Для тех, кто занимается фотографией, не нужно объяснять кто такой Илья Рашап . Для непосвященных, рассказываем. Илья один из известных российских фотографов, cостоит в Союз фотохудожников России. Илья позиционирует себя, как независимый фотограф, проводит масстер-классы по всей России и странам СНГ и ведет свой блог, к которому стремятся многие фотографы из всей страны чтобы получить совет и критику своих снимков.

Одним не теплым августовским утром мы встретились с Ильей , чтобы лично услышать чем дышит его искусство, как развивается фотография в России и почему фотография в стиле «ню» потеряла свою актуальность .

⁃ Мы заметили, что ты очень занятой. Твоя занятость связана с фотографией или есть еще какая-то работа?

⁃ У меня накопилось очень большое количество второстепенных проектов, которые нужно реализовывать. Они уже очень давно висят, это гложет, поэтому я уделяю этому все свое время. Есть несколько коммерческих проектов. К тому же, я выпускаю свою книгу — фотоальбом, который тоже надо делать и верстать. Осенью, наверно, уже выйдет. Поскольку я 10 лет работал дизайнером, к сожалению, не могу это доверить никому кроме себя.

— Это будет промо — вариант или полноценная книга?

— Нет, это законченная книга. Фотоальбом с избранными работами, которые я отснял за эти годы. Я рассчитываю где-то на сто фотографий. Книга будет на двух языках, на русском и английском, поскольку я планирую продвигать ее и заграницей. Почему заграницей, потому что там вообще развита та фотография которой я занимаюсь. А выйти на европейский, американский рынок очень интересно. Поэтому я сейчас очень плотно занялся английским, потому что просто обязан на нем говорить, ездить на фестивали, общаться с людьми, каким-то образом развиваться.

— Ты сказал о коммерческих проектах? Сотрудничаешь с журналами?

⁃ С журналами я работаю крайне редко. Потому что интерес с кем-то работать составляет либо коммерческий интерес, либо творческий. Коммерческого интереса от наших журналов, скажу честно, практически нет никакого. Порядок цифр, которые в нашем глянце озвучивают фотографам, обычно не впечатляет. Это очень маленькая сумма. Я коммерчески работаю на прямую с заказчиками и это совсем другие деньги.

⁃ Мне было интересно работать с журналами на заре своего становления. Потом я быстро отошел от этого. А с творческой точки зрения наша fashion — индустрия, к сожалению, развита настолько, что те проекты, которые предлагаются, тоже не интересны: это то, что в мире снималось 15-20 лет назад. Не то чтобы это плохо, это просто прошлый век. В портфолио я это не положу. Так и получается, что ни одного интереса, ни другого нет.

— А над какими коммерческими проектами работаешь ты?

— Частные заказчики. Например, сделать корпоративные календари. Т.е. заказы, где можно и снять что-то интересное, и заработать хорошо. В принципе, нет проектов, за которые я по своим моральным принципам не возьмусь. Просто у меня есть определенная цена, и если человек готов оплатить мое время, я готов сделать ему проект, независимо от тематики.

— Когда впервые узнал о существовании профессии «фотограф»?

— Все случайно. Я фотографировал всегда для себя, просто потому что мне это нравится и это какое-то средство самоактуализации. А потом, видимо, я сделал какие-то вещи, которые понравились людям и они нашли меня сами. Я никогда не стремился найти, например, клиента. Я вообще считаю, что это довольно безграмотный подход, что клиент должен найти меня. Я должен произвести какой-то интересный продукт, и люди должны сами ко мне обратиться. Это в плане коммерции. В плане творчества, это возможно. Если я хочу творческий проект реализовать, я могу пригласить человека, попросит его у меня сняться.

— Какой девушке ты можешь предложить поработать с тобой? У тебя есть образ идеальной модели?

— А не бывает такого! Я знаю, что у большинства людей, особенно, девушкам это свойственно, есть какие-то личностные предпочтения, из серии «Я люблю только блондинок» или «только брюнеток». Я этого не понимаю, мне либо человек нравится, либо нет. Я людей на запчасти не разбираю. Хорошо некое гармоничное единство, т.е. либо человек смотрится в этой гармонии, либо нет. Есть, конечно, каноны европейского лица и естественно, это все как-то используется, например, при обработке, если нужно что-то изменить, но это не значит, что нужно всех подгонять под единый шаблон.

— Фотограф должен учиться профессии или это внутренний дар?

— Обязан! Обязан учиться! Это основная проблема фотографов в нашей стране. В том, что у нас нет классического фотографического образования. Из-за этого, 99 из 100 фотографов в нашей стране занимаются салонной фотографией, в том числе и я. Это как раз тот этап перезагрузки от которого я хочу отойти и делать художественные проекты, интересные именно, с музейной точки зрения. И все не потому что у нас талантливых людей не хватает, их много, а потому что люди даже не знают на что посмотреть, т.е. кругозор среднестатистического фотографа — это просмотр фотографий на фотосайтах. Нужно смотреть совершенно другие вещи, присутствовать на фестивалях, вероятно, смотреть кураторские выставки. А образования не хватает и как я понимаю, в России его получить практически негде. У нас нельзя пойти учиться куда- то. У нас можно пойти учиться к кому-то. Вот я нашел девушку, которая хорошо разбирается в трендах и я беру у нее частые уроки. А чтобы была какая-то школа....школы нет.

— А что касается твоего образования, ты где-то учился?

— Я как раз нигде и не учился. Я — самоучка. Сейчас я подошел к такой точке, многие называют это творческим кризисом, но я считаю, что это определенный виток, когда ты знаешь: этого уже не хватает, тебе это уже не интересно, и надо искать способы получать новую информацию. Я нахожу ее сам, ищу какие-то варианты, где-то у кого-то поучиться, чтобы развиваться дальше. А сейчас у меня творческий перерыв. В первую половину я очень много работал и в итоге понял, что случился перебор. Это те деньги, которые уже радость не приносят и убивают художника, так сказать.

