, то в такой ситуации сложностей не возникает. Но все-таки хочется сказать, что и среди детей иногда попадаются прирожденные модели.

— Какими качествами должен обладать фотограф?

— Я думаю, самое главное, чем должен обладать фотограф — это чувство вкуса, меры, и гармонии. Он должен «видеть», как сделать его кадр лучше, ощущать баланс темного и светлого, видеть какие цвета лучше всего гармонируют друг с другом… Фотограф, как и художник, должен знать правила композиции и создавать интересные ритмы. Ну и, конечно же, он должен делать фотографии со смыслом. Даже если это просто портрет — то он должен передавать характер человека, его чувства и эмоции. Фотография обязательно должна быть чем-то наполнена.

— Профессиональная фотография, обычно, отнимает массу времени. Тебе удается выкроить минутку для других увлечений?

— На данный момент увлечением, скорее, можно назвать мое занятие фотографией, потому что основное время у меня уходит на учебу в институте. Но на фотографию время тоже вполне хватает. Особенно в период каникул, когда есть масса времени, которое я могу посвятить именно этому творчеству.

— Что могла бы пожелать начинающим фотографам и фотолюбителям?

— Самое главное — терпения и трудолюбия! Потому что многие, столкнувшись с тем, что у них что-то не получается, могут тут же бросить это занятие. Все всегда приходит через труд и упорство. Главное стараться. А еще хотелось бы сказать, что обязательно нужно найти что-то свое, какую-то изюминку, чтобы выделяться и быть узнаваемым.

— В завершение, традиционный блиц-опрос:

— Счастье – это?

— Для меня счастье — это когда сбываются мечты.

— Твоя отличительная черта?

— Моя отличительная черта? Хм…наверное, это любознательность.

— Что больше всего ты ценишь в людях?

— В людях я ценю искренность, натуральность, чувство юмора, амбициозность, силу воли и доброту.

— Фикс или зум?

— Я все-таки предпочитаю зум.

— Любовь – это?

— Любовь — это ответственность. А, вообще, это такая широкая тема, что сложно что-то однозначное сказать, наверное, можно понемногу согласиться с каждым философом, который рассуждал о любви.

— Твоя любимая музыкальная композиция для подъёма настроения?

— Музыку я слушаю разную, нет какого-то особого предпочтения. Иногда нравится что-то мощное, а иногда спокойное, релаксирующее. Люблю иногда послушать этническую музыку, иногда классику… Но любая музыка может меня вдохновить.

— Твой любимый девиз?

— Как девиз, наверное, мне ближе всего фраза «Вперед и только вперед!»

Узнать больше информации об Анастасии Болотиной и ее работах вы можете на ее

ЕЛЕНА ДУДАРЬ: «Чем сложнее, чем больше придавила плита обстоятельств, тем быстрее надо вставать и начинать что-то делать».

В сферу профессиональной фотографии Елена Дударь пришла прямо-таки из горячей точки: когда-то юношеский максимализм подтолкнул девушку на работу в криминальной журналистике, теперь же - её работы красуются на сайте Vogue Italia.
В фотографиях Елены вы не увидите «пластиковые» лица, искусственно вызванную мимику и поддельные эмоции: свою работу она называет «созданием психологического портрета». Здесь - истинные чувства и переживания, откровенный разговор и движение.
О поиске вдохновения, важности постановки целей и о том, каково это - быть творческим человеком, Елена рассказала Beatrice Magazine.

Как давно ты занимаешься фотографией и как начался твой профессиональный путь в этой сфере?

Фотографией я занимаюсь 8й год. И началось все с падения с высоты двух метров – у меня был двойной компрессионный перелом позвоночника. Но, сказать честно, этот путь для очень-очень упрямых и глупых людей, которые не умеют и не хотят слышать подсказки Вселенной.

До этого я 7 лет работала журналистом, и в один прекрасный момент все начало медленно и уверенно катиться вниз. После парочки таких месяцев мудрый человек задумался бы над происходящим, но не я. Я начала верить в то, что Вселенная сговорилась и решила уничтожить мою жизнь. На самом деле, мне очень тонко и красиво показывали, что пора уходить из журналистики, тем более криминальной. Юношеский максимализм и отсутствие инстинкта самосохранения – точно не лучшие спутники в данной профессии. Конечно, если не хочешь стать героически погибшей песчинкой в системе.

Когда произошёл тот чудесный случай с падением, я задумалась над многим. И в том числе над тем, что случилось бы, если бы я умерла. Например, даёт ли моя деятельность незаменимую для души наполненность и удовлетворение? Деньги она давала, но ведь они лишь способ, но никак не цель. Журналистику я любила бешеной страстью: экстрим, 24 часа у тебя кипит мозг, ты обязана держать руку на пульсе и приезжать за 15 минут до пожара… Но этот «роман» подходил к концу, а я все никак не хотела себе в этом признаваться.

Фотографией я занималась только для себя, но на неё было мало времени. И вот создалась такая ситуация, после которой не было отхода назад.

Как бы странно это не звучало, но при падении в меня словно вбили душу. Не выбили, а именно вбили. Вот так.

В своей работе ты стремишься показать человека настоящего, не одевая на него глянцевую маску и слои ретуши. Всегда ли твоя точка зрения сходится с видением результата коммерческим заказчиком?

Мнение фотографа – это 70% составляющей коммерческой съёмки. Поддаваться капризам клиента может только непритязательный фотограф, который снимает все и вся и придерживается принципа «кто платит – тот и музыку заказывает».
Фотограф – режиссёр. И ко мне идут за моим стилем и видением. У меня нет в портфолио глянца и гламура, нет свадеб. Но да, порой случаются курьёзы, и от меня хотят «тапочек» с пушком и «инстателочку», простите за прямоту. Но я отказываю.
Качественно я могу сделать только то, что мне искренне нравится. Я не умею имитировать интерес. Портретная съёмка – это интимный диалог, а он может быть только с человеком, близким по духу.

И все же, что важнее: искусство как свободное творчество и самовыражение или коммерческая составляющая?

