Инновация (нововведение) – создаваемые осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товаров, продукции и услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий товаров, продукции или услуг на рынок.

Новшества, разработанные, но не внедренные в практическую деятельность, называются Новацией .

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствования технологического процесса, технологии, товаров, услуг.

Цель инновации: удовлетворение потребностей.

Виды инноваций:

1.Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

2.Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

3.Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

4.Организационные - совершенствование системы менеджмента.

5.Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Классификация инноваций:

Признак классификации Виды инновации
Степень радикальности (новизна, оригинальность и др) 1.Радикальные (пионерные, базовые и др.) 2.Ординарные (новые технические решения, изобретения) 3.Усовершенствующие (модернизация)
Характер применения 1.Продуктовые – включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. 2.Процессные (операционные) означают новые методы организации производства (новые технологии).
Стимул появления (источник) 1.Вызванные развитием науки и техники 2.Вызванные потребностями производства 3.Вызванные потребностями рынка
Место в системе (на предприятии, в фирме) 1.Инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др) 2.Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др) 3.Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной)
Назначение инноваций 1.Для производителя и потребителя 2.Для общества в целом 3.Для локального рынка

Источники инноваций

Ученые-теоретики выделили следующие источники инноваций:

Внутренние источники (возникают в рамках отрасли или организации)

1) Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)

2) Неконгруэнтность - несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках

3) Потребности производственного процесса

4) Внезапные изменения в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»

Внешние источники (возникают за пределами предприятия или отрасли):

5) Демографические изменения

6) Изменения в восприятия и настроения потребителей

7) Новое знание (научное или ненаучное)

Из 7 типов наиболее важными являются 3 и 7, т.к. они носят наиболее радикальный характер.

Реализация 3 типа источника предполагает необходимость понимания, что:

а) недостаточно определить потребность, важно разобраться в ее сути;

б) не всегда возможно удовлетворить потребность, в этом случае остается решение какой-то ее части.

Наиболее радикальные изменения происходят на основе новых знаний. Эти инновации, как правило, трудно управляемы. Это связано: а) наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, б) проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге. Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «созреть» и быть воспринято обществом. Только в этом случае оно принесет успех. В сфере товарного обращения новые идеи формируются, как правило, под влиянием мнения потребителей о возможных способах удовлетворения их потребностей. Широкие контакты с потребителями позволяют формировать более объемный портфель новых идей, сокращает время поиска новых решений, обеспечивает гибкое реагирование на изменение конкурентной среды.

Существуют ещё и другие источники инновационных идей:

1. Потребители. Развитие потребностей требует глубокого изучения потребительского спроса и поведения потребителя;

2. Ученые. Занимающиеся изобретениями или поисками новых материалов товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции или услуг;

3. Конкуренты. Их действия могут привести к зарождению новой идеи;

4. Торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

5. Консультанты предприятия по определенным элементам деятельности;

6. Непосредственные работники организации.


14. Торговая инновация: сущность, свойства, функции

Торговая инновация представляет собой осуществление целенаправленных экономических, технических, социальных, организационных изменений торговой деятельности, поведения потребителей с целью получения соответствующего эффекта.

Торговой инновации присущи свойства :

Ø совместимость – характеризует потенциальную возможность использования инноваций при неразрывной взаимосвязи систем производства и потребления.

Ø мобильность – отражает функциональную зависимость торговой инновации от времени и пространства, ее локальность и рассредоточенность.

Ø оперативность – связана со значимостью коммуникационной составляющей возможной инновации.

Ø коммерческая реализуемость – определяется потенциальной прибыльностью инновации с учетом возможных рисков;

Ø безопасность – выражается в гарантии безопасности людей при использовании инновации;

Ø ценность – характеризует новизну, потенциальную полезность и конкурентоспособность.

Сущность инновации проявляется в ее функциях :

1. воспроизводственная – инновация представляет собой важных источник финансирования расширенного воспроизводства, ее смысл состоит в получении прибыли от инновационной деятельности и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов.

2. инвестиционная – прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в т.ч и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Т.образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание данной функции.