⁃ Раз уж мы заговорили о деньгах, задам тебе меркантильный вопрос. Сколько должен зарабатывать молодой мужчина, чтобы не чувствовать себя ущемленным в этой стране?

— Деньги дают степени свободы. Это такой перманентный процесс и он зависит от финансовых амбиций. У некоторых они безграничны. Возьмите любого олигарха, обогащение после определенной суммы становится самоцелью. Например, есть у тебя 20 или 60 млн. от этого твоя жизнь не изменится ни на йоту. А если говорить, именно о нашей стране, то у меня всегда вертелась в голове сумма из разряда 30 т. $ в месяц на семью. Я считаю — это очень хорошо. Можно больше, но, наверно, за этими деньгами будет больше минусов чем плюсов. Вообще, когда ты зарабатываешь определенную сумму, и ты не знаешь, сколько, к примеру, стоит еда — это здорово. Я понятия не имею сколько стоит килограмм мяса и это степень свободы. Следующая степень свободы, когда, например, не знаешь, сколько стоят джинсы. И чем больше зарабатываешь, тем больше у тебя степеней свободы.

— А какие у тебя жизненные приоритеты помимо денег?

— Мне важно что-то оставить после себя. Например, чтобы обо мне написали где-то в учебнике по фотографии. Мне это гораздо важней, чем деньги. Хотя, миф о голодных художниках я отрицаю. Когда у человека все время болит голова, что его ребенок не дополучает колбасы, то о каком творчестве можно говорить?

— Давай вернемся к творчеству. Твои мастер- классы проходят по всей стране. Помнишь самое первое занятие?

— Это было давно. Год 2009. Первый мастер-класс я провел, кажется, в Уфе.

— С тех пор, тактика преподавания сильно поменялась?

— Когда долго чем-то занимаешься, это видоизменяется. С первого мастер- класса прошло много времени, сейчас и философия другая, и рассказываешь уже немножко по другому, пусть даже те же вещи, но уже абсолютно по-другому. Мне кажется, преподавание — это тоже искусство. Это очень квалифицированный труд. Нужно быть профессионалом. И с точки зрения, ты как преподаватель должен достаточно сильно изменять программу. Подход должен меняться. Ты делаешь определенные метки для себя на что люди лучше реагируют, как лучше подать определенный материал, учишься понимать аудиторию. На самом деле, это отдельный драйв такой.

— Ты достаточно часто снимаешь в стиле «ню». Это как-нибудь помогло тебе лучше понять женщин? Что ты о них узнал?

— О, наверно, их черную сторону (смеется). Эксгибиционизм присутствует у всех девушек, которые снимаются в стиле «ню». Они могут сколько угодно кривляться, но им безусловно это нравится. Но снимаю не только ню. У меня более 50 процентов других фотографий. Но, я люблю этот жарн. Хотя, современные мировые тренды практически отрицают «ню». Потому что его стало настолько много и это так приелось, что, например, у многих кураторов на международных фестивалях, на столе стоят таблички: " Ню не приносить«. Настолько это «заюзано», что «ню» в виде красоты уже никому не интересно.

— К тому же у нас, фотография в стиле «ню» совершенно бессмысленная. Все начинается с того что, вот я покажу раздетую девушку и этим же и заканчивается. Почему, зачем, что это фотография должна донести зрителю, о чем она говорит, об этом не задумывается, обычно, не фотограф и не зритель.

— Какую первоочередную цель видишь впереди себя (заглядывая далеко вперед) ?

— Хотелось бы в музеях висеть, конечно. Но, я прекрасно понимаю, что это длинный путь и я еще даже не начал снимать то, что могло бы быть интересно «музейщикам». Но, лошадей я не гоню, потому что если слишком много взять на себя, это превратится в складывание кирпичей.

Жизнь — это самореализация..... все, на этом все!

Интервью брала Алена Тимченко для интернет-журнала .
Фотограф: Lana Pavlova /

"Какие ваши эмоции и мысли оттого, что немного приоткрыта часть вашей личной, более интимной жизни?"
Не однозначно... Но, считаю, что она пока еще не приоткрыта...

Ля: Если бы тебе был дан шанс прожить давно ушедший в прошлое один день. Что за день бы это был и почему именно он?

Константин Трубников:
Ля, а можно два?... а три?... а… Как ты говоришь: «Может совсем остаться?» …
Если серьезно, Ля, меня сегодня с утра свербела только одна мысль: Кому я и что сделал в прошедшей жизни плохого, кому могу помочь, дабы исправить положение в будущем (словно слетал в прошлое на машине времени и поменял свое реальное). Чтобы моя душа была чиста… В течение дня мои мысли не одиножды возвращались в прошлое – перед глазами пробегали год за годом, отмеряя один этап за другим… И понял – что это за день – ради которого готов отказаться от много – лишь бы побывать там… Детство… Когда я мог беззаботно стучать палкой-хлыстом по луже и смотреть как разлетаются капли воды, а потом обратить внимание как светит солнышко, и под каким углом попадает его лучик, чтобы зацепить кончик листочка… Или на сколько раз больше сейчас прокукукает кукушка нежели в прошлый… А куда откладывает яйца соседский петух и за чем он мучает куриц… Сегодня сосед Васька принес стрижа, нечаянно сбитого удочкой на рыбалке и его жалко (конечно стрижа, ведь Васька еще тот сорванец…) А почему, когда раздавишь камнем лягушку – значит будет дождь – так говорила баба Клава… И почему она обманула…Как хорошо сидеть на теплом песке голой задницей и смотреть на Машку с соседней улицы, которая бегает по воде и искать внешние отличия… Сегодня пойдем собирать щавель – так сказала мама… Но когда я уснул в траве и меня долго не могли найти… Ну почему она так плачет – ведь кот жив и встал на ноги – а дядя Боря говорил что они даже с девятого этажа спрыгивают и ничего не бывает –только чуть-чуть поболеют… Красивые грибы, зато у меня их больше всех… Ну почему она меня так сильно прижимает (мама) ей меня жалко, нет - она меня лю-ю-бит…
Спасибо тебя, Ля… Я действительно там побывал. В детстве… Там так здорово!!!...

