Сейчас много говорят и пишут о необходимости планирования в своей жизни. Действительно, когда мы знаем, чего хотим, ставим себе цели и задачи, уделяем им наше внимание, совершаем определённые действия для реализации своих планов, мы задаём вектор своей жизни, направляем течение нашей жизни по определённому руслу. Тогда жизнь приобретает смысл и становится управляемой. Если человек берёт на себя ответственность за всё, что происходит в его жизни, он не просто существует, а осознанно стремится создать вокруг себя такие условия, чтобы стала максимально комфортной и благополучной его жизнь, и жизнь других людей, с которыми он связан.

Но почему-то в жизни часто происходит так, что нашим планам не суждено сбыться... Вот вроде бы ты составил себе план, вроде всё идёт так, как надо... И вдруг - хлоп! - случается что-то такое, что совершенно на входит в твои планы! Мало того, это "что-то" мешает реализации задуманного, как будто жизнь начинает ставить тебе "палки в колёса"... Случалось ли у вас такое? Я думаю - не раз...

Мне всегда было интересно, почему так происходит, и что я делаю не так. Не так давно, лет несколько назад, я очень переживала, если что-то в моей жизни отклонялось от намеченного мною пути. Я воспринимала внезапно возникающие обстоятельства, как преграды и препятствия, создаваемые жизнью для того, чтобы я училась их преодолевать. Но чем больше я пыталась их преодолевать, тем больше новых препятствий возникало на моём пути. Я вырабатывала в себе настойчивость и упорство, ставила новые задачи, чтобы любыми путями получить желаемое, шла напролом, билась головой в закрытые двери, которые так и не желали открываться. И чем больше я боролась с обстоятельствами, тем больше чувствовала себя побеждённой... Я задавала себе вопрос - чем же так не нравятся Богу мои планы, если он хочет их разрушить?

1. Не торопите события . Конечно, нам всегда хочется поскорей, чтобы было всё и сразу, здесь и сейчас. Но дело в том, что когда мы начинаем отчаянно хотеть, мы создаём вокруг себя, в своём энергетическом поле, избыточное напряжение. Естественное течение энергии нарушается, концентрируется в одном месте, нарушается энергетический баланс. Чем сильнее мы чего-то хотим, тем медленнее это получаем! Нужно умерить свой пыл, снизить важность желаемого события, понять, что вы можете быть счастливы не только при каких-то необходимых условиях. Разрешите событиям происходить так, как они происходят. Скорость - не самое важное условие вашего успеха.

2. Если возникает много препятствий - остановитесь и задумайтесь! Всё во Вселенной стремится к равновесию, к гармонии. Самые благополучные решения в нашей жизни приходят максимально легко, как бы сами по себе, потому что во Вселенной работает закон наименьшего сопротивления. Вселенная не будет зря растрачивать свою силу и энергию, всё, чему нужно произойти - происходит мягко, плавно и естественно. А человек часто нарушает этот закон, сам себе возводит преграды, которые потом сам же пытается преодолеть, считая себя этаким борцом и бойцом. Не нужно быть донкихотами, если вы чувствуете, что в вашей жизни что-то "не идёт", подумайте, может Вселенная хочет предложить вам другой, более лучший вариант чем тот, который вы сами для себя нарисовали. Подумайте, принесёт ли то, к чему вы так стремитесь, действительно благополучие вам и другим людям? Или ваши планы нарушают планы других людей? Вселенная может выполнить ваш "приказ", если он будет во благо вам и другим, если он не нарушит естественного течения жизненной энергии. В противном случае, Вселенная создаст другой "макет" событий и обстоятельств. Если вы остановитесь, прислушаетесь и присмотритесь к происходящему, вы поймёте, что препятствия и преграды - знаки, которые подаёт вам Вселенная, чтобы вы смогли внести коррективы в свои планы.

3. Умейте отстраняться! Представьте, что вся ваша жизнь представляет из себя некий замкнутый круг, в котором вы находитесь, в котором вы крутитесь и варитесь. Часто, чтобы найти оптимальное решение своих задач, нужно на некоторое время уметь выходить из этого круга, смотреть на свою жизнь отстранённо, со стороны. Оглянитесь вокруг, в жизни много прекрасных и интересных вещей, которые достойны вашего внимания! Сходите в парк, полюбуйтесь природой, посмотрите какую-нибудь интересную выставку, отвлекитесь! Направьте на время ваше внимание туда, куда вы его редко направляете. Позвольте вашему сознанию отдохнуть от решения насущных проблем. И возможно, после короткого тайм-аута, вас осенит, как сделать всё наилучшим образом, появятся новые возможности там, где раньше вы не могли их увидеть!

Я уверена, что Бог прислушивается к нашим планам, и хочет нам помочь в нашем стремлении сделать свою жизнь лучше. Умейте и вы к нему прислушаться, воспринимая события своей жизни не как препятствия и неудачи, а как дорожные знаки, указатели, заботливо расставленные Высшими Силами на вашем жизненном пути!