3. стимулирующая – инновации приносят предпринимательский доход, который служит стимулом для внедрения новых инноваций, и побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами.

Функции по ее конспекту :

Инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени);

С помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей);

Инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда);

Концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).

Важным составляющим элементом научного теоретико-методологического обоснования инновационных процессов является классификация инноваций. Классификация основывается на познавательной деятельности, цель которой является установление порядка, определение структуры, систематизация конкретных нововведений. В данном случае классификация основывается на разделении элементов системы по различным признакам, которые учитывает сходства, различия и взаимосвязи. Также классификацию инноваций можно рассматривать как итог исследовательской деятельности, на основе знаний в сфере инноватики, приемов и способов познавательной деятельности.

Следовательно, классификация может выступать как итогом, так и одной из целей познания, что способствует дальнейшей познавательной активности и развитию знаний. Классификация инноваций дает возможность ориентироваться в многообразии инновационных явлений, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между различными инновациями, репрезентировать содержательную специфику конкретных инноваций, осуществлять инновационную диагностику, прогнозирование и консультирование .

Управление инновационной деятельностью зависит от условий изучения инноваций, которое необходимого для их отбора и использования. Следует различать:

Инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах

Незначительные технические или внешние изменения в продуктах(не изменяются- свойства, стоимость изделия и входящие в него материалы и компоненты;

Расширение численности новой, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия .

Классификация инноваций имеет большое значение как для дальнейшего развития инновационной теории, так и для успешной реализации инновационной практики. При построении различных классификационных моделей инноваций необходимо учитывать их специфику. К специфическим чертам инноваций можно отнести:

    открытость (необходимость постоянной ситуационной коррекции инновационной деятельности в ходе ее осуществления;

    нелинейность (непредсказуемость в появлении и реализации)

    высокий уровень динамики (постоянное развитие, совершенствование видов и форм инновационной деятельности, элементов творчества)

    незавершенность (присутствие постоянной интенции на генерацию новшеств, изобретений, появление творчества на всех уровнях для саморазвития и самоорганизации общества)

    процессуальность, (поэтапная реализация нововведений)

    альтернативность, возможность выбора и реализации множества инновационного развития

    вероятностный и рисковый характер (высокая степень неопределенности реализации и эффективности; отсутствие гарантий коммерческого и социального успеха)

    системность инноваций (осуществление при условии мобилизации всех видов и форм деятельности направленный процесс реализации главной инновационной идеи)

    объективность(детерминированность инноваций и обусловленность их социокультурными, историческими, производственными и другими обстоятельствами и потребностями)

Данные черты инноваций рассматривают инновационные процессы как креативные, чувствительные к неопределенным ситуациям, а также предполагающие высокий уровень мотивации и наличие творческого потенциала у участников инновационного процесса .

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:

Продуктовые (применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов);

Процессные (новые методы организации производства (новые технологии. Могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия,фирмы)

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

Новые для отрасли в мире;

Новые для отрасли в стране;

Новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

    Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

    Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

    Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

    радикальные (базовые);

    улучшающие;

    модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно- исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

    технологические;

    производственные;

    экономические;

    торговые;

    социальные;

    в области управления .

Н. Мончев по характеру основных операций и видов деятельности выделяет следующие нововведения:

Технические- обеспечивающие технический прогресс и появление на рынке усовершенствованного изделия; научные- приводящие к формированию новых наук или научных направлений; научно-технические нововведения- трансформирующие изобретения в социально-экономически значимую продукцию с новыми технико-экономическими показателями .

По предметному содержанию И. Перлаки выделяет: продуктные нововведения (производство и использование новых продуктов); технологические (создание и применение новых технологий для производства конечных продуктов; социальные (создание и применение новых структур и механизмов функционирования экономической сферы) и комплексные нововведения (единство всех предыдущих).

И. Перлаки предлагает классифицировать нововведения и по степени новизны и представляет: радикальные нововведения (появление принципиально новых средств удовлетворения потребностей и вносящие качественные изменения в способы жизнедеятельности) и модифицирующие (обеспечивающие совершенствование средств удовлетворения общественных потребностей) .