Хороший вопрос. Как по мне, деньги – это одно из подтверждений того, что дело которым ты занимаешься, – востребовано и получается у тебя ну как минимум неплохо. Легко творить в стол, и говорить, что тебя никто не понимает (улыбаюсь, даже ухахатываюсь).
Искусство – и есть дыхание тебя, как души. Это и есть язык твоего сознания. А необходимость в деньгах (благо, я родилась в бедной семье) заставляет тебя развиваться, крутиться, выживать, а потом уже учится жить, создавая. Ты узнаешь себя лучше, учишься понимать людей, развиваешься. Помню, как один психолог на своём семинаре попросила родителей с высоким заработком не делать из своих детей «психологических инвалидов: «Давайте им только необходимое и знания. Все остальное они должны получить сами»
Чтобы уметь создавать и жить, а не выживать, надо уметь ну очень хорошо напрягать мозги. Творчество требует вдохновения: путешествий, образования, а порой двух-трех дней бесплодного шатания, которые тоже надо самостоятельно оплатить.

В какой-то момент фотограф начинает осознавать, что у него появляется индивидуальный стиль. Расскажи, как формировался твой? И как, определив его, не застрять на месте?

По началу я снимала все. Но, правда, всегда людей. Я снимала и свадьбы, и детей, и репортажи. Время от времени пересматривала все свои фотоработы и удаляла слабые. Такая традиция случалась у меня раз в 2-3 года. Но основной стиль сформировался, когда беспристрастно, как чужой человек, посмотрела на все свои работы и выбрала те, которые считала лучшими. Было чувство, будто самостоятельно, с мазохистским удовольствием, отрезала часть себя. Больно, но надо.
В финале я увидела черно-белые одиночные портреты. Дети, свадьбы, травка с детишками – все ушло на задний план.
На счёт « как не застрять » … Скорее, этот вопрос можно поставить иначе: хотите – застревайте. Но если хотите развиваться – улучшайте то, что вам нравится. Не надо пробовать новые жанры, на осуществлении которых вас не накрывает волна страсти. Делайте лучше уже то, что есть. И если тебя «прет» дело, которое тебе нравится, ты в любом случае (!) будешь развиваться.

Какой из своих проектов был для тебя самым значимым?

По-хорошему, ты сейчас спросила: «Кого из детей ты любишь больше всего?». Каждая съёмка, каждый проект для меня дорог. Запоминаются, конечно, самые сложные. Например, когда под ногами лазят ядовитые змеи или когда приходится связывать шнурки всех участников, чтобы привязать тканевый фон к нужному дереву.
Приятный лёгкий аромат все же оставляют сами люди, которые приходят на съемку творчества ради, а не для лайков в соцсетях. Такие люди умеют пахать и еще раз пахать. Люблю таких, очень. Было пару случаев, когда снимала начинающих актеров, которые просили и гримёрку в оливковый цвет покрасить, и т.д и т.п. И тут ты понимаешь, что ни тебе, ни визажисту с парикмахером, ни стилисту просто нет места в студии. Все заполнило эго актёра.

Твоё портфолио украшают публикации в VOGUE Italia — как тебе это удалось?

Мне было интересно узнать мнение главного редактора VOGUE и никакого-то, а именно итальянского, – этот журнал является для меня иконой красоты и стиля. Отправила несколько работ. Из шести две работы им понравились, и они предложили создать свое портфолио у них на сайте. Сказать, что я была счастлива – это ничего не сказать. К чему мы пришли с журналом, пока оглашать не могу, но уже сам факт публикации работ на сайте VOGUE Italia – немалое счастье.

Нужно ли тебе настроение и вдохновение для работы, и ждешь ли ты его? Или просто берешь в руки фотоаппарат и начинаешь творить?

Вдохновение надо, но хорошо бы, для начала, честно признаться себе: лень ли подкралась из-за холодильника, жалость к себе или действительно нет ресурса для съёмки? Мой труд требует к себе особого режима: я должна нормально спать – бессонные ночи и работа с синяками под глазами – точно не мой вариант. Должна следить за здоровьем: спорт и здоровое питание – маст хев.
Не употребляю алкоголь перед съемками, так как он вытягивает очень много сил. Тоже касается переедания. В общем, перво-наперво – физическое здоровье.

У меня есть свой темп в обработке. На съёмку я выделяю определённое количество дней. И в этот период закладываю 2-3 дня на «подумать» и один день после, для отдыха. Но к этому пришла не сразу.
Если съемки особенно сложные, я накапливаю ресурс, можно назвать это и «поиском вдохновения», но «накапливание ресурса» мне ближе. Так как после самой съемки я больше напоминаю до капли выжатую губку, со мной могут говорить, а я нахожусь в некой прострации и просто вижу, как шевелятся губы у человека. Звука нет. Следующий день после съёмки обычно сплю, ем и читаю.
Для накопления ресурса я могу гулять по городу одна. Могу зайти в любимые музеи и посидеть на лавочке, глядя на то или иное произведение искусства. Люблю сидеть в парке и наблюдать за людьми. Обычно на мне большие наушники, но музыки там нет.
Невероятный клондайк для творчества – путешествия. И не обязательно это острова Фиджи или Камбоджа. Можно поехать на выходные в соседний город. Снять квартиру, побродить по новым улочкам, познакомиться с новыми людьми.
Под лежачий камень вода не течет. Помните, как в «Алисе»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть – надо бежать, как минимум, вдвое быстрее!»

Бывает ли у тебя состояние творческого кризиса? Если да, посоветуй, как с ним бороться, как переключиться и вернуться в творчество с новыми силами?

Конечно, бывают. И это вызов, граничащий с победой. И вот почему. Для начала надо понять почему этот кризис произошел, как получилось так, что у тебя нет ресурса на самое важное. Чаще всего ты сам виноват и надо хорошо проанализировать ситуацию. Во-вторых, хорошо, когда заканчиваются ресурсы, и тебе приходится отказать себе во всем, кроме самого необходимого. Надо взять некий «пост», моральный. А еще лучше – добавить к нему физический. Не обязательно строгий, но все же. Так ты поймешь, где и куда уходят впустую силы.
Дальше, я еду на любимый рынок «Петровка» к букинистам и интуитивно покупаю книги – те, которые просто приглянулись цветом обложки, качеством бумаги, шрифтом или запахом. И, если позволяет время и возможности, уезжаю куда-то. Огромным источником вдохновения для меня является солнечный Узбекистан с его самобытным укладом, с его простыми и искренними людьми. Будучи там, даже к стенам старых зданий прикасаться в радость. Любуюсь красотой лиц людей: дети, женщины, мужчины… Мне они особенно близки. Там нет женщин с наращенными ресницами, с безобразно накачанными губами, там царят вечные, исконные ценности, которые формируют Красоты души. Конечно, часто туда не налетаешься, но, если повезло туда отправиться, меня переполняет радость ребенка перед Рождеством.
Даже поехать куда-то к морю на пару дней – уже хорошо. Только море люблю зимой, а горы – летом. Ах да, важное условие: в поисках ресурса я всегда путешествую одна.
А еще я поняла, что чем сложнее, чем больше придавила плита обстоятельств, тем быстрее надо вставать и начинать что-то делать. Делать и делать. Везёт тому, кто везёт. От самобичевания и жалости к себе результата не будет. Мне нравится цитата Артемия Лебедева: «Как себя мотивировать? Никак, оставайтесь в жопе».