Всем известно, что Вуди Аллен не только режиссёр-постановщик, но также сценарист и актёр, зачастую исполняющий главную роль в своих фильмах.

В последнем случае этот невзрачный, щуплый, теряющий решительность в самый ответственный момент очкарик приковывает внимание аудитории, даже если рядом с ним – кинозвезда мирового масштаба. Потому что его герои, своим неподражаемым чувством юмора и непринуждённой манерой сыпать колкости и остроты, дадут сто очков вперёд любой знаменитости.

Именно Аллен считается создателем жанра «интеллектуальной комедии», в которой серьёзность затрагиваемых тем уживается с насмешливой и иронической формой. Ему принадлежат такие проницательные изречения, ставшие афоризмами, как, например, "хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах", или "единственный способ стать счастливым - полюбить страдания". На основе многочисленных сценариев, интервью, выступлений на пресс-конференциях можно составить многотомный сборник цитат, шуток и афоризмов гениального Вуди. Мы предлагаем вспомнить некоторые из них.

"Не могу в это поверить. Мой доктор сказал, что я встану на ноги через пять дней. Он ошибся на 199 лет!"

"Спящий", 1973

"Знаете старый анекдот? Две пожилые женщины в пансионате в Кэтскилльских горах. Одна говорит: "Еда здесь просто ужасная". Другая отвечает: "Да, я знаю. И к тому же порции такие маленькие!" По существу, я так же воспринимаю жизнь: одиночество, неприятности, страдания, несчастья. И всё слишком быстро заканчивается."

"Энни Холл", 1977

"Язвительная статья в журнале это хорошо, но кирпичи и биты гораздо доходчивее."

Манхэттен, 1979

"Для тебя я атеист. Для Бога - лояльная оппозиция."

"Звездные воспоминания", 1980

Микки: Если Бог есть, почему в мире так много зла? Откуда нацисты?

Отец: Откуда я, чёрт возьми знаю, откуда нацисты – я не знаю, как действует открывалка!

"Ханна и её сёстры",1986

"Шоу-бизнес это грызня собак. Это хуже, чем грызня собак. Это, когда одна собака не отвечает на звонки другой, которая напоминает мне... Я должен проверить свой автоответчик."

"Преступления и проступки", 1989

"Я думаю, что все должно вернуться к тому факту, что у меня было очень тревожное детство. У моей матери никогда не было времени для меня. Знаете, когда вы... Когда вы средний ребенок в пятимилионной семье, вы не получаете никакого внимания."

"Муравей Антц", 1998

Дорис: У тебя нет ценностей. У тебя всё нигилизм, цинизм, сарказм и оргазм.

Гарри: Эй, во Франции я мог бы баллотироваться на должность с этим лозунгом и победить!

"Разбирая Гарри", 1998

"Вы очень сексуальны даже несмотря на то, что в определенном ракурсе похожи на Бенито Муссолини!"

"Тайна нефритового скорпиона", 2001

"Я услышал крики. Доел булочки, допил кофе и сразу примчался!"

Многие люди не рассказывают о своих целях потому, что боятся выглядеть пустозвоном в чужих глазах.
Но я знаю, что многие великие люди во всеуслышание декларировали свои цели для того, чтобы не было пути назад.
Я тоже стремлюсь достичь многого в этой жизни, поэтому декларирую
И пусть каких-то целей я не достигну из-за того, что они возможно станут неактуальны, но перед важными для меня целями я не отступлю.

Кстати если обратиться к народным традициям, то заметим, чаще всего совет — «не говорить о желании не никому, расскажешь — не сбудется». На вскидку: новогодние желания, когда звездочка падает, когда между двух людей с одинаковым именем, сколько мест «желаний» в каждой стране. Внешние ритуалы разные, но схема то в принципе сделать одна: что-то необычно, или в особенном месте, загадать желание, помалкивать о нем, дождаться его исполнения. Может что-то в этом есть? Таинство, магия, волшебство…

Это все страхи… Неуверенность в себе, заставляет человека молчать… желание быть лучше чем мы есть, это главная причина почему одни декларируют, а другие молчат в тряпочку:-) И те и те преследуют одну и туже цель… быть лучше, чем есть…

Конечно же наверное не стоит расписывать все подробности вашего плана, они нужны только тем кто хочет у вас этот бизнес забрать:-) А поделится с целями с кем-то считаю нормальной практикой…

Считаю это просто суеверием…

Пример: идет мужик в лес через село дрова рубить.
Его соседи спрашивают: ты куда?
Он: дрова рубить!

По вашей логике этот человек не нарубит дров из-за того, что рассказал о своих планах?

Как я понимаю, речь шла о больших планах, возможно, и не на один десяток лет. По-моему, ежедневные мелкие дела не стОит записывать в категорию планов.

Я на своем опыте почувствовала, как это бывает, когда твои знакомые «крутят пальцем у виска» Но совершенно не жалею, что они знают о моих планах. Тем весомее будет результат, когда приду к своей цели.