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности:

Единичные

Диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Благодаря ей происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

Сырьевые

Обеспечивающие (связывающие)

Продуктовые

3. По преемственности:

Замещающие

Отменяющие

Возвратные

Открывающие

Ретровведения

4. По охвату:

Локальные

Системные

Стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

Радикальные

Комбинаторные

Совершенствующие

Два последних направления классификации, которые учитывают масштаб и новизну инноваций в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений .

Проведя сравнительный анализ подходов к классификации инноваций на современном (третьем) этапе, можно дифференцировать все репрезентированные здесь виды на два основных класса: относящиеся к материальной сфере и относящиеся к нематериальной сфере. Первые включают в себя все технико-технологические инновации и оказывают непосредственное прямое воздействие на инновационный процесс; а вторые - социальные в широком смысле слова и влияют на него опосредованно. При всем разнообразии подходов к построению классификационно-видовых матриц можно говорить о том, что основным критерием классификационного деления является сфера осуществления инноваций. Именно по этому критерию происходит дифференциация инноваций на концептуальные, научные, технико-технологические, экономические, организационно-управленческие, информационные, социальные .

Эволюция и развитие теоретико-методологических подходов к обоснованию классификаций инноваций происходят параллельно с формированием инновационной теории, отражают тенденции ее развития, исследовательские приоритеты, осуществляются в русле господствующей познавательной парадигмы (технико-технологической, экономической или социальной) и отражают уровень развития инновационного знания на данный момент [тамже].

Необходим систематический компаративный анализ классификаций инноваций, который позволит не только фиксировать их различные виды, но и оценить достоинства и недостатки сложившихся подходов в области дифференциации и систематизации инновационных феноменов; проанализировать методологические принципы, лежащие в основе обоснования и селекции критериев классификации; идентифицировать современные виды инноваций в рамках заданных критериев с целью их теоретико-методологического изучения и эффективного практического освоения [тамже].

Необходим комплексный подход к установлению критериев классификации, которые должны быть существенными и давать возможность обозначения производных видовых инноваций, а также фиксировать комплексность инновационных процессов с учетом их эффектов и последствий, понимать их структуру. Классификация должна отвечать известным логическим правилам построения: критерии классификации должны быть обозначены по одному основанию, недопустимо пересечение критериев деления и наличия отсутствующих классов по выделенному критерию, обеспечение полноты объема делимого множества и непрерывность самой процедуры деления [тамже].

Таким образом, классификация выступает методологическим средством объяснения инноваций и дает возможность:

Осуществить точную идентификацию инноваций (что позволяет на базе фиксации существенных характеристик и параметров инноваций регистрировать инновационные явления, «находить» их в реальности, изучать и использовать с учетом их специфических особенностей);

Проводить систематизацию характеристик инноваций (что способствует установлению места и роли конкретных инноваций в социальной практике с учетом их сущностных характеристик);

Представить компаративный анализ инноваций (что позволит сравнивать их возможности и ограничения; понимать соотношение видов инноваций в различных сферах);

Определить статус конкретных инноваций в сравнении с другими (что позволит наиболее эффективно осуществлять деятельность по инновационному консультированию, планированию и прогнозированию с целью минимизации издержек инновационной деятельности) .

Под термином «инновирование» понимается процесс созда-ния и оптимизации структур поведения и деятельности различ-ных социальных субъектов. С педагогической точки зрения инновирование может рассмат-риваться как «технологический процесс саморазвития свойств модели обучения, генерирующей, транслирующей и ассимилиру-ющей «эффект саморазвития» в социальную среду».

Инновирование традиционного обучения как саморазвитие его свойств предполагает две основные формы: модернизацию и ре-формацию. Например, инновирование самоорганизующегося обучения осуществляется при анализировании различных ситуаций, доку-ментов и ролевых моделирований. Инновирование самообучении предполагает внедрение инновационных форм в каждом из звень-ев самообучения.

