иерархия жанрове, иерархия жанровая
, высокие и низкие роды живописи - систематизация различных жанров изобразительного искусства по их значимости.

Наиболее известной являлась иерархия жанров живописи, созданная французской Академией изящных искусств в период классицизма. Главными жанрами считались (по убыванию): историческая живопись, портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт. Данная иерархия на протяжении XVII-XIX веков была основополагающей для академической живописи. качестве бунта против нее во 2-й половине XIX века возникли движения передвижников (Россия), импрессионистов (Франция) и прерафаэлитов (Англия).

  • 1 Академическая иерархия жанров
    • 1.1 Высокий и низкий жанр
    • 1.2 Толкование
    • 1.3 Причины
    • 1.4 Воздействие
    • 1.5 Портрет
    • 1.6 Поджанры и попытки найти выход
    • 1.7 Дальнейшая история
  • 2 литературе
  • 3 Библиография
  • 4 Примечания

Академическая иерархия жанров

Классицистическая теория жанровой иерархии была сформулирована в 1669 году Андре Фелибьеном, историографом, архитектором и теоретиком французского классицизма, секретарем Французской академии, в своем предисловии к курсу лекций, прочитанным студентам.

Этой системы, иногда чуть её варьируя, придерживались все художественные академии Европы (Париж, Рим, Флоренция, Лондон, Берлин, Вена, Санкт-Петербург и проч.).

Высокий и низкий жанр

  1. Grand genre (Высокий жанр): т. н. Историческая живопись:
    1. Включала картины не только на историческую тематику, но и на аллегорический религиозный, мифологический, исторический, литературный сюжет. Эти полотна воплощали интерпретацию жизни и событий, основываясь на определенном моральном или интеллектуальном посыле.
  2. Petit genre (scènes de genre, Низкий жанр): сцены из повседневной жизни:
    1. Портрет
    2. Жанровая живопись
    3. Пейзаж
    4. Морской пейзаж
    5. Анималистическая живопись
    6. Натюрморт
      1. С дичью, рыбой и прочими животными
      2. С цветами и фруктами

    Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев», 1784 - зрелый французский пример высокого жанра

    Элизабет Виже-Лебрен. «Автопортрет художницы с дочерью», ок.1785

    Фрагонар. «Урок музыки», 1769

    Джон Констебл. «Этюд с облаками. Весеннее утро». 1821

    Уильям Тёрнер, «Последний рейс корабля «Отважный»», 1839

    Джон Вуттон. «Гончий жеребец герцога Гамильтонского Победоносный в Ньюмаркете», около 1725

    Жан Батист Обри. «Натюрморт с битой птицей и вишнями», 1712

    Антуан Бержон. «Натюрморт с корзиной цветов», 1812

В 1667 году иерархию «канонизировал» секретарь французской Академии Андре Фелибьен:

Тот, кто изрядно пишет пейзажи, стоит выше пишущего единственно фрукты, цветы и раковины. Тот, кто пишет живых животных, ценится больше, чем рисующие лишь мёртвые и неподвижные вещи; и коль скоро образ человеческий есть самое совершенное творение Бога на Земле, столь же несомненно, что тот, кто становится подражателем Божиим, изображая человеческий образ, делается превосходнее всех других... Художник, делающий лишь портреты, ещё не достиг того высокого совершенства Искусства и не может претендовать на честь, которую получают наиболее умелые. Для того потребно ему перейти от единственной фигуры к представлению купно нескольких; должно обратиться к истории и баснословиям древних; надобно представить великие дела, подобно историкам, или предметы приятные, подобно Поэтам, и поднимаясь ещё выше, при помощи композиций Аллегорических надлежит уметь скрывать под покровом баснословия добродетели величайших мужей и возвышеннейшие из таинств.
Россия, XVIII век ↓
  1. Цветочной с фруктами и насекомыми.
  2. Звериной с птицами и дворовыми скотами.
  3. Ландшафтной.
  4. Портретной.
  5. Баталической.
  6. Исторический домашний.
  7. Перспективный.
  8. Исторический больший, заключающий в себе все историческия деяния.
Иван Устрялов. Краткое руководство
к познанию рисования и живописи исторического
рода, основанное на умозрении и опытах.
Сочинено для учащихся художником И.У. СПб, 1793"

В России эта систематизация была пересказана Иваном Устряловым в его руководстве для учащихся Академии художеств.