Axidy: Говорят "красота спасет мир" - согласны ли вы с этим высказыванием?

Константин Трубников:
С высказыванием полностью согласен. Человек, способный отличить хорошее от плохого – способен увидеть и красивое… Сколько на свете людей столько и мнений относительно этого понятия. У кого-то максимально обостренное восприятие красивого, у кого-то сильно зажатое в сравнении с средне –взятым большинством… Кто-то боготворит «Мадонну», кто-то «Черный квадрат». Очень важно понять какое чувство вкладывает человек, говоря о красоте. Вдохновляющей или разрушающей… Поет соловей – для большинства - прекрасная песня, символ весны…, но находятся те, для кого слышать это мученье и боль… Эйфелева башня – для кого-то это чудо света, а кто-то ее ненавидит, поскольку туристы уже достали и хочется передохнуть… Пока эти соотношения, находясь в максимальном пике разногласий - показывают равновесие – «красота спасет мир»!

Axidy: Нужно ли вообще спасать современный мир?

Константин Трубников:
Думаю, что на этот вопрос ответил предыдущим...

Axidy: Если не красота, то что может спасти его?

Константин Трубников:
Любовь!

Константин Трубников:
Ура-а-а! Я смог ответить на все вопросы "Интервью...!"
Всем огромное спасибо за умные, серьезные и юморные вопросы!!!
Вы, предоставили мне шанс скурпулезно, день за днем, вновь прожить свою жизнь, заглянуть глубже себе в душу, обдумать сделанное и настроиться на свершение новых замыслов. Еще раз, Всем - большое СПАСИБО!

Джои Лоуренс, более известный под своим профессиональным именем, Joey L. - это канадский коммерческий фотограф, режиссер и писатель из Бруклина, Нью-Йорк.

PetaPixel : Могли бы вы рассказать о себе и о том, как начали карьеру фотографа?

Joey L: В средней школе все мои друзья играли в группах. Я никогда не мог петь или играть и вместо этого стал фотографом, когда мне было 16 лет. Я помогал ребятам создавать информационные материалы и веб-сайты, экспериментируя по пути, и учась всему, чему только мог о технической стороне фотографии.

Когда я стал профессионально заниматься фотографией, я начал зарабатывать свои первые деньги. До этого у меня никогда не было "нормальной" работы, которая позволяла бы накопить на собственное дело. Таким образом, я использовал любые дополнительные средства, чтобы отправиться в путешествие по разным странам, и это сформировало личную сторону моего портфолио.

Жажда путешествий исходила от того, что в молодости у меня не было возможности поехать куда-нибудь за пределы Канады. Меня всегда гипнотизировали и привлекали иностранные места и культуры, о которых я читал в книгах или в Интернете, но я никогда не мог туда поехать. Тогда, вдруг, у меня появилась такая возможность и меня до сих пор притягивают самые отдаленные уголки мира. Мои личные фотографии всегда были очень важны для меня, поэтому людей они привлекают в первую очередь.

PP: Какой была ваша первая камера, и какое оборудование вы используете сейчас?

JL: Моим первым фотоаппаратом был Olympus D-600L. Это была просто прелесть с 1,4 мегапикселями ярости.

Сейчас снаружи у меня хорошая камера, но внутри у нас отношения любовь/ненависть. Я использую цифровой задник Phase One P65, который монтирую на Mamiya 645DF. К сожалению, конкуренции в среднеформатных камерах очень мало и Phase One не сильно утруждается делать более инновационные продукты. Например, на момент написания статьи, все цифровые задники среднего формата дают слабое качество в условиях низкой освещенности. С того момента, как вышла моя P65+ были некоторые достижения, но они все еще далеки от совершенства. Иногда камера выдает ошибки, которых я никогда прежде не видел, и даже эксперты отмахиваются со своим "выньте батарейки, а затем положите их обратно"

Но камера работает прекрасно, если использовать ее в определенной ситуации. Качество и разрешение достойны уважения. Видите ли, я очень любил Phase One до недавнего времени, но теперь могу сказать вам правду. Есть некоторые ужасные стороны этой системы, но это все, что у нас есть на данный момент. Я высказываю свое мнение о камере с надеждой, что это побудит их сделать лучший продукт. Я делаю это, потому что я люблю и ненавижу тебя, Phase One.

Я также надеюсь, что Canon или Nikon сделают конкурентную модель, но это небольшой рынок.

PP: Как бы вы описали ваши фотографии для тех, кто никогда их не видел?

JL: Как "стилизованные экологические портреты".

В моей личной работе, я люблю стилизовать "древние" предметы с намеком на современный вкус. Например, некоторые видят племя из Эфиопии и ошибочно полагают, что это древний образ жизни, сохранившийся неизменным. Правда в том, что эти племена нормально живут в 21 веке и много моих фотографий из этой местности в Африке рассказывают о современных влияниях на их повседневную жизнь.

Всегда трудно найти баланс между стилизованным фото и просто безвкусием. У фотографа есть только оно чувство для создания фото: визуальное. Таким образом, мы полностью зависим от изобразительных предметов, рассказывая историю.

Я уже говорил об этом в других статьях - мои любимые фотографы обычно делают две вещи: 1) они раскрывают что-нибудь об объекте, и 2) они также раскрывают что- то о фотографе. Мне нравится, когда видение фотографа настолько сильное и сплоченное, что даже его личный контакт слегка просматривается в изображении, и выходит за рамки обычного фото.

PP: В какой момент вы поняли, что фотография является тем, чем вы хотели бы заниматься?

JL: Я помню, как еще ребенком смотрел короткометражный фильм о том, как создавали «Парк Юрского периода». Он вышел в 1993 году, так что мне было около четырех лет. С этого момента я понял, что хочу снимать кино и стать фотографом. Это до сих пор одна из моих любимых картин.

PP: Что вы думаете о формальном образовании в фотографии? Вы за или против?

JL: У меня никогда не было формального образования в фотографии, но я не против в любом случае. Вы должны знать себя и свою обучаемость для того, чтобы принять такое решение.