Я думаю, что нужно произносить свои планы вслух.Если ты их произнес, то хотя бы начинаешь движение к этой цели. Именно потому, что ты не хочешь выглядеть пустозвоном. Да, конечно, можно и не дойти. Но главное двигаться! Когда никого нет дома, я люблю читать книги вслух. Я быстрее усваиваю, о чем читаю. Потому, что я слышу.
И когда ты произнес, услышали другие и ты сам услышал, что ты сказал и запомнил. Стыдно не добиться этого, поэтому идешь изо всех сил.

Человек — существо сложное ввиду наличия большого количества психологических проблем (с) Я

Когда мы двигаемся к цели, хорошо, если нас кто-то или что-то при этом поддерживает.

* Если вас заставляет двигаться то, что вы прослывёте пустозвоном, свернув с пути к цели — используйте это!

* Если вас поддерживают люди, которые хотят, чтобы вы достигли этих целей — используйте это!

* Если множество недоброжелателей и завистников ставят вам палки в колёса, а вас это еще больше заводит — «всем назло сделаю!» — используйте это!

Хоть как-нибудь, что-нибудь может продвинуть вас на 1% к вашей цели — используйте это!

А бояться людей, своих мыслей и суеверий — не стоит, иначе они получат над вами власть.

2Yovel’: «…десяток лошадей — то хрен ему будет, а не реализация планов.»

Я правильно понял, что Вы выражаете собственное мнение, т.е. так «это» у Вас работает, так?

У каждого человека своя реальность, и каждый соответствует тому, во что верит — если Вы думаете: «А ведь фиг у меня что будет, если я расскажу им про мои планы», то соответственно и получите.

Но есть люди (я точно знаю), которые думают: «Обязательно расскажу как можно большему количеству человек, чтобы дорога была только в ту сторону — без обратного билета», и у них соответственно и получается.

Каждому по вере воздастся (я сейчас не про религию).

Константин Шпикат, да ненормально это если человек сам себя подпинывает своими же обещаниями другим людям. Глупо это как-то! И вряд ли сильно мотивирует.
А если путь поменялся, если желания были ложными? Что тогда все равно переть в этом направлении?
Допустим, студент поступает в ВУЗ и говорит всем: «Через 5 лет я закончу ВУЗ, стану классным специалистом в этой области». Но, проучившись год, он понимает что не его это.
Что делать? дальше нехотя учиться, лишь потому что обещал и не хочет быть пустозвоном? Или перевестись на другую специальность и учиться с истинным желанием?

IcyDream, всё верно, воспринимать общественное мнение всерьез — это нелогично. Вы правы!
.
Каждому нужна именно та мотивация, которая его мотивирует. Так, если кого-то мотивирует, что он всем уже рассказал, что будет долларовым миллионером и отступать «стыдно» — пусть оно его и продолжает мотивировать. Хотя, соглашусь, истоки такой мотивации идут от прислушивания к общественному мнению, что не есть гуд.
.
Предполагаю, человек сам поймёт, что если цель поменялась с развитием личности и ходом времени, то смысла в её достижении нет.
.
Мы говорим одно и тоже разными словами. IcyDream, как считаете?

Согласна, выбор мотивации — это личное дело каждого. И если такой способ кому-то помогает – факел в руки!

2Yovel’ : Хотя выражения «это работает у всех» и «скажи-молчи», на мой взгляд, категоричны,
.
…но Вы по-своему правы!
.
.
.
P.S. на психолога я не претендую — высказываю свою личную субъективную точку зрения

2Yovel’: Не вижу разницы между краткосрочными планами(мужик еще не рубит дрова, а идет туда и своем намерении сообщает соседу) и долгосрочными(мужик сообщает что эти дрова он заготавливает на зиму-весну, чтоб топить избу)….
Ему все равно что подумает о нем соседка… он знает что ему надо сделать и делает это… если вдруг он решил таки нарубить дров только на зиму, так как вспомнил что сена в этом году запас недостаточно и что это важнее чем дрова, то уверен ему опять же пофигу будет на соседку… Так как ему важно, чтоб лошадям и коровам жрать было что, а не что скажут о нем люди… и будет ли он пустозвоном:-)

Yovel’: О каком настоящем идет речь?:-) вы шутите? Если говорить о настоящем, то он бы ответил б соседке: просто иду! и все… не говорил бы куда и зачем идет!:-) так как будущее это то что он собирается делать: рубить дрова… а настоящее это то что сейчас делает: он идет…

Вчера у Макса Маршала (психолог, бизнес тренер) в подкасте подтверждение идеи «молчи о целях». Ранее у Игоря Осипенко, все та же мысль «разглашать не более 10% информации о целях». Учение Кастанеды и там совет не светится.