Обоснование типологии педагогических нововведений позво-ляет изучать специфику, закономерности разработки и развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствую-щие и препятствующие нововведениям. Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Имеется более 20 критериев для клас-сификации нововведений, например: долговременные и кратко-временные, рассчитанные на малые группы и общества, ради-кальные и реформаторские, в образовании, труде, досуговой де-ятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и ад-министративные...

Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме. Проанализируем несколько классификаций нововведений. Авторы работы «Нововведении в организациях» выделяют репродуктивную и продуктивную формы инновационной дея-тельности и соответствующих нововведений. Инновационная дея-тельность - один из видов продуктивной деятельности людей--индивидов, групп, масс, выступающих в качестве субъектов дея-тельности. Носителями деятельности выступают не только реаль-ные люди, но и их обезличенные «представители» - организа-ции, объединяющие локальные множества индивидов, институты.

Идею выделения продуктивного и репродуктивного компонен-тов деятельности применительно к педагогической инноватике формулирует М.В. Кларин.

Он выделяет два основных типа инновационных подходов к обучению:

1) иннова-ции-модернизации, которые направлены на достижение гаранти-рованных результатов в рамках традиционной репродуктивной ори-ентации учебного процесса;

2) инновации-трансформации, пре-образующие традиционный учебный процесс в процесс исследо-вательского характера и организацию учебно-познавательной дея-тельности. Первый подход автор называет технологическим, вто-рой - поисковым.


Многообразие современной педагогической реальности не ук-ладывается в предлагаемые два типа инновационных подходов. Педагогические инновации различаются не только по принципу модернизации или трансформации, но и по таким направлени-ям, как область применимости, образовательная среда, цели, уров-ни и сроки инноваций, естественные или искусственные причи-ны их появления…

Существуют и другие основания для типологии нововведений в образовании.

Так, О.Г. Хомерики выделяет следующие типы нововведений с точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса:

Методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса;

Организации учебно-воспитательного процесса;

Управляющей системе школы.

На частные (локальные, единичные), не связанные между собой;

Модульные (комплекс частных, связанных между собой, от-носящихся, например, к одной группе предметов, одной возраст-ной группе учащихся...);

Системные (охватывающие все образовательные учреждения) нововведения.

Модификационные нововведения появляются чаще базовых, адаптируя последние к меняющимся условиям и задачам. Но приспособительные возможности нововведений не беспредель-ны. И базовые, радикальные, нововведения представляют собой особую ценность тогда, когда будут исчерпаны все возможности нововведений модифицирующих. Модифицирующие, совершен-ствующие нововведения могут играть и консервативную, тормо-зящую роль. Искусственно продлевая жизнь когда-то прогрессив-ного и принципиального новшества, они в какой-то степени компенсируют его несоответствие изменившейся среде.

Существуют новшества, состоящие из отдельных уже извест-ных элементов, каждый из которых представляет собой модифи-цированное новшество. Но в своем сочетании эти элементы ни-когда не применялись, и их найденная комбинация дала новый эффект. Примеры таких новшеств можно найти в опыте учите-лей-новаторов: С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, Е.И. Потаповой...

Примером радикального нововведения является технология обучения методом «погружения», которую предложил М.П. Ще-тинин, а впоследствии развили его последователи А.А. Остапен-ко, А.Н. Тубельский… В исследованиях А.В. Хуторского спроектирован и реализован метод эвристического погружения, модифицирующий базовое новшество.

Более детализированную типологию предлагает Н.Ю. Поста-люк. Образовательные нововведения он классифицирует по признаку интенсивности инновационного измене-ния или уровню инновационности. Выделяется во-семь рангов, или порядков, инноваций.

Инновации нулевого порядка - это практически ре-генерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента).

Инновации первого порядка характеризуются количе-ственными изменениями в системе при неизменном ее качестве.

Инновации второго порядка представляют собой пе-регруппировку элементов системы и организационные измене-ния (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования…).

Инновации третьего порядка - адаптационные из-менения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования.

Инновации четвертого порядка содержат новый ва-риант решения (это чаще всего простейшие качественные изме-нении в отдельных компонентах образовательной системы, обес-печивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей).

Инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем «новогопоколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы).