Ты называешь приглашение на свою съемку «записью на психологический портрет». Расскажи, как ты находишь нужные слова и как налаживаешь связь с моделью?

Ну, я точно не читаю книги из серии «Как научиться управлять людьми и заставить их делать то, что тебе надо». Никакой гештальтпсихологии или танцев с бубнами. Как я уже говорила, я снимаю только тех, кто мне интересен. Интересны мне люди с интеллектом и характером, а такие всегда видят манипуляции. Искренность и неподдельный интерес, желание показать, в первую очередь, самой модели ее лучшие стороны – прекрасный фундамент.
Конечно, диалог с моделью ведётся глубокий и проникновенный, но рассказать об этом у меня не получится. Чужого слона продать смогу, если верю в его красоту. А вот с продажей своего – проблемка. Я думаю, о процессе съёмки лучше расскажут сами модели, не я.

Я знаю, что во время работы с тобой модель получает своеобразный психологический тренинг. Бывало ли такое, что после съемки человек раскрывал в себе нечто новое или, возможно, что-то менял в своей жизни?

Так бывает часто. Даже очень. После съёмок женщины или разводятся, или напротив – находят свою любовь. А кто-то, наконец-то, начинает заниматься своим любимым делом. Помню, был случай, когда после съёмки я пошла рассчитываться за студию, а модель решила подождать в холле. Она ходила и рассматривала стены. Потом подошла ко мне и сказала: «Лен, студия будто вовсе поменялась. Меня тут час красили, я осмотрела каждый уголок. А теперь… теперь все иначе».
Конечно, поменялась не студия, изменилась она сама.
Есть клиенты, которые приходят ко мне раз в полгода и не ради лайков в социальных сетях, а ради того, чтобы увидеть себя и понять, куда двигаться дальше. Фотосъёмка – лучшее зеркало. Домашнее зеркало, и друзья тебе не покажут правды, а фотосъёмка – да.

Используешь ли ты опыт признанных мастеров фотографии? Кто твой любимый фотограф?

Придерживаюсь мнения, что лучший опыт – твой, который ты прожил с потом и кровью. Можно читать тысячи книг о фотографах, но лучше пойти и снимать, и снимать, и снимать. Я человек не теории, а практики.
Но любимые фотографы, конечно, есть. Одни из них: Стив МакКари – гений композиции и цвета, люблю работы Герба Ритца – его любовь к женскому телу, чувство композиции и стиль не могут оставить равнодушным. Один из самых-самых любимых – Ричард Аведон. А именно его портреты. Фэшн он снимал как никто – безукоризненно и потрясающе, но вот его портреты – вечны.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Теперь в блоге будет новая рубрика - интервью, в которой будут публиковаться беседы с различными интересными фотографами. И сегодня я хотел бы рассказать о замечательном фотографе Владимире Зотове . Я уже писал о нем - он поделился секретом - как снять портрет с огоньками . Итак, поехали - само интервью:

Привет, Владимир, меня зовут - Антон. Расскажи, пожалуйста, немного о себе.

Живу в Нижнем Новгороде. Это такой большой и красивый город на Волге. Закончил лучший в мире университет - Иностранных языков, но по специальности не работал, потому что увлекся "рисованием" в разных графических редакторах двух - и трехмерных. Около четырех лет назад купил свой первый чудо-фотоаппарат. Как сейчас помню - Samsung L73 :))) (это ведь не сочтут рекламой?) Ну, и как-то так вышло, что фотография стала втискиваться в список моих увлечений и встала примерно в один ряд даже с футболом. :)

Ну вот, ты немного опередил мой следующий вопрос - как ты пришел к фотографии?

Когда у меня появился интерес к фотографии, я первым делом зарегистрировался на одном известном фоторесурсе, чтоб посмотреть, какие фотографии бывают. Насмотрелся, начитался литературы о композиции и экспозиции, вовлек в это дело любимую супругу (чтоб она не ругалась, что я где-то пропадаю, а пропадала вместе со мной) и начал пытаться повторять увиденные и понравившиеся фотографии.

Через какое-то время к нам примкнул мой хороший друг и мы решили купить первую "зеркалку". Это была "Сонька". Ну, а дальше пошло-поехало: объективы, штативы, арендованное помещение, фонари, стрип-боксы, какие-то проекты. Море практики и общение на фоторесурсах давали очень заметные "лэвэл-апы"... И вскоре из хобби фотография переросла в работу. Чему я очень рад.

Я знаю, что сейчас ты работаешь в студии. Что используешь для студийной съемки? Как пришла в голову мысль открыть студию?

Да, я работаю в студии дизайна и фотографии "100%ART". (Пользуясь случаем прорекламирую родную студию). Кстати, благодаря современным чудо-технологиям можно даже совершить экскурсию по всей студии (кроме кабинета, в нем куча секретных документов и посмотреть фото - и видеопортфолио на нашем сайте . У нас в городе огромное количество фотостудий и идея открытия новой заключалась в том, чтобы она была единственной студией в городе с возможностью аквасъемки. На сегодняшний день так оно и есть.

Пока я единственный фотограф в студии, но за полтора года мы уже смогли немалого добиться, обзавестись прекрасной техникой, завоевать доверие многих клиентов (тьфу-тьфу-тьфу) и планируем расширяться и открывать новые проекты.