Иерархии жанров соответствовала иерархия размеров: большой формат - для исторической живописи, маленький - для бытовой.

    Хруцкий. «Цветы и плоды», 1839

    Н. Сверчков, «Лошадь в беговых санях с седоком»

    С. Щедрин. «Новый Рим. Замок Святого Ангела». 1823/25

    И. Лампи. «Портрет Платона Зубова», 1796

    Л. Каравак. «Полтавская битва», 1709

Толкование

Согласно академической концепции, «жанровые» картины стояли на низшей ступени, поскольку они являлись просто повествующим, запечатляющим искусством, без какой-то попытки морали и назидательности. Эта жанровая живопись, пусть и совершенная по стилю и рисунку, хвалилась только за умение, изобретательность и даже юмор, но никогда не считалась высоким искусством.

Современная жизнь - современные события, манеры, одежда, внешний вид - считались несовместимым с высоким стилем, и лишь идеализированное прошлое могло служить подходящей, благородной и уместной темой. (Соответственно, обычное тело тоже не служило предметом изображения - рисовали лишь по-античному прекрасные, идеальные тела).

Теоретики академического искусства считали, что эта иерархия была оправдана, поскольку она отражала присущую возможность морального воздействия для каждого из жанров. Так, например, художник намного эффектнее донесет мораль через историческое полотно, затем портрет или жанровую живопись, чем через пейзаж или натюрморт. Кроме того, мастера античности и ренессанса считали, что высшей формой искусства является изображение человеческой фигуры. Таким образом, пейзаж или натюрморт, где человека не изображали, действительно является более «низкой» формой жанра. Наконец, система академической иерархии отображает потенциальную стоимость каждого из полотен: крупная историческая живопись является наиболее подходящим и удобным жанром для государственного заказа, далее портрет, бытовой жанр и пейзаж - а натюрморты, как правило, мелки и выполняются для личных интерьеров.

Причины

Андрей Александрович Карев пишет: «Осознание жанрового разнообразия живописи как свойства культуры Нового времени в условиях века Просвещения было, в известной степени, аналогом тяготения к энциклопедическому познанию, а значит и столь же многоаспектному познанию мира. Рост специализации без утраты универсализма вообще является драгоценной чертой этого времени, что позволяло одновременно увидеть малои и большое, особенное и всеобщее и, наконец, человеческое и божественное. Неповторимая точка зрения на тот или иной объект нисколько не противоречила общему образу вселенной, хотя к нему напрямую и не апеллировала, как это было в эпоху барокко. Интерес к слитной многогранности бытия семняется вниманием к отдельным её граням, обладающим самостоятельной красотой и соответственно - ценностью. Академия художеств не могла не отреагировать на эти процесс и, не дожидаясь появления соответствующих запросов в среде заказчиков, открывала один за одним классы, в которых обучали особенностям работы в том или ином жанре»

Воздействие

Эта иерархическая система, основанная на традициях греческого и римского искусства, подытоженных в ходе итальянского Возрождения, была использована академиями в качестве основы для присуждения премий и стипендий, а также системы развески на публичных выставках (Салонах). Она также оказывала значительное влияние на предполагаемую стоимость произведений искусства.

Французская академия имела конкурсы Grand и Petits Prix соответственно по двум направлениям. Таким образом, самые высокие призы априори доставались произведениям в историческом жанре - практика, которая вызвал много недовольства среди студентов. Эта негибкая иерархия вызывала много недовольства среди известных художников, что со временем привело к подрыву авторитета академий. Кроме того, ради престижа некоторые живописцы совершали попытки писать грандиозные исторические полотна, что получалось не у всех. Если художник обладал даром скорее портретиста, чем исторического живописца, то неудача могла нанести ему душевную травму.

Портрет

Любопытно угнетённое место портрета в данной иерархии. обзоре Салона 1791 года можно было прочесть: «Исторический живописец, который должен подражать природе во всех ее аспектах, должен уметь написать портреты. Однако портрет не может считаться самостоятельным жанром».

Катрмер де Кенси, один из самых влиятельных теоретиков классицизма, считал жанр портрета настолько низким, что даже не удостаивал его специального внимания: «Нет ничего более ограниченного, чем удовольствие, которое получаешь от созерцания портрета. Если отбросить в сторону тот интерес, который придают портрету личные или общественные привязанности и талант художника, то совершенно очевидно, что разум и воображение почти не участвуют в такого рода подражании». Получаемое от портрета удовольствие не может сравниться с эстетическим наслаждением, достижение которого является целью изящных искусств. Портрет показывает то, что существует в действительности, в то время как «большое искусство с помощью того, что есть, должно изображать то, чего реально не существует, должно показывать идеал».