Yovel’: Вы занимаетесь игрой слов ради своей правоты… по моему я доступным языком объяснил… или нет? кто-то кроме вас не понял мою мысль?:-) отвечаю на ваш комментарий такой же манерой:
.
Вот иду я создавать яндекс.ру(типа его еще нет) проект… меня спрашивают — как дела — отвечаю: да вот, иду делать поисковую машину рунета…
.
Это не декларация будущих планов? ведь кроме того что вы сообщили о том что идете вы еще и сообщили о своих планах в будущем(создание мега-поисковика, которого еще никто не делал)!

Дмитрий, довольно сложный этот вопрос… В Кастанеде советуется вообще стирать свою личность, свою историю, сделать из себя дымку(туман) для других…
В Кастадене все жестко, никаких записей, никаких фотографий и прочего:-) вы должны быть для всех включая ваших родственников непредсказуемостью…
.
Максим Маршал для меня пока не авторитет, он конечно привлек мое внимание как тренер по развитию интуиции, но не больше:-)
.
Вообще мне кажется для каждого человека свой подход… некоторым это помогает, а другим наоборот…
.
Маленький пример из моей жизни:
.
Когда я был подростком я полюбил ходить летом на дискотеки… так вот однажды мы опять собираемся на дискотеку и я зову своего приятеля присоединиться к нам.. он сказал, что с радостью пойдет, но когда наступила суб. он утром сообщил что у его родителей нет денег и из-за этого он не сможет пойти на дискотеку…
Я тогда его спросил: а ты хочешь пойти?
Он ответил: конечно, но денег нет..
Я ему просто посоветовал пойти и заработать, что у него до вечера достаточно времени, чтоб заработать деньги на дискотеку…
Он: это невозможно, надо заранее это делать, а так спонтанна просто нереально!!!
Я тогда объявил, что это возможно и что я готов это доказать! Он посмеялся с меня и мы решили поспорить… просто так… без каких либо выгод, просто пари…
А дело было в Ялте…
Я сразу же пошел на набережную, за мной вся толпа подростков, чтоб наблюдать, что будет дальше:-)
И начал там тыкаться во все заведения(магазины, рестораны, кафешки) с предложением помочь…
После 4-5 попытки мне работники одного из ресторанов подозвали шеф-повара и он сообщил, что их ресторану очень нужны мидии и они готовы очень хорошо заплатить, если я наловлю их… с шеф поваром договорились и я пошел добывать мидии:-) наловил примерно 1кг мидий чистого мяса, что тогда стоило дороже обычного… и сдал в этот ресторан…
На эти деньги пошел гулять на диско, и мой авторитет поднялся в лице всех, а не опустился, как все утверждают… плюс после этого случая вся компания начала ловить мидии в этот ресторан:-)) и тот парень…

  • Дмитрий said:

    Изучаю лучшие мировые практики. Наполеон Хилл «Думай и богатей», гл.8 Седьмой шаг к богатству: РЕШЕНИЕ.
    Цитата: «Не забывайте и о том, что никто не откажется от перспективы стать богатым. Поэтому, если Вы делитесь своими замыслами слишком щедро, не удивляйтесь, что кто-то из слушателей опередит Вас в осуществлении Вашего (бывшего!) плана. Вашим первым решением должно быть: ухо востро, а рот — на замке.» Также он пишет (согласен с Андреем, IcyDream) о том, что посвящать в свои планы нужно только члена «мозгового центра» — человека, который поможет Вам в осуществлении одного из пунктов Вашего плана.
    Абсолютно разделяю эту точку зрения Н.Хилла. И нет оснований ему не верить — человек 25 лет писал эту книгу, обощая опыт сотен людей!
    Есть еще т.н. «сжигание мостов» — когда нет пути назад. Это великие решения сильных волевых людей. Здесь на карту ставится что-то очень значимое — жизнь, свобода, состояние. И здесь пустозвонство оборачивается потерей перечисленных ценностей.
    Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь!..

  • Антон said:

    Здравствуйте.
    Толчком (побуждающим фактором)для действия является

    «необходимость». Мы находимся в мире,в котором постоянно возникает

    «необходимость» что-то сделать — то спать хочется, то есть, то

    болезнь тела заставляет что-то делать и т.д. И так всю жизнь. Чем

    больше нужда, тем больше желание что-то сделать. Нужда рождает

    желание стать богатым.И чем она больше, тем больше и желание

    богатства. Вот и весь секрет движения большого и маленького, а

    соответственно и «успеха» большого и маленького.Проблема «успеха»,

    а точнее достижения спокойствия, заключается в избавлении от

    «необходимостей», которые суть проклятие — «проклята земля.. в

    поте лица твоего будешь есть хлеб»(Бытие,3.17). Именно достижение

    спокойствия (царствия Божия) и является нашим «успехом» и

    «богатством», которое мы пытаемся добиться внешним богатством. А

    царствие Божие только у Него.Остаётся только поверить в Распятого

    за нас на кресте.