Что касается меня, я никогда особо не любил школу, хотя у меня были хорошие учителя. Оглядываясь назад, я знаю, что многие молодые люди не уверены в том, чем хотят заниматься по жизни, и мне в этом случае очень повезло, так как я знал, чего хочу. Это, конечно, сформировало мой путь и повлияло на решение не получать формальное образование.

Я работал как профессиональный фотограф в последнем году обучения в школе, и я чувствовал, что домашние задания сдерживали меня и отвлекали от професионального роста. Если бы я учился фотографии позже в колледже или университете, то уверен, что чувствовал бы то же самое. Я учился лучше экспериментируя в этой области.

Существует очень много информации в Интернете и есть доступ к студиям других фотографов, поэтому деньги за обучение лучше использовать иначе. Это работает только для людей, у которых независимый стиль обучения. Многие предпочитают классную комнату. У меня есть друзья, которые учились в школе фотографии и это большая часть их успеха. Они наладили много контактов с которыми работают до сих пор и проще узнали те вещи, которые я узнавал намного сложнее.

PP: Сколько стран вы уже посетили? Какие у вас цели в путешествии?

JL: Я был во многих странах мира, но я ценю повторные поездки больше, чем просто скольжение по континенту. Я предпочитаю сосредоточиться на одной конкретной области или группе людей в пределах страны. Я был в Эфиопии (5 раз), Индии (4 раза), Индонезии (два раза) и во многих других странах. Для стиля, в котором я работаю не подходят быстрые поездки. Это занимает очень много времени.

Это важно потому, что я фотографирую людей. Наиболее важные вещи делаются до того, как начинаешь снимать. Сама съемка занимает наименьше времени. До этого я пытаюсь понять культуру, место, и свет. Например, вы можете заметить большую разницу в том, как выглядят люди на портретах с моей первой поездки по Эфиопии и с последней. На последних снимках им более комфортно, они принимают более активное участие в съемке, и больше доверяют мне при создании их образа. Мы намного лучше понимаем друг друга.

PP: Как у вас получается завязать контакт с портретируемыми людьми? Что вы узнали об этом за многие годы?

JL: Мой процесс заключается в следующем: я еду в новое место и встречаю группу людей которых хочу сфотографировать. Я хорошо исследую их культуру задолго до приезда, и знаю некоторые ключевые элементы, с которыми редко пересекается обычный иностранец. Это может быть информация от антрополога, который работал в этой области, переводчика или гида, с которыми я познакомился до поездки. Зачастую я изучаю религиозные убеждения или конкретные события в истории этой культуры.

Я могу не снимать в течение нескольких часов, дней или даже недель. Я просто наблюдаю, но в то же время даю понять, что я фотограф и что намерен делать снимки позже. Я пытаюсь ознакомиться с местным языком и обычаями, чтобы показать дружелюбие и укрепить связь. Если мне предложат остаться, то я живу с ними, но никогда не пытаюсь делать вид, что я являюсь "частью племени". Я по-прежнему аутсайдер, который пришел почтительно понаблюдать. Я путешествую чтобы понять, как другие люди интерпретируют мир и уважаю различия.

Я объясняю людям, что мои работы могут сообщить миру об их??образе жизни, и почему это хорошо. Если они не понимают, почему фотография важна, то я объясняю, что это способ рассказывать истории в моей культуре.

Если местные люди расспрашивают меня о месте, где я живу, и хотят посмотреть фото моей семьи, то это говорит о взаимной заинтересованности. Это, как правило, момент, когда я могу приступить к фотосъемке. С этой точки зрения, это сотрудничество, потому что они действительно хотят предстать перед камерой теми, кем являются.

Когда/если я возвращаюсь в один прекрасный день, я приношу им распечатанные снимки. На этом этапе самая сложная часть позади и люди будут открыты для вас все больше с каждой минутой, которую вы посвятите проекту.

PP: Можете кратко рассказать нам о вашем новом проекте «Люди Дельты»?

JL: Я ездил в Эфиопию, в долину реки Омо на протяжении четырех лет. То, что начиналось как небольшое увлечение племенами, проживающими в области, в настоящее время превратилась в многочисленные личные фото-поездки и приключения.

До этого момента целью моих путешествий была в основном фотосъемка. Но сейчас, когда у я лучше понимаю эту местность и людей, я чувствую, что пришло время начать съемки фильма.

(Примечание редактора: Вы можете узнать больше об этом проекте и финансово поддержать его на сайте Kickstarter.)



PP: Есть ли у вас какие-нибудь фишки для обеспечения безопасности вашей команды и снаряжения при выезде за границу?

JL: Что касается сохранности техники, я всегда рекомендую делать так, чтобы ваша камера выглядела как можно менее дорогой. Вы можете положить ее вместе с какими-то пленками и коробками в старый ящик или сумку, которые не кричат «Эй, у меня тут куча дорогих штучек».

Я чрезвычайно параноидален по отношению к жестким дискам с моими фотографиями. Я знаю, что самое ценное у меня с собой это не камера, а сделанные снимки. Технику можно заменить, фотографии - нет. Обычно у меня с собой 2-4 внешних накопителя. В путешествиях один со мной все время, а другие находятся в безопасных местах или я на полпути отправляю их по почте домой.

Что касается поддержания безопасности команды, то все сводится к исследованиям перед поездкой. Интернет это невероятный ресурс, в котором вы можете найти различные статьи из первых рук, а также отчеты других путешественников и журналистов, которые уже побывали в этих местах.

PP:Каковы ваши основные источники дохода, и сколько людей работает с вами?

JL: Моим глав ным источником дохода является коммерческая фотография. Хотя ее меньше по количеству, чем редакционных заданий, тут требуется гораздо больше подготовки и времени из-за сложности выполнения. Мне очень повезло иметь постоянных клиентов, с которыми я люблю сотрудничать, например, History Channel, National Geographic Channel, Pennzoil, FX, Nickelodeon и др.