Насчет оборудования, на которое снимаю - после той самой мыльницы от Самсунга я перешел на ультразум от Олимпуса. Интересный, конечно, но не серьезный. :) Потом началась эпоха Sony alpha - a100 > a200 > a350... Через несколько звеньев я все же перепрыгнул и теперь у меня один из флагманов линейки - великий и ужасный a850 . Правда, это мой домашний фотоаппарат и поэтому набор объективов к нему достаточно скромный, так как каких-то особо сложных задач ему решать не приходится. Полтинник f1,4; 28-75 f2,8; 75-300 f3,5-5,6; 105 2,8. "Элек" (у Сони это называется Z-серия) среди них нет .

Иногда снимаю на пленку. Почему и для чего - это вопрос долгий, скажу только, что у меня Зенит и Olympus OM1. Еще на работе лежит очень интересная Yashica, но возможности поснимать на нее пока не предоставилось. На работе я пользуюсь системами Canon и Hasselblad . Рабочая лошадка, конечно, 5D Mk II . И его более современный младший брат 7D . Здесь уже парк объективов более серьезный. Все с "красными полосками", так как если хочется качественных картинок, то в первую очередь - это качественные объективы. Перечислять не буду, но фокусные расстояния от 16ти до 200 покрыты полностью. Любимый, пожалуй, "беленький" 70-200 f2.8 2USM очень цепкий и быстрый.

Не очень надежные и качественные моноблоки одной известной марки были вытеснены двумя генераторами Broncolor Verso A4



Внушительный "парк объективов", как ты говоришь. Ты упомянул среди студийного оборудования хассельблейд, (кто-то покупает себе mazda6, а кто-то вот такие фотоаппараты) я всегда мечтал на него поснимать, расскажи свои впечатления от работы с ним.


Да, есть такой. Hasselblad H4D-60 , если быть точным. Это студийное оборудование, если можно так про него говорить. Что тут скажешь.. Он прекрасен. Хотя, когда он попал ко мне в руки, я первым делом убедился, что это - просто фотоаппарат. И к нему тоже должны прилагаться более-менее прямые руки... К сожалению. :))

Если тезисно, то он:
+ обладает очень большим и светлым видоискателем
+ необычным и интересным "кадровым окном"
+ прекрасной детализацией
+ очень качественной оптикой, после которой "эльки" кажутся "мылом".
+ очень полезной функцией "true phoсus"...
но
- тяжелый и не слишком эргономичный
- мееедленный автофокус... Вальяжный такой. :)
- скорострельность около полутора кадров в секунду всего
- очень обманчивый дисплей - нормально смотреть снимки можно только на подключенном компьютере...

Если резюмировать, то он, конечно, не для свадебных репортажей, но для таких вот высокодетализированных сюжетов просто не заменим.

И потом фотографии, полученные с него, можно распечатать до таких вот размеров

Да и вообще, я его люблю. Он как будто из сказки или из прошлого:) И мне еще сто лет с ним работать, чтобы использовать весь его потенциал.


Мне нравятся твои работы, чувствуется, что снято с настроением. Откуда ты берешь вдохновение?



В каких жанрах снимаешь?


Преимущественно, это жанр фэшн и бьюти. Очень люблю снимать портреты интересных людей. Еще больше люблю "сказочные" фотографии, которые переносят в какое-то другое место и время...

Cчитаешь ли, что у тебя есть свой стиль?

Я пару раз думал о том, что у любого фотографа, наверное, должен быть свой стиль, а я как дурак до сих пор не знаю, есть ли он у меня... Но потом я что-то замотался и забыл, что надо об этом думать. Иногда мне пишут, что нравится мой стиль. Видимо, есть какой-то.

Как ты думаешь, стоит делиться своими наработками и секретами съемки с другими фотографами?


Уверен, что стоит! И всегда это делаю, когда меня кто-то спрашивает. Я тоже несколько раз обращался за советом или с каким-нибудь дурацким вопросом к уважаемым мной фотографам и всегда получал исчерпывающий ответ. Да и вообще я воспитан на том, что людям нужно помогать.


Всем фотографам надо брать с тебя пример =) Насколько сильно обрабатываешь фотографии, какие редакторы используешь?


Все зависит только от задумки и исходника. Не всегда в силу разных причин удается снять так, как надо снять и некоторые вещи остаются на откуп фотошопу. Так как я часто снимаю на пленку, то иногда и цифровые фотографии стараюсь обработать в пленочном духе. Говорят, что цифру под пленку не замаскировать, конечно... Но иногда, вроде, получается.


В любом случае, я всегда стараюсь максимально скрыть участие обработки в снимке и поэтому трачу больше времени на съемке обычно, добиваясь того или иного эффекта. Слава Богу, у меня в студии есть две прекрасные помощницы, которые прекрасно владеют графическими редакторами. Без них я бы не справлялся. В наборе редакторов ничего необычного: Lightroom 3 и Photoshop 5 для кэнона и сони; Phocus и Photoshop 5 для Хасселя. Конечно, все лицензионное.

Да, у меня иногда на обработку фотографии уходит больше времени, чем на съемку. Какие свои фотографии ты считаешь самыми удачными и любимыми?


Как сказала Имоген Каннингем: "Какая фотография моя любимая? Та, которую я сделаю завтра!" Я запомнил это изречение потому, что оно очень мне понятно.


Кто такой профессиональный фотограф, как ты считаешь?


Профессиональный фотограф - это тот, кто раз за разом выполняет свою работу. Просто берет на себя ответственность и снимает как надо. Иногда даже лучше, чем было надо. И даже если он ошибается, никто кроме него этого не понимает. Я несколько раз ассистировал другим фотографам (хорошим и не очень) на съемках и я точно знаю, что пока ты сам не возьмешь камеру в руки, тебе кажется, что все очень просто.


Нужно всего лишь вот так и вот так сделать. Но люди, которые никогда сами не отвечали за результат съемки, не могут понять, как это на самом деле непросто, и принимают хороший результат как должное. Вот профессиональный фотограф это и есть тот фотограф, работа которого воспринимается как должное.


Можешь ли ты назвать себя профессиональным фотографом?


Назвать - запросто:) Но решать, так ли это на самом деле - не мне.

Сейчас все больше и больше людей увлекается фотографией. Можно легко купить зеркалку начального уровня и сказать - все, я фотограф! (что я и сделал)) Как результат - пересыщение фотографического рынка. Как это тебя коснулось? Как ты относишься к конкуренции?