Критики, впрочем, допускали неизбежность существования исторического портрета, который, по их глубокому убеждению, может быть создан только историческим живописцем. «Именно они, исторические живописцы, могут написать настоящий портрет». Об исторических портретах нередко пишут в обзорах выставок, подчас их рассматривают сразу же за исторической картиной. О портретах же частных лиц (которых с каждым годом становилось все больше) предпочитают не упоминать или просто перечисляют их по названиям, никак не комментируя. Понимание портрета как некоего дополнения к исторической картине было весьма распространено. Об этом писали не только известные приверженцы классицизма Катрмер де Кенси, Делеклюз, но и критики следующего поколения, чьи эстетические воззрения отличались большей гибкостью, например Г.Планш.

Поджанры и попытки найти выход

Клод Лоррен. «Изгнание Агари», 1668

Хотя европейские академии, как правило, строго настаивали на этой иерархии, некоторые художники оказывались способными изобретать поджанры, благодаря чему поднимались в этой иерархии наверх:

  • Джошуа Рейнольдс создал стиль портретов, называемый им Grand Manner, в котором он льстил своим моделям, изображая их в качестве мифологических персонажей.
  • Антуан Ватто изобрел Fêtes galantes - сценки развлечений придворных, которых он помещал в ландшафт Аркадии. Таким образом, картина с «пастушками» приобретала аллегорический и поэтический смысл, что её с точки зрения академиков облагораживало.
  • Клод Лоррен практиковался в жанре, называемом «Идеальный пейзаж», где полотно в основном наполнял пейзаж, который дополнялся не очень заметными мифическими или библейскими фигурами. Он был так искусен в сочетании пейзажа и исторической живописи, что тем самым его «легализировал». Таким образом, появился «Исторический пейзаж», который получил официальное признание во Французской Академии, когда в 1817 году за этот жанр был учрежден Prix de Rome.
  • Жан-Батист Шарден писал натюрморты, которые благодаря выбранным предметам воспринимались как аллегорические полотна.

Дальнейшая история

До середины XIX века женщинам не разрешалось обращаться к исторической живописи, поскольку они не были допущены к заключительному этапу обучению в Академиях - обнаженной натуре, так как это нарушало правила приличия. Женщины могли работать в Petit genre - писать портреты, натюрморты и т. п., а также копировать старых мастеров, скульптуру и гравюру.

К концу XIX художники и критики начали бороться против правил Французской Академии, а также утверждать, что оценка этих жанров в истории искусства является неправильной. Появившиеся новые художественные течения - реализм, а позже импрессионизм, были заинтересованы в изображении повседневной жизни и текущего момента. «Иго» было сброшено.

В настоящий момент потомками ценятся именно полотна низкого жанра, в особенности, портреты и сценки из жизни, в то время как академическая историческая живопись в большинстве случаев кажется скучной и незанимательной.

В литературе

Соответственно возвышенным этическим идеям, эстетика классицизма устанавливала иерархию литературных жанров

  • «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.)
  • «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

Библиография

  • Paul Duro. Giving up on history? Challenges to the hierarchy of the genres in early nineteenth-century France // Art History. Volume 28 Issue 5, Pages 689-711

Примечания

  1. Hierarchy of the Genres. Encyclopedia of Irish and World Art
  2. Подчас встречается утверждение, что портрет занимал низшую степень в иерархии жанров. Это неправда ради «красного словца». Портрет стоял первым в ряду низких жанров, а последним был натюрморт. (См. например Art History. Grant Pooke, Diana Newall)
  3. Цит. по: А.Карев. Классицизм в русской живописи. М., 2003. С. 47
  4. А.Карев. Классицизм в русской живописи. М., 2003. С. 48.
  5. Давид и французский портрет конца XVIII- начала XIX века
  6. Проблема портрета в «Эпоху Романтизма»

иерархия жанровая, иерархия жанровая, иерархия жанровая, иерархия жанрове, иерархия жанрове, иерархия жанрове, иерархия жанрови, иерархия жанрови, иерархия жанрови, иерархия жанровой, иерархия жанровой, иерархия жанровой

Иерархия жанров Информацию О

В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля - образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств - разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное - комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами - над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года - расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века - появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев )

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма )

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт: утверждение первенства разума, гражданский пафос, выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов - Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка,), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры - ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры - комедия, сатиры, эпиграмма).