Вторым источником являются выставки моих работ в галереях. Хотя они представлены лишь в нескольких заведениях, (надеемся расширить их количество в будущем), они дают неплохую прибыль и я стараюсь представлять новые работы как можно чаще.

Как ни странно, еще одним источником дохода являются мои учебники для других фотографов, которые охватывают методы из моих фотосессий. Они очень важны для меня, так как я провожу много времени за личными работами.

PP: Что является самым сложным в ведении фото-бизнеса, и вы можете посоветовали в этом отношении?

JL: Самое сложное в ведении собственного бизнеса это фокусироваться на одном деле, понимая что количество часов в сутках ограничено (иногда я работаю до 4 утра). Все время, посвященное проекту должно быть стратегическим потому, что если бизнес не удается, то и я тоже.

Я обнаружил, что, когда посвящаю себя одной задаче, то часто отвлекаюсь на новые проекты и идеи, которые встречаются по пути. За эти годы я научился выбирать проект и придерживаться его до конца, но признаю, что постоянно хочется прыгнуть с корабля, когда работаю под напряжением.

Раньше я сжигал себя, хватаясь абсолютно за все, что попадалось под руку. Если появляются хорошие проекты, но мне просто не хватает на них времени, я обнаружил, что люди на самом деле уважают их еще больше, если я вежливо отказазываюсь и объясняю, что у меня друние приоритеты. Работа может пострадать, если я не могу выполнять ее с полной отдачей.

Я почувствовал определенную свободу в последнее время, когда сумел отказываться от проектов, которые мне не по душе. Например, я люблю ретуширование и делаю это с 99% моих фотографий, но я всегда боялся делать это с кожей и волосами в коммерческой фотографии. Я по-прежнему тонирую и изображения и корректирую цвет, но после того, кок начал передавать ретуширование своему другу, у меня освободилось много свободного времени.

Я сделал то же самое с такими заданиями, как бухгалтерский учет, обслуживание клиентов в моем магазине по учебникам, контроль продаж печати и т.д. Хотя это стоит денег, эти процессы происходят в фоновом режиме и освобождают время, чтобы посвятить внимание наиболее необходимым вещам.

PP: Чем бы вы занимались, если вам пришлось бы отказаться от фотографии и кино?

JL: Я бы перестал быть таким бездельником и начал бы изучать антропологию. Мне нравится идея возможности интерпретировать то, что я ценю в фотографии с академической точки зрения.

PP: Что бы вы посоветовали начинающему фотографу, желающему следовать по вашим стопам?

JL: Иметь четкое видение очень важно при реализации любой карьеры, особенно если речь идет о фотографии. Очень легко объединить всех коммерческих фотографов в одну категорию. Мы все используем камеры, но места и клиенты с которыми мы работаем, а также наши фотографии очень разные. Вы не идете к отоларингологу, чтобы лечить глаза. Таким же образом, фотографы, которые снимают еко-портреты часто отличаются от тех, которые снимают архитектуру.

Вы должны специализироваться в самом начале, и быть действительно хорошим в одном, а не посредственным во многом. Тогда люди в этой области будут узнавать стиль работы, за который в один прекрасный день будут платить. Я бы начал с выбора темы, которая является важной для вас, которая будет побуждать в вас страсть в трудные времена.

Это не значит, что такой стиль будет единственным видом работы, которую вы будете делать, но он станет стартовой площадкой для признания ваших работ и поможет создать уникальную идентичность в целом море фотографов.

Оригинал статьи на сайте

Я никогда ее не выбирал. Думаю, что это город Париж принес ее мне. На самом деле, блуждая по его улицам в течение долгих часов, я начал замечать сцены, которые вскоре был вынужден фиксировать. А поскольку Париж это одним из очагов уличной фотографии, я очень скоро состоялся как уличный фотограф, посещая многочисленные музеи и выставки на эту тему.

Можете рассказать нам о своем проекте «80 недель вокруг света»?

Идея родилась из необходимости открыть для себя мир и из намерения запечатлеть его через уличную фотографию. Я уволился с работы, купил билеты на кругосветное путешествие для себя и своей подруги и мы просто отправились в путь. Что касается уличной фотографии, то моей главной целью было ежедневное фотографирование тех мест, где мы находились. А также брать интервью у других фотографов, которых я встречал на своем пути, и писать статьи о технике и снаряжении.

Каков Ваш опыт на сегодняшний день?

На самом деле, мы практически только что вернулись домой, всего пару месяцев назад. Это было одно из самых замечательных приключений в жизни. С точки зрения фотографии, мне было очень сложно применить мой личный стиль в разных странах. Разные люди, новая окружающая среда, свет, культурные аспекты – это огромное количество отличий, которые наблюдаешь, перемещаясь из одной страны в другую. Мне было очень сложно сохранить определенную последовательность и согласованность в снимках. Но я надеюсь, что смогу отредактировать свой архив и систематизировать фотографии в книгу, которая будет в состоянии передать дух этой поездки.

Что Вы обычно ищите на улице, чтобы запечатлеть?

Я смотрю на сцены, которые имеют хороший баланс между содержанием и формой. На мой взгляд, картина никогда не хороша только, потому, что предмет интересен. И наоборот, больший состав не сделает кадр хорошим. Вам определенно нужны оба составляющих. С точки зрения содержания, меня особенно привлекают сцены с сильным лирическим потенциалом. Хотя также интерес представляют юмор и таинственность. С точки зрения композиции, я часто играю с тонкой глубиной резкости и отборным цветом.

Как Вы заставляете людей на ваших фотографиях выглядеть настолько естественно и спокойно?

Я всего лишь улыбаюсь и действую таким образом, что это заставляет их чувствовать себя просто во время съемки. Моя цель всегда состоит в том, чтобы получить откровенные фотографии, поэтому лучше, если я останусь незамеченным. Если мне это не удалось, то я общаюсь со своими объектами и даю им понять, что у меня нет плохих намерений. В уличной фотографии, чем меньше вы скрываетесь и действуете открыто, тем лучше будет реакция.

Несколько слов о преимуществах использования Leica M9 для вашего жанра фотографии?