В результате реализации инноваций шестого порядка создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохране-нии системообразующего функционального принципа.

И наконец, инновации седьмого порядка представ-ляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется «новый род» образовательных систем.

Преимуществом приведенной типологии является детальное ранжирование педагогических новшеств, определяющих специ-фику соответствующих инновационных процессов.

Новшества могут быть классифицированы по причинам появления.

На основе анализа различных инноваций выявлены следующие источники создания новшеств в образовании:

Передовой педагогический опыт - источник новых методик, технологий и техник, преобразовывающих педагогическую прак-тику;

Фундаментальные и прикладные исследования в области пе-дагогических дисциплин, таких, как педагогика , сравнительная педагогика, история педагогики, дидактика , частные методики обучения;

Достижения смежных с педагогикой дисциплин - филосо-фии , культурологии , психологии , медицины , социологии , си-нергетики ;

Административные решения - законы, постановления, про-екты, программы, которые инициируются чиновниками, поли-тиками, администраторами;

Глобальные образовательные и иные процессы в стране, мире, во Вселенной.

Перечисленные причины представляют собой взаимосвязан-ную иерархию. Например, такой глобальный процесс, как распад Советского Союза, стал причиной многих образовательных ново-введений - появились авторские шкалы; на постсоветском про-странстве были введены западные образовательные модели и сис-темы; усилилась национальная составляющая образовательных систем; стал разрабатываться модельный кодекс образования для стран СНГ . Можно сказать, что новшества разделяются по причи-нам их появления.

По глубине производимых изменений выделяют следующие типы инноваций.

Модифицирующие инновации ведут к незначительным улучше-ниям конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла. Позволяют немного быстрее и дешевле добиться незначи-тельно лучших результатов. Например, введение электронных классных журналов оптимизирует учет и контроль учебного про-цесса.

Улучшающие инновации обеспечивают значительные преимуще-ства и улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах. В качестве примера можно привести но-вую структуру общеобразовательной школы, в которой выделяет-ся старшее профильное звено.

Прорывные инноватики базируются на фундаментально новых технологиях и подходах. Они позволяют выполнять ранее недо-ступные или известные функции, но новым способом, который превосходит старый. Таковым новшеством является, например, распределенное интернет-образование.

Интегрирующие инноватики используют комбинацию первых трех классов инноваций. Интегрирующие инновации обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию пользующихся спросом на рынке наукоемких слож-ных товаро- и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научных достижений (зна-ний, технологий, оборудования...). Таковой инновацией долж-но считать технологии личностно ориентированного дистанцион-ного обучении.

А.И. Пригожин отмечает еще один тип новшеств - «возврат-ные», суть которых состоит в том, что после некоторого использо-вания новшества обнаруживается его несостоятельность и прихо-дится возвращаться к его предшественнику.

Специалисты в области управления развитием школы выделя-ют как тип новшеств ретровведение - освоение школой чего-то нового для нее в данный момент, но когда-то уже использовав-шегося в образовательной практике.

Рассмотренные типологии педагогических нововведений со-ставлены по разным основаниям. Отсутствие единой типологии не является недостатком педагогической инноватики. Дело в толе, что для разных случаев могут быть полезны разные типологии. Кроме того, разнопространственное видение всего многообра-зия педагогических нововведений позволяет исследовать их роль и значение в самых разных случаях и ситуациях. Типологии слу-жат в этом случае инструментом анализа и проектировании ин-новаций.

Проведены исследования, в ходе которых создана обоб-щенная типология педагогических нововведений. Перечень всех оснований для определения классов составлен с учетом необхо-димости охвата главных параметров педагогических нововведений: отношения к субъектам образования, структуре науки, условиям реализации и характеристикам нововведений.

Согласно обобщенной типологии педагогические но-вовведения подразделяются на следующие классы и соответствующие каждому классу типы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, задачах, содержании об-разования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения и образования, системе диагности-ки, контроле, оценке результатов...

2. По отношению к личностному становлению субъектов образо-вания: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, спосо-бов деятельности, компетентностей...

3. По области педагогического применения: в учебном процес-се, учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения, уровне системы образования, в управлении образова-нием.