  • Yovel" said:

    2Igor Fedorov:
    .
    «Yovel’: Вы занимаетесь игрой слов ради своей правоты… »
    - вы ошибаетесь.
    .
    «по моему я доступным языком объяснил… или нет?»
    - Нет. Вы этого не умеете.
    .
    «кто-то кроме вас не понял мою мысль?:-)»
    - А что, у вас была мысль стоящая понимания?!
    .
    «отвечаю на ваш комментарий такой же манерой:
    Вот иду я создавать яндекс.ру(типа его еще нет) проект… меня спрашивают — как дела — отвечаю: да вот, иду делать поисковую машину рунета…»
    - Ну и к чему «ЭТО»?!
    .
    «Это не декларация будущих планов? »
    - Нет — это комментарий текущего действия = констатация факта.
    .
    «ведь кроме того что вы сообщили о том что идете вы еще и сообщили о своих планах в будущем(создание мега-поисковика, которого еще никто не делал)!»
    - ну если вам не видно разницы между текущим и планируемым действием — вам надо развиваться, что-то менять в своём мировоззрении… возможно нужно к доктору (психотерапевту) сходить — он вам сможет подсказать КАК научиться слушать других людей

  • Владимир Познер - человек необычной судьбы. В 15 лет он впервые заговорил по-русски, а в 70 стал бесспорным лидером российской телевизионной журналистики. Телевизионное интервью с Владимиром Познером в программе Светланы Иванниковой и Игоря Пронина “Бальзам на душу” смотрите в эту субботу в 20.30 и в это воскресенье в 11.30 на LTV -7.

    Нет ничего интереснее человеческого мозга

    Как вас принято называть? Владимир или все-таки Владимир Владимирович?
    - Вы знаете, это зависит, прежде всего, от страны, в которой ты находишься. В России постепенно все больше переходят на американский лад и тоже называют без отчества. Хотя мне отчество нравится. Потому что оно дает возможность детализировать отношения. Можно сказать: “Владимир Владимирович - вы”, можно сказать: “Владимир Владимирович - ты”, можно сказать - “Владимирыч”. Мне нравится такая русская придумка, она мне по сердцу. Но когда незнакомый человек, намного меня моложе, звонит и говорит “Владимир”, я обычно добавляю: “Владимирович”.
    - Вас готовили к дипломатической карьере?
    - Ну, что вы, никогда. Во-первых, я долго не знал, что я русский. Мы жили за рубежом: папа уехал из Советской России, когда ему было всего 14 лет, в 1922 году он эмигрировал с родителями. И я довольно поздно узнал, что на самом деле он русский. И представления не имел, что есть имя-отчество, это все позже пришло. Нет, меня ни к чему не готовили. Единственное, что папа меня просил не делать, это ни в коем случае не заниматься кино. Он сам работал в кино, в американской компании MGM , и всегда говорил мне, что хуже кино нет ничего. Там все друг друга ненавидят, все страшно важные, надутые, напыщенные, абсолютно эгоманиакально концентрированные на себе. И я никогда кино и не занимался, впрочем мне это было и неинтересно.
    - А телевидение не имеет ничего общего с кино?
    - Я считаю, что телевидение ничего общего с кино не имеет, особенно то, чем я занимаюсь. Политическая журналистика это совсем не кино.
    - Как вы пришли к этой профессии?
    - Ну что вы… Я сначала думал, что буду биологом, физиологом, что буду открывать тайны мозга, что завершу то, что начал Иван Петрович Павлов. Я и до сих пор считаю, что нет ничего таинственнее и интереснее, чем человеческий мозг. Я в этом абсолютно убежден. Просто уже где-то на третьем курсе университета понял, что я не ученый, что у меня не тот склад ума, что это не мое. И слава Богу, что хватило в то время мужества, что ли, или глупости, закончив все-таки университет, отказаться от науки.
    Это очень огорчило моих родителей, которые думали, что у них будет сын-ученый, такого в семье не было. А я в то время решил, что буду переводчиком, буду замечательно переводить английскую поэзию, поэтов елизаветинского времени, то есть первой четверти XVII века. Я очень увлекался переводом и благодаря этому близко познакомился с Маршаком, изумительным человеком, у которого проработал два года.
    А потом совершенно случайно мне позвонил приятель и сказал, что организуется Агентство печати и новостей и они ищут людей со знанием языков. К тому времени я понял, что переводчиком я все-таки не буду, разве что для себя, для удовольствия, но не так, чтобы всю жизнь заниматься только этим. Так я отправился в АПН, и вот с этого началась журналистика, но сперва печать, потом радио и только потом телевидение.