Преимущества Leica M9 не столько связаны с камерой Leica, как с дальномерным механизмом. Я люблю оптический видоискатель и линии рамки, которые позволяют предвидеть то, что войдет в состав вашего изображения. А также считаю очень удачными его возможности ручной фокусировки, которые делают этот прибор одним из лучших инструментов для уличной фотографии. M9 способна производить потрясающее качество изображения. В том числе это справедливо для моих снимков.

Для Ваших фотографий характерны отличные цвета и яркость. У Вас есть причины придерживаться этого стиля в изображении?

Так сложилось исторически, а возможно, и в настоящее время, большая часть моих уличных фотографий были сняты в черно-белом формате. Я люблю его, но мне также нравится видеть мир в цвете и наслаждаться, играя с оттенками. Я считаю, что это важно для уличного фотографа и для формирования стиля, который может быть связан с его работой. Среди миллионов ежедневно размещаемых фотографий, можно обнаружить узнаваемый стиль, что определенно помогает выделяться.

Можете рассказать о каком-нибудь забавном случае на улице с фотографией?

Однажды в Париже, я делал несколько снимков на террасе. Вдруг мужчина, смотревший на меня, со страхом бросился бежать из-за стола. При разглядывании кадра я понял, что он известный французский актер. Бедный парень, вероятно, ошибся, приняв меня за папарацци. Видимо он боялся попасть на страницы глянцевого журнала.

Что нужно, чтобы сделать идеальную фотографию на улице?

Я не знаю, ведь совершенство находится в глазах зрителя. Изображение вызывает такое огромное количество реакций, что я сомневаюсь насчет существования общего рецепта. Это, как говорится, чаще всего картина, которая технически несовершенна, но в конечном итоге она создает историю.

Какое место из Вашего путешествия самое любимое и почему?

Мьянма, потому что это одна из немногих стран (наряду с Кубой), которая сохранилась относительно нетронутой западным миром. Большинство людей все еще живут там, как 50 лет назад, хотя я прекрасно понимаю их стремление к развитию. Это просто отличное место для уличных фотографов. Добавьте к этому тысячелетнюю историю и дружелюбие местных жителей. Мьянма у меня на первом месте.

По Вашему мнению, какими качествами и каким оборудованием должен обладать уличный фотограф?

Уличному фотографу в основном нужно много времени, чтобы охотиться на улицах. Не секрет, что хорошие сцены попадаются не часто, поэтому если вы не будете на улице, то даже самое лучшее оборудование будет бесполезно. Я думаю, что какой-то талант, любознательность и определенное видение необходимы для того, чтобы превратить эти сцены в хорошие фотографии.

Блиц-опрос

  • Каково ваше представление о счастье?
    Не беспокоиться о будущем.
  • Какой Ваш самый большой страх?
    Сожалеть когда-нибудь о несделанном. А еще змеи.
  • Что вы считаете своим самым большим достижением?
    Успел пожить в самых разных странах.
  • Где бы Вы хотели жить?
    Тоскана, там есть все.
  • Какова Ваша отличительная черта?
    Я очень высокий, это создает сложности с тем, чтобы быть незаметным уличным фотографом. И упрямый.
  • Что вы больше всего цените в ваших друзьях?
    Верность на протяжении многих лет.
  • Кто ваши герои в реальной жизни?
    У меня нет героев, только люди, которыми я восхищаюсь.
  • Что такое любовь?
    Песня в исполнении Haddaway ?
  • Кто Ваши любимые авторы?
    Джон Стейнбек. Он использует простые слова, чтобы изобразить очевидные факты из жизни. Именно такими я хочу, чтобы были мои уличные фотографии.
  • Какой Ваш любимый девиз?
    Лови момент.

И в завершение, какие дадите напутствия для тех, кто хочет стать уличным фотографом?

Будьте настойчивы. Вы сделаете тысячи паршивых фотографий в течение первых нескольких лет, но единственный способ стать профессионалом, это учиться на своих ошибках.

Это банальнейшая история. Я учился в институте, начал заниматься фотографией, и она настолько меня увлекла, что я стал не экономистом, как планировал, а профессиональным фотографом. В 2007 году я принял участие в свадебном фотоконкурсе у нас в Казани и победил в нем, к тому времени я всего год снимал свадьбы. Победа в конкурсе оказалась как нельзя кстати, потому что после этого меня начали активно приглашать свадебные агентства.

Вы помните свою первую свадьбу?

Меня пригласили знакомые. Это была совершенно стандартная свадьба в пригороде Казани, с традиционным выкупом, с поездкой по городу и визитом к Вечному огню. Но она произвела на меня впечатление, так как это было для меня что-то абсолютно новое. Захотелось снимать еще.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Раньше мне нравилось снимать фотосессию на прогулке, а сейчас, наверное, нет какого-то одного любимого момента. Мне нравится утро невесты, когда мы начинаем снимать интересные портреты и одновременно репортаж: завтрак невесты, общение с подругами. Мне очень нравится время после регистрации, потому что молодожены уже расслаблены, они никуда не спешат, и иногда можно за полчаса сделать столько хороших фотографий, сколько до регистрации и за два часа не удастся. Люблю снимать на закате, потому что очень красивый свет, но к сожалению это редко получается. Что еще? Многие фотографы не любят снимать банкет. А мне нравится. Потому что на банкете люди открытые, они танцуют, общаются, улыбаются, возникают веселые ситуации и проявляются эмоции. А если банкет сделан в формате фуршета на улице, это вообще круто.

Самая запомнившаяся свадьба?

Один раз я снимал свадьбу в Стамбуле на берегу Босфорского залива. Организаторы подобрали красивый особняк с большой террасой и видом на море. Гостей было немного, только самые близкие люди, свадьба запомнилась удачной локацией и душевной теплой атмосферой. Раньше меня удивляли масштабные богатые свадьбы, но когда ты снял их много, замечаешь, что все они чем-то похожи друг на друга. На небольших свадьбах больше бывает эмоций, возникает душевная, дружеская атмосфера, и такие свадьбы зачастую снимать интереснее.