Конкуренция меня пока сильно не беспокоила. Я думаю, что в свадебной фотографии, например, это серьезная тема, но в той области, где я работаю - заказчиков хватает на то, чтобы не скучать. Главное, вкладывать в каждый проект все силы и знания, чтобы не разочаровывать клиентов, тогда они никуда не денутся. По крайней мере, пока их не станет меньше, чем фотографов. :)


Хотя, нельзя не отметить, что частенько не очень умелые фотографы прибегают к демпингу (занижению цен), чтобы привлечь клиентов, и в результате выдают не слишком качественные снимки... А иногда и вовсе откровенный хлам, чего уж тут говорить... Но я не могу сказать, что меня это печалит. Недавно слышал где-то такую подходящую фразу: "Чем больше, таких как они, тем ценнее такие как я." Пафосно? :) Может быть, немного

Есть ли у тебя кумиры в фотографии?


Нет. Но есть много фотографов, наблюдать за которыми мне интересно. Благо, многие из них регулярно обновляют свой ЖЖ. Если нужны имена, то назову некоторых: Олег Титяев , Игорь Сахаров , Руслан Лобанов , Александр Жадан ...


Из перечисленных тобой знаю только Титяева Олега и Игоря Сахарова, буду расширять вой кругозор))Чем увлекаешься еще кроме фотографии?


Футболом. Играю в чемпионате города по мини-футболу. Ну, пожалуй, добавлю трехмерную графику к этому не очень длинному списку моих увлечений.


Что ты можешь посоветовать начинающим фотографов и нашим читателям?


Посещать "живые" фоторесурсы. Побольше слушать и спрашивать, и поменьше говорить и критиковать других. Побольше критиковать себя. И снимать-снимать-снимать... Да, и ещё... Не вляпывайтесь сразу в ХДР ! :))) Придет время и вы сами поймете, когда вам это понадобится.


Как правило, всех начинающих фотографов волнует вопрос - насколько качество фотографий зависит от техники? Надо ли сразу брать дорогой фотоаппарат и к нему кучу объективов?


Качество, несомненно, зависит от техники. Но сама по себе техника ничего не решает. Избитая фраза "Фотографирует не фотоаппарат - фотографирует фотограф" и старинный анекдот про "дорогие кастрюли" очень верны. Разумеется, лучше сразу обзавестись всем самым дорогим и уже на этом оборудовании начать учиться снимать. Но не многие могут себе это позволить. Хотя, нужно заметить, что сейчас уже очень неплохие фотоаппараты достаточно доступны и жаловаться, что "на фотик за 15 тыщ ничего хорошего не снять" - это глупость. Если ты не можешь снять на такой, то топовые фотоаппараты еще больше тебя расстроят - там больше кнопочек. :)


Все зависит от того, для каких целей ты приобрел себе фотоаппарат. Среднестатистический kit (базовый объектив идущий в комплектации с фотоаппаратом) довольно хорошо работает на диафрагме 8 . Но если у тебя только kit на руках, то, понятное дело, ты многого не сможешь. А то, чего ты не можешь - то очень хочется обычно. :) Отсюда и появляется непреодолимое желание покупать все новые и новые объективы и прочие примочки. Я в свое время решал эту проблему старенькими неавтофокусными объективами. Да и до сих пор Minolta Celtik 135mm f2.8 за полторы тысячи рублей пользуется большим спросом среди меня в домашних съемках.))

Так что обойтись без серьезных вложений на первых порах вполне реально. А потом уже станет понятно, какие именно объективы нужны для нормальной работы. А если говорить об осветительном оборудовании, то тут вообще нужна масса времени и большой опыт, чтобы понять в чем разница по качеству света между дорогими и дешевыми "светильниками". Другое дело, что дорогие удобнее и надежнее...


Я также на первых порах решал проблему недостатка хороших объективов - снимал на советский юпитер 37a и гелиос)) А как рисует юпитер мне нравится и сейчас.

Какую литературу посоветовал бы почитать и сайты посмотреть? Я "нашел" тебя на сайте 500px.com так что рекомендую всем этот сайт, на нем много замечательных фотографов и великолепных фотографий!


Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Я читал все время какие-то выдержки, статьи, обзоры, блоги. Но как-то разрозненно. Моей настольной книгой про фотографиии является только "Портрет" из серии "Лучшие фотографы мира" . Иногда беру ее, чтоб пропитаться крутостью, которой веет от этих людей и их работ и рассказов.


У нас получилось даже не интервью, а целая беседа =) Спасибо тебе, за потраченное время и интересные ответы!

Тебе спасибо за внимание к моей скромной персоне! Надеюсь, читателям было так же интересно, как и мне. Ну, и как я уже говорил – если у кого-то есть какие-то вопросы или предложения – пишите на This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it или можете написать мне в

Это банальнейшая история. Я учился в институте, начал заниматься фотографией, и она настолько меня увлекла, что я стал не экономистом, как планировал, а профессиональным фотографом. В 2007 году я принял участие в свадебном фотоконкурсе у нас в Казани и победил в нем, к тому времени я всего год снимал свадьбы. Победа в конкурсе оказалась как нельзя кстати, потому что после этого меня начали активно приглашать свадебные агентства.

Вы помните свою первую свадьбу?

Меня пригласили знакомые. Это была совершенно стандартная свадьба в пригороде Казани, с традиционным выкупом, с поездкой по городу и визитом к Вечному огню. Но она произвела на меня впечатление, так как это было для меня что-то абсолютно новое. Захотелось снимать еще.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Раньше мне нравилось снимать фотосессию на прогулке, а сейчас, наверное, нет какого-то одного любимого момента. Мне нравится утро невесты, когда мы начинаем снимать интересные портреты и одновременно репортаж: завтрак невесты, общение с подругами. Мне очень нравится время после регистрации, потому что молодожены уже расслаблены, они никуда не спешат, и иногда можно за полчаса сделать столько хороших фотографий, сколько до регистрации и за два часа не удастся. Люблю снимать на закате, потому что очень красивый свет, но к сожалению это редко получается. Что еще? Многие фотографы не любят снимать банкет. А мне нравится. Потому что на банкете люди открытые, они танцуют, общаются, улыбаются, возникают веселые ситуации и проявляются эмоции. А если банкет сделан в формате фуршета на улице, это вообще круто.

Самая запомнившаяся свадьба?