4. По итогам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, репетиторстве, семейном обучении...

5. По функциональным возможностям нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультур-ных условий...), нововведения-продукты (педагогические сред-ства, проекты, технологии...), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управлен-ческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, пе-риодические, сти-хийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединении педагогов, школе, группе школ, регионе, на федеральном уровне, международном уровне...

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессиональ-но-типологических групп педагогов.

9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные...

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирую-щие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, рево-люционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может од-новременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

Итак, в зависимости от поставленных задач используются раз-личные типологии педагогических нововведений, каждая из которых строится на определенных основаниях и выполняет свою роль в теории и практике образовательных инноваций,

Существуют следующие типы нововведений:

по уровню новизны:

  • - новые;
  • - усовершенствованные;
  • - требующие капитальных вложений;
  • - базисные;
  • - улучшающие;
  • - псевдоинновации;
  • - радикальные;
  • - ординарные.

От сферы применения:

  • - по услугам;
  • - технологические;
  • - организационные;
  • - экономические;
  • - общественные;
  • - технические;
  • - социальные;
  • - правовые;
  • - политические.

От области применения:

  • - медицинские (связаны с изменениями, вносимыми в лечебно-диагностический процесс, в предоставление сестринских услуг, в уровень оказания медицинской (сестринской помощи), во взаимоотношения медицинского персонала с пациентами);
  • - технологические (затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции);
  • - организационно-управленческие (связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими).

По степени новизны:

  • - радикальные (определяют повторные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений медицинских услуг и медицинских технологий);
  • - имитирующие (имитирующие радикальную новацию путем улучшения её потребительских свойств).

По масштабам распространения:

  • - глобальные - данные изменения происходят однажды, формируются и реализуются длительное время, требуют значительных экономических, физических и моральных затрат от руководителей; такие изменения вызывают у медицинского персонала негативную реакцию и, в связи с этим, встречают неприятие той или иной инновационной идеи; кроме того, они составляют основу революционных преобразований в сестринском деле);
  • - локальные - такого типа нововведения в любом лечебно-профилактическом учреждении происходят и должны осуществляться постоянно. Изменения в методах работы (внедрение нового метода диагностики), в рутинных, бумажных делах (использование ПЭВМ, специальных бланков требований, производственных актов и т.п.). Изменение состава, структуры и качества людских ресурсов (их численность, квалификация, профессиональная пригодность и т.п.); кроме того, они не оказывают принципиального влияния на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества, что уменьшает отрицательное восприятие нововведений персоналом.

По степени прогрессивности, характер инноваций;

  • - прогрессивный, когда инновация является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы; например, использование современных асептических средств для обработки рук персонала и операционного поля;
  • - регрессивный, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, выступают тормозом общественного развития; например, использование во многих лечебных учреждениях устаревших дезинфицирующих средств (хлорная известь, хлорамин и др.).

По конечной ориентации:

  • - производственные, когда инновации ориентированы на средства и способы производства;
  • - потребительские, изменения, вносимые в услуги, удовлетворяющие потребности человека.

По импульсу возникновения инновации обозначают:

  • - потребности производства (законы прибыли);
  • - потребности человека;
  • - развитие науки.

Таким образом, видно, что инновации достаточно многообразны и различны по содержанию. В связи с внедрением нововведений в лечебно-профилактических учреждениях возникают проблемы психологического характера, которые трудно поддаются корректировке.

Если обобщить приведенную классификацию инноваций, что было сделано Н.А. Ильиной, мы получим следующие типы нововведений:

  • - предметно-целевые, направленные на внедрение новой услуги, с психологической точки зрения они в наибольшей степени характеризуются ожиданием усложнения работы;
  • - технико-технологические - новые средства производства и новые медицинские технологии, от такого рода инноваций сотрудники лечебного учреждения негативного ожидают меньше всего;
  • - организационно-управленческие - разработка и применение новых организационных структур и методов управления сестринским или врачебным персоналом, например, внедрение бригад врачей и медицинских сестер общей практики;
  • - социально-экономические - социальная разработка и применение новых экономичных механизмов функционирования ЛПУ.