Как эволюционировала свадебная фотография за последнее время?

Эволюционировала не только фотография, но и сами свадьбы. Появилась культура организации и проведения свадебного дня, открылось много агентств, которые организуют красивые свадьбы. Сильный скачок был, пожалуй, с 2008 до 2013 года. Вначале все организаторы копировали европейские и американские свадьбы, так в моду у фотографов вошел стиль файнарт, получалось мило, но довольно однотипно - у всех одно и то же. Сейчас, на мой взгляд, от файнарта уже уходят многие. Раньше брали чью-то идею и пытались ее повторить, а сейчас этап копирования прошел, и люди стараются придумать что-то свое, новое, какие-то интересные форматы. Подготовка свадеб стала более индивидуальной, организаторы общаются с парой и предлагают идеи конкретно под каждую историю.

Как вы формируете свое портфолио?

В интернете у меня портфолио практически нет. Новые заказчики видят работы у моих клиентов - в альбомах, соцсетях. Обычно, когда мы первый раз разговариваем с ребятами по телефону, я узнаю, какую они планируют свадьбу, и на встречу приношу фотокниги или серии, похожие по формату на то, что им хотелось бы получить в итоге, чтобы они могли представить, как это будет. Я заметил, что личная рекомендация на 100 процентов лучше работает, чем просто портфолио. Очень часто ко мне обращаются друзья тех, кому уже я снимал свадьбу, или какую-то семейную историю.

Сейчас время цифровых технологий, в то же время, есть ощущение, что фотокниги становятся все более популярными?

Мне кажется, завершенный продукт на свадьбе - это именно фотокнига. Гораздо приятнее взять в руки книгу, чем рассматривать фото на мониторе. В книге фотографии расставлены в нужном порядке, в правильном масштабе, это как если смотришь кино, перед тобой разворачивается история, возникает целостный образ, и точно также в книге, за 5-10 минут можно посмотреть и полностью увидеть всю свадьбу. У меня уже есть клиенты, которые раз в год, а иногда и два раза, заказывают фотокниги о жизни семьи. У некоторых из них уже более 10 книг. А начинается такая библиотека чаще всего именно со свадебной съемки.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Классический стиль, естественные позировки. Мне кажется, свадебная фотография - это прежде всего ремесло. Люди хотят увидеть себя на фото красивыми и счастливыми, хотят выглядеть лучше, чем в обычной жизни. И профессионал должен уметь такие фотографии сделать. А реализация каких-то своих творческих идей, это уже как вишенка на торте. Но прежде всего сам «торт»)

Самое необычное место бракосочетания?

Мне очень запомнилась свадьба, во время которой, молодожены прилетели к месту регистрации на гидроплане. Мы сделали фотосессии и с места взлета, и с места посадки. Через Казань проходит речка Казанка, а в центре города на берегу расположен отель «Ривьера», и вот у этого отеля гидроплан сел на воду, и после этого регистрация прошла прямо на пирсе. А однажды я снимал пару на площади возле кремля. Это самое баянное в Казани место. Проблема этой площади в том, что там всегда толпа людей. А мы сделали кадр, я уже не помню - то ли перед дождем, то ли сразу после дождя, когда площадь опустела, и это хорошо знакомое всем место выглядело очень необычно.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Нужно встречаться. Выберите сначала 5-10 фотографов, чьи фото вам нравятся, затем позвоните по телефону, пообщайтесь, выберите трех фотографов, и встречайтесь лично. Смотрите, с кем из них вам интересно и комфортно. Дело в том, что сейчас уже большинство свадебных фотографов снимают хорошо, но в то же время, человек может быть крутым профессионалом, но если вам с ним не комфортно, то фотографии не получатся. Потому что в процессе съемки очень важна взаимосвязь фотографа и людей, которых он снимает. Без этого ничего не получится.

Вы сами недавно женились, этот опыт был вам полезен, как свадебному фотографу?

Для свадебного фотографа действительно важно пережить свою собственную свадьбу. Потому что, оказавшись «по ту сторону камеры» ты начинаешь понимать чувства женихов и невест. Я, например, как и все люди, люблю хорошие фотографии, но сам фотографироваться не люблю. Сам процесс, когда меня фотографируют, для меня очень тяжелый, и в день свадьбы я почувствовал, насколько жениху не хочется позировать, гораздо интереснее просто весело проводить время, общаться с людьми. И вот таких моментов, которые я прочувствовал изнутри, их много. Поэтому сейчас я стараюсь не напрягать молодоженов, чтобы им было комфортно, чтобы они получали удовольствие от того, что происходит. Если я вижу например, что ребята устали, мы пойдем с ними куда-нибудь погуляем, если некомфортная погода, я не буду мучить их на улице. Со временем более «человекоориентированным» становишься. И своя свадьба помогает прийти к этому. Постановочных фотографий я теперь делаю немного, в основном репортаж. Но в этом случае важно, чтобы день был организован интересно, потому что, если ты снимаешь репортаж, нужно чтобы было что снимать.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Пойдем в студию или в какой-то новый отель, в те места, где можно комфортно провести съемку. Но если ребята молодые и заводные, и регистрация уже прошла, можно и в ливень пофотографировать. =) Однажды после регистрации прошел дождь, мы снимали практически при штормовом ветре, и получилась интересные кадры с зонтиком. Ребята были веселые, открытые, было классно. Но ситуации разные, и если человек неуверенно себя чувствует в дождь, зачем его туда тащить? На самом деле в дождь снимать не всегда интересно, мне больше нравится время, когда дождь только закончился и выходит солнце. Вот это - идеальное время для фотографии, все отражается, оживают краски, на фоне темного неба появляется яркий свет. У меня было несколько таких съемок.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