Один раз я снимал свадьбу в Стамбуле на берегу Босфорского залива. Организаторы подобрали красивый особняк с большой террасой и видом на море. Гостей было немного, только самые близкие люди, свадьба запомнилась удачной локацией и душевной теплой атмосферой. Раньше меня удивляли масштабные богатые свадьбы, но когда ты снял их много, замечаешь, что все они чем-то похожи друг на друга. На небольших свадьбах больше бывает эмоций, возникает душевная, дружеская атмосфера, и такие свадьбы зачастую снимать интереснее.

Как эволюционировала свадебная фотография за последнее время?

Эволюционировала не только фотография, но и сами свадьбы. Появилась культура организации и проведения свадебного дня, открылось много агентств, которые организуют красивые свадьбы. Сильный скачок был, пожалуй, с 2008 до 2013 года. Вначале все организаторы копировали европейские и американские свадьбы, так в моду у фотографов вошел стиль файнарт, получалось мило, но довольно однотипно - у всех одно и то же. Сейчас, на мой взгляд, от файнарта уже уходят многие. Раньше брали чью-то идею и пытались ее повторить, а сейчас этап копирования прошел, и люди стараются придумать что-то свое, новое, какие-то интересные форматы. Подготовка свадеб стала более индивидуальной, организаторы общаются с парой и предлагают идеи конкретно под каждую историю.

Как вы формируете свое портфолио?

В интернете у меня портфолио практически нет. Новые заказчики видят работы у моих клиентов - в альбомах, соцсетях. Обычно, когда мы первый раз разговариваем с ребятами по телефону, я узнаю, какую они планируют свадьбу, и на встречу приношу фотокниги или серии, похожие по формату на то, что им хотелось бы получить в итоге, чтобы они могли представить, как это будет. Я заметил, что личная рекомендация на 100 процентов лучше работает, чем просто портфолио. Очень часто ко мне обращаются друзья тех, кому уже я снимал свадьбу, или какую-то семейную историю.

Сейчас время цифровых технологий, в то же время, есть ощущение, что фотокниги становятся все более популярными?

Мне кажется, завершенный продукт на свадьбе - это именно фотокнига. Гораздо приятнее взять в руки книгу, чем рассматривать фото на мониторе. В книге фотографии расставлены в нужном порядке, в правильном масштабе, это как если смотришь кино, перед тобой разворачивается история, возникает целостный образ, и точно также в книге, за 5-10 минут можно посмотреть и полностью увидеть всю свадьбу. У меня уже есть клиенты, которые раз в год, а иногда и два раза, заказывают фотокниги о жизни семьи. У некоторых из них уже более 10 книг. А начинается такая библиотека чаще всего именно со свадебной съемки.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Классический стиль, естественные позировки. Мне кажется, свадебная фотография - это прежде всего ремесло. Люди хотят увидеть себя на фото красивыми и счастливыми, хотят выглядеть лучше, чем в обычной жизни. И профессионал должен уметь такие фотографии сделать. А реализация каких-то своих творческих идей, это уже как вишенка на торте. Но прежде всего сам «торт»)

Самое необычное место бракосочетания?

Мне очень запомнилась свадьба, во время которой, молодожены прилетели к месту регистрации на гидроплане. Мы сделали фотосессии и с места взлета, и с места посадки. Через Казань проходит речка Казанка, а в центре города на берегу расположен отель «Ривьера», и вот у этого отеля гидроплан сел на воду, и после этого регистрация прошла прямо на пирсе. А однажды я снимал пару на площади возле кремля. Это самое баянное в Казани место. Проблема этой площади в том, что там всегда толпа людей. А мы сделали кадр, я уже не помню - то ли перед дождем, то ли сразу после дождя, когда площадь опустела, и это хорошо знакомое всем место выглядело очень необычно.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Нужно встречаться. Выберите сначала 5-10 фотографов, чьи фото вам нравятся, затем позвоните по телефону, пообщайтесь, выберите трех фотографов, и встречайтесь лично. Смотрите, с кем из них вам интересно и комфортно. Дело в том, что сейчас уже большинство свадебных фотографов снимают хорошо, но в то же время, человек может быть крутым профессионалом, но если вам с ним не комфортно, то фотографии не получатся. Потому что в процессе съемки очень важна взаимосвязь фотографа и людей, которых он снимает. Без этого ничего не получится.

Вы сами недавно женились, этот опыт был вам полезен, как свадебному фотографу?

Для свадебного фотографа действительно важно пережить свою собственную свадьбу. Потому что, оказавшись «по ту сторону камеры» ты начинаешь понимать чувства женихов и невест. Я, например, как и все люди, люблю хорошие фотографии, но сам фотографироваться не люблю. Сам процесс, когда меня фотографируют, для меня очень тяжелый, и в день свадьбы я почувствовал, насколько жениху не хочется позировать, гораздо интереснее просто весело проводить время, общаться с людьми. И вот таких моментов, которые я прочувствовал изнутри, их много. Поэтому сейчас я стараюсь не напрягать молодоженов, чтобы им было комфортно, чтобы они получали удовольствие от того, что происходит. Если я вижу например, что ребята устали, мы пойдем с ними куда-нибудь погуляем, если некомфортная погода, я не буду мучить их на улице. Со временем более «человекоориентированным» становишься. И своя свадьба помогает прийти к этому. Постановочных фотографий я теперь делаю немного, в основном репортаж. Но в этом случае важно, чтобы день был организован интересно, потому что, если ты снимаешь репортаж, нужно чтобы было что снимать.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Пойдем в студию или в какой-то новый отель, в те места, где можно комфортно провести съемку. Но если ребята молодые и заводные, и регистрация уже прошла, можно и в ливень пофотографировать. =) Однажды после регистрации прошел дождь, мы снимали практически при штормовом ветре, и получилась интересные кадры с зонтиком. Ребята были веселые, открытые, было классно. Но ситуации разные, и если человек неуверенно себя чувствует в дождь, зачем его туда тащить? На самом деле в дождь снимать не всегда интересно, мне больше нравится время, когда дождь только закончился и выходит солнце. Вот это - идеальное время для фотографии, все отражается, оживают краски, на фоне темного неба появляется яркий свет. У меня было несколько таких съемок.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