Какие характерные жанры классицизма в Литературе?

Вопрос решен и закрыт .

    Ну мне фантастика нравится... Правда в последнее время редко книгу в руки беру...

    Я вне логики, разные жанры люблю. Разве что историю редко читаю

  • Фантастику полюбил с булычёвской Алисы Селезнёвой.
    А более взрослую фантастику с книги братьев
    Стругацких "Понедельник начинается в субботу"

    Постмодернизм, я полагаю, кагбэ.

    Daiļliteratūras veidi un paveidi - pasaka, teika, romāns, stāsts, novele, apraksts, tēlojums, miniatūra, epika.

    У меня там целая коллекция мировой литературы самых разных жанров (около 300 томов), большая мед. эциклопедия из 30 томов, и всякие разные детективы.

    Разное: от религиозной литературы (Ведическая философия привлекает) до эпического фэнтези Джорджа Мартина. Детективы не читала никогда(скучная штука) и любовные романы для тётушек после 40 (пустые, однообразные диалоги раздражают).

    Как выбрать книгу: открываешь первую попавшуюся страницу во второй половине книги, чуть ближе к середине, чем от части, предназначенной для эпилога и читаешь одну-две страницы. Тут важно понять - заинтересовали ли тебя стиль написания, оформление мысли и прочее.

    И зря говорят, что нет плохих книг... ими как раз-таки заполнены полки современных книжных лавок. В общем-то, полностью отображает ситуацию в обществе. Пустое и бессмысленное.

  • Классицизм - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.
    Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

§ 1. Возникновение и развитие классицизма в Европе

В XVII в. в Западной Европе начинается эпоха абсолютной мо­нархии. Правители, стремясь укрепить и упорядочить свою власть, вводили правила поведения сословий и отдельных граждан, огра­ничивали свободу личности. Возвышенное и разнообразное искус­ство эпохи Возрождения сменялось строгим классицизмом.

Классицизм (лат. classicus - "образцовый”) художествен­ное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в.

(П. Корнель, Ж. Б. Мольер, Ж. Расин). Поэтика классицизма на­чинала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система классицизм сформиро­вался во Франции в XVII в. в период укрепления и расцвета абсо­лютизма. Это было время правления Людовика XIV, создавшего великолепный двор в Версале. Стройные аллеи, подстриженные деревья и симметричные лужайки Версальского парка, разбитые садовником Андре Ленотром, как бы "очищали” природу от вся­кой неправильности. Продуманный до мелочей церемониал двора делал его жизнь благообразной и упорядоченной с виду, какие бы страсти ни кипели за кулисами. Так и поэты классицизма изобра­жали жизнь, которая даже в конфликтных ситуациях разворачи­валась разумно и соразмерно. Классицисты были уверены, что их нормы красоты верны для всех времен, что сами они ничего не при­бавляют к правилам древних - греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация, создавших пособия по поэтическому искусству. Правила действительно были в основном те же, но при­менялись иначе.

Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), класси­цизм являлся и своеобразной антитезой ему. Общественное и лич­ное, родовое и индивидуальное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в искусстве Ренессанса как единое гармо­ничное целое, в классицизме противопоставляются. В основе эсте­тики - принцип рационализма , культ разума, высшим образцом, идеалом признаются произведения античного искусства.

Выдвинув принцип подражание природе . классицисты считали непременным соблюдение незыблемых правил, согласно которым художественное пронзведениестроится как искусственное, логиче­ски построенное целое, имеющее строгую до схематизма сюжетно- композиционную организацию. Человеческие характеры обрисо­вываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Это отвечало общественно-воспитательной функции искусства, которой классицизм придавал огромное зна­чение.

Классицизм установил строгую иерархию жанров, разделив их на высокие, средние и низкие, и довел ее до строгой последователь­ности. Высокие жанры изображали героев, на которых читатель должен смотреть снизу вверх. Выше всех высоких жанров - эпи­ческая поэма, иначе называвшаяся эпопеей, обширное повество­вание о важном историческом событии. Следом за эпопеей шла трагедия. Именно в этом жанре созданы шедевры французско­го классицизма - произведения Пьера Корнеля и Жана Расина. В трагедии, как правило, действовали короли и изображались высокие чувства. Самый известный конфликт трагедии клас­сицизма - столкновение любви и чувства долга. И поэмы, и тра­гедии писались только в стихах, которые почитались неизмеримо выше "презренной прозы”. К высоким поэтическим жанрам при­надлежали также оды - лирические стихотворения на важные общественно-политические темы. Были духовные оды, посвящен­ные Богу, и торжественные, в которых прославлялся монарх.