    Сдержанность как часть профессии

    Может, имело смысл пойти в кино? Все-таки политическая журналистика в России на сломе веков - совсем не сладкое занятие.
    - Может быть. Меня приглашали сниматься, я в молодости, говорят, был довольно внешне недурен. gorodМеня приглашал Марлен Хуциев в свой знаменитый фильм “Застава Ильича”, но я отказался наотрез. Приглашали в театр, в “Современник”, играть в спектакле “Двое на качелях”. Я вообще, как Маргарита в “Мастере и Маргарите”, обожаю мастерство. А мастерство бывает только у профессионалов. Все вот эти любительские дела - это не мое. Дома - прекрасно, но когда любитель начинает всерьез заниматься чем-то, у меня это вызывает чувство, близкое к ненависти.
    - Ваше чувство, близкое к ненависти, чем бы оно ни было вызвано, вероятно, всегда очень тщательно скрывается. Для многих вы символ сдержанности и спокойствия.
    - Что касается работы, безусловно. Это стиль поведения, я стараюсь быть сдержанным и уравновешенным.
    - Такой стиль поведения должен сильно помогать вам, с тем же “ТЭФИ”. Как вам работается в Академии российского телевидения?
    - Сложно. Не мне вам
    говорить, что телевидение очень конкурентная среда. И поэтому все друг друга любят нежно. Зависти очень много, недоброжелательности. И это, конечно, сказывается. С этим трудно справиться, но тем не менее Академии вот уже 10 лет, и
    “ТЭФИ” - уже признанный национальный приз. Далось все нелегко, но мы сделали то, чего добивались. А то, что внутри свои тараканы, ну да ничего не поделаешь.
    Время, когда не надо будет переводить
    - Владимир Владимирович, а почему вы переводили только с английского? Ведь французским вы тоже владеете.
    - Я просто гораздо больше люблю английскую поэзию, нежели французскую. И вообще считаю, что у французов поэтов крайне мало, либо очень старые - Ронсар, предположим. Есть, конечно, Бодлер - замечательный поэт, или Верлен, но это, пожалуй, и все. Плеяда английских поэтов начинается с Шекспира, если мы говорим о его сонетах, ну и дальше: Джон Донн, Шелли, Китс, Байрон, Броунинг. Очень много. Что касается прозы, это вопрос другой. У французов, конечно, изумительная литература, но меня влекла именно английская поэзия.
    - Достаточно ли слов в русском языке, чтобы выразить эту поэзию?
    - Во-первых, нет такого языка, у которого нет достаточных средств для того, чтобы выразить что-то. Другое дело, что никогда и ни при каких обстоятельствах ваш перевод не сможет адекватно дать то, что есть в оригинале. И в этом трагедия. Потому что оригинал - он и есть оригинал, и он будет оригинал. И никогда ничего с этим не сделаешь. А перевод устаревает. Язык движется вперед, меняется. Вы попробуйте почитать переводы, очень причем недурные переводы, Щепкиной-Куперник. Вы поймете, что это уже не тот язык. Бывают переводы такого масштаба, что вроде бы уже к этому второй раз не подойти, но это неверно. Язык перевода устаревает. Не говоря уже о том, что он все равно передает, если вам очень повезло, процентов 70-75 первоначального смысла.
    - Может быть, мы придем к такому времени, что будем переводить с русского на русский?
    - Может быть, мы вообще придем к такому времени, когда не надо будет переводить. Когда люди будут все-таки знать такое количество языков, когда, по крайней мере, великие языки великих литератур (а их не так-то много) будут более доступны.
    - Как вы с вашей любовью к Шелли, к Китсу нашли свое место в современной Москве?
    - Все это произошло не в одночасье. Шелли я полюбил очень давно. И в квартире, в которой сейчас живу, живу, между прочим, с 1975 года. Но если вы имеете в виду, что деньги и любовь к Шелли плохо совмещаются, то я полагаю так, что если твоя цель в жизни это деньги, тогда, наверно, да. Многое другое отпадает, кажется вторичным и так далее. Моя цель никогда не была таковой. Другое дело, что я считал и считаю, что особенно в нынешнем мире, в российском мире, без денег не прожить и, более того, надо иметь их определенное количество, чтобы чувствовать себя спокойно. За эти годы я семь лет проработал в Америке, написал там бестселлер, который принес мне, в общем, довольно много денег, и таким образом сумел себя обеспечить. Я далек от олигархического состояния, мягко говоря, но я могу себе особенно ни в чем не отказывать и жить так, как я люблю жить, то есть путешествовать, ходить в мои любимые музеи, читать мою любимую литературу. И если я вдруг захочу завтра взять и улететь в Париж, просто потому что захотелось в Лувр, я могу это сделать. И это благодаря тому, что я могу купить себе билет. Я на деньги смотрю как на инструмент, который позволяет человеку делать то, что он хочет. А если деньги самоцель, а такие люди есть, для которых деньги самоцель, ну это другая жизнь. Я ее не осуждаю, просто это не мое.