У меня есть любимый оператор. Это Эммануэль Любецки. Он часто снимает с очень близкого расстояния на широкий угол. Иногда я сам пытаюсь так снимать свадьбы. Не всем бывает комфортно, когда так близко снимаешь, крупные портреты - буквально сантиметров с 30, но результат того стоит, возникает ощущение присутствия, ощущение, что ты сам находишься рядом с происходящим. Есть очень интересные работы мастеров старшего поколения, например фильм 1964 года Михаила Калатозова “Я - Куба”, я его советую посмотреть всем коллегам фотографам и операторам.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Я уже пять лет снимаю на камеры Fujifilm. Три года назад я стал амбассадором Fujifilm, официальным X фотографом и с тех пор снимаю только на беззеркалки. У меня две камеры: Х-Т2 и Pro-2. На первой обычно установлен объектив 56 мм, а на второй - 23 мм. Любимый объектив - Fujifilm XF 56/1.2, у него просто волшебная картинка, получаются объемные портреты, а за счет того, что диафрагма 1.2, можно снимать практически в темноте. А Fujifilm XF 23/1.4 - это объектив с комфортным фокусным расстоянием, на которое можно и репортаж снять, и портреты, и детали. В путешествия я беру еще объективы Fujifilm XF 55-200 мм, это очень удобный компактный зум-телевик, и Fujifilm XF10-24 мм - сверхширокоугольный объектив со стабилизатором, я на него не только фото, но и видео снимаю.

А как вы стали амбассадором Fujifilm?

Я снимал и выкладывал в соцсетях фото с хештегом #FujifilmRu, и меня заметили. А накануне этого года мою фотографию отобрали для календаря «Fujifilm calendar World Landscapes by X-photographers», который ежегодно выпускает Fujifilm. Там всего семь фотографий в нем, и одна из них моя. Я ее сделал в Армении, когда мы организовывали фототур для нашей школы фотографии в 2015 году.

Расскажите, как вы открыли «Фотошколу Самойлова».

Все началось с фотокроссов - это такие соревнования для фотографов, нужно за установленный отрезок времени выполнить задание, при этом, кто наберет больше баллов, тот выигрывает. Я сначала сам участвовал в таких фотокроссах, и даже победил в одном всероссийском. Потом мы их проводили у себя в Казани. И вот в 2008 году в таком фотокроссе неожиданно набралось более 300 участников. Фотография тогда еще была не так популярна, и учиться фотоделу было негде. И люди начали массово просить - научите фотографировать. Мы с друзьями собрали первую группу, и что знаем, то и рассказали, людям понравилось. Сейчас у нас идет обучение с нуля, когда человек только купил фотоаппарат, мы в максимально короткое время даем базовые нужные знания, а потом можно перейти на профильные курсы - свадебная, студийная, портретная фотография. У нас сейчас есть необычный интересный проект - это годовой закрытый клуб фотографов, обучение идет круглый год. Там есть и офлайн часть, и онлайн. Человек в течение года находится в общении с разными фотографами, проходит лекции, выполняет домашние задания. Когда ты каждый месяц что-то новое узнаешь, тебе хочется снимать, применять это на практике. И за год получаешь большой рывок вперед. Этот формат я считаю очень удачно у нас получается и для учеников дает максимальный результат.

Я бы советовал обязательно провести репетицию выездной регистрации. Потому что у тех, кто проводит свадьбу без репетиции, бывает очень много заминок. Кто-то слишком быстро прошел, кто-то слишком медленно, не так встали, не так повернулись. За день до регистрации лучше отрепетировать это все, и вам гораздо проще и спокойнее будет в день свадьбы. Папа невесты, как правило, очень волнуется и может встать так, что спиной закроет картинку и операторам, и фотографам, и гостям. Поэтому лучше все это отрепетировать, чтобы понимать, насколько быстро идти, где остановиться, чтобы получились хорошие снимки, и в день свадьбы не париться по этому поводу.

Вы сталкивались с ситуациями, когда что-то пошло не так?

Это довольно часто на свадьбах происходит. Однажды за три минуты до регистрации оказалось, что жених забыл дома кольца. Родители бросились за ними, регистрацию на полчаса отложили, но невесте ничего не сказали, чтобы она не расстраивалась. Она так и не узнала настоящую причину задержки. В другой раз, это было в 2007 году, мы снимали в парке, и тогда было модно фотографировать невесту в прыжке. Невеста у нас подпрыгнула… и в этот момент у нее слетело кольцо. Перед свадьбой она очень хотела похудеть, старалась изо всех сил, и в итоге, кольцо ей стало велико, поэтому, собственно и слетело. Все гости бросились искать кольцо в траве, буквально вырывали траву руками из газона) Это продолжалось минут 20, пока мой ассистент не нашел кольцо. Вобщем, мы там хорошо «скосили» газон)

Предложение - момент, который запоминается невесте на всю жизнь, наверное есть истории, которые выделяются среди других?

Я даже иногда снимаю cам момент предложения. В Казани есть очень хорошее агентство «GetLoud». Они придумали вместе с женихом интересный концепт. Он пригласил невесту в парк, на прогулку, и в какой-то момент неожиданно зазвучал рояль в кустах. Затем они подошли к месту, где под деревьями был накрыт стол, для невесты это был абсолютный сюрприз - романтический ужин в парке. Во время ужина зазвучала скрипка, и жених сделал предложение. А я снимал этот исторический момент издалека, на телевик, чтобы мое присутствие не было заметно. А уже после того, как он сделал предложение, я подошел поближе, и мы сделали небольшую фотосессию. Еще одно необычное предложение, которое мне запомнилось, жених организовал тоже на природе, но к площадке пришлось лететь на вертолетах. Жених выбрал место на горе с очень красивым видом на Волгу, в 140 километрах от Казани. На одном вертолете мы заблаговременно вылетели с декораторами, чтобы украсить площадку. Жених пригласил невесту на пикник, сказал, что знает классное место, и они уже после нас туда тоже на вертолете прилетели. Кольцо он спрятал в книгу, там была сделана специальная прорезь, чтобы сразу его не было заметно. Невеста получила книгу в подарок, открыла ее и увидела кольцо. Очень романтичное и необычное предложение, на мой взгляд. Единственное, я не смогу показать фото этих эпизодов, потому что так мы договорились с ребятами. Для них это очень личные моменты.

Я никогда ее не выбирал. Думаю, что это город Париж принес ее мне. На самом деле, блуждая по его улицам в течение долгих часов, я начал замечать сцены, которые вскоре был вынужден фиксировать. А поскольку Париж это одним из очагов уличной фотографии, я очень скоро состоялся как уличный фотограф, посещая многочисленные музеи и выставки на эту тему.