Последние два типа нововведений вызывают наибольшее число негативных ожиданий и последствий. Чаще всего оканчивающихся неудачей, причинами которой могут быть: стремление любой организации к стабильности; не спрогнозированное влияние изменений в одной структуре на изменения в другой; влияние нововведений не только на формальную структуру организации, но и на неформальную, и, как следствие этого, негативный настрой сотрудников на отношение к нововведениям.

Можно выделить множество видов инноваций. В частности, выделяются три наиболее общих основания для систематиза­ции инноваций:

■ по типу новшества;

■ но механизму осуществления;

■ по особенностям инновационного процесса.

По типу новшества нововведения можно разбить на две основ­ные группы: материально-технические и социальные.

В зависимости от технологических параметров инновации под­разделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых матери­алов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение прин­ципиально новых продуктов.

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:

■ радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции);

■ комбинаторные (использование различных сочетаний конструк­тивного соединения элементов). Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов ра­нее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались. Этот процесс иногда называют агглютина­цией и в качестве примера приводят троллейбус, совместив­ший в себе черты трамвая и автобуса.

■ модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструк­ций, принципов, форм). Модифицирующие нововведения свя­заны с усовершенствованием, рационализацией, видоизмене­нием, модернизацией того, что имеет аналог, прототип. Модер­низация может быть направлена как на технологическую так и на личностную стороны обновляемого средства.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

■ новые для отрасли в мире;

■ новые для отрасли в стране;

■ новые для данного предприятия (группы предприятий).

По принципу отношения к своему предшественнику можно выделить следующие нововведения:

■ «замещающие», которые предполагают полное вытеснение ус­таревшего средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции (например, автоматиза­ция контроля за процессом обжига в цементном производстве и невзрывные источники сейсмических колебаний в геофизике);

■ «отменяющие», или, так сказать, минусовые, которые исклю­чают выполнение какой-то операции, выпуск какого-то изде­лия и не заменяют их новыми (например, отмена какой-либо формы отчетности, упразднение металлической окантовки на упаковке и прочее);

■ «возвратные» - после некоторого использования новшества об­наруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям и приходится возвращаться к его предшественнику;



■ «открывающие» - создающие средства, не имеющие сопоста­вимых функциональных предшественников;

■ «ретровведения» - освоение нового для организации в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в практике.

Заканчивая систематизацию нововведений по типу новшества, надо выделить внутри этой группы еще несколько оснований: по объему, по целям, по социальным последствиям.

По объему нововведения делятся на:

■ «точечные» (отдельные приспособления, правила);

■ системные (технологические и организационные системы), стра­тегические (принципы производства и управления). Нововведения по целям направлены на эффективность произ­водства, управления, улучшение условий труда, обогащение со­держания труда, повышение качества продукции и т. д.

По социальным последствиям их можно разделить на:

■ вызывающие социальные издержки (напряженность, новые виды монотонного, вредного и тому подобного труда, потери статуса и прочее);

■ дающие социальные преимущества (снижение тяжести и вред­ности труда, повышение квалификации и прочее).

По особенностям механизма осуществления нововведения так­же составляют ряд групп:

■ единичные, то есть осуществленные на одном объекте и диф­фузные, то есть распространяемые по многим объектам.

■ завершенные и незавершенные нововведения. Последние не всегда патология. На экспериментальной или вообще началь­ной стадии создания или освоения новшества неизбежны слу­чаи признания какого-то нововведения нецелесообразным вслед­ствие ошибок и по причине изменившихся условий. Иннова­ционная патология возникает при устаревании нововведения, неудаче его осуществления.

■ успешные и неуспешные нововведения. Такое деление в основ­ном совпадает с предыдущим, при котором успех означает сво­евременность и полноту завершения нововведения.

По особенностям инновационного процесса выделяют внутри-организационные и межорганизационные инновации.

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

■ инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и ис­пользовании сырья, материалов, машин и оборудования, ин­формации и др.);

■ инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, техно­логии, информация и др.);

■ инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).