В средних жанрах изображались люди, по отношению к кото­рым читатель считал себя равным, и обычные в обществе ситуа­ции. К средним жанрам относилась прежде всего высокая комедия (в сравнении с низкой - простонародной). Она изображала и вы­смеивала пороки, которые можно встретить в повседневной жиз­ни высшего общества. Ее обычные персонажи - дворяне или бога­тые горожане. Величайший мастер этого жанра - Жан Батист Мольер, пьесы которого ставятся во всем мире посей день. Высокая комедия писалась обычно стихами, но могла быть и прозаической. Сатира, обличавшая пороки, не обязательно была смешной, хотя отдельные остроумные строки считались ее большим достоин­ством. Особую обширную область среди средних жанров составля­ла дидактическая поэзия - стихотворные нравоучения в форме поэм или коротких эпистол (буквальный перевод этого слова с ла­тинского - "письмо, послание”). К средним жанрам относились также любовные и философские стихи.

Среди низких жанров важнейшей была басня. В ней действо­вали либо животные, либо простые люди. Их неразумные по­ступки помогали читателю извлечь нравственный урок, что и оправдывало изображение "низкой” природы. Во французском классицизме высокого развития достигли такие жанры, как бас­ня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Ж. Б. Мольер). Именно в низких жанрах, образцы которых строятся не в иде­альной дали исторического или мифологического прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило раз­витие реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество которого вобрало в себя различные идейно­художественные течения и во многом определило дальнейшее раз­витие литературы. Собственно у Мольера комедия перестала быть низким жанром, его лучшие пьесы получили название "высокие комедии”, ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие об­щественные и нравственные проблемы века.

Правила композиции и стиля для каждого из жанров были различными, но существовало и общее для всех требование - яс­ность и логичность. Даже лирическое произведение стремилось не столько поразить или умилить читателя, сколько убедить. В траге­дии классицизма герой не просто действует и выражает свои чув­ства, но в первую очередь анализирует мотивы действий и чувств. Произведение обращалось главным образом к разуму читателя, и поэзия классицизма была поэзией разумного слова.

§ 2. Классицизм в русской литературе

Под влиянием французской литературы классицизм разви­вался в других странах Европы - Англии, Италии, Германии, России. Классицизм в России зародился во второй четверти XVIII в. в творчестве зачинателей новой литературы: А. Д. Кан­темира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. С классицизмом так или иначе связано творчество большинства крупных писа­телей XVIII в. "Мы стали вдруг народ уже новый”. Эти слова по­эта Антиоха Кантемира выражают самоощущение русских лю­дей петровского и послепетровского времени. В России все пере­менилось. Сам язык должен был вырабатываться заново. Вместо церковно-славянского литературным языком стал русский, но это произошло не сразу, и борьба за литературный язык завершилась только в творчестве А. С. Пушкина.

В этом изменившемся обществе именно литература взяла на себя задачу воспитания нового человека, в первую очередь дворян­ства. Для этой цели никакая поэтическая система не подходила

лучше, чем поэзия разумного слова - классицизм. В России он возник на совершенно особой исторической почве, поэтому и раз­вивался по-своему.

В эпоху" классицизма русская литература освоила сложив­шиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в обще­европейский литературный процесс, сохранив при этом на­циональную самобытность. В частности, русский классицизм характеризуют: сатирическая направленность (важное место в ней занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, не­посредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни); преобладание национальноисторической тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.); высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина), в которой получил прямое лирическое выра­жение патриотический пафос, характеризующий русский клас­сицизм в целом. Существенное место в русском классицизме за­нимает и жанр поэмы : военно-патриотической у М. М. Хераскова, философско-дидактической у М. В. Ломоносова, В. К. Тредиа- ковского и др. В конце XVIII - начале XIX в. русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предромантиче- ских идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской поэзии поэтов-декабристов.