Можете рассказать нам о своем проекте «80 недель вокруг света»?

Идея родилась из необходимости открыть для себя мир и из намерения запечатлеть его через уличную фотографию. Я уволился с работы, купил билеты на кругосветное путешествие для себя и своей подруги и мы просто отправились в путь. Что касается уличной фотографии, то моей главной целью было ежедневное фотографирование тех мест, где мы находились. А также брать интервью у других фотографов, которых я встречал на своем пути, и писать статьи о технике и снаряжении.

Каков Ваш опыт на сегодняшний день?

На самом деле, мы практически только что вернулись домой, всего пару месяцев назад. Это было одно из самых замечательных приключений в жизни. С точки зрения фотографии, мне было очень сложно применить мой личный стиль в разных странах. Разные люди, новая окружающая среда, свет, культурные аспекты – это огромное количество отличий, которые наблюдаешь, перемещаясь из одной страны в другую. Мне было очень сложно сохранить определенную последовательность и согласованность в снимках. Но я надеюсь, что смогу отредактировать свой архив и систематизировать фотографии в книгу, которая будет в состоянии передать дух этой поездки.

Что Вы обычно ищите на улице, чтобы запечатлеть?

Я смотрю на сцены, которые имеют хороший баланс между содержанием и формой. На мой взгляд, картина никогда не хороша только, потому, что предмет интересен. И наоборот, больший состав не сделает кадр хорошим. Вам определенно нужны оба составляющих. С точки зрения содержания, меня особенно привлекают сцены с сильным лирическим потенциалом. Хотя также интерес представляют юмор и таинственность. С точки зрения композиции, я часто играю с тонкой глубиной резкости и отборным цветом.

Как Вы заставляете людей на ваших фотографиях выглядеть настолько естественно и спокойно?

Я всего лишь улыбаюсь и действую таким образом, что это заставляет их чувствовать себя просто во время съемки. Моя цель всегда состоит в том, чтобы получить откровенные фотографии, поэтому лучше, если я останусь незамеченным. Если мне это не удалось, то я общаюсь со своими объектами и даю им понять, что у меня нет плохих намерений. В уличной фотографии, чем меньше вы скрываетесь и действуете открыто, тем лучше будет реакция.

Несколько слов о преимуществах использования Leica M9 для вашего жанра фотографии?

Преимущества Leica M9 не столько связаны с камерой Leica, как с дальномерным механизмом. Я люблю оптический видоискатель и линии рамки, которые позволяют предвидеть то, что войдет в состав вашего изображения. А также считаю очень удачными его возможности ручной фокусировки, которые делают этот прибор одним из лучших инструментов для уличной фотографии. M9 способна производить потрясающее качество изображения. В том числе это справедливо для моих снимков.

Для Ваших фотографий характерны отличные цвета и яркость. У Вас есть причины придерживаться этого стиля в изображении?

Так сложилось исторически, а возможно, и в настоящее время, большая часть моих уличных фотографий были сняты в черно-белом формате. Я люблю его, но мне также нравится видеть мир в цвете и наслаждаться, играя с оттенками. Я считаю, что это важно для уличного фотографа и для формирования стиля, который может быть связан с его работой. Среди миллионов ежедневно размещаемых фотографий, можно обнаружить узнаваемый стиль, что определенно помогает выделяться.

Можете рассказать о каком-нибудь забавном случае на улице с фотографией?

Однажды в Париже, я делал несколько снимков на террасе. Вдруг мужчина, смотревший на меня, со страхом бросился бежать из-за стола. При разглядывании кадра я понял, что он известный французский актер. Бедный парень, вероятно, ошибся, приняв меня за папарацци. Видимо он боялся попасть на страницы глянцевого журнала.

Что нужно, чтобы сделать идеальную фотографию на улице?

Я не знаю, ведь совершенство находится в глазах зрителя. Изображение вызывает такое огромное количество реакций, что я сомневаюсь насчет существования общего рецепта. Это, как говорится, чаще всего картина, которая технически несовершенна, но в конечном итоге она создает историю.

Какое место из Вашего путешествия самое любимое и почему?

Мьянма, потому что это одна из немногих стран (наряду с Кубой), которая сохранилась относительно нетронутой западным миром. Большинство людей все еще живут там, как 50 лет назад, хотя я прекрасно понимаю их стремление к развитию. Это просто отличное место для уличных фотографов. Добавьте к этому тысячелетнюю историю и дружелюбие местных жителей. Мьянма у меня на первом месте.

По Вашему мнению, какими качествами и каким оборудованием должен обладать уличный фотограф?

Уличному фотографу в основном нужно много времени, чтобы охотиться на улицах. Не секрет, что хорошие сцены попадаются не часто, поэтому если вы не будете на улице, то даже самое лучшее оборудование будет бесполезно. Я думаю, что какой-то талант, любознательность и определенное видение необходимы для того, чтобы превратить эти сцены в хорошие фотографии.

Блиц-опрос

  • Каково ваше представление о счастье?
    Не беспокоиться о будущем.
  • Какой Ваш самый большой страх?
    Сожалеть когда-нибудь о несделанном. А еще змеи.
  • Что вы считаете своим самым большим достижением?
    Успел пожить в самых разных странах.
  • Где бы Вы хотели жить?
    Тоскана, там есть все.
  • Какова Ваша отличительная черта?
    Я очень высокий, это создает сложности с тем, чтобы быть незаметным уличным фотографом. И упрямый.
  • Что вы больше всего цените в ваших друзьях?
    Верность на протяжении многих лет.
  • Кто ваши герои в реальной жизни?
    У меня нет героев, только люди, которыми я восхищаюсь.
  • Что такое любовь?
    Песня в исполнении Haddaway ?
  • Кто Ваши любимые авторы?
    Джон Стейнбек. Он использует простые слова, чтобы изобразить очевидные факты из жизни. Именно такими я хочу, чтобы были мои уличные фотографии.
  • Какой Ваш любимый девиз?
    Лови момент.

И в завершение, какие дадите напутствия для тех, кто хочет стать уличным фотографом?

Будьте настойчивы. Вы сделаете тысячи паршивых фотографий в течение первых нескольких лет, но единственный способ стать профессионалом, это учиться на своих ошибках.