    Это, конечно, любовь

    У вас второй брак. Удачный?
    - Учитывая, что этому браку уже 35 лет, то да, он замечательно удачный.
    - По расчету или по любви?
    - Вы знаете, вообще-то говоря, первый мой брак, который длился почти 10 лет, развалился, на мой взгляд, очень трагически и очень тяжело и для моей первой жены, и для меня - рвало сердце, как говорится. Мы остались близкими людьми, просто не получилось по ряду причин. Вскоре после того, как это произошло, я встретил свою нынешнюю супругу и, вообще-то говоря, на этом стыке я бы никому не советовал опять жениться. Надо время, чтобы отойти от того, что было, и как-то найти равновесие. Но так случилось, что, когда я ее увидел, она меня совершенно поразила. Тогда не было, конечно, мысли, что это моя будущая жена, но она врезалась мне в память. И через два года после того расставания мы стали жить вместе. Это, конечно, любовь, что же еще.
    - Ваша семья, кроме вашей супруги, это еще и ваша дочь…
    - Это дочь от первого брака, Катя. Она композитор и пианист. Но живет, к моему большому сожалению, в Берлине. Сожаление двойное. Во-первых, она не рядом, а я очень скучаю по Кате. И во-вторых, потому что в течение многих лет я Германию ненавидел. Я военный ребенок и очень хорошо помню оккупацию в Париже, помню, что такое нацизм, помню, как отец показывал мне документальные ленты с Нюрнбергского процесса, снятые в концлагерях, в том числе и самими немцами. И из всех стран, куда бы мне не хотелось, чтобы моя дочь уехала, конечно, Германия была на первом месте. Но вы знаете, англичане говорят так: “Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах”. Она уехала в Германию с мужем, там разошлась с ним через некоторое время, но осталась жить в Берлине. И, в общем, ей там хорошо. Особенно хорошо, поскольку все-таки в Германии культура музыки, классической музыки, очень высока. Так что она там преуспевает и как пианист, и как композитор.
    - Ваша мама многое дала вам в этой жизни?
    - Это особый разговор для меня. Она была такая миниатюрная женщина, француженка, родившаяся в разорившейся аристократической семье. Аристократизм, правда, относительный, потому что баронство было подарено Наполеоном, то есть это был не то чтобы очень древний род. Она была человеком очень сдержанным, немногословным, очень сильным. Она была однолюб: вот полюбила моего папу, и все. И хотя первые пять лет моей жизни я отца не знал, потому что он не очень меня хотел, и мама взяла меня и уехала от него. И через пять лет он за ней приехал. Мог бы не приехать. Внешне мама была чрезвычайно приятная, я бы сказал, красивая. Больше всего на свете любила своих детей - меня и моего младшего брата. Но никогда ничего особенного о своей любви к нам не говорила. Когда пора было идти спать, она подставляла щечку для поцелуя. Я даже не помню, чтобы она меня обнимала, только когда я был совсем маленький. Но я помню, когда мне было четыре года, она в первый раз стала мне читать перед сном “Приключения Тома Сойера”. Я, наверно, не знал, насколько она для меня важна и насколько я ее люблю, пока она не ушла. Я думаю, для многих это так. Я родился в день ее рождения, в День дурака, 1 апреля, так что я был своеобразным подарком. На самом деле она научила меня очень многому. Она научила меня вести себя, ценить хорошую еду и вообще привила мне вкус к одежде, к музыке, к красивому, она научила меня готовить. Но все это как бы не уча, как бы между прочим. И конечно, то, что мы с братом открыли маленький французский ресторанчик в Москве и назвали его в ее честь - “Жеральдин”, это совершенно логично. Она прожила непростую жизнь, потому что когда папа привез ее, очень буржуазную все-таки даму, из очень обеспеченной Америки в Советский Союз в 1950-х годах, это был культурный шок, передать который словами вообще невозможно. Для нее осталась только семья. У нее были здесь друзья, но это была абсолютно ей чужая страна, и не потому что она плохая, или коммунистическая, или какая-то еще, а потому что по всему это была чужая ей страна. К счастью, начиная с 1968-го, она могла ездить раз в два года во Францию, так что это немножко скрасило ей жизнь.

    Уроки Звейниекциемса

    Есть у вас какие-то особые воспоминания о Латвии?
    - Я в свое время довольно много ездил и в Литву, и в Латвию, и в Эстонию. С Латвией у меня связаны интересные воспоминания. Когда я расходился с моей первой женой и находился в очень тяжелом состоянии, я уехал в рыболовецкую деревню под Ригой - Звейниекциемс. Я приехал туда, ничего не зная, подошел к первому дому, из которого вышел человек, такой подтянутый, военного телосложения, и спросил, нельзя ли снять у него комнату. На что он сказал: “Русским не сдаем”. Тогда я быстро перешел на немецкий, и мы с ним тут же договорились. Потом выяснилось, что он отсидел 10 лет в Сибири и, когда началась война, был с немцами, стрелял в советских. Жена его была гигантская белокурая дама, которая хохотала так, что весь дом трясся, и угощала таким особенным блюдом - сметана с огурцами и с селедкой, которое я терпеть не мог, но делал вид, что очень вкусно. Каждый день я уходил на маленьких траулерах в море на ловлю, и потом мы вместе коптили угря и выпивали. Люди были неразговорчивые, надо сказать. Самый болтун говорил, может быть, три слова в час. Мало говорили, много пили. Но вы знаете, за этот месяц я как-то успокоился. Мне с ними было хорошо. Может быть, с тех пор я очень хорошо понимаю настроение Прибалтики, очень хорошо знаю историю. Когда удивляются, за что не любили русских, я говорю: “А за что любить-то?” Так что к Балтии у меня слабость.