Из всех поэтических жанров эпохи классицизма как в запад­ноевропейской, так и в русской литературе наиболее популярны­ми были драматические - трагедия и комедия. К ним же отно­сятся самые твердые правила классицизма. Первое и главное в них - строгое единство тона : в трагедии не должно быть ниче­го смешного, в комедии - ничего печального. Необходимо было также соблюдать единство действия : сюжет должен развивать­ся строго последовательно, без отступлений и побочных линий. Считалось, что запутанность действия притупляет интерес к глав­ным событиям. Во избежание этого предписывалось соблюдать единство места и единство времени : действие не должно выхо­дить за пределы одного города, лучше - одного дома, а еще луч­ше - одной комнаты; время же следовало, насколько возможно, приблизить к реальному времени театрального представления. Максимально допустимым временем действия были одни сутки. Единство места и времени считалось необходимым для правдопо­добия. Правила единства времени, места и действия (так называ­емые три единства) именно в эпоху классицизма были выражены наиболее четко.

Сюжет трагедии и высокой комедии должен был непремен­но включать все свои составные части: экспозицию, завязку, раз- витис действия, кульминацию и развязку. Каждой части соот­ветствовало одно драматическое действие, вот почему трагедии классицизма писались в пяти действиях. Каждое появление нового персонажа (явления) было связано с новым событием. Хорошо построенная трагедия классицизма очень динамична. Но непосредственно перед зрителем предстают не столько сами события, сколько сообщения о них и рассуждения по их поводу. Дело в том, что по античной традиции на сцене нельзя было изо­бражать смерть. Поэтому большая часть трагических событий (сражения, поединки) происходили за сценой. В виде исключе­ния герой мог только заколоть себя кинжалом, и то в самом конце пьесы - под занавес.

Изображать подобным образом подлинную историческую дей­ствительность или повседневную жизнь было очень трудно, поэ­тому начиная с XIX в. правила классицизма в целом перестали соблюдаться. В 90-х годах XVIII в. классицизм как литературное направление в России уже не существовал. Но удивительно то, что главное в традициях классицизма восприняли именно литератур­ные новаторы - Жуковский, Батюшков, Вяземский. Они пошли намного дальше своих предшественников в изображении сложных человеческих чувств. Но эти чувства новаторы, как и поэты клас­сицизма, выражали при помощи "разумного слова”. Девиз "ясно­сти и простоты” оставался и их девизом. Эту поэзию не случай­но называли "поэзией прекрасных формул”. Связь поэтов школы Жуковского с русским классицизмом во многом определяет значе­ние этого литературного направления для истории литературы.

1.Когда и где зародился классицизм?

2. Какое влияние оказала эпоха абсолютизма на развитие литературы?

3. Какие традиции искусства Возрождения нашли продолжение в класси­цизме?

4. Каковы основные принципы эстетики классицизма?

5. Что значит культ разума и принцип рационализма ?

6. Что значит принцип подражания природе ?

7. Что представляет собой художественный образ в классицизме?

8. Каким образцам стремились следовать писатели-классицисты?

9. Почему в искусстве классицизма появилась иерархия жанров?

10. Назовите высокие жанры и их отличительные признаки.

11. Назовите низкие жанры и их отличительные признаки.

12. Почему жанр трагедии стал ведущим в классицизме?

13. Какие жанры стали основными во французском классицизме?

14. Почему произведения Мольера получили название высокая комедия ?

15. Когда зародился классицизм в России?

16. Назовите русских писатслей-классицистов.

17.Назовите отличительные признаки русского классицизма.

18. Какие жанры стали ведущими в русском классицизме?

19. Почему жанр оды получил высокий уровень развития в русской литера-

20. Назовите правила драматургии классицизма. Что значит соблюдение единства места действия; единства времени действия?

21.Как строился сюжет произведений классицизма?

22. Каково значение классицизма для истории русской литературы?

Ключевые понятия: классицизм, исторические события, высо­кие жанры, трагедия, эпопея, ода. средние жанры, дидактиче­ская поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство места, времени и действия, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

(франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род . Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма , жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике , события в эпосе , драматический сюжет в драме ). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия , шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон ), трагические, элегические и пр. Со времён античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода ), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира ), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть ). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трёх стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают ещё и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.

Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определённому литературному роду, важен объём произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объёмом (объём романа, как правило, больше) и количеством освещённых проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей , являющейся ещё более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен ) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с её более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.

С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).

Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвящённые критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.

Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определённую эпоху, в творчестве определённого писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие ещё в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.

Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.

Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.