У меня есть любимый оператор. Это Эммануэль Любецки. Он часто снимает с очень близкого расстояния на широкий угол. Иногда я сам пытаюсь так снимать свадьбы. Не всем бывает комфортно, когда так близко снимаешь, крупные портреты - буквально сантиметров с 30, но результат того стоит, возникает ощущение присутствия, ощущение, что ты сам находишься рядом с происходящим. Есть очень интересные работы мастеров старшего поколения, например фильм 1964 года Михаила Калатозова “Я - Куба”, я его советую посмотреть всем коллегам фотографам и операторам.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Я уже пять лет снимаю на камеры Fujifilm. Три года назад я стал амбассадором Fujifilm, официальным X фотографом и с тех пор снимаю только на беззеркалки. У меня две камеры: Х-Т2 и Pro-2. На первой обычно установлен объектив 56 мм, а на второй - 23 мм. Любимый объектив - Fujifilm XF 56/1.2, у него просто волшебная картинка, получаются объемные портреты, а за счет того, что диафрагма 1.2, можно снимать практически в темноте. А Fujifilm XF 23/1.4 - это объектив с комфортным фокусным расстоянием, на которое можно и репортаж снять, и портреты, и детали. В путешествия я беру еще объективы Fujifilm XF 55-200 мм, это очень удобный компактный зум-телевик, и Fujifilm XF10-24 мм - сверхширокоугольный объектив со стабилизатором, я на него не только фото, но и видео снимаю.

А как вы стали амбассадором Fujifilm?

Я снимал и выкладывал в соцсетях фото с хештегом #FujifilmRu, и меня заметили. А накануне этого года мою фотографию отобрали для календаря «Fujifilm calendar World Landscapes by X-photographers», который ежегодно выпускает Fujifilm. Там всего семь фотографий в нем, и одна из них моя. Я ее сделал в Армении, когда мы организовывали фототур для нашей школы фотографии в 2015 году.

Расскажите, как вы открыли «Фотошколу Самойлова».

Все началось с фотокроссов - это такие соревнования для фотографов, нужно за установленный отрезок времени выполнить задание, при этом, кто наберет больше баллов, тот выигрывает. Я сначала сам участвовал в таких фотокроссах, и даже победил в одном всероссийском. Потом мы их проводили у себя в Казани. И вот в 2008 году в таком фотокроссе неожиданно набралось более 300 участников. Фотография тогда еще была не так популярна, и учиться фотоделу было негде. И люди начали массово просить - научите фотографировать. Мы с друзьями собрали первую группу, и что знаем, то и рассказали, людям понравилось. Сейчас у нас идет обучение с нуля, когда человек только купил фотоаппарат, мы в максимально короткое время даем базовые нужные знания, а потом можно перейти на профильные курсы - свадебная, студийная, портретная фотография. У нас сейчас есть необычный интересный проект - это годовой закрытый клуб фотографов, обучение идет круглый год. Там есть и офлайн часть, и онлайн. Человек в течение года находится в общении с разными фотографами, проходит лекции, выполняет домашние задания. Когда ты каждый месяц что-то новое узнаешь, тебе хочется снимать, применять это на практике. И за год получаешь большой рывок вперед. Этот формат я считаю очень удачно у нас получается и для учеников дает максимальный результат.

Я бы советовал обязательно провести репетицию выездной регистрации. Потому что у тех, кто проводит свадьбу без репетиции, бывает очень много заминок. Кто-то слишком быстро прошел, кто-то слишком медленно, не так встали, не так повернулись. За день до регистрации лучше отрепетировать это все, и вам гораздо проще и спокойнее будет в день свадьбы. Папа невесты, как правило, очень волнуется и может встать так, что спиной закроет картинку и операторам, и фотографам, и гостям. Поэтому лучше все это отрепетировать, чтобы понимать, насколько быстро идти, где остановиться, чтобы получились хорошие снимки, и в день свадьбы не париться по этому поводу.

Вы сталкивались с ситуациями, когда что-то пошло не так?

Это довольно часто на свадьбах происходит. Однажды за три минуты до регистрации оказалось, что жених забыл дома кольца. Родители бросились за ними, регистрацию на полчаса отложили, но невесте ничего не сказали, чтобы она не расстраивалась. Она так и не узнала настоящую причину задержки. В другой раз, это было в 2007 году, мы снимали в парке, и тогда было модно фотографировать невесту в прыжке. Невеста у нас подпрыгнула… и в этот момент у нее слетело кольцо. Перед свадьбой она очень хотела похудеть, старалась изо всех сил, и в итоге, кольцо ей стало велико, поэтому, собственно и слетело. Все гости бросились искать кольцо в траве, буквально вырывали траву руками из газона) Это продолжалось минут 20, пока мой ассистент не нашел кольцо. Вобщем, мы там хорошо «скосили» газон)

Предложение - момент, который запоминается невесте на всю жизнь, наверное есть истории, которые выделяются среди других?

Я даже иногда снимаю cам момент предложения. В Казани есть очень хорошее агентство «GetLoud». Они придумали вместе с женихом интересный концепт. Он пригласил невесту в парк, на прогулку, и в какой-то момент неожиданно зазвучал рояль в кустах. Затем они подошли к месту, где под деревьями был накрыт стол, для невесты это был абсолютный сюрприз - романтический ужин в парке. Во время ужина зазвучала скрипка, и жених сделал предложение. А я снимал этот исторический момент издалека, на телевик, чтобы мое присутствие не было заметно. А уже после того, как он сделал предложение, я подошел поближе, и мы сделали небольшую фотосессию. Еще одно необычное предложение, которое мне запомнилось, жених организовал тоже на природе, но к площадке пришлось лететь на вертолетах. Жених выбрал место на горе с очень красивым видом на Волгу, в 140 километрах от Казани. На одном вертолете мы заблаговременно вылетели с декораторами, чтобы украсить площадку. Жених пригласил невесту на пикник, сказал, что знает классное место, и они уже после нас туда тоже на вертолете прилетели. Кольцо он спрятал в книгу, там была сделана специальная прорезь, чтобы сразу его не было заметно. Невеста получила книгу в подарок, открыла ее и увидела кольцо. Очень романтичное и необычное предложение, на мой взгляд. Единственное, я не смогу показать фото этих эпизодов, потому что так мы договорились с ребятами. Для них это очень личные моменты.