    Долгосрочные прогнозы, такой как "Глобальные тенденции - 2025", давать тяжело: мол, пиши, все что хочешь, никто не проверит, ведь до 2025 года осталось каких-нибудь 16 лет. Тем не менее, о тенденциях можно говорить даже на такой длительный срок, несмотря на пословицу "Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах".

    Центр современной миросистемы, Соединенные Штаты Америки, вступили в период своих Имперских конференций. Это значит, что доставшаяся им по наследству от Британии великая империя постепенно слабеет. Основной фактор здесь – снижение доли США в ВВП мира. Согласно теории контрольных пакетов контролировать мир может та страна, чей ВВП превышает 50% от мирового. Когда-то, в XIX веке, такой страной была Великобритания. После Второй мировой войны – США. Однако теперь американцы контролируют лишь 22% мирового ВВП. Этого мало даже для блокирующего пакета. Поэтому, учитывая экономический рост в других регионах мира, влияние США будет слабеть.

    Наиболее вероятные конкуренты – Европейский союз и Китай. ЕС контролирует 22% мирового ВВП и в случае создания дееспособной федерации способен вступить в противоборство с США уже сейчас. Правда, тут стоит вспомнить ироническую модель британского писателя-сатирика Сирилла Паркинсона. Он писал, что в результате рыночной конкуренции обычно всегда остаются две компании – агрессивный мужской концерн и слабая женская фирма, которые и делят меж собой рынок. Вполне возможно, что в силу этого союз между американцами и европейцами сохранится, но роль последних в рамках НАТО усилится, и ЕС получит громадную зону влияния вокруг своих границ, распространяющуюся на Африку, страны СНГ, Ближний Восток. В этом случае возможно создание гигантского «евразийского» объединения, второго издания Римской империи, куда бы могли войти «белые» народы, такие как европейцы, арабы и даже русские. Иначе говоря, перспектива ЕС, как мне кажется, – расширение за счет арабских стран Ближнего Востока, России и СНГ и выход к естественным пределам, каковые для него могут пролегать либо по границам Персии (как они пролегали и для Рима), либо скорее по границам Индии. Этот сценарий вероятен, если только арабам не удастся создать собственное единое государство.

    Если темпы экономического роста в Китае сохраняться и не произойдет разрушительной антикоммунистической революции, то претендент номер два на мировое господство – КНР. Для выхода на стартовый рубеж ей хорошо бы как минимум удвоить свой ВВП, который составляет примерно 10% от мирового. До этой же поры китайцы, скорее всего, будут придерживаться тактики поддержки США как глобального лидера, подобно тому, как США поддерживали в этом качестве Британию в начале ХХ века.

    Таким образом, скорее всего, возникнет модель, при которой США будут единственным глобальным лидером , ЕС получит автономную (но зависимую от США) зону влияния вокруг своих границ, Китай будет поддерживать Америку и постепенно усиливать своё влияние в Юго-Восточной Азии.

    Прочие державы будут играть подчиненную роль. Например, . Она может выйти на уровень современного Китая только через 10-15 лет, но к тому моменту КНР обгонит её. Иначе говоря, она будет играть очень серьезную роль, но не будет сверхдержавой.

    Прочие государства, такие как Индонезия, Бразилия, Турция, Иран, Пакистан и другие, либо мало населены, либо экономически слабы для того, чтобы ввязаться в Большую игру. Поэтому их роль, даже при удачном экономическом развитии – державы регионального ранга.

    Есть, правда, и еще один сценарий, разрушающий Большую игру. Ранги держав действительно определяются экономикой, но не только ей. Существует возможность быть влиятельным в мировом масштабе, не имея могущественной экономики. Это хорошо показывает пример Франции. Я называю такие страны державами полного цикла. Это значит, что государство, имеющее неплохую (как минимум) экономику, население в 50-60 миллионов человек, атомную бомбу и включенное в систему дипломатических союзов, может обладать серьезным влиянием на мировой арене.

    Франция – именно такое государство. Обладая влиянием в ЕС, долговременным союзом с Германией, колоссальными дипломатическими связями и бомбой, французы оказывают на мировые дела большее влияние, чем например Турция или Египет – страны с сопоставимой численностью населения.

    Путь России – это путь строительства державы полного цикла . Бомба у нас уже есть, необходимо наработать систему дипломатических связей, в том числе в ближнем зарубежье, добиться влияния в западных политических институтах (прежде всего, ЕС и НАТО), консолидировать вокруг себя страны бывшего СССР – и тогда у нашей страны есть все шансы встретить 2025 год в ранге великой державы, даже несмотря на то, что с точки зрения размеров экономики мы вряд ли догоним тот же